«Радхарани — Царица Служения»
Видео содержит русские субтитры.
https://www.youtube.com/watch?v=xjEJFGQU_28
Царица служения
Слушатель: Махарадж, сегодня на утренней лекции у меня возникло непонимание. Вы сказали, что Радхарани – это не имя собственное. Как это понимать?
Б. Ч. Бхарати Свами: Имя Радхарани означает «Царица служения», это не имя собственное.
Слушатель: А Кришна – имя собственное?
Б. Ч. Бхарати Свами: Кришна – да. Ее называют Радхика, причем у Нее нет имени такого вот, потому что в «Бхагаватам» ее Имя не упоминается вообще. Там когда о Ней говорится в контексте других гопи, например, говорится: «Одна гопи…» В истории, когда приехал Уддхава, он был очень похож на Кришну, он приехал поздно вечером, ему дали ночлег, а утром он вышел на крыльцо, и все жены пастухов собрались и приняли Уддхаву за Кришну, и начали что-то у него спрашивать, как-то с ним общаться. А одна гопи села неподалеку, возле колодца и стала разговаривать со шмелём. Вот Её Имя не дается, но это была Шримати Радхарани. Или когда был любовный хоровод в лесу, в ночь полнолуния, то говорится, с одной гопи Он ушел с поляны и удалился, Ей тоже имя не дается, просто с одной из гопи. Ее называют Радхарани, Шри Радхика, но само слово «Радхарани» происходит от арадхана, служение, а рани – это женская форма раджа, царь, то есть царица.
Слушатель: А почему Ее Имя скрыто?
Б. Ч. Бхарати Свами: Не знаю. Чтобы в суе не упоминали.
Слушатель: [неразборчиво]
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну не знаю, Она о Нем говорит, поет устами Шуки песнь о Безусловной Красоте, а о себе Она ничего не говорит.
Слушатель: Но Радхика, Она преданная или у Нее свой статус? Или Кришна и Радха – это одно и то же?
Б. Ч. Бхарати Свами: Кришна является наслаждающимся, а раз наслаждающийся, значит, есть предмет наслаждения или чувство наслаждения. Когда я наслаждаюсь, есть я и есть само ощущение, что мне приятно. Вот это ощущение приятности называется хладини-шакти, то есть сила, природа наслаждения. Хладини – это одна из энергий Кришны; одно из Его свойств – это наслаждение, то есть это неотъемлемое Его свойство, и вот это свойство и есть Шримати Радхарани, это Его якисть.
Слушатель: Получается, Она Его свойство, и при этом Она вводит Его в майу?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, Он пьянится. Но у Него есть три свойства неотъемлемых – это хладини, сандхини и самвит, и все они имеют женский облик. Самвит – это сознание, сандхини – действие, а хладини – наслаждение. Сознание, действие – это Его шакти какие-то, некие женские образы, а Шримати Радхарани – самая главная, Она доставляет Ему удовольствие, это Его природа наслаждения.
Слушатель: Мы поклоняемся ей, а не Кришне.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, незадолго до своего ухода Шрила Гурудев сказал, что на самом деле мы являемся подлинными шактами. Шакта – это религия в индуизме, те, кто поклоняются Кали, то есть матери Кали, Дурге, в общем не Бхагавану, а женскому образу, их называют шакты. Тех, кто поклоняются мужскому началу, называют шайвы, кто Шиве поклоняются, потому что он олицетворяет в этом мире мужское начало, а шакты поклоняются шакти, для них это божество. Это может быть Кали, Бхадра, Дурга. И Вайшнавы подчеркивают, что они не поклоняются Кали, что мы не поклонники ни Кали, ни Дурги, мы не шакты. Незадолго до ухода Гурудев сказал: «На самом деле Вайшнавы – это подлинные шакты, потому что они поклоняются Шримати Радхарани». Она источник Кали, или майи. Что подлинное бхакти – это поклонение не Кришне, а, так сказать, гендерная солидарность – это поклонение кому-то своего пола, подлинное бхакти, то есть поклонение или вспоможение Ей в Её служении – это подлинное бхакти.
Слушатель: Махарадж, мне непонятно, у Парвати много ипостасей – Кали…
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, Парвати.
Слушатель: Кали и Катьяяни. Вот Кали мы не уважаем, а Катьяяни, вроде как, уважаем.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну потому что не все ипостаси одинаковы. Уважаемы все, не всем мы устраиваем пуджу, не всем поклоняемся. У высшей шакти есть множество всевозможных функций, как у жены есть множество функций, – это детей производить, нянчить, ходить в магазин, ходить на работу. Мужчина должен просто лежать на диване, а она должна его полностью обеспечить продуктами питания и…
Слушатель: [неразборчиво]
Б. Ч. Бхарати Свами: И материально, и физически, всячески делать его жизнь сплошным медом. Таким образом она проявляется в разных ипостасях. Она может в магазин сходить, она стирает, готовит и прочее, всё, что требуется от жены, от него требуется просто быть, и жена мужу преданна просто потому, что он есть, а не потому, что у него есть какие-то там качества. У нее много всяких качеств, и вот какое-то качество Шримати Радхарани для нас является предметом поклонения, какой-то ипостаси, а какой-то нет, не поклоняемся. Одна из задач Высшего Женского Начала – это отвадить от Него плохих друзей, чтобы они не лезли к Ним со своей дружбой, своими дурными привычками. И это как раз выполняет майа, или Дурга, или Кали. Ее задача – отвлечь дурных друзей, чтобы они не ломились в дверь к ее возлюбленному супругу. Лакшми – это та же самая Ее ипостась. Лакшми, Кали, Дурга – это всё один и тот же исполнитель, но в разных действующих лицах.
Слушатель: Театр одного актера?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, природа одна. Это есть Шримати Радхарани, но проявляется она по-разному. Иногда мы называем Ее пракрити, иногда Кали, Дурга, Парвати, Бхадра, у Нее разные обязанности перед своим Господином. Одна из них – это отвадить нас, если Она считает, что мы способны привить дурные привычки Ее Господину, Она нас отваживает: придумывает какие-то нелепые соблазны для нас, чтобы мы забыли про Кришну и не ломились к Нему со своим питьем и закусками, не звали Его на футбол, потому что Она, собственно, все делает. Все, что Ему нужно, Она делает так, чтобы Он даже не слезал со своего дивана. Если Он хочет почувствовать себя благородным рыцарем, поборником справедливости, Она всё так устроит, что Он ощутит себя таковым. Ему покажется, что Он сошел в материальный мир, воевал с демонами, помогал праведникам и истреблял злодеев. В разные фазы Его возлежания на мягком диване Она делает так, чтобы жизнь не казалась Ему скучной. Но сам Господь Бог – это Тот, Кто чувствует себя совершенно не связанным нормами, то есть в состоянии пика счастья это Господь Бог собственнолично. В этом состоянии Он имеет облик мальчика-пастушка, в нём Он наиболее счастлив, значит, это и есть Сам Господь Бог, так определяет Рупа Госвами. Что там, где блаженство Бога достигает максимальной величины, там Он и имеет свою изначальную форму, а все остальные – это проистечения от Него. Кришнаиты говорят «экспансии», всё остальное – экспансии Бога, а сам Он в состоянии наибольшего счастья, когда Его окружают Его самые близкие преданные, которые при этом нарушают законы. Он Сам устанавливает нормы морали, и там, где они нарушают дхарму ради Него, Он испытывает наибольшее счастье. Следовательно, это Он и есть, а все остальное – это какие-то Его ипостаси, какие-то роли.
Например, матушка Яшода ради Кришны не нарушает нормы морали, ее дхарма – это кормить, обувать, одевать, защищать своего сына. И в отношениях с ней, с Нандой Махараджем Господь проявляет себя, это не Он самолично. Есть вайбхавы, прабхавы, виласы и пракаши – четыре обличья Господа. Сам Он без всяких приставок и окончаний, вайбхава или виласа, сам Он – это Кришна, который даже от гопи скрылся с одной из них; всё остальное – это в разной степени проявлености Он. Даже с матушкой Яшодой, с друзьями, это все равно Его производные, потому что в этих отношениях от преданных не требуется нарушения норм приличия. Он зовет в ночной час звуком флейты своих возлюбленных, они бросают свою семью, дом мужа и стремглав устремляются к Нему на песчаный берег Ямуны, это самое высокое проявление. Какие-то еще вопросы?
Слушатель: Вот причина-следствие в этом. Я раньше думал, что изначальный Господь Кришна, а получается Он, Господь Кришна, лучше всего Себя чувствует как причина и следствие в одном месте.
Б. Ч. Бхарати Свами: Так Рупа Госвами объясняет, он говорит, что если вы будете среди разных ликов Бога выбирать изначальный… Говорится, что облики Бога как свечки, которые зажжены изначальной свечой. Когда изначальная свечка зажглась, мы уже не видим различий, они все одинаковые. Но тем не менее все равно первая есть, мы, может быть ее, не видим, но она всегда есть. Свечка от свечки зажглись, они все одинаковы, непонятно, какая первая, но мы понимаем, что первая-то была. И Рупа Госвами говорит, как среди этих свечек найти изначального Господа, потому что и Вишну – изначальный Господь. В истории про Шри Нрсимху Он тоже изначальный Господь, и Вамана, и Капила.
Слушатель: Может, и Шива?
Б. Ч. Бхарати Свами: И Шива – изначальный Господь. Когда боги приходят к Господу Шиве, который восседает на Кайласе и подле него бык Нанди, они тоже обращаются к нему, и эта молитва есть в «Бхагаватам»: «Ты изначальный Господь, мы просим твоей защиты».
Слушатель: Тут путаница такая…
Б. Ч. Бхарати Свами: Путаница, да, поэтому назвали всё индуизм, потому что непонятно, кто у этих индусов изначальный Господь. Но Рупа Госвами говорит, что изначальный Господь – это Тот, среди всех этих ликов, Который испытывает наивысшее счастье, Который не связан никакими задачами. У Господа есть задача определенная, в частности, оберегать праведников и карать зло или, например, поддерживать вселенную, наблюдать за путями и промыслами живых существ – множество всяких задач – оберегать своих родителей и пастушков от нашествий демонов, которые повадились по приказу Камсы чинить бесчинства во Вриндаване. Когда случился лесной пожар, все жители Вриндавана прибежали к Кришне и говорят: «Защити нас, мы отчаялись, не знаем, что делать». Кришна сказал им: «Закройте глаза, и пожара не будет, пожар у вас только в голове». Они все закрыли глаза, а когда открыли – пожара нет. Или когда Его отца, Нанду Махараджа, почти поглотил большой змей Агха, и Он задушил змея и спас отца. Он выполняет какую-то задачу, и мы понимаем, что ночью к Нему прибегают, будят и говорят: «Иди туши пожар», кому это понравится? Но для преданных Он готов на такую жертву идти, но есть такие мгновения, когда Он никому ничего не должен, никого не спасает, ничего не поддерживает, не творит, не разрушает, а просто блаженствует, и это и есть Он Сам. Все остальное – какие-то Его прабхавы, вайбхавы, пракаши и виласы.
Слушатель: А зачем так подробно всё расписывается?
Б. Ч. Бхарати Свами: Потому что разбирается каждая Его функция.
Слушатель: Это же так высоко для нас.
Б. Ч. Бхарати Свами: Это как раз нормально. Высоко – это мы из чистой философии переходим к описательному, чувственному аспекту богословия, вот здесь мы можем скатиться до катания по полу, вырывания волос, блеянья мантр, ну все признаки.
Слушатель: [неразборчиво]
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну это примеривание на себя тех чувств, которые испытывают преданные.
Слушатель: А пракаши?
Б. Ч. Бхарати Свами: А это философия, это не фольклор, это разбирание. Структура «Бхагаватам» – это описание по нарастающей все более и более близких отношений со Всевышним, «Бхагавата Пурана». Пурана означает былина или история, сборник разных историй. Они расположены от начала до конца не в произвольном порядке, а там есть строгая иерархия. Каждая последующая история описывает более интимные отношения со Всевышним, чувства, которые испытывают преданные, принимают тот или иной облик. То есть облики Всевышнего тоже не случайные, они имеют определенную зависимость, закономерность. Чем ближе отношения со Всевышним, тем больше и больше Господь принимает облик Шьямасундары. Когда, например, отсутствует физический контакт, например, поклонение Дхрувы или Прахлады, там уже более близкий контакт. Там, где Прахлада сидит у Вишну на коленях, а Дхрува не касается стоп Вишну.
Слушатель: У Нрасимхи.
Б. Ч. Бхарати Свами: Вишну, да, Нрасимхи.
Слушатель: Нрисимха по сути Вишну?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, Нрасимха – Вишну. Это уже касание коленей, а до этого преданные Его не касаются, и эта неинтимность, или некасание, тела Всевышнего формирует Его обличье. Вот Он с четырьмя руками в каком-то обличье, это Господь, которого Его преданные не касаются, Он имеет такой облик, в котором преданные, не касающиеся Его, испытывают благоговение. Благоговение это сродни опаске, страху, когда Господь великий. И первое преодоление страха, когда Прахлада сидит на коленях Господа Бога, потому что Нрисимха взял его к себе и посадил. Ужасный Его лик, но при этом Прахлада Его не боится, означает, что эта душа, этот бхакта преодолел страх, благоговение, не полностью, но первый шаг уже сделан, и у него уже есть точка соприкосновения, до этого физического контакта со Всевышним не происходит.
Прахлада, это уровень преданности – это первый контакт с Господом Богом, и то, что Господь имеет ужасный лик и Прахлада Его не испугался, означает, что он преодолел этот барьер благоговения. Дальше интимность будет только нарастать и количество точек контакта тел преданного и Всевышнего будет увеличиваться. Там, друзья имеют с Ним… Или, например, у Господа Рамы с Его преданными тоже уже есть физический контакт – обезьяны, медведи уже толкают локтями, личный слуга Господа – это брат, Лакшман, они уже имеют интимные отношения, то есть отношения, в которых они соприкасаются, там один другому стрелы подает, то есть уже благоговение уменьшается. Во Вриндаване физический контакт с Господом Богом еще больше увеличивается, и друзья уже касаются Его спины, они на Нем катаются, из рук в руки передают сладости, чего нет в Рама-лиле. В ней Господь Рамачандра не берет у обезьян сладости, но при этом они обмениваются оружием, как соратники на поле боя. Друзья уже больше Его касаются физически, матушка Яшода еще больше касается Его, уже более интимными частями своего тела. То есть чем ближе отношения с Господом Богом, тем больше их физический контакт. Самый близкий контакт с женами, и уж совсем распутность – это с возлюбленными. Правильно?
Слушатель: В нашем случае ситуация немножко другая.
Б. Ч. Бхарати Свами: В нашем случае она не немножко другая. Как только мы эти темы начинаем прокручивать, есть опасность, что мы начнем на себя это примеривать.
Слушатель: То есть сахаджия?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да.
Слушатель: Не мы на прилавке смотрим, эта лила мне нравится, а там, с той стороны.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну это взаимно, потому что сердце вдруг открывается к какой-то лиле или какой-то дхаме. Кому-то близка Навадвипа, кому-то Пури, Курукшетра, Говардхан…
Слушатель: То есть можно на настроение какой-то дхамы ориентироваться?
Б. Ч. Бхарати Свами: Вполне. Шридхар Махарадж в «Слове Хранителя Преданности» рассказывает, что однажды их учитель, Сарасвати Тхакур, стал спрашивать:
– Какая дхама тебе нравится?
– Курукшетра, – ответил Шридхар Махарадж.
– Да, это самая концентрация служения, потому что Шримати Радхарани больше всего нуждается в помощи там.
Это то место, где Она беспомощна, потому что, как говорится в песне:
«Наша с ней основная задача –
Не застуканными быть на месте
Явки, пароли, чужие дачи,
И дома надо быть ровно в десять». Помните?
«Мы могли бы служить в разведке,
Мы могли бы играть в кино,
Но мы, как птицы, садимся на разные ветки
И засыпаем в вагонах метро».
Помните да? Это «Високосный год», это как раз про отношения Кришны и Радхарани эта песня. «Мы, как птицы, садимся на разные ветки и засыпаем в метро.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да и как раз у Них явки-пароли-дачи провалены, и Они не видят друг друга и нужно не подать вида, потому что Она же приехала не одна, а со всеми своим обозом: с мужем, там дети, время прошло. И нужно просто взглядами друг другу всё дать понять, что ничего не забыто, чувства еще свежи. Как в той самой сцене, когда Штирлиц встречается со своей женой в кафе «Elefant». Как у него губы дрожат, она смотрит сквозь вуаль, вот примерно та же сцена на Курукшетре, и в этот момент Она совершенно безоружна и беспомощна. И вот помощь Ей, потому что Ее чувства оголены. Шридхар Махарадж говорит: «Там Она больше всего нуждается в служении, там лучшее служение.». Но это нисколько не умаляет другие дхамы, потому что разные души тянутся к разным лилам, разным дхамам, даже к разным эпизодам одной лилы.
Слушатель: Шридхара Махараджа кто-то спрашивал, я читала:
– Вот как если ты не определился, какая лила тебе нравится?
– Сначала, как правило, открывается сакхья-раса, потом прибавляются какие-то элементы…
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, должен быть фундамент, а сакхья-раса – это общее служение, и дальше мы даже не желаем ничего. Когда мы заняли платформу, какая будет надстройка, это уже по приглашению свыше. От нас требуется желать служение в общем, а в какой конкретный вид служения нас пригласят, это зависит от приглашающей стороны.
Слушатель: Служение в любом случае остается.
Б. Ч. Бхарати Свами: Поэтому мы изучаем, это называется самбандха-гьяна, так сказать, географию духовного мира, где, какие производные от Всевышнего, какие обличья Вишну, какое положение занимает Йогамайа, какое – Господь Баларама, Господь Шива, разные лики Шримати Радхарани, которые есть майа, Махамайа, прадхана, пракрити, Дурга. Это всё Ее лики со своим функционалом, и какова иерархия Бхагаванов, если так можно сказать. Как говорится, Бхагаван Бхагавану рознь. Конечно, европейцы всё это назвали индуизмом, потому что то они Вишну поклоняются, то Раме, то какой-то Рыбе, Черепахе, Кришне поклоняются.
Слушатель: Определиться не могут.
Б. Ч. Бхарати Свами: Я сейчас только лики Бхагавана перечисляю, да, понятно. Нужно понимать, что это одно и то же лицо, что Вишну, возлежащий в океане, слетающий на Гаруде, что Рама, сидящий на престоле Айодхьи, что Кришна, сидящий на престоле Двараки, – это одна и таже личность. И чтобы у нас этой каши и фанатизма или поверхностного восприятия Сознания Кришны не было, мы изучаем, что это всё одно лицо, но в разных своих проявлениях. Существуют 24 Вишну на разных ярусах Вайкунтхи или безупречного мира. Вайкунтха означает «безупречный». На разных ярусах безупречного мира есть разные обличья Бхагавана, Всевышнего, то есть безупречного. Но есть еще граница, над которой Господа уже можно упрекать, который имеет небезупречное поведение, и это выше, чем те самые 24 Вишну, потому что Вишну – покровитель дхармы, Он защищает коров, а Кришна во Вриндаване взял убил быка.
Слушатель: Демона.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну как демона, быка. Это мы себе выдумали для Его оправдания, что Он демона убил, а Он убил быка. Пришел бык, Он взял его убил, дядю собственного убил, женщину убил, которая хотела Его напоить грудным молоком.
Слушатель: Ну там тетя, извините, была…
Б. Ч. Бхарати Свами: Какая? Красивая. Нет-нет, там всё описано, как она со своими полными чашами прошла в дом.
Слушатель: Да, но у нее рост какой был.
Б. Ч. Бхарати Свами: Нормальный рост.
Слушатель: Она притворилась просто.
Б. Ч. Бхарати Свами: Притворилась, кто там разберет? Красавица пришла, и женщины Вриндавана говорили, что, наверно, это богиня из рая низошла, потому что таких красивых не бывает. Они расступились перед ней, она сказала: «Я хочу покормить ребенка…», а Он взял ее убил. Что там было, непонятно, никто же не видел, они же наедине остались, Он взял ее убил.
Слушатель: Но туша-то была.
Б. Ч. Бхарати Свами: Это не ее.
Слушатель: Моя карта бита.
Слушатель: Это значит, Он не ее и убил.
Слушатель: Точно.
Б. Ч. Бхарати Свами: А так у людей повелось.
Слушатель: А она ушла.
Б. Ч. Бхарати Свами: Никто не видел, исчезла, значит, похитил ее.
Слушатель: Ну не нашли останки, все душу увидели.
Б. Ч. Бхарати Свами: Останков не нашли, но мы прекрасно понимаем, потому что в одной известной истории тоже не нашли останков, но тем не менее надобность была такая в 30-40-е годы. Ладно, итак на этом на сегодня всё, значит, получается. Поскольку вопросов быть не может.
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.