Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2010 / «Судьба»

«Судьба»


«Судьба» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 17 октября 2010 года

http://www.youtube.com/watch?v=69P3-GKM2pc

Судьба

# 00:00

Судьба по решению суда

Б. Ч. Бхарати Свами: Так, если есть какие-то вопросы… Слышно нормально? Звук есть? Итак, если есть какие-то вопросы у присутствующих…

Слушатель: Если можно, звук сделать громче, если там не на полный.

Б. Ч. Бхарати Свами: Звук что, микрофона?

Слушатель: Блог ТВ. Да, звук микрофона и на компьютере, может, тоже.

Б. Ч. Бхарати Свами: Так, у меня просьба к Фростики: пожалуйста, не спрашивайте про наркотики, потому что это оффтопик. То есть в собрании преданных это оффтопик – не по теме, и если вы хотите поделиться впечатлениями или еще что-нибудь в этом роде, обращайтесь в специализированные учреждения, иначе мы вас вынуждены будем перевести в разряд слушателей. Так, значит, Пункил: «Что такое судьба?»

Что такое судьба? Слово «судьба» происходит от слова «суд». Таким образом, судьба – это расписанный приговор, судебный приговор за наши поступки за хорошие и за плохие. Судьба – это как бы расписание нашей жизни наперед, основанные на том, что мы совершили. «Судьба» происходит от слова «суд». Существует владыка судьбы, его зовут Яма, или его еще называют Ямарадж. Вот он расписывает нам судьбу с помощью своих помощников, расписывает нам судьбу: после окончания земной жизни человеческая душа отправляется в судилище, и там бог Яма, который является олицетворением власти Вишну, Верховного Господа Вишну, он расписывает нам судьбу, расписывает нам жизнь в следующем рождении. Таким образом, он определяет нам облик, он определяет нам продолжительность жизни, определяет нам количество радостей, количество печалей, ну и всевозможные какие-то там нюансы, тонкие повороты судьбы, – это всё он распределяет.

# 03:01

Пять фаз судьбы

Существует пять видов судьбы, или даже не пять видов, а пять фаз судьбы – это когда мы что-то совершаем, одновременно происходит запись того, что мы совершаем. Помощники бога судьбы Ямы, Ямадуты, как бы это фиксируют, и это еще можно изменить. После того как мы совершили какой-то поступок, этот поступок начинает давать всходы. То есть это как семечко: когда мы сеем какое-то семечко, по внешнему виду мы не можем определить, каково будет дерево, каковы будут плоды этого семечка, но когда первый росток уже пробился из-под земли, мы уже по внешнему виду можем сказать, какое дерево будет, какого рода будет дерево. Точно так же судьба, она может быть скрытая – когда мы только-только совершили поступок, мы еще не знаем, что мы будем… какую ответственность мы будем за него нести, благо мы получим за это или не получим благо. Потому что каждый поступок сопряжен с благодеянием и со злодеянием. То есть, делая кому-то добро, мы неизбежно делаем кому-то зло: если мы кормим голодного, то пища, которую мы даем голодному, производится путем насилия над другими существами. Например, чтобы накормить голодного тушенкой, надо убить много коров. То есть, вы благо получаете за то, что накормили голодного человека, но получаете и зло, плохую карму, за то, что приняли участие в убийстве животного. То же самое с убийством растений: там значительно меньше плохой кармы, в убийстве растений значительно меньше, но тем не менее все равно это присутствует.

И вот когда мы совершаем какой-то поступок, мы еще не знаем, какая из чаш этих весов перевесит: мы совершаем, скорее, злодеяние суммарное или благодеяние. Но когда ростки этого поступка начинают пробиваться, некие плоды начинают формироваться, мы уже можем сказать примерно, будет сладкий плод от нашего поступка или горький плод. И постепенно (это как бы вторая фаза судьбы или кармы) эти плоды конкретного поступка или нескольких поступков начинают оформляться: мы уже знаем, что это будет не просто сладкий плод, а это будет большой сладкий плод, или маленький, или червивый, или не просто кислый, горький плод нашего поступка, но он… Например, бывает лимон, а бывает грейпфрут – и тот, и другой кислый, но в одном есть немножко сладости, а в другом – чистая кислота. Это как бы третья фаза кармы. Четвертая фаза – это когда непосредственно бог-судьба Яма определяет нам, сколько от этого плода, сладкого или горького, мы должны будем вкусить. Одно дело – съесть целый лимон (кислый, да?), а другое дело – немножечко. Это происходит как раз после смерти на судилище. И пятая фаза кармы, или судьбы, когда душа начинает уже вкушать, то есть как бы надкусила этот плод.

И говорится, что первые четыре фазы кармы или судьбы можно искоренить, отвратить с помощью Святого Имени. То есть на каком бы этапе судьба нас ни застигла, мы можем с помощью Святого Имени горькие плоды от себя отвернуть. А пятая фаза, когда мы уже вкусили, уже ничем нельзя обратить назад злую судьбу. Бхактивинода Тхакур в одной из своих молитв говорит, что даже пятую фазу, когда мы начинаем вкушать плоды своих злодеяний или благодеяний, даже эту фазу, пятую, тоже можно с помощью Харинама отменить, то есть тоже можно уничтожить судьбу.

Итак, судьба – это приговор посмертного судьи. И если душа предается Повелителю судьбы… Потому что судья – это не последняя инстанция, это не главная власть в государстве – судья. Есть Царь, который стоит над судьей. Так вот, если душа предалась Царю, то судья обязательно помилует эту душу. То есть судьба не властна, другими словами если говорить, так сказать, обыденным языком, судьба не властна над предавшейся душой, над душой, которая предалась Господу или Господину Богу, судьба не властна над этой душой – она становится праведником. И об этом говорит Кришна в «Бхагавад-гите», в десятой главе. Он называет такие души дхармагья, то есть познавший дхарму или осуществивший свой долг, исполнивший свой долг перед миром. Ведь судьба, она действует на тех, кто должен что-то этому миру. Так вот, если душа предалась Всевышнему, то весь ее долг аннулируется перед окружающим миром – душа уже ничего не должна, потому что она находится, преданный находится под прямой защитой Повелителя судеб, не бога судьбы, а именно Повелителя судеб. И душа уже не несет ответственность за свои поступки, как Кришна говорит в «Бхагавад-гите». То есть она становится дхармагья, по-русски это праведник.

# 10:41

Кто такой праведник?

И любопытно, Бхактивинода Тхакур дает определение понятию «праведник». Праведник – это тот, кого помиловал Бог судьбы, или тот, кого помиловал Повелитель судьбы. На этом нужно заострить внимание: праведник – это не тот, кто поступает правильно, кто выполняет свою дхарму, а праведник – это тот, кого простили, это тот… Бхактивинода Тхакур употребляет такое понятие: «Праведник – это тот, кого простил Высший Суд». Таким образом, праведник человек или не праведник, зависит даже не от человека, а от Высшего Суда. И Кришна говорит (Бхактивинода Тхакур комментирует «Бхагавад-гиту»), что «если ты предан Мне, то любые поступки на любом поприще не несут за собой судьбы, они не связывают тебя последствиями, если ты Мне предан». Таким образом ты становишься в высшем смысле праведником. То есть Бхактивинода Тхакур подчеркивает: праведник – это не тот, кто хорошо себя ведет, кто соблюдает нормы морали, а праведник – это тот, кого простил Кришна. Что бы ты ни сделал, если Кришна тебя простил, то ты праведник – дхармагья.

Так, надеюсь, я ответил на вопрос: «Что такое судьба?»

# 12:22

Карма – динамическая судьба

«Наверное, чтобы понять, что такое судьба, нужно прожить определенный отрезок жизни…» Ну, наверное. «…Тогда, возможно, и будет понимание, что такое судьба. Обстоятельства или события, проис… Это предначертано судьбой – результат конкретно свободы выбора».

Правильно. Судьба – это то, что тебе предначертано, но предначертано не просто так, а в результате того, что когда-то ты совершил какой-то поступок. Просто понятие «карма» в вайшнавской философии объемнее, оно глубже, чем понятие «судьба» в западном понимании. Карма… Судьба – это когда ты что-то совершил и должен нести ответственность за свой поступок – судьба, то есть тебе что-то предначертали. А карма еще подразумевает как бы динамическую судьбу. Сложность-то в чём заключается? Что когда ты совершаешь какой-то поступок, то следующий твой поступок уже не продиктован только свободой воли, а он еще продиктован результатом прошлого твоего поступка. То есть в результате какого-то злодеяния или каких-то злодеяний ты получаешь тело, ты получаешь определенный режим поведения, определенный заданный образ поведения – тело и образ поведения. То есть если ты становишься собакой, то для того, чтобы почесать за ухом, тебе надо не рукой, а задней лапой, потому что иначе ты просто не можешь. Или, чтобы избавиться от вшей, тебе нужно кусать свою шерсть, а человеку, чтобы избавится от вшей, ему нужно помыться там как-то. А собака этого не может.

То есть для того, чтобы совершить какой-то поступок, ты вынужден подчиняться закону вновь обретенного тела. Таким образом ты утрачиваешь в определенной степени свободу. Вот в этом сложность понятия «карма», то есть такая судьба динамическая. Ты уже не можешь в полной степени распоряжаться своей свободой, а ты обусловлен телом, которое ты получил. Соответственно, даже при желании совершить добрый поступок, ты вынужден подчиняться своей природе и снова совершать злой поступок. Если ты, например, родился в низших слоях общества, где царит разврат, воровство, то даже при желании сделать что-то доброе ты все равно так или иначе подчиняешься вот этой обусловленности, ты все равно будешь обманывать, воровать – совершать какие-то поступки. Если вы родились росомахой, то вы бы и готовы смириться, когда вас ловят, но вы не можете, потому что природа у вас такова, что как только вы попадаете в клетку, если вы росомаха, вы себя убиваете, вот вы не можете просто. Росомаха не может в неволе жить. Казалось бы, чего проще – смириться и дожить, да? Там тебя кормить будут, но нет – они себя разрывают, ну, такие животные. Или собака, да? Или там… Это относится и к людям, да.

Последствия наших прошлых поступков определяют наш образ поведения, а образ поведения заставляет совершать тоже злодеяния, и эти новые злодеяния порождают новый образ поведения и так далее. То есть мы в этой карме запутываемся, и мы не можем ничего с этим поделать, пока мы совсем не теряем свободу и не превращаемся в безмолвное дерево, или в безмолвную гору, или в безмолвный камень. И потом нам снова дается порциями ступенчато степени свободы, пока мы снова не становимся людьми и нам не дается снова почти что полная свобода. И вот этой свободой мы должны распорядиться для того, чтобы осознать, что мы чистые души, заключенные в эти оболочки из слов, дел, мыслей, чтобы эти оболочки от себя отторгнуть. Если мы не пользуемся этой возможностью, мы снова попадаем в тиски кармы и снова уменьшаем степени своей свободы, и бог-судьба Яма нам все меньше, и меньше, и меньше дает свободы, пока мы, наконец, опять не окажемся в теле камня. Этот цикл продолжается и продолжается и называется «круг самсары».

Так. Да, Витра, вы правильно заметили: «Когда с нами происходит что-то хорошее, мы говорим: это судьба, если плохое – закон подлости».

# 18:11

Владыка чувств

«»Махарадж» означает великий царь. Вы считаете себя великим царем?»

Нет, меня просто так назвал Гурудев. Тут «махарадж» означает не то что великий царь, а тот, кто владеет своими эмоциями, своими чувствами. Но это когда человек получает санньясу, то это ему дается форой, это как бы ему в кредит дается. Это не то что в момент инициации он становится обладателем своих чувств, просто ему говорится: «Для тебя вот это является эталоном, ты должен к этому стремиться». Это когда враг стоит у ворот города, то главнокомандующий может любого человека, любого рядового назначить генералом. Это не значит, что тот становится немедленно генералом и обладает всеми генеральскими свойствами, просто ему дается шанс стать генералом, ему дается шанс стать Махараджем. Как, например, Наполеон Бонапарт стал генералом в 24 года не потому, что он обладал качествами императора, а потому, что Париж находился в осаде врагов и нужен был хоть кто-то (не Париж, а Лион), нужен был кто-то, кто взял бы на себя ответственность и возглавил бы армию. Вот дали Наполеону Бонапарту эту возможность, и он потом ее реализовал, он стал действительно генералом. Так что тут… Тут не важно, кем я себя считаю. Так, ладно, это все отклонения, давайте к вопросам.

# 20:18

Хорошее и плохое в нашей жизни

Значит, вот: «Когда с нами происходит что-то хорошее, мы говорим: это судьба…

Я согласен, но я хотел бы замечание сделать, что, когда с нами происходит что-то хорошее, мы склонны хвалить себя, мы говорим, что это мы заслужили. То есть то, что с нами хорошее, мы сами этого добились, а если что-то плохое, то это нам помешали. Когда с нами что-то хорошее происходит, мы хвалим за это себя, мы себе приписываем заслуги, а когда с нами происходит что-то плохое, мы говорим, что это злая судьба, то есть мы такие все замечательные, но вот злая судьба несправедливо нас покарала за это. Преданный мыслит ровно наоборот: если происходит что-то хорошее в нашей жизни, преданный говорит, что это Господь Кришна незаслуженно нам оказал милость какую-то, незаслуженно. Мы этого не заслужили, а когда происходит что-то плохое, то преданный благодарит Кришну за то, что Он так мало нас наказал, потому что за то, что мы когда-то совершили, нас должны покарать еще сильнее, но Кришна всего-навсего покарал нас там, на одну сотую от того, что мы должны были бы испытать.

# 22:24

Муки адовы

«За свои поступки в жизни мы попадаем в ад. После ада мы возвращаемся и опять отрабатываем прошлое тут».

«За свои поступки мы попадаем в ад» – это правильно. Вот в аду как раз мы расплачиваемся за то, что мы совершили. Просто ад – понятие не географическое, а ад – понятие, так сказать, психологическое. Ад может быть и на Земле, и ад может быть и в преисподней. Ад – это страдание, ад – это атмосфера страдания. Атмосфера страдания может быть и на Земле: вы можете родиться в самой благополучной стране, но будете страдать от какой-то мелочи, от которой где-нибудь в Бангладеш человек даже не заметит эту мелочь. Когда кругом наводнения, землетрясения, пожары и так далее, например, оскорбление друга там человек и не заметит, когда там наводнения идут, а если вы в какой-то благополучной стране, то любая мелочь может свести вас с ума, и вы будете жить как в аду. Как говорится, для кого суп жидкий, а для кого жемчуг мелкий.

Слушатель: Кому-то супчик жидковат, кому-то жемчуг мелковат.

Б. Ч. Бхарати Свами: Кому-то, да, жемчуг мелковат. То есть и тот и другой испытывают одинаковые адские страдания. Если вас пригласили на венский бал и у вас мелкий жемчуг, вы будете испытывать такие же страдания, как тот, кому не досталась похлебка на зоне. То есть ад – это, скорее, психологическое состояние, нежели внешнее обстоятельство. И за свои поступки душа, конечно, попадает в ад. Посмертный бог – бог судьбы Яма, он… На то оно и расписание судьбы – карма… Он говорит: «Девяносто процентов ты должен будешь в одном из двадцати девяти адов прожить, испытать все муки адовы на девяносто процентов, а на десять процентов своего приговора ты должен будешь родиться снова на Земле, скажем, с какой-то врожденной болезнью, или с какими-то умственными отклонениями, или какую-нибудь злую судьбу должен будешь испытать». Потому что человек может за свою жизнь совершить столько поступков, что, родившись на Земле, он просто не отработает. То есть на Земле не будет столько страданий. Земля просто не приспособлена к такому количеству страданий, чтобы человек отработал всё это. Поэтому он может половину, действительно, в одном из двадцати девяти адов отбыть.

Мы читали с вами в пятой книге, какие ады бывают. Один из адов – это огромный, в несколько йоджинов, чан с червяками, и ты рождаешься одним из этих червяков, где пищей являются те же самые червяки для тебя. То есть тебя едят и в это время ты ешь кого-то, потому что другой еды нет. То есть твой хвост уже кто-то ест, но поскольку ты испытываешь еще и голод, ты должен кого-то есть, а тот ест того, кто тебя ест, видимо. И там все это вот так вот кишит с червивыми экскрементами и так далее. И таких адов очень много. Или как этот самый Прометей, которому печень выедали каждый день, а она у него снова отрастала, это в греческой мифологии. И такой тоже ад есть, где тебе выедают черви или кто-то тебе там выедает внутренности, а они у тебя снова отрастают, и вот так вот миллион лет. Но на Земле это может пройти две секунды, потому что тяжкие страдания замедляют время: для тебя каждое мгновение – это целая жизнь. И то, что тебе осталось дотерпеть, испытать, ты потом реализуешь на Земле. То есть Ямараджа, бог судьбы, он всем определяет его ответственность, их степень ответственности.

Слушатель: Махарадж, если мы сейчас здесь родились, значит, мы уже там были?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это не обязательно, мы могли там и не быть, если мы вели праведную жизнь, то…

Слушатель: А почему тогда…

Б. Ч. Бхарати Свами: Чтобы не подняться на райские… Ну, какие-то поступки мы…

Слушатель: Но ведь с райских обратно сюда падают?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, с райских… Судьба может быть такова, что тебе… На девяносто процентов ты вел жизнь праведника… То есть ты…

Слушатель: Праведник в интерпретации…

Б. Ч. Бхарати Свами: Праведник – тот, кто соблюдал дхарму.

Слушатель: Хороший такой.

Б. Ч. Бхарати Свами: Хороший человек, вел себя по правилам. Сказать «православный», то есть тот, кто правильно…

Слушатель: Славит правь.

Б. Ч. Бхарати Свами: Тот, кто правильно себя вел. Это называется праведник, да. И, значит, скажем, на девяносто процентов ты должен будешь за свои благодеяния жить в раю миллионы, миллионы лет, пользоваться плодами своих благодеяний. Но поскольку каждое благодеяние в материальном мире сопряжено и с каким-то количеством злодеяний, то после райской жизни ты снова попадаешь на Землю, где отрабатываешь свою часть злодеяний. А здесь начинается как бы новый виток кармы: ты отрабатываешь, то есть ты пользуешься какими-то благами, а пользуясь ты берешь взаймы у окружающего мира и должен будешь отдать за это.

Слушатель: Что же делать?

Б. Ч. Бхарати Свами: Разрубить этот гордиев узел. Потому что Кришна говорит Арджуне в «Бхагавад-гите», что «хитросплетения кармы понять невозможно, нужно просто забыть про это и предаться Мне». Кришна говорит предаться Ему, и Он возьмет на Себя заботу.

# 29:36

Свобода воли и желание стяжать

Слушатель: А когда вот тот червяк, который говорит: «Это мое, мне»?

Слушатель: Сам сдохнет.

Б. Ч. Бхарати Свами: Не кормить его. Да, да, да, вот это желание хапать, оно у нас… Изначально оно у нас продиктовано свободой воли, но сейчас оно уже обусловлено нашим телом, то есть нашим рождением. Мы уже родились в мире, где хапать, стяжать является нормой поведения. И даже когда мы не хотим этого делать, то есть когда мы хотим проявить силу воли, отказаться от стяжательства, чуть только мы даем слабинку, чувства уносят нас, наш разум, и мы снова начинаем стяжать. А потом хватаемся за голову: «Что же я натворил?» и говорим себе, что больше такого не повторится, а потом происходит снова. Вот наша вторая природа. Мы часто говорим, что у человека есть две природы. Это душа – это природа самопожертвования, душа, она светится, она счастлива, когда она отдает, она живет тем, что отдает. Как только она перестает отдавать, душа чахнет, – это наша внутренняя, подлинная природа; но у нас при этом есть приобретенная природа – это внешняя природа, приобретенная. Она состоит из, мы вчера говорили, двадцати четырех оболочек, по количеству букв в санскритском алфавите. Они есть грубые, а есть тонкие. Каждая оболочка соответствует какой-то букве санскритского алфавита. И все эти оболочки нам говорят, что надо стяжать, – наша вторая природа. Отказаться от этой природы, раздеться в метафизическом смысле, сбросить с себя эти одеяния – это есть задача души – уничтожить в себе внешнюю стяжательную природу и оставить себе самопожертвенную природу.

# 31:57

Как стать свободным?

Никакими поступками, то есть никакими праведными поступками мы не можем сбросить с себя оболочки эти, не сможем с себя сбросить оболочки кармы. Только предавшись тому, кто свободен от гун, от кармы, – это Кришна или Его представитель, Гуру, мы можем избавиться от этой кармы.

Слушатель: Что значит внешнее стяжательство? (вопрос не услышан)

Б. Ч. Бхарати Свами: То есть стать свободным можно, став рабом свободного. Освободиться нельзя… Совершая поступки, нельзя сделаться свободными. Бхактивинода Тхакур говорит: «Свободным нельзя сделаться ни совершая поступки хорошие, ни уйдя от мира и предавшись покаянию, ни стяжав тайные силы, тайные силы природы, йоги, нельзя сделаться свободным; свободным можно сделаться только пойдя на восток, в сторону бхакти, предавшись самому свободному. Если ты стал рабом свободного, то ты стал свободным. А если ты сам хочешь стать свободным, независимым, то ты себя загонишь либо в тупик йоги, либо в тупик кармы, либо в тупик гьяны».

Так, а что там хотели спросить, Настя?

Слушатель: Вы сказали: «Внешнее стяжательство». «…От внешнего стяжательства прийти к внутренней…»

(запись обрывается)

Б. Ч. Бхарати Свами: «За свои поступки в жизни мы попадаем в ад, а после ада мы возвращаемся и опять отрабатываем прошлое тут. То, за что мы мучились в аду, если возвращаясь мы отрабатываем прошлую жизнь?»

Я уже пояснил: мы в своей жизни человеческой совершаем столько поступков, что на Земле не будет столько страданий, поэтому повелитель судьбы Яма что-то нам определяет в аду, то есть в жутких мученических условиях, а какую-то часть оставляет для Земли. И мы сильно страдаем в аду, а потом немножко «дострадываем» на Земле. На счет ада понятно.

# 35:17

Заколдованный круг судьбы

«Наши мысли влияют на события и обстоятельства».

Совершенно верно. Наши мысли влияют на события и обстоятельства, а когда мы попадаем в круг событий и обстоятельств, то эти обстоятельства влияют на наши мысли. В этом заключается заколдованный круг кармы, заколдованный круг судьбы. Мы мыслями моделируем поступки, мы эти поступки совершаем, и эти поступки моделируют новые мысли. То есть если мы с вами совершаем какое-то греховное деяние, то это деяние влияет на наши мысли таким образом, что мы снова начинаем грешить. И из этого круга выйти невозможно, можно только рассечь этот гордиев узел – предаться Кришне.

# 36:16

После освобождения

Слушатель: А можно вопрос, Махарадж?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, давайте.

Слушатель: А вот процесс освобождения, то есть когда человек обретает милость Господа, то как это происходит? То есть это сразу происходит, когда там указ подписан, всё – ты свободен и на тебя уже, скажем, судьба не действует, либо это постепенно как-то происходит?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это сразу происходит. То есть освобождение… Что такое освобождение? Это осознание. То есть тебя просто осеняет, что ты никому ничего не должен, ты свободен: ты осознаешь, что в этом мире нет ничего, что тебя бы удерживало здесь. То есть нет ни одной вещи, ни одного понятия, которое тебя удерживало бы здесь. Это есть освобождение. То есть ты получаешь визу. Это происходит тут же. Визу получил, ты уже свободен, ты уже гражданин другой страны, тебе в консульстве дали штамп. Но для того, чтобы туда перебраться, тебе нужно… Ты уже свободен, ты уже не подчиняешься законам этого государства. Для того, чтобы перебраться туда, для этого требуется некое время, некий процесс. То есть тебе нужно доехать до аэропорта или до морского порта, сесть на корабль и уплыть. То есть свободу ты получаешь как только ты предался. Но другое дело, что вот этот отрезок от консульства до аэропорта, за этот отрезок ты можешь посмотреть по сторонам и восхититься природой, внешней природой. Будешь ехать в аэропорт и говорить: «Как хорошо! Осень, листочки желтые, а вот здесь, наверное, недорого недвижимость приобрести». И всё. Ты просто останешься, она у тебя будет, виза, но ты останешься. Потенциально ты можешь уехать, но ты остался – тебя затянуло. Как было однажды с Нарадой Муни. Он спросил у Господа Вишну: «Что такое майа?» Господь Вишну велел ему принести воды, на реку сходить за водой. И Нарада Муни пошел на реку и увидел женщину, ну и они поженились, естественно. У них дети появились, они жили, дом построили, все такое, скотом обзавелись и случилось наводнение… А, он пошел в один из дней за добычей, там что-то принести, что-то добыть для очага. Вернулся, а наводнением, волной, смыло весь дом. Всё. Жена погибла, все погибли, и он, значит, стоит с этим котелком, и к нему нисходит Господь Вишну.

Слушатель: Горе он испытал?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, он испытал… Нет, не помню. И он стоит в недоумении, и Господь Вишну на Своем орле спускается и говорит: «Ты помнишь, да, ты просил Меня объяснить, что такое майа? Вот это что такое –то, что тебе приснилось, – это майа». Вот так. Случай с Нарадой Муни, это произошло всё как бы в голове, но это всё реально было. Точно так же мы получили свободу. Когда мы получили свободу? Когда мы предались Шри Гуру, когда мы получили от него Святое Имя, Он нам дал… печать поставил, всё: «Вам осталось добраться только до порта». Но мы по дороге думаем: «Но как же так? Ведь еще столько всего незавершенного, еще столько достижений… Можно покорить восьмитысячник, можно пробежать марафон, можно то сделать, можно это сделать, можно заработать». И остаемся здесь. А штамп-то стоит. Шри Гуру, Он нам открывает ворота. Он открыл визу, открыл нам ворота в мир свободы, в мир любви.

Так, ладно. Ну что, давайте… А, там вопрос какой-то был?

Слушатель: Да.

Б. Ч. Бхарати Свами: Давайте.

# 41:21

Почему Махапрабху не Персона номер один?

Слушатель: Здравствуйте, Махарадж. Разрешите вопрос. Я вот не разберусь никак, Кришна – это персона номер один, Радха – это персона номер два, а вместе Они – это Махапрабху. Почему же Махапрабху не номер один, и Он не одна Личность? Ведь вроде бы наиболее полноценен именно Он, а у Кришны нет великодушия, а у любви нет причины без красоты, насколько я понимаю. Объясните, пожалуйста.

Б. Ч. Бхарати Свами: Что объяснить? Почему мы Махапрабху не называем «Персона номер один»? Потому что в Махапрабху заключена и Радха и Кришна одновременно. Вообще, считается, что Кришна – изначальный Господь, но в нашей парампаре, Шридхар Махарадж объясняет, что Махапрабху – изначальный Господь, а Кришна и Радха как бы вторичны. То есть Шридхар Махарадж настолько предан Махапрабху, что он Его считает первичной личностью. Мы говорим: «Персона номер один» и «Персона номер два», конечно, это относительно, потому что преданные, которые исповедуют Радха-дасьям – служение Шри Радхике, говорят, что Персона номер один – это Шримати Радхарани, что это Она Персона номер один. Мы разделяем просто эти две личности, Радху и Кришну разделяем. Кто там номер один, кто там номер два, я специально не акцентирую на этом. Но очевидно, что есть две Личности: одна Личность – это предмет влечения, объект влечения, а другая Личность – это влекомая. И Кришна Сам говорит, что «Я становлюсь рабом Своих рабов, Кришна говорит, что Я совершенно независим, Меня вообще ничем невозможно удивить, Меня ничто не может привлечь, но когда Я вижу преданность Своих слуг Мне, Я не могу удержаться, Я иду за ними, Я иду за ними по пятам, и Я становлюсь их рабом». То есть как бы круг замыкается: Он, Кришна, одновременно и объект влечения других, но и Он Сам начинает влечься к тем, кто Его любит; и они тоже влекутся к Кришне, но они обладают такой силой притягательности для Него, что привлекает Его к себе. То есть кто там Персона номер один, Персона номер два, непонятно, Радха или Кришна. И когда Они встречаются вместе, когда влечение достигает высшей фазы, Они «становятся вместе», то это Махапрабху. Там Персона номер один и Персона номер два, Они соединяются вместе. Может быть я не совсем понял вопрос, но примерно…

Слушатель: Короче, кто первый?

Б. Ч. Бхарати Свами: Кто первый? Первый – это тот, кто к себе привлекает. А кто к себе привлекает? Если мы дадим ответ на этот вопрос: «Кто изначально привлекает?» Мы можем сказать, что Кришна изначальный Господь, но главная черта Кришны – это всепривлекательность. Соответственно, вот это качество, всепривлекательность, подразумевает, что есть тот, кто влечется к Нему. То есть если Он изначально обладает качеством всепривлекательности, значит, изначально существует тот или та, кто к Нему влечется. А если Она существует изначально, тогда кто первичен? То есть вот это вот качество, всепривлечение, оно у Него не приобретенное, оно у Него не вторичное, оно у Него первичное качество. Соответственно, кто-то всегда изначально должен был к Нему влечься.

# 46:29

Главное качество Махапрабху

Слушатель: Главное качество Махапрабху, Махарадж?

Б. Ч. Бхарати Свами: Качество Махапрабху – это, как Кришна, Он привлекает; как Слуга – Он служит. Но главное качество Махапрабху – это милосердие, великодушие. То есть в Нем есть основная черта – это… Как бы когда красота и любовь соединяются, то происходит взрыв, и этот взрыв называется «великодушие», «милость». То есть любовь целиком направлена на красоту. Красота эгоистична. Она побуждает к себе, она побуждает к любви, но она эгоистична. Но когда они вместе соединяются, происходит взрыв счастья, и вот это счастье столь велико, что Кришна не может в Себе вместить его. Это вот счастье как бы Его через край бьет, поэтому Он это отдает другим: Он начинает танцевать; Махапрабху поет и танцует, то есть он раздает свое счастье. Когда человек счастлив, Он поет и танцует, не обращая ни на кого внимания. И когда Кришна вместе с Радхарани, то Он счастлив, и это счастье Он раздает другим, и это есть Махапрабху – это Кришна с Радхой, которые делятся своим счастьем с другими. Это великодушие – это основная черта Махапрабху.

А теперь мы можем сказать: «Что, великодушие является результатом соединения любви и красоты?» Можно сказать так диалектически. То есть тезис и антитезис образуют синтез, то есть красота и любовь образуют великодушие. Но из диалектики мы знаем, что синтез, с одной стороны, – это результат соединения тезиса и антитезиса, но с другой стороны – тезис и антитезис из синтеза выходят. Понимаете? То есть, результат, он же является и причиной. То есть когда мы говорим: «Шесть плюс четыре равно десять», с диалектической точки зрения, шесть и четыре являются результатом разделения десяти. Мы можем сказать, что шесть и четыре, сложившись, произвели десять, но, с диалектической точки зрения, десять породило шесть и четыре. Точно так же великодушие. Можем сказать, что красота и любовь порождает великодушие, а можем сказать, что великодушие, разделившись, сделалось красотой, с одной стороны, и любовью – с другой стороны. То есть, Махапрабху «рождает» Радху и Кришну, а не Радха и Кришна, соединившись, «рождают» Махапрабху. В этом замкнутом круге непонятно, что является первичным.

Транскрипция: Расарадж Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.