«Слуга на все времена»
«Слуга на все времена» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 19 апреля 2015 года, Москва.
- Страх и беспокойство (00:00)
- Действовать всегда нужно целесообразно (03:48)
- Продолжать жить как «зомби-наблюдатель» (06:10)
- Кришна верит сразу (11:31)
- Преданные Кришны как плотный частокол вокруг Него (16:15)
- Знание, приходящее с определенного состояния (24:55)
- У нас есть свобода воли выбирать агентов влияния (38:31)
- Долг происходит от самоотождествления. Жизнь и форма жизни (50:06)
- В Кали-югу Шриман Махапрабху “путает все карты” (56:24)
- Мир, что нас окружает, — это плоды наших прошлых усилий (63:21)
- Служение это мощный агент влияния (71:30)
- Провокационный совет (81:38)
- Не торопить события, или йога ожидания (87:33)
- Виды и качества личности (89:37)
- Все говорят Истину почти более или менее (99:08)
Страх и беспокойство
Слушатель: Страх — это всегда страх потерять.
Второй слушатель: А беспокойство?
Б.Ч. Бхарати Свами: То же самое. Беспокойство происходит, когда у тебя что-то есть, или страх. Не боится только тот, у кого ничего нет и тот, у кого есть все. Страха лишены или преданные Кришны, или Cам Кришна. Все остальные имеют страх. Мы знаем из мифов древней Индии такой Шива есть. Он совершенно бесстрашный, но порой он впадает в страх. То есть это уже Владыка мира, не говоря уже о низших существах. Все испытывают в этом мире страх.
Поэтому в начале беседы с государем Парикшитом Шука говорит: “Прежде всего ты должен избавиться от страха. Для этого нужно перестать считать, что у тебя что-либо есть”. Царь Парикшит оставил мир и тоже делится своими сомнениями. Он говорит: “Я мир оставил, но у меня есть страх, что, может быть, я напрасно все это делаю, тревога. Я не знаю что мне делать, как мне быть”. Шукадев Госвами говорит: “Это значит ты не оставил. Ты еще не все оставил позади”. Когда пришло известие, что он через семь дней умрет, и он все бросил. Можно, конечно, поесть салат из спаржи перед казнью, но радости все равно это не принесет. И вот Парикшит все бросает, а, оказывается, он не все бросает. Шука по страху его определяет, что он еще не все бросил.
Слушатель: К вам же не все приходят, кто все бросил?
Б.Ч. Бхарати Свами: Я просто говорю, что если есть страх, то это из-за того, что что-то есть, с чем боязно расстаться. Чаще всего это какие-то перспективы, какие-то планы на будущее, доброе имя, репутация.
Слушатель: Будущая или с которой надо расстаться?
Б.Ч. Бхарати Свами: Разное: будущее, прошлое — этот наш багаж, который в памяти и в уме у нас. Мы считаем, что нас уважают или нужно, чтобы нас уважали. Поэтому мы загоняем себя в некие нормы поведения, и это правильно, чтобы не растерять свое доброе имя, свою репутацию.
Слушатель: И как правильно? Поставить определенные другие рамки что ли? Что-то поменять, что-то оставить?
Б.Ч. Бхарати Свами: Это зависит от того, какие цели мы ставим перед собой. Если цель — это найти прибежище у лотосных стоп нашего Бога Кришны, то тогда нужно избавиться от страха. Нужно сделать Его своей собственностью, сказать: “Кришна, кроме тебя у меня никого нет”, и тогда страх уходит. Но люди склонны и другие цели ставить, поэтому я не знаю.
# 3:48
Действовать всегда нужно целесообразно
Действовать всегда нужно целесообразно. Если действие нецелесообразно, то есть, если у действия нет цели, то это называется как? Правильно, конвульсия. Конвульсии — они бесцельны, тебя трясет. Любое действие, где есть цель, — это уже не конвульсия, это уже какое-то движение, какое-то телодвижение, умодвижение, словодвижение. Осталось только определиться с целью. Тогда уже мы можем сказать, действие правильное или неправильное. Когда цель задана, то уже любое действие, приближающее нас к это цели, считается правильным. Любое действие, отдаляющие и отводящее в сторону от этой цели, считается неправильным.
Слушатель: А как определить правильность или неправильность?
Б.Ч. Бхарати Свами: Когда человек задается вопросом “Что делать?”, прежде всего нужно понять, что он хочет. Прежде всего он сам для себя должен понять, потому что никакие гуры и никакие духовные отцы не объяснят. Человек сам должен знать, что он хочет. Тогда он будет знать, правильно он поступает или неправильно.
Для преданного Кришны цель — это не полагаться, не искать никакого убежища в зримом мире, а убежище сделать единственное — лотосные стопы Кришны. И тогда с этой целью разуметь, правильный поступок или неправильный.
У этих целей — принять убежище возле лотосных стоп Кришны и принять убежище в осязаемом мире — движение совершенно противоположно. То есть то, что для одной цели является правильным, является совершенно неправильным для другой цели.
# 6:10
Продолжать жить как “зомби-наблюдатель”
Слушатель: Допустим, есть цель к лотосным стопам, а в мире же уже все обустроено. Это как? Бросать полностью все?
Б.Ч. Бхарати Свами: В уме своем, да, все бросать. Продолжать жить как зомби. Кесарю отдавать кесарево, а Богу отдавать Богово. Богу только свою душу, а все остальное пусть само по себе. Жить как наблюдатель. Исполнять свой долг. Но, конечно, не свой долг… Кришна в “Бхагавад-Гите” отделяет приобретенный долг, то есть долг, который мы приобрели вместе с этим телом, и наш собственный долг. Нужно очень четко понимать, что есть понятия “я” и есть понятие “мое”. Когда мы их смешиваем, то получается, что свое мы принимаем за себя, и когда мы действуем в своих интересах, а на самом деле мы действуем в интересах не себя, а своего.
Например, можно так проиллюстрировать: кто-то на меня вылил кетчуп, я говорю: “Ты меня испачкал”. Но на самом деле он испачкал одежду. То есть он испачкал не меня, а мое. Но когда я отождествляю свое с собой, то всякий вред, причиненный моему, я воспринимаю как вред, причиненный мне. Вот точно так же с телом. Тело — это не я, это мое. У тела есть свой долг, а у меня есть свой долг. Нужно отпустить это тело, пусть оно исполняет свой долг. Этот долг ему надо отдать, покуда мы сами не поймем, что у нас нет тела. На самом деле, тела-то у нас никакого нет. Это просто масса материи, которая в каких-то местах приняла жидкое состояние, в каких-то твердое состояние, в каких-то газообразное состояние. Но нам эта материя не принадлежит. Когда мы умираем, то материя эта расползается. Жидкость с жидкостью соединяется, прах с прахом, а воздух с воздухом. То есть нам даже сейчас ничего не принадлежит.
Но покуда нам кажется с момента рождения нашего тела, что нам что-то принадлежит, то вот это то, что нам принадлежит, оно должно исполнять долг — это верно. У этого тела есть принадлежности или всякая свойственность (имущество): это дом, дети, имя. Нам дают бумажку и говорят: “Прочти”. Сначала нас учат читать, потом дают бумажку и говорят: “Прочти. Что здесь написано?” Ты говоришь: “Вот так вот, вот это вот”, и они потом говорят: “Вот так вот тебя зовут. Это ты”. Нас просто убеждают что я, мое имя — это набор какой-то букв, каких-то звуков. Тем не менее мы уверовали в это и для того, чтобы комфортно существовать в окружающем мире, мы принимаем, что нас именно так зовут, мы принимаем что мы так выглядим, что мы там кого-то осеменили и появились какие-то плоды, которые растут и говорят, что они дети. В общем, мы в это уверовали и коль скоро мы считаем, что это наше, мы должны исполнять перед этим долг. Все, что нам принадлежит, мы должны оберегать. Когда-нибудь мы поймем, что нам это ничего не принадлежит, тогда вопрос с долгом сам собой отпадет.
Нарада Муни говорит Васудеве (отцу Кришны): “Тот кто исполняет долг перед Всевышним, тот больше никому ничего не должен”. Но нам рекомендуют наши учителя не бросать все резко, потому что бросив все, если мы не осознаем, кто мы такие, то мы навесим на себя новые ярлыки и будем исполнять долг опять перед этим миром. То есть условно мы выдумаем Кришну, как еще одну куклу, начнем исполнять долг перед ним, а на самом деле это будет долг не перед Кришной, а перед еще одним вымышленным персонажем этого мира.
# 11:31
Кришна верит сразу
Поэтому покуда мы не осознали свою подлинную сущность, свою истинную сущность, нужно исполнять долг перед этим миром и параллельно пытаться служить Кришне, Всевышнему. Ну, по крайней мере, обещать Ему, что мы никогда Его не забудем, что Он наш единственный Господин. Каждый день клясться Ему в верности. Хотя бы так.
Слушатель: А этого ему достаточно?
Б.Ч. Бхарати Свами: Когда нибудь Он в это поверит. Потому что представьте себе: вы домогаетесь кого-то, какую-нибудь девушку. Каждый день ей цветы дарите, а она говорит: “Прочь отсюда. Иди отсюда”. А вы это делаете каждый день. Букет роз.
Слушатель: По несколько раз.
Б.Ч. Бхарати Свами: По несколько раз в день.
Слушатель: Она сбежит тогда. Спрячется.
Б.Ч. Бхарати Свами: А вы будете ее преследовать — по 16 кругов в день клянетесь ей.
Слушатели: [смех]
Слушатель: Она будет бояться уже при одном упоминании.
Б.Ч. Бхарати Свами: Сначала она будет бояться. Это так реклама работает. Чтобы мы поверили рекламе сколько надо, 20 раз посмотреть? Какая там статистика?
Слушатель: Двадцать четыре.
Б.Ч. Бхарати Свами: Первый раз вы на нее внимание не обращаете. Дальше вы все больше и больше гневаетесь на эту рекламу, больше испытываете отвращение, а потом на 24 раз вы думаете: “Ну почему бы мне и не купить этого”.
Слушатель: Интересная реклама.
Б.Ч. Бхарати Свами: Да, может быть, там это правда. Кришне клянитесь каждый день в верности и так, говорят, что через много жизней, может быть, Он поверит.
На самом деле Кришна верит сразу. Потому что Кришна — тип очень доверчивый. Почему? Потому что еще никто никогда не смог не сдержать слова перед Ним. Поэтому у Него нет оснований.
Дело в том, что Он окружен такими личностями, которые всегда Ему верны. То есть, это такие его компаньоны. Компаньоны в буквальном смысле. Компаньоны по делу. Деловые партнеры, которые, даже если Он пропадает на много лет… Вот как Он пропал, например, в бытность свою на 125 лет с Голоки Вриндавана и на Землю спустился. Вернулся туда через 125 лет, а ничего не разворовали, не загадили, не замусорили Голоку, а могли.
А представляете себе здесь, в здешнем мире, вы организовываете фирму и пропадаете на 125 лет. Возвращаетесь, и вам говорят: “Кто ты такой вообще?”
Слушатели: [смех]
Б.Ч. Бхарати Свами: Вы говорите: “Я хозяин”. У них уже документы, печатки. А там такого нет. Сколько бы Он ни отсутствовал. Ну например, когда Он являлся в образе Нары-Нараяны Риши, Он вообще много тысяч лет отсутствовал. Или даже взять Его земную жизнь, как Он все время торчал где-то вдали от Двараки. Его в Двараке практически не видели. То есть Он город построил и сразу к Арджуне уехал. Всякий раз, когда бы Он ни возвращался, все работает, все ему по прежнему клянутся в верности и никто не захватывает власть. Вот у Него опыт есть, что Его никто никогда не обманывает. Поэтому, если вы Ему поклянетесь в верности, он это примет. Он доверится. Потому что у Него нет опыта, что его кто-то кинул.
Слушатель: Совсем нет такого опыта?
Б.Ч. Бхарати Свами: Да, достаточно сказать: “Кришна, я Твой верный слуга на все времена, прими меня своим рабом или хотя бы слугой”.
Слушатель: Слуга, раб, хотя бы?
Б.Ч. Бхарати Свами: Ну да, есть там градация. Начните хотя бы со слуги слуги слуги.
# 16:15
Преданные Кришны как плотный частокол вокруг Него
Так что, перспективы достаточно радужные. Есть одно «но». Кришна никакого фильтра, никакого фейс-контроля не устраивает, а вот те, кто в месте с ним, вот у них там серьёзно. Они Его компаньоны, они уже не допускают никого негодного. Они никого не допускают к Нему. Кришна-то поверит в то, что мы Его вечные слуги, Он Тип доверчивый, а вот как убедить в этом Его свиту? Это практически невозможно.
Главное, к Нему нельзя попасть, минуя их. Они как плотный частокол вокруг Него. То есть их нужно убедить в том, что мы не причиним никакой тревоги им. Мы сегодня обсуждали, что Махапрабху был доверчив ко всем, но Его близкий круг никого не допускал к Махапрабху. Когда Махапрабху жил в Гамбхире, добраться к нему просто невозможно было. Потому что там Свару́па Дамода́ра и другие вайшнавы просто никого бы не пустили.
Точно так же обстоит дело с Господом нашим Кришной. Он-то доверится, но не поверят нам Его спутники, а если какой-то спутник и поверит, то его спутник не поверит, и так далее. Есть такая вещь, как самообман (майя), и нас просто развернут в сторону, и мы продолжим служить Кришне, а на самом деле будем служить майе. В уме будем думать, что Кришна принял наше служение, будем палочкой махать перед куклой бронзовой, одевать ее, в дочки-матери играть, но это будет в нашем мире умственными упражнениями. Поэтому сам Махапрабху говорит: “Быть слугой слуги слуги”. Служить слугам Кришны, тогда, может быть, они допустят к Нему.
Слушатель: А можно допустить такой вариант, что Кришна напрямую обратит свой взор на преданного?
Б.Ч. Бхарати Свами: Это будет воображаемый Кришна. Была такая одна. В башню себя заперла и с юности до старости пела Ему сонеты (бхаджаны). Мира ее звали, Мирабайя. Ее почитают как святую, но учителя в нашей линии, Джива Госвами, говорит что, это все умственное воображение, умственные упражнения для ума. Это была сахаджия. То есть это был воображаемый Кришна. Она Ему посвящала сонеты. Кришна никогда не бывает вне своей свиты. Он всегда окружен преданными. Где бы мы ни читали про Кришну, ни слышали, он никогда не бывает один. Вот эти кланы преданных всегда Его окружают. Причем они между собой не смешиваются. Это называется гармония, когда преданные одного настроения не находятся возле Кришны, когда рядом преданный другого настроения. Например, матушка Яшода никогда не заглядывает в спальню Кришны, если там его подружки. Ну как бы получится дискомфорт.
Слушатель: Махарадж, а как же говорят, что Его преданные, наоборот, это нечто божественное, другого качества, что они милосердны? Что они, наоборот, не проверяют, а помогают, как бы подводят.
Б.Ч. Бхарати Свами: Это да. По мере очищения души от корысти, от скверны, от желания стяжать на себя внимание, они все ближе и ближе позволяют душе подойти к Кришне.
Слушатель: И еще вы говорили о Гамбхире, да? Там же разное настроение, лила разная. Когда-то он проповедовал, ходил, общался. Да?
Б.Ч. Бхарати Свами: В Гамбхире нет.
Слушатель: В Гамбхире нет. Я имею ввиду, что в разное время разное настроение…
Б.Ч. Бхарати Свами: Когда Он стал ну совсем безумный…
Слушатель: То есть, это у него какое-то настроение было другое, куда не пускают?
Б.Ч. Бхарати Свами: У Него случилось это настроение, оно потом его не покидало. То есть до самого своего ухода Он находился в безумии. Как бы Он был в кругу преданных, но в этот круг не допускались просто. Нельзя было так подойти и там, допустим, на Ратха-Ятре растолкать всех и сказать: “Прабху, а вот не могли вы мне объяснить эту шлоку из Гиты?”, — такого бы не было. Никакой проведи не было. То есть Он был в своих внутренних переживаниях. В этой фазе существования Его Он был совершенно «без кожи», Его могло ранить каждое «прикосновение». Вот у нас, например, есть кожа. Если мы легко гладим, нам приятно, если мы сильно надавливаем, нам больно. То есть это одна и та же кожа, но разное давление вызывает разные ощущения. А если кожу снять, то любое прикосновение будет болезненное.
В эту фазу бытия Махапрабху у Него было любое прикосновение… Я говорю, конечно, метафизически. Любое слово, не согласующееся с его эмоцией, могло его ранить. Как ранило Сарасвати Тхакура, и он не оправился от этого. Когда он шел с преданными, он услышал киртан “Нитай Гора Хари Рам”, что-то такое в общем, где Нитай и Гор сравнивались с Радхой и Кришной. Что Махапрабху — это Кришна, а Нитьянанда — это Радха. Когда Сарасвати Тхакур это услышал, у него случился сердечный приступ. То есть «кожи» не было. Такие вот эмоции. И через два месяца он покинул тело. Зная это, преданные, конечно, бы этих санкиртанщиков загасили бы за сто метров до появления Сарасвати Тхакура. Просто бы истребили их всех. Чтобы они даже ничего из уст не несли.
Слушатель: Получается, что они тоже испытывают эмоции?
Б.Ч. Бхарати Свами: Кто, они? Конечно, испытывают эмоции.
Слушатель: Они просто имеют их в другом направлении? Как это сделать?
Б.Ч. Бхарати Свами: Как вам сделать? Просто жить спокойно. Поскольку эта цель недостижима, то чего напрягаться?
Слушатель: Почему не попытаться?
Б.Ч. Бхарати Свами: Ну попытайтесь. Хорошо, попытайтесь. Дальше, что вы хотите теперь? Вот вы решили пытаться, что дальше?
Слушатель: Меня надо как-то проводить туда. Я же сама постоянно путаюсь.