«Все твои достижения — это просто мнения»
«Все твои достижения — это просто мнения» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами 24 февраля 2006 года, Санкт-Петербург.
- (00:00) Самопроизвольное служение – цель вайшнавизма
- (02:55) Счастье – это когда ты жертвуешь, не желая ничего взамен
- (03:50) Два вида радости
- (06:50) Эго имеет собственную волю?
- (08:17) Чем взять эго под контроль?
- (08:58) В чем смысл счастья?
- (10:35) Что означает «уважать других, не искать уважения к себе»
- (16:26) Это самое сложное: не стремиться к признанию
- (18:49) Кто такой вайшнав? Мнение вайшнавов
- (22:20) Жить не напоказ
- (24:36) Как прийти к смирению?
- (26:35) Где «спит» сознание?
http://www.youtube.com/watch?v=R-Nn3Xds-5I
#00:00
Самопроизвольное служение – цель вайшнавизма
Б.Ч. Бхарати Свами: Как и везде, в общем: чтобы научиться играть на инструменте, нужно играть на инструменте. Цель и средство. Цель от средства отличается тем, чтобы научиться играть на инструменте, не заглядывая в ноты, чтобы это было самопроизвольно. А для этого нужно учиться по нотам играть. С внешней точки зрения цель и средство – это одно и то же: ты пиликаешь на скрипке. И когда ты стал виртуозом, ты пиликаешь на скрипке. Но качество твоей игры в начале пути и в конце пути совершенно разное. Ты учишься играть на скрипке, но внешне это выглядит вот так (жест). А в конце ты играешь на скрипке, ты уже не учишься, и все равно рука движется в том же самом направлении. Так же и здесь: служение для того, чтобы служение стало самопроизвольным, чтобы ты не думал «служить мне или не служить», чтобы потребность жертвовать и отдавать, а не хапать и потреблять, была самопроизвольной. Это цель вайшнавизма. Если сейчас мы думаем: «Что я получу взамен своего служения, какие райские удовольствия мне обещают кришнаиты после смерти?», то в состоянии непроизвольного самопожертвования, служения, отдавания ты не спрашиваешь у себя: «Что же я получу?». Если вначале ты думаешь: «Научусь играть на скрипке и буду лауреатом международных конкурсов», то потом понимаешь, что значит быть лауреатом международных конкурсов. Это когда у кого-то складывается мнение, что ты хорошо играешь. По сути дела это просто ради мнения других /…/ Когда ты понимаешь бессмысленность этого, ты играешь в свое удовольствие. В этом отличие: есть работа, а есть любимая работа, несмотря на то, что внешне действия одни и те же. Ты таскаешь мешки с песком. И тот, для кого это любимая работа, он тоже таскает мешки с песком. Но для него это любимая работа, он это делает играючи.
#02:55
Счастье – это когда ты жертвуешь, не желая ничего взамен
Точно так же в вайшнавизме или, вообще, в религии, в служении: поначалу нам кажется это чем-то странным, мы же привыкли всю жизнь стяжать и хапать. А здесь нам говорят, что, оказывается, счастье – это когда ты жертвуешь, не желая ничего взамен. Только тогда душа находит умиротворение, только тогда душа может найти удовлетворение, когда не подчиняет себе, а жертвует, жертвует высшему идеалу. И это так необычно, но со временем это становится естественным.
#03:50
Два вида радости
Можно получать разную радость. Можно, например, получить радость от того, что кого-то использовал, поэксплуатировал кого-то. А можно получить радость от того, что подарил что-то. Хотя и там и здесь радость, но эти радости – два вида радости – из разных областей. Радость, когда ты сделал добро, или радость, когда тебе сделали добро, качественно разные. Во втором случае, когда тебе служат, ты радуешься этому, но это радость стяжателя, радость эксплуататора, и это радуешься не ты – ложное эго. Совесть твоя плачет. Но мы очень старательно совесть задвигаем в дальний угол, чтобы, не дай Бог, не пищала нам. Потому что когда тебе делают, то душа леденеет от ужаса, а ложное эго радуется: «О, я покорил еще одну вершину в этом мире: мне еще послужили!». Как в «Бхагавад Гите» в 16 главе Кришна говорит: «Я победил этого врага и завтра одолею еще одного, и так моя власть будет увеличиваться день ото дня». Примерно так думает тот, кто хочет достичь олимпа в этом мире, высшей точки. Но с другой стороны, когда ты делаешь служение кому-то, когда ты делаешь кому-то приятное, это тоже радость. Но здесь уже радуется душа, а ложное эго плачет: «Ну что ж ты отдал, тебе же меньше будет, ты же на старость не скопил, что же ты воду отдал, на старости лет некому будет тебе стакан воды подать, оставь на черный день. Ты зачем жертвуешь? На черный день оставь! А черный день – это день смерти. Оставь! Вот тебе будет приятно с сундуком лежать». Эго очень беспокоится. Поэтому эго, или бес, христиане называют мракобесом, он сзади тебе говорит: «Нет, не делай этого!».
#06:50
Эго имеет собственную волю?
Слушатель: А эго собственную волю имеет?
Б.Ч. Бхарати Свами: Эго – это я в некоем состоянии. Конечно, я же имею волю. Если тебя нет, то эго растворяется, тебя нет больше. Ложное эго имеется в виду. То есть ты пишешь кому-то доверенность, эта доверенность действует только до тех пор, пока ты живой. Если ты умер, доверенность уже не действует. Понимаешь? Наше ложное «я» – это некто, кому мы выписали доверенность действовать от нашего имени. Как только мы говорим: «Так, доверенность аннулирована», ложное эго уже ничего не может, /…/ ничего. Пока мы находимся в этом эго, то оно действует, а когда мы ушли… Эго: «Стой, стой, ты куда? Мы же еще столько не завершили! Нам же еще надо Эверест покорить, океан переплыть, посадить сына, вырастить дом и построить дерево! Ты куда? Ты же еще не получил признание других о том, что ты велик!»
#08:17
Чем взять эго под контроль?
Слушатель: Можно ли сказать, что эта формула тринад апи суничена является неким средством для подавления эго, взятия его под контроль, под маломальский?
Б.Ч. Бхарати Свами: Ложного эго? Конечно.
Слушатель: Быть смиреннее травинки…
Б.Ч. Бхарати Свами: Смирение, терпение, уважение других и отсутствие какого-либо уважения к себе, зная кто ты на самом деле.
Слушатель: И если стараться следовать этим наставлениям, то ложное эго будет отступать потихоньку?
#08:58
В чем смысл счастья?
Б.Ч. Бхарати Свами: Если стараться следовать этим наставлениям, то будет подлинное счастье. Счастье – это когда ты занимаешь естественное для себя положение. В чем смысл счастья? Это когда ты естественное для себя положение занимаешь. Спроси рыбу: «Где счастье?», она скажет: «В воде». Хотя в воде она ограничена, она не может летать. Птицу спроси: «Где счастье?», она скажет: «В воздухе». Человека спроси: «Где счастье?», он скажет: «Дома». Хотя в пятизвездочных гостиницах и сервис повыше, и убирают, но там не дом, там не родной дом, там гостиница. На чужбине могут быть лучше условия, но мы не будем там счастливы. Для души счастье – это занимать естественное положение. Так вот потребительское состояние – это неестественно для нас. Состояние подчинения и господства для нас неестественно. Это может быть приятно, но это не естественно. А вот состояние смирения, терпения – это для нас самое естественное, вот тогда мы счастливы.
#10:35
Что означает «уважать других, не искать уважения к себе»
Уважение к другим, уважение к идеям других, конечно же. Уважение – имеется в виду понимать, что их идеи ничего не стоят. Это есть подлинное уважение, когда ты понимаешь, что идеи петра петровича, ивана ивановича гроша ломаного не стоят. Это подлинное уважение.
Слушатель: Мнения…
Б.Ч. Бхарати Свами: Мнения тем более. Какая разница какое мнение? Какая разница: думает он, что ты великий поэт или великий сантехник? Ну какая разница? Главное не пускаться в погоню за мнением. То есть когда о тебе много мнений – это называется «слава», когда у многих людей о тебе хорошее мнение – это называется «слава». И мы всю жизнь тратим на то, чтобы скопить мнения других. Это называется «ярмарка тщеславия». Все славу стяжают. Уважать другие идеи – это значит понимать, что они ничего не стоят, это значит не скатываться до этих идей. Какие в этом мире идеи? Это сила, власть, деньги, слава, обладание чужим телом (это еще стыдливо называют любовью). Обладать чужим телом еще называют чувственными удовольствиями, кришнаиты называют чувственными удовольствиями. За этим стоит просто желание кем-то пообладать до утра, а потом, конечно, его на работу прогнать. Любовь…. Все идеи в этом мире сводятся к этому, тебе предлагают: «Ну-ка давай поедем сегодня пообладаем?» или «Давай сделаем маркетинг!». Это значит «давай денег много подзаработаем». «Исследование рынка. Откроем фирму» – это все красиво. «Хороший годовой отчет, баланс». За всеми этими эвфемизмами и красивыми словами стоит: «Давай много денег заработаем!». «Зачем?». «У нас будет столько возможностей другими телами обладать!». Другие говорят: «Давайте лучше треники наденем, побреемся наголо и пойдем /к тем/, у кого хороший годовой отчет. Зачем нам работать? Мы же можем наголо побриться, треники, дубинки и … потеснить их годовой отчет». Это называется «стремление к власти». Или проще: «Давайте так: забор поставим, назовем это рынок. Зачем у них деньги отбирать? Они придут и у нас будут арендовать. И мы уже тогда будем не в трениках ходить, а в костюмчиках». Другие говорят: «А давайте мы такую песню сочиним, что все ахнут. Или книжку напишем, что все ахнут. И тогда ко мне придут автографы просить и те, кто в трениках, и те, кто в костюмчиках». Слава…. А другие говорят: «Давайте примем отречение. Бородку отрастим, выучим писания разные, какую-нибудь хлесткую фразу типа «возлюби ближнего своего!». Главное поотреченнее. Живот толстый можно спрятать за тогой большой и смиренное лицо сделать. Тогда к тебе придут и те, кто песню сочинил, и те, у кого коленки на трениках отвисли, и те, кто в костюмчиках, и те, кто на рынке – все, все, все».
Так вот уважать каждую идею – это значит ставить каждую идею на место. Не то чтобы в лицо ему, а хотя бы так: «Ребята, что вы говорите? Служение? Хорошо». Если ты увидел фальшь: «Всё, этого не надо, до свидания, лучше как-нибудь воздержусь». Это значит уважать все идеи. Все идеи предлагают славу, власть, деньги. Их уважать – значит внутри себя, внутри своей лестницы иерархической отводить им самую низшую точку. И при этом не искать уважения к себе, признания себя.
Слушатель: Это тяжело.
#16:26
Это самое сложное: не стремиться к признанию
Б.Ч. Бхарати Свами: Это самое сложное: не стремиться к признанию, не стремиться к хорошему мнению о тебе. Иначе мы снова оказываемся где? Снова оказываемся в мнимом мире. Мнимый мир – это когда у других мнение о тебе. Ты думаешь: «О, какой я хороший! Они же так считают. Они же меня не обманывают? Столько много не могут же врать? Все они считают меня хорошим и великим». Это и есть мнимый мир. Так вот: не искать мнений о себе, жить своей совестью. Наша совесть – это самый лучший цензор, когда совесть, внутренний голос, сердце говорит: «Ты идешь правильной дорогой». Это лучше, чем тысяча голосов говорят: «Ты идешь неправильно. Давай к нам, ты станешь старшим. У тебя будет старшепреданности много. Или святым станешь угодником». Святой угодник тот, кто всем угождает, и они говорят: «Святой угодник!». Угодник – это тот, кто много мнений о себе скопил хороших. Злодей – это тот, кто за время жизни скопил о себе много плохих мнений. Святой – это тот, кто много хороших мнений о себе скопил. Карикатура сплошная, книжка комиксов.
Слушатель: Мнение — то понятно. А вайшнавов? Мнения вайшнавов для нас как? Должны мы как-то…
Б.Ч. Бхарати Свами: Ну конечно, мы сначала называем кого-то вайшнавом…
Слушатель: Нет, не мы, а…
Б.Ч. Бхарати Свами: Гурудев всех называет вайшнавами почему? Он не лукавит, потому что он во всех видит вайшнавов. Но, как правило, мы мнения стяжаем не вайшнавов, а того, что налепилось поверху.
Слушатель: А если это мнения вайшнавов?
#18:49
Кто такой вайшнав? Мнение вайшнавов
Б.Ч. Бхарати Свами: А как это «мнения вайшнавов»? У вайшнава мнение о тебе, что ты вайшнав. Но вайшнав, он спит. Гурудев во всех видит вайшнавов, потому что он смотрит через оболочку. Понимаете? Гурудев говорит: «Вы же не злодеи? Вы жрецы идеи, нисколько не похожей на мою». То есть он видит, что все жрецы идеи, все ищут Счастье. А это признак вайшнава. Кто такой вайшнав? Как отличить вайшнава? Это тот, кто ищет Счастье. А найдите того, кто не ищет счастье. Просто вайшнав – это тот, кто сказал: «Так, я хочу непосредственно искать Счастье, я не хочу Его околотками искать, через огороды. Чтобы Счастье найти, мне не обязательны власть, слава, деньги…. Просто Счастье. Это вайшнав. Конечно, вайшнавское зерно в любом есть. Вайшнав – это тот, кто ищет Кришну. А Кришну все ищут, потому что Кришна – это абсолютное Счастье и Красота. Так все вайшнавы, и Гурудев, видят во всех вайшнавов, потому что поиск Счастья – это то, что наполняет жизнь смыслом. Как только человек разочаровывается и говорит, что счастья нет, он сразу кончает жизнь самоубийством. Самоубийца – это тот, кто сказал, что счастья нет, потому что жить можно только ради счастья. Покуда теплится в нас надежда, что мы обретем счастье, мы живем. Как только последняя надежда уходит, то зачем жить? Все мы вайшнавы. Более того, тот, кто кончает с собой, он делает это для того, чтобы счастье найти. Все вайшнавы, и Гурудев видит вайшнава. Но когда мы хотим стяжать мнения кого-то, то мы действуем напоказ, мы ищем мнения других. Не нужно стяжать мнение вайшнавов, потому что вайшнав итак о тебе хорошего мнения. Зачем тебе дополнительно, чтобы он тебе артикулировал? Тот, кто скажет о тебе, что ты хорошая, что ты старшепреданная – это будет не вайшнав, это будет та самая гнилушка, которая налепилась на косточку.
Слушатель: Стяжать мнения… ну он, может, просто сказал и все…
Б.Ч. Бхарати Свами: А, может, не сказал, а подумал.
Слушатель: Имеется в виду, что удовлетворить вайшнава…
Б.Ч. Бхарати Свами: А зачем тебе его мнение тогда?
Слушатель: Не надо?
Б.Ч. Бхарати Свами: Хорошо бы удовлетворить вайшнава. И хорошо, если бы он заметил, кто его удовлетворил. И пусть он не сказал бы мне, но подумал. Нет, конечно, это не про нас.
#22:20
Жить не напоказ
Слушатель: А как остановить этот механизм? Я так понимаю, этот механизм где-то существует…
Б.Ч. Бхарати Свами: Жить не напоказ.
Слушатель: Подавлять в себе стремление жить напоказ?
Б.Ч. Бхарати Свами: А это плохо — подавлять в себе стремление жить напоказ?
Слушатель: Очень тяжело…
Б.Ч. Бхарати Свами: Секундочку. Вопрос в том тяжело это или легко? Или что надо делать? Потому что если вопрос тяжело это или легко, то, конечно, избавиться от наркомании тяжелее, чем попасть в зависимость. Вопрос, хотим ли мы избавиться от наркомании? От наркомании стяжательства и эксплуатации? Или мы выбираем, что нам проще? Проще, конечно, закидываться. У тебя много власти и ты несчастен. Первое, что приходит на ум: это потому что мне еще не все подчинены. Сейчас я начальник цеха, и я несчастен. Вот я буду счастлив, когда я буду начальником завода, а потом я буду начальником министерства, потом начальником страны. А ведь и другие же страны есть. Вот я главный в этой стране, а король Лесото мне не подчиняется. Какой выход? Мы хотим все больше и больше подчинять. Какой выход? Принять постриг. И тогда король Лесото придет и мне будет кланяться. Все меня уважают, кроме вайшнавов. Что надо делать? Надо принять инициацию и стать старшим преданным, тогда и те, кто раньше меня не уважал, меня зауважают. Опять играем на публику…
#24:36
Как прийти к смирению?
Слушатель: Как прийти к смирению?
Б.Ч. Бхарати Свами: Общаться с вайшнавами. Чтобы почувствовать свою ничтожность, нужно прийти на берег океана. Если ты думаешь, что ты очень большой, то приди на берег океана. Сразу вся спесь спадет. При общении с вайшнавами ты понимаешь насколько ты ничтожен, насколько вайшнавы, наши гуру, непорочны и чисты в своих мотивах, в своем милосердии. Несмотря на то, что мы хотим все больше и больше себе подчинять, наши святые учителя, наши хранители, не замечают этого. Не то чтобы они глаза закрывают, а они просто не видят. Настолько они велики. Тогда ты чувствуешь свою ничтожность. Только в отношении большого малое может ощутить свои подлинные размеры. В отношении большого, то есть в сравнении с большим. Только в отношениях с вайшнавом мы можем ощутить свою ничтожность и раскаяться, услышать голос совести. Песчинка только по отношению к горе может понять, что она песчинка, иначе она будет себя считать валуном. А мы можем ощутить, что мы песчинка, только по отношению или в отношениях с великим гуру, с нашими великими хранителями, святыми нашей линии.
#26:35
Где «спит» сознание?
Слушатель: Мы говорим, что сознание спит. А где оно спит?
Б.Ч. Бхарати Свами: А это так принципиально? Нужно географическое место в пространстве указать?
Слушатель: Пространство?
Б.Ч. Бхарати Свами: Ну да, вопрос: «Где оно спит?». Когда ты спишь, ты же не знаешь, где ты спишь. Это все равно что во сне ты понимаешь: «О, я сплю. А где я сплю?». Какая разница? Спишь…
Слушатель: Просто в некоторых намахаттах такой вопрос задавался: где мы по-настоящему находимся? Спим или не спим — неважно. Где мы по-настоящему находимся?
Б.Ч. Бхарати Свами: Вас интересует географическое местоположение? На Альфа Центавре.
Слушатель: Там много было ответов: в телах, в прадхане, в татастха шакти.
Б.Ч. Бхарати Свами: О, это прояснило дело. На Альфа Центавре. А чем таташтха шакти лучше Альфа Центавры?
Слушатель: Когда спишь…
Б.Ч. Бхарати Свами: А, точно, мы в прадхане. Ну, тогда понятно. Вот теперь задачи ясны, цели определены, за работу, товарищи. Вся беда в том, что мы не знали, где мы спим. А теперь, когда нам сказали, что мы в прадхане, все так прояснилось. Корень-то всех бед в том, что мы не знали, где мы спим…
Транскрибация: Михаил
Редактор: Джива Деви Даси