«Знание»
«Знание» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 18 апреля 2010 года
- Признаки знания, безразличие к счастью или несчастью других (00:00)
- Преданный Кришны не безразличен к духовному счастью или несчастью других (01:55)
- Помощь ближнему — помощь душе (03:19)
- Мир эксплуатации не должен затрагивать преданного (05:02)
- Преданный не связан никаким долгом (07:40)
- Что такое целомудрие? (08:34)
http://www.youtube.com/watch?v=LQQG5nbruj8
Знание
Признаки знания, безразличие к счастью или несчастью других
Слушатель: В первом случаем Он утверждает, что признаки знания – это безразличие к счастью, несчастью других, а во втором случает Он говорит, что Он с любовью относится к тому, кто сострадателен к другим. То есть в первом случает Он называет тех, кто считается знающими, во втором случае Он называет тех, кого Он любит.
Б.Ч. Бхарати Свами: Если человек просит разобраться в противоречии, то я здесь не вижу никакого противоречия.
Другими словами, в одном случае Кришна говорит: «Есть замечательные люди, мудрые люди», а в другом случае говорит: «Есть люди, которых Я люблю». Тут противоречий никаких нет.
Другое дело, что признаком знания Кришна считает не безразличие к счастью и несчастью других, а безразличие к мирскому счастью и несчастью. То есть если кто-то мучается от того, что потерял иллюзорные плоды своего труда, или, если кто-то мучается от того, что унизили его честь и достоинство, то признаком знания будет безразлично относиться к такому несчастью человека. Если кто-то считает, что пострадала репутация его родины или олимпийская сборная потерпела неудачу, и из-за этого он страдает, то признаком знания является безразличие к такого рода страданиям, так же как безразличие к славе и бесчестию себя самого, так же и безразличие к бесчестию и почету ближнего. Это есть признак знания.
# 01:55
Преданный Кришны небезразличен к духовному счастью или несчастью других.
Другое дело, что Преданный, который описан Кришной как тот, кого Он любит, Преданный, которого Кришна любит, небезразличен вообще к несчастью или счастью других, а небезразличен к их духовному счастью, несчастью. То есть преданный старается принести подлинное благо ближнему: не тешить самолюбие ближнего, а дать ему подлинную пользу, подлинное благо его душе. Точно так же, как любящая мать: если сын-наркоман просит у нее деньги на дозу, то что будет в этом случае проявлением любви к сыну? Дать ему деньги, чтобы он в очередной раз укололся или не дать ему, а вылечить его, и даже если не вылечить, то просто не дать их ему? Что будет признаком любви: дать стакан алкашу с водкой или отказать ему? Это вопрос. Если кто-то хочет стать свиньей, что будет помощью: помочь ему стать свиньей или помочь ему вернуть себе человеческий облик?
# 03:19
Помощь ближнему – помощь душе.
Преданный считает, что помощь ближнему – это помощь душе, а не помощь самолюбию, ложному эго и так далее.
Поэтому тут противоречий как раз нет, что преданный или мудрый безразличен к мирскому счастью и несчастью ближних. То есть мирское счастье и несчастье вызвано потерями и приобретениями в мире иллюзии. Как бы ни страдал человек в мире иллюзии от того, что он что-то потерял, преданный к этому безразличен. То есть преданный безразличен к всевозможным политическим движениям, всевозможным экономическим, спортивным, каким-то художественным явлениям в этом призрачном мире. Но если преданный видит, что страдает душа человека, что какая-то душа нуждается в каком-то просветлении, в отрыве от призрачного мира, душа страдает от того, что она чувствует себя в тисках этого бренного мира, тогда преданный уже небезразличен, тогда он помогает этой душе. А ко всему, что здесь происходит в остальном, в остальных отношениях, преданный не принимает участие в этом. Так же, как где-то там, на далекой планете, происходят какие-то столкновения политических сил или интересов, нас же это не интересует.
# 05:02
Мир эксплуатации не должен затрагивать преданного.
Так же, как Гулливер, когда пришел к лилипутам, там были воины тупоголовых и остроголовых. Он знал, что есть остроголовые и тупоголовые, но он никого из них не считал правыми и неправыми. Он знал, что они воюют за… За что они там воевали?
Сергей Русскин: За тупость и остроту.
Б.Ч. Бхарати Свами: Они воевали – у них был философский диспут, каким концом разбивать яйцо: острым или тупым.
Слушатель: Воевали за власть, как всегда.
Б.Ч. Бхарати Свами: Не важно. Он понимал, что люди бьются в кровь, за право разбивать яйцо тупым или острым концом, но его это мало беспокоило. Точно так же и преданного, его мало беспокоит, кто приходит к власти, кто свергает власть, кто победил в той или иной войне, кто проиграл. Преданного это вообще не должно интересовать, потому что тупоголовые и остроголовые всегда найдут себе повод для войны. Даже если эти тупоголовые и остроголовые согласятся, что нужно по четным дням бить яйцо тупым концом, а по нечетным – острым концом, то все равно они будут бороться за что-нибудь другое, они найдут все равно предмет борьбы. Какое бы политическое или общественное устройство ни было в мире эксплуатации, всегда будут недовольные, всегда будут эксплуатирующие, всегда будут эксплуатируемые, и они будут местами меняться по несколько раз в минуту, потому что одновременно происходит так, что нас кто-то эксплуатирует и мы кого-то эксплуатируем, а тот, кого мы эксплуатируем, он тоже кого-то эксплуатирует. И так по кругу все друг друга использует в своих интересах. Поэтому здесь нет ни правых, ни виноватых. И преданного это не должно вообще никак волновать. Но, повторяюсь, если кто-то из этой массы вдруг выбивается и говорит, что мне здесь все опостыло, я больше не хочу участвовать в этом мире перетягивания каната и одеяла на свою сторону, тогда преданный, которого называют пара дукха дукхи – страдающий от того, что кто-то страдает, тогда преданный ему должен прийти на помощь, и приходит на помощь. В этом, что называется, безпричинная милость преданного.
# 07:40
Преданный не связан никаким долгом.
Потому что преданный вообще не связан никаким долгом. Кришна в девятой главе «Гиты» говорит, что, как и Я, Мой Преданный не связан в этом мире никаким долгом, не несет ответственность ни за какие поступки; но тот, кто сострадателен к нуждам души ближнего, того Я почитаю как Своего возлюбленного; Я люблю того, кто сострадателен к страждущим, хотя, в принципе, он не имеет никакого долга в этом мире. Преданный, его называют атмарама – самоудовлетворенный, самодостаточный, самобытный, сам в себе – атма-рам, но при этом его еще называют пара-дукха-дукхи – сострадательный к страждущим. Он страдает вместе с ними, с этими страждущими.
# 08:34
Что такое целомудрие?
Слушатель: Что такое целомудрие для ученика?
Б.Ч. Бхарати Свами: Целомудрие, как для ученика, как и для человека, – это принадлежать одному и быть недотрогой для других – целомудрие. То есть есть две крайности, это: недотрога, или старая дева, и другая крайность – это потаскуха, которая всем дает себя обласкать. А целомудрие – это синтез недотроги и потаскухи: это та, которая принадлежит кому-то одному и совершенно недоступна для другого, то есть она подлинная целомудренная женщина, если мирским примером; это та, кто облачается в черную чалму и оставляет только узкий разрез для глаз, то есть она не видна миру, это подлинная, настоящая целомудренная. То есть она закрыта от всего остального мира, чтобы не возбуждать похотливых взглядов в свой адрес, но для своего супруга она полностью открыта, она полностью доступна. В этом и есть целомудрие.
Что касается преданного: преданный принадлежит своему Учителю и не принадлежит никому больше, то есть он не слушает больше никого. Как профессор Саньял, духовный брат Шридхара Махараджа, говорил, что если Вайшнав мне не скажет что-то сделать, я даже с места не сдвинусь. В этом есть целомудрие. Шридхар Махарадж говорил: «Даже чтение Священных Писаний является прегрешением для преданного, если ему не сказал об этом духовный учитель», не говоря уже о чем-либо другом. Это не значит, что мы сейчас должны бросить все читать, и ждать, когда нам духовный учитель не скажет: «Читайте». Просто пример целомудрия, что даже объективно праведное действие является греховным, если на то нет соизволения Повелителя, Пати, Учителя, Гуру.
Транскрипция: Иван Иванов
Корректор: Вишнуприя Д. Д.