Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2012 / «Шаг за грань существования Бога»

«Шаг за грань существования Бога»


  • «Шаг за грань существования Бога» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 24 июня 2012 года

    • Многообразие форм Господа (00:00)
    • Есть ли разница между долгом и обязанностью? (03:09)
    • Зачем Господь добровольно налагает на себя обязательства? (04:58)
    • Законы кармы не отпустят (08:20)
    • Тезис как некий предмет, а не утверждение (10:42)
    • Вера предполагает деятельное участие в осознании чего-то (15:56)
    • Нужно различать существование Бога и Его лилы (17:47)
    • Фактическое доказательство существования Бога (24:31)
    • Эволюция сознания, или поступательные движения предавшейся души (28:24)
    • Ступени отречения от материального мира (30:30)
    • Вера позволяет вписываться в зигзаги Кришны (38:59)
    • Индивидуальности или самоидентификации на Голоке не существует (42:10)
    • Признаки того, что вы верите в Бога (45:58)
    • В Его сознании мы предмет удовольствия (48:16)
    • Четыре типа людей, делающих шаг навстречу Богу (52:04)

ШАГ ЗА ГРАНЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГА

#00:00

Многообразие форм Господа

Слушатель: Махарадж, а был такой вопрос: сознание не имеет никаких характеристик, зачем они нужны Сверхсознанию?

Б. Ч. Бхарати Свами: У Сверхсознания тоже нет объективных характеристик.

Слушатель: Там дальше: «Моё почтение, Бхарати Махарадж. Из ваших лекций я узнал, что сознание не имеет никаких свойств, которыми его можно описать, ни имени, ни формы, только «я», которое на время может одеть любую маску. Почему Бог проявляет постоянное имя и форму. Другими словами, если Он принимает какую-то форму на время, потому что она ему нравится, Он хочет в ней быть, чтоб явить свои игры, то почему Он должен оставаться в ней навсегда?»

Б. Ч. Бхарати Свами: Он не должен. Просто у Него все возможные количества форм, которые только возможны, а мы просто наблюдаем, в зависимости от наших предпочтений, пристрастий, какую-то из них. Он произвольно принимает любую форму, и Он не обязан в ней находиться, Он принимает любую из них, при этом Он может находиться одновременно во всех них. Он – Субъект, а сознание – это объект. Объект – это бесформенная энергия, это шакти. Шакти не имеет формы, это как бы глина. И тот, кто врезается, внедряется в эту глину, придаёт этой глине форму, удобную для себя. Когда вы садитесь на мягкую перину, то она принимает форму вашего седалища. В этом случае вы – субъект, а перина – объект. Точно так же Господь. Он имеет эти все формы, Он не то что их обязан иметь, просто Он имеет все возможные формы. А сознание имеет другую категорию. Сознание, как энергия Бога, то есть мы с вами, как Его энергия принимаем форму, которую Он нам задаёт. То есть изначально сознание не имеет формы, но, вступая в соприкосновение с Субъектом, когда Он на нас садится, мы принимаем форму того места, которым Он в нас внедряется. Он может кулаком, может головой, носом, мы принимаем эту форму.

#03:09

Есть ли разница между долгом и обязанностью?

Слушатель: Есть ли разница между долгом и обязанностью? Например, если я себя отождествляю с мужским полом, у меня появляется какой-то долг, и в связи с тем, что я себя отождествляю, то я уже что-то должен. А откуда появляется этот долг?

Б. Ч. Бхарати Свами: Из вашего самоотождествления. Любое утверждение предполагает противное утверждение. Любой тезис предполагает антитезис. Тезис не может существовать, если ему нет противопоставления. Если вы говорите: «Круглое», то вы это противопоставляете чему-то не круглому, квадратному, треугольному, а если вы говорите: «Старый», то вы предполагаете, противопоставляете молодому. Если вы говорите: «Мужчина», то это означает, что есть противоположность этому. То есть утверждая что-то, вы производите на свет второе. Утверждая одно, вы необходимо производите на свет второе. Когда в наличии имеются двое, то между ними необходимо существуют правила поведения. Эти правила поведения называются законом или дхармой, обязанностями. Господь один, а члены этого множества имеют какие-то обязательства друг перед другом, перед законом.

#04:58

Зачем Господь добровольно налагает на себя обязательства?

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот Он тоже на себя добровольно берёт закон, но Он не обязан ему следовать. Он это делает добровольно. В одной из молитв «Бхагаватам», мы читали, по-моему, в третьей книге, когда Уддхава говорит: «Для меня остаётся загадкой только то, что Тот, Кто создал всё, Всемогущий, берет на себя роль князя, который следует каким-то законам. Это для меня непонятно». Действительно это непостижимо: Он добровольно вступает в какие-то отношения и несёт обязательства. В «Бхагавад-гите» Кришна говорит: «Я не обязан следовать никакой дхарме, Я не обязан следовать никакому закону, но Я добровольно на себя беру эти обязательства, потому что если Я не буду следовать закону, то Моему примеру последуют те, кто в Меня не верят, вернее Моему примеру последуют те, кто не хочет со Мной играть, и тоже перестанут следовать всяким законам. В созданном мире воцарится хаос. Если все станут пренебрегать законом, то мир рассыплется». Поскольку желание Господа всё-таки, чтобы этот мир существовал, то Он поддерживает в нём порядок. Прежде всего поддерживает собственным примером, как Господь Рамачандра следовал законам своего сословия. Он был кшатрием. Хотя Он сам Всевышний Господь и никто не мог похитить Его энергию, никто не мог похитить Ситу, тем не менее Он… Он не то что мог Её себе вернуть, Он мог бы Её и не отдавать, но Он показывает своим примером, что всякий, нарушивший долг веры, должен понести за это наказание. Он этого Равану, похитителя Ситы, наказывает. Хотя Он не обязан сражаться с Раваной. Причём Он сражался с Раваной человеческими средствами. Он же мог как Господь просто взять и этого Равану в порошок стереть, чтоб от него мокрого места не осталось, но Он берёт лук и стрелы, сражается с ним, путём политических интриг собирает себе армию обезьян и медведей, потому что все люди к тому времени состояли на службе у Раваны, поэтому Ему приходится брать себе в соратники обезьян, медведей, пауков каких-то, жуков. Ну а что делать? Он так сражается, Господь.

#08:20

Законы кармы не отпустят

Слушатель: Вы сказали: «Те люди, которые не хотят с Ним играть», а те, кто хотят играть, наверное, высокий уровень преданности там, потому что я могу сказать: я играю, поэтому ничему не следую?

Б. Ч. Бхарати Свами: Скажите, но вас законы кармы не отпустят всё равно. Говорить-то можно что угодно. Как раз те, кто следует всему, они не говорят. Те, кто в игре Господа, они как раз не говорят, что они в игре. Первый признак того, что человек под предлогом игры с Господом хочет самоутвердиться, обзавестись земными благами, он говорит, что это всё игра, я играюсь. Так что тем, кто не хотят с Господом играть, нужно дать некие рамки, в которых они могли бы действовать, и Господь это делает своим примером. А если они не следуют Его примеру, то помните, Он говорит, что мнение влиятельного человека люди принимают за истину. Кришна говорит, что Я очень влиятельный в этом мире. Действительно Он очень влиятельный, Он Бог. Люди принимают Его мнение за истину. Если Он показывает своим примером, как надо поступать, то люди за Ним следуют, но это не всегда происходит. Некоторые говорят, что для нас нет авторитетов, мы будем сами действовать по своей прихоти. У мира нет творца, а мы появились на гребне волны эволюции, поэтому мы боги, мы будем действовать, как нам заблагорассудится. Здесь уже Господь не примером своим принуждает или побуждает людей следовать закону, а карающим мечом. Он таких смутьянов наказывает, которые пытаются нарушить всеобщий закон, дхарму или карму.

#10:42

Тезис как некий предмет, а не утверждение

Слушатель: Ещё один вопрос такой. Если у каждого тезиса есть свой антитезис, если кто-то говорит, что религия истинная, это не значит, что это выражение сразу порождает двойственность?

Б. Ч. Бхарати Свами: Под тезисом я понимаю не какую-то фразу, а некую таттву, некое сущее, существующее. Если оно есть, то есть ему антипод. Тезис – это не утверждение, а тезис – это предмет. Заявление «религия истинна» в нашем понимании не есть тезис, это просто утверждение. В данном случае в этой фразе «религия истинна» религия есть тезис, не утверждение «религия истинна», а религия. Религия означает дхарма. То есть, заявляя, что есть дхарма, вы автоматически заявляете, что есть адхарма – беззаконие. Говоря, что есть закон, вы утверждаете, что есть и беззаконие. Господь всегда во всех парах тезис – антитезис является гармонизирующим началом, то есть синтезом. Господь включает в себя и дхарму, и адхарму. Адхарму в том смысле, что Господь вершит беззаконие, потому что Он волен не подчиняться никаким законам, и при этом Он вершит закон, то есть Он в себе заключает и закон, и беззаконие. Так какую бы истину, какую бы таттву вы ни утверждали, всегда находится антитаттва, антиистина, а Господь вбирает в себя всё. В первом стихе «Бхагаватам» говорится, в молитве обращается к Господу: «Господь, в Тебе успокаиваются все противоречия, в тебе заканчиваются все противоречия», то есть в Тебе заканчиваются и тезис, и антитезис. Ты их гармонизируешь, Ты их успокаиваешь, улаживаешь все противоречия. Например, образ и безобразие – это всё присутствует в Нём. Он обладает образом, но Его образ неосязаем, Его образ не объективен, то есть Он безобразный. Господа ещё называют ниргуна, то есть не имеющий качеств, Он есть источник и средоточие, кладезь всех возможных качеств, и при этом Его ещё называю некачественным, бескачественным. Когда мы говорим: «Белое», то утверждаем, что есть и не белое, в данном случае чёрное. Когда мы говорим: «Красное», то утверждаем, что есть какое-нибудь другое, зелёное. Так вот, в Господе находят успокоение все тезисы и все антитезисы. Он гуна, то есть Он обладатель всех гун, обладатель всех свойств и при этом Он не имеет никаких свойств – ниргуна. Есть какие-нибудь ещё вопросы?

Слушатель: Махарадж, интересно до какого уровня человеку нужно следовать своему долгу, или не следовать или понимать, что у тебя долг? Путаница с долгом, с мирской, возможно, позиции. У нас же роли.

Б. Ч. Бхарати Свами: По тезису мы определяем долг, кем мы себя выставляем. Тезис – это греческий аналог слова таттва. Кем вы себя утверждаете, согласно этому вы и должны принимать долг.

#15:56

Вера предполагает деятельное участие в осознании чего-то

Слушатель: А такой вопрос ещё есть. Есть вера в Бога, а некоторые говорят: «Я знаю, что Бог есть». И эта фраза на самом деле у некоторых людей звучит как атеистическая.

Б. Ч. Бхарати Свами: Что Бог есть?

Слушатель: Да, потому что они за этим скрывают, что я знаю, что есть, поэтому ничего не делаю. Насколько важно поддерживать состояние веры для того, чтобы?..

Б. Ч. Бхарати Свами: Вера предполагает деятельное участие в осознании чего-то. Если вы говорите, что Бог есть, но я никаким образом не меняю свою жизнь от факта, что Он есть, это значит, что Его нет. То есть если существование Бога никак не влияет на вашу жизнь, то фактически для вас Бога нет. Например, допустим, я знаю, что есть звезда 91-0Z-15-25-30, да? Сейчас же их так называют. Я знаю, что она есть, но она никак не влияет на моё существование, значит её нет. Есть какой-то набор цифр, а самой звезды нет. Так же и здесь. Человек, который говорит, что Бог есть, но Его существование никак не влияет на моё существование, это значит, что для него есть только три буквы Бог, и всё, а самого Бога для него нет.

#17:47

Нужно различать существование Бога и Его лилы

Слушатель: Зачастую выглядит как: я по-своему верю, чисто по-своему.

Б. Ч. Бхарати Свами: Значит, в своего Бога.

Слушатель: В своего.

Б. Ч. Бхарати Свами: Дело в том, что это правильно – говорить, что в Бога не нужно верить, нужно знать. Просто нужно различать существование Бога и жизнь Бога, или деяния Бога, лилы. Это нужно чётко разделять, во что мы верим. Мы верим, что Он существует? Тогда это атеизм, потому что то, что Он существует, для этого не нужна вера, для этого достаточно разума. Разум подсказывает, что Бог есть. Только потому, что существует всё, даже если это всё состоит только из одного предмета, говорит о том, что есть Бог. Другими словами, наличие множества не очевидно, но путём логических заключений можно прийти к тому, что существует множество, пусть это множество состоит из двух или из трёх, но наличие множества предполагает, что есть Бог, как ни странно. То есть совокупное множество бесконечно. Понятно, да? Если есть всего два предмета и больше ничего нет, то эти два бесконечны, потому что за пределами-то ничего нет. Наличие множества подразумевает бесконечность. В множестве, или сейчас мы уже пришли к выводу: в бесконечном множестве, а иного быть и не может, есть самый большой, или самый сильный, или самый богатый, или самый красивый, или какой-то самый. Там, где один, не может быть самого, потому что он один, а там, где множество, обязательно будет самый. Так вот, этот самый в бесконечном множестве бесконечно самый. Понимаете? То есть для того, чтобы понять, что Бог есть, не нужны никакие Библии или «Бхагавад-гиты», достаточно просто разума.

Если есть множество, то это множество обязательно бесконечно. Дальше, в бесконечном множестве обязательно есть какой-то самый. Этот самый – бесконечно самый, в данном случае бесконечно могущественный или всемогущий, а всемогущий – это Бог. Что Бог есть, для этого не нужна вера никакая. Для того, чтобы дойти до этого рубежа – существования Бога, нам достаточно разума и честности. А шагнуть за рубеж существования Бога, в мир Его игр, Его забав, Его развлечений и проделок, здесь уже нужна вера. Мы знаем, что Он бесконечен. А в чём заключается Его бесконечность? В чем заключается Его всемогущество? В чём заключается Его забавность, игривость? Здесь нужна только вера. Здесь не обойтись без свидетельства тех, кто шагнул туда и вернулся. Они могут сказать: «Бог – это столб с короной, или дядька с бородой, или мужик на стуле светящемся». Мы не знаем. Здесь нужна вера. Это уж что вы хотите от Бога, в тот образ Его вы будете верить. Если Он вам не особенно нужен, но вам главное, чтобы лужайка была, травка росла, чтобы солнышко светило, всего было в довольствии и супермаркеты были полны продуктами, то вы будете иеговистом или как они… много всяких.

Слушатель: Мормоном.

Б. Ч. Бхарати Свами: Мормоном, да. Если вам нужно, чтобы у вас было восемьдесят жён, кисельные берега и молочные реки, что там ещё? То вы будете в Аллаха верить. То есть по вашему запросу вы будете верить в тот образ Бога. Если вам ничего не нужно от Бога, но нужен Он сам, то есть если вам важна не любовь с хорошим видом из окна, а сама любовь, неважно, как там из окна, тогда вы поверите в Кришну. (смех). Опять-таки это просто вера. Никто не доказывает. Нет доказательств, что есть Кришна. Вот то, что есть Бог, доказательства есть, логические доказательства.

#24:31

Фактическое доказательство существования Бога

Б. Ч. Бхарати Свами: Если кто-то вам попытается объяснить логически, вернее, не логически, а кто-то вам осязаемо попытается объяснить, что есть Бог, то есть приведёт какие-то фактические примеры существования Бога, то это жулик. Есть такой придурок, Караулов. Раньше такая передача была «Момент истины». И сейчас она есть, да?

Слушатель: Бабушка слушает.

Б. Ч. Бхарати Свами: И тот же самый Караулов?

Слушатель: Седой какой-то.

Б. Ч. Бхарати Свами: Уже седой, да? Так вот, один такой кретин по имени Караулов. Я как-то смотрел этот «Момент истины», это еще в девяностые годы было. И он, значит, с такими воспалёнными глазами вернулся из Израиля. Там сделали анализ плащаницы, и выяснилось, что в ту плащаницу был действительно завёрнут человек две тысячи лет назад. Что-то там, электродный анализ какой-то. Он говорит: «Это есть доказательство существования Иисуса Христа и существования Бога». То есть если кто-то вам принесёт святой огонь и скажет, что это доказательство существования Бога или ещё какое-то осязаемое доказательство приведёт, то это жулик, потому что существование Бога познать можно только разумом, рассудком, не чувствами. Понимаете? Чувства способны обработать, способны пропустить через себя только вещественную реальность, не божественную. Ни глазами, ни ушами, ни носом, ни руками вы не сможете прикоснуться к Богу.

Слушатель: А как же прасад? Это же частный пример.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это вера.

Слушатель: Например, приходят в храм, а их просто накрывает, и им не остаётся ничего. Они приходят к пониманию, что Он же есть.

Б. Ч. Бхарати Свами: То есть существование булочки, положенной на алтарь, есть доказательство существования Кришны?

Слушатель: Ну нет.

Б. Ч. Бхарати Свами: Тогда вы ничем от Караулова этого не отличаетесь. (смех)

Слушатель: Нет, я просто слышал такие версии, хотя на самом деле они кажутся диковатыми.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это верно, то есть есть разные области, к которым применимы разные инструменты. К вещественной реальности, материальной реальности применимы инструменты, под названием чувства. К невещественной реальности, то есть метафизической реальности, «мета» по-гречески означает «после», к послефизической или послевещественной реальности чувства неприменимы, к ней применим разум, точнее, к её границам. А вот чтобы соприкоснуться с самой реальностью, не с её границами, не с её воротами, не с её пределом, а с самой реальностью, внутренней реальностью, здесь только такой инструмент, как вера. То есть до царства Божьего мы идём разумом, а за воротами царства Божьего нас должна вести только вера.

#28:24

Эволюция сознания, или поступательные движения предавшейся души

Слушатель: То есть сначала нужно поверить в существование, потом узнать о существовании, а потом верить в качества?

Б. Ч. Бхарати Свами: Сначала доказать, но для этого нужна честность. Я не оговорился, доказать себе, что Бог есть. Дальше сделать из этого вывод: если Он есть, значит Он должен вписаться в систему координат. Понимаете? То есть если Луна есть, значит она влияет на Землю. Эти приливы и отливы есть результат влияния Луны. И наличие Луны должно влиять на нашу жизнь. Если мы рыбаки, мы должны это учитывать. Точно так же если мы узнали, что есть Бог, то это должно как-то повлиять на нашу жизнь. Путь бхакти – это внедрение всё большего и большего влияния на нашу жизнь того факта, что Бог существует. Сначала мы к Богу относимся как к удовлетворителю наших грубых чувств, потом наших более тонких нужд, потом ещё более тонких нужд, а потом мы начинаем Ему служить взамен за что-то, потом мы начинаем Ему служить просто так, потом мы уже не можем Ему не служить. Такая вот эволюция сознания. То есть осознание факта, что есть Бог, затягивает нас в Его орбиту всё больше и больше. Это и есть поступательное движение. Прапаннадживанамритам, поступательное движение предавшейся души.

#30:30

Ступени отречения от материального мира

Б. Ч. Бхарати Свами: То есть есть разные области, к которым применимы разные инструменты. К существованию Бога применим разум, а к Его играм применена только вера. Вы спросите: «А как же нам быть с этими чувствами? Что же, отсечь их?» Эти чувства нам нужны, чтобы познавать небожественное. То есть то, что чувства способны осязать, не есть Бог.

Слушатель: Здесь мы можем, как вы говорили в одной из лекций, чтобы сказать, что такое любовь, нужно сказать, что такое нелюбовь. И мы чувствуем и говорим, что это не Бог. Так получается?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, мы как бы отталкиваемся от осязаемого мира, чтобы прийти к неосязаемому. Мы познаём этот мир, мы его используем, но только для того, чтобы от него оттолкнуться, не раньше и не позже. Это как с ракетой. У неё есть три ступени. Первая ступень отрывает ракету от самой поверхности земли, там топливо, и эту ступень надо отбросить, когда бак стал пустым. Дальше его тащить бессмысленно, его надо отстегнуть. Если мы его раньше времени отстегнём, то вторая ступень нас не сможет потянуть, а если мы его не отстегнём вовремя, протянем какое-то время, там, где уже должна вторая ступень тянуть, то мы не сможем вырваться. Так же и материальный мир: от него нужно отречься не раньше и не позже заданного времени. Покуда мы имеем в своём сознании тезис «я такой-то» – я мужчина, я женщина, я молодой, я старый, я толстый, я больной, я здоровый и так далее, я, я, я, и покуда мы имеем эти тезисы, от материального мира не нужно отказываться. Когда мы вдруг понимаем, что я – это просто понятие, которое в мир вещей никак не вписывается. Не нужно представлять душу как искорку, которая где-то. Душа – это просто понятие. Когда мы осознаём, что я – это понятие, причём понятие в чьей-то голове, мы не знаем, в чьей голове, тогда от этого мира нужно отказываться. Дальше уже эти все предметы будут только тянуть вниз. Покуда есть тезис, есть понимание, кто я такой, нужно реализовывать, нужно осуществлять свою дхарму. Если ты мужчина, значит будь мужчиной; если ты женщина, будь женщиной.

Потом вторая ступень этой ракеты. Если она сразу отвалит вторую ступень, то она тоже рухнет. Вторую ступень нужно отстёгивать, только когда вы приближаетесь к небесному телу, к которому летите, когда на вас уже действует сила тяготения этого небесного тела, вторая ступень вам не нужна, потому что зачем вам отталкиваться, когда вы и так уже притягиваетесь. Сначала мы отказываемся от тезисов – это очень долгий и кровопролитный этап – отказ от материальных привязанностей, то есть от первой ступени. Потом мы вылетаем на второй участок этого пути, когда мы находимся в чистом разуме, или в Брахмане. Мы движемся к вратам царства Божьего, где происходят Его игры. Достигнув ворот царства Божьего через брахмаджйоти… это очень быстрый этап, особенно если мы летим под руководством опытного капитана, то тут особых усилий не нужно. Когда уже нет привязанностей, ты совершенно не привязан к миру вещей, достаточно только держать направление к Центру, особых усилий не нужно. Гурудев говорил: «Этот этап мы очень быстро преодолеваем, как этаж, когда мы в прозрачном лифте едем, то какой-то этаж очень быстро преодолеваем. Дальше, когда мы приближаемся к полю тяготения небесного тела, Кришны, нужно выбросить вторую ступень, то есть выбросить отречение. Отречься от отречения. Но опять повторяю, что это очень простой этап, потому что, если мы под руководством гуру -вайшнава, мы даже не замечаем, как отречься от отречения, потому что в бхактийоге, наряду с отказом от привязанности к материальным вещам, вы привязываетесь к Кришне. Это происходит одновременно. Миг пролёта через брахмаджйоти короткий и незаметный, в мгновение ока.

Когда мы выходим в орбиту Кришны, за горизонт событий, там уже не нужны никакие рассуждения, ни привязанности к материальному, которых у нас уже нет. Всё нужно делать вовремя. Если мы делаем невовремя, раньше или позже, то это либо материализм, либо сахаджия, притворство, что есть то же самое, что и материализм. Если мы вообразили себе, что здесь и сейчас мы уже привязаны к Кришне, мы в орбите Его тяготения и вот-вот уже запляшем в Его хороводе с Его девушками, то это подражательство. Это значит, что в топливо, в первую ступень, вы залили бетона. Вы даже подняться не смогли. То, что должно случиться с вами в мире Кришны в виде объекта, с вами происходит здесь в виде субъекта, то есть здесь вы себя считаете Кришной или гопи, то есть вы даже не оторвались. Те самые привязанности, которые у вас есть к миру вещей, вы назвали привязанностями к Кришне. Сахаджия, притворство, подражательство.

#38:59

Вера позволяет вписываться в зигзаги Кришны

Слушатель: Махарадж, а если говорить не о нас, а именно о субъектах того мира, то проявления их чувств могут быть проявлениями веры?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, вера позволяет вписываться в зигзаги. Кришна же ходит не прямыми путями, а зигзагообразными. Он всё время дразнит, Он просто выводит из себя. Если нет веры, что так оно и должно быть, то в какой-то момент мы воспримем Его серьёзно, скажем: «Так, хватит, наигрались», и сразу просыпаемся здесь, в квартире, в Москве. Надо сказать: «Всё, хватит, мне это надоело. Эти издевательства мне надоели», и всё, мы тут же очутились в материальном мире. Но просто там вера такая сильная, что такого не происходит. Кришна говорит: «Кто ко Мне попал, в Мою орбиту…», не к Вишну, не к различным проявлениям Его… Духовный мир многоуровневый, есть двадцать четыре уровня духовного мира и двадцать четыре облика Вишну есть. Господь Рама ещё есть. Вот кто попал в орбиту Кришны, оттуда уже нет дороги назад, потому что произошло расщепление личности, просто некому вернуться уже. До Голоки Вриндавана, то есть до вступления в мир Кришны, личность ещё сохраняется, то есть душа как личность, как частица сознания сохраняется, там она расщепляется. Как мощный фильтр, есть такие фильтры, через которые может пролезть только молекула воды H2O и больше ничего. Так же и там. Там такой мощный фильтр, что душа слишком груба. Сознание, как саморефлексия, как некий субъект саморефлексирующий, осознающий себя, туда просто не пролезет. Она раздробится на три составляющих – это чувствование, это ощущение и волеизъявление. Она раздробится. Волеизъявление уйдёт к Балараме, чувствование – к Кришне, а ощущения остаются у души.

#42:10

Индивидуальности или самоидентификации на Голоке не существует

Слушатель: А в чём тогда индивидуальность остаётся? Не в личности?

Б. Ч. Бхарати Свами: Индивидуальности там нет. На Голоке Вриндавана, откуда наши учители, индивидуальность как самоидентификация не существует. Скажем так, на Голоке Вриндавана, где происходят игры Кришны Шьямасундары, самоидентификации не существует. Есть идентификация Некого, который меня чарует, и я не могу даже о себе подумать, о своём существовании, только о Нём, то есть нет самоидентификации. Шридхар Махарадж это сравнивал с разными родами войск. У всех родов войск есть самоидентификация, это значит: по свистку каждый знает взять пулемёт, сесть за штурвал самолёта, встать на капитанский мостик или пушку тащить. Есть рода войск. Это духовный мир. Там есть пять рас, у них есть самоидентификация, и они знают, что им делать, какие роли играть. И есть, так сказать, «надраса», там нет самоидентификации, они выполняют любую работу. Шридхар Махарадж приводил пример с элитными войсками во второй мировой войне, что они могли и летать, и на танках скакать, и на лошадях ездить, и в подводной лодке под землёй, если надо, то есть они могли выполнять любое задание. Они назывались «охранные отряды». И у Шридхара Махараджа титул «Хранитель Преданности», то есть он один из руководителей охранного отряда, Schutzstaffeln по-немецки, СС. Они не имеют рода войск, они могли и в сухопутных войсках, и на небе воевать, и под водой, как угодно. То есть они могли принимать, иными словами, любую форму, какую надо. Надо стать диверсионным отрядом, они за один день захватывают Брест. Это потом мифы, что два месяца отстреливались защитники, он был уже двадцать первого июня взят. Просто они зашли туда в форме советских военнослужащих и всех обезоружили, восемьсот человек. Всё. Так что вот. Какие-то ещё, может быть, сомнения есть? Это же мы потом вырежем, да? (смех) А то подумают, что нам фашисты нравятся.

#45:58

Признаки того, что вы верите в Бога

Слушатель: Значит, если есть как бы вера в изменения происходящие, это значит доказательство – это изменения в жизни, доказательство веры?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, признак того, что вы действительно верите в Бога, – это то, что Он влияет на вашу жизнь. Это значит, что поступки, которые вы сделали бы до того, как уверовали, вы не сделаете сейчас. Значит, Он влияет на вас, то есть происходит рефлексия, вы сообразуете свои поступки с Ним. А потом следующий этап – вы уже сообразуете свои мысли с ним. Одно дело, не поступать как неверующий, а другое дело – и не думать как неверующий. Это более сложная задача, когда становится стыдно просто от мысли. Казалось бы, ты не контролируешь свои мысли, да, ведь это практически невозможно? Но тебе стыдно за то, что они садятся в твою голову. Если грязные мысли приходят в твою голову, значит непорядок в голове. И происходит непрекращающееся раскаяние или покаяние, другими словами, молитва. То есть покаяние или раскаяние непрекращающееся есть молитва. Молитва – это не перебор губами каких-то звуков, не произнесение каких-то звуков, а это раскаяние в купе с покаянием, то есть осмысленное размышление над своим ничтожеством по сравнению с величием и милосердием того Единственного. В таком состоянии это действительно есть повторение мантры. Всё остальное – это болтовня, но она нужна просто как долг.

#48:16

В Его сознании мы предмет удовольствия

Слушатель: Махарадж, а отсутствие индивидуальности не является как бы концом личности?

Б. Ч. Бхарати Свами: Является.

Слушатель: Просто как личность…

Б. Ч. Бхарати Свами: Ты перестаёшь существовать, но зато личность та, другая, остаётся. Ты перестаёшь существовать как личность, но в Его сознании ты всё равно предмет для удовольствия.

Слушатель: В своём сознании ты не индивидуальность, а в чужом сознании ты можешь быть индивидуальностью?

Б. Ч. Бхарати Свами: В сознании Кришны?

Слушатель: Да.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ты предмет, то есть ты индивидуальный предмет в сознании Кришны, в Его сознании. У нас не может быть сознания Кришны, понятно да? Когда кто-то говорит: «Я в сознании Кришны», имея в виду, что у него есть сознание Кришны, это не совсем правильное понимание вообще всей философии, вообще всей идеи вайшнавизма. Мы в сознании Кришны в том смысле, что в Его сознании. Вопрос только: в каком виде мы в Его сознании? Торгующиеся агенты, партнёры, наёмные работники или?..

Слушатель: Спам. (смех)

Б. Ч. Бхарати Свами: Или безропотные, безвольные рабы, когда нашей воли нет, но есть Его воля. Наша воля замещается Его волей. В этом смысле мы не обладаем индивидуальностью, но, поскольку мы целиком подчиняемся Его воле, это сверхиндивидуальность, мы же Его воле подчиняемся. Есть тезис – «я индивидуум», значит есть не индивидуум. Как их совместить? Их можно совместить только в Кришне. Кришна улаживает все противоречия. Ты одновременно индивидуальность в Его сознании, и ты не индивидуальность в собственном сознании, потому что ты для себя самого не существуешь, для тебя существует только воля Того Неотразимого, Кришны, Субъекта Любви. Потому что как только у тебя появляется собственная воля, то происходит минимальная, но дисгармония. Ты уже не вписываешься в Его зигзаги, в зигзаг удачи не вписываешься. Фильм помните «Зигзаг удачи»? Там, где Бурков говорит: «Я придумал, что надо сделать с этой удачей». Там десять тысяч Леонов выиграл, помните?

Слушатель: Да.

Б. Ч. Бхарати Свами: Бурков такой говорит: «Я придумал, что надо сделать. Надо пять тысяч двести семьдесят три бутылки водки, а на оставшиеся девяносто две копейки закуски». Вот у него появляется собственная воля. Всё, сразу дисгармония. В сознании Кришны всё гармонично.

#52:04

Четыре типа людей, делающих шаг навстречу Богу

Слушатель: У меня вопрос ещё. Шаг назад немножко. Можете объяснить, почему проще поверить в Бога, когда ты неблагополучен в материальном мире либо?..

Б. Ч. Бхарати Свами: Это не факт. Этот тезис отвергается. Я знаю массу примеров, когда в Бога не то что верят, а предаются Ему без оглядки люди вполне благополучные. Я вас уверяю.

Слушатель: Я согласен, но в моём жизненном опыте очень много людей начинают верить в Бога, когда у них либо какая-то болезнь серьёзная, либо проблемы в семье начинаются, либо ещё какие-то личностные проблемы, и они начинают… Я просто пытаюсь логически понять.

Б. Ч. Бхарати Свами: Разве важно процентное соотношение?

Слушатель: Нет, но я говорю: почему проще?

Б. Ч. Бхарати Свами: Кришна не говорит, кому проще, а кому сложнее. Он говорит: «Ко Мне обращаются четыре типа людей: те, кто в беде; те, кто жаждет материальных благ; любознательные и стремящиеся познать Истину». Те, кто к Нему обращается в беде, – это наименее качественное, то есть самое некачественное обращение. А там, где хуже качество, там продукта больше. Чем продукт некачественнее, тем его больше. Чем продукт качественнее, тем его меньше. Самые некачественные обращения к Богу – это в беде, поэтому Кришна говорит, первое – в беде, то есть некачественных обращений больше всего. Он дальше говорит, что вера таких людей не тверда: как только они избавляются от мучений, как только они избавляются от причины страданий, непосредственной причины страданий, они отворачиваются от Меня. Далее более качественный продукт – это те, кто жаждет материальных благ, то есть их ничего не мучает, но хочется больше. Это тоже не очень качественный, но более качественный, чем те, у кого зуб болит. Дальше любознательные – это праздные, от нечего делать. Их ещё меньше, потому что, как правило, людям здесь есть что делать. До момента смерти им нужно как можно больше накопить, чтобы с удовольствием умирать, то есть надо накопить денег как можно больше до момента смерти. Если завтра меня казнят, то мне нужно срочно разбогатеть. Не помирать же бедным, правильно?

Слушатель: Что обо мне подумают?

Б. Ч. Бхарати Свами: Что подумают о горстке гноя, песка? Что там остаётся? О горстке праха что подумают? Подумают, что это просто песок. Что вы здесь делаете? Жжём тряпки. Что они подумают о нас? Подумают, что это горсточка песка. Но мы думаем, что они о нас будут думать что-то. Умер…

Слушатель: Неудачно.

Б. Ч. Бхарати Свами: Неудачно умер, да.

Слушатель: Неудачник неудачно умер.

Б. Ч. Бхарати Свами: Помер неудачно, надо удачно умереть. Это большинство людей – те, кто страдают и стремятся к получению благ. Маленькое количество остаётся тех, кому делать нечего. От нечего делать, от любопытства они обращаются к Богу. И уж совсем единицы – те, кто просто ищут Истину. Их не волнует ни страдание, ни большее накопление, они не праздны, они просто ищут Истину. Их очень мало. Кришна говорит, что вот они не отворачиваются. Статистически их очень мало.

Слушатель: А в каком случае оторачиваются люди не из первой категории, а из всех остальных? В каком случае они могут отвернуться? Теряют веру свою?

Б. Ч. Бхарати Свами: Кришна говорит, что как только они достигают своих целей, они утрачивают необходимость во Мне. То есть они к Богу относятся как к партнёру, как к дарителю благ или избавителю. Болит зуб, помолился, зуб прошёл – дальше Бог не нужен. В данном случае ты к Богу относишься как к зубному врачу, кто-то – как к хирургу, кто-то – как к специалисту по лечению рака. Я смотрел индийский документальный фильм, есть там один такой актёр, который везде вообще. Такой с бородкой, с усиками, сейчас он седой. И он везде – на чипсах, на рекламах всех новостроек. Такой, как его зовут?

Слушатель: Высокий такой?

Б. Ч. Бхарати Свами: Я не знаю, по рекламе не определишь. Какой-нибудь Капур. Такой уже не молодой.

Слушатель: В шапочке ходит. Мультимиллионер.

Б. Ч. Бхарати Свами: По рекламе не скажешь. Волосы не длинные, коротенькие.

Слушатель: Значит, их там двое.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да их там много. Вот он рекламирует всё, что можно, за исключением каких-то специальных женских предметов. Случился у него рак чего-то там, и он поехал в Тирупати. И показаны съемки, как он стоит в очереди, не трехсотрупиевой, не пятьсотрупиевой, а в самой натуральной, в той в которой несколько дней. Стоит, стоит. Потом показывают, как он кланяется. Охрана перед ним расступается, все в стороны, он там один в этом зальчике молится. Потом показана его медицинская карта – рака нет. Дальше Тирупати Баладжи в общем уже и не нужен. Можно уже и в пятьсотрупиевую очередь встать. Вы в какую входили?

Слушатель: За триста.

Б. Ч. Бхарати Свами: За триста?

Слушатель: Пятьсот.

Б. Ч. Бхарати Свами: Пятьсот?

Слушатель: Мы еще с детьми ходили.

Б. Ч. Бхарати Свами: Перед Баладжи удержаться невозможно, даже если приходишь с какими-то мыслями просить, то потом забываешь, думаешь: «Что-то я хотел… что-то я хотел… а, ну ладно». Потому что ты приходишь просить, а Он сам с протянутой рукой стоит. Ты пришёл просить, а Он сам мздоимец. Есть какие-то ещё сомнения, может? Ну ладно, давайте тогда на сегодня всё.

Транскрипция: Карнаприя Д. Д.
Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

2012-01-01

«Неужели мы боги?»

2012-01-04

Беседа в клубе «Белые Облака»

2012-01-09

«Поверить в сказку»

2012-02-12

«День явления Сарасвати Тхакура»

2012-03

«Простая жизнь жителей Дхамы»

2012-03-25

«Философские вопросы слушателей»

2012-04-01

Презентация «Бхагавад-гиты» на выставке «Загадочная Индия»

2012-04-21

«Семья Гаудия-матха»

2012-04-28

«Беседы в городе Джаганнатха»

2012-05

«Называть кучу мусора собой»

2012-05

«Беспомощному помогут»

2012-05

«Есть ли у Кришны пупок?»

2012-05

«Боги и Титаны»

2012-06-24

«Шаг за грань существования Бога»

2012-08-18

«Что нам нужно для счастья?»

2012-09-02

«Душа и Вселенная»

2012-09-02

«Концепция перевода Шримад Бхагаватам»

2012-09-09

Чтение и обсуждение Бхагавад Гиты, (глава 4)

2012-10-13

«Причина скитания обусловленной души в материальной вселенной»

2012-10-31

«Душа в теле, как косточка в яблоке»

2012-11-10

«Счастье в понимании Вед»

2012-11-18

«Основы Мироздания»

2012-12-08

«Счастье в понимании Вед» (Лекция в Берлине)

2012-12-15

«Дискуссия о Ведах в вопросах и ответах» (Лекция в Дюссельдорфе)

2012-12-22

«Бхагавад Гита – учение о долге»