«Теория относительности»
Слушатель: Т.е. есть где-то в Индии есть настоящие адвайтисты?
Б. Ч. Бхарати Свами: Поскольку они или вы предполагаете, что мы находимся на более низкой стадии развития, чем наши предки или наши потомки, не важно, чем кто-либо, то вы не адвайтист, потому что вы себя считаете ниже кого-то или выше кого-то.
Слушатель: Я пытаюсь понять, адвайтисты это или не адвайтисты.
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, они просто под словом или под призывом «Есть единый путь» понимают: «Идите за нами». А дальше уже надо искать их корыстные мотивы. Почему именно за ними идти? Наверняка у них есть какое-то общество, где можно пожертвовать.
Слушатель: Храмы есть.
Б. Ч. Бхарати Свами: Храмы, да, где можно пожертвовать на благо человечества или благо адвайтистов.
Слушатель: Вы с ними не знакомы, с этими московскими адвайтистами?
Б. Ч. Бхарати Свами: А зачем? Вы же мне все объяснили.
Слушатель: Я могу ошибаться. Я только два дня знаком с этим делом. Пытаюсь понять, у них вроде учение. Пишут про ариев, про Русь пишут.
Б. Ч. Бхарати Свами: Про Русь пишут? А мы с вами потомки ариев.
Слушатель: Ну, да…
Б. Ч. Бхарати Свами: А немцы?
Слушатель: Немцы — это чистые славяне. О них, в общем, никакой речи нет.
Б. Ч. Бхарати Свами: А немцы? А кто немцы?
Слушатель: Арии…
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, понятно. Все это адвайтисты говорят.
Слушатель: По-моему, да. Они вот об этом пишут, что Русь ведическая, у них раздел такой есть.
Б. Ч. Бхарати Свами: И они призывают к всеобщему благоденствию, если мы пойдем за ними?
Слушатель: Нет, такого я не видел.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну если Русь ведическая, а в индийские времена все было хорошо… Так что это не адвайтисты, это какая-то политическая партия.
Слушатель: А вот, если есть время, я могу кинуть вам сайт advayta.org
Б. Ч. Бхарати Свами: А зачем? Ну дальше что? Вы лучше пережуйте сами. Пропустите это все через свое сознание и через свой пищевод, а потом мы это поедим, осознаем, усвоим.
Слушатель: Попробую… Я просто вот все это к чему… Я пытаюсь понять взаимоотношение вот этих вот подразделений философий индийской: Сознание Кришны и адвайты, и вайшнавы, и еще, наверное, несколько разных есть. Пытаюсь понять взаимоотношение именно на нашей территории, в России здесь, как они вот между собой. Мне кажется, что нет мира между ними какого-то такого, нет сплочения…
Б. Ч. Бхарати Свами: А вас это беспокоит?
Слушатель: Как-то да, беспокоит немножко.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну как тогда, какой же вы ариец? Ариец — это тот, кто не беспокоится о суетном. Ариец, это не тот, у кого белые кудрявые волосы и прямой нос, а ариец — это тот, кто не скорбит о неизбежном.
Слушатель: Ага, ну да… В принципе, я не особо волнуюсь.
Б. Ч. Бхарати Свами: Секундочку, вы минуту назад сказали, что вас это беспокоит.
Слушатель: Немножко.
Б. Ч. Бхарати Свами: Немножечко?
Слушатель: Да, совсем чуть-чуть. Хотелось бы видеть просто…
Б. Ч. Бхарати Свами: А насколько чуть-чуть? Все-таки вы хотели как-то улучшить ситуацию, чтобы между арийцами и адвайтистами была гармония.
Слушатель: Нет, чтобы между кришнаитами, вайшнавами и адвайтистами было больше мира.
Б. Ч. Бхарати Свами: А зачем?
Слушатель: Чтобы, например, христиане, когда видели все это, не думали, что «о, и эти тоже между собой ссорятся».
Б. Ч. Бхарати Свами: А зачем вам это надо? Что вам даст, если мы не будем ссориться?
Слушатель: Мне ничего. Я уже как бы все через себя это пропустил. Я очень ко всему этому хорошо отношусь, а многие люди, которые ищут веры, они думают, что эти тоже ссорятся, касты у них какие-то…
Б. Ч. Бхарати Свами: Вас беспокоят судьбы тех, кто… Т.е. вы нашли гармонию внутри себя, но те, кто ищут истину, не могут ее найти, потому что другие ссорятся между собой. Судьба этих людей вас очень беспокоит, да?
Слушатель:Да, можно сказать, что очень беспокоит.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ага, вы не о себе, в общем, печетесь, а о тех, кто ищет истину?
Слушатель:Я так вот уже примерно понимаю, что не для того, чтобы выяснять отношения. Все все-все понимают, но есть целая большая плеяда людей, которые к Индии симпатизируют, но как-то это все, отпугивает их, что на такое разнообразие…
Б. Ч. Бхарати Свами: Вас беспокоит, что их отпугивает?
Слушатель: То, что их отпугивает?
Б. Ч. Бхарати Свами: Вас это беспокоит?
Слушатель:Ну, немножко да. У меня много друзей. Я хотел бы их всех познакомить с этими писаниями древними.
Б. Ч. Бхарати Свами: Так познакомьте.
Слушатель: А как их познакомить, если их всяких много разных, и они между собой как-то пересекаются так не очень…
Б. Ч. Бхарати Свами: Со всеми познакомьте.
Слушатель: Ну, да. Придется так, со всеми знакомить. Всех со всеми.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да…
Слушатель: Следующий тогда вопрос. Если можно другие вопросы более содержательные, а не так… Вот я о христианстве. Связь христианства с индуизмом. Вы этот вопрос можете осветить?
Б. Ч. Бхарати Свами: Я не знаю. Вам надо это освещать. Я не знаком с христианством.
Слушатель: Ясно. Я просто, в это время история интересует. Начали находить какие-то новые раскопки. Говорят, что Христос и Кришна — это один и тот же человек, что-то типа того. Что Христос был…
Б. Ч. Бхарати Свами: Нашли скелет, да? Ну раскопки, что там они нашли?
Слушатель: Не раскопки нашли, нашли вот древние писания про русских, про славянских, прарусских и там говорится, о каком-то герое, который очень-очень сходится с описанием Христа, и считается, что это он был вообще. Это он был Христос. Он был русский. Как-то его звали, я забыл. Это история… Я думаю, да, это не к вам вопрос.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, это к историкам. Это те, кто пишут истории.
Слушатель: Так, я пока попридумываю вопросы касательно философии.
Б. Ч. Бхарати Свами: Давайте.
# 37:11
Нужно ли помогать человеку, если видишь, что он запутался
Слушатель: Махарадж, а можно вопрос? Если ты видишь, что человек, не видишь, но тебе кажется, что у него как бы искренние интересы, но он запутался в какой-то такой лабуде, честно говоря. Ему можно как-то помочь?
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, если он сам спрашивает помощи.
Слушатель: Если он сам этого просит?
Б. Ч. Бхарати Свами: Мы придерживаемся формулы Шридхара Махараджа. Он говорил, что если вы привезли в голодающую страну гуманитарную помощь и начали ее раздавать, и видите, что кто-то из толпы начинает убегать без еды, вы же не побежите за ним, не начнете его заталкивать и кормить насильно. Скорее, вы поможете тем, кто просит о помощи. Если человек запутался в лабуде и признается, говорит: «Я запутался в лабуде. Я не знаю, как мне поступить», как Арджуна. Перед началом «Бхагавад Гиты» сначала в первой главе Арджуна Кришне выдвигает какие-то аргументы, Кришна ему выдвигает контраргументы. В конце Арджуна говорит: «Я окончательно запутался. Я просто не знаю, что мне делать. Я погряз в лабуде. Ты мне объясни, пожалуйста». Тогда Кришна начинает ему рассказывать «Бхагавад Гиту». Так же и здесь, если человек принимает, что он запутался и просит о помощи, тогда насколько мы можем, мы можем помочь, потому что сами несовершенны.
Если человек считает, что он на правильном пути, кстати, он может быть действительно на правильном пути, а то, что вы ему хотите предложить, — это тоже лабуда. Если он считает, что он на правильном пути, то зачем его разубеждать в этом? Если вы считаете, что он погряз в лабуде, можно его вопросами поставить в тупик. Может быть, он поймет, что то, что он считал незыблемой истиной, оказывается под вопросом. Тогда он начнет, может быть, сомневаться в том, что он считал непреложной истиной. Вот в этом вы можете помочь. Вы можете помочь человеку начать сомневаться в ценностях этого мира, а призвать его к ценностям иной реальности не нужно, потому что у него может быть оскорбительное отношение. К примеру, если вы видите, что человеку нравятся любовные истории, и вы ему скажете: «Зачем тебе мирские любовные истории? Ты лучше прочитай про любовные истории Кришны», то вы можете в нем породить оскорбительное отношение к Кришне, потому что у него сознание похотливое. И вот эту похоть он может перекинуть на недосягаемые, на тонкие, хрупкие отношения Кришны и Его возлюбленных. Как вы можете отвратить его от соблазнов этого мира? Каким образом? Разбудить в нем сомнения в ценностях, которые он разделяет.Понимаете, ведь наша судьба зависит от того, какие ценности мы разделяем.
# 41:22
Наши ценности определяют наших наставников и положение
Какие ценности мы разделяем, к таким наставникам и гуру мы примыкаем. Например, в «Бхагаватам» говорится, что существуют четыре сословия людей в каждом обществе: работники или крепостные; крестьяне, земледельцы; администраторы, или в Риме всадники их называют; и духовенство. Все они находятся на разных состояниях ума. Все они находятся в разных гунах, или разных состояниях иллюзии. И вот этим вот состояниям иллюзии соответствуют разные ценности, которые мы пытаемся утопить.
Есть три состояния иллюзии: помрачение, возбуждение, есть просветление, или удовлетворение. Когда мы действуем в том или ином состоянии ума, мы накапливаем те или иные ценности. И, накопив эти ценности, они переносят нас в следующее общество или следующее тело, следующие обстоятельства. Если мы разделяем ценности людские, то мы попадем в общество людей. А какие людские ценности? Это деньги и это власть. Если для нас ценностью являются деньги и власть, то мы, естественно, останемся в человеческом теле. Мы родимся в следующей жизни человеком. Почему? Потому что деньги имеют вес только среди людей. Если вы в лесу живете среди обезьян и муравьев, деньги для вас не будут представлять ценности. Почему? Потому что вы их там не сможете использовать, на деньги вы ничего не купите в лесу. Или, с другой стороны, в мире небожителей вы тоже не сможете ничего купить за деньги. Потому что деньги являются ценностью исключительно человеческого общества. Соответственно, если вы умираете, или вы оставляете тело, жадными до денег, то в следующей жизни вы родитесь обязательно в человеческом обществе — богатым или бедным, это не так важно, а в обществе, где ценность — деньги.
Если для вас ценностью является физическая сила, то вы родитесь в обществе животных, вы родитесь в низшем обществе или в обществе дикарей. Почему? Потому что в обществе дикарей или в обществе животных не ценно ничего, кроме физической силы. Кто вожак? Не тот, кто мудрый, а тот, кто обладает физической силой, у кого зубы острее, у кого пасть больше. Если вы счастливы, живя в человеческом теле, живете ради того, чтобы обрести физическую силу, здоровье. Вся ваша жизнь построена на том, чтобы продлить свою жизнь, т.е. улучшить свое здоровье, улучшить свой физический статус, то вы родитесь просто-напросто в следующей жизни животным.
Если же для вас ценностью является уважение, признание другими ваших достоинств, тогда вы в следующей жизни родитесь в обществе богов, небожителей или высших сословий брáхманов. Почему? Потому что среди брахманов деньги не имеют ценности. Среди брахманов физическая сила не имеет ценности. А что там важно? Там важна набожность. А что такое набожность? Это добропорядочность. Если вы живете ради того, чтобы делать добро другим, то вы родитесь в следующей жизни небожителем. Почему? Потому что вы приобретаете ту валюту, которая ценна в обществе небожителей. У небожителей, у них уважение, добрые отношения друг к другу — вот что является ценностью. Для них не ценна физическая сила, потому что они понимают, что физическая сила — ничто, для них также деньги не имеют ценности. А добрые поступки, благоволения для них ценны.
Человеческое общество как раз разделено по этим сословиям. Сословия, для которых физическая сила является ценностью. Как раз к этому относятся рабочие — те, кто занят наемным трудом, крепостные. Дальше есть торговцы. Для торговцев важны деньги. Потом идут всадники, или администраторы, кшатрии, для них также важны деньги и власть. И самым высшим сословием являются те, где ни физическая сила, ни власть, ни деньги не представляют никакой ценности, а ценность представляет мудрость или добрые отношения к остальным, доброта. Поэтому, если человек хочет отправиться на планеты небожителей, то он должен накапливать не деньги, не физическую силу и не власть, а он должен накапливать добрые поступки. Он должен делать добро другим, не ожидая взамен ничего. В частности, он должен поклоняться богам. Он должен служить мудрым. Он должен делать добро другим, тогда он отправится на райские планеты.
Финансисты говорят: «Вы живете в той стране, деньги которой вы накопили». Если у вас австралийские доллары, а вы живете на Северном Полюсе, несмотря на то, что вы на Северном Полюсе или физически вы в Исландии, то у вас австралийские деньги, австралийский доллар, то вы живете в Австралии. Хотя ваше тело находится в Исландии, на самом деле, вы живете в Австралии. Почему? Потому что у вас ценности австралийского государства. Или если у вас индийские рупии, а вы живете в России, то на самом деле вы живете в Индии. Если у вас нет ни одного рубля, все деньги вы держите в рупиях, то вы в Индии живете, хотя физически вы гораздо ценнее, потому что вы разделяете те же ценности, что индийское государство, индийский народ. Таким образом, если вы накапливаете в своей жизни только физические достоинства: крепкие мышцы, умение кому-то дать под дых, то вы живете в обществе животных, несмотря на то, что ваше тело, казалось бы, ходит по улицам Лондона. На самом деле вы просто животное. Почему? Потому что как австралийский доллар. Имея австралийский доллар в Исландии, вы находитесь в Австралии. Так же, имея ценностью физические силы, вы находитесь в обществе тех, для кого физическая сила важна, а это животные.
Если вы накапливаете деньги, то вы находитесь среди людей. Если вы накапливаете власть, то вы находитесь частично среди людей или частично уже среди небожителей. Тут вот такое происходит разделение. Несмотря на то, что четыре сословия и четыре ценности, тем не менее, состояния ума три. Состояние возбуждения заставляет ценным считать и деньги, и власть. В обществе людей и деньги, и власть превалируют. Если вы целью своей жизни поставили накопить как можно больше денег и обрести власть над другими, то вы родитесь среди людей. Потому что эта ценность — людская ценность.
Но если вы целью своей жизни поставили добродетели: говорить правду независимо от того, принесет вам это материальное благо или не принесет, делать добро другим, не ожидая ничего взамен, быть мудрым, стремиться к истине. Если для вас это является ценностью, то вы и живете в той стране, где это является валютой. Если аскетизм, правдивость, чистота для вас ценность, то вы живете уже среди небожителей, и вам останется только покинуть это тело для того, чтобы физически там оказаться. Как если у меня только индийские рупии, но я никогда не был в Индии, то я уже потенциально нахожусь в Индии, и мне останется лишь шаг для того, чтобы оказаться в стране, валюту которой я скопил. Вначале задали вопрос: «Кем мы были в прошлом рождении или кем мы были до рождения?». Это зависит от того, что для вас в этой жизни является ценностью. Но это предмет внутреннего анализа, внутренней самооценки. Если честно сказать, что для меня важнее, — произвести впечатление на других, накопить деньги, создать компанию, в которой я мог бы заставить манипулировать мотивациями, мог бы заставить работать кого-то; или ценность для меня — выглядеть хорошо, чтобы у меня тело выглядело загорелым, чтобы у меня пахло изо рта хорошо, чтобы у меня зубы блестели, чтобы я физически был здоров. В зависимости от того, что для вас является ценностью, тем вы и были в прошлой жизни и в то общество вы и переходите в следующей жизни. Хотя повторяюсь: это движение очень плавное. Не то что вы в прошлой жизни были муравьем, а в этой жизни человеком. Но если для вас физическое здоровье самое главное в жизни — важнее, чем деньги, тогда, скорее всего, вы находились на более низкой ступени развития духовной эволюции. Это либо какое-то животное, либо какое-то примитивное человекообразное существо. Если для вас ценностью являеюся деньги, то, скорее всего, вы были человеком или частью цивилизации человека. Если вы и умираете с этими ценностями, если за свою жизнь вы не эволюционировали, вы не сделали шаг к тому, что ценно на самом деле: добрые дела, добрые отношения и милосердие к другим, то вы опять родитесь человеком. Как всегда бывает — ценности не держатся всегда в одной валюте. Если ценности смешаны, если для вас больше добрые дела или добрые отношения к другим ценны, но и деньги для вас немаловажны, и физическое здоровье для вас немаловажно, то в зависимости от того, чего больше в этой «мультивалютной» корзине, туда вы и дрейфуете, в том облике вы, скорее всего, и воплотитесь. Это может быть человек с какими-то духовными задатками, человек из высшей сферы, какой-то жрец храма или человек, родившийся в семье, где исповедуют йогу или исповедуют какую-то религию.
Если в молодости для вас ценно было делать добро, а к старости или перед тем, как оставить тело, для вас ценным стали только денежные накопления, это значит, ваша духовная эволюция идет в обратную сторону. Вы от высокоразвитого человекообразного существа дрейфуете к низкоразвитому человеческому существу. Если и в той жизни вы больше делаете упор на чисто физическое развитие, на физическую власть, то вы дрейфуете еще в большую сторону животнообразного состояния и т.д. Значит, ваше движение идет вспять. Но если вы в течение жизни переходите от ценности чисто физической власти над другими — здоровье, силы — к доброте, к милосердию, к мудрости, к разуму, тогда, значит, ваша духовная эволюция идет в положительную, или в позитивную сторону. А это всегда индивидуально.
Вопрос: «Кем я был в прошлой жизни?» задайте себе сами. На основании того, что я сейчас объяснил, просто основываясь на анализе, вы можете сделать вывод, кем вы были в прошлой жизни. Какие для вас ценности были раньше в этой жизни и какие они для вас сейчас. Вот в тот момент вы можете примерно сделать вывод, кем вы будете в следующей жизни. Но если прошлое мы не можем изменить, то двигаться в положительном направлении, к высокоразвитому человеческому существу в этой жизни мы можем — можем своей волей, своими поступками, своими желаниями, своим отношением к другим, к окружающему миру. Мы можем эволюционировать от стремления физического здоровья к добродетели. Это в наших силах.
В общем, Анукришна вы поняли: вам надо коротенечко к следующему касту подготовить доклад о мировоззрении Спинозы.
Слушатель: Ого, Махарадж, там коротенечко не получится. Я думаю, что у меня нет качеств.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну хотя бы скажите, в результате своих духовных изысканий он изобрел ракету?
Слушатель: Нет, Махарадж.
Б. Ч. Бхарати Свами: А призывал он селиться по другим планетам?
Слушатель: Тоже нет, лень было.
Б. Ч. Бхарати Свами: А, ну значит, достойный муж.
Слушатель: Не жил в библиотеке просто.
Б. Ч. Бхарати Свами: В библиотеке не жил…
Слушатель: Нет.
Б. Ч. Бхарати Свами: Какой вывод можно сделать из жизни Циолковского? Живите в библиотеке?
Слушатель: Нужно обходить библиотеки стороной.
Б. Ч. Бхарати Свами: Обходите книги стороной. Доктор Геббельс в тридцатые годы сжигал все эти злотворные книжки для того, чтобы люди не летали на другие планеты. Если они тебе говорят об адвайте, о том, что все едино, что плохо, что горе… Что воля, что не воля — все одно. Копните поглубже, может быть, все-таки они вам говорят о русских ведах и о том, что мы потомки ариев, и что мы ваше других? Копните побольше. В принципе, такое правило, что этом мире нет порядочных обитателей. Если здесь говорят о какой-то идее, о святости какой-то идеи, то спросите у него, в каком банке он деньги держит.
# 60:30
Что такое святое?
Что такое святое? Святое — это то, ради чего можно отдать жизнь. Это определение святого. Для меня вот это святое. Он говорит: «Для меня родина святая». Это значит, что он ради родины отдаст жизнь. Как правило, о том, что родина святая, говорят предводители родины. Он не готов свою жизнь отдать за родину, а он предпочтет, чтобы вы отдали свою жизнь за родину. А почему он не отдаст свою жизнь за родину, предводитель? А потому что тогда родина останется без головы. Если я не буду предводителем родины, тогда она погибнет. Я не могу ее оставить Я должен жить. А вы, пожалуйста, можете отдать свою жизнь за родину. Такая вот идея самопожертвования в этой религии.
Транскрипция: Вишнуприя Д. Д.