«Сила от учителя»
Сила от учителя
Б.Ч. Бхарати Свами: Вот мы услышали одно предложение, и мы уже в зависимости от нашего понимания мира это дополняем своим опытом. Ну, например: «Мой дядя самых честных правил». Мы с вами уже это дополняем: «Когда не в шутку занемог он уважать…» А тот, кто никогда не читал Евгения Онегина: «И что? Мой дядя самых честных… и че дальше?» В его мире нету Евгения Онегина, нету кино Бондарчука, он ничего не визуализирует, у него нету этой тоски, когда ты сидишь в восьмом классе, тебе это долдонят и ты не знаешь, когда звонок… Все, что связанно опытом с «мой дядя самых честных правил», у человека, который никогда это не читал, отсутствует. У него просто три слова: мой дядя самых честных правил.
Слушатель: Пустая, ненаполненная фраза.
00:01:16
Б.Ч. Бхарати Свами: Да, ну дядя какой-то самых честных правил.
Слушатель: Смысловой блок другой, да? Так можно?
Б.Ч. Бхарати Свами: Да, кто еще более глубоко интересовался русской литературой, он понимает: «Он уважать себя заставил…» И он понимает, что раньше в русском языке «он уважать себя заставил…» — это иносказательно сказать «умер».
Слушатель: Ага?
00:01:42
Б.Ч. Бхарати Свами: «Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог, он уважать себя заставил…» Ну это как «сыграл в долгий ящик», мы все понимаем что такое «сыграл в долгий ящик». Если человеку, который изучает русский язык (какой-нибудь индус, англичанин), сказать: «Слушай, помнишь Васю?» — «Да!» — «Он ласты склеил». Он подумает: «Ну да. Зачем он склеил ласты?» «Коньки двинул, откинулся», там, еще что-то. Или «бабла нарубил»… Он думает: «А зачем бабла рубить было?» Понимаете? То есть вы и он услышите одну и ту же фразу, но картина мира у вас будет совершенно разная: вам будет жалко человека, который двинул… или как там? Склеил лапти?
Слушатель: Да.
00:02:50
Б.Ч. Бхарати Свами: Что-то там с лаптями еще есть… Разные картины мира. И вот когда мы слышим, например, лекцию наших учителей, или читаем, то правило действует то же самое: у каждого своя картина мира, хотя буквы мы читаем одни и те же. Мы слышим совершенно разные вещи.
00:03:20
Есть история, когда Шридхар Махарадж давал Гаятри-мантру, вторую инициацию, а положено чтобы при второй инициации присутствовали либо уже те, кто получил вторую инициацию (брахманскую) до этого, либо — кто сейчас получает. Остальные не должны присутствовать и слышать Гаятри-мантру. А там — целая толпа каких-то зевак, какие-то преданные стояли, и кто-то из учеников говорит: «Гуру Махарадж, а может быть, мы попросим тех, кто не имеет отношение к церемонии, чтобы они ушли, что бы они мантру не слышали». А Шридхар Махарадж говорит: «А они ее все равно не услышат». Вот он таким образом намекнул, что все слышат по-разному. Тот, кому будет из уст мантра даваться, услышит мантру, а остальные будут слышать: «Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог…»
Слушатель: Просто звук, не вдаваясь в смысл…
00:04:17
Б.Ч. Бхарати Свами: Да, он просто не вложит…
Слушатель: Получается, возможна целевая передача какой-то информации пакетом — скажем так?
Б.Ч. Бхарати Свами: Да, учитель, который имеет такую власть, не просто «Вася-санньяся», а вайшнав калибра Шридхара Махараджа, Гурудева — они передают, как вы говорите, зашифрованный крипто-пакет, и расшифровать его может только получатель, там, в whatsapp’е. Если ты перехватываешь где-то посередине, то для тебя это просто абракадабра: ом, бхур, бхувах…
Слушатель: Исходя из этого, видимо, очень важен момент посвящения в мантру. Многие люди говорят: «А что, везде написана мантра, я беру и читаю, она же доступна, нет же никаких ограничений…»
00:05:13
Б.Ч. Бхарати Свами: Не, неправильное мнение. Если мантру не дал вайшнав, то ты ее не получил. Вайшнав вкладывает всю силу… Мы каждый день поем мантру: «Охе вайшнава тхакура». Бхактивинод Тхакур говорит в этой молитве: ты можешь меня спасти из этого мира, у тебя есть эта власть, ты обладаешь этой… power, этой…
Слушатель: Силой, мощью.
Б.Ч. Бхарати Свами: Этой силой, да: у тебя есть эта тайная сила, и ты эту силу вкладываешь в мантру, в молитву. А так, мантру, которую мы прочли, Шридхар Махарадж это называл «холостой звук»: ты стреляешь — звук тот же самый, а пуля не летит, силы никакой нет, хлопок есть… Иначе и не нужна была бы гуру-парампара. И тогда и идея служения вообще отпадает…
Слушатель: Не нужна как таковая…
00:06:46
Б.Ч. Бхарати Свами: Да, зачем, без надобности, если ты можешь открыть книжку, прочесть секретную мантру. Более того, эта мантра только причинит ущерб душе, если она не получена от учителя. Она даст силу, но она даст неправильную силу, как в случае с… Шридхар Махарадж приводил пример из «Махабхараты», когда Карна, он же из низшего сословия, он пришел учиться к учителю, а учитель сказал: «Я тебя не буду учить». Это был… У кого учился?
Слушатель: Дрона?
Б.Ч. Бхарати Свами: Это был Дрона, да?
Слушатель: Дроначарья.
00:07:47
Б.Ч. Бхарати Свами: Да, Дроначарья, а Дрона ему отказал. И Карна тогда ушел в лес, сделал изваяние учителя и стал учиться у изваяния. То есть учитель ему отказал, а он все равно…
Слушатель: Мурти сделал.
Б.Ч. Бхарати Свами: Мурти сделал, да. Он обрел силу, но эта сила была против Кришны, она со знаком «минус», неправильная. Он сделал мурти Дроны или мурти Бхишмы?
Слушатель: Учителя сделал, Дроны…
Б.Ч. Бхарати Свами: Он власть свою получил не от учителя, а он себе смастерил…
Слушатель: В «Шримад-Бхагаватам»…
Б.Ч. Бхарати Свами: Это в «Махабхарате».
Слушатель: Парашурама у него был?
Слушатель: Парашурама с топором…
Б.Ч. Бхарати Свами: Парашурама, да.
Слушатель: Парашурама, и он ему отказал, потому что он был неблагородной крови, да?
Б.Ч. Бхарати Свами: Да, это Парашурама был.
Слушатель: Да, и он сказал: когда тебе твоя сила понадобится — ты ее потеряешь… Так было?
00:08:53
Б.Ч. Бхарати Свами: Да, да. И Шридхар Махарадж приводил пример, что если ты не от учителя получаешь силу, а каким-то там мистическим способом, или каким-то другим, ты получаешь шакти, но эта шакти будет против тебя, она разрушительна, деструктивна, а не положительна. Так же и с мантрой: ты можешь ее в книжке прочитать. В ИСККОНЕ вообще мантру санньяси даже публично [дают], они говорят: «А че такого? Есть мантра санньяси, она в вас. Если вы ее повторяете, то вы обретаете настроение гопи». Действительно, дается мантра санньяси, и человек теряет свою половую принадлежность, очень мощная мантра… И они — пожалуйста, это же…
Слушатель: Налево-направо…
00:09:58
Б.Ч. Бхарати Свами: «Это же наша цель». Причем это не кто-то там в подворотне, а это главный ИСККОНист русский, Госвами Вигьяна, да? Как его зовут?
Слушатель: Госвами Махарадж.
Б.Ч. Бхарати Свами: Да, главный в ИСККОНе, Вадим Тунеев, Вадинатх его звали раньше, до санньясы. Вот, и он прямо на лекции эту мантру — пожалуйста!
Слушатель: Я слышал, что это запрещено Ведами — публичное озвучивание.
00:10:31
Б.Ч. Бхарати Свами: В общем, да, биджа-мантра дается квалифицированному человеку. Хотя эту мантру в ведах ты можешь просто открыть, выучить санскрит… Они не секретные, мантры, ты можешь взять ее и начать читать, но она не будет иметь силы.
Слушатель: Эти люди находятся практически в опасности, если они получили или не из авторитетного источника или самостоятельно начинают практиковать?
Б.Ч. Бхарати Свами: Они себе вред причиняют.
Слушатель: Серьезный вред, да?
Б.Ч. Бхарати Свами: Вред, да. Она [мантра] какую-то силу тебе даст на какое-то время.
Слушатель: Но заберет, наверное, больше.
00:11:24
Б.Ч. Бхарати Свами: Но в конечном итоге она будет в ущерб тебе. Как в случае с Хираньякашипу: в какой-то момент он получил силу такую, что даже Брахма поддался шантажу. Уже вселенная стала схлопываться от мощи, которую обрел Хираньякашипу, стоя одной ногой в муравейнике и потеряв половину своей плоти, съеденный муравьями. В какой-то момент он получил эту силу, и боги его боялись. И он, помните историю с Хираньякашипу? Он просто силой мысли он просто богов… Они к нему приносили и приносили каждый день еду, с поклонами приходили: «Чего изволите?» То есть все силы природы (а боги управляют силами природы), если читать между строк, то он властью своей управлял огнем, водой, воздухом, землей, ветрами, что там еще… звезды — все были в его подчинении, благодаря этой приобретенной неверным путем силе. Но в последний момент Господь из колоны вышел, и его разодрал на куски.
Слушатель: Жил хорошо, видимо, с материальной точки зрения.
00:13:04
Б.Ч. Бхарати Свами: Да, у него власть была. Боги были у него на побегушках. Такой халиф на час — Емельян Пугачев, он же два года бесчинствовал и называл себя царем Московским.
Слушатель: Они понимают, чем это закончиться, или нет?
Б.Ч. Бхарати Свами: Ну я не думаю, я думал что Емельян Пугачев хотел в Москву все-таки прийти… А брат Хираньякашипу, Хираньякша — вообще не было силы в мире, которая могла бы ему противостоять. Помните, все прятались от него, он спустился на дно морское, к Варуне, Варуна ему говорит: «А я че? Я старик… Ты меня можешь перешибить плетью — нашел с кем сражаться…» А Варуна — он самый мощный. Это были те времена, когда Варуна был главнее Чандры. Первоначально Варуна, обладал властью большей, чем у Луны, а Луна обладает самой большой властью в мире.
Слушатель: Это когда был один океан, наверное, да?
00:14:29
Б.Ч. Бхарати Свами: Луна — это Господь Баларама… Луна обладает властью над умом, то есть Луна контролирует умы всех живых существ во вселенной, но когда-то этой властью обладал Варуна, владыка океана. И к нему пришел Хираньякша и говорит: «Ты самый сильный в мире, все боги от меня разбежались, звезд нет на небе, потому что они исчезли, они не хотят со мной иметь дело, а ты есть…» И он говорит: «А я старикашка — мне чего… Вот если бы ты с Вишну сразился, тогда ты бы был героем, а так че? Ты меня убьешь, и никакой доблести тебе это не добавит». Он говорит: «А где я этого Вишну найду?» — «Ничего, ты больше попрактикуй свою гордыню — Вишну Сам появится. Он тебе гордыню пообломает. Ты еще побольше погордись, прокричи на каждом перекресте, что ты самый сильный, умный, богатый, красивый, и знатный…»
Слушатель: Оппоненты найдутся.
00:15:52
Б.Ч. Бхарати Свами: Да, «…Вишну тут как тут и появится». Тот говорит: «А как я Его узнаю?» — «Узнаешь». Ну и он вышел на поверхность, стал орать, что он самый сильный: «Эй Ты! Где Ты там прячешься?» А Варуна говорит: «А Он везде! Он в каждой песчинке, в каждой капельке, в каждой точке. Он проявится, как только твоя гордыня достигнет определенной планки — он проявится». И он стал гордыню в себе индуцировать, увеличивать, и Господь явился, из ноздри Брахмы маленький Кабанчик выскочил и стал расти до исполинских размеров. Тот говорит: «Ну что Ты, Свинья, хочешь со мной сражаться? Ты, грязная, Тебе омываться надо! Ты еще хочешь со мной…» Вепрь заревел, и была у них битва.
00:17:24
Так что получение мантры из недостоверного источника, из неавторитетного источника — это, скорее, зло. Зло — в каком смысле? Гордыню твою увеличивает. Есть такая группа, IRM называется, я с ними встречался в Лондоне, «ISKCON Revival Movement», «Движение возрождения ИСККОН». Они считают, что учителей после Прабхупады не осталось, и можно получать инициацию прямо у Прабхупады, такая у них группа. Они стоят возле на Сохо, я их встретил пересечение Оксфорд-стрит и Сохо. На Сохо — известный ресторан, который еще Прабхупада открывал — «Говинда», искконовский. И всем, кто идут в ИСКОН, дают листовки, журнальчики, там все — Прабхупада… Они отбили в суде право, потому что их сначала искконовцы гоняли, но они в суде отбили право свои издания раздавать где хотят, только не в помещении, а снаружи — пожалуйста.
00:17:24
И я с [одним из них] схлестнулся, он ученик Прабхупады, по моему, я говорю: «А как вы инициацию получаете у Прабхупады? Я тоже хочу». — «А очень просто: преданный садится перед мурти, перед изваянием Прабхупады, представляет его, читаем мантру, шестнадцать кругов, слышит имя — и все, инициация произошла».
Слушатель: Что представляет?
Б.Ч. Бхарати Свами: Да, он говорит: «Мы садимся перед алтарем с Прабхупадой, представляем…» Это чисто демоническое, это такой…
Слушатель: Шаманы…
00:19:44
Б.Ч. Бхарати Свами: Да, эти истории в священных текстах не нужно представлять как какие-то отвлеченные, абстрактные, какие-то истории, не имеющие к нам отношения. Они в виде фарса проявляются. То есть, люди прямо калькируют, копируют все эти истории… И вот вам та же самая история, как Карна сидел возле изваяния Парашурамы, да? Или Хираньякашипу. Вот взяли, поставили себе идола и получают себе инициацию…
00:20:38
И он говорит: «Я слышу имя, оно приходит ко мне: я такой-то, Пилорама Дас (или Нафигали Деви Даси)». И что происходит? У них гордыня растет, потому что он приходит в храм какой-нибудь, или на улице с кем встречаетсяи: «Здравствуйте, я ученик Прабхупады», — у него гордыня, он гордится, потому что кто-то ученик какого-то второго поколения, а этот говорит: «А я — Прабхупады!» А я ему говорю: «Слушай, а че ты — Прабхупады? Ты бери выше, ты можешь вообще у Махапрабху инициацию получить — это же еще круче!»
Слушатель: Метод-то, да, универсальный, я так понимаю.
00:21:23
Б.Ч. Бхарати Свами: Махапрабху всем мантру давал. Прабхупада — он же фильтровал на самом деле, ты не мог просто прийти и получить посвящение, ты должен был сколько-то там, полгода [соблюдать принципы и читать мантру] или сколько-то, я не знаю, давал Прабхупада. По-моему, раньше полгода было при нем — сейчас три года уже. И Прабхупаде сообщали, что это — преданный, он повторяет мантру, он соблюдает все регулирующие принципы, Прабхупаде дают рекомендацию, и он тебя инициирует. Так что я говорю: «А кто тебе перед Прабхупадой дает рекомендацию? Ты его тоже представляешь?» А он говорит: «Не-не, Прабхупада всем давал». Но тут я должен согласиться, потому что в начале, 67-й, когда только-только ИСКОН [начинался], только в Нью-Йорке был, к нему просто приходили: «Дайте мантру», и он давал, потом стало строже. Поэтому технически если ты представляешь Прабхупаду, когда он еще в Нью-Йорке в 67-м году, тогда да, ты можешь получить без рекомендации, но вообще, после этого уже нужна была рекомендация.
00:22:47
Вот. А Махапрабху давал [мантру] всем. Он заходил в деревню, и люди слышали о Его неземной красоте, и на городской площади вся толпа собиралась, все жители. История [есть]. Даже те, кто был парализован, приползали, чтобы посмотреть [на Махапрабху]. В каждой деревне есть какая-то центральная площадь. И Он всем давал мантру: «Пойте Харе Кришна». Калеки излечивались, прокаженные, в общем, Он как Иисус Христос… Так что я и говорю ему: «Ты представь Его себе, и у тебя будет инициация от Махапрабху». То есть ты встречаешь человека: «Ты чей ученик?» — «Я? Пилорамы Свами!» — «А я ученик Махапрабху! Мы с Рупой Госвами вместе инициацию получали, у Махапрабху». Как-то вот так.
Слушатель: Документы, наверное, начнут выдавать скоро, удостоверяющие…
00:23:59
Б.Ч. Бхарати Свами: И растет их гордыня. А гордыня — это первое качество, дисквалифицирующее нас в бхакти. Пратиштха, самоуважение, гордыня… Это вот сахаджии — они тоже, только они бьют выше: они не заморачиваются: Прабхупады там какие-то… Они сразу к Кришне. Они что? Они представляют, когда повторяют мантру… Особенно они живут во Вриндаване и на Радха-кунде, они там просто гроздями, эти сахаджии. У них метод: они повторяют мантру по шестьдесят четыре круга в день, представляют Кришну себе и входят по методу Станиславского в лилу. Они — сахаджии, тонкого и опасного плана, потому что те, кого мы обсуждали позавчера, или вчера — аулы, баулы, гауранга-нагари и прочие, которых изобличал Тхакур Бхактивинод, — они видны. Ты видишь мужика в женской одежде с накрашенными губами, и он поет «Радхе-Радхе» — понятно… А когда ты видишь садху в санньясинской одежде, с мешочком, и он повторяет мантру шестьдесят четыре круга, наизусть цитирует «Гиту», «Бхагаватам»… Вот здесь уже — извини, тут детектор не срабатывает, потому что по внешним признакам он вайшнав. И он тебе хитро, как змея, вползает в душу, в сердце вползает и отравляет там все. Таких Бхактивинод Тхакур не изобличал, потому что их еще не было.
Слушатель: Это новое явление?
Б.Ч. Бхарати Свами: Они появились после Сарасвати Тхакура.
Слушатель: Мутация…
00:26:24
Б.Ч. Бхарати Свами: Они всегда мимикрируют, это как подделка банкнот: что бы Центробанк ни напечатал, даже если он на газетном листе напечатает порнографию и напишет «100 евро», это все равно будет оригинал. Просто тот факт, что это вышло из Центрального банка страны, из Гознака, говорит о том, что это оригинал. Даже если директор Центробанка будет от руки писать «100 евро», «100 евро», «100 евро» — это будут подлинники. Подлинник определяется не по картинке, а по своему источнику — откуда. А у подделки может быть сделано тридцать пять степеней защиты, все «чики-пики», но сделана она на Малой Арнаутской — и все, это уже подделка, там, какая-нибудь сумка “Louis Vuitton”…
Слушатель: Даже если внешне лучше, чем оригинал?
00:27:44
Б.Ч. Бхарати Свами: Даже лучше. Был скандал: китайцы начали делать подделки «Феррари», не слышали? Итальянцы заинтересовались, как только в одном Пекине «Феррари» больше, чем было выпущено, каких-то моделей «Феррари» (условно, какой-нибудь Diablo, не знаю) в Пекине больше, чем было выпущено на заводе «Феррари». Стали интересоваться. Через Интерпол полиция стала «Феррари» эти брать на пробу, и они не могли их вообще отличить от оригинала, ну вообще: и по ходовым качествами, и по скоростным характеристикам, и тот же углепластик (даже потом уже, задним числом, они обнаружили, что углепластик лучше, чем у оригинала, они как-то доработали, довели до ума, то есть у «Феррари» хуже).
00:29:00
И что их подвело? У «Феррари», когда они делают электропроводку, каждый кабель в машине имеет уникальный номер (15.20.01… 15.20.02), каждый кабель имеет свой уникальный номер. А китайцы, видимо, у оригинала взяли кабель, посмотрели сечение, качество оплетки, медный состав, и сделали маркировку для всей проводки одинаковую. Только по этим циферкам определили, что это подделка, на по факту она лучше была, то есть ходовые такие же, а качество материала они даже смогли переплюнуть. Что делает оригинал [оригиналом]? Просто сам факт, что это сделано в Италии, — это есть оригинал.
00:30:12
То же самое и мантра: ты можешь лучше читать мантру, чем вайшнав. Вайшнав будет бубнить, а ты прям «Харе Кришна, Харе Кришна»… (На самом деле надо говорить не «Кришна». Там «у»: «Крушна», еле-еле заметная «у», то есть: «Харе Крушна, Харе Крушна, Крушна, Крушна, Харе, Харе, Харе Рааам», там «а» длинная… «Харе Рааам, Харе Рааам, Рааам Рааам Хари Хари».) Ты будешь четко [произносить], но это будет подделка: «Феррари», но не то.
00:30:54
И Центробанку не надо заморачиваться, какие бумажки печатать: что бы он ни напечатал, даже плохого качества, это оригинал. А у фальшивомонетчиков уже проблема: им надо следовать за оригиналом. То есть я могу каждый пол года менять рисунок на банкноте или монете — это мое право, могу даже касячить — ошибку сделать, не 500 Euro [написать], а букву забыть, и все равно это будет оригинал. А головная боль фальшивомонетчиков — это не правильно написать. Допустим, фальшивомонетчик увидел: ошибка, «е» и «u» поменяно. «Это ошибка», — и сделает, как в словаре, но это будет уже фальшивка. У них проблема — повторять форму.
Слушатель: Оригинал может быть любой по определению.
00:32:04
Б.Ч. Бхарати Свами: Главное — что он из монетного двора выходит, а там он какой… Я говорю: векселя… Например, самые первые деньги кто изобрел? Один еврей по фамилии Вексель, чтобы торговцам, которые имели дело в Персии, и вообще в Индии, не возить с собой сундуки с деньгами на закупку товара, он на кожной тряпочке или папирусе писал: предъявителю этой бумажки выдать столько-то пеньки, столько-то серебра, столько-то этого. И человек едет в далекое плавание, у него караван, у него где-то эта бумажка спрятана (в заднице он ее спрятал). Если какие-то разбойники: «Стой!», а у него кроме верблюда ничего нет (а на самом деле у него тридцать сундуков золота). И там не было никакой типографии, просто этот самый Вексель писал, и когда этот человек приходил, он шел на базар где-то в Персии. Он шел к брату или к племяннику этого Векселя и давал ему эту бумажку. Тот понимал, что оригинал, и из своих закромов давал ему сундук монет золотых, и на них он уже что-то покупал. То есть это такой MoneyGram, виртуальный перевод денег. Это потом уже должны были быть водные знаки, а в начале — просто расписка.
00:33:50
И у фальшивомонетчиков головная боль — это не сделать, как правильно, а повторить, как оригинал. Поэтому они видят, что вайшнавы высмеяли их фальшивку, что они ходят [в женской одежде, как] гопи или еще как-то… И они смотрят: а как теперь оригинал выглядит? Оригинал выглядит так: в шафрановой одежде, с мешочком, они не поют и сопли не пускают. И подделали: так же оделись, так же — Туласи, такие же тилаки, помаду с себя смыли, сделали щетинку трехдневную (или недельную — кто во что горазд) и все, вот он тебе вайшнав… Фальшивомонетчики всегда ищут, как подделать, и вайшнавы всегда этих фальшивомонетчиков разоблачают: «Теперь деньги такие-то».
Транскрипция: Michael
Редактор: Динанатх Дас