Вы здесь:  / Ади-Лила / Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 5. Величие Нитьянанды‑Баларамы. Стихи 60-80
Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 5. Стихи 60-80. Чтение и комментарии | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами (Александр Драгилев) от 6 мая 2018 года.

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 5. Величие Нитьянанды‑Баларамы. Стихи 60-80

https://www.youtube.com/watch?v=TKhN4UQ4DmY

«ТОЧКИ ЗРЕНИЯ» интересный фрагмент видео:

https://www.youtube.com/watch?v=9LuH2E0QXCQ

«Шри Чайтанья-чаритамрита». Ади-лила. Глава 5. Величие Нитьянанды‑Баларамы. Стихи 60-80

#00:00

Причины возникновения мира

Б. Ч. Бхарати Свами: Сама масса, а из неё уже предмет. Оно как бы и не состояние. Итак.

            Второе состояние вещества называется зримое – майа. Оно есть вторичная причина возникновения мира. Первичная причина – существо творца – Нараяна. Как гончар является основной причиной появления кувшина, так творец – первое воплощение единого существа, пуруша – является изначальной причиной мироздания.

То есть глина является не главной причиной мироздания. Глина является второстепенной причиной кувшина. Глина – не так важно. Если есть Творец, Он может кувшин создать из чего угодно. То есть само вещество не так важно. Он может создать кувшин из пластмассы, из глины, из железа, там из чего угодно, из мусора, из цемента. А вот само вещество не может сделаться кувшином, если нет того, в чьей голове задумка. Поэтому и материя, вещество, является вторичной причиной, или второстепенной.

            Кришна – создатель, а зримое вещество, майа, – Его гончарный круг и прочее средство, что служит вспомогательной причиной созидания. Первое существо издали бросает взор на вещество и оплодотворяет его семенем жизни – живыми существами.

Ну, такая вот аллегория. Значит, первое существо бросает взор на вот эту массу, и в Его сознании рождается задумка, как это все будет выглядеть, и дальше Он производит на свет тех, кто будет это наблюдать. Вот эта метафора, или эта мыслительная конструкция, о том, что первое существо бросает взор на вещество, мы должны принимать как символ. Потом на высших ступенях просветления душа осознает это, что это не метафора, а это действительно происходит. То есть действительно Он бросает взгляд и начинает вот этим взглядом как бы мерить область, в которой будет происходить творение. То есть Господь бросает взгляд на какую-то часть Своего бытия, и вот эта часть в последствии будет называться материальным миром. И каков будет этот мир, зависит не от вещества, а зависит от Его взгляда, или от Его точки зрения на это. Например, обращали внимание в кино, чем комедия отличается, скажем, от трагедии? Чем комедия отличается от серьёзного фильма? Только скоростью. В комедии всегда всё быстро. Комедия – это смех. Да? Что такое смех? Если мы растянем во времени наш смех, наш хохот, то что получится? Получится плач. Если мы возьмём плач и сожмём, получится смех. То есть смех и плач. Кришна говорит: «Не существует страданий и печалей. Это всё твоя точка зрения, как ты смотришь на это. Мудрый должен одинаково относиться к радостям и печалям». Почему одинаково? Потому что это действительно одно и то же. Просто в первом случае плёнку растянули и получилось: «Аах-аах-аах». А чего вы смеётесь? Это плач. (смех) Во втором случае: «Аха-ха-ха». (смех) Вот и Кришна говорит: и то, и другое, собственно, одно и то же. Всё зависит от того, как ты на это смотришь.

И вот Господь первоначально решает, ну Ему трудно ведь одновременно смотреть на всё это как на комедию и как на трагедию, поэтому Он создаёт множество разных микросуществ (их называют душами), микросуществ, которые будут уже на это всё смотреть кто как на: «Аах-аах», а кто как на: «Ах-ха-ха». То есть Он создаёт, образно выражаясь, разные точки зрения. И вот эти точки зрения есть мы с вами. Там так не всё линейно, что одна точка зрения всё время смотрит как на трагедию, другая всё время смотрит как на комедию, то есть одна воспринимает всё как хорошо, а другая всё как плохо. Нет. Существует вот эта вот динамика. Как язык Морзе: есть палочки, есть точечки, и, в зависимости от их последовательности, можно писать целые фразы. Вот мы с вами то же самое: мы выстраиваем последовательность точек зрения. И что получается? Получается наша с вами жизнь. Поэтому такое огромное разнообразие. Из этих палочек и точек языком Морзе можно писать какое угодно произведение. И вот мы с вами пишем. Возьмём «хорошо» – это палочка, а «плохо» – это точечка, допустим. И вот из этих «хорошо – плохо», «хорошо – плохо», «приятно – неприятно», «целесообразно – нецелесообразно» складывается вся наша жизнь. И вот Господь мультиплицирует точку зрения Свою. И вот эти точки зрения и есть души. А потом Он это сворачивает, потом говорит: «Так, ну всё, хватит!» И все эти точки зрения раз – обратно в Его нутро, в Его существо, заходят, и Он перестаёт быть творцом. Он в этот момент уничтожитель, разрушитель.

#08:01

Наблюдатель наблюдателя

Слушатель: Это Его точки зрения? Вы сказали: «Уже отделились»…

Б. Ч. Бхарати Свами: Все Его точки. Когда они отделились, они могут играть свою игру. Дело в том, что Он их наделяет свободой воли, свободой сознания. И, с одной стороны, это их индивидуальные точки зрения, а с другой стороны – Он их глазами на всё смотрит. Он Себя называет кшетра-кшетра-гья в тринадцатой главе «Бхагавад-гиты» Он говорит: «Есть кшетра, то есть есть вещество, а есть наблюдающий это вещество – кшетра-гья». Гья – означает знающий это поле. А есть кшетра-кшетра-гья – наблюдающий за наблюдателем. Или Он не просто за наблюдателем наблюдает, а Он наблюдает ещё и за наблюдением наблюдателя, за предметом наблюдения. То есть Он глазами наблюдателя наблюдает и за тем, что видит наблюдатель. Кшетра-кшетра-гья. Но при этом наблюдатель индивидуален тоже, он тоже наделён свободой воли, потому что он наблюдатель. Но не бесконечной свободой воли. Господь Бог не наделён, а Он имеет всю свободу воли. А вот эти мелкие микронаблюдатели Им наделены в определённой степени, у них нет абсолютной свободы. Они видят, из этой области они светом своего сознания вычленяют какую-то область. И вот эту область они называют «мой мир». Итак.

#10:22

Творение вселенных

            Первое Существо издали бросает взор на вещество и оплодотворяет его семенем жизни.

То есть Он взглядом, можно так сказать, что Его взгляд дискретен. И вот каждый луч взгляда… взгляд ещё сравнивается с лучом, мы взглядом освещаем мир. То есть наше сознание – это солнце. И Его взгляд дробится, дискретным делается. Вот этот отдельный лучик Его взгляда – это и есть каждая душа, каждое индивидуальное сознание.

            Он бросает взор на вещество и оплодотворяет его семенем жизни, живыми существами.

То есть этими вот взглядиками.

            Лучи света, исходящие из Его тела, пронизывают вещество, майю, и она производит на свет мириады вселенных.

Под вселенными нужно понимать мир. Что такое вселенная? Это взгляд такого существа, как Брахма. То есть эти лучи света и есть мы, собственно, мы есть лучи света, мы индивидуальные существа. И каждое индивидуальное существо по-разному смотрит на это вещество, поэтому есть такое великое количество вселенных. Есть такое выражение: «Каждый человек – это вселенная». Да? И каждый наблюдающий – это своя отдельная вселенная. Итак, эти все лучики, каждый из них, производит на свет вселенную. То есть получается мириады, мириады вселенных.

            Существо входит в каждую из бесчисленных вселенных, Оно распространяет Себя во столько образов, сколько существует вселенных. Из ноздрей Существа с каждым Его выдохом появляются на свет бесчисленные вселенные.

Здесь уже идёт такая ведическая космология, рисуется вот это вот огромное существо Вишну, который бросает взгляд на бытие, и появляются пузыри. Каждый отдельный шар, пузырь – это вселенная. Внутри Он тоже входит в каждую вселенную, тоже возлежит на водах вселенских. Вот здесь Кришнадас говорит, что с выдохом из ноздрей, а в «Бхагаватам» мы читаем: из пор тела. Но это не так важно. Изнутри Его проявляются.

            Когда существо вдыхает, вселенные возвращаются в Его нутро. Подобно пылинкам, что проникают сквозь щели в ставнях, сонмы вселенных проходят сквозь поры на коже Существа.

Здесь уже речь идёт, что вселенные из Его кожи выходят. Ну тогда это писалось, что из ноздри, а теперь из пор. Но Господь дышит не носом, а Он дышит порами тела. Итак.

#14:02

Выход души за пределы Высшего Существа

            Подобно пылинкам, что проникают сквозь щели в ставнях, сонмы вселенных проходят сквозь поры на коже Существа.

Значит, что такое кожа Существа? Это опять-таки образ для художников – кожа у Господа. Если говорить языком понятий, то кожа… Что такое кожа? Функция кожи?

Слушатель: Это граница.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, кожа – это нечто, разграничивающее меня и не меня. Кожа ещё может служить как областью предупреждения опасностей. Там как бы на коже выставлены караульные в виде волосков. Я чувствую, что по мне кто-то ползёт, я чувствую волосками, а не кожей. Или кожа является источником удовольствия, когда её гладят, или предупреждением об опасности. Но функционал – это граница между мной и не мной. А эта граница является… в санскрите это называется река Вираджа, или приграничная область, или это граница, где расположены дживы. То есть есть внутреннее, есть Существо – Господь Бог, и есть вещество – майа, и вот на границе между ними… Эта граница называется кожей. И вот граница между существом и веществом сплошь состоит из сознательных джив. И вот эти дживы могут смотреть вовне этого Существа, то есть они находятся в майе, в иллюзии, а могут обратить свой взор внутрь Существа, обратить свой взор на Господа Бога. У них есть такой выбор. Итак, вселенные появляются из кожи. Вселенные – это дживы, вышедшие за пределы Существа из Его кожи и своим сознанием образовавшие… каждый образовал свой мир. Так, следующая идёт цитата из «Брахма-самхиты», 5.48:

            «Все властители сотворённых миров появляются из пор на коже Высшего Существа Маха-Вишну и живут на протяжении одного Его выдоха. Я преклоняюсь перед изначальным Владыкою Говиндой, чьей ипостасью является Высшее Существо»

Так, следующая цитата из «Шримад Бхагаватам», 10.14.11:

            «Я, размером в семь Своих локтей, всего лишь зёрнышко жизни в сосуде вселенной, слепленной из земли, воды, воздуха, пространства и сомнений».

Сомнения – имеется в виду ум.

            «Я ничто в сравнении с Тобой, из пор тела которого появляются бессчётные пузырьки вселенных!»

Это говорит Брахма.

#17:53

Бог по доверенности

            Одной частью целого называется кала. Шри Баларама – двойник Говинды.

Мы вчера говорили с вами о том, что у нас есть подлинное «я» – мы сами, а есть «я», наделённое полномочиями. Что такое полномочия? Это право действовать. То есть есть «я», а есть мой двойник, наделённый от меня правом действовать. Потому что я просто наблюдаю. У Всевышнего тоже есть подлинное «Я» – Он Сам – это Говинда. Говинда означает «собиратель чувств», то есть чувствующий. Говинда означает чувствующий. А также у Него есть alter ego – Его двойник, тот, кто действует. Если Говинда, Кришна, только чувствующий – Говинда, то Баларама… Бала – означает сильный. Рама – это радостный. Баларама или Баладева… Как у нас с вами есть подлинное «я» и есть действующее «я», уполномоченное нами, так же есть Кришна-Говинда и есть Баладева, или Баларама. Баладева означает уполномоченный, то есть обладающий мощью, бала, – это alter ego, или второе «Я» Кришны. И вот этот Баладева действует от имени Кришны. Иногда Его называют Баларама, потому что Он при этом получает ещё и удовольствие. Мы знаем, что Баларама, или Баладева, тоже имел танец раса, то есть тоже водил любовный хоровод, то есть получал удовольствие. И это и есть Баларама. Так.

            Производная от Баларамы носит имя Маха-Санкаршаны, а Его часть – Высшее Существо (пуруша) называют калой, частью полной ипостаси.

Здесь такая идет философия, можно не особенно в неё вдаваться. То есть Баларама, Баладева, наделённый полномочиями от Высшего Наслаждающегося. Баларама тоже наслаждается, но Он также имеет разные функции, то есть Он тоже действует, Он наделён правом действия, но Его действия могут быть разными. То есть Он имеет как бы генеральную доверенность. Как я кому-то могу выписать генеральную доверенность с правом передоверия. И вот этот, кто имеет генеральную доверенность, передоверяет право. Например, может передоверить управление автомобилем или представлять интересы в имущественном департаменте или ещё где-то. Это он имеет генеральную доверенность, но может действовать по-разному. То есть, например, водить автомобиль, или от моего имени устраивать строительство, или от моего имени обращаться в ЖЭК, чтобы починили трубу. Это всё его разные функции. Вот точно так же Баладева обладает от Кришны генеральной доверенностью, полными «мочиями» – полномочиями, совершенными полномочиями, но действует Он в разных Своих обличиях в разных сферах бытия. Как Творец Он Санкаршана, как хранитель Он Вишну, как благодетель Он Нараяна. Можно перечислять множество разных Его функций, и каждая функция будет соответствовать какому-то Его образу. Единственное, правом чего Он не обладает, – это полное наслаждение. Полное наслаждение Кришна не доверяет никому. (смех) Баладеве Он наделяет частичное наслаждение. Всё остальное Он доверил Баладеве и даже наслаждение в определённой степени. А уж всякие там действия: сотворить, разрушить, поддержать, помочь… Что там ещё? Всякие, множество всяких, даже внутри этих функций это всё Баладева. Кришна говорит: «Ничего не хочу. Ничего Мне не надо. Я вот только хочу, чтобы Мне было хорошо». А из Себя Он как бы вычленяет того, кто будет всё это действовать. И Баладева же производит вот этих, нас с вами, вот эти индивидуальные души. Говорится, что Баладева есть вместилище всех эго. А мы с вами есть мириады, мириады эго, принимающие разные обличия. Итак.

            Производная от Баладевы носит имя Маха-Санкаршаны, а Его часть – Высшее Существо (пуруша) называют калой, частью полной ипостаси.

Вот это всё такая иерархия деятелей. Следующий текст:

            Я утверждаю, что этот кала – Маха-Вишну. Он Высшее Существо, из которого исходят все другие существа, и который пронизывает Собою всё сущее.

Немножко подредактирую. А ещё я бы немножко шил. (смех) Еврея спрашивают: «Что б ты делал, если бы ты был царём?» – «Я бы ещё немножко шил».

            Высшие Существа – это 1) тот, в пуповинной впадине которого произрастает вселенский лотос (Гарбходашайи), и 2) тот, кто возлежит в океане молока (Кширодашайи).

Кширодакашайа.

            Оба Они ипостаси первого Существа, возлежащего в причинном океане, в котором плавают бесчисленные вселенные.

            «У Всевышнего (Вишну) есть три образа, называемые Существами (пурушами). Первый Вишну творит совокупное вещество (махат), второй пребывает внутри каждой вселенной, третий – в сердце каждой живой сущности. Тот, кто познал этих Существ, обретает настоящую свободу».

Эта цитата из «Сатвата-тантры», «Лагху-бхагаватамрита».

#26:24

Коренное отличие вайшнавизма от индуизма

            Хотя первое, причинное Существо, считается частью Кришны, Он источник таких Божьих воплощений, как Рыба и Черепаха.

Здесь коренное отличие, здесь провозглашается коренное отличие вайшнавизма от такой религии, как индуизм. В индуизме считается, что есть некое Высшее Существо, спящее или дремлющее в вещественном океане, и из Него генерируются разные образы, которые проявляются в сиюминутном мире, в этом тленном мире. Вот эти образы перечислены в священных писаниях. Есть десять образов, есть четыре образа, есть многочисленные… В зависимости от функциональности – разные образы. Вот есть такой набор десяти образов. Их называют ещё даша-аватарами, или десять аватаров. Среди них перечислены Рыба и Черепаха. Господь явился во времена вселенского потопа, Господь явился в обличии Рыбы-единорога и спас Ноя, вот этого Ноя или царь… не помню. В христианстве это Ной, а в ведической традиции – не помню, как звали этого царя, которому Господь явился и сказал: «Ты должен построить за семь дней ковчег, туда всех тварей живых собрать. И наступит потоп. Всё будет поглощено водами. И ты на своём судне, на своём челне сможешь укрыться от потопа, если ухватишься канатом за рог золотой рыбы, которая появится в пучинах этого моря». И так и произошло. Следующая из этих десяти аватаров была вселенская Черепаха, на панцире которой возведена гора Меру, которая находится в центре вселенной и так далее. Среди них, этих десяти, есть Кришна с Баларамой, есть грядущий вершитель закона – Калки, который придёт и всех нечестивцев перебьёт и так далее и тому подобное. Так считается в индуизме. А вайшнавы говорят, что этот Вишну, спящий, непроизвольно генерирует из себя образы: Рыба, Будда, Кришна с Баларамой, Дикарь, Коротышка. Что там ещё было? Вепрь. А Он генерирует это в виде сна, как сон, который заставляет Его видеть, Всевышний по ту сторону Его бытия даже, Господь Кришна. Так говорят вайшнавы в линии гаудия.

#30:43

Когда вселенная теряет смысл

«Шримад Бхагаватам», 1.3.38 – следующий текст.

            «Вышеназванные обличия Высшего Существа есть либо полные, либо частичные проявления Его личности. Но среди всех них Кришна первоначален. Он сам Себе причина. Он Всевышний собственнолично. Он принимает разные обличия, дабы усмирить злодеев, дерзнувших пошатнуть вселенский порядок».

Итак, это «Бхагаватам», 1.3.38. Здесь говорится о назначении ипостасей или Божьих образов. Существует первоначальный, или собственно, Господь, образ, прообраз, первичный образ. Всё остальное – это ипостаси Его, которые, независимо от их образов, независимо от того, как они выглядят, имеют одну функцию – это поддержать порядок. Существует вселенский порядок, или в греческой философии это называется космос. И этот порядок всегда находится под угрозой беспорядка, или по-гречески – хаоса. Существует вечная борьба порядка и беспорядка, космоса и хаоса. И Господь принимает множество обликов: Черепахи, Вепря, Коротышки, Человека-Льва, Будды, Калки, Кришна-Баларамы, Чайтаньи в том числе для того, чтобы уберечь порядок, противостоять беспорядку. Что такое порядок? Не будем гадать. Главным синонимом слова «порядок» или понятия «порядок» является смысл. Смысл – это и есть порядок. То есть, когда она говорит, приходит в квартиру и говорит: «Какой беспорядок! Надо навести здесь порядок», или там начальник говорит: «Ну-ка, наведите порядок в делах! Или наведите порядок на рабочем месте!» Что он имеет в виду? Смысл этому придайте. Потому что вот он заходит, например, к подчинённому, а у подчинённого хаос на столе, и для начальника это беспорядок. Почему? Потому что он не видит в этом смысла. А тот, кто работает, в этом видит смысл, он знает: здесь у него скрепка, здесь бумага об этом, там бумага про это, под столом спрятана бумага про то, огрызок лежит тоже с каким- то назначением, там разлитый кофе на клавиатуре – всё это для него порядок. Почему? Потому что имеет смысл. А для начальника это беспорядок. То есть Господь Бог наводит смысл.

Когда бытие теряет смысл, Господь приходит в одном из Своих обликов и придаёт смысл существованию. И только тогда, когда Он уже перестаёт видеть смысл существования, Он говорит: «А гори оно всё синим пламенем!», и вселенная, вообще бытие, сворачивается, когда Он уже смысла не видит. До этого мгновения Он видит смысл, Он пытается, всё-таки видит какой-то смысл. Он приходит в виде Бога праведных и восстанавливает порядок. Для Него порядок – это когда низшие существа жертвуют от трудов своих высшим существам, а высшие существа в благодарность низшим дают стихии, дают блага и так далее. Так вот выглядит вселенский порядок: люди, боги, звери. Надо сказать, что как во вселенной Господь явившись придаёт смысл, или порядок, или дхарму, придаёт смысл существованию, так же в нашей жизни, покуда нет у нас Всевышнего в нашей жизни, эта жизнь беспорядочна, она не имеет смысла. Только когда мы пригласили к себе Всевышнего, обратили внимание на птицу, которая смотрит, как Кришна говорит: «На этом дереве вселенной», тогда жизнь приобретает порядок, или смысл, она становится осмысленной. Без наличия Всевышнего в нашей жизни, без осознавания того Единого Начала, которое связывает всё-всё-всё-всё-всё в нашем бытии, наша жизнь не имеет смысла. Покуда мы не осознаём, что всё имеет единое начало, всё имеет единую причину, или принцип (на латыни – принцип или по-русски – начало), покуда мы не осознаём, что есть начало, всё бессмысленно. Мы просто живём в каком-то хаосе. Жизнь просто не имеет смысла, если мы не осознаём, что всё взаимосвязано. Вот об этом этот стих из «Шримад Бхагаватам»:

            «Вышеназванные обличия Высшего Существа есть либо полные, либо частичные проявления Его личности. Но среди всех них Кришна первоначален».

Собственно Кришна придаёт смысл всему существованию.

            «Он Всевышний собственнолично. Он принимает разные обличия, дабы усмирить злодеев, дерзнувших пошатнуть вселенский порядок».

То есть Он начальник, который приходит и говорит: «Что это у вас здесь за беспорядок?» и придаёт всему этому порядок, смысл. Но не Он Сам, а в какой-то Своей ипостаси.

            «То Существо (пуруша), что творит, содержит и разрушает зримое мироздание, приходит в мир в виде многочисленных воплощений, ибо является хранителем бытия».

То есть пуруша принимает облик, надевает костюм и говорит: «Так, ну-ка, быстро порядок здесь навели!» Сам наводит порядок и оставляет после Себя хранителей порядка. Вот есть такая личность – ману. Ману следит за дхармой среди людей. Но со временем это опять приходит в беспорядок, и Всевышний снова восстанавливает его, придаёт смысл и так далее и тому подобное. На этом мы прочли двадцать стихов сегодня отведённых. Есть какие-нибудь вопросы?

#38:39

Разнообразие удовольствий

Слушатель: А вот этот вот смысл с точки зрения Кришны – это Его наслаждение?

Б. Ч. Бхарати Свами: Угу. Вот не знаю. Ну какой-то смыслу у Него…. иерархия. Нет, Его наслаждение не зависит от того, чем занимаются в нижнем мире. То есть жильцы девятого этажа, их удовольствие не зависит от того, что творится на первом этаже. А может, и зависит? (смех)

Слушатель: А зачем тогда наводить порядок?

Б. Ч. Бхарати Свами: Дело в том, что Он удовольствие получает от разных вещей, от разных событий. Оно разнообразно, удовольствие. У Него не всё время одно и то же удовольствие. И вот разнообразить удовольствие призваны Его… когда Он в разных обличиях приходит, разнообразие, то есть Он получает удовольствие в разных образах. Он получает удовольствие как хранитель порядка, созидатель, разрушитель.

#40:15

Две величины

Слушатель: Вот эти вот вселенные, которые появляются из пор, из ноздрей, с одной точки зрения-то это души, через которые наблюдатель смотрит за проявлением, да, а с другой точки зрения там это описывается опять же как содержимое огромного количества этих душ.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Под вселенной понимается и конкретно наш мир каждого из нас – это вселенная и некая конструкция. И то, и другое – вселенная.

Слушатель: Это как фракталы маленькие, когда внутри…

Б. Ч. Бхарати Свами: Угу. Каждый фрактал повторяет большой. Так же у нас у всех есть вселенная. Она ничем не меньше, она такая же большая, как вот эта вселенная, по своему смысловому наполнению. А размеры не имеют вообще никакого… Размер, такого нет даже понятия. Что такое размер?

Слушатель: Но для нас есть смысл. Я не уверен.

Б. Ч. Бхарати Свами: Размеры существуют, только когда есть счёт. Размер – это счёт. На санскрите счёт переводится как майа, или размер. Когда мы попадаем в ловушку размеров, в ловушку величин, мы оказываемся в майе. Существует всего две величины. Но это в кавычках величины: бесконечно великое и бесконечно малое. И у того, и другого нет размеров. А всё, что в промежутке, – это майа, то есть то, что можно посчитать. Шридхар Махарадж так и говорит: «Майа – это то, что поддаётся исчислению». То есть есть обладатель всех богатств, то есть тот, у кого печатный станок. Вот тот, у кого есть печатный станок, у него сколько денег?

Слушатель: Бесконечное.

Б. Ч. Бхарати Свами: Неопределённое. Правильнее сказать, неопределённое количество. У него все деньги. А тот, у которого вообще ничего нет, у него сколько?

Слушатель: То же самое.

Б. Ч. Бхарати Свами: То же самое. Вот душа – это бесконечно малое ничтожество, в хорошем смысле. Кому-то просто это слово не нравится. Разве мы ничтожны? Мы себя представляем: «Как же я ничтожество, если я метр семьдесят шесть?» (смех)

Слушатель: Или два. (смех)

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот есть бесконечно великое и бесконечно малое. Никаких размеров. И когда бесконечно малое связывает себя, или вносит в своё существование бесконечно великое, тогда бесконечно малое приобретает смысл существования. Покуда в нашей жизни нет бесконечно великого, наша жизнь не имеет вообще никакого смысла. Это всё игра каких-то размеров. Это игра, это накопление денег, которые не имеют хождения. Это всё равно что сейчас мы будем накапливать советские деньги. Кто-то грузовик денег… говорит: «Вот у меня КамАЗ…» Какая там была? Сторублёвка самая большая?

Слушатель: Ну да.

Б. Ч. Бхарати Свами: Представляете, в советское время КамАЗ сторублёвок и маленькая тележка. То есть ты накопил целый КамАЗ, а ночью вышел указ, что они недействительны. Они говорят: «Мы сейчас заново напечатаем». И всё, это у тебя бумага. Она вообще никакого смысла не имеет. Вот наша жизнь, пока мы накапливаем знания, власть, уважение окружающих, богатство… Что там ещё? Эта жизнь не имеет смысла, потому что мы накапливаем деньги, которые вчера уже отменили. И до него ещё новость не дошла, что произошла денежная реформа. Он ещё газеты не прочитал, он продолжает накапливать, а ему с радость это дают. Он плоды своего труда, говорит: «Вот я потрудился, свистульку сделал, с тебя сто, нет, триста». Те ему говорят: «Да-да, пожалуйста, их сколько хочешь!» Он накапливает, накапливает, а про то, что произошла реформа, ночью он узнает только, когда домой вернётся, когда он привезёт сумки денег, полученные за свистульки на базаре, и скажет: «Смотри, жена, как мы богаты!» А она покрутит пальцем у виска и говорит: «Поздно!»

Слушатель: Не то копил!

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот и мы то же самое: мы накапливаем, накапливаем, а реформа уже произошла ещё до нашего рождения. То, что мы накапливаем, вообще не имеет смысла. Когда мы лежим на смертном одре и перечисляем: у меня есть это, у меня есть то, я добился того. И все вот эти вот утверждения на фоне огромной надписи, надпись гласит: «И чё?» (смех) А сейчас мы не видим эту надпись. Пока ещё мы ведь читаем вот эти утверждения: у меня столько-то, у меня столько-то, меня уважают столько-то, у меня есть это, я обрёл то-то, я достиг того, совершенствовался в этом, я знаю столько языков, я знаю столько наук, у меня столько денег. А вот этого фона мы ещё не видим.

Слушатель: Основной.

Б. Ч. Бхарати Свами: Может, нам чуть-чуть отодвинуться? Посмотреть на свою жизнь на расстоянии, с точки зрения смертного одра? И тогда огромными буквами – «И чё?» (смех) Через чей его? (смех) Ну что, больше нет вопросов тогда?

#47:09

Договор отношений с Богом

Слушатель: А отношения между Кришной и Вишну иерархичны?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

Слушатель: Так же, как и Шива и Брахма тоже, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, они иерархичны. Вишну – это должность, Кришна – это личность.

Слушатель: То есть Он воплотился как Кришна. Это Его…

Б. Ч. Бхарати Свами: Это да, это нас не должно сбивать с толку. Это Он воплотился как…

Слушатель: Сварупа?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну есть сварупа, а есть рупа. Он воплощается как и имеет облик, похожий на изначальный. Это как в фильме или спектакле есть исполнители, а есть действующие лица. Исполнитель – это сам человек. Действующее лицо – это Гамлет. То есть действующее лицо – это сценический образ. И иногда он играет сам себя. То есть иногда Смоктуновский играет Смоктуновского. Или нет, или как лучше? Фильм? Фильм «Быть Джоном Малковичем». Актёр Джон Малкович играет Джона Малковича. В этот момент вот Джон Малкович, вот этот образ Джона Малковича – это не сам актёр, который лежит где-то, вернее, не сам Джон Малкович, который где-то лежит на пляже с трубочкой, попивает Мартини, а это образ того Джона Малковича. Вот точно так же есть Кришна, которого Вишну играет. Вишну может играть, Он играет Вараху Дева, Нрисимху, Курму-аватара, иногда Он Кришну играет. Ну ничего. В этом нет ничего зазорного.

Слушатель: То есть в данном случае Он параматма?

Б. Ч. Бхарати Свами: Или так тоже. И параматма тоже. Кришна – это физическое лицо, а Вишну – это юридическое лицо. Юридическое лицо без физического лица не может существовать. Если физическое лицо умерло, то юридическое лицо аннулируется, его уже нет. ИП перестаёт существовать, индивидуальный предприниматель. Вот Вишну – это индивидуальный предприниматель, это юридическое лицо. Или это без образования юридическое лицо? Как там? Ну, не важно, это юридическое лицо. А вот если умирает… Как это? Ликвидируется. Если ликвидируется юридическое лицо, физическое лицо продолжает существовать. Кришна – физическое лицо, Он всегда существует. А юридические лица… Как бы Он этих фирм создаёт сколько хочет. Там юридическое лицо по починке холодильников, по предоставлению услуг, таких-то населению или сяких, по предоставлению правовой помощи, по предоставлению защиты, телохранитель. Всё это – разные юридические лица. Но сам Он физическое лицо, и в Его круг, то есть друзей Его как физического лица, не допускается никто. Туда вообще закрыт доступ. С физическим лицом ты можешь иметь какие-то отношения. Это называется религия: мы поклоняемся Господу Богу. А вот дружеские отношения с физическим лицом, с Кришной, невозможны. Никакая религия не даёт доступ в личные отношения со Всевышним. В писании, в «Бхагаватам», говорится: «Ни добрые дела, ни аскезы, ни изучение писаний, ни…» Что там ещё перечисляется? «Ни паломничество по местам богомолья, ни мантра…»

Слушатель: Доброе имя.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ничего, никакие действия, то есть никакие религиозные занятия, никакая религия, никакие ритуалы, никакие молитвы, ничего не поможет нам обрести личное отношение с физическим лицом. А в юридические отношения можно вступать сколько угодно. Можешь с Ним подписать договор отношений как с хранителем, разрушителем, спасителем – пожалуйста.

Слушатель: Ну, как с отцом, христианство – это же тоже физические?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, это всё юридические. Как со спасителем.

Слушатель: Как сын к отцу?

Б. Ч. Бхарати Свами: Там раб Божий. Сын к отцу, там у них место занято. И то там такие отношения сына и отца, ведь разные есть фазы этих отношений. Отношения тридцатилетнего сына с шестидесятилетним отцом – это не то же самое, что отношения полуторагодовалого сына с двадцатилетним отцом. В этих отношениях, в последних, когда сын – младенец, который только-только начал говорить: «Папа» и ходить, там присутствует вся сладость. В христианстве нет этих сладостных отношений. Там сын, который взрослый, который ушёл и вернулся к отцу. То есть там это формальные, в общем, отношения. Там любовь не такая же, как между ребёнком и папой. В христианской доктрине отношения отца и сына невозможны, чтобы Иисус Христос, чтобы Бог-творец… Как там Он у вас, у мормонов, называется?

Слушатель: У мормонов? Не знаю. (смех)

Слушатель: Осанна.

Б. Ч. Бхарати Свами: Осанна?

Слушатель: Отец Всевышний, говорят.

Б. Ч. Бхарати Свами: Чтобы Он подтирал попу обгадившемуся Иисусу Христу? Ну это невозможно! (смех)

Слушатель: Ну отец, Иисус – друг, а отец – Всевышний Бог.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да, там очень юридические отношения. Там нет физических.

Слушатель: Да, коммерческие.

Б. Ч. Бхарати Свами: Физические отношения вообще невозможны. Доступ туда закрыт. Там уже есть сформировавшийся круг, и туда доступ закрыт, потому что это очень личные отношения. Там они служат друг другу. Там нет Бога и раба Божьего. Там они служат друг другу, и поэтому туда нам путь закрыт, но…. Так что на этом заканчиваем лекцию. (смех) Да, они невозможны, эти отношения. (смех)

Слушатель: Это вот генеральную доверенность Он дал Балараме? Это Баларама? Это уже так, исполняет вот Вишну, вот этих? А генеральных…

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, да. Из Баларамы ещё происходит Вишну.

Слушатель: Да, да.

Б. Ч. Бхарати Свами: Махапуруша, а из Него происходят ещё двадцать четыре Вишну. Это можно не вдаваться в эти подробности.

Слушатель: Да, ну, вообще, в основном…

Б. Ч. Бхарати Свами: Но в целом, да, это каскад доверенностей. Каждая последующая доверенность…

Слушатель: Передоверена.

Б. Ч. Бхарати Свами: Она уже предыдущей доверенности.

Слушатель: Пере-передоверенная уже.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну что? Харе Кришна. Если нет вопросов, то…

Транскрипция: Читралекха Д. Д.
Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

2017-07-02

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 1 «Духовные Учители» Стихи 61-96

2017-08-06

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 1-11

2017-08-22

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 15-25

2017-08-23

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 26-46

2017-08-24

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 47-53

2017-09-03

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 55-67

2017-11-06

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 68-110

2018-02-04

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 110 и далее, Глава 3 «Формальные причины явления Шри Чайтаньи» Стихи 1-50

2018-02-11

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 3 «Формальные причины явления Шри Чайтаньи» Стихи 50-73

2018-02-19

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 3 «Формальные причины явления Шри Чайтаньи» Стихи 74-89

2018-02-23

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 1-58

2018-03-01

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 59-83

2018-03-04

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 83-94

2018-03-18

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 95-151

2018-03-25

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 150-200

2018-04-01

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 201-229

2018-04-08

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 229 и далее

2018-04-15

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 5. Величие Нитьянанды‑Баларамы. Стихи 1-20

2018-04-22

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 5. Величие Нитьянанды‑Баларамы. Стихи 21-40

2018-04-29

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 5. Величие Нитьянанды‑Баларамы. Стихи 40-60

2018-05-06

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 5. Величие Нитьянанды‑Баларамы. Стихи 60-80

2018-05-13

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 5. Величие Нитьянанды‑Баларамы. Стихи 80-120

2018-05-20

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 5. Величие Нитьянанды‑Баларамы. Стихи 120 и далее

2018-05-27

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 6. Адвайта ачарья. Стихи 1-70

2018-06-03

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 6. Адвайта ачарья. Стихи 70-100

2018-06-10

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 6. Адвайта ачарья. Стихи 100 и далее

2018-06-17

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 7. Панча-таттва. Шри Чайтанья в пяти идеях. Стихи 1-40

2018-06-24

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 7. Панча-таттва. Шри Чайтанья в пяти идеях. Стихи 40-100

2018-07-01

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 7. Панча-таттва. Шри Чайтанья в пяти идеях. Стихи 100-130

2018-07-08

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 7. Панча-таттва. Шри Чайтанья в пяти идеях. Стихи 130-140

2018-07-15

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 7. Панча-таттва. Шри Чайтанья в пяти идеях. Стихи 140 и далее

2018-07-22

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 8. Наказ Гуру и Кришны

2018-08-12

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 9. Древо желаний

2018-08-12

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 10. Ветви древа желаний. Стихи 1-93

2018-08-19

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 10. Ветви древа желаний. Стихи 93 и далее

2018-08-26

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 11. Ипостаси Нитьянанды

2018-09-02

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 12. Ветви Адвайта Ачарьи и Гададхара Пандита

2018-09-09

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 13. Рождение и младенчество

2018-09-16

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 14. Детство

2018-09-23

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 15 Отрочество, 16 Юные годы