Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1984 / «Учёное невежество»
Следует сохранять свободный поток сердца. Движение Шри Чайтаньи Махапрабху - это движение в большей степени сердца, нежели интеллекта. Интеллект не должен сдерживать свободный поток сердца. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, Хануман, Сварупа Дамодар

«Учёное невежество»

Учёное невежество

# 00:00

Терпение и различение

Шридхар Махарадж: Я хочу этого, a не каких-либо лицемерных политических явлений. И если в глубине сердца мы хотим такого рода справедливости, ответ из измерения царства любви, оно достаточно щедро, чтобы иметь дело с новичками, приветствовать новых людей, говорить им: «Добро пожаловать». Оно безгранично, поэтому банкротство там невозможно. «Если столь многие придут, то нам не хватит пищи», нет, такая возможность отсутствует.

Преданный: Махарадж, как терпение, прощение и различение сотрудничают между собой?

Шридхар Махарадж: Они могут помочь нам, если у нас есть подлинная связь. Это качество, которое помогает нашему прогрессу. Но связь с Истиной. Они помогают нашему прогрессу, но если так или иначе мы связаны с благим явлением, тогда они будут помогать нам в достижении блага. Способность различать стоит на первом месте, терпение оказывает значительную помощь, но способность различать имеет место в разных измерениях, но должна присутствовать связь с высшим измерением. Различение должно быть в подлинном измерении, суждение, оценка с нашей стороны, но всё зависит от благосклонности другой стороны, и мы должны иметь связь. Поэтому самопредание, преданность, и тогда Он придет, чтобы возвысить нас. Так или иначе мы должны добиться благосклонности Высшего Авторитета. Наше умонастроение будет таким: призвать Высший Авторитет, пригласить Его принять нас. Речь не идет о нас в такой степени, но наша покорность, жажда, самопредание, негативная сторона, различение, сделать Его объектом моего различения. Но Он всегда Сверхсубъект, я не могу сделать это явление объектом моего различения, ты понимаешь? Он имеет сверхсубъективную природу, поэтому мое отношение будет следующим. Высший Авторитет может низойти на мой уровень и помочь мне, возвысить меня. Различение возвысится, достигнет стадии самопредания.

Самопредание необходимо для того, чтобы привлечь внимание Высшего Начала, всё зависит от Его сладостной воли, Он Самодержец, Его сладостная воля есть все и вся. Привлечь его сладостную волю ко мне, увеличивая мою негативную сторону, чтобы привлечь Его благосклонность, снискать ее. Все наши качества, атрибуты будут негативной природы. Признать, что я нахожусь в величайшей нужде и без Твоей помощи я не в силах выжить, я не могу жить без Твоей благосклонности. Такого рода жажда, искреннее, горячее стремление, все это поможет нам. Иными словами, мы должны стать негативным началом, обрести эти характеристики, и Позитивное Начало привлечется нами. Наша природа субъекта, Он будет вдохновлять нас сделать то-то и то, я буду делать это нечто и, выполняя Его указания, использовать мою способность различения. Но я могу быть субъектом, который выполняет указание Верховного Господа, и там, выполняя Его указания, я могу использовать мои способности различения. Но по отношению к Высшему Началу только покорность, безоговорочное самопредание, умонастроение раба поможет нам, признание того, что мы низкие, тогда помощь придет свыше. Я ясно выражаюсь?

Преданный: Да.

Шридхар Махарадж: Всегда такого рода направление мысли: Субъективное и объективное, Субъект и объект. Он не подчинен никаким законам. Он самодержец, это информация, которую мы всегда должны помнить, сладостная воля. Как привлечь внимание Высшего Начала, в этом состоит проблема. Лишь один путь — демонстрировать, что я нахожусь в величайшей нужде, я самый нуждающийся.

Преданный: Гуру Махарадж, в «Шри Ишопанишад» присутствует мантра, которая утверждает, что знание и невежество следует культивировать одновременно. Что это означает?

Шридхар Махарадж: Невежество означает отсутствие знания. И как следует одновременно культивировать то и другое? Где эта мантра? Истина и майа, истина и ложь. Истину и ложь следует культивировать одновременно, где это говорится? Освободившись от майи, из невежества мы должны постараться прийти к знанию.

# 10:43

Калки-аватар

Преданный: Махарадж, иногда мы слышим в обществе, что эта Кали-юга будет прекращена, когда Господь Вишну в образе Калки-аватары явится.

Шридхар Махарадж: Да, когда Калки-аватар придет, Он уничтожит многочисленных лидеров черного правительства, черных дилеров, и Сатья-юга начнется. Время перейдет к более высокой форме жизни, подобно тому как после окончания лета начинается сезон дождей, а по окончании зимы начинается лето. Таким образом, циклическое движение, Сатья, Трета, Двапара, Кали и вновь Сатья, Трета, Двапара, Кали. Соответственно карме людей в целом время движется таким образом, смена эпох, социальные условия, состояние общества. Это закон, действующий во всех отношениях, действия и следствия, что-то уходит и что-то приходит. Иногда наш ум находится в хорошем положении, иногда он возбужден и вновь находится в хорошем положении. Таким образом, ничто не остается вечным, но происходит чередование циклическим образом, происходит развитие. Соответственно следствиям поступков широких масс окружающий мир изменяется, среда, в которой они живут. Сатья, Трета, Двапара, Кали, состояние общества претерпевает изменения.

Преданный: Господь Вишну приходит в различных инкарнациях во все эпохи?

Шридхар Махарадж: Да, в Сатья-югу четыре – Матсья, Курма, Вараха; Трета – Парашурам, Рам, Вамана; Двапара – Баларам, Будда, а в Кали – Калки, один.

Преданный: Калки означает, что Он явится как человек,

Шридхар Махарадж: Он примет рождение в Уттар-Прадеш в семье брахмана Вишнуяши. Он будет выдающейся личностью, и все демоны будут убиты. Затем реакция начнется вновь, движение в сторону благочестивой жизни, такое описание присутствует.

# 14:49

Учёное невежество

Ты принес «Ишопанишад»?

Преданный: Да, вот эта мантра: видйам чавидйам ча йас тад ведобхайа саха авидйайа мртйум тиртва видйайамртам ашнуте.

Шридхар Махарадж: Таков смысл.

Преданный: Перевод, данный Свами Махараджем следующий: «Только тот, кто способен обучиться процессу невежества и процессу трансцендентного знания одновременно, способен превзойти влияние мира рождения и смерти и наслаждаться полнотой благословений бессмертия».

Шридхар Махарадж: Негативное и позитивное явление, знать, что это ложь, для того чтобы оставить эту ложь. Это истинное принятие, ты понимаешь? Культивировать ложь и истину: это ложь, мы должны отвергнуть ее, а это истина, мы должны принять ее, таким образом. Знать скверное для того, чтобы отвергнуть его, и культивировать истину, чтобы принять ее, об этом идет речь здесь. Изъяны майи следует анализировать, это майа, это плохо, отсутствие надежды. Следует избежать этих реалий, но не культивировать для того, чтобы погружаться в невежество. Невежество и знание, мы должны достичь знания, пытаться обрести его, понять светлую сторону и принимать ее во всё большей и большей степени, двигаться в сторону истины. Негативное и позитивное явление: знать, что некто разбойник, и избегать его; а это святой человек, и принимать его, таким образом.

Преданный: Гуру Махарадж, был один немецкий философ, который учил доктрине ученого невежества. «Ученое невежество необходимо, чтобы достичь цели», – говорил он. На латыни ученое невежество будет de docta ignorantia.

Шридхар Махарадж: Светлая сторона здесь может быть такой – гьяна-шунья-бхакти, благородное невежество, отсутствие попыток рассчитать, дать оценку, утратить веру в нашу субъективную способность расчета и вручить себя Высшему Началу, гьяна-шунья-бхакти, мы можем рассматривать это в таком свете. Ты упомянул лишь один момент, я не знаю, о чем идет речь в точности. Но есть возможность понять в таком смысле, ученое невежество, когда ученый понимает свои ограничения. Он понимает: «Я ограниченное существо, мое знание также ограничено, оно не может помочь мне подлинным образом вопрошать о Безграничном, лучше вручить себя Безграничному и позволить ему открыть Себя», самопредание. Преданность Безграничному – это высшее достижение знания. Я не могу знать. Если Он откроет себя мне, тогда я смогу знать, в противном случае – нет. Возможно, смысл таков.

Преданный: Он сказал: «Бог недостижим для мышления».

# 19:41

Там, где заканчивается знание, начинается вера

Шридхар Махарадж: Лишь благодаря нашему субъективному поиску, только благодаря преданности и Его милости. Бог может быть познан благодаря Его милости. Наше культивирование знания не даст нам Его. В этом изъян знания, исследования Его природы. Лишь Его милость может дать нам Его, и необходимо распрощаться со знанием, отвергнуть его. У знания есть свой предел. Там, где заканчивается знание, начинается вера.

Преданный: Этот философ также говорит…

Шридхар Махарадж: А кто он?

Преданный: Николай Кузанский, Николай из Кузы, он жил в 15-м веке, великий святой в католической церкви, был кардиналом, архиепископом.

Шридхар Махарадж: Где, в Риме?

Преданный: Да, он жил в Риме, но был немцем. Он был посредником между религиями: мусульманами, христианами и иудеями.

Шридхар Махарадж: Знание заканчивается, начинается развитие веры. Вера способна дать подлинное знание. Научно-исследовательская лаборатория неспособна дать нам Его. Когда Гагарин побывал в космосе, одна женщина спросила его: «Вы видели Бога?» Невежественная женщина спросила у него: «Вы видели Бога? Вы поднимались так высоко». Но Гагарин был атеистом, он ответил: «Бог подобен лошади, которую мы запрягли в нашу телегу. Что вы думаете о Боге? Бог служит нам, мы поставили Его себе на службу». Такова гордость науки: «Мы заставили Бога служит нам». Хвастовство науки утверждает подобное: «Мы заняли Бога в служении себе, мы выше Бога, мы превосходим Его, Бог – наше творение». Творение определенной полубезумной группы.

Преданный: Николай Кузанский также говорил, что в Боге присутствуют противоположности, они совпадают. Например, великое и малое сосуществуют в Боге.

Шридхар Махарадж: Величайшее и мельчайшее, не только хорошее и плохое, даже враждебные группы, всё приводится в гармонию в Нём: хорошее, плохое, друзья, враги. Всё приводится в гармонию, включается в Него, и в Нём всё становится благом. Всеобъемлющий, приемлющий всех, приводящий в гармонию всё и вся, прямое и косвенное, – тезис, антитезис и синтез.

Преданный: Николай Кузанский также был математиком. Математика связана с Богом. Точка и линия – две противоположности. Точка бесконечно крохотная, а линия бесконечна.

Шридхар Махарадж: Линия, поверхность, плоскость. В линии присутствует бесконечное множество точек. Бесконечное множество линий образует плоскость. Бесконечное множество плоскостей образует поверхность.

Tpaнскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.