«Знание от состояния»
«Знание от состояния» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 9 марта 2017 года, Навадвипа, Индия
- Паломничество на Кайлас (00:00)
- Загадай желание (09:01)
- Говардхан (11:00)
- Гигантские деревья (20:05)
- Поклонение Ганге (26:07)
- Знание от состояния (27:58)
- Долгое погружение (35:11)
- Главная богословская ошибка (43:18)
- Влияние окружения (46:22)
- Святость вне праведности (51:11)
- Рай для праведников (55:29)
- Знание пробуждает гордыню (01:02:13)
- Недопонимание (01:13:36)
https://www.youtube.com/watch?v=jzEe6rrwh2M
Знание от состояния
# 00:00
Паломничество на Кайлас
Б. Ч. Бхарати Свами: Он про Мадхавендру Пури говорит. Ну ладно, что ж тогда все на сегодня, да? А вы в Пури еще не ездили, сейчас поедете?
Слушатель: Мы в Экачакру сначала поедем.
Б. Ч. Бхарати Свами: Отсюда в Экачакру, а потом в Пури?
Слушатель: Отсюда в место явления Гурудева.
Б. Ч. Бхарати Свами: Бурдван?
Слушатель: Нет. Место явления Шридхара Махараджа, потом в Экачакру, оттуда до Калькутты, а из нее в Пури.
Б. Ч. Бхарати Свами: Понятно, но в Экачакре вы уже были? А, нет, вы только поедете.
Слушатель: Ну вообще были когда-то, там, где Божества большие.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, Ачарья Махарадж построил. Это место, где Пандавы прятались от Дурйодханы, Экачакра. Там родился Нитьянанда Прабху. В «Махабхарате» упоминается Экачакра.
Слушатель: А вы во Вриндаван, да, потом?
Б. Ч. Бхарати Свами: Мы во Вриндаван, на Говардхан, потом, по-моему, в Харидвар, да?
Слушатель: В Варанаси сначала.
Б. Ч. Бхарати Свами: Сначала в Варанаси, потом Вриндаван, а потом Харидвар? Потом?
Слушатель: Ришикеш.
Б. Ч. Бхарати Свами: Потом, небось, в Дхармасалу, Манали, Гималаи и Кайлас. Когда-нибудь надо на Кайлас нам сходить, но это дорогое удовольствие.
Слушатель: Сильно дорогое, в смысле по здоровью?
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, там надо получать пермит, это не просто визу китайскую, а разрешение на посещение. Это же оккупированная территория, там какие-то особые разрешения, надо выяснить, но и физически сложно, но если задаться целью…
Слушатель: Давайте поедем.
Б. Ч. Бхарати Свами: Если через Непал, то дешевле. Если через Китай, это сначала надо в Лхасу прилетать, столицу Тибета, и там 1200 км в горах ехать на Кайлас, а из Непала прямо сразу попадаешь туда.
Слушатель: На следующий год можно.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну это сложно, это реально в горах.
Слушатель: А когда оно…
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну вообще август-сентябрь самое лучшее.
Слушатель: Давайте в августе.
Б. Ч. Бхарати Свами: Вот если Мария Борцова.
Слушатель: Я согласна.
Б. Ч. Бхарати Свами: А вы сможете вот эти все… У Санджива надо расспросить, он тоже хочет, значит, надо расспросить, как пермиты эти получать в Непале, потом брать автобус. А потом что это, это же не вайшнавская святыня, там просто Господь Шива живет, и всё.
Слушатель: Всё, тема закрыта.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну давайте, если организуем, пойдем. Но это тяжко, это половина проклянет вообще, что решили пойти.
Слушатель: А рюкзаки на себе надо нести?
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, там идут шерпы, эти портеры, им можно отдать, они за тобой несут рюкзак.
Слушатель: А почему тяжело тогда?
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну это 6 000 м высоты.
Слушатель: А вы там были, да, Махарадж?
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да, я был.
Слушатель: Сколько дней?
Б. Ч. Бхарати Свами: Там Дарчен – это самый ближний населенный пункт к Кайласу, и там надо дня два, чтобы к высоте адаптироваться. Мы еще приехали в Лхасу и там четыре дня адаптировались. Лхаса – это 4 000 метров, и там так немножко ведет от высоты, если непривычно. В Дарчен, поскольку мы ехали на машине, то мы и ехали четверо суток. Там нельзя быстро ехать, там ты подъезжаешь к КПП армейскому, тебе выдают такую бумажку, на которой написано, во сколько ты должен быть в следующем КПП. И если ты приехал раньше, значит, ты где-то там нарушил скорость и штрафуют. Если приехал позже, то тебя спрашивают, где ты был, не отклонился ли ты от маршрута. Там эта оккупированная зона китайцами. Ну и поскольку медленно едешь, по 300 км в день, четыре дня мы ехали и адаптировались. А если мы через Непал поедем, там надо будет в Дарчене дня 4-5 просто к высоте привыкать. Потом из Дарчена… Дарчен уже 5 000, а высшая точка возле Кайласа 6 000, а там тяжко. Ну и потом Господь Шива в ум влезает и постоянно тебе говорит: «Что пришел? Иди отсюда».
Слушатель: Прямо всем влезает?
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну я же не все.
Слушатель: Не всем же.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну не всем, кому-то он скажет: «Добро пожаловать. Спасибо, что пришел, я тебя здесь всю жизнь ждал».
Слушатель: Это где-то в сердце, дыхании, в голове, как эта тяжесть ощущается?
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну где-то там, в общем, это тяжко, кто не занимался горным спортом, тяжко.
Слушатель: А зачем эти люди едут туда?
Б. Ч. Бхарати Свами: Обойти Кайлас.
Слушатель: Парикраму?
Б. Ч. Бхарати Свами: Парикраму, да, а вот зачем?..
Слушатель: Это как Говардхан-парикрама?
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да, поэтому это не вайшнавская святыня, не знаю.
# 09:01
Загадай желание
Слушатель: Там желания можно загадывать, Шива исполнит.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, наверно, я не слышал, но думаю, что человеческой природе свойственно у любой святыни загадывать желания.
Слушатель: У святых.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, это в человеческой природе ко всяким святым… мироточенье, дерево бакула. Везде, где есть что-то святое, надо желание загадать. Как там Матрона Московская, да? Матрону Московскую привозили, да, там стояла десятикилометровая очередь или как ее звали?
Слушатель: Пояс привозили еще.
Б. Ч. Бхарати Свами: А была вот тут еще Матрона какая-то, чьи-то мощи? И там прямо очередь по набережной по этой…
Слушатель: До юго-западной стояла.
Б. Ч. Бхарати Свами: Чуть ли… ну не до юго-западной…
Слушатель: Ну до университета точно.
Б. Ч. Бхарати Свами: До Воробьевых гор.
Слушатель: Потом ее в Патаю привезли.
Б. Ч. Бхарати Свами: Я к чему, там стояла очередь десятикилометровая, а в Патае можно приехать и вот она, она же и никаких очередей.
Слушатель: Нет очередей вообще, никто и не верил сначала.
Б. Ч. Бхарати Свами: Она в Патае себе лежит. Патая – хорошее место, поэтому все матроны туда едут.
# 11:00
Говардхан
Слушатель: Махарадж, у нас тут возникла некая…
Слушатель: Подтверждаете ли факт.
Б. Ч. Бхарати Свами: Мы сейчас были с Мангал Махараджем на парикраме. Он сказал, что нельзя Шиве делать целую парикраму, а только половину.
Б. Ч. Бхарати Свами: Я не знаю.
Слушатель: Вайшнавам очень важно.
Б. Ч. Бхарати Свами: А мы же вот обходим Шиву.
Слушатель: Мы не до конца, мы [неразборчиво] не перешагиваем, это же Ганга по идее.
Б. Ч. Бхарати Свами: Вот здесь Божество Шивы, мы его не обходим, мы просто поднимаемся, кланяемся и уходим. Обходим?
Слушатель: Да, мы обходим.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну я не знаю.
Слушатель: Это просто были Шива-лингам во Вриндаване, Гопешвара, это храм один.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, да.
Слушатель: Вот там он сразу предупредил, сказал, что полностью нельзя. Мы Шива-лингам поливаем, обходим, но не до конца.
Слушатель: Может, это местное что-то.
Слушатель: Махарадж, а вы не поедете во Вриндаван, не поедете на Говардхан. Пожалуйста, скажите, как вы это все видите.
Б. Ч. Бхарати Свами: Я там так давно был, что ничего не помню.
Слушатель: Не помните уже?
Б. Ч. Бхарати Свами: Говардхан, там, ну вы там были, да? Вот этот холм Говардхан и на другом его конце, он такой длинный-длинный, на другом конце Радха-кунда и Шьяма-кунда, где Кришна и Радха предавались любовным играм в озерах. Всё, доходишь, разворачиваешься и идешь обратно в Матх.
Слушатель: Говорят, и здесь тоже есть Говардхан.
Б. Ч. Бхарати Свами: В Навадвипе представлен весь духовный мир: и Говардхан, и Говинда-кунда. Вот наш пруд – это Говинда-кунда, и Божество Гирираджа – это камень с Говардхана. А Мангал Махарадж сейчас там? Тогда вот Мангал Махарадж рассказывает нам.
Слушатель: Вы с ним свяжитесь, потому что был вариант, что он может приехать в Пури, может, он там остановится… (неразборчиво)
Слушатель: Там еще Тривикрам Махарадж сейчас.
Б. Ч. Бхарати Свами: Из Бразилии. Ну он же не спец по Вриндавану, не знает…
Слушатель: Кешавананда.
Б. Ч. Бхарати Свами: А кто это?
Слушатель: Это управляющий храмом Вриндавана, англичанин, он очень хорошо знает Вриндаван.
Б. Ч. Бхарати Свами: Он с вами пойдет по парикраме Вриндавана?
Слушатель: Он с нами ходил.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну всё, отлично.
Слушатель: Просто договориться надо с ним.
Б. Ч. Бхарати Свами: А на Говардхане эта немка, Ума, она до сих пор там?
Слушатель: Да.
Б. Ч. Бхарати Свами: Вообще, термоядерная тетка, уже лет 15 и не разу не уехала оттуда, живет там одна в пустыне.
Слушатель: Говардхан всё ниже становится?
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да, он большой, и каждый год он опускается на горчичное зернышко, так что когда-то это была целая гора. Там же история, какой-то мудрец нес его, мудрецу понравилась эта гора, он летел по небу и держал ее. Он попросил: «Говардхан, можно я перенесу тебя?» По-моему, это из Рама-лилы. Говардхан сказал: «Ну хорошо, но если ты остановишься, я останусь там, где ты меня поставишь. Вот он летел-летел по небу, и ему захотелось по-маленькому. Он опустил холм и дальше уже не смог его поднять. И Говардхан дождался прихода Кришны, он как раз опустил холм во Вриндаване. Но действительно Говардхан даже геологически имеет какую-то другую породу. Эта часть Индии совершенно плоская, там нет никаких возвышенностей, гор. И тут посередине Говардхан, причем он состоит из таких глыб. Вот как он там взялся? Видимо, кто-то его поставил.
Слушатель: Порода другая?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, там такие камни, он такой весь каменистый, а там песок и глина, обычная земля, как-будто его кто-то поставил.
Слушатель: Ни стого, ни с сего.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, ни с того, ни с сего. Там павлины гуляют, коровы. Там огромное количество обезьян, на Говардхане очень много обезьян живет, просто тысячи, целый народ, много-много, больше, чем людей.
Слушатель: Мы видели только коров огромных.
Б. Ч. Бхарати Свами: Обезьян не видели?
Слушатель: На Говардхане их немного, их очень много во Вриндаване.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну может быть, мы ходили, видели. Когда идешь туда, к Радха-кунде, их просто толпы, этих обезьян.
Слушатель: Во Вриндаване ночью.
Б. Ч. Бхарати Свами: А, может быть. Ну мы видели. Да? Помните, там столько обезьян было?
Слушатель: Очки мне сломали. Обезьян очень много. Люди за решеткой живут, а обезьяны свободно.
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, почему, на Говардхане даже в нашем Матхе, в храме они живут. Они везде, там их еще бананами кормили. Прямо на Говардхане, не во Вриндаване. Там отдельная история, мы две телеги бананов раздали, прибежали обезьяны со всего Вриндавана.
# 20:05
Гигантские деревья
Слушатель: Махарадж, еще такой вопрос, когда насчет Говардхана говорили недавно, там как будто бы все эти горы, есть, может быть, такая это теория или я не знаю… В общем, все эти горы гигантские деревья когда-то были. Там показывают срезы – шестигранники, такие вот плоские, обрезанные. Они были очень высокие, настолько, что если человек был рядом с этим деревом, как вы говорите, как гусенички… А эти деревья очень высокие, их чем-то спилили, и эти все горы…
Б. Ч. Бхарати Свами: Инопланетяне?
Слушатель: Нет, просто я думала, может быть…
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, я смотрел документальный фильм, называется «Аватар», там тоже огромные такие деревья, и там на них…
Слушатель: И летающие горы.
Б. Ч. Бхарати Свами: Летающие горы.
Слушатель: Может быть, еще осталось еще от предыдущей… Может быть, если люди высокие были, то и деревья.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да, большие деревья, но в пятой книге «Бхагаватам» описана география Земли, там говорится, что огромные деревья растут. Значит, Земля – это центральный остров Джамбудвипы, где мы живем, это круглый, плоский блин. И потом через океаны шесть кольцевидных островов, и посередине каждого кольцом идет горная гряда, и растет какое-то высеченное дерево. Вот Джамбудвипа, посередине растет дерево, джамбу – это яблоко, яблочное дерево, растет это яблоко. Потом на другом острове манговое дерево и т. д., но они гигантские, там сколько-то йоджан, сколько-то километров высотой.
Слушатель: 10 000 написано, если взять вот объем…
Б. Ч. Бхарати Свами: 10 000 километров?
Слушатель: Да, высотой они были такие.
Б. Ч. Бхарати Свами: 10 километров…
Слушатель: Целые горы.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, может быть, да. Именно с тех времен, с Трета-юги?
Слушатель: (неразборчиво)
Б. Ч. Бхарати Свами: Но там не говорится, что эти деревья падают, они как росли, так и растут. Никто не говорит, что их кто-то пилит, они растут всегда. Вы говорите, пни, но я не читал, что их пилят.
Слушатель: Там много фотографий, очень похоже.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну может быть.
Слушатель: Очень похоже на пни.
Б. Ч. Бхарати Свами: На пни, да?
Слушатель: Срезы эти, все там…
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну наверно.
Слушатель: Еще называют «столовая гора», абсолютно плоская.
Б. Ч. Бхарати Свами: Спилили, да?
Слушатель: Ученые не могут определить, чем. А спилили, чтобы мы не лазили туда.
Б. Ч. Бхарати Свами: 10-километровое дерево?
Слушатель: 10 000 километров.
Б. Ч. Бхарати Свами: Километров даже? То есть предполагается, что МКС, международная станция, летает на высоте 400 километров, а здесь 10 000, то есть там уже на Луне где-то.
Слушатель: Луна 380 000.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну прямо до Луны, а нет, 10 000 всего. Я ничего не могу сказать, может быть, это горы, может быть, это деревья.
Слушатель: Они же тоже дживы или нет?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Всё это очень просто проверяется, нужно смотреть не на гору эту, а на корни. Копать под этой горой, если там что-то наподобие корней, а корни, если высота 10 или 10 000 км, то корни… Это не просто гора должна быть, а остатки корней.
Слушатель: Там есть.
Б. Ч. Бхарати Свами: Тогда да.
Слушатель: Там есть в музее, они как огромные ветки.
Б. Ч. Бхарати Свами: Корни посмотреть, а ветки, стволы, деревья, пни – это одно. Дерево можно спилить, а корни-то не спилишь. Вырыть экскаваторами и посмотреть, там отходят эти вот, тогда да, значит, это деревья, а если это просто стоит штуковина, значит, гора.
Слушатель: Плоская Земля, вы говорили. Получается, везде ложь: там ложь, там ложь. А на самом деле всё по-другому.
# 26:07
Поклонение Ганге
Слушатель: Можно вопрос? А как мы должны поклоняться Ганге и почему?
Б. Ч. Бхарати Свами: Ганге. Ну вообще просто окропить себя.
Слушатель: То есть не надо там в воде три раза?
Б. Ч. Бхарати Свами: Шридхар Махарадж не одобрял, когда преданные бегали туда купаться. Гурудев рассказывал: «Мы мальчишками бегали, и Шридхар Махарадж сказал, что нужно с большим почтением поклоняться». То есть мы не купаемся в Ганге, а поклоняемся.
Слушатель: Даже три раза?.. (неразборчиво)
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну это на усмотрение, может быть, и можно. Но так, чтобы плескаться, Шридхар Махарадж не одобрял, там на скорость, кто быстрее переплывет туда-сюда.
Слушатель: Сам же он переплыл в свое время?
Б. Ч. Бхарати Свами: Гурудев переплыл, да, но он не купаться же пошел, он так хотел увидеть Шридхара Махараджа, что переплыл.
Слушатель: С собой воду брать?
Б. Ч. Бхарати Свами: Я не знаю, надо у преданных спрашивать.
Слушатель: Пить.
Б. Ч. Бхарати Свами: Пить. Ну наверно, я в этих вещах не очень. Если у вас есть чувство уважения, почитания Ганги, то, как себя вести, вы уже сами найдете.
# 27:58
Знание от состояния
Слушатель: Вот такой вопрос. Вы говорили, что когда Сарасвати Тхакур ушел, его ученики потеряли глаз духовный.
Б. Ч. Бхарати Свами: Шридхар Махарадж пишет в молитве, что «мы потеряли глаз».
Слушатель: А если у них был вопрос, как они находили ответ, если его уже не стало рядом?
Б. Ч. Бхарати Свами: С трудом. Какой ответ? Не находили.
Слушатель: Я не знаю, некоторые говорят, что какая-то связь должна быть, кто-то что-то чувствует, упоминали чайтья-гуру.
Б. Ч. Бхарати Свами: Шридхар Махарадж в молитве выражает свое отчаянье, свою грусть, свое горе, что учитель ушел и теперь я ничего не вижу, мы вообще потеряли зрение, так он пишет. Может быть, где-то надо принимать фигурально, иносказательно. Мы-то прекрасно знаем, что Шридхар Махарадж из близких спутников Рупы Манджари и у него у самого глаза есть. Но он пишет эту молитву, показывая, как преданным тяжело без Сарасвати Тхакура, что это не то, что был человек и не стало, дальше мы пойдем сами. Это горе.
Слушатель: А как же тогда те, кто не являются спутниками, а теряют своих родных?
Б. Ч. Бхарати Свами: Предаются, ищут кого-то, кому предаться.
Слушатель: А если находят, так же мучаются до следующей жизни.
Б. Ч. Бхарати Свами: Я это называю «знание от состояния». Когда человек входит в определенное состояние, он обретает то же самое видение, то же знание, как и кто-то из его предшественников тысячу, миллион лет назад. Я привожу такой пример, что в океане на разных глубинах живут разные рыбы. И если кто-то нырнул на десять метров, он увидел определенных рыб, там каких-нибудь скатов, где там живут эти рыбы. Он выныривает, его спрашивают: «Как выглядит морская фауна?» И он описывает, каких рыб он видел на этой самой глубине, каких-то акул, осьминогов. И спустя много лет, если другой человек нырнет на ту же самую глубину, он увидит то же самое. Если его спросить, что он видел, он опишет все то же самое, что его предшественник многими годами ранее. То есть это знание от состояния. Этому второму, третьему человеку необязательно изучать, какие рыбы обитают на глубине десять метров: если он на этой глубине оказался, то он это увидел. В этом смысле знание никогда не теряется. Духовный мир, как океан, имеет много-много пластов, и в них происходят лилы Кришны, Вишну, разных ипостасей Господа. Если преданная душа входит в определенное состояние, или на определенную глубину преданности, она видит то же самое, что видели ачарьи тысячу, две тысячи, миллионы лет назад, точно так же, как этих самых рыб. Поэтому знание никогда не теряется. Если мы грустим, что кто-то ушел из этого мира, и унес с собой это знание, и все эти стихи навсегда потеряны или эта молитва.
Мы читаем «Брахма-самхиту», на самом деле мы читаем молитвы Брахмы, пятую секцию, первую главу, ту, которую нашел Махапрабху. Всё остальное утеряно, то, что написал Брахма, и то, что в Ведах долго хранилось в свитках, первая книга, вторая. Сколько их было вообще, непонятно. Махапрабху в каком-то древнем храме на юге Индии нашел пятую часть, первую главу. И мы думаем: «Ну вот, навсегда потерялось все остальное, вдруг там что-то такое запредельное». Любой наш современник или кто-то из будущего поколения, окунувшись в ту же самую глубину, что и Брахма когда-то, исторгнет те же самые молитвы, они никогда не исчезнут. Он просто увидит то же самое, что и Брахма в пору откровений или следующий Брахма в другое творение. Перед ним откроется лотос игр Радхи-Говинды, и он изречет ту же самую молитву, и потом это будет потеряно. Мы не должны думать, что что-то одно потерялось и это навсегда. Или Сарасвати Тхакур покинул этот мир, забрал глаз, и больше никто никогда не увидит. Те из его близких спутников, или преданных, которые входят либо войдут в его круг, расскажут нам все то же самое. Может быть, немножко другими словами, но то же самое, потому что они в том же самом пласте бытия пребывают.
# 35:11
Долгое погружение
Слушатель: Как тогда достичь определенного состояния преданности, чтобы попасть туда?
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, это уже вопрос практический. Прежде всего должно быть жгучее желание, то есть никакое другое желание, кроме этого, не должно присутствовать. Как когда вы тонете, у вас только одно желание, вы оказались посреди волн, и у вас только одно желание – выплыть. Вы уже забываете, во сколько мне завтра вставать, кто мне чего задолжал, приготовила ли я детям еду, заплатила ли налоги. Только одно желание – выплыть, и всё. Потом, конечно, когда мы выплываем, мы вспоминаем, что я не поел… Когда вы тонете и вас уносит от берега в Пури, вы не думаете: «Так, я сегодня не позавтракал. А что я сегодня на ужин буду есть?» Еще непонятно, будет ли ужин, но ты думаешь: «А что же я на ужин поем?» Это называется поверхностное желание, а есть жгучее желание. Оно такое сильное, что все остальные желания отмирают. Я хочу только предаться Господу и только Ему служить. Это звучит фантастически, но представьте себе, что кто-то заболевает таким безумием: в этом мире больше ничего не существует, я хочу только предаться Господу, потому что в этом мире мне ничего уже неинтересно. И тогда ты погружаешься всё глубже и глубже. Не то что: «Я хочу служить Кришне, меня больше ничего не интересует», и раз – ты сразу на уровень Сарасвати Тхакура. Нет, это погружение долгое с соблазнами. Господь Бог проверяет, действительное ли это у тебя желание. Ты тонешь, тебе только до берега, и раз – у тебя тут картошка трех видов. И он смотрит, потянешься ли ты ее поесть по ходу дела или нет, мне только доплыть надо. Когда это желание вымещает в нашем сердце все остальные желания и все остальные образы, каковые есть производные от желаний. Если у нас нет желаний, мы ничего не увидим.
Мы вчера как раз это объясняли, что образы – это отраженные в экране ума наши желания. Мы посылаем желания, они отражаются из ума, из сознания видоизмененного. Мы посылаем желания, они отражаются от ума и уже возвращаются к нам в виде образов. То есть то, что мы с вами наблюдаем, слышим, вспоминаем, о чем мечтаем, что нюхаем, осязаем, – всё это есть отражение наших желаний. Как только у нас нет желаний, ничего не отражается и эти образы растворяются, остается образ Истины. Вначале, как в «Бхагаватам» говорится, это Истина, Брахман, Господь Бог в общем. Шридхар Махарадж говорит, что когда мы идем к горе, сначала она в общих чертах где-то там, в туманном мареве что-то такое. Потом мы приближаемся и уже видим деревья, тропинки, больших животных, снующих по склонам этой горы, еще ближе подходим и уже видим бабочек и траву. Так же и Господь Бог, по мере исчезновения желаний исчезают образы этого мира, его хотения и образ Всевышнего постепенно из марева проявляется. Сначала это просто Господь Бог, Аллах акбар, то есть Господь Бог велик. Какие очертания Он имеет, непонятно, но Он велик и я ничто пред Ним. По мере того, как мы приближаемся, Он принимает очертания, и уже при самой интимной близости это Господь Кришна Шьямасундар, Господь Похититель сердец. По мере приближения к Господу мы видим разные Его формы, ипостаси. И все, кто приближается к Нему на определенное расстояние, видят одну и ту же картину, тот же самый пейзаж. И если они составляют какие-то путевые заметки, которые называются откровением святых, то эти заметки совпадают.
Преданные или приверженцы других богословских традиций, их откровения удивительно похожи одно на другое, хотя они были незнакомы. Потому что, пройдя этот путь, они видели примерно тот же самый пейзаж. Как путешественник, который отправился на Ямайку и описал, как она выглядит. Другой путешественник тоже попал на Ямайку, и он опишет примерно то же самое, может быть, какие-то детали будут отличаться, но он то же самое опишет. Так же и святые, достигнув определенного уровня, они понимают, что вот оно всё – это Господь Бог, и я нашел здесь свое предназначение, свое место у Его стоп, и он так и остается, не идет дальше. Но Гаудия-Вайшнавы идут в самую сердцевину, где происходят самые запретные, или беззаветные, игры, где нет никаких правил, никакого уважения, а есть только эмоции, всё на эмоциях. Туда попасть невозможно, только за ручку по рекомендации святого, который оттуда и пришел. Потому что та область духовного мира субъективна, а не объективна. Она не предмет исследования, как Ямайка, мы приехали, посмотрели, вернулись и рассказали. Мнение Ямайки никто не спрашивает. Она просто стоит себе. Ты приехал, обплыл ее, посчитал всех бабочек, достал всех гусениц, засушил, листочки сорвал, сделал гербарий и рассказал, как все устроено. Но интимные области духовного мира субъективны, ты не можешь прийти, взять гербарий и потом рассказать как было, если сам остров этого не захочет. Если Господь Бог не захочет, ты просто мимо проплывешь. Поэтому туда можно попасть только со смиренным сознанием, только по рекомендации обитателей этого мира.
# 43:18
Главная богословская ошибка
Он не предмет исследования, Он сам наблюдатель, исследующий тебя, насколько ты готов к Нему приблизиться. Это главная богословская ошибка. Есть такая формула во многих религиозных течениях: все пути ведут к одной Истине. Казалось бы, звучит правдоподобно. Как бы мы ни поднимались на вершину горы, слева, справа, мы поднимемся на ее вершину. «Ты можешь верить в это, в то, можешь идти путем христианства, вайшнавизма, суфизма. Господь Бог един, и все пути ведут к Нему.» Казалось бы, такая замечательная, очаровательная формула, с которой не поспоришь. Здесь есть одно «но», при условии, что Истина действительно гора, которую никто не спрашивает, по какой дорожке я к ней поднимусь. Как Эверест, там есть какой-то западный, где легко пройти, восточный, где трудно пройти, и никто не проходил, никто не спрашивает. Вот пирамида, и можно так зайти или так. Но если принять во внимание, что высший мир, Прекрасная Реальность, сама решает, Она субъект, а не объект, то Она решает, что с этой стороны ты можешь ко Мне подняться, а с этой Я не разрешаю, или с этой стороны ты поднимешься только до этого уровня. Тебе нравится Меня исследовать и добраться до Меня? Но даже если Я разрешу тебе это, что не факт, Я разрешу только до определенной ступеньки, а дальше, с этого склона, Я не разрешаю тебе подняться ко Мне на вершину. Более того, если ты идешь без сопровождения за ручку, вообще вопрос снимается, ты вообще сюда даже шага не ступишь. То есть большинство богословских традиций не учитывают, что Господь Бог смотрящий, Он сам сознательный субъект. Они предполагают, что Он безмолвная Истина, которая слова вякнуть не может. «Вот я хочу до Тебя добраться, и все, Твое мнение меня не интересует.» Вайшнавы говорят: «Нет, Господь субъективен, а мы объективны, и Он допускает к себе, только если захочет. А если не захочет, у тебя нет ни одного шанса, ни силой ума, ни физической силой», где-то так. Поэтому на этом уже…
# 46:22
Влияние окружения
Слушатель: А можем ли мы вдохновляться теми, кто оставил эти заметки для нашего…
Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно, они для нас и оставили.
Слушатель: То есть для того, чтобы это желание стало таким жгучим и единственным, они нам передают этот вкус. Да?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да.
Слушатель: И если мы прогрессируем в смысле отказа от каких-то других желаний, да?
Б. Ч. Бхарати Свами: Я полагаю, что искусственно запретить себе что-то желать невозможно, и Арджуна подтверждает эту мысль. Кришна говорит: «Ты можешь на время отказаться от желаний, но душа устроена так, что все равно она чего-то желает. Покуда есть чувства, будут желания». И поставить себе задачу «я хочу только этого, а этого не хочу» – это будет механистическое упражнение типа тренировки в гимнастическом зале, это невозможно. Возможно вытеснить одним желанием все эти остальные желания, находясь в сообществе Вайшнавов, ну или в каком-то сообществе. Когда ты попадаешь в некую среду, то вдруг их эстетические предпочтения, тем более этические представления о добре и зле, вдруг становятся твоими тоже. Ты попадаешь в определенную среду и смотришь, что те, кто едят руками, какие-то варвары, а ты человек белый, ты ешь ложечкой. А со временем ты уже сам начинаешь есть пятерней, и даже не моя руки, есть. Потом опять возвращаешься в свою среду и думаешь: «Помутнение какое-то было, руками есть», что-то такое.
Когда первые европейцы пришли в Индию с посольством, по-моему это был генуэзский или какой-то из Италии посол, он показал культуру, как есть индусам этим неотесанным. У него были вилочки с двумя кончиками, с тремя, вилочка для омара, ножичек, ложечка для яичка. Он все показывал, как положено. И Индусы стали над ним смеяться: «А ты что, такой грязнуля, у тебя такие грязные руки, что ты не можешь просто взять и поесть? Тебе надо обязательно какими-то протезами, костылями тыкать, нанизывать что-то? Бери и ешь, что ты как животное». Когда мы попадаем в определенную среду, незаметно для нас мы принимаем этические нормы – что такое хорошо, что такое плохо, и эстетические – что такое красиво и что такое безобразно. Но если мы попадаем в среду Вайшнавов, среду садху, садху-санга, это может быть через чтение книг или общение, то незаметно для себя мы перенимаем их предпочтения. Мы читаем их откровения, и нам кажется, что это чудесно, как они живут. Например, какой-нибудь Симеон Пустынник несколько лет стоял на одной ноге на столбе в пустыне или как печерские старцы спускались в катакомбы, замуровывали себя и до конца дней там жили. Кого-то это вдохновляет, кого-то нет.
# 51:11
Святость вне праведности
Слушатель: Махарадж, вы говорили, что святые вне религий. Если они вне религий, значит, они достигли одной…
Б. Ч. Бхарати Свами: Есть праведники, а есть святые. Праведники те, кто соблюдают нормы той или иной религии, традиции, и праведники могут быть разные: иудейский праведник, христианский, мусульманский. Но когда-то праведность заканчивается, и это называется уровень беззаветной преданности. Есть заветы, библейское понятие завет – это закон или предписание; и праведность – это следование заветам, что такое хорошо и что такое плохо, соблюдение постов, каких-то этических норм. Но когда-то наступает этап беззаветной преданности, и там уже нет различий между ними, потому что они нарушают нормы своих религий ради служения. Но это очень высокий уровень, и большинство религий не признают святость вне праведности. Это «фирменное блюдо» Вайшнавов, они говорят, что есть праведность, а есть святость. Но когда-то я читал старцев из Валаама – это Север России, они как раз и говорят про святость вне праведности. Они всегда были такой оппозицией, отстраненной от официальной церкви.
Слушатель: Они могут попасть в те же игры, что и Вайшнавы?
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, без милости Вайшнавов они попасть не могут. Это не то, что вы идете по коридору и открываете двери. Вот вы свят, и вам открыты двери разные. Вы как бы оказались в большом коридоре, и там лила такая или такая-то область духовного мира. Та самая дверь, которую ангелы обходят стороной, а дураки в нее ломятся. То есть ты стал святым и тебе доступна любая лила. Нет, если участники этой лилы не согласны, хоть ты трижды святой, ты не попадешь. Я говорю, что святость – это понятие преданности, отвергнувшей праведность в принципе. То есть ты живешь не по правилам какого-то вероучения, а как тебе подсказывает сердце. В христианстве таких называли юродивыми. Они могли не поститься, крестик не носить – это безумие, вот они святые. Я сейчас не говорю про тех, кто имитирует или каких-то сумасшедших, я про юродивых, отрешенных старцев. И даже если ты стал юродивым святым, это не значит, что ты попадаешь в лилу Кришны. Без милости Вайшнавов ты не попадешь, тебе надо родиться в следующей жизни где-то среди Вайшнавов или повстречать их, снова стать праведником каким-нибудь или просто добропорядочным человеком и заслужить милость Вайшнавов, тогда они тебя допустят.
# 55:29
Рай для праведников
Слушатель: А как, когда приближаешься к определенному уровню, то видишь одно и то же. А если Господь – это ниргуна, это всегда разное. Попадая на этот уровень, ты можешь увидеть другое, чем увидел предыдущий.
Б. Ч. Бхарати Свами: Этот уровень – уровень преданности. Если твоя преданность достигла определенной глубины, ты видишь ту же лилу Господа. Может быть, ты попал в другой кадр. Если у тебя такая глубокая преданность, которая соответствует преданности армии обезьян или медведей у Рамачандры, то ты неизбежно увидишь лилу Рамачандры. Может быть, ты увидишь какой-то эпизод, куда попадешь, но это все… Уровень преданности соответствует определенной лиле. Ты поднимаешься по этажам и видишь на этаже определенную картинку, и тот, кто идет следом за тобой, тоже ее видит. Но это не статичная картина, там происходит лила. Чем глубже твоя преданность, уже минуя стадию беззаветности, про праведность вообще речи нет. Например, Юдхиштхира, старший из Пандавов, был олицетворением праведности, его так и звали – хранитель праведности. Юдхиштхира был хранителем праведности. Но он попадает в рай, то есть судьба праведника – это рай.
Слушатель: Он же согрешил.
Б. Ч. Бхарати Свами: Юдхиштхира никогда не согрешил, ни одного раза.
Слушатель: Когда он Драупади…
Б. Ч. Бхарати Свами: Юдхиштхира? Вы с Дурйодханой путаете.
Слушатель: Ну он же играл в карты, царство свое проиграл. Драупади – это не грех?
Б. Ч. Бхарати Свами: Они же его собственность, жена вообще вещь, дверная ручка: взял, открутил и поставил на кон. Нет, Юдхиштхира был честный, на этом его и подлавливали. Он всегда хранил свое слово, он праведник, и это его и губило часто. Там была история, уже во время битвы Дроне сказали, что его сын умер, да? Дроне сказали? А он говорит: «Я не верю, если Юдхиштхира скажет, тогда я поверю, а вы все лгуны. Юдхиштхира – единственный человек на Земле, который никогда не врет». И Юдхиштхира подтвердил, но он имел в виду слона, да? Так что Юдхиштхира был олицетворением праведности, и он попал в рай. Чтобы попасть в духовный мир, не на Вайкунтху, а во Вриндаван, нужно переступить праведность, и это уже святость. А уровень Юдхиштхиры – это праведность, но не святость, он праведник, а не святой. А святость – это состояние преданности, когда ты попираешь нормы. То есть ради того, чтобы послужить Господу, ты можешь нарушить те заповеди, благодаря которым человека называют праведником. Но это не значит, что когда ты достигаешь уровня готовности и вообще попрания заповедей, то дальше тебе открывается любая лила. Без протекции, кумовства со стороны тех, кто уже в этой лиле находятся, ты не можешь попасть в ту или иную лилу. История с Авраамом, когда он Израиля…
Слушатель: Уводил народ?
Б. Ч. Бхарати Свами: Убить хотел сына, а как его?
Слушатель: Исаак.
Б. Ч. Бхарати Свами: Его Исаак, но потом его назвали Израиль, поэтому называют «народ Израилев», то есть все евреи от этого самого мальчика, которого Авраам должен был убить, произошли. Он, собственно, иудейскую религию и создал. Если б Авраам его все-таки, как ему Бог сказал, убил, сейчас не было бы всего ужаса, который творится на Земле. Потому что у них газеты, пароходы, заводы, банки, оружие, система образования, телевидение, кино, всё это они. Вот если бы он тогда, сейчас все на Земле было бы замечательно, заводы, банки, телевидение были бы в правильных руках, и никто бы никого не обманывал.
Слушатель: Наши.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну что, на этой веселой ноте тогда…
Слушатель: Можно спросить?
Б. Ч. Бхарати Свами: Пожалуйста.
# 01:02:13
Знание пробуждает гордыню
Слушатель: Просто вчера обсуждали и решили спросить у Вас. Можно ли испытать влияние тех, кто изучает писания?
Б. Ч. Бхарати Свами: Можно. Если ты изучаешь писания без одобрения или прямого указания Вайшнава, это гьяна-йога. Ты обретаешь знания, а они дают власть над миром. Если тебе преданный сказал их изучать, это бхакти. Если ты трудишься где-то и поддерживаешь миссию Свами Махараджа или Сарасвати Тхакура Прабхупада, то это бхакти. А если ты на той же работе зарабатываешь те же деньги, но поддерживаешь себя, свою семью, дела, то это карма-йога. Всё зависит от отношений. Шрила Прабхупада Сарасвати Тхакур говорит: «Религия – это правильное отношение к предмету».
Слушатель: Нужно изучать священные писания или всё-таки служить Гуру Махараджу, а он уже скажет?
Б. Ч. Бхарати Свами: Видите ли, я не случайно сегодня ввел такой термин «знание от положения». Если вы обретаете бхакти той или иной глубины, то знание, которое вы будете получать, читая книжки, вы получите ничего не читая, даже если вы ни одной книги в жизни вообще не прочтете и будете совершенно безграмотны. Как Гауракишор Бабаджи Махарадж, он писать не умел, читать не умел, он даже своего имени не мог палкой на песке написать. Но Сарасвати Тхакур, который в 19 лет уже был профессором университета, принял его как своего учителя. Всё зависит от преданности. Поэтому мы можем десятки лет изучать санскрит, писания, наизусть выучить не просто Веды, а труды наших учителей. Но если мы не выполняем севу, преданное служение, это будет просто информационный мусор. Мы можем блестяще отвечать на вопросы, у нас шлоки будут отскакивать от зубов, но это будет мертво, это будет не бхакти. С другой стороны, если мы служим духовному учителю, то когда-нибудь мы откроем книгу и увидим: «А мы же это всё знаем», потому что знание изнутри открывается, из опыта. Ведь священные писания – это опыт предыдущих, первопроходцев, или путешественников в страну преданности. А если мы уже преданные, совершаем севу, то есть отправляем свою преданность, осуществляем ее, то мы узнаем всё то же самое, что и они.
Шриле Гурудеву Шридхар Махарадж вообще разрешил читать… Он говорит: «Я что-то около 60-ти лет впервые стал читать «Джайва-дхарму». Шрила Гуру Махарадж мне разрешил только к 60-ти годам ее прочесть». А мы, услышав мантру, сразу начинаем «Джайва-дхарму» читать, потому что это основная книга Бхактивинода Тхакура, а Гурудев ее в 60 лет читал. То же самое и с книгами Рупы Госвами некоторыми. То есть те книги, которые Вайшнавы нам разрешили читать, мы читаем, а если не разрешили, мы просто понимаем, что без определенной подготовки, уровня бхакти, преданности, мы эти книги поймем неправильно.
Слушатель: То есть такой запрет на это, но если разрешено читать…
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, нет запретов. Нет такого, есть список запрещенной литературы. Как карта ляжет. Если вы чувствуете, что вас жизнь сама как-то приводит к этой книге, к этому блоку знаний, не сопротивляйтесь. А вот самому совершать сверхусилия, чтобы раздобыть… Вот я сейчас прочту «Джайва-дхарму» или «Аштака гопи-лила», что-то такое у Рупы Госвами. «Мне надо найти эту книгу», вы ищете, где же эта книга. Это всё гьяна, это не выраженное, подспудное желание блеснуть своей гьяной, своим знанием. Я когда пришел в наш Матх, тогда еще храм был на Автозаводской, под крышей, в Москве. И мы собирались по-вечерам или по-выходным, и к нам приходил один преданный, он был санньяси из Гопинатх Гаудия Матха мне как-то сказал: «Понимаешь, Аланкар, моя основная проблема, что я все знаю». Потому что он все писания, «Гиту» наизусть знал. «Моя, – говорит, – основная проблема, что я всё прочел и всё знаю. Я с тех пор его не видел, но он хороший преданный был.
Слушатель: А почему это проблема?
Б. Ч. Бхарати Свами: А он мне сказал, что у него вера ушла. Он много знает, знает ответ на каждый вопрос, и это для него стало рутиной. И потом уже я это вспомнил, когда Гурудев сказал, что не все писания наших святых нужно читать, потому что мы не всегда подготовлены. Одному эта книга пойдет во благо, а другому во вред. Но в целом, если мы осуществляем служение Гуру-варге, то знания становятся обузой, они только гордыню пробуждают. Шридхар Махарадж ввел такой термин, вернее, ввел его Николай Кузанский, «святое неведение», чем меньше знаешь, тем больше преданность, дольше живешь и крепче спишь.
Слушатель: Как же (неразборчиво)?
Б. Ч. Бхарати Свами: Не форсировать, если оно само приходит, принимать. Господь по своей милости дает нам ту порцию знаний, которую мы сможем переварить. В «Слове Хранителя Преданности» или «Субъективной эволюции» есть, Шридхар Махарадж говорит об этом, истина дается порциями. Как эта глава называется? Кто-нибудь читал вообще?
Слушатель: Порциями и какими-то промежутками, не всегда.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, ну вот порциями, по мере того, как мы готовы, Господь нам дает. Если мы говорим: «Дай нам больше», то происходит рвотный эффект. Вот этот Вайшнав мне сказал: «У меня проблема, что я всё знаю». Ну и потом он оставил санньясу, женился, стал баптистом, по-моему, или до этого стал баптистом или умер, я не помню, что там. То ли он оставил санньясу и умер, то ли умер и оставил санньясу, я не помню последовательности, или стал баптистом, что одно и то же. Он рассказывал, что у них в баптизме нужно раскрывать свои желания единоверцам, есть такое? Не скрывать. Да, точно, вот он мне говорил, что он стал проповедовать какой-то девушке и на каком-то этапе перестал скрывать свои желания. (смех)
Слушатель: Можно вопрос?
Б. Ч. Бхарати Свами: Может быть, всё на сегодня, потому что сколько же можно. Мы уже по второму кругу пошли.
# 01:13:36
Недопонимание
Слушатель: Я просто к тому, что тебе задает вопрос преданный, хочет узнать твое мнение, например, по какому-то вопросу. Мне нужно сказать о восприятии того или иного ворпроса, допустим, ответить там, как я считаю?
Б. Ч. Бхарати Свами: Поступайте, как считаете нужным.
Слушатель: Просто есть вероятность, что, может быть, я не так скажу и надо просто отсылать к гуру за этим ответом. Надо делиться этим?
Б. Ч. Бхарати Свами: Делитесь, конечно, как считаете нужным. Если вы чувствуете, что можете ответить, ну отвечайте. Есть разного рода вопросы. Когда Гурудев приезжал однажды, в один из его приездов в Москву преданные сняли пансионат где-то в Реутово, где-то там в Балашихе. И там была такая массовая инициация, человек 60 приняло. Ну и он говорит: «Есть какие-нибудь вопросы?» И там преданный встёт и спрашивает: «После того, как я принял инициацию, теперь чем мне кормить кота?» Гурудев сначала подумал, что ему неправильно перевели, потому что не может же человек такие вопросы задавать после инициации. (смех)
Слушатель: Человек не может.
Б. Ч. Бхарати Свами: (смеется)
Слушатель: Кот-то может. (смех)
Б. Ч. Бхарати Свами: Чем мне кормить себя? Ну давайте тогда на этой веселой ноте…
Слушатель: А что он ответил?
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну как-то он все это на шутку свел. Я думаю, что даже Гурудев не мог бы на это ответить. Но на самом деле спустя годы я понял, что человек искренне спрашивал, потому что теперь он стал вегетарианцем. Кормить ему кота мясными продуктами. Я только потом понял, что человека реально это беспокоило, но выглядело это очень смешно: «Чем мне кормить кота?» Кстати, часто недоразумения, конфликты происходят из-за того, что мы хотим какую-то мысль донести, но вкладываем ее в слова, формы, которые другими могут восприняться иначе, и мысль там искажается на подлете. Ты имеешь в виду одно, а тот понимает по-другому, но ты ничего плохого… и всё, вражда, война. Потом выясняется, что ты ничего плохого не имел в виду. Как в том анекдоте: «Да иди ты со своей кастрюлей!»
Слушатель: С утюгом.
Б. Ч. Бхарати Свами: Знаете этот анекдот? Мужик жил на первом этаже, соседка у него на девятом. Он постирал брюки, и ему надо их погладить. Он вспомнил: «У меня же соседка на девятом, пойду у нее утюг попрошу погладить. Вот он идет на 9-й этаж и думает: «Сейчас я ей позвоню, она мне откроет, я попрошу утюг, она скажет: «Зайдите, может, чайку, сосед, попьете?» Я зайду, завяжется разговор, я у нее останусь. Потом женюсь, у нас пойдут дети, вырастут оболтусами, она начнет меня пилить…» Как раз поднимается на 9-й этаж, звонит, она открывает. Он ей: «Да пошла ты со своим утюгом!» (смех) Вот как это с ее стороны смотрится? Звонок в дверь, сосед: «Иди ты со своим утюгом!»
Слушатель: Она же не знает предысторию.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, она же не знает, что у него в голове. Что-то сказали, и за этим словом целый воз наших намерений, наших чувств. А в этой фразе до нее донеслось что-то другое, и всё. Как в том анекдоте. В трамвае мужик говорит: «Рыбка, подвинься». И тетка думает: «Рыбка – это щука, щука – это рыба с зубами, с зубами – это зверь, зверь – это волк, волк – это собака, собака – это сука». «Товарищи, он меня обозвал!» Ну что, всё тогда давайте на сегодня.
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.