Шримад Бхагаватам 1. Глава 19 «Явление блаженного Шуки»
Слушатель: Более очевидны.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Причем разные сообщества Вселенной считают один и тот же поступок твой или грехом или благодеянием. Например, люди считают благом эксперименты на кроликах, когда делают губную помаду. А кролики или лабораторные крысы считают, что это зло.
Слушатель: Вот опять сейчас будут колоть.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, или кишки доставать.
Или, например, люди считают, что инопланетяне греховны, потому что они их забирают в свои тарелки и над ними проводят эксперименты. А инопланетянские детишки считают, что так и надо – надо же над этими «низшими» эксперименты проводить, чтобы мы на Сириусе жили дольше. То есть разные сообщества по-разному к одному и тому же действию относятся. Поэтому вайшнавы говорят «Все, что ради Бога, это благодеяние. Все, что против воли Бога – это грех». Кришна говорит: «Даже если преданный», но, опять, я подчеркиваю «преданный» «совершает самое тяжкое, даже если он всех во Вселенной убивает самой мученической смертью, но делает это для меня, то я считаю его величайшим праведником. Более того, Арджуна, если и ты его будешь считать величайшим праведником, ты себе принесешь величайшее благо и продвинешься ко мне. Если ты вот, такого с общей точки зрения, такого негодяя будешь считать святым, то ты сам скоро станешь святым. В моих глазах, конечно». Но это очень опасный стих. Очень опасный стих.
Шридхар Махарадж именно так его перевел. И возник разговор между Свами Махараджем и Шридхаром Махараджем. Свами Махарадж сказал: «Этот Ваш перевод – единственно верный. Но если людям об этом сказать, то они будут, прикрываясь словами Кришны, творить зло. Шридхар Махарадж ответил, что они будут творить зло и не прикрываясь словами. Но, в целом, каждый волен перевести как считает нужным. Свами Махарадж перевел по-другому. Шридхар Махарадж одобрил перевод, отличный от своего. Свами Махарадж «Бхагавад Гиту» переводил для читателей, для масс. Шридхар Махарадж переводил для того, чтобы быть верным Истине. И не важно, что лучше. Вернее, не важно, что лучше не вообще, а не важно, что лучше для конкретного читателя. Я считаю, что для обычного читателя перевод Свами Махараджа лучше. Потому что эти слова же можно интерпретировать как? «Я это делаю во имя Кришны».
Слушатель: Всё равно не то осознаётся.
Б. Ч. Бхарати Свами: Почему? Не понятно?
Слушатель: Не то, что не понятно. А этот вопрос не так звучал. Он звучал не про грех, а про то, что мы, например, видим святого вайшнава, и он считает, себя греховным. Мы видим материалиста, который грешит, но при этом себя греховным не считает.
Б. Ч. Бхарати Свами: И в чем вопрос.
Слушатель: Самоуничижение приводит к святости?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да.
Слушатель: Или греховность, как таковая, приводит к святости? И как связано самоуничижение с фактическим грехом?
Б. Ч. Бхарати Свами: Самоуничижение – это сестра или дочь святости. Всякий святой считает себя величайшим грешником.
Слушатель: Всякий грешник считает себя безгрешным.
Б. Ч. Бхарати Свами: Видимо, да.
Что считают материалисты – это не интересно. Они всегда считают, что они правы. А прикрываться они могут любыми объяснениями или своими умозаключениями
Слушатель: Сначала мы говорим, что все в нашем сознании, а потом мы говорим: «Нам не интересно, что в сознании материалистов». Но если сознание является «оценщиком», то есть в каком ты находишься в состоянии греховности, то тогда мы и сознание материалистов должны оценивать, он сам себя оценивает, а преданный сам себя оценивает.
Б. Ч. Бхарати Свами: Материалист считает, что после смерти тела нет ничего, что жить нужно для того, чтобы наслаждаться. Со смертью тела заканчивается существование. Поэтому цель жизни – это урвать как можно больше наслаждения в данный момент, здесь и сейчас. И поскольку нет посмертной кары за твои злодеяния, то делать можно все, что угодно.
Слушатель: Это понятно.
Б. Ч. Бхарати Свами: Вы сейчас спрашиваете: «Что думает материалист?» Вот он думает, что если меня не будут судить после смерти, значит, я могу делать все, что хочу. Так они рассуждают. Как он детали там, как он дальше рассуждает в подробностях не интересно.
Слушатель: Но при этом он же может сказать: «Да, я грешу. Но Бог любит грешников». Допустим, он материалист, но считает, что Бог есть.
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, если он считает «Судья не будет меня судить», то, значит, Судьи нет. Значит, это отвержение понятия Бога.
Слушатель: С этим понятно, материалист не может себя считать грешником, а что тогда с таким верующим, который считает, что…
Б. Ч. Бхарати Свами: Он не верующий.
Слушатель: Я про него уже не говорю. Я говорю про верующего, который считает: «Я много грешу, и, благодаря этому, я любезен Богу». Потому что Бог любит…
Б. Ч. Бхарати Свами: Я не считаю, что это…
Слушатель: «Бог любит раскаивающихся».
Б. Ч. Бхарати Свами: Это еще один вариант «Бога нет». «Бог любит падших» — значит, я буду больше творить зла…
Слушатель: Да, и Он тебя будет любить.
Б. Ч. Бхарати Свами: Тогда он отвергает понятие «Бог».
Слушатель: Или какой Бог тогда имеется в виду, как Он любит?
Б. Ч. Бхарати Свами: Бог – это Всемогущее Всесильное Существо, которое вершит свои законы…
Слушатель: А есть же сатанисты, они же тоже Богу поклоняются. У одних Бог любит действительно грешников.
Б. Ч. Бхарати Свами: Кто-то считает Богом Майкла Джексона или Элвиса Пресли. Реально, они считают, что это – Бог. Они укладываются в категорию «верующих» в нашем понимании? Нет. То есть человек, который считает: «Бог меня не будет судить» или «Бог меня любит за грех», я такого человека не считаю грешником, я считаю, что это один из вариантов материализма.
Слушатель: Вот ответ на этот вопрос. Потому что здесь постулат такой: «Говорят, что чем ниже пал человек, тем сильнее он привлекает к себе Бога».
Б. Ч. Бхарати Свами: Спрашивайте у тех, кто так говорит.
Слушатель: Вот ответ на этот вопрос, потому что это просто постулат ошибочный.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, конечно.
Слушатель: Если это не верно, ни чем ниже пал человек, а чем ниже он себя ощущает.
Б. Ч. Бхарати Свами: Это из категории: «Махарадж, говорят, что «Вперед батьки в пекло не лезь». Что по этому поводу думают вайшнавы? Да ничего они не думают. Какая разница?
Слушатель: Ну почему, здесь выясняют, кого любит позитивный, какого плана негатив любит позитив?
Б. Ч. Бхарати Свами: Есть понятие «Бог». Бог означает «Высший Судья», «Всемогущий Судья». Если вы судью лишаете функции судить, то это уже не судья. Соответственно, это уже и не Бог. Если вы говорите: «Меня Бог не будет судить», значит, вы отказываете Богу в праве судить. Вы аннулируете понятие «Бог». Это материализм.
Когда вы говорите: «Бог любит грешников», то это точно так же инвариантно к первому нашему утверждению. Он любит грешников, значит, он меня не будет судить, значит, вы Его лишили права судить, функции судить. А если вы кого-то лишаете функции судить, то он не судья, в нашем понимании он не Бог.
Транскрипция: Людмила
Корректор: Инга