Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 1-58
Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Стихи 1-58. Чтение и комментарии | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами (Александр Драгилев) от 23 февраля 2018 года. Пури, Индия.
- Сущностная причина сошествия (00:00)
- Неотразимый Чайтанья (15:56)
- Неудержимый поток счастья (18:44)
- Идея сверхчеловека (25:22)
- Определение типа личности по телесным признакам (36:43)
- Вечный поход (41:32)
Не проводилось чтение третьей главы от стиха 89 и далее.
https://www.youtube.com/watch?v=QyXa-UPXfdc
«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, Глава 4. Стихи 1-58
Чтение и комментарии. «Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи»
#00:00
Сущностная причина сошествия
Б. Ч. Бхарати Свами: Третья глава называлась «Формальная причина», мы уже обсуждали, что Кришне понадобилось, как Он сам говорит, покарать нечестивцев и установить пошатнувшийся порядок, восстановить дхарму; и Он решил низойти на Землю. Это была формальная причина. Теперь мы обсуждаем сущносную причину.
Милостью Господа Чайтаньи даже ребёнок может найти в писаниях доказательства того, что Пастушок, забавляющийся во Врадже, — Сам Всевышний Господь. Слава Господу Чайтанье! Слава Нитьянанде! Слава Адвайте Чандре! Слава многоветвистому древу преданных слуг Господа! Итак, дорогой мой читатель, разъяснив в прошлой главе смысл четвёртого стиха данной книги, я перехожу к пятому. Но, прежде чем дать развёрнутое толкование пятого стиха, я ещё раз изложу суть четвёртого. Он гласит, что Всевышний в облике Чайтаньи нисходит на Землю, дабы научить людей пению Божьего Имени и одарить их любовью к Богу. Но это поверхностная причина Его сошествия. Есть ещё и сущносная, представленная в пятом стихе. Писания гласят, что до Чайтаньи Кришна нисходил в здешний мир, дабы облегчить бремя Земли. Однако забота о Земле и мировом порядке входит в сферу деятельности Вишну, властвующей ипостаси Всевышнего. Сам же Всевышний только предаётся забавам. Однако бывает так, что потребность облегчить бремя Земли совпадает по времени с приходом Кришны. Когда Всевышний нисходит в зримый мир, вместе с Ним внутри Него приходят все Его воплощения: Вседержитель Нараяна, четыре первичных ипостаси (Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анируддха), Матсья, лила-, юга-, и манвантара-воплощения — все без исключения нисходят вместе с Кришной в Его теле как Его члены и органы. Так является в зримый мир Кришна, Всевышний в Своём изначальном облике. Вишну тоже присутствует в теле Кришны, и с Его помощью Кришна истребляет нечестивцев.
Если Кришне нужно расправиться с нарушителями закона Божьего, то из Его тела как бы проявляется (как в фильме «Чужой») Вишну, уничтожает злодеев и снова входит.
Вот почему истребление нечестивцев второстепенно для Всевышнего. Главные же причины Его сошествия таковы. Во-первых, Он хочет Сам испытать, что чувствуют Его возлюбленные в любовном соитии с Ним. Во-вторых, рассказать миру о высшем виде отношений со Всевышним, о непроизвольной любви. Потому Кришну в этом облике величают самым блаженным и самым милостивым. «Живые твари благоговейно поклоняются пред Моим величием, — размышляет Кришна, — но в благоговении не может быть любви, кою жаждет всякое сердце. В неравных отношениях нет сердечной радости. Кто ставит Меня над собою, тот не покорит Моего сердца. Я отвечаю настроению моего слуги. Я даю любящей душе то упоение (расу), кое она жаждет в отношениях со Мной. Наши чувства всегда взаимны.»
Цитата из «Бхагавад-гиты». 4.11: «Я иду навстречу душе той же дорогой, что она идёт ко Мне. Любое учение призывает к единению со Мной. Я – желанная цель всех живых существ. Но каждый ступает ко Мне своим путём». «Кто видит во Мне своего сына, друга или возлюбленного, кто из любви полагает себя равным Мне или даже выше Меня, тот обретает власть надо Мною».
«В заветном служении Всевышнему душа обретает вожделенную вечную жизнь. Но ваше служение столь беззаветно и исполнено любви, что вечность для вас не награда. Потому Мне нечем наградить вас за вашу любовь.» («Шримад Бхагаватам» 10.82.44)
Это когда Кришна встречался на Курукшетре с Гопи, тайно. Так, чтобы Его семейство (у Него к тому времени уже были внуки; тысячи и тысячи внуков, детей), чтобы они не заподозрили Главу семейства в беззаботном (дипломатически выражаясь) поведении в юности. Поэтому Он встречается с ними, и они разговаривают на «птичьем» языке, так, чтобы другие не могли понять.
«Матушка порой связывает Меня для усмирения, кормит Меня и оберегает от опасностей, не ведая, что Мне покорны боги вселенной. Друзья катаются на Мне верхом, потому как считают Меня ровней себе! Когда возлюбленная бросает Мне сердитые упрёки, Я слышу в её словах больше поэзии, чем в гимнах Вед. Я низойду в сотворённый мир вместе с милыми Моему сердцу родителями, друзьями и возлюбленными. И мы будем предаваться новым, чудесным играм, неведомым в Моей царственной обители. И пусть мир изумится, и пусть изумлюсь Я. Очарованные Моею внутренней природою, юные жёны пастухов возжелают Меня как Любовника. И Я, и они — мы позабудем о Моей божественности, ибо пленимся внешностью и личностью друг друга. Мы будем любить друг друга, презрев нравственные запреты и закон. Мы будем сгорать от страсти при встрече и томиться в разлуке. Я познаю суть всех видов любви и тем окажу милость всем Моим возлюбленным слугам. Услышав о чувственной невоздержанности, какая царствует во Врадже между Мною и Моими возлюбленными, Мои почитатели станут поклоняться Мне, влекомые плотской близостью со Мною, пренебрегая заповедями и запретами.»
«Он низошёл на Землю в человеческом облике, дабы осыпать милостями Своих верных слуг и предаваться любовным играм, внимая сказанию, в котором душа очаровывается Им — неизбежно сдаётся во власть Безусловной Красоты.» («Шримад Бхагаватам»,10.33.37)
В этом стихе «Шримад Бхагаватам» глагол «бхавет» стоит в повелительном наклонении, указывая, что действие должно быть исполнено. Иначе это будет пренебрежением Божьей заповедью. Подобно тому как самовыражение в любовных забавах есть сущностная причина сошествия Кришны, а истребление злодеев – второстепенная, провозглашение закона Божьего для нынешней эпохи есть тоже воростепенная цель сошествия Кришны Чайтаньи. Всевышний произвольно пожелал низойти на Землю, и подстать случилось время истребить силы зла. Так, преследуя две цели, Он сошествовал в зримый мир вместе со Своими верными рабами, и упивался мёдом безудержной любви, и пел вместе со всеми Святое Имя. Он призывал петь Имя Божье даже среди неприкасаемых. Он сплёл гирлянду из Любви и Святого Имени и надел её на весь тленный мир. Так в настроении Собственного слуги Всевышний проповедовал любовное служение, и Сам же исповедовал оное. Всевышнему служат четырьмя способами: в качестве верноподданного слуги, друга, родителя и супруги. Каждый слуга полагает своё чувство к Кришне самым ценным и черпает в нём совершенное счастье. Но при беспристрастном рассмотрении обнаруживается, что супружеские отношения – самые близкие, и отличаются наибольшим упоением.
Следующий текст из « Бхакти-расамрита-синдху»: «Любовь к Богу имеет разную глубину и вкусовые оттенки. В супружеских отношениях любовь наполнена всеми вкусами в наибольшей степени («Бхакти-расамрита-синдху», 2.5.38»). Это написал Рупа Госвами.
Потому супружеские отношения я называю сладостными – мадхура. Они тоже бывают двух видов: брачные (свакия) и внебрачные (паракия). Внебрачная любовь исполнена высочайшего упоения (расы). Она обнаруживается только во Врадже. Любовь, что царит в сердцах юных дев, юных жён Враджи, не ведает границ, но в полной мере она обнаруживается у Шри Радхи. Её чистая и зрелая любовь не знает себе равных. Она дарует Кришне возможность ощутить всю сладость близких отношений с Ним. Потому Всевышний проникся чувствами Радхи и в образе Гауранги исполнил Своё сокровенное желание.
«Шри Чайтанья – крепость, где боги укрываются от невзгод. О Нём вещают все Упанишады. Он сокровище мудрых, прибежище рабов Божьих и Возлюбленный лотосооких пастушек. Я молю о том, чтобы когда-нибудь, Он явился моему взору» («Пратхама Шри Чайтаньяштака», стих 2).
«Кришна пожелал пригубить любовного мёду, коим упивается одна из Его многочисленных возлюбленных, потому принял облик Чайтаньи. Он познал вкус Её любви, когда озарился Её золотым сиянием, поглотившим Его черноту. Да прольёт Господь Чайтанья на меня Свою милость.» («Двития Шри Чайтаньяштака», стих 3).
Ощутить Самому чужую любовь было главной причиной сошествия Всевышнего. Принести закон Божий – второстепенной. Теперь я поясню свою мысль. Прежде я сделал это вкратце. Ныне постараюсь сделать это подробнее.
Итак, из дневника Сварупы Дамодара, он был в числе немногих преданных, которые пришли с Махапрабху сюда, в Пури, после принятия Им санньясы. Там были Сварупа Дамодара, Нитьянанда Прабху, личный слуга (Кришнадас, по-моему, его звали). У Господа было два слуги: сначала Говиндадас (но он влюбился и ушёл куда-то) и Кришнадас. Сварупа Дамодара был вместе с Господом все годы, все 18 лет, неотступно. Сварупа Дамодар не написал какой-то цельной, сложенной книги (с прологом, кульминацией, эпилогом). Он на бамбуковых дощечках и на пальмовых листьях записывал (какие-то заметки, практически вёл дневник) свои мысли, свои впечатления. И многие из его записей достались Кришнадасу Кавираджу, от Вриндавана Даса. А Вриндаван Дас получил от Нитьянанды Прабху. И многие из этих записей легли в основу данной книги.
Вот читаем из дневника Сварупы Дамодары: «Любовь Радхи и Кришны суть проявленная сила наслаждения Всевышнего. Радха и Кришна – единое целое, предстающее в двух образах. Воссоединившись, Они являют образ, именуемый Чайтаньей. Я склоняюсь навеки перед Ним, ибо Он суть Кришна в настроении Радхи, перенявший цвет Её тела».
#15:56
Неотразимый Чайтанья
Б. Ч. Бхарати Свами: Как переводится слово Кришна?
Слушатель: Неотразимый.
Б. Ч. Бхарати Свами: Некоторые переводят как «чёрный», но это неправильно. Они берут из всего спектра, находят цвет, который неотразимый, а это чёрный. Но неотразимых цвета два – это золотой и чёрный. Поэтому, когда «чёрный» Кришна низошёл в облике Чайтаньи, Он всё равно остался неотразимым. Поэтому Его называют Кришна Чайтанья. Казалось бы противоречие: если Кришна переводить как чёрный, почему Чайтанью называют Кришна Чайтанья? Как же так, золотой (Чайтанья) чёрный? Потому что Кришна – это неотразимый, Кришна Чайтанья – Неотразимый Чайтанья.
Итак, из дневника Сварупы Дамодара, он говорит о том, что Чайтанья – это Кришна, тот самый юный Пастушок Вриндавана, захотевший испытать, ощутить, что чувствуют Его возлюбленные. И, войдя в Её настроение, войдя в Её роль, Он преобразился в Чайтанью. В этом облике Он сошествовал в тленный мир; и Он уже не чёрный, Который всё собирает, а Он золотой, Который всё отдаёт. У Него было тело цвета плавленого золота.
Я склоняюсь навеки перед Ним, ибо Он суть Кришна в настроении Радхи, перенявший цвет Её тела.
У Шридхара Махараджа есть книга „Heart and Halo“. Как ее на русский перевели?
Слушатель: «Сердце и Сияние».
Б. Ч. Бхарати Свами: «Сердце и Сияние». На русский лучше перевести как «Сердце и Его аура». Это как раз про Чайтанью. Сердце – это Кришна, Сияние – это Радха.
#18:44
Неудержимый поток счастья
Следующий текст: Радха и Кришна – единая Сущность, предстающая в двух лицах. Вместе Они упиваются движением любовных чувств.
Чувства тоже имеют способность двигаться, характер движения любовных чувств – это танец. Их эмоции движутся, они как танец. И Господь упивается вот этими движениями. Там есть грусть, тоска, радость, разочарование, упрёки, гнев — вся палитра чувств, все оттенки чувств, от золотого (абсолютно отдающий любовь) до чёрного (всё забирающий, поглощающий). И эти чувства (весь спектр между золотом и чернотой, иссиня-чёрный, Нилачала) также имеют личностную природу, это тоже личности. Потому что было бы не логично: на краю спектра — две личности. Один — потребляющий всё, чёрный (Он всё забирает Себе, Он не оставляет никому ничего). А на другом конце спектра – Отдающая, и Они две личности – Кришна и Радха. И между Ними все вот эти цвета, они тоже личности – это преданные Господа в разных кланах. Есть основные восемь, они делятся на стовосемь. Внутри этих ставосьми ещё есть свои подцвета, расы (есть пять рас), и внутри них разные подрасы (полутона, четвертьтонá, восьмые тона и т. д.).
Итак, весь духовный мир это – играющие эмоции, играющие чувства Персоны номер один и Персоны номер один. Между Ними происходят волны чувств, волны эмоций. И когда Они раздельны, Радха и Кришна, то все чувства также находятся между ними. А что происходит, когда Они соединяются, куда деваться этим чувствам, когда золотое и чёрное начинают сближение, между Ними все вот эти синие, зелёные, красные, все-все расы, весь набор эмоций. Они тоже между Ними оказываются. Она отдаёт, Он получает, и вот Они соединяются… Что происходит? Происходит взрыв! И вот этот взрыв есть Чайтанья. То есть Они соединились, но Они не способны удержать всё. Происходит термоядерный взрыв, и Господь Чайтанья поэтому танцует, Он раздаёт. Кришна не способен удержать всего счастья, всей любви, поэтому Он начинает раздавать. Приходит в облике Чайтаньи, Он не может на месте усидеть, ходит по всем городам и весям и раздаёт вот эту прему, вот эту любовь. Когда Он путешествовал в Гае, в южной Индии, это недалеко здесь, то люди просто видели Его и их начинало как током бить, они падали, катались по земле.
Итак, Радха и Кришна – единая Сущность, предстающая в двух лицах. Вместе Они упиваются движением любовных чувств. Ныне Они соединились в облике Чайтаньи Госани, дабы испытать вкус соития. Потому первым делом я опишу отличительные черты Радхи и Кришны отдельно, дабы, соединив их, вы могли иметь представление о природе Шри Чайтаньи».
Есть какие-нибудь вопросы? Ну всё тогда на сегодня, на 58-м стихе закончим…
Потому первым делом я опишу отличительные черты Радхи и Кришны отдельно, дабы, соединив их, ты, мой читатель, мог иметь представление о природе Шри Чайтаньи.
То есть он опишет Радху и опишет Кришну. Когда мы соединим эти концепции, эти понятия, то мы можем иметь представление, что такое Чайтанья. Потому что Он есть соединение абсолютно щедрого начала – Радхи — и абсолютно эгоистического начала – Шри Кришны. Есть какие-нибудь сомнения, может быть? Сомнения в Божественности Господа Чайтаньи? Ну ладно, тогда что? Вольно! Кругом!
#25:22
Идея сверхчеловека
Вот Санандан мне прислал письмо. А нет Санандана? Он мне присылает письма, которые шлют на страницу, на сайт. Я, кстати, ещё не заходил на сайт Bharati.ru. Там что-то ужасное? Потому что человек мне пишет: «Вот у вас в заголовке стоит цитата из Ницше. Что за философию вы проповедуете миру?»
Слушатель: «Если Бог есть, Он танцует.»
Б. Ч. Бхарати Свами: А вот эта, да? Потому что Ницше был любимым философом Гитлера. Философия, книга «Заратустра» были настольными книгами Адольфа Гитлера. Вот что имел в виду этот человек.
Слушатель: И что он связал это так?
Б. Ч. Бхарати Свами: То есть не важно, что там Ницше, само высказывание. Что он имеет против? А вообще почему Гитлера считают приверженцем ницшеанства? Какая у Ницше, помимо нашей вайшнавской концепции: «если Бог есть, то Он непременно танцует»? То есть Ницше делает вывод. Если Бог есть, то Ему просто больше нечем заниматься, как только танцевать, не работать же в конце концов. Потому что если работать, то это уже не Бог, а полубог или четвертьбог. А остальное, чем Ницше известен миру, какой своей идеологией?
Слушатель: Сверхчеловека.
Б. Ч. Бхарати Свами: Сверхчеловека, да. Идеи сверхчеловека как у нас трактуются? Что некто, как Родион Раскольников у Достоевского, возомнил себя вершителем судеб, пошёл убил эту старуху, которой исполнилось 45 лет. Он ощутил, когда он с Порфирием Григориевичем беседует, со следователем, он говорит, что по сути дела, он взял на себя фунции Бога или сверхчеловека. Порфирий Петрович удивляется, он говорит: «А кто тебе дал право, почему ты решил вершить судьбы, почему ты старуху убил?» И вот он ему говорит, что есть масса людей, штампы, безвольное быдло, а есть сознательные сущности, люди, которые самим фактом (которые над остальной массой) осознания себя – выше. Вот просто потому, что я считаю себя выше массы, делает меня выше этой массы. Так объясняет Родион Раскольников. И Достоевский устами Родиона Раскольникова как раз приносит эту идею сверхчеловека. А Ницше эту идею развивает.
И идеи нацизма о расовом превосходстве, одной расы над другой расой, мадхурья-расы над другими четырьмя расами, приписывают Гитлеру. На самом деле Ницше не говорил о сверхчеловеке в контексте Родиона Раскольникова. Ницше говорил о том, что (и это очень совпадает с идеями вайшнавизма) разные люди обладают разной величиной эго. Как, собственно, и Сарасвати Тхакур говорил, что для одних эго – это я, то есть они делают только ради себя. Они готовы поступиться интересами других ради себя. Есть люди более широкого эго, они готовы поступиться интересами других ради своей семьи. То есть он уже не ради себя, а ради детей, жены, внуков. То есть это эго немножечко больше, там уже присутствует некая жертвенность. Если первый готов ради себя поступиться своими интересами, то второй уже ради ближнего. Но ближний – немножко другое. Он готов поступиться интересами семейства и своими тоже. Здесь уже есть жертвенность, она обычная. То есть ради семьи я иду на работу, я трачу время, силы, жизнь. Есть те, кто ради своего народа (их называют патриотами) готовы поступиться интересами семьи, то есть бросить свою семью и пойти воевать на Донбасс, и своими тоже интересами, но ради нации, своего народа. Это тоже человек, но у него эго больше и идея служения выше, больше. Он мнит себя не просто своим телом или членом семьи, а неким винтиком государства или народа.
Есть те, у кого эго ещё дальше идёт, — это верующие, то есть они готовы ради единоверцев поступиться интересами государства. То есть его посылают убивать или воевать на Донбасс, а он видит, что ему не просто москаль, но еще и христианин противостоит. И он его не убивает, потому что он христианин. А тот, соответственно, его убивает, потому что он москаль. То есть жертвенность еще больше. Есть те, кто… их уже называют альтруистами, вернее филантропами, фил-антроп (любит человека). Антроп – это человек, фил – это любовь. В отличии от филадельфов (это любовь к брату), дельф/дельфин – это брат; греки дельфинов считали братьями своими (людьми). Филантропы – это те, которые любят людей. Есть ещё большее эго, у альтруистов, они готовы жертвовать ради живых существ. Они не обязательно филантропы, потому что филантроп готов пожертвовать интересами других живых существ. Например, готов проводить испытания над кроликами, ради того, чтобы у человеческих самок было меньше морщин. То есть он готов жертвовать другими живыми существами ради людей. Хотя все мы знаем, что человеческие самки не относятся к категории людей, но тем не менее так положено считать. И это всё человеки: альтруист, филантроп, патриот, единоверец, семьянин и эгоист — разная форма человека.
А Ницше говорит о сверхчеловеке. Это тот, который поднимается над интересами человека и служит Богу. Сверхчеловек – это не тот, кто решает судить и убивать старуху-процентщицу. Он готов поступиться интересами человечества ради интересов Кришны. И это и есть бхакти. То есть идея сверхчеловека у Ницше — это как раз в чистом виде идея бхакти. При этом Ницше не был последователем гаудия-вайшнавизма, но, обладая грандиозным рассудком, грандиозным умом, он вывел идею бхакти, просто рассуждая. Просто работая разумом, он вывел идею превосходства бхакти (служения Тому, Кто танцует) над всем остальным: филантропами, альтруистами. Вот в чём идея сверхчеловечества, а не то, что одна нация выше другой нации. И отвечая на вопрос этого человека, по поводу того, что мы проповедуем: если хотите, да, мы проповедуем идею сверхчеловека. Но эта идея заключается в том, чтобы пожертвовать человеком, то есть подняться над собой как человеком, отринуть своё человеческое начало, ради не власти над другими, а ради того, чтобы служить Кришне, Тому Самому танцующему Богу, Который если есть, то Он обязательно танцует.
Слушатель: Бескорыстно, да?
Б. Ч. Бхарати Свами: Именно, я как раз хотел это сказать. [смех]
Слушатель: Не чего-то получить. Христиане тоже вроде для Бога, но они хотят получить рай же. Поэтому сверхчеловек уже тот, который не хочет…
Б. Ч. Бхарати Свами: Как раз хотел это добавить. [смех] Ну что, есть какие-нибудь?
#36:43
Определение типа личности по телесным признакам
Слушатель: Махарадж.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да.
Слушатель: Тут есть вопрос: «А сходство формы тел Господа Чайтаньи и Шукадевы, длинные руки и рост, не случайно?
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, не случайно. Потому что духовная личность имеет определённые признаки. Вот мы читаем «Бхагаватам», когда появился Шука на поляне (вышел из леса), то все мудрецы как один поднялись и поклонились ему. Они были искусными физиономистами, как человек, который видит по внешним чертам. В Индии это джйотиш. Это не обязательно по звёздам, он может по походке, по взгляду, по мимике, по жестам определить, когда человек родился, кто он по гороскопу и так далее, его судьбу и всё такое. И мудрецы, которые, собственно, и составляли джйотиш, авторы всех вот этих астрологических, они увидели Шуку, встали и поклонились ему.
Дело в том, что наше тело является проявлением нашего ума, или наших эмоций. Как мимика является отражением наших ощущений: если мне больно, у меня одно выражение (одна мимика); если мне приятно, у меня другая, я улыбаюсь. Страх, гнев, боль, зависть, всякие подчувства, то есть мы можем видеть какие-то основные чувства на лице. А опытный физиономист видит такие чувства и их оттенки, которые мы просто не увидим. То есть наши сиюминутные чувства, наши сиюминутные эмоции отражаются у нас на лице. Если эти эмоции немножечко дольше, чем сиюминутные, они уже отражаются в походке, в жестах, в осанке. Просто эмоции застыли, и так же застывает наше тело. Если вы надеваете лосины женские, то они будут повторять вашу фигуру. Так же и мимика, она повторяет фигуру нашего ума, а ум состоит из эмоций. Мимика сиюминутно отражает наши эмоции. А выражение лица (или, правильнее сказать, черты лица) отражают постоянные наши чувства. То есть если человек всё время боится, не просто испугался и у него временный страх, секундный, то у него это отразится на лице, потом это станет чертами его лица. Если он всё время испытывает радость (при сиюминутной радости улыбнулся), ему всё время хорошо, то эта улыбка застынет, а потом преобразит его лицо. Точно так же это относится и к телу. Поэтому есть некоторые признаки, по которым можно отличить духовного, или просветлённого, человека. Они в «Бхагаватам» и ведических трактатах перечисляются. И поэтому духовно озарённые личности имеют схожие черты лица. Так же как схожую мимику имеют те, кто радуется. Радующиеся люди все имеют похожую мимику — они улыбаются. Грустные люди, например, на похоронах старого мужа, тоже имеют одинаковые эмоции – грусть. Поэтому и Чайтанья, и Шука похожи.
#41:32
Вечный поход
Слушатель: Как становятся сверхчеловеком? Наверное, это тоже эволюция сознания?
Б. Ч. Бхарати Свами: В разные юги по-разному. В век Кали сверхчеловеком становятся, взывая к Имени Всевышнего. Воспевая Имя Божие, становятся сверхчеловеком. Сверхчеловек — это бхакта, тот, кто отказался от служения людям, неважно, семье, родственникам, народу, но не просто отказался, а ради служения Кришне. Как Кришна Арджуне говорит в «Гите»: «Не надо отказываться от семьи». Он всё время говорит ему об этом до самого последнего момента. Когда Арджуна Ему говорит: «Кришна, я теперь так и поступлю, ради Тебя я готов на всё». Как только Арджуна это говорит (в 64-м стихе, 18-й главы, да?), Кришна ему отвечает: «А вот теперь можно отказываться». То есть просто отказываться от идеи служения людям, от филантропии, альтруизма, патриотизма не имеет смысла, менять одно на другое, — это всё игра. Отказаться от семьи ради народа, отказаться от народа ради семьи — это всё количественно разное, но не качественно. Но если ты готов отказаться от этого ради Кришны, вот тогда Кришна говорит: «А теперь отказывайся». То есть когда Арджуна Кришне сказал: «Я готов отказаться от всего ради Тебя». Кришна говорит: «А теперь давай ко Мне во Враджу. Теперь, пожалуйста, следуй за мной во Ваджу». И Арджуна в лилах Кришны — это Вишакха-гопи. То есть она в лилах с Кришной становится Арджуной, а в лилах с Чайтаньей становится Раманандой Раем.
И вот сегодня мы говорили о Рамананда-самваде, беседе между Чайтаньей и Раманандой в том месте, которое мы сегодня посетили (будем верить, что это действительно это место). Но это не так важно. Я немножечко сомневаюсь, что это то самое место. Потому что Шридхар Махарадж говорит, что, во-первых, Сарасвати Тхакур послал Шридхара Махараджа это место открыть. На берегу реки Годавари состоялась беседа Рамананды Рая и Чайтаньи. Надо просто выяснить, то ли это место, там река Годавари? Шридхар Махарадж отправился по настоянию Сарасвати Тхакура и нашёл это место беседы. Это самая главная беседа в вайшнавизме вообще — между Чайтаньей и Раманандой Раем, там раскрывается всё. Если в «Бхагавад-гите» беседа между Кришной и Арджуной заканчивается словами: «А теперь давай ко Мне во Враджу», и всё, а дальше что? Дальше «Бхагавад-гита» продолжается, то есть они с Арджуной снова встретились, но уже в виде Чайтаньи и Рамананды Рая, и беседу эту продолжили. Второй том «Бхагавад-гиты» состоялся здесь. Они беседуют о том, что же дальше, когда душа наконец решила отказаться от альтруизма, филантропии и прочих -измов и принять бхакти, готова ступить во Враджу, во Вриндаван. Враджа — это не какое-то конкретное место, это, так сказать, блуждающий огонёк. Кришна со своим пастушьим племенем постоянно перемещается, это цыгане. Там нет стационарного места, потому что коровам надо пастись, и они с коровами гуляют. И когда душа готова оторваться от пратиштхи (от чего-то твёрдого, земного) и вознестись непонятно куда, где нет стационарного места, а только вечный поход с Кришной. Как за Мао Цзэдуном, сколько он там прошёл, сто тысяч километров? Он 14 лет ходил, его армия по Китаю ходила, пока не стала железной армией. Так же и Кришна, Он ходит во Врадже, по рощам Матхуры блужает. Когда душа готова блуждать вместе с ним, что дальше? А дальше Они беседуют с Раманандой Раем. Это продолжение «Бхагавад-гиты» по сути дела.
Слушатель: А это описано в «Чайтанья-чаритамрите»?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, в «Чайтанья-чаритамрите» вся Их беседа описана.
Транскрипция: Вишакха Д. Д.
Корректор: Вишнуприя Д. Д.