«Время моей вечности»
# 55:43
Деньги
Слушатель (мальчик): Почему все за деньги? Могли бы люди и так все раздавать по-дружески.
Б. Ч. Бхарати Свами: А ты как думаешь, зачем деньги? В дружбе они не нужны? Деньги – это, как тебе объяснить, – это мера. Допустим, один человек сделал автомобиль, а другой человек сделал хлеб. И тот человек, который сделал хлеб, ему нужно поехать на машине. И он приходит к тому, кто сделал машину и говорит: «Ты хочешь кушать, вот тебе хлеб». А тот говорит: «Знаешь что? Я этот автомобиль делал целый год, а ты этот хлеб сделал за два часа. Поэтому я не могу тебе дать. Это неравномерный обмен. Если ты мне принесешь тысячу хлебов, я тебе дам машину». Деньги нужны для того, чтобы замерить количество труда. Один человек сделал труда столько, а другой столько. А как измерить? Вводится деньга. Допустим, он сделал хлеб. Этот хлеб стоит 1 евро. А другой сделал автомобиль. Он стоит…
Слушатель: 12.000 евро.
Б. Ч. Бхарати Свами: 12.000 евро. А померить их без денег невозможно. Поэтому вводится некая единичка. Она называется евро. Для этого нужны деньги.
Слушатель: А просто так нам не дают, потому что мы сейчас не в том мире.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да.
Слушатель: Если бы «инопланетянины» все давали.
Слушатель: А причем тут инопланетяне?
Слушатель: «Инопланетянины» издалека на Землю прилетят и нам просто какую-то хорошую вещь дадут.
Б. Ч. Бхарати Свами: А если она размером тебе не подойдет? Ты представляешь, он летит много миллионов лет, чтобы тебе рубашку привезти. Пока летит, она уже маленькая? И что? Ему обратно возвращаться?
# 59:50
Зачем человечество Богу?
Слушатель: Wieso sind die Menschen da, auf der Erde?
Б. Ч. Бхарати Свами: Зачем человечество Богу? Не знаю.
Слушатель: Зачем в таком количестве?
Б. Ч. Бхарати Свами: Я думаю, Он просто забыл про нас, а тут все и расплодились. Он же играет, отвлекся на минуту, а там уже 7 миллиардов.
Слушатель: Для Кришны ведь важно качество, а не количество. Зачем в таком количестве?
Б. Ч. Бхарати Свами: Всем, кто хотя бы частично заслужил родиться в человеческом теле, Он дал массовую возможность вернуться к Нему, услышать Имя Бога. Если бы, как в Сатья-югу, был очень жесткий отбор, кто может родиться человеком, кто не может, – серьезный фильтр, не каждый в Сатья-югу может родиться человеком, то в Кали-югу проходной балл очень снижается: могут полуживотные получать человеческие тела для того, чтобы Господь мог прийти и этим людям, будучи в облике Шри Чайтаньядева, дать возможность осознать себя слугами Господа, Его близкими друзьями и родственниками, дать им такую возможность. Если был бы высокий проходной балл, тогда родилось бы 100 человек всего, самых умных и самых достойных.
Слушатель: И самых глупых.
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. В Сатья-югу вообще нет глупых. Все хорошие, никто не обманывает, все делают только добро друг другу, живут очень долго и все очень красивые и никто не болеет. В Сатья-югу рождаются только те существа, у которых хорошая карма. Даже богов больше, чем людей в Сатья-югу на этой Бхарата-варше. Богов, ангелов и небожителей, их даже больше. На самом деле родиться человеком – это даже большее благо, чем родиться небожителем.
# 64:33
Второе посвящение.
Слушатель: Зачем второе посвящение?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да оно особенно и не нужно. Оно дается тем, кто выполняет определенный род служения в храме, например, служит на алтаре, или готовит пищу божествам, или занимается умственной деятельностью. Второе посвящение – это дается Гаятри-мантра, которая помогает умиротворить ум. Она как присадка для топлива: можно и на обычном ехать, но если долить присадку, то будет лучше работать. Гаятри-мантра – это мантра Солнцу. Классически – это поклонение Солнцу, это разум, свет, сознание. Солнце просвещает нас, позволяет достичь некой ясности сознания и просветления. Как-то Шридхар Махарадж рисовал: Махамантра – большой круг и Гаятри-мантра – маленький круг внутри, то есть в ней нет острой необходимости, но для каких-то видов служения она дается. Кроме того, для проповедников она дается. Это в Индии актуально: если у тебя нет статуса брахмана, то тебя вряд ли будут слушать обыватели, если ты не имеешь посвящения в духовные сословия. Поэтому Сарасвати Тхакур давал посвящения в духовные сословия, чтобы в Индии к его ученикам относились как к наставникам, имели к ним некое уважение. Когда ты испытываешь уважение к человеку, то ты охотнее будешь его слушать. В Индии это актуально. Когда приезжали преданные от Сарасвати Тхакура, группа проповедников, в какой-то населенный пункт и миряне видели у них брахманские шнуры, видели, как они по утрам совершали какие-то ведические обряды, они охотнее, с большим почтением слушали то, что говорили эти брахманы.
Вайшнав – это вообще внекастовое существо: он не брахман, не кшатрий, не шудра, он не имеет ни духовного, ни социального статуса, он вообще внеобщественное создание. Поэтому если посмотреть на наших Учителей, Харидас Тхакур был без шнура, а Бхактивинод Тхакур под конец жизни, когда, так сказать, «тронулся рассудком», он шнур выкинул. Это нужно из чисто проповеднической задачи. Махапрабху никому не давал брахманское посвящение. Мантру Он всем раздавал. Не то что они были все Его ученики, но Он всем говорил: «Пойте «Харе Кришна»», и это фактически Он давал посвящение, это была Харинама-инициация всем. А, например, Харидас Тхакур или Рупа Госвами, Санатана Госвами не имели брахманских шнуров. Они утратили свой статус, когда служили у мусульман.
Они в детстве были отданы на воспитание в мусульманскую семью, а впоследствии они как очень разумные, прилежные получили должности у набоба, или наваба, – мусульманского князя, правителя. Санатан Госвами, как старший, был визирем, это как премьер-министр. А Рупа Госвами был министром финансов. Потом, когда они сбежали, за ними гнались, посадили в тюрьму, но они сбежали и пришли к Махапрабху. Они не получили брахманский шнур, они просто надели набедренные повязки, белые, до конца жизни. Санатан Госвами составлял учебники для вайшнавов будущих времен. Он как наше прибежище, он хранитель древа бхакти от Шри Чайтаньи, хранитель Рупа-сампрадайи. А Рупа Госвами – вдохновитель. То есть Рупа Госвами указывает идеал, к которому мы стремимся, а Санатан Госвами делает обстановку так, чтобы мы могли достичь этого идеала. Поэтому Санатан Госвами для нас всё и вся, он воплощение Нитьянанды Прабху. Он для нас, что называется, отец и мать. А Рупа Госвами ведет в заоблачные дали. А Рагхунатх Дас Госвами являет собой пример, как душа под опекой Санатана Госвами достигает идеалов, на который указывает Рупа Госвами, Шри Рупа Манджари… Какие-то, может, сомнения появились?
# 73:05
О служении майе.
Слушатель: Махарадж, я слышала, что женщины служат майе.
Б. Ч. Бхарати Свами: Мужчины тоже служат с не меньшим рвением.
Слушатель: Я хотела бы уточнить в каком случае: когда они демонстрируют свою фертильность или…
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, да. Все служат майе. Для женщин мужчины – это майя. Для мужчин женщина – майя. Это всё образы. Нет женщины, есть образы. Все, что приковывает нас к миру форм, есть майя. Одних к миру форм приковывает мужской образ, других – женский образ, третьих приковывает образ киски, машины. Естественно, птицы, особенно попугаи, не считаются, потому что это единственное исключение. [смех] Особенно сине-желтые с желтым брюшком. Это, конечно, не майя.
Слушатель: А кто?
Б. Ч. Бхарати Свами: Как кто? Это духовный образ. У Кришны же есть попугаи: Шука и Шари.
Слушатель: Ну так и подружки у Него есть.
Б. Ч. Бхарати Свами: Не считается. Кришна же говорит, что Он птица «и ты птица», – Арджуне. Следовательно, Кришна – птица. Из священных писаний. Я же не выдумал.
Слушатель: Это все птицы или только…
Слушатель: Только с желтым брюшком. [смех]
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, там еще есть синички, снегири, дрозды.
Слушатель: Кришна все-таки снегирь или дрозд?
Б. Ч. Бхарати Свами: Вот достигнете духовного мира, увидите. Может быть, он, который летает всегда.
Слушатель: Гаруда?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, и Гаруда, кстати. Гаруда же птица.
Слушатель: Он говорит: «Из птиц Я Гаруда», следовательно Он не попугай.
Б. Ч. Бхарати Свами: У Гаруды нос вот так закруглен. Если присмотреться, то он, конечно, попугай.
Слушатель: А Гаруда – хищник?
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, он не хищник. Он только змей убивает. Он их не ест, он их убивает. Все птицы не любят змей или змееподобные образы – всякие шнурки, провода, червяков.
# 76:28
Кришна обладает неопределенной формой.
Слушатель: Наше представление о Кришне, скорее всего, неправильное, да?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, есть такая догадка.
Слушатель: Мы знаем, что Он Красота, Он Всепривлекающий…
Б. Ч. Бхарати Свами: Он не имеет определенного образа, нам надо это запомнить. Поэтому когда вы видите какую-нибудь картинку в книжке: «Ой, какой красивый Кришна!», нет, это никакой не Кришна, это просто мазки красок, это не Кришна. Кришна обладает неопределенной формой.
Слушатель: Но принято же изображать все равно богов и Его в том числе.
Б. Ч. Бхарати Свами: Для того, чтобы показать, что у Него есть форма, что у Него она есть в принципе. Но мы не должны медитировать, как в некоторых организациях. Они ставят изображение Кришны и повторяют мантру, медитируя. Некоторые старшие вайшнавы уже не картинку смотрят, а у себя в голове ее создают. Они говорят: «Нужно медитировать на лотосные стопы Кришны», и они себе представляют лотосные стопы… Нужно понимать, что Кришна не имеет рупы, Он арупа. Майавади этот стих, эту формулу, что у Господа нет рупы, буквально понимают. А вайшнавы говорят: «Нет, у Него нет определенной формы». То есть, в какую бы форму вы Его ни заключили, это не то. Он другой, нежели вы себе Его можете представить. Шукадева говорит в «Шримад Бхагаватам», что Господа нельзя схватить ни умственным кулаком, ни физическим. А, это Нарада Муни говорит, когда он общается с Хираньякашипу. Когда мы что-то себе представляем, иными словами, мы это берем в свой умственный кулак: мы хватаем и начинаем рассматривать. Вот Кришну нельзя схватить никаким кулаком. Он трансцендентен, Он вне формы, Он все время меняется — наварупа — всегда новая форма. Но при этом она у Него есть, только ее нельзя ухватить. Как только мы пытаемся ее ухватить, Он исчезает.
Шридхар Махарадж говорит: «Вечно ускользающая Красота». По-моему, в «Слове Хранителя Преданности» он говорит: «Как только мы Его себе представили, Он исчезает». Как только даже гопи, когда они в ночь полнолуния играли с Ним на песчаном берегу Ямуны, как только они подумали, что Он им принадлежит, то есть они Его «ухватили», Он исчез. Хотя секунду назад Он был с каждой из них в отдельности, Он себя размножил настолько, что каждая думала, что Он только с ней танцует. И как только они подумали: «Вот мы Его держим за руки, и Он уже никуда от нас не денется!», а Его нет. И они в отчаянии ищут Его. И единственная, кто никогда не хватает Его, зная Его мужскую природу, вот именно к Ней Он и сбежал.
Кришна без преданных не может. В этом Его слабость. Никогда, ни на какой странице священных писаний, вы никогда не найдете Кришну в одиночестве, Он всегда со Своими преданными. Он никогда не бывает один. И когда Он исчезает даже от Своих возлюбленных, Он не остается один. Поэтому святые говорят, что Он исчезает к кому-то. В «Бхагаватам» не сказано к кому, не дается имени, ничего не дается. Но поскольку Он никогда не бывает без преданных, значит, исчезая даже от гопи, Он отправляется куда-то, к кому-то… А к кому он может отправиться от гопи? К еще большему океану любви и преданности, к Той, Которая не будет Его хватать: ни умственно, ни физически, Которая не будет Его принуждать. Именно к Ней Он отправляется, но добровольно. Он без Нее жить не может. Он говорит: «Я не живу в духовном мире, Я не живу на Голоке Вриндаване, Я даже не живу в мантрах святых, Я не живу в священных книгах. А Я живу только в сердце Своих возлюбленных. Я боюсь, что они обо Мне забудут потому, что Я тогда перестану существовать…»
Он везде «выписался», везде «аннулировал регистрацию» и «прописался» в сердце преданных. И если они Его из сердца своего выпишут, Он останется вообще без кола и двора, потому что везде потерял вид на жительство, кроме сердца преданных. И вот Он старается всегда быть красивым, прилагает максимум усилий, чтобы быть привлекательным, только в этом случае они Его не забудут. Он зависит от них. И поэтому Он сбегает к Той, Которая не будет Его принуждать, хватать ни умственно, ни физически, но без Которой Он жить не может. К Той, к Которой Он Сам хочет, чтобы Она Его схватила. Она Его не хватает. Она мягкая. Он жесткий, а Она мягкая. Они так находят гармонию. Если уж говорить словами китайской философии, инь и янь. Он совершенный янь, Она совершенная инь. Правильно? Янь мужской? Жесткое, мужское, оно может себя проявлять только в женском окружении. Если Ее нет, то Он перестает быть Самим Собой.
Шридхара Махарадж говорил: «Объект и субъект». Субъект не может существовать без объекта. То есть наблюдатель не может существовать без предмета наблюдения, он тогда перестает быть наблюдателем. Так же предмет наблюдения не может быть самим собой, если его никто не наблюдает. Точно так же Кришна и Его преданные: Он не может без них существовать, они не могут без Него существовать. И даже есть предположение, что преданные первичны. То есть Преданная, Она первичнее, чем Сам Кришна.
Слушатель: А как такое может быть?
Б. Ч. Бхарати Свами: Такое предположение есть. Так высказался однажды Шридхар Махарадж. Но это предположение, и мы не обязаны его разделять. Он говорил, что преданные для нас важнее, чем Сам Кришна. И Махапрабху говорил, что Ему хочется быть слугой слуги слуги тех, кто обитает во Вриндаване. Ну что, давайте на этом все сегодня.
вечность и время