Вы здесь:  / Ади-Лила / Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 3 «Формальные причины явления Шри Чайтаньи» Стихи 50-73
Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 3 «Формальные причины явления Шри Чайтаньи» Стихи 50-73

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 3 «Формальные причины явления Шри Чайтаньи» Стихи 50-73

https://www.youtube.com/watch?v=I7_jQqOJTI8

«Шри Чайтаньячаритамрита». Ади-лила. Глава 3. «Формальные причины явления Шри Чайтаньи». Стихи 50-73

#00:00

Формальные причины явления Шри Чайтаньи

Б. Ч. Бхарати Свами: 49-й текст третьей главы. Она называется «Формальные причины сошествия» и непосредственные… А, следующая глава будет «Непосредственные причины»… Ну хорошо, ладно, 49-й текст.

В первые двадцать четыре года Господь жил семейной жизнью. Он украшал своё лучезарное тело драгоценностями и умащал себя душистыми мазями. Вторые двадцать четыре года Он провёл в отрешённости безмятежно и умиротворённо. В Чайтанье находит высшее упоение преданная душа. («Махабхарата»)

В «Шримад Бхагаватам» неоднократно и ясно говорится о том, что закон Божий в век Кали состоит лишь в воспевании Имени Божьего.

«В век Двапару люди поклоняются Всевышнему как Владыке Вселенной. В век Кали они почитают Его способом, особо указанным в писании для этого века.» («Шримад Бхагаватам», 11.5.31)

«В век Кали всякий, кто наделён разумом, поклоняется Богу, воспевая вместе с Богом Его славу. В век Кали Кришна нисходит на Землю в нечёрном облике и собственнолично воспевает Свою славу. В этом пришествии его сопровождают те же спутники, слуги, оружие и свита, что и в иные века.» («Шримад Бхагаватам», 11.5.32)

Так, любезный мой читатель, предыдущие два стиха из «Бхагавата Пураны» обобщают житие и добродетели Шри Чайтаньи. Уста Его непрестанно восклицают два слога: «Криш-на», Он без устали и упоённо поёт славу Кришне. Уста Чайтаньи не произносили ничего, кроме Имени Кришны. Таково значение словосочетания Кришна варна. Кришна-варна – окрашен в Кришну. Чтобы у читателя не было соблазна истолковывать слово Кришна-варна как цвет Кришны, чёрный, «Бхагаватам» в том же стихе говорит со всей определённостью: «Цвет Чайтаньи – твиша-акришнам, нечёрный». Более того акришнам означает не просто «нечёрный», но противоположный чёрному – пита, золотисто-жёлтый.

«В качестве жертвоприношения образованные люди века Кали будут петь Имя Бога, который утратил свой чёрный цвет, охваченный чувствами своей возлюбленной. В сей век отрешённые мужи, целиком порвавшие связь с здешним миром, преклоняются пред Чайтаньей. Да низойдёт Он к нам со Своей милостью!» (Шри Рупа «Двитья Шри Чайтанья-аштака», стих 1)

Всякий видел ярко-золотое сияние, исходящее от Шри Чайтаньи. Сияние, рассеивающее мглу невежества. Дабы рассеять греховную тьму в человеческих сердцах, лучезарный Господь низошёл на Землю в окружении Его воинства, Его ипостасей, спутников, преданных слуг и вооружённый Своим благодатным Именем. Всякое деяние, доброе ли, злое ли, творится от невежества, за исключением того, которое посвящено Богу. Воздев к небу руки, Господь пел Святое Имя. Ласковым взглядом Он искупал от греха людские сердца и наполнял их божественной любовью.

«Пусть Всевышний, сошедший к нам в облике Чайтаньи, прольёт на нас Свою милость! Пусть озарённый улыбкой взор Его унесёт от нас все печали мира! Пусть зёрна слов Его произрастут в наших душах в сильные побеги! Пусть всякий, укрывшийся в сени Его лотосных стоп, обретёт надмирную любовь! (Шри Рупа «Двитья Шри Чайтанья-аштака», текст 8)

Всякий человек, узревший лик и образ Шри Чайтаньи, омоется от грехов и обретёт сокровище божественной любви. В иные эпохи Всевышний сошествовал в здешний мир, вооружённый силою и облачённый в доспехи. В нынешнее сошествие Его оружием стали Его ипостаси и любящие спутники.

«Шри Чайтанье поклоняются все боги Вселенной, включая Шиву и Брахму, кто из любви к Нему сошли в человеческом облике. Я молю о том, чтобы моему взору явился милосердный спаситель, открывший слугам своим тайну преданного служения.» (цитата Шри Рупа «Пратхама Шри Чайтанья-аштака», текст 1)

Его совершенные ипостаси (анга) и посланники по особым поручениям (упанга) стали Его могучим воинством и орудием в сражении за людские сердца. Ниже я приведу богословское толкование понятия анга, которое обычно означает «орган тела». Писания гласят, что ангой или амшей называют тот или иной член или орган тела, а упангой – часть органа.

#06:22

Прозрение Брахмы

«Разве Ты не тот самый Господь Бог, Нараяна, покоящийся в водах вселенной, Душа одушевленных, поводырь сердца, Свидетель всех дел? Нет. Ты источник Господа Бога – Нараяны. Бог – Твоя часть. Ты – Истина, а Он – Твой сон, блестящее, сияющее сновидение!» («Шримад Бхагаватам», 10.14.14)

Это где Брахма признаётся Кришне, просит прощения у Кришны после того, как он похитил пастушков и телят, а через мгновение Кришна расширил Себя, создал точно таких же двойников, а настоящих телят и пастушков Брахма спрятал в пещере. Ничего не произошло, Кришна точно таких же двойников клонировал, привёл с берега Ямуны обратно в деревню, и ни коровы, телицы, ни матери этих пастушков ничего не заподозрили. И так было целый год. Для Брахмы прошло мгновение, а на Земле это был год, и Кришна целый год водил пастись телят со своими друзьями к Ямуне и возвращался. Никто ничего так и не заподозрил. Брахма сразу же отреагировал, но на Земле прошёл год. И вот здесь Брахма рассуждает вслух. Он говорит, что мне кажется, что Ты не просто Бог Нараяна, но Ты Тот, Кто стоит над Нараяной. Тут как раз в этой главе (14 глава «Бхагаватам») Брахма заключает, что Кришна стоит над Вишну, возлежащим в молочном океане. Потому что Брахма при любой смуте во вселенной, когда боги уже не способны справиться с порядком, обращаются к Нему. И если Брахма уже не может справиться с порядком, он идёт к Вседержителю на берег молочного океана и просит Того низойти. И Господь всегда отвечает на просьбу Брахмы. Он нисходит. Помните, в образе Вепря Он из ноздри Брахмы выскочил? А потом Он в образе Ваманы родился, причём без этих девяти месяцев строгого режима, (смеются) сыном Адити, братом Индры и так далее воплощается. То есть, когда происходит во вселенной дисбаланс, то Господь, возлежащий в молочном океане, воплощается во Вселенной и восстанавливает порядок, восстанавливает баланс.

Вот здесь Брахма заключает, что Ты стоишь над этим самым Нараяной, над этим Богом, поддерживающим порядок, над Богом Вседержителем. Потому что Нараяна не может быть Верховным Богом хотя бы потому, что Господь не реагирует, Его движения не реакция на внешние раздражители. То есть всякая реакция это вторичное действие. То есть всякий судья или всякий блюститель закона, его действия являются реакцией на действия его подопечных. Если его подопечные нарушают установленный порядок, то его реакцией становится восстановить этот порядок. Таким образом он зависит от кого-то, он зависит в данном случае от своих подданных. Его действия обусловлены действиями других. И Брахма заключает, что этого не может быть, Всевышний так не поступает. Действия Всевышнего не обусловлены действиями кого-то другого. Что называется, Господь всегда играет от Себя. То есть Он вызывает ответные действия, а не Его действия являются ответными. А это и есть игра. Игра от действия отличается тем, что в игре играющий не отвечает на внешние раздражители, а он от себя. То есть Кришну ещё называют Самодуром или, как Шридхар Махарадж говорил: «Для Себя и…» и как там? «Ради Себя, для Себя и Сам по Себе.» Вот этот вот Самодержец Сам по Себе и для Себя это как раз отличительная черта Сваям Бхагавана. Сам Сваям. И здесь Брахма говорит, что по Твоим действиям, маленький Пастушок, я понял, что Ты не реагируешь, а Ты Сам играешь. Вот то, как Ты ведёшь, как Ты играешь со Своими друзьями, с телятами, с коровами я понял, что Ты, в отличие от всех, всех, всех живых существ, которых я знаю наперечёт, потому что все живые существа являются потомками Брахмы, его креатурами, его творениями. Здесь Брахма в этой главе 14-й говорит: «Я понимаю, что Ты не моё творение. Ты Нараяна. Но, присмотревшись к Тебе, я понимаю, что Ты даже не Нараяна, а Ты Тот, Кто стоит над Нараяной». И вот ещё раз этот стих из «Бхагаватам»:

«Разве Ты не тот самый Господь Бог, Нараяна, покоящийся в водах вселенной, Душа одушевленных, поводырь сердца, Свидетель всех дел? Нет. Ты источник Господа Бога – Нараяны. Бог – Твоя часть. Ты – Истина, а Он – Твой сон, блестящее, сияющее сновидение!»

Нараяна, что зрит в сердце всякого живого существа, и Нараяна, что возлежит на водах бытия, – цельные члены твоего тела. Стало быть, Ты – изначальный Нараяна. Анга означает члены Господнего тела. Все они имеют одну с Ним природу – сознающего Себя Блаженства. Они принадлежат не обманчивому миру, но Истине.

#14:45

Панча-таттва

Здесь уже говорилось, что Господь Чайтанья… Кришна, когда предстал в облике Чайтаньи, то какие-то части Своего тела Он как бы отделил от Себя и их сделал отдельными живыми существами, как бы отдельными персонажами. Вот как говорят там про военачальника, про государя, что вот этот человек его правая рука. Хотя этот человек сам по себе, некое существо, некий человек, но его называют правой рукой, то есть часть его. Вот это слово анга, член или часть, как раз указывает на часть, имеющую собственную волю. Он поступает своевольно, но при этом он является проводником воли хозяина. Вот это анга. Когда Кришна низошёл в облике Чайтаньи, то части Его тела стали отдельными существами правой рукой, левой рукой, левой ногой, да. Вот правой рукой был Адвайта Ачарья, а левой рукой был Шриваса Пандит. Нитьянанда Прабху был сердцем, сердцевиной. Кришна как бы вычленил из Себя Свои части тела и их сделал Своими спутниками. Это называется Панча-таттва, то есть Истина, или Кришна, пятичленная истина. Если мы смотрим на Кришну, то мы видим единое тело, если мы смотрим на Чайтанью, мы видим как это единое тело распятерилось что ли. Итак:

Анга означает члены Господнего тела. Все они имеют одну с Ним природу – сознающего Себя Блаженства. Они принадлежат не обманчивому миру, но Истине. Адвайта и Нитьянанда суть телесные органы Господа Чайтаньи, анги. А их части зовутся упангами.

Упа – это «над», или «вне», или постороннее упа.

#18:28

Шестая раса – универсальные слуги

Как вот Шридхара Махарадж в лекции объясняет, что есть пати – муж, а есть упапати, то есть «надмуж» это любовник. Когда он объясняет, что есть шестая раса, что есть отдельная группа, которая, как в немецкой армии, могла выполнять любые задания на земле, на суше, на море. То есть это не был отдельный род войск, а это были такие универсальные солдаты. Вот так же есть отдельная группа, отдельный клан в окружении Кришны, которые не принадлежат к конкретной расе, не принадлежат к некоему роду служения, а могут принимать любой род служения и, соответственно, любые обличия. Вот здесь вот Кришнадас говорит, что Адвайта и Нитьянанда суть телесные органы Чайтаньи. Про Адвайту понятно, что Он правая рука, а про Нитьянанду в некоторых местах говорится, что Он грудь Чайтаньи, а некоторых, что Он сердце. И поди разберись!

Их части зовутся упангами. Они присутствуют на Земле в качестве спутников Адвайты и Нитьянанды.

Дальше мы будем читать про древо Чайтаньи. Чайтанья посадил семечко любви, семечко премы и из него выросло дерево. У этого дерева были стволы или мощные ветви, а от них исходили другие ветви. Если сравнивать санкиртану с древом, как это делает Кришнадас Кавирадж, то есть основные анги, или ветви, или стволы, а есть упапанги, от них ещё отходят упапанги.

#21:15

Сахаджия это ересь

А вот, кстати, у нас был диспут с группой пракрита-сахаджия-вайшнавов. Да. Сахаджия-вайшнавы это не есть что-то новое, открытое Бхактивинодом Тхакуром и продолженное Сарасвати Тхакуром, а сахаджии уже встречаются в «Чайтанья-чаритамрите». Первого сахаджия… Если говорить терминами христианства, то сахаджия это ересь. Вот ересь это сахаджия, это давайте переводить как ересь. Первые еретики появились ещё при жизни Чайтаньи Махапрабху. У Адвайта Ачарьи был слуга, по-моему, его звали Кришнадас, Говинда Дас, по-моему, ну как-то так. И этот Говинда Дас написал царю Пратапарудре, что Адвайта Ачарья Сам Нараяна, Сам Господь Бог. Но так случилось, что Он тебе задолжал 300 рупий (по тем временам это приличные деньги). Поэтому не не мог бы ты простить Ему эти деньги? И тайно через слуг каких-то передал во дворец царю, чтобы царь простил Богу 300 рупий. (смеётся) И непонятным способом эта записка попала или содержание её попало Шри Чайтанье. И Шри Чайтанья испытал двоякое чувство. Во-первых, Ему пришлось по душе, что Его возлюбленного Адвайту Ачарью считают Богом, и, конечно, Ему не понравилось, что за Бога хлопочут, чтобы Ему простили 300 рупий. И вот этого самого Говинду Даса или как-то так его звали, Чайтанья назвал еретиком баули. Вот, значит, существует тринадцать, обозначенных в писаниях, обозначенных нашими учителями до Бхактивинода Тхакура, тринадцать сект еретиков, тринадцать ересей. Вот баули к ним относятся. Это переводится как площадные скоморохи, баули. Чайтанья назвал этого Говинда Даса площадным скоморохом, сказал, что Я с ним больше дело не хочу иметь, чтобы его больше не пускали ко Мне за такую ересь.

Есть ещё разные сахаджии. Вот что касается площадных скоморохов, есть ещё такие гауранга-нагари. Нагар это город, а нагари это городской житель, или мирянин по-нашему. Вот есть такая секта еретиков, они считают, что Махапрабху никакой не санньяси. Во-первых, сам Махапрабху говорил, что в Кали-югу невозможна санньяса, а и Сам Он никакой не санньяси, а Он так и остался нагори. То есть мирянином, который гуляет и поёт. Они не признали Его как отрешённого. Вот для них Он остался нагари. И это считается ересью тоже.

#25:40

Почему нельзя смешивать расы

Собственно, что объединяет все эти ереси? Какая у них общая, что называется, черта? Это то, что они путают формат отношений. Вот не случайно последний пост вот в этом вот чате с сахаджиями, я его удалил, но теперь жалею. Там, значит, вот этот как его звали?

Слушатель: Саша.

Б. Ч. Бхарати Свами: Сарканшана? Санкаршана. Вот он говорит: «Ну что вы опять про свой формат отношений?» и дальше там что-то такое доказательства там, туда-сюда. Вот эта фраза очень показательная. Сахаджиев не устраивает заданный формат отношений. То есть они взахлёб говорят об учении Рупы. Вот он говорит, что мой духовный учитель принёс учение, поставил своей миссией принести учение шести Госвами. Помните один из его постов?

Слушатель: Ага.

Б. Ч. Бхарати Свами: «Мой духовный учитель поставил своей миссией принести учение шести Госвами преданным ISKCONа», да, вот так он написал. И дальше вот такой вопрос ко мне: «А что в этом плохого?» То есть они ратуют за… Да, а в чём заключается учение шести Госвами? Это учение о расах. Что такое раса? Это формат отношений. Раса можно перевести как глоток, раса это что-то жидкое. Как есть индийская сладость расагула –— жидкая роза. Гула это роза, раса это такой, помните шарик, который вот он прям весь как губка пропитан сладостью, расагула. Раса переводится как «жидкое», я перевожу как «глоток упоения». Но если философски к этому термину подойти, то это формат отношений. Есть разные расы, разные форматы отношений, и смешивать их ни в коем случае нельзя. Почему здесь Господь Чайтанья этого Говинду Даса объявляет баули? Он его просто назвал скоморохом площадным, а потом уже Вайшнавы вот эту группу людей обозначили баули. Просто раз Махапрабху назвал и мы тоже назовём. Баули это площадные скоморохи, которые ходят смешат народ и собирают денежки. И вот этого человека, который смешал расы, то есть он назвал Адвайту Ачарью Господом Нараяной, Вседержителем и при этом Нараяна, который обладает всеми богатствами мира, всеми шестью достояниями, должен 300 рупий царю. Это смешение рас. То есть должник и хозяин. Зависимый и тот, от кого все зависят. Вот и для Махапрабху это было, так сказать, оксюмороном, как горячий снег. Это вещи, которые не связаны, оксюморон называется. Горячий снег или отдых с детьми. (смеются) Или правки Каники. (смеются) Оксюморон!

И вот сахаджии как раз смешивают расы. И учение шести Госвами это учение о расах, что есть расы и их смешивать нельзя. Нельзя смешивать отношения любовные между партнёрами и отношения сына и матери. Это совершенно разные отношения. С Кришной у Яшоды одни отношения, у пастушьих жён с Ним другие отношения, у друзей-пастушков третьи отношения, у реки Ямуны четвёртые отношения, и они мешают друг другу. Эти вкусы забивают друг друга. Их нельзя смешивать. Как, например, какой-нибудь там огурец с имбирём и то, и другое горькое. Если их смешать, то вкус получится ужасный. А если там огурцу придать что-то солёное, вкус получится, например, хороший. То есть есть отношения, которые смешиваются, а есть которые ну никак нельзя смешивать. Они в науке Вайшнавов называются расабхасы, или смешения вкусов. И вот Рупа Госвами, в частности как предводитель этого учения о расах, как раз рассказывает, все его стихи намекают, они говорят про разные расы, про их глубину, про их сочетаемость и несочетаемость. То есть формат отношений очень важен.

И в чём порочность сахаджиев? Хотя они ратуют за то, что нужно преданным говорить об учении шести Госвами, то есть об учении говорить о расах, но при этом визитной карточкой его, в последнем его посте было: «Ну что вы опять про формат отношений?» То есть, хотя они говорят о учении об отношениях, они, по сути, отвергают. То есть они считают, что форматы можно ломать в отношениях. А Вайшнавы, которые не еретики… в этом ересь. Ересь заключается в том, что можно ломать форматы отношений. И вот эта ересь проявляется совершенно в разных образах. И Тхакур Бхактивинод обозначил тринадцать, а вот Сарасвати Тхакур уже сто. «Шата-душани», сахаджия, как его? Ну прям сто разных ересей перечисляет Сарасвати Тхакур. У него есть произведение «Пракрита-раса-шата-душани», у него есть произведение такое. Он всю эту ересь описывает. Вот они говорят: «Что вам этот формат отношений? Давайте, там, свои доказательства». Они пренебрегают форматом отношений. Есть какие-нибудь вопросы, может быть?

#33:55

Универсальный отряд под руководством Рупы Госвами

Слушатель: Вы чуть раньше говорили про универсальный отряд. И вот как это сочетается? С одной стороны, строгие правила про расы, а с другой универсальное. Тогда что подразумевается под универсальным? Для выполнения любых отношений в том числе или нет?

Б. Ч. Бхарати Свами: Любых существующих, то есть преданные, состоящие с Кришной в каком-то формате отношений, этот формат не могут перейти.

Слушатель: А универсальные?

Б. Ч. Бхарати Свами: То есть матушка Яшода не может затащить Кришну в кровать. (смеются) Понимаете? Она не может перейти эти, не потому что у неё у входа висит табличка, что этого делать нельзя, да, а потому, что она совершенно счастлива в своих отношениях. То есть преданные…

Слушатель: Естественно.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Преданные находят своё естество. У них даже не возникает желание изменить формат отношений. А есть такая группа преданных под руководством Рупы, для которых не существует границ.

Слушатель: Вот! Может, они просто все себя туда?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Но они всё равно, приняв определённые отношения, им следуют.

Слушатель: А-а. То есть не каждую секунду меняются?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, да. То есть они принимают, и, если на то поступает сигнал свыше, они меняют род войск. И Лалита Деви, которая возглавляет этот отряд, вернее, она возглавляет руководителя этого отряда, Рупу. Вот Лалита Деви бегает по другим расам и их рекрутирует в эту свою. Как Шридхара Махарадж говорил: «Она стучится в каждую дверь и говорит: «Ну что вы делаете в этих своих отношениях там дружеских, каких-то ещё? Давайте-ка!..»» Вот и получает всякий раз, наверное, отказ…

Слушатель: Она подначивает словами.

#36:17

Приглашение в другой формат

Б. Ч. Бхарати Свами: В любом случае, как бы там ни было, все вот эти форматы отношений, их границы или переходы границ всегда продиктованы свыше. Это никогда не является инициативой низшего, никогда не является инициативой бхакты. Это всегда является инициативой пати, владыки, но не подвластной. И есть история, когда один преданный во Вриндаване нашёл золотое… Шридхара Махарадж рассказывал: нупуру

Слушатель: Браслет нашёл Шьямананда.

Б. Ч. Бхарати Свами: Шьямананда, да?

Слушатель: Да.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, он прислонил, он увидел золотую нупуру, ножной колокольчик, прислонил, и у него здесь след остался. Но вот и он пришёл к собранию Вайшнавов, и они увидели, что у него тилака другая, и его гуру отчитал за то, что он поменял тилаку, то есть поменял нашивку своего рода войск. Что такое тилака? Это вот нашивка.

Слушатель: Вот я ещё знаю набивали, наверное, тилаки.

Б. Ч. Бхарати Свами: Я это не слышал. Мне кажется, что в вайшнавской и вообще в индуистской культуре тату не принято. Это в Индонезии индейцы всякие там выбивают, индейцы в Латинской Америке. Тату, это не считается кошерным.

Слушатель: Угу.

Б. Ч. Бхарати Свами: И у него вот осталась, то есть он себе… ну это всё равно что… Вот я недавно видел фотографию, старинную фотографию ещё какой-то там 44-й-43-й год, а у человека китель Вермахта, а нашивка эсэсовская. Сейчас бы вы такой китель не продали. А это реальный человек сорок третьего года. То есть он взял себе нашивку другую.

И вот ему гуру говорит:

Ты что другие нашивки-то? Почему другой род войск?

А он говорит:

— А я не виноват. Я вот шёл, увидел, прислонил, и у меня вот здесь вот отпечаталась другая нашивка.

И гуру ему говорит:

Давай стирай! (смеются)

Он принялся стирать, но ничего не стирается.

Слушатель: Это ему поставили, не он сам себе.

Б. Ч. Бхарати Свами: Всё! Точно! Он нашёл, пошёл по тропинке дальше, и встречается ему девушка и говорит:

Это моей хозяйки.

Он говорит:

Да, вот она.

Она взяла, ему на лоб поставила и убежала.

Слушатель: А вы ещё говорили, можно без принципов с высших миров.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, в любом случае фактически это было приглашение перейти в другой формат отношений. Но это всегда продиктовано высшим, а не то что «вот я хочу, и я, значит…» Свиным рылом не выловишь рыбку из пруда. (смеются) Так говорят, да? Такая пословица?

Слушатель: Не такая, но ваша лучше!

Б. Ч. Бхарати Свами: Да? Лучше? (смеются) Поэтому вот это следование, уже как бы принял другого гуру. Старый гуру говорит: «Нельзя много гуру иметь!» Вот говорят есть старая русская пословица: у семи нянек дитя хуже татарина. (смеются) Когда много гуру такая пословица?

Слушатель: Да! (смеются)

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну вот, а тот ему отвечает: «Извини, баба с возу – моя хата с краю!» (смеются) Его, значит, и отпустили. Так он перешёл в клан Вайшнавов Рупы Госвами. Ну что, давайте на этом закончим? На 73-м стихе в следующий раз. Это уже, наверное, будет в Индии, да?

Слушатель: Может, ещё почитаем?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ещё почитаем? В следующий раз мы, думаю, главу закончим. Может, вопросы какие?

#41:34

Шримати Радхарани – Любовь собственной персоной

Слушатель: Тут спрашивают: «Шри Рупа какая часть тела Кришны?»

Б. Ч. Бхарати Свами: Кришны?

Слушатель: Шри Рупа.

Б. Ч. Бхарати Свами: Не знаю. Но Шри Рупа это вообще часть тела Радхарани. Кришнадас пишет, что, по сути дела, есть Божественная Чета, но Она, чтобы разнообразить удовольствия Своего возлюбленного, придаёт движения Своим чувствам, или придаёт движения своему основному чувству. Основное чувство Шримати Радхарани – это… Если Кришна есть Счастье собственной персоной, то Шримати Радхарани – это Любовь собственной персоной, то есть Любовь собственнолично. В вайшнавской философии это называется према. То есть Шримати Радхарани – это према во плоти. То есть это Любовь. Но чтобы придать, так сказать, оттенков этой преме, Она запускает эту любовь, делает некий поток, то есть Она придаёт некое движение. Внутри вот этой премы начинают разыгрываться разные чувства и переходы этих чувств, движения этих чувств: гнев, гордость, пренебрежение, оскорбления всякие, все, все, вся гамма, которая присутствует. Как вот есть солнечный свет, он у нас как бы един, но на самом деле в нём есть много-много оттенков. Мы знаем семь. Да? Спектр от фиолетового до жёлтого или какого? До красного? Вот внутри них тоже есть свои оттенки. Вот точно так же према – это общее понятие любовь, просто нам на нашем отдалении от этой премы всё кажется единым потоком. Но на самом деле там есть переливы, там есть оттенки, всякие чувства: страдание, радость, разлука, удовольствие, печаль, вот вся вот эта вот гамма. И Шримати Радхарани придаёт движение, Она начинает эти переходы этих вот движений. И каждый оттенок, или каждый цвет в этой преме, или каждый вкус становится отдельной сущностью. И вот эти отдельные сущности – это и есть остальные гопи. А у них есть свои подсущности. И вот от них уже проистекают друзья Кришны, Его родители и весь сонм преданных в расе даса, служеском.

#45:30

Кто такие манджари?

Слушатель: А манджари?

Б. Ч. Бхарати Свами: Манджари? Это всё производные Шримати Радхарани. У Неё есть 108 главных подруг. Сначала восемь, они потом их подподруги. Это всё завихрения Её эмоций. И они становятся отдельными сущностями. У них тоже происходят свои, и они становятся отдельными сущностями. И так это вот движение, эта волна или волны, Шридхара Махарадж говорит: «Есть Центр», вот в этом центре происходят… или Эпицентр правильно говорить, там происходит самая, так сказать, ядерная реакция, и от неё уже отходят всякие гамма- и бета-излучения, которые уже не так опасны для соискателей, для джив. Потому что там в самой близи тень одна останется. Как есть в Хиросиме или в Нагасаки, там на ступеньках тень одна осталась. Ядерная бомба недалеко взорвалась, а на ступеньках, в самой близи просто тень от кого-то осталась. Так её и сохранили.

Слушатель: Принтер.

Б. Ч. Бхарати Свами: Как принтер? То есть где-то там у кого-то волосы выпали, у кого-то зубы, у кого-то там кожная болезнь, что-то такое, а есть просто тень.

Слушатель: Даже не тень, а след от этого.

#47:23

Шри Гуру подготавливает душу постепенно

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. И так же там, где происходит игра Абсолюта, вот этой Божественной Четы, игра сладкого Абсолюта, там душа просто тень, даже и тени может не остаться. Поэтому руководитель клана Шри Гуру с большой буквы, он как бы заслоняет собой, он медленно-медленно подготавливает к этой радиации, как кумулятивный яд. Как в древней Индии были женщины убийцы, которых с детства подкармливали мышьяком и другими ядами, и у них стойкость появлялась к отравляющим веществам. Но стоило ей поцеловать кого-то, тот умирал от отравления. И вот её подсылали к неугодному радже, или визирю, или кому-то там, и после поцелуя ему становилось плохо, и он умирал. Вот точно так же и Шри Гуру подготавливает душу постепенно, постепенно, постепенно. И если на душу сразу вывалить учение Шри Рупы с расами, со всеми этими према, снеха, любовь, всё прочее, просто от неё тень останется в переносном смысле, как от преданного останется тень.

#49:10

Можно ли говорить о расах?

Слушатель: Поэтому выступления с расами на публичную большую аудиторию нежелательно. Да? Поэтому узкий круг нужен? Или вообще про это не говорить?

Б. Ч. Бхарати Свами: Не, лучше про это вообще не говорить.

Слушатель: (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот в Мадхья-лиле, там в одном месте Кришнадас говорит, ну там про то, что мы обычно не упоминаем, он говорит:

Всякий, кто, согласившись с этим, заключил или поместил в своё сердце в Чайтанью и Нитьянанду, непременно обретёт блаженство. Заключения эти сладки на вкус для рабов Божьих, как сладки для кукушек молодые побеги мангового дерева, но богоборцам с их верблюжьими умами недоступны эти истины, что радует меня чрезвычайно.

Пишет Кришнадас Кавирадж. (смеются) Поэтому, даже если вы говорите, всё равно нечестивцы с их верблюжьими умами просто не поймут. Преданным это будет как нектар, как манго для кукушки. Есть какие-то возражения, может?

#50:48

Трансцендентные знания

Слушатель: Вопрос.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, пожалуйста.

Слушатель: Являются ли трансцендентные знания неотличными от Бога?

Б. Ч. Бхарати Свами: Наверняка.

Слушатель: Неотличными? А тогда следующий вопрос: давать его неверующим является ли оскорблением?

Б. Ч. Бхарати Свами: Является оскорблением. Это является оскорблением. Вот Кришна Арджуне так и говорит: «Это самая сокровенная тайна, которую мы с тобой обсудили в этой беседе, и давать её неверующим запрещено. Но для Меня нет большего служения, если ты это даёшь другим (смеются) верующим».

Слушатель: А как же ты узнаешь, верующий он или нет? По глазам непонятно…

Слушатель: Тогда как отличить?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это сложно отличить. А какая разница? Даже если вы не отличили и вы ошиблись, за это вы будете нести ответственность, подвергнетесь страданиям. Вам жалко что ли?

Слушатель: Времени, наверное, жалко.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, его можно было бы потратить на что-нибудь другое. Есть столько много полезных дел на свете. Можно щёлкать клювом, разинув варежку, валять дурака можно, бить баклуши, считать мух, плевать в потолок. Не, дел очень много на свете.

Слушатель: Я не про это.

Слушатель: Про это, про это.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет? Ну что, тогда всё на сегодня? Тогда в следующий раз уже в Индии, да?

Слушатель: 73-й да?

Б. Ч. Бхарати Свами: 73-й текст.

#53:45

Разбивать глупые верования других

Слушатель: Махарадж, в «Слове хранителя преданности» последний раз было пост их, письма святых, что «кого бы ты ни встретил, рассказывай им только о Кришне, тогда ты можешь считать Меня своим гуру». Это говорит Махапрабху.

Б. Ч. Бхарати Свами: Так, и что дальше Он говорит?

Слушатель: Дальше Он говорит, что это указание относится ко всем нам. А я говорю о том, что в нашем контексте, в нашем обществе мы не знаем, кто способен быть верующим, кто нет, кто верующий, а кто отвергнет.

Б. Ч. Бхарати Свами: Поэтому можно разбивать их глупые верования. Не говорить о том, во что мы верим, но разбивать их глупые верования. Если глупые верования подорваны и у них нет твёрдой почвы. Вот твёрдая почва – это именно вера. Вера во что-то даёт человеку возможность двигаться, совершать движения, говорить, работать, вообще жить – именно вера. Просто люди верят в будущее, которого нет, поэтому их вера зыбкая; или верят в прошлое, которого тоже нет, это всё тоже зыбко. Подорвать, выбить почву у них из-под ног, и если они захотят новую почву, что неизбежно, получить от вас, тогда можно им давать Сознание Кришны. А если у них выбили почву из-под ног, а они нашли точно такую же, если у них выбили почву из-под ног, и они, наконец, не верят, что они в шестидесятом году летали на Земле, ой, на Луну, но теперь они верят, что Илон Маск на Тесле Родстере вокруг Земли ездит, то, значит, они нашли новую почву. Там просто невооруженным глазом видна компьютерная графика. Но люди верят, что этот робот в шлеме вокруг Земли сейчас летает. Или он на Марс полетел? Кто это смотрел? Там, значит, эта ракета взлетела, а потом внутренние камеры на машине, значит, робот в шлеме на машине Тесла Илона Маска, он вокруг Земли облетал, показывала камера, как он.., руль у него, всё, он там вокруг Земли летает. А потом, значит, он выруливает и полетел на Марс.

Слушатель: Выруливает? (смеются)

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну как там, такой…

Слушатель: Поворот там.

Слушатель: Нежданно! (смеются)

Слушатель: По знакам. (смеются)

Б. Ч. Бхарати Свами: Полетел на Марс. И сейчас, значит, машину вот эту, Тесла Родстер, внесли в реестр спутников, её уже не видно, она уже полетела, скрылась за поворотом. (смеются) Ну если люди в это верят, ну ладно.

Слушатель: Они ждут, когда назад приедет. Всё привезёт, чего там, как.

Б. Ч. Бхарати Свами: Прям там руль, там робот сидит. Ну человек, но это объяснили, что это робот. Прям он за рулём сидит в машине и летит на Луну. Там прямо руль такой. В прямом эфире. Ну вот, так что, если они обрели новую веру, ну и ладно. Вот и Кришнадас так в следующем стихе, ой, который мы читали, он говорит: «С одной стороны я боюсь говорить при них…» Вот до этого:

Но богоборцам с их верблюжьими умами недоступны эти истины, что радует меня чрезвычайно. С одной стороны, я боюсь говорить при них, с другой – я знаю, что они не понимают моих речей, и это доставляет мне наслаждение пуще райского.

Поэтому можно говорить, просто они всё равно ничего не поймут.

Потому с почтением ко всем, кто мыслит себя рабами Божьими, я приступаю к своему главному повествованию, будучи уверен, что ничего более удивительного в жизни они не слышали.

Вот так. (смеются)

Транскрипция: Читралекха Д. Д.

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

2017-06-04

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 1 «Духовные Учители» Стихи 1-10

2017-06-18

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 1 «Духовные Учители» Стихи 11-60

2017-07-02

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 1 «Духовные Учители» Стихи 61-96

2017-08-06

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 1-11

2017-08-22

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 15-25

2017-08-23

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 26-46

2017-08-24

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 47-53

2017-09-03

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 55-67

2017-11-06

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 68-110

2018-02-04

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 110 и далее, Глава 3 «Формальные причины явления Шри Чайтаньи» Стихи 1-50

2018-02-11

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 3 «Формальные причины явления Шри Чайтаньи» Стихи 50-73

2018-02-19

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 3 «Формальные причины явления Шри Чайтаньи» Стихи 74-89

2018-02-23

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 1-58

2018-03-01

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 59-83

2018-03-04

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 83-94

2018-03-18

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 95-151

2018-03-25

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 150-200

2018-04-01

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 201-229

2018-04-08

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 229 и далее

2018-04-15

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 5. Величие Нитьянанды‑Баларамы. Стихи 1-20

2018-04-22

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 5. Величие Нитьянанды‑Баларамы. Стихи 21-40

2018-04-29

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 5. Величие Нитьянанды‑Баларамы. Стихи 40-60

2018-05-06

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 5. Величие Нитьянанды‑Баларамы. Стихи 60-80

2018-05-13

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 5. Величие Нитьянанды‑Баларамы. Стихи 80-120

2018-05-20

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 5. Величие Нитьянанды‑Баларамы. Стихи 120 и далее

2018-05-27

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 6. Адвайта ачарья. Стихи 1-70

2018-06-03

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 6. Адвайта ачарья. Стихи 70-100

2018-06-10

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 6. Адвайта ачарья. Стихи 100 и далее

2018-06-17

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 7. Панча-таттва. Шри Чайтанья в пяти идеях. Стихи 1-40

2018-06-24

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 7. Панча-таттва. Шри Чайтанья в пяти идеях. Стихи 40-100