Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 3 «Формальные причины явления Шри Чайтаньи» Стихи 74-89
Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 3. Стихи 74-89. Чтение и комментарии | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами (Александр Драгилев) от 19 февраля 2018 года. Пури, Индия.
- Доводы Кришнадаса Кавираджа, основанные на священных текстах (00:00)
- Играющая Первопричина (07:28)
- Как выглядит Бог? (21:33)
- Высшее искусство управления (29:31)
- Преданным не нужны награды (35:20)
- Чего не может Кришна (39:09)
- Нисшествие золотого аватара (46:36)
- Чистота идеи (52:50)
https://www.youtube.com/watch?v=Ml1dUDEBwUI
«Шри Чайтанья Чаритамрита». Ади-лила, Глава 3 «Формальные причины явления Шри Чайтаньи», стихи 74-89
#00:00
Доводы Кришнадаса Кавираджа, основанные на священных текстах
Б. Ч. Бхарати Свами: Так, значит, мы читали о том, что тело Кришны обладает разными органами и причинами и когда Он нисходит в материальный мир, то эти части тела становятся какими-то Его спутниками. Вот и, в частности, Панча-таттва, то есть пятисложная Истина, – это разделённое тело Кришны. Мы продолжаем чтение. Третья глава.
Нараяна, что зрит в сердце каждого живого существа, и Нараяна, что возлежит на водах бытия, – это цельные члены Твоего тела. Стало быть, Ты – изначальный Нараяна. Анга означает члены господнего тела. Все они имеют одну с Ним природу – сознающее Себя блаженство. Они принадлежат не обманчивому миру, но истинному. Адвайта и Нитьянанда суть телесные органы Чайтаньи – анги. Их части зовутся упангами. Они присутствовали на Земле в качестве спутников Адвайты и Нитьянанды. Так Всевышний сокрушает вражеские полчища нечестивцев с помощью Своего войска анг и упанг. Нитьянанда Госани – это Халадхара – Господь Баларама с плугом в руке, Адвайта – Сам Всевышний Нараяна. Они два полководца во главе с дружиной таких воинов, как Шриваса Тхакур, шествующие в походе против богоборцев со святым Именем в качестве оружия. Одним обликом своим Нитьянанда приводит грешников в трепет, а Ачарья громоподобным голосом обращает их в бегство. Шри Кришна Чайтанья положил начало совместному пению Божьего Имени. Велика удача человека, кто творит жертвоприношение Всевышнему, почитая Его Имя. Те же недалёкие люди, кто воротится от Святого Имени Божьего, вынуждены вечно мыкаться в кругу перерождений. Воспевание Святого Имени – самая ценная жертва Господу Богу. Полагать, что воспевание Имени Кришны равноценно миллиону жертвенных таинств, – великое богохульство. За такой грех человека неминуемо ждёт страшный суд Ямы. Дабы разъяснить данное положение, Джива Госвами в водном слове «Бхагавата-сандарбхи» пишет следующее: «Я вручаю себя Кришне-Чайтанье, кто наружностью лучезарен, как золото, а внутри чёрен, как Кришна. В век Кали Он нисходит в бренный мир вместе с составными частями Своего существа и в блаженном восторге воспевает Имя Божье».
Былинные предания гласят, что Шри Кришна, милостиво низойдя к Вьясе, молвил так: «О, мудрый стяжатель духа! Порой Я отрекаюсь от мира, дабы указать, погрязшим во грехе людям путь преданного служения». «Шримад Бхагаватам», «Махабхарата», «Пураны» и другие писания свидетельствуют о том, что Шри Чайтанья – Сам Кришна, вновь сошедший на Землю. Эта Истина была очевидна всякому, кто лицезрел Его и видел творимые Им в самозабвении чудеса. Но лишенные веры не видят очевидного, как совы – в лучах солнца. Господи, хотя Твои деяния, облик, нрав и могущество свидетельствуют о том, что ты Всевышний, люди, обуянные богоборческой природой, не способны узреть Тебя. О Тебе, как о Всевышнем, извещают все священные писания и просветлённые мужи.
Текст из Ямуначарьи, «Стотра-ратна».
Кришна умело скрывает Себя от очей мира, и лишь верные слуги умеют разглядеть Его таким, как Он есть. Господи, всё в этом мире имеет свойства в пределах времени, пространства и мысли. Твои же свойства беспредельны. Как бы ни скрывал Ты Себя пеленой обмана, рабы Твои верные созерцают Тебя всюду.
Ямуначарья, «Стотра-ратна», текст 13. Есть какие-нибудь вопросы, может быть, по ходу? Здесь Кришнадас в этой главе приводит свои доводы в пользу того, что двухметрового человека, явившегося в 1486 году в Навадвипе, не просто аватар, не просто небожитель, святая личность, пророк, апостол и даже аватар Бога, но Сам Бог, из которого выходят все аватары. Вот он здесь нам приводит такие доказательства. Основывает он их на священных текстах. Может быть, у кого-то контрдоказательство какое есть? Ну а что? Один бенгалец называет другого Самим Богом. И что у нас ни у кого нет возражений против этого?
Слушатель: Те, кто возражает, уже на соседних радиостанциях давно.
Б. Ч. Бхарати Свами: Угу. Ну вот, остаётся верить, да?
Слушатель: Махарадж, мы уже привлеклись нашими учителями.
Б. Ч. Бхарати Свами: Угу.
Слушатель: И они нам сказали, что Махапрабху – это Бог.
Б. Ч. Бхарати Свами: Угу.
Слушатель: А мы им верим. Только поэтому. Мы же не знаем как. Они сказали. Как объяснить?
Б. Ч. Бхарати Свами: Угу.
Слушатель: Сказали, так и верим.
#07:28
Играющая Первопричина
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, значит, каков рисунок доказательства? Прежде всего в любом вероучении, в любой философской доктрине есть набор аксиом. То есть некие истины, которые не требуют вообще доказательств, и на них уже строятся учения, как на фундаменте строится конструкция. Если аксиом вообще нет, то как дом рухнет, так и философская конструкция тоже упадёт. И в любом вероучении есть одна аксиома – то, что есть Господь Бог. То есть это как бы не требует доказательства, что вот Он есть. А дальше… Ну многие философские школы приводят эту аксиому бездоказательно. Некоторые «доказывают», что есть Господь Бог, и объясняют, что есть Господь Бог от обратного, что если бы Бога не было, то не было бы никаких законов, не было бы нечто связующего всё в единое. То есть не существовало бы причинно-следственной связи. Именно причинно-следственная связь делает мир цельным в наших глазах. Мы можем заблуждаться, у нас могут быть разные мнения на разные события, на разные явления, но что незыблемо – это то, что и заблуждающиеся и не заблуждающиеся (как в священных писаниях их называют – чара, ачара; очарованные и не очарованные, заблуждающиеся и не заблуждающиеся или движущиеся и неподвижные существа). Неподвижные живые существа – это те, кто видит Истину. Движущиеся существа – это те, кто находится в иллюзии, им кажется, что они перемещаются в пространстве. То есть тот, кто пребывает в иллюзии, ему кажется, что он перемещается из точки А в точку Б и он перемещается во времени. Он когда-то был одним, и он смотрит на себя в зеркало и ему кажется, что он другой. Это иллюзия. Я всегда неизменен. Так вот, и заблуждающийся и не заблуждающийся что их объединяет? Они видят мир как цельную картину. Они, правда, видят её не совсем правильно, как, например, мы смотрим на океан и видим, как волны бегут. Нам кажется, мы видим, как волна бежит и потом исчезает, на её месте другая возникает волна, потом две противоположные волны соединяются и гасят друг друга. А бывают случаи, когда они соединяются и, наоборот, вырастают в два раза. То есть происходит некое движение. Вот так мы с вами видим. Да? Потом мы смотрим на дом, и нам кажется, что дом – это нечто незыблемое, или камень. Камень – это нечто незыблемое. Но на самом деле камень – это та же волна, просто эта волна такая медленная, дом, то, что мы называем недвижимость. Любая недвижимость тоже движется. Как когда-то, помните, в начале девяностых была такая реклама, как «Движется недвижимость»? Никто не помнит?
Слушатель: Не-а.
Б. Ч. Бхарати Свами: Какое-то агентство недвижимости рекламировало себя. Вот там, значит, показана уборщица, согнувшаяся, моющая пол, и вот её огромный зад (этой уборщицы), и вот реклама «Движется недвижимость». Это значит типа, что в этом агентстве недвижимости всё можно продать под них. Так вот, когда мы с вами смотрим на какую-то недвижимость, например, дом, валун или камень – это та же самая волна, как и в океане. Между ними нет разницы, вернее разница есть, но она количественная. Просто та волна, которая в океане, движется в рамках осязаемого нами времени, отпущенного нам срока. Всем отпущен какой-то срок. Вот в человеческой жизни там условный срок – семьдесят-восемьдесят лет. А вот дом – это та же самая волна, если он сделан из земли, это песчаная волна там с дырочками какими-то. Просто она движется так медленно, что в нашем временном отрезке кажется, что она застыла. На самом деле, если мы растянем свой временной отрезок восприятия, этот самый дом во что превратится? Мы увидим, как он вырос, а потом упал. (смеётся) Чем эта картинка отличается от волны, которая в океане выросла и упала? Ничем. Просто время мы сжали, и абсолютно две одинаковые картинки. Вот у всех есть ошибочная и не ошибочная система этого мира.
Картина каждого мира цельная, она взаимосвязанная. И вот что значит картина целостная? Это значит, что одно следует из другого. То есть в этом мире есть причина и следствие, которые обязательно становятся причиной следствия. Потом то следствие становится, трансформируется в причину. Это Шридхара Махарадж, вторя Гегелю, называл диалектикой: тезис, антитезис, синтез. Синтез снова становится тезисом. Он сталкивается с чем-то, с каким-то препятствием, которое называется антитезис. Они объединяются – это синтез, и этот синтез снова становится тезисом. Так это и есть наша с вами картина мира. Опять я говорю, что у одних она ошибочная, у других она менее ошибочная. Но, как Кришна говорит Уддхаве в 11-й книге: «Ошибаются все». Все, все, каждый наблюдатель ошибается в той или иной степени. Не ошибается только наблюдатель наблюдателя, то есть мировая душа – Параматма. Параматма не ошибается. Все остальные в той или иной степени ошибаются. И вот, ошибаемся мы или нет, в каждом из нас всё равно есть причина – следствие, причина – следствие, причина – следствие.
И вот, если мы пойдём по цепочке в начало к самым истокам, мы обнаружим, что есть некая причина, у которой причины нет. И мы её просто называем Первопричиной. Кто-то может сказать: «Нет, нет. У любой причины есть своя причина». Хорошо, мы просто гипотетически говорим: «Есть некое начало, у которого уже нет причины, из которого всё исходит». И вот эта Первопричина, изначальная причина, мы просто называем её словом Бог. То есть то, из чего всё исходит. Вот это аксиома. Да? И дальше разные вероучения начинают придавать этой причине… да, в данном случае мы не обрисовываем её. Мы не говорим, что это смуглый мальчик с флейтой, или это бородатый дядя на облаке, или это мужчина среднего возраста в балахоне с воздетыми руками с натёртой бородкой и длинными волосами – мы его не обрисовываем. Мы просто говорим: «Есть Первопричина». И дальше вероучения начинают её обрисовывать: Первопричина так-то выглядит, сяк-то выглядит. И вот то, как Бог выглядит или вот эта самая Первопричина выглядит, в разных вероучениях предлагается адептам принять на веру. Он выглядит вот так-то, берут Его рисуют прибитым гвоздями к кресту, и мы должны это принять. Или рисуют, как там на американских деньгах? Пирамида, а сверху оторванная от пирамиды верхушка – глаз, и говорят: «Вот это вот Бог».
Слушатель: Угу.
Б. Ч. Бхарати Свами: Вот. И мы должны это как бы принять на веру. Вайшнавы говорят, что Бог есть и если Он есть, то Он играет, или как высшая форма игры – танец, то есть Он танцует. Он играет, танцует и власть Его… То есть тут уже даются первые определения, что Он находится в постоянной игре. Почему? От обратного: если не играет, то что Он?
Слушатель: Работает.
Б. Ч. Бхарати Свами: Работает. А зачем Ему работать?
Слушатель: Заработать деньги.
Б. Ч. Бхарати Свами: У кого? (смеются) Вот мы идем от обратного и понимаем, что работать Он не может, вернее, зачем? Второй вариант – не работает, лежит. (смеются) Есть тоже такое вероучение – Бог лежит, Он вообще настолько лежит, что Он даже не думает ни о чём. И вот буддисты, майавади, они типа: «Да, да, да, мы верим, что Бог есть, но самый, самый, самый Бог лежит в отключке». И дальше они добавляют: «А мы-то с вами не в отключке!» (смеются) Значит, кто из нас выше? Это как вот начальник большой фирмы, когда он при делах, он управляет, контролирует, а стоило ему вырубиться, на несколько лет в кому впасть, то чем займутся его ближайшие подчинённые, имеющие право подписи, ключик от сейфа и печать? Чем они займутся? Оттяпают у него всё. Потому что он уже не при делах. Более того, когда он проснётся, они скажут: «Извини, так и было. Иди отсюда». Есть даже такой американский фильм: хозяин большой какой-то фирмы, я уже не помню, строительной, вот он впадает в кому, а потом, когда возвращается и неожиданно, или его куда-то забрасывают, в общем, он теряет память и, в общем, он возвращается. А там уже идёт делёж между его заместителями и женой. И вот его выгоняют, и он скитается… Должны смотреть это фильм. Он скитается по Нью-Йорку, там еду просит. Не помните?
Слушатель: Не-а.
Б. Ч. Бхарати Свами: Такой комик известный американский играет. Получается, что Господь либо в отключке, как они говорят: «А мы не в отключке, то, значит, мы при делах», или Он работает, потому что, если Он перестанет работать, то Его сразу бортанут те, кто работает, которые понаехали, нелегалы второго поколения вот уже его выгонят. Вот мы по этой цепочке идём.
#21:33
Как выглядит Бог?
Так как же Бог на самом деле выглядит? И в вайшнавском вероучении Его называют Нараяна. Нараяна, говорят, Он возлежит в океане. Это условный такой океан – океан всего. Нара – это как бы все. Ещё нарой называют человека или всеобщее. Яна – это стихия. То есть Он находится в центре стихии, в центре всего. И Он спит, то есть Он видит сновидения. Он может контролировать всё только в том случае, если всё находится у Него в сознании. То есть когда Он видит сон, но это активный сон, когда Он «снит», только в этом случае персонажи не могут поднять против Него бунт. Но есть другой вариант: Его тоже нет, но если б Его не было, то тогда бы не было и ничего. Сон не может существовать без того, кто его видит. Правильно?
Слушатель: Угу.
Б. Ч. Бхарати Свами: Сон не существует без меня, без сновидящего. То есть так учение Вайшнавов на этом построено, что Он контролирует, Он управляет всем каким образом? Тем, что всё есть в Его сознании. Но, Гаудия-Вайшнавы, преданные линии Махапрабху, говорят: «Над Нараяной, Тем, Кто видит сон, должен кто-то находиться, потому что сон сам по себе не приходит». То есть вот этот вот Нараяна видит всё это многообразие. Нам рассказывают, что вселенные, их множество, вот этих пузырей, в которые Он тоже входит как полудрёмное первое существо, из пор которого, и так далее. Все эти стихии соединяются, в них входят мелкие наблюдатели – мы с вами – души и так далее. Но самый первый – Нараяна. Вот этот вот, в котором всё находится, Он не может видеть сон, если Его никто не подталкивает. Понимаете? Если б у нас свами не было опыта, мы бы никогда сны и не видели. Сны являются отражением того, что мы днём увидели. И вот Гаудия-Вайшнавы говорят, что вот этот самый, кто побуждает Нараяну видеть сон и контролирует свои сны, – вот этот и есть Высший. Его называют Кришна. И вот этот Кришна играет. Если Нараяне всё снится, то Тот, Кто заставляет Нараяну видеть сон, находится в состоянии игры. И дальше, отделяя всё ненужное, мы неизбежно приходим к тому, что вот этот самый, заставляющий Великого Владыку видеть всё, – темнокожий Кришна с флейтой, которая своими звуками привлекает тех, кому кажется, что у них есть какой-то другой повелитель. То есть есть некие, условно назовём, жёны пастухов, у них есть нормальные мужья, от которых они принесли плоды в этот мир. Но, когда вот этот играющий начинает заводить свой напев на свирели, они все бросают идеи, что кому-то ещё принадлежат и бегут к Нему. То есть Мадхавендра Пури вообще и Махапрабху говорят, что Кришна… Потому что в классическом индуизме и вообще в Ведах и Пуранах не говорится, что Кришна есть самый Высший. Говорится, что Нараяна, который «снит» всё мироздание, чтобы восстановить порядок, Он приходит Сам в Свой сон. То есть Он при этом находится, но, если что-то пошло не так, Он Сам в свой сон приходит в виде Льва, в виде Рыбы, Карлика или в виде каких-то ещё Своих воплощений и восстанавливает сон. И в том числе и Кришна с Баларамой – это есть единый аватар. И, когда мы видим картинку даша-аватар, десять аватаров, там Кришна с Баларамой. То есть Нараяна как бы раздваивается и приходит как Кришна и Баларама. Так в классическом индуизме. Но Вайшнавы в линии Шри Чайтаньи говорят: «Нет. Вот этот Кришна, который приходит из Нараяны, – это вторичный Кришна, а первичный – это Тот, Который Нараяну в принципе заставляет что-то «снить», «сновидеть»».
С чего мы начали? Что здесь Кришнадас, в книге «Чайтанья-чаритамрита» доказывает, что Чайтанья выше Кришны. Что вот этот вот, который родился до Него несколько лет в 1486 году по нашему летоисчислению, – это Тот Самый Кришна. Даже возникает вопрос: кто первичный? Этот вот Чайтанья, который родился в 1486 году? Или Кришна, о котором все писали? Вот он в «Чайтанья-чаритамрите» во вступительных главах доказывает, что Шри Кришна Чайтанья – это Сам Кришна. Он ссылается, во-первых, на древние писания, а во-вторых, исходит из логики рассуждения от обратного, и он берёт эпизоды из жизни Шри Чайтаньи и из этих эпизодов выстраивает такую картину, что Чайтанья не иначе как Сам Кришна. То есть иначе быть не могло. Мы это уже прошли. Кто-нибудь помнит? А чего?
#29:31
Высшее искусство управления
Вот Кришнадас пишет, что Кришна – обладатель всего и Ему всё под силу. А почему Он обладает такой властью? И почему Он играет? Почему Он не прикладывает усилий для того, чтобы повелевать всем, контролировать всё, управлять всем? Потому что Он Сам по Себе обладает такими качествами, что другие хотят, чтобы Он ими повелевал. Это самое лучшее искусство, самое высшее искусство подчинения. Он подчиняет не потому, что Он угрожает кому-то, или не потому, что у него есть что-то, что хочется другим заполучить и поэтому они Ему подчиняются. Есть в обществе капитализм и социализм или коммунизм. И там, и здесь люди работают. При коммунизме работают, и при капитализме работают. Но у них разная мотивация. Одни работают из страха, что их отправят косить траву в Северной Корее или убирать снег в Сибири. Поэтому они работают в Москве, чтобы не убирать снег в Сибири. Весь. (смеются) Зимой. (смеются) А при капитализме они не из страха, а потому что они могут что-то раздобыть. Работают одни, боясь потерять, а другие – желая получить.
Вот как управляет Нараяна? Он управляет и так, и так. Он говорит: «Я прихожу из века в век и истребляю нечестивцев. И вот чтобы они работали, Я им даю закон. Если они не будут соблюдать Мой закон, Мой завет, то Я их истреблю. А если они будут соблюдать Мой закон, то Я им дам Высшее царство, Вайкунтху, смотря с каким усердием и кому они служат». То есть Он управляет кнутом и пряником. Поэтому у Него в четырёх руках лотос, палица, огненный диск и раковина. Раковина – это символ рога изобилия. Из раковины, если ты поклоняешься Высшему Богу, то ты получаешь, как из рога изобилия, всё, что надо. Лотос тоже это символ благословения, символ получения даров. Лотос – символ чистоты, он не мокнет никогда, хотя он находится в воде, но он никогда не мокнет. Лотос ещё символ Господних стоп. Господь стопами находится в материальном мире, но с Него как с гуся вода. С лотоса тоже, капля не растворяется, она скатывается. То есть лотос всегда сухой. Это символ. Лотосные стопы, говорят. Хотя ходит Господь или там Чайтанья, наши учителя ходят по Земле, но они не затрагиваются, поэтому их называют «лотосные стопы». Так вот, Нараяна двумя руками благословляет, даёт дары, а двумя руками наказывает. Палицей Он бьёт нечестивцев, которые не следуют закону Божьему, и диск, тоже им карает. И так Он поддерживает порядок. Так Он управляет. Но наши учителя говорят, что это управление, ты должен прилагать силы. Но, чтобы не прилагать силы и управлять, что нужно? Нужно обладать такими качествами, чтобы остальные, не желая от тебя ничего получить и не желая быть наказанными, всё равно хотели тебе служить. Это есть высшее искусство повеления. То есть Господь такой, что Он ничего не делает, а просто своей якостью… Правильно якость?
Слушатель: Якисть.
Б. Ч. Бхарати Свами: Своей якистью Он повелевает остальными. И поэтому Кришна не держит никаких… Он булаву не держит, у Него нет раковины, из которой блага, или лотос там. Лотос ещё символ вечности, значит, просветлённости. То есть Он ничем тебя не одаривает и ничем тебя не наказывает. Он просто пасёт коров. У Него просто флейта, а из флейты толком ничего не извлечёшь.
#35:20
Преданным не нужны награды
И Вайшнавы говорят, что Нараяна не Высший Господь, потому что Он держит руку на пульсе: если что не так, Он булавой ударит, а если всё так, Он, значит, благословит. Это не настоящий Бог. Настоящий Бог не вовлекается, Он просто такой, и все ему служат. Это отношения, когда ты служишь не потому, что ты что-то хочешь, ты не хочешь что-то потерять или, наоборот, ты хочешь что-то приобрести, – вот эти отношения называются бхакти. Поэтому бхакти возможно только с Кришной. Потому что Кришна ничего не даёт. Он тебе богатств не даст никаких. Более того, то, чем награждает Нараяна, эти самоцветы или камни. Как называются? Чинтамани? Да? Эти камни, которые на Вайкунтхе, в Царстве Божием, являются высшей наградой. Они могут превращаться во что угодно, эти чинтамани. Философский камень еще называют. То есть из этого чинтамани, там, значит, всё сложено. Этот камень выполняет твои любые желания. Но там, где Кришна, у кого нет ни булавы, ничего, вот эти камни по земле разбросаны, на них преданные Кришны даже не обращают внимания. Им мешают эти камни, из которых можно вообще всё что угодно извлечь. Они мешают, потому что преданные очарованы Кришной. Эти благословения или наказания им вообще не нужны.
Более того, если Нараяна вот этот, который управляет всем бытием, не мирозданием, а бытием, если Нараяне случись оказаться среди гопи, среди преданных Кришны, они Его попросят: «Уйди с дороги, не мешай! Мы ищем Кришну!» Однажды Кришна сбежал от них, они стали везде Его искать, и Он принял облик Нараяны. Они бегут, бегут и смотрят: Нараяна, говорят: «Слушай, ты Кришну не видел?» А Он стоит, ничего не может сказать, потому что как только Он скажет, всё волшебство исчезнет. Поэтому Он еле-еле сдерживал Свою улыбку. Он на грани фола. «Штирлиц никогда ещё не был так близок к провалу». Поэтому Он молчит. Они Его оббегают и бегут дальше. И вот эта улыбка осталась у Нараяны. То есть Нараяна изначально не улыбался. Но, когда Кришна был на грани провала, у Него лёгонькая улыбочка появилась. И вот с этой улыбочкой там, на нижнем этаже, на Вайкунтхе, она так и осталась. До этого Он серьёзный всегда был. Но поскольку это было с самого начала, то это и всегда было. (смеются) Время там у них условное понятие.
#39:09
Чего не может Кришна
И вот преданные так по цепочке, по цепочке и выявляли, каким должен быть тот, кто над Нараяной. Это должен быть Кришна обязательно чёрного-чёрного цвета – Криш-на, неотразимый, поэтому они и назвали Кришна, что означает неотразимый. Они не знают, как зовут вот Этого, Кто управляет повелителем мира, но Он должен быть неотразимым. А неотразимый на санскрите означает Кришна. Вот они и назвали Кришной. И Кришнадас объясняет, что Тот, Кто стал золотым… да, Кришнадас объясняет, что вот этот самый Кришна обладает всем, полной властью. Даже Нараяна у Него в подчинении. Лакшми (супруга Нараяны) мечтает возвыситься до Голоки, но у Неё не получается, потому что корона тяжелая, не даёт подняться. Она владычица мира. И Кришнадас в начале этой главы, что Кришна всемогущий, Он всё может, Ему, даже Нараяна подчиняется. Единственное, чего Он не может, Он не может почувствовать, что испытывают те, кто в Него влюблён. То есть как юноша и девушка. Юноша может чувствовать, так сказать, свои чувства, свою любовь, и она может чувствовать то, что она испытывает, да, свои эмоции. Но иногда Ему хочется понять, а что же, как у неё там это всё происходит в голове? Что там, извините, за бабочки у неё летают или мотыльки? И Кришна этого не может. Он не способен, потому что Он Господин, Он властитель. Что нужно сделать, чтобы почувствовать не просто слугой, а рабом.
Вот как в древних арабских сказках царь одевался в одежду простолюдина и хотел почувствовать, что испытывает чернь. Как в сказке «Принц и нищий». Кто её написал? Лермонтов? (смеются) Ну кто-то написал, потому что, поскольку это замечательная сказка, то это написал обязательно русский автор. (смеются) И вот этот принц становится простолюдином, и всё. И дальше там какую-то печать теряет, да, и всё, он уже не может подняться, потому что простолюдин, вот этот вот нищий становится сам хозяином. И Кришна тоже пытается: «А что же Она чувствует?» И вот Он Ей признаётся, говорит: «Я всё могу, но не могу почувствовать, что же ты испытываешь? Вот что тебя во Мне так привлекает и всех Твоих, всю Твою толпу? Что же такого?» А это обязательно когда-то должно было произойти. Потому что ну не всё же мир да любовь. Да? Такого же не бывает. Бывает не обязательно… как в танго. Разлуки, да, знаете, вот она крутится и как бы улетает, а он раз – её обратно. И она от него. То есть это танец, или раса-танец.
Что такое раса? Раса – это упоение или чувство. А что такое танец? Это движение, но красивое движение. Танец-раса – это красивое движение чувств. Вот в этом танце они то расходятся, там вся гамма чувств происходит. И вот Он ей говорит: «Слушай, я хочу почувствовать, что же ты испытываешь?» А Она Ему отвечает: «Хорошо, я согласна». Ну, там препирательства, конечно, не сразу согласна. (смеются) Как положено. И вот в конце концов Она говорит: «Да, я согласна, но я тебе не дам соприкоснуться…» А Она говорит: «Если Ты это почувствуешь, то произойдёт такой взрыв, что Голоки не хватит. Вот этой вот бесконечной Голоки. Не хватит и Вайкунтхи. Там обязательно разорвёт стены, а дальше только материальный мир, поэтому, если Ты почувствуешь, что испытывают те, кто Тобой очарован, кто в Тебя влюблён, то не то что Голоки, а даже духовного мира не хватит для этого. Произойдёт такой выплеск эмоций, такой ядерный взрыв, что даже придётся в тот мир попасть, где они пребывают, где им кажется, что дом – это что-то незыблемое. Что им кажется, что им что-то принадлежит. У них есть паспорта с разными флагами, где у них есть гордость за своих, Тагил. (смеются) Ты вынужден будешь туда попасть.» Он говорит: «Ладно, Я согласен, но только лишь бы почувствовать, что у Тебя там за мотыльки скребутся». И Она говорит: «Хорошо, но Я в любом случае не позволю тебе соприкоснуться с этим миром. Я Тебя обволоку».
Этот диалог должен был когда-нибудь произойти. То есть это не то, что кто-то взял и придумал. Наши преданные, Кришнадас Кавирадж, Санатана Госвами и Рупа Госвами такой диалог как бы вычленяют, он обязательно должен был произойти. И они его не то что выдумали, а они записали то, что обязано было быть. Когда-то Кришна, вот этот Владыка всего, невольный Владыка, Он не хочет всем обладать, но Он просто Сам по Себе такой, что все хотят быть обладаемыми Им. Он захотел почувствовать, что чувствует Она. А Она Ему говорит: «Я согласна, но Ты не должен будешь касаться, потому что Тебя это уничтожит. Я обволоку Тебя, и тогда Ты сможешь низойти в этот мир».
#46:36
Нисшествие золотого аватара
Слушатель: А откуда Она знала, что произойдет?
Б. Ч. Бхарати Свами: А, но это совпало, вот этот диалог совпал с временем, случайно, конечно, когда по писаниям метод освобождения от оков иллюзии – это воспевание Имени Бога. Что Она говорит: «О, как раз время подоспело, что из Нараяны должен прийти Спаситель, аватар, Мукунда, Высший Спаситель, Избавитель, и спасти отвергнутые души. Как раз расписание. Наш с тобой диалог оказался вот тютелька в тютельку. Поэтому давай!»
Слушатель: А почему аватар?
Б. Ч. Бхарати Свами: А Чайтанья – это аватар, который приходит в Кали-югу, и в писании, в «Сканда-пуране» или какая-то там «Мандукья-упанишада», там сказано: «Харер нама, Харер нама…» – древний текст, что только воспеванием святого Имени можно обрести свободу от майи, вырваться из круга кармы, самсары. Из круга самсары можно вырваться только воспеванием святого Имени в Кали-югу. И Она Ему говорит: «Как раз вот сейчас время. Сейчас должен прийти аватар из Нараяны, который людям скажет: «Оставьте все виды религии и только пойте Имена Божьи, потому что всё остальное у вас всё равно не получится. Живёте три дня, как комары. Какие там жертвоприношения или медитации?» Как раз Он сейчас должен пойти. Если хочешь, Я задержу, и Ты вместо Него. Он, кстати, как раз золотого цвета, как и Я. Всё так совпало!» И Махапрабху нисходит. То есть если бы этот диалог не состоялся, то Шри Чайтанья всё равно бы низошёл. И Он проповедовал бы дхарму Кали-юги, но он не раздавал бы прему. И Он бы Сам не почувствовал бы, что чувствует Она. То есть Махапрабху низошёл. Отведённый Ему срок Он проповедовал святое Имя, а 20% бонуса… Знаете, на овсяных хлопьях проценты, вот эти самые 20% здесь, где мы с вами сегодня были. И здесь Он ничего не проповедовал. Он не говорил: «Пойте Имена Бога! Это принесёт вам спасение!» Он просто бился головой о стенку. Почему? Потому что Он испытал то, что испытывают влюблённые в Него пастушьи жёны, преданные. Мальчики-пастушки бегают за Ним пасти коров. Матушка Яшода тает, когда Он возвращается. Вот то, что испытывают преданные там, на Голоке, и, конечно, то, что испытывают Его возлюбленные, не жёны Двараки, а именно незаконные, внебрачные Его возлюбленные. Вот это Он ощущал там, где мы сегодня были и вместе пели «Харе Кришна»…
Слушатель: Не пели! Мы не пели!
Б. Ч. Бхарати Свами: Забыл. Но многие там с ними пели. (смеются) Кришнадас, «Харе Кришна», Кришна, да? Или что они там пели? А этот нам вторил. (смеются) Бородатый.
Слушатель: Махарадж, а как и каким образом Он был окутан?
Б. Ч. Бхарати Свами: Она Его окутала. Он был чёрным.
Слушатель: Нет, а вот как Он сидел вот в этой вот комнатке?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, и вот от этого Он испытал то, что испытывала Она. И вот это вот Его било. Он бился головой о стену. Он убегал, то есть эти стены иногда не могли Его удержать. Он убегал, бросался в океан. Его возвращали. То есть Он почувствовал, что же испытывают, какие чувства испытывают те, кто в Него влюблён. А Сам Он на это не способен. Ещё тут и, как мне все подсказали, Кришнадас как раз это всё объяснил. (смеются) Мы же читали, мы даже дважды читали!
Слушатель: (неразборчиво)
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Ну, ладно. Вот так. Ну, что? Так, у нас сколько? Понимаете, на сегодня всё. Мы завтра закончим эту главу. Мы остановились на 89-м. Эта, значит, глава называется «Формальные причины прихода Кришны». Есть подлинные причины, есть формальные. Всё, 89-й, нам осталось совсем чуть-чуть. Там вообще тридцать стихов. Завтра мы их прочтём. Ну всё. Харе Кришна.
Слушатель: А вопросы?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, если есть.
#52:50
Чистота идеи
Слушатель: Вопрос из серии: Индия – страна контрастов. Почему самое возвышенное здесь встречается с самым на вид неприглядным?
Б. Ч. Бхарати Свами: Везде разные понятия о неприглядном.
Слушатель: Да, вокруг храма Джаганнатхи кипишь, грязь…
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, сейчас грязь не проблема.
Слушатель: Движение… ну условно.
Б. Ч. Бхарати Свами: А-а.
Слушатель: Значит, обычный ответ – это, что просто я смотрю не теми глазами на все вот эти. Но здесь повсюду так вот как-то. Вот Индия, она вся такая. Почему, например, мы не приезжаем в Дубай в Джаганнатх? (смеются) Здесь очень красиво, всё идеально. Или именно это можно ассоциировать или провести параллель с Вриндаваном, где всё очень просто? А Вайкунтха – это уже Дубай полный.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ага. Ну, да.
Слушатель: Или существует как-то… Почему очень такой яркий пример? Почему?
Б. Ч. Бхарати Свами: Идея – она чиста. А то, что вот эта не ухоженность индийская, вы ведь про это спрашиваете? Почему самые возвышенные идеи соседствуют визуально с индийской неухоженностью?
Слушатель: Антагонизм полный.
Б. Ч. Бхарати Свами: Угу. Почему в Дубае или там, где там главная святыня, там улицы шампунем моют?
Слушатель: Да.
Б. Ч. Бхарати Свами: Эти гостиницы семизвёздочные.
Слушатель: Это же Господь! Это ж вокруг Него всё должно быть в шоколаде.
Б. Ч. Бхарати Свами: Господь скрывается от нас. Он скрывается… Если бы Он находился в Дубае, то есть небольшая вероятность того, что люди бы тянулись к Кришне не за идеей, не по идейным соображениям. (смеются) Кришна скрывает Себя внешней необустроенностью и что те, кто к Нему… Он хочет быть уверен, что те, кто к Нему обращаются, обращаются (извините за тавтологию) к Нему.
Слушатель: А, значит, Он ждёт, что к Нему обратятся?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, конечно. У нас есть девять наших учебников, настольных книг. Это «Любовный поиск потерянного слуги», Он не просто ждёт, а Он ищет, когда Он приходит в этот мир и Ему нужно быть уверенным, что к Нему обращаются не потому, что у Него что-то есть, а потому что это Он.
Слушатель: Получается, Он будет собирать всех нас – это такой способ нас привлечь.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, да, такой… Не способ привлечь, а это фильтр для гарантии того, что люди идут к Нему, невзирая на внешнюю вот эту, как вы говорите, грязь. Хотя в этом году почище. После того, как у них запретили пакеты целлофановые, на улице стало почище. Ну, и потом сама обитель Господа – она чиста. А то, что вокруг за стенами творится, – это нам урок того, что как в материальном мире. Сегодня мы когда шли, обратили внимание на траурную процессию?
Слушатель: Да.
Б. Ч. Бхарати Свами: Вот на западе там всё скрывается. Там ты живёшь и забываешь, что есть смерть. А здесь ты вышел за удовольствиями, фруктов купить, за украшениями, серёжки себе подобрать, одежду новую, чтобы хорошо выглядеть, а смотришь: мимо тебя проносят того, у кого всё это уже было. Видели, да? Там носилочки, так спокойненько. И ты понимаешь: это же я фактически, просто я ещё в середине фильма, а в конце фильма вот, просто немного перемотали быстренько. Это вот ты себя видишь и сразу желание отпадает: так, а нужно ли мне вот то, зачем я вышел?
Слушатель: Здесь ещё всё максимально близко. У нас если крематории, то они где-то далеко за забором и не видно и не слышно их. А тут крематорий, а через дорогу магазин тканей. И там светится огнями, чуть дальше там дом продают и постоянно движняк такой.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да.
Слушатель: И они так быстро его несли, что он так пролетел…
Б.Ч. Бхарати Свами: Мне кажется, не быстро.
Слушатель: Быстро, быстро…
Б. Ч. Бхарати Свами: У меня всё так замедлилось, он так, прям, медленно проплыл. (смеются) Носилки потом, он всё там в белом, там она в белом и веночек надела.
Слушатель: И один там раги пел.
Б. Ч. Бхарати Свами: Раги, да. Один в тарелки бил и с другим…
Слушатель: Я обратил внимание, ещё там… (неразборчиво)
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, да. То есть тут не скрывают специально. Это очень хорошо. Это отрезвляет. Потому что там тем, кто на западе, жаль.
Слушатель: А зачем тогда грустят вот вообще все?
Б. Ч. Бхарати Свами: Кто?
Слушатель: Родственники.
Слушатель: Здесь-то понятно.
Б. Ч. Бхарати Свами: Здесь они сразу счета проверяют. (смеются) А, ну и там тоже!
Слушатель: Но грустят же, плачут. Реально ведь.
Б. Ч. Бхарати Свами: Где? Там?
Слушатель: Да, там.
Б. Ч. Бхарати Свами: Правда?
Слушатель: И попробуй на поминках засмейся! Тебе расскажут…
Б. Ч. Бхарати Свами: Я вам покажу…
Слушатель: Хоронили тёщу – порвали баян! (смеются)
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Есть фотография вдовы Джона Рокфеллера. (смеются)
Слушатель: Молодой жены, да?
Б. Ч. Бхарати Свами: Видели? Ей 28, а он в 96 умер. Или в 100. Там у неё вуаль такая, но фотограф так приблизил, и у неё такая улыбочка. (смеются)
Слушатель: Наконец-то! (смеются)
Слушатель: Вуаль не помогла!
Б. Ч. Бхарати Свами: Даже это, по-моему, когда-то в фейсбуке размещали.
Слушатель: Да, была. Я видела
Б. Ч. Бхарати Свами: Были, да?
Слушатель: Да, да.
Б. Ч. Бхарати Свами: Такая весёлая!
Слушатель: Да, да.
Б. Ч. Бхарати Свами: Шляпка такая у неё!
Слушатель: Ну, это единичный случай. А вообще факт состоял в том, что люди не понимают, что человек отмучился, а когда начинаешь им рассказывать, то натыкаешься на какую-то стену такую непонятную… (неразборчиво).
Б. Ч. Бхарати Свами: Вы о чём?
Слушатель: О весёлом времяпрепровождении… (неразборчиво).
Б. Ч. Бхарати Свами: А-а.
Слушатель: Махарадж, а покажете нам место, где Махапрабху последний раз был, преданные Его видели? Вы сказали там вроде…
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, в Пурушоттам Матх.
Слушатель: Где?
Б. Ч. Бхарати Свами: Мы мимо шли. В принципе там рядом. Пурушоттам Матх.
Слушатель: Пурушоттам Матх? (неразборчиво)
Б. Ч. Бхарати Свами: Это опять вести? Сейчас? (смеются)
Слушатель: (неразборчиво) Так там же и Сарасвати Тхакура…
Б. Ч. Бхарати Свами: Видели, там такая огромная водяная башня на таких сваях? Самая высокая. Прямо возле неё. Вот вы как вышли из наших ворот налево и прям увидели эту башню, и к ней идите. Водонапорная башня.
Слушатель: Да, я знаю. Завтра обязательно сходим. Там и Сарасвати Тхакура место.
Слушатель: Можем и туда сходить.
Слушатель: И туда и на Швета-Гангу можно сходить. Да, дом Сарвабхаумы…
Слушатель: А с ней идёт молодой человек, он шутит и тоже кстати улыбается.
Б. Ч. Бхарати Свами: А! Вы нашли, да?
Слушатель: Да.
Слушатель: А! Боже! Вот… (смеются)
Слушатель: Только что увидели. Его уже вернули, а тут…
Слушатель: Он, мне кажется, пошёл с чемоданами.
Слушатель: Пошёл…
Б. Ч. Бхарати Свами: Вот она…
Слушатель: У неё улыбка! (смеются)
Б. Ч. Бхарати Свами: Вот он. Вот когда он умирает. А вот она. Вот он умер вот. А вот она на похоронах.
Слушатель: Она хохлушка. (смеются)
Слушатель: А ему сколько было?
Б. Ч. Бхарати Свами: Не знаю. Он старый.
Слушатель: Под сто, по-моему.
Слушатель: Достаточно.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ему чего-то там раз шесть сердце пересаживали.
Слушатель: Ага.
Слушатель: Ну, там, наверное, не пересаживали – вынимаешь, там клапан что ли, обратно вставляешь…
Б. Ч. Бхарати Свами: Как в этом… в принтере, как он?
Слушатель: Картридж. Да.
Транскрипция: Читралекха Д. Д.
Корректор: Вишнуприя Д. Д.