«Саньяса Махапрабху» Часть 1
«Саньяса Махапрабху» Часть 1 | Лекция Б.Р. Шридхара Свами от 14 января 1983 года
- Наставления перед принятием саньясы (00:00)
- Преданные в отчаянии от утраты Нимая Пандита (03:48)
- Причина принятия саньясы (08:10)
- Нимай Пандит приходит к Кешаве Бхарати (13:47)
- Благословение матери и получение саньяса-мантры (16:10)
- Без разлуки встреча невозможна (18:27)
- Победа над оппозицией и возвращение (24:29)
- Причины сошествия Гауранга-аватара (31:52)
- Кришна и Радха объединились как Чайтанья (39:01)
- Неотъемлемые части Божественной Любви (43:17)
Саньяса Махапрабху. Часть 1
# 00:00
Наставления перед принятием саньясы
Шридхар Махарадж: Согласно расчетам солнечного календаря это день, когда Махапрабху отправился в Катву, чтобы принять саньяс. Он переплыл Гангу и в мокрой одежде бросился в Катву. Накануне очень немногим своим друзьям, Нанде и другим, Он сообщил: «Час Моего отречения близок, и это произойдет в Катве. Я приму отреченный образ жизни от Кешавы Бхарати». Он оставил Вишнуприю Деви спать на ее ложе и мать Шачидеви. Махапрабху выразил ей почтение и ушел, она не могла ничего сказать. За день до этого, после обеда, ближе к вечеру, преданные почувствовали спонтанное влечение. Они собрались по собственному желанию, принесли цветочные гирлянды, другие подношения и поднесли всё это Господу. Махапрабху принял эти гирлянды, а затем вновь повесил их на шеи каждого из преданных и сказал им: «Не занимайтесь ничем другим, кроме постоянного призыва Имени Кришны. Чтобы вы ни делали, ходите вы, спите или едите, чем бы вы ни занимались, постоянно призывайте Имя Кришны. Помните свой дом, своего Владыку. Это чужая земля, чужбина, здесь нечего искать, не к чему стремиться. Всегда стремитесь вернуться домой, обрести связь с домом. Такова суть Моих наставлений, обращенных к вам, – вернитесь домой».
# 03:48
Преданные в отчаянии от утраты Нимая Пандита
Внезапно утром преданные услышали о том, что Нимай Пандит Шри Гауранга оставил Навадвип. Они узнали, что он ушел в Катву, в ашрам Кешавы Бхарати, чтобы принять саньяс, и навсегда распрощался с жителями Навадвипы. Черная тень упала на них, многие начали плакать, многие бросились в Катву. Махапрабху, Нимай Пандит, этот непревзойденный, гениальный ученый, прекрасный юноша высокого роста, наделенный всеми добродетелями, великодушный, милосердный, который сводил всех с ума санкиртаной, который спас Джагая и Мадхая от их греховной жизни, который остановил мусульманского правителя, кази, поскольку последний разбил мридангу. Этот знаменитый пандит, который одержал верх над многими учеными, приходившими в Навадвип. В то время Навадвип был очень известен своей академической культурой, особенно традицией индийской логики – ньяя-шастра, ньяя-тантра, смрити. Все эти разделы ведических писаний культивировались в то время в Навадвипе, такого рода знания. Навадвип был знаменитым местом, оплотом академического знания. Пандиты, ученые, не могли одержать верх над навадвипскими пандитами, которые были очень знамениты в ту пору. Тот, кто был родом из Кашмира, Кешава Кашмири, пришел в Навадвип, чтобы получить сертификат о том, что он пандит. Кешава Кашмири был побежден Нимаем Пандитом. Ходили слухи, что Кешава Кашмири был любимым сыном богини учености Сарасвати. Никто не мог бросить ему вызов, но он был побежден в диспуте Нимаем Пандитом. Этот Нимай Пандит оставил Навадвип навеки, ушел, чтобы принять саньяс.
# 08:10
Причина принятия саньясы
Поскольку жители Надии не смогли оценить Его по достоинству, они стали в оппозицию к Нему, эти тантрики, шакты, поклонники богини пракрити. Они считали, что пракрити – высочайшее существо, могущество, энергия, а не сознание. Энергия является высшей реальностью, и все происходит из энергии и порождаемо ею. Сознание является порождением энергии, это подразумевает теорию ископаемого. Потенция, энергия порождает сознание – это теория ископаемого. Без сознания энергия является материей, ископаемым. Эйнштейн также учил, материя превращается в энергию, энергия превращается в материю, атомы – в энергию, а энергия – в атомы. А поклонники шакти учили тому, что энергия есть всё и вся, альфа и омега, а сознание есть дитя этой энергии, пракрити. Они оскорбляли Нимая Пандита. Он думал: «Я пришел, чтобы спасти этих людей, самых низких людей. Если они совершают оскорбления в Мой адрес, для них не будет надежды вновь восстать». (цитирует шлоку) Внезапно Он произнес эту шлоку. Пиппали – лучшее лекарство от кашля. Существует раздел Вед, посвященный пиппали, – пиппали-кханда. Пиппали как называется по-английски? Имбирь, затем черный перец. Пиппали – это такие длинные стручки.
Преданный: Красный перец?
Шридхар Махарадж: Нет, не красный, чёрный. Это хорошее лекарство от кашля. Пиппали-кханда посвящена приготовлению этого снадобья, лекарства от кашля. Махапрабху стал внезапно громко говорить: «Я принес величайшее лекарство для людей, но я вижу, что болезнь прогрессирует очень быстро. Они совершают оскорбления, оскорбляют доктора, они считают, что Я один из них, сын сестры их отцов. Но по меньшей мере Я должен показать им, что Я не один из них». И Он стал думать о саньяса-ашраме и решил: «Я должен уйти, оставить грихастха-ашрам, принять саньясу и странствовать от деревни к деревне, проповедуя Кришна-нам».
# 13:47
Нимай Пандит приходит к Кешаве Бхарати
И сегодня, в этот день, в Катве Он достиг ашрама Кешавы Бхарати и попросил у него саньяс. Кешава Бхарати внезапно увидел, что его ашрам наполнен сиянием и некая лучезарная личность приближается к нему. Он поднялся со своего сиденья и спросил у посетителя: «Кто Ты?» Он узнал, что это Нимай Пандит, прославленный ученый. Махапрабху сказал: «Я хочу принять саньясу от тебя». Это благоприятный день, в этот день многие люди приходят на Гангу, чтобы совершить омовение в ее благоприятных водах. И в этой толпе, подобно лесному пожару, разлетелась весть о том, что Нимай Пандит пришел с целью принять саньясу. Собралась огромная толпа, и мнения разделились. Часть толпы возвысила голос, люди стали протестовать, они заявили: «Кешава Бхарати, мы не позволим тебе дать саньясу этому юноше, у него есть семья, мать, отец, дети, жена. Мы не знаем, возможно, они есть. Он такой прекрасный молодой человек, лучезарный, мы не позволим этому произойти, мы протестуем». Весь день прошел в этих протестах, решение так и не было принято.
# 16:10
Благословение матери и получение саньяса-мантры
В конце концов Кешава Бхарати сказал: «Ты должен попросить позволения у матери, в противном случае я не могу решиться на этот шаг». И Махапрабху бросился обратно, в Навадвип. Он способен совершить всё, Он настолько привлекательная личность, и Он получил это позволение. Также Его друзья присутствовали там, Чандрашекхара Ачарья, его дядя по матери, Нитьянанда Прабху, Мукунда Датта, Джагадананда Пандит, четверо, они пришли в Катву. Так прошел весь день. Махапрабху начал киртан, так прошел весь день. Он выпил немного молока. И раздавались голоса протеста.
На следующий день (этот день будет завтра) оппозиция была успокоена, и после обеда саньяса была дана. Махапрабху спросил у своего саньяса-гуру:
– Это та мантра, которую ты собираешься Мне дать?
– Да, это та самая мантра, – согласился Кешава Бхарати.
Махапрабху произнес ее. Таким образом, завтра, саньяса произошла.
# 18:27
Без разлуки встреча невозможна
Каков смысл этой саньясы? Это нечто вспомогательное или необходимая часть? Она желательна? На поверхностный взгляд она нежелательна, тем не менее она обладает очень глубокой ценностью. Существует соответствие Гаура-лилы и Кришна-лилы – встреча в разлуке, без глубокой разлуки встреча невозможна. Чувство разлуки способно проникнуть в глубины сердца, глубже, нежели радость встречи. Чем более велика нужда, голод, тем более велико удовлетворение, особенно в любви. Повсюду мы видим, если отсутствует потребность в каком-то явлении… Например, стакан воды, его ценность измеряется степенью нужды в нем. В обычной жизни стакан воды есть нечто незначительное, но если жажда велика, тогда стакан воды становится чем-то очень ценным, степень потребности, разлука. Потребность независима от приобретения в разлуке, голод, нужда. Такого рода мы видим, как в Навадвипе, так и во Вриндаван-лиле, в обоих местах разлука играет чрезвычайно важную роль, можно сказать, самую важную роль.
Сколько лет в единении с Кришной провели гопи? Совсем немного: с семи до двенадцати лет – пять лет. С семи до двенадцати лет Он был во Вриндаване, потом уехал в Матхуру. В «Падма Пуране» говорится, что в особых случаях возраст следует оценивать, умножая цифру в полтора раза. Когда Ему восемь, следует считать, что Ему двенадцать лет. Когда Ему двенадцать, следует считать, что Ему 18 лет, в особых случаях. Говорится, что несколько лет Кришна был во Вриндаване, согласно своему возрасту с семи до двенадцати лет. Но долгое время Он провел в Двараке, Он жил там. 125 лет всего Он провел в этом мире. Долгая-долгая разлука, и боль разлуки наполнила собой почти всю жизнь гопи, и это делает их столь благородными. Это испытание, подлинная ли это любовь. Испытанием является разлука, долгая разлука. Подобное испытание невозможно где-то еще в мире, и эта разлука не уменьшила их чувства, но увеличила их, вплоть до их последних дней. В обоих случаях подоплека аналогична. Здесь так же, в Навадвипе.
# 24:29
Победа над оппозицией и возвращение
Для того, чтобы покончить с оппозицией, одержать над ней победу, Махапрабху оставил свою прошлую жизнь, чтобы подчинить их своему контролю, Он оставил Надию. Во Вриндаван-лиле сценарий аналогичен. Оппозиция во вриндаванской лиле приходила со стороны Матхуры. Путана, Агхасура, Бакасура, Тринаварта – все эти демоны были посылаемы Камсой из Матхуры. Для того чтобы уничтожить оппозиционную группу, Кришна должен был отправиться в Матхуру. Когда Он прибыл туда, Он увидел, что оппозиция расширилась. У Камсы был тесть. Шишупал, Дантавакра и столь многие другие также были на стороне этой оппозиции, и Он решил, что после того как Он расправится ними, Он вернется во Вриндаван и встретится с этими девами Враджа. Здесь также, для того чтобы уничтожить оппозицию, Кришна должен был уйти из Вриндавана. Он видел, что оппозиция растет, и Он сказал гопи: «Когда я покончу с ними, Я вновь соединюсь с вами, очень скоро это произойдет». Такое заверение Он дал гопи на Курукшетре. «Когда Я уничтожу своих врагов, Я вернусь к вам и буду с вами». И здесь так же: для того, чтобы покончить с оппозицией, Махапрабху был вынужден уйти из своего родного места. И после того, как победа была одержана им над оппозицией, учеными-теологами, по прошествии пяти лет, когда Он победил этих индийских ученых на юге, которые были очень знамениты в ту пору, по прошествии пяти лет Он вернулся в Надию. Но эта оппозиция другой природы, массы.
Когда Он вернулся, толпы бросились к Нему, они были словно безумные. Подобное трудно представить, с каким рвением толпы бросились к Нимаю Пандиту, своему земляку, узнав о том, что Он вернулся. Они пересекали Гангу, и вся Ганга, насколько простирался взор, была наполнена человеческими головами. Когда они стремились к Махапрабху, то джунгли были вытоптаны их ногами. Джунгли были расчищены, превратились в равнину, так они спешили к Махапрабху. На протяжении нескольких дней Он оставался в доме Вачаспати Мишры. И куда бы Он ни ставил свои стопы, люди шли по Его следам, посыпали свои головы пылью с Его стоп, и так возникали огромные ямы. На протяжении 18-ти лет Махапрабху жил в качестве ученого, после этого шесть лет Он проповедовал у себя дома, совершал санкиртан. В 24 года Он принял саньяс, после этого шесть лет Он странствовал по всей Индии, побывал во Вриндаване, а последние 18 лет Он жил в Пури. Он постоянно жил в Пури последние шесть лет. Первые годы Он общался с массами, а на заключительном этапе своей жизни Он находился в уединении и был глубоко погружен в переживание вкуса глубин разлуки, встреча в разлуке Радхи-Говинды. Столь многие удивительные симптомы проявлялись в Его видимом теле, которые никогда и нигде прежде не были зримы. Разлука способна оказывать подобное воздействие на тело, порождать в нем подобные эффекты.
# 31:52
Причины сошествия Гауранга-аватара
Шри Гауранга-аватар имеет тройственные характеристики. Видимая сторона – это спасение людей от греха и привести их во Вриндаван, во Враджа-лилу, и это высшее достижение. Это функция юга-аватара – раздача трансцендентного, Божественного звука. Посредством этого трансцендентного звука можно достичь высочайшего положения. Но существуют иные, более высокие причины Его прихода. Не во все Кали-юги, но в особую Кали-югу – один раз в день Брахмы сам Кришна приходит в настроении Радхарани, чтобы искать себя. Посредством этого Он хочет пережить настроение Радхарани, узнать, каково это, быть Ею, какова Ее внутренняя жажда, горячее стремление к Кришне, как Она может чувствовать Кришну благодаря своему настроению и какова радость, которую Она извлекает из этого переживания. Сам Кришна хочет получить опыт этих реалий. «Радхарани столь безумна от Меня. Что это, что Она извлекает из Меня? Что Она чувствует во Мне, что настолько безумна от Меня? Какую сладость Она способна извлечь из Меня, Я не в силах понять». И, желая понять это, Он погружается в настроение Шри Радхики, желая пережить свою собственную сущность таким образом, и приходит как Чайтанья.
Когда Он обдумывает такое воплощение, то Радхарани говорит: «Он будет в безумии кататься по земле, иногда призывая Мое Имя. Я не в силах стерпеть это. Я покрою Твое тело Моим телом, Моим цветом. Я не в силах позволить, чтобы Твое тело каталось по земле, Я обниму Тебя извне». Радха-бхава-дьюти-субалитам науми кришна-сварупам. Те, кому известен онтологический аспект, так описывают природу Махапрабху Шри Чайтаньядева. Натроение и цвет Шримати Радхарани, внутренняя природа Кришны, который ищет самого себя, чувствует себя, переживает свою сладость, стремится познать, что находит в Нем Радхарани и какую сладость Она извлекает из Него. Двенадцать лет заключительной стадии своей жизни… 48 лет Он оставался в этом мире, и последние двенадцать лет Он был глубоко сконцентрирован на переживании вкуса самого себя, высочайший вкус был переживаем им в эту пору. Каждый безумно стремится переживать сладость. Сама сладость также безумно стремится переживать себя, такова природа этого явления. Сладость, анандам, любовь, ее природа такова, она стремится переживать самоё себя, знать себя. Это интроспекция – сознание может познавать сознание. Подобно тому как человек способен чувствовать свое тело, сознание способно чувствовать себя, ананда также способна испытывать ананду, себя, познавать, что находится внутри, нечто в этом роде.
# 39:01
Кришна и Радха объединились как Чайтанья
Сварупа Дамодар Прабху, который является Лалитой-сакхи, ближайшим свидетелем этой лилы, открывает нам природу Махапрабху. Он говорит: «Две игры идут параллельно. Что является первым, зима или лето? Лето первое, зима идет следом или наоборот? Это циклическое движение, трудно сказать, это вечные игры, вечное движение». Сварупа Дамодар Прабху говорит: «Чайтанья-аватар является первым, а Кришна-аватар идет вслед за Ним или Кришна-аватар существует прежде Чайтанья-аватара? Трудно сказать, и то и другое явление вечно». Кто есть Радха? Она есть развитие сладости, которая проистекает из самого Кришны, берет начало в Нем в своей развитой форме как Радха, прорастающая изнутри, порождаемая, определенная потенция, энергия, происходящая из Кришны. Таким образом Их нельзя считать совершенно отдельными существами, но единым целым. Но нам говорят, что в древние времена Они разделились на две половины, два существа, и вновь обе стороны соединились как Чайтанья. Та личность, сердце и сияние которой принадлежат Радхарани, Ее природа. Внутренняя реальность – это реальность Кришны. Это огонь и его жар. Подобно тому, как огонь и его тепло не могут быть разделены, нечто в этом роде. Солнце и его свет не могут существовать раздельно, это единая истина, адвайа-гьян.
# 43:17
Неотъемлемые части Божественной Любви
Но иногда они демонстрируют свою разделенность, а иногда единство, в различных настроениях. Иногда Они различны и наслаждаются своими отделенными «Я». Они испытывают муку разлуки безо всякой возможности встречи, такова Их природа. Рупа Госвами сказал: «Подобно тому как змея движется извилисто, подобна этому природа любви, она не прямолинейна». Поэтому вовлеченные стороны иногда с причиной, иногда без причины ссорятся и наступает разлука, что необходимо для лилы. Разлука бывает четырех видов. Одна из них – према-вайчита – Они оба очень близки, тем не менее некая разлука возникает. Говорится, Кришна и Радхарани рядом, Она видит свою тень на теле Кришны, и Она настолько предубеждена, что Она заявляет: «Рядом другая женщина». Великая боль разлуки рождается в Ее сердце. «Что это? Другая женщина рядом с Ним», – говорит Она. Но Ее подруга Лалита предостерегает Радху: «Это всего лишь Твоя тень на Его теле, разве Ты не видишь?» И тогда Радхарани приходит в чувство. Это высокие реалии, их не следует обсуждать детально, но такова природа Божественной Любви – встреча и разлука. И то и другое, эти явления взаимозависимы, одно не может существовать без другого, и разлука порождается намеренно, она усиливает вкус встречи.
Махапрабху принял саньяс ради того, чтобы люди… Все Его близкие, мать Шачи Деви бессильно плакала, юная жена Вишнуприя беспомощно влачила свои дни. Эта саньяса порождает смятение в сердцах людей и таким образом увеличивает чувство любви к Махапрабху. Ради нашего блага Он принял эту саньясу, всё это было необходимо. Господь принял саньяс, преследуя множество целей. Пять столетий тому назад, 479 лет тому назад, в этот день Махапрабху отправился в Катву, чтобы принять саньясу, согласно нашим расчетам. Мы будем пытаться понять ту истину, что ради нашего блага, чтобы возвысить нас до зенита наших стремлений, нашей перспективы, нашей судьбы. Он пришел и пытался изо всех сил пленить наши сердца и привести нас в то царство, то измерение жизни. Очень малая часть этого явления, вкус высочайшего качества, вкус этого явления, малой толики достаточно, чтобы мы смогли достичь высочайшей цели в жизни. На этом я заканчиваю свою речь.
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.