«Природа эгоизма»
«Природа эгоизма» | Лекция Б.Р. Шридхара Свами от 22 января 1983 года
- Вдохновение – вибрация, идущая из Центра (00:00)
- Посредники между мирами (03:02)
- Гипнотический транс Нарасимхананды (05:04)
- Телепатические способности йогов (06:53)
- Ментальное взаимодействие жителей разных миров (09:42)
- Господь присутствует там, где воспевают Его Имя (19:15)
- Преданных не интересует развитие ментальных способностей (22:41)
- Централизация служения (26:14)
- Рискнуть всем ради любви (29:48)
- Поклонение Божествам (32:29)
- Служение преданным (37:30)
- Вайшнав – проявление Господа (39:44)
- Господь в сердце преданного (46:31)
- Риск может быть оправдан (54:56)
- Искренность (1:09:38)
Природа эгоизма
# 00:00
Вдохновение – вибрация, идущая из Центра
Шридхар Махарадж: Внутренняя высшая потенция Голоки, Вайкунтхи, они черпают вдохновение в этом потоке и используют его с целью служения Центру, то есть смысл Йогамайи, сварупа-шакти, в этом. Они черпают вдохновение в ней. А здесь источником вдохновения являются различные измерения духа наслаждения. В мире преданности также есть измерения: Вайкунтха, Голока, различные расы и вдохновение, соответственно которому обитатели этого измерения действуют. Вдохновение – вибрация, идущая из Центра, а здесь вибрация, исходящая из различных центров локального интереса, а там Центp Нараяна, Центр Рама, Центр Кришна, но всё это находится в соответствии с главным Центром. Там также существуют различные центры интересов, ватсалья-раса, другие специфические расы, но смыслом всего этого является удовлетворение Абсолюта. Здесь также различные центры, но почти все являются локальными, частными интересами, все различные вибрации, которые сталкиваются между собой. В целом это различные интересы, разные подвиды умонастроения духа наслаждения. Вплоть до Сатьялоки так, затем Вираджа, Брахмалока выше Сатьялоки, там отсутствуют следы вибрации как таковой. И вновь, начиная с Шивалоки, начинается вибрация, но это уже вибрация служения, изначальная вибрация различных уровней, но все они несут в сторону Центра, преследуют его интересы.
# 03:02
Посредники между мирами
Здесь, в этом бренном измерении, так же, если источником вибрации является Высшее Начало, эти вибрации связаны с Центром. А некоторые, пытаясь освободиться от локального интереса, могут достичь такого положения, когда их используют в качестве посредников высшего мира, иногда подобное происходит. Они обретают связь с этим высшим миром и могут быть использованы в качестве посредников, но не всегда они на сто процентов представляют Центр, однако их используют в соответствии с их склонностями. Насколько они склонны к этому интересу, настолько их использует Высшее Начало.
Преданный: То есть человек может быть вдохновлен. Источником вдохновения является высшая реальность? Он может быть вдохновлен описывать Сознание Кришны согласно месту и обстоятельствам?
Шридхар Махарадж: Может быть, если он настолько квалифицирован, настолько надёжен, чист, что способен уловить и передать. Он может быть избран в качестве посредника, который являет истину той земли.
Преданный: Но это редкое явление?
Шридхар Махарадж: Да, конечно, редкое.
# 05:04
Гипнотический транс Нарасимхананды
Преданный: Возможно ли, что кто-то, кто нечист…
Шридхар Махарадж: Даже возможно… Когда Махапрабху находился в Пури, Он использовал одного из своих преданных, Нарасимхананду, в качестве посредника. Нарасимхананда терял чувства, впадал в бессознательноe состояние и, вдохновленный Махапрабху, говорил о Махапрабху, находясь здесь, когда Тот находился в Пури, так описано в «Чайтанья-чаритамрите». Махапрабху находился в Пури, а Нарасимхананда здесь. Последний чувствовал вдохновение словно гипноз свыше, на расстоянии. Обычный гипнотизёр способен гипнотизировать только в радиусе его чувств, но с большого расстояния человек также может быть вдохновлен и может быть использован в качестве посредника, говорится, что Махапрабху делал это. Накул Брахмачари говорил: «Махапрабху идёт туда-то, делает то-то и то», на большом расстоянии он описывал это, это возможно.
# 06:53
Телепатические способности йогов
Сейчас физически это возможно благодаря радио, телефону, cтоль многие вещи возможны сейчас, в нашу эпоху, в материальном смысле. Но прежде, в древности, подобная связь осуществлялась ментально, телепатически. Ментальная, психическая сила была более развита в прошлые эпохи, эти силы развивали йоги и преданные также. Не грубая физическая сила, сейчас эта связь осуществляется грубо физически, благодаря научному знанию. Но в прошлом подобная связь осуществлялась тонким образом. Люди прошлого не поверили бы в чудеса современной науки, но сейчас всё это стало реальностью, например, разговор Америки и Лондона, это тоже своего рода чудо. А ментальное измерение прежде использовалось с аналогичной целью, люди были настолько развиты. Даже йоги, не преданные, могли развивать подобные психические силы. Один писатель признаёт в своей книге то обстоятельство, что индийские йоги способны лечить болезни на расстоянии, поскольку для лечения болезни необходима магнетическая сила, она порождается и устраняет болезнь. «Я верю, что йоги в прошлом были способны лечить заболевания посредством своей ментальной силы, это возможно», так он написал в своей книге.
# 09:42
Ментальное взаимодействие жителей разных миров
Многие чудеса совершались в прошлом лишь благодаря развитию психической силы. Вплоть до того, что жители этого мира могли сообщаться с полубогами. Они могли отправляться в их миры, а полубоги приходили сюда в ментальном измерении, то было тонкое, психическое взаимодействие, то не было воображение, но реальное взаимодействие в тонком измерении.
Преданный: А сейчас на Западе люди проявляют большой интерес к так называемой парапсихологии.
Шридхар Махарадж: Да, 8-10 лет тому назад группа из восьми русских ученых приехала сюда, чтобы исследовать феномен индийских йогов. Им хотелось знать, как можно видеть некие реалии, вещи или события, происходящие на большом расстоянии. Скажем, то, что происходит на Солнце, Луне или Юпитере. Группа русских ученых приехала сюда, чтобы исследовать психические силы индийских йогов, их способность путешествовать в другие миры с огромной скоростью. Скорость ума необычайно велика, считается, что она наиболее велика, она даже превосходит скорость электричества или света. Русские приехали, чтобы изучать этот феномен с материальными целями. Они честно заявили: «Мы приехали с материальной целью. Мы послали ракету на Юпитер и хотим знать, возможно ли с помощью ментальной энергии получить некую информацию о других мирах. Скорость света, скорость электричества и скорость ума. Мы хотим знать, может ли ум быть более быстродействующим началом, нежели другие энергии». Только скорость ума может превосходить скорость света и электричества, мано-гати. Подобные путешествия были распространены в Индии. Находясь здесь, ты можешь за одну секунду вспомнить Америку, свою родину. Несмотря на то, что географически она далека, твой ум способен за одну секунду перенестись туда, ум является посредником. Поэтому русские приезжали сюда около 10-ти лет тому назад, желая исследовать этот феномен. Они признавали: «Мы приехали с материальной целью. Если мы сможем использовать скорость ума в научных исследованиях, такова наша цель». Они заявили: «Мы не можем упустить такую возможность».
Однажды я давал лекцию в одной публичной библиотеке, в собрании коллегии адвокатов. Они задали мне вопрос:
– В прошлом у нас была связь с полубогами, с Сатьялокой, а сейчас боги не приходят в этот мир. Деварши Нарада и другие боги не приходят на Землю, и мы не можем отправиться в их миры, эта связь оборвалась. Хотя в прошлом, во времена «Махабхараты», люди посещали миры полубогов. Арджуна и другие посещали небеса.
Психическая сила была очень развита в древности. Как во сне или во время спиритических сеансов, люди вызывали духов умерших людей посредством медиума или с помощью определенных приспособлений. Психическая сила была очень развита в древности, но сейчас мы её утратили. Сейчас наука создала многие чудеса, автомобили, радио, телефон и прочее, и была открыта такая энергия, как ядерная. Вся цивилизация может быть уничтожена. Атомная бомба была изобретена. Если подобная война произойдет и цивилизации наступит конец, то где-то могут сохраниться фрагменты книг, какие-то страницы. На этих страницах будут описания автобусов, радио, телефона. И люди, которые выживут после атомной войны, будут недоумевать, они скажут: «Что это за описание? Это всё фантастика, выдумка». Если современная цивилизация будет уничтожена, нo сохранятся книги, в которых останутся свидетельства об этой цивилизации, люди, выжившие после войны, посчитают подобные писания фантастикой. Они скажут: «Это всё выдумки, все эти научные достижения – фантастика», поскольку ничего не останется, никаких артефактов. Не будет ни ракет, ни автомобилей, всех этих достижений цивилизации не будет, только писания
И здесь аналогичная ситуация, у нас нет прямых свидетельств культивирования ментальной силы. У нас нет прямых свидетельств, мы не можем видеть, что Деварши Нарада приходит. Если он приходит сюда, то в астральном теле, но мой ум не настолько развит, чтобы воспринимать его присутствие. Я не смогу видеть его, поскольку он приходит в тонком, астральном теле, я буду неспособен распознать его присутствие. Но если бы мой ум был в достаточной степени развит, тогда я смог бы увидеть: о, Деварши Нарада пришёл. Подобное впечатление возникло бы в моём уме. Вьясадев пришёл, Нарада, Махапрабху, Нитьянанда Прабху. Мой ум сказал бы мне: «Да, эта личность присутствует здесь». Но в настоящее время такого рода зрение закрыто. Скорее посредством микроскопа я могу увидеть какое-то крошечное насекомое или микроба, такова природа современной науки.
# 19:15
Господь присутствует там, где воспевают Его Имя
Преданный: Много лет тому назад, когда Свами Махарадж приехал на Запад, один преданный устроил программу, но когда программа началась, не было ни единого гостя, никто не пришёл на неё. Преданный стал просить прощения у нашего Свами Махараджа. Он сказал:
– Простите, Прабхупад, никто не пришёл на эту программу.
– Нарада Муни пришёл, Господь Брахма пришёл, многие приходили. Я вижу их, но ты не в состоянии их видеть, – ответил Свами Махарадж.
Шридхар Махарадж: Когда Шукадев рассказывал «Бхагаватам», его Гуру, Вьясадев, Васиштха, пришли туда, все его Гуру пришли в это собрание. И Свами Махарадж отправился на Запад, очень искренне желая проповедовать доктрину Махапрабху. Его Гуру, возвышенные личности проследовали за ним, чтобы увидеть, каковы его успехи, в этом нет ничего невозможного. «Всегда, когда Мои преданные воспевают Мою славу, Я не могу не присутствовать в этом собрании» Господь Сам сказал это: «Я не живу в трансцендентной обители Вайкунтхи, и не пребываю в сердце йоги. Но всякий раз, когда преданные прославляют Меня с искренним сердцем, Я присутствую там. Я сажусь и слушаю их, песню их сердца, их призыв Имени, их пение. Я не нахожусь в сердце йоги, даже на троне Вайкунтхи Меня нет. Я убегаю оттуда в то место, где преданные прославляют Меня с великой преданностью сердца, такое прославление в высшей степени привлекает Меня». Сам Нараяна говорит так. Поэтому преданные пришли в это собрание, это не гипербола.
# 22:41
Преданных не интересует развитие ментальных способностей
Преданный: А эти психические силы могут быть развиты в Кали-югу или время ушло?
Шридхар Махарадж: Возможно, но преданных это не интересует. Тонкие психические силы – это система йоги. Йога не интересует преданных, их интересует служение. Существует история о том, как преданный был очень занят в служении своему Гурудеву и был глубоко погружен, стремясь удовлетворить, и он удовлетворил Самого Господа своим служением. Господь пришёл к нему инкогнито и сказал:
– Преданный, Я удовлетворен твоим служением, иди со Мной, Я отведу тебя на Вайкунтху.
– Нет, нет, у меня нет времени. Мой Гуру Махарадж доверил мне определённое служение, я должен заниматься им. У меня нет времени на посещение Вайкунтхи, – ответил преданный.
Ты понимаешь? Подобное внимание в отношении служения, даже призыв отправиться на Вайкунтху отвергается преданным, у него нет времени на визит на Вайкунтху. Он говорит: «Это мой долг, который дал мне мой Гурудев, у меня нет свободного времени на Вайкунтху». Такого рода исключительное внимание, концентрация необходимы для преданного. Если наставник говорит какому-то слуге:
– Ты служил долгое время, устал, иди поешь.
– Нет, нет, владыка, у меня нет времени, я закончу выполнение своих обязанностей, тогда я смогу отдохнуть и подкрепиться.
В этом нет ничего невозможного. Трудолюбивый слуга отвечает на слова своего учителя: «Нет, нет, у меня нет времени, я должен завершить выполнение своих обязанностей, только тогда я смогу отдохнуть, сейчас у меня нет времени на это». Это ответственное служение.
# 26:14
Централизация служения
Служение стоит в центре. Яшода кипятит молоко для Кришны, и Кришна Гопал, мальчик Кришна, хочет сосать грудь Яшоды, а с другой стороны молоко в котле начинает убегать и заливает огонь. Яшода отрывает Гопала от своей груди, сбрасывает Его с колен и спешит к котлу, чтобы позаботиться о молоке, нечто в этом роде. Это крайний пример. Молоко предназначено для Кришны, Он неудовлетворен, когда Его отрывают от груди, тем не менее в центре внимания стоят материалы, которые необходимы для служения Кришне, ингредиенты служения, о них следует позаботиться в первую очередь. На первый взгляд может показаться, что Яшода не удовлетворяет Кришну, она должна удовлетворять Его непосредственно, Он сосёт её грудь. Но Яшода насильственно отрывает Его от груди и спешит спасти молоко, которое в будущем может быть использовано, может быть не использовано в служении Кришне, но тенденция такова: возможное должно быть использовано в служении Кришне, поскольку всё предназначено для Него, поэтому следует заботиться обо всём. В течениe какого-то времени Кришна может быть не удовлетворен, но тенденция такова, очень тонкая тенденция, реалия, которую не так-то просто понять. Но что стоит за этим? Следующее понимание: всё принадлежит Кришне, о будущем следует позаботиться ценой настоящего. В настоящем мы можем страдать, но тем не менее мы работаем на будущее, такого рода тенденция, интерес Кришны стоит в центре.
# 29:48
Рискнуть всем ради любви
Отсутствует любопытство, я не хочу быть великим жонглером, йоги, гьяни, какой-то великой личностью, но смиренным слугой гопи, полуобразованных обитательниц джунглей, девушек из леса. Не роскошь, роскошь и великолепие – это может быть Айодхья или Вайкунтха, но простая жизнь во Вриндаване, заурядная, бесхитростная, не высокая, не низкая, золотая середина присутствует. Степень низкого безгранична и степень высокого также безгранична, степень роскоши и великолепия, но речь идёт о золотой середине, так мы можем выразиться. Там живёт любовь, она не заботится о будущем, она присутствует в настоящем. Ради любви можно рискнуть всем в будущем, а о прошлом из любви можно не думать вовсе, но жить и действовать в живом настоящем, такова идея. Величие, роскошь, пышность – всё это не слишком подходит для любви. Простая жизнь – вот высочайшее положение, в котором возможно взаимодействие любви. Мы должны думать таким образом. Роскошь, богатство беспокоят любовь, создают помеху для неё.
# 32:29
Поклонение Божествам
Преданный: На Западе Свами Махарадж дал нам поклонение Божествам, но величественным образом.
Шридхар Махарадж: Это арчан, он предназначен для Вайкунтхи, не для Голоки. В Рамануджа-сампрадае процветает арчан, он занимает главенствующую позицию. Но в Гаудия-сампрадае служение стоит на первом месте, бхаджан. Также во Вриндаване и в других местах можно увидеть арчан, но по достижении определенной стадии он отходит на второй план. Арчан описывается как низшее измерение. Арчан и бхаджан, в этом различие. Арчан подразумевает пробу, перед настоящим боем проводится учебный бой, тренировка, махора. Когда солдаты имитируют бой, арчан подобен этому. Это как игра с куклами с целью обрести определенный навык, привычку, своего рода практика. Подобно тому как девочки играют с куклами, как-будто бы они уже вышли замуж, стали мамами, готовятся к семейной жизни, нечто в этом роде. Учебный бой, арчан подобен этому, подготовка к реальному служению. Готовя себя к реальному служению, мы делаем аналогичные действия во внешнем измерении, используя внешние чувства. Мы пытаемся учиться служению, но я не полностью вырос в этом процессе и не вижу в полной мере того, кто является объектом этого служения, это нечто условное. Я не являюсь стопроцентно чистым слугой, и я не могу чувствовать, что Божество передо мной действительно сидит и принимает моё служение, но условно. Мы имеем здесь дело с тренировкой, чтобы впоследствии, когда связь будет установлена, эта тренировка помогла мне. Сформированные навыки, тренировочный бой – и это каништха-адхикар, материалистическая концепция.
# 37:30
Служение преданным
Более высокая концепция – это стадия, на которой человек оставляет арчану и начинает служить преданным. В сердце преданного присутствует более высокое проявление Господа, проявление Господа в Божестве, и Его проявление в сердце преданного. В сердце преданного Господь проявлен более реальным, осязаемым образом, в более сознательной форме, а в Божестве Он присутствует в материальной форме для меня. В сердце преданного пребывает тот же самый Господь, но в своей более высокой, сознательной форме. В сознательной форме Он присутствует в сердце преданного. Преданный реальным образом испытывает это чувство, и это нечто сознательное. Но то, что мы находим в Божестве, мы видим кукол, которые не способны… Для того чтобы стать доступным нашему чувственному опыту, Господь принимает форму мурти, для того чтобы сделать доступным то, что недоступно восприятию обычных чувств, осязанию, обонянию. Для того чтобы сделать себя доступным этим чувствам, Он нисходит на низший уровень в образе Божества. Но тот, кто хочет почувствовать Его духовное существование, для него будет гораздо более благотворно служить преданному, нежели Божеству, так говорится в «Бхагаватам».
# 39:44
Вайшнав – проявление Господа
Возможно, вы слышали историю Гаджа-раджи. В Южной Индии жил царь, он лично совершал поклонение своему семейному Божеству. И однажды во время этого поклонения к нему в гости пришел Агастья Риши. Слуги сообщили царю о том, что явился риши, в то время царь совершал поклонение. Царь сделал вид, будто он не слышит этого. Он слышал о том, что Агастья пришёл, однако он пренебрег этим, не ответил, сделал вид, что он глубоко занят поклонением. После того как поклонение было завершено, он спросил: «Что случилось?» и попросил слуг устроить всё необходимое для того, чтобы принять гостя. Поскольку в гости пришел Вайшнав, а царь сделал вид, что он глубоко погружен в поклонение, тем самым он оскорбил Вайшнава, и поэтому в следующей жизни он родился слоном. И когда этот слон сражался с крокодилом, произошла долгая битва между ними. Когда слон очень устал, был изнурен, он стал призывать Имя Кришны: «Господь, спаси меня». Подобный темперамент проснулся в нём, поскольку он был преданным. Этот царь принял форму слона, но внутренне оставался преданным, его звали Гаджа-радж, царь слонов. Когда он не мог спасти себя от атаки этого крокодила, он стал громко призывать Имя Кришны.
Преданный: Он стал говорить: ом намо бхагавате васудевая?
Шридхар Махарадж: Есть хорошая бенгальская пословица: «Моя смерть приблизилась, мой Господь, защити меня». Этот царь родился в качестве слона только из-за оскорбления в адрес преданного-гостя. Он совершил это оскорбление под предлогом того, что занимается поклонением Божеству. Он слышал о том, что пришёл преданный, однако он сделал вид, что не слышал об этом, поскольку он думал: «Если я отправлюсь туда, то я совершу оскорбление здесь, поскольку я пренебрегу моим поклонением Божеству, занимаясь человеком». Он посчитал Вайшнава человеком, смертным, а Божество – Самим Богом, – то было его преступление. Поэтому таков вердикт шастры: если мы слышим о том, что пришел преданный в то время, когда мы поклоняемся Божеству, то мы должны оставить поклонение Божеству и должным образом принять гостя-Вайшнава и затем вновь вернуться к поклонению, поскольку Вайшнав не человек, а проявление Самого Господа. Мы не должны относиться к нему как к человеку, но как к преданному, что означает: Бог существует в его сердце ясным образом, и это Божественное присутствие более важно, нежели Его присутствие в Божестве. Он присутствует в Божестве, но также Он говорит: «Я присутствую в сердце Моего преданного», и это присутствие более ясное, благотворное и реальное для нас. Поэтому прежде всего мы должны оказывать почтение Вайшнаву, отдавая ему предпочтение перед Божеством. Его присутствие в сердце преданного более реально, и то и другое – указание Господа.
# 46:31
Господь в сердце преданного
Когда я впервые пришёл в Гаудия-матх, я увидел, что в арендованном доме было установлено Божество Махапрабху. Окна комнаты выходили на дорогу на первом этаже, где стояло Божество. И я видел, что Гуру Махарадж находился в комнате на втором этаже. Я спросил преданного:
– Этот Махапрабху сделан из дерева, глины или какого материала?
– Что ты такое говоришь? – рассердился он. Это Сам Махапрабху находится здесь. Он не сделан из глины, дерева или минерала, нет, Он сам здесь, – так он сказал.
– Хорошо, это Сам Махапрабху, Он лично присутствует здесь. Но в таком случае почему ваш Гурудев, которого считают величайшим преданным, не рядом с Махапрабху, если сам Махапрабху здесь? – таким был мой вопрос. Если сам Махапрабху присутствует здесь, тогда величайший преданный среди вас должен находиться рядом с Ним. Но он находится на втором этаже, а Божество на первом, рядом с дорогой. Как понять это, какова причина?
– Здесь присутствует Махапрабху и в его сердце, сердце Гуру, Он присутствует. Он никогда не лишен общества Махапрабху, он всегда выражает Ему свою преданность, и проявление преданности в его сердце более высоко и велико, нежели присутствие Махапрабху в Божестве.
Я понял то, что он мне говорил, понял, что в этом аргументе сокрыта некая реальность. Махапрабху здесь, и в сердце преданного присутствует Махапрабху, но в сердце преданного проявление Махапрабху более высоко, осязаемо, нежели Его проявление в Божестве, таким образом. Пять стадий, каким образом Божество проявляет Себя в этом мире.
Преданный: Пять проявлений?
Шридхар Махарадж: Да, изначальное положение, проявление Его «Я», экспансия с целью управлять Вайкунтхой. Тот, кто нисходит в этот мир, Матсья, Курма, Вараха, Нрисимха, Вамана и т. д., те, кто нисходит в этот материальный мир, чтобы помогать падшим душам. Антарьями, ещё одно проявление в сердце. Параматма в сердце каждой души. Рядом с каждой душой пребывает Параматма. И арча, когда Он нисходит на наш уровень чувственного восприятия, чтобы привлечь нашу энергию и внимание к этому тончайшему измерению. Он нисходит в грубое измерение из тончайшего измерения бытия. Пять проявлений Верховного, они особо упомянуты в философии Рамануджи.
Преданный: В «Чайтанья-чаритамрите» мы читаем об этих играх, и в «Бхагаватам». Некоторые преданные имеют непосредственный опыт переживания через Шри Мурти, они говорят. Сакши Гопал, например…
Шридхар Махарадж: Да, Сакши Гопал, Радха-Раман, это также возможно, Он может утвердить себя где угодно. Если Он захочет, Он может утвердить себя где угодно, любым образом согласно Его сладостной воле. Он повсюду, Он даже вышел из колонны в качестве Нарасимхи, чтобы помочь Прахладу. Он может выйти из атома, это виграха, Божественный образ. Божественная виграха может выйти из атома, для Него это легко.
Преданный: Но в обществе преданного можно обрести больший урок, нежели в общении со Шри Мурти.
Шридхар Махарадж: Да, мурти пассивно, а преданный активен, и книга также пассивна, но она более живая, нежели шри мурти. Шастра – нечто большее, нежели шри мурти, а садху – нечто еще большее, он может дать больше, чем писание. Преданный – источник полной, совершенной концепции, особенно когда Господь желает открыть себя через преданного. Особенно когда Господь желает того, тогда даже джунгли могут пробудить память о Кришне, о Вриндаване, по Его воле всё возможно. Это отдельное явление, в противном случае существуют правила и предписания, и Его санкция общего характера такова, но особая воля, частный случай, всё может быть. Обычные законы страны, а затем закон, принимаемый в чрезвычайной ситуации. В чрезвычайной ситуации может быть издан особый закон. Например, всё имущество в стране принадлежит государству, аннулируется частная собственность. Его воля, самодержавие превыше всего. Закон общего характера имеет место для широких масс соответственно их уровню, градации, шаг за шагом, но особые характеристики закреплены за Ним и могут быть использованы где угодно и когда угодно.
# 54:56
Риск может быть оправдан
Преданный: Я читал в «Бхагавад-гите» Свами Махараджа, там описаны виды долга. Этот предписанный долг в этом мире может быть либо материальным, соответственно психическому и физическому состоянию дживы. В обусловленном состоянии существуют определенные предписанные обязанности, но существует также духовный долг, наставления. Похоже, что проводится различие.
Шридхар Махарадж: Предписанный долг, шастры, для широких масс. Медицинский справочник содержит инструкции общего характера, обращенные к пациентам на случай болезни. Но специалист, доктор, может дать нечто более конкретное частного характера, учитывая состояние конкретного пациента, игнорируя общие предписания. Существует великое множество лекарств, которые рекомендуются в данном случае, но какое-то конкретное лекарство будет в большей степени благотворным для тебя, врач способен выбрать. Шастра даёт указания общего характера для масс, а конкретные указания могут быть даны доктором в той или иной ситуации исчерпывающего характера.
Преданный: Возникает вопрос. Когда я читал комментарии Свами Махараджа, похоже, из них явствует, что человек не должен принимать санньяс до тех пор, пока он не полностью свободен от анартх. Было бы ошибкой для него преждевременно занимать это положение, это правильно?
Шридхар Махарадж: Да, опять же общее и частное. Когда Наполеон вернулся из московского похода, большая часть его солдат погибла, и он издал указ: «Любой, кто достиг определенного возраста, должен стать солдатом, пойти служить». Менее квалифицированная армия, которая руководима более опытным военачальником, имеет шансы на победу. Что ты говоришь?
Преданный: Я хотел бы знать, санньяс…
Шридхар Махарадж: Да, санньяс, когда речь идёт о руководстве хорошего, опытного генерала, обычные солдаты достигают более высокого положения, если это отвечает требованиям момента, подобное положение вещей, нет риска, нет выигрыша. В целом в «Бхагавад-гите» говорится: «Не рискуй. Там, где ты находишься сейчас соответственно твоим способностям, делай то, что нужно и не будь слишком амбициозен». И в то же время трубный зов: сарва дхарман паритьяджа – оставь всё и приди ко Мне. Существуют конституционный и революционный методы, ты можешь полностью проиграть, но если ты одержишь победу, твоя победа будет тотальной, когда речь идёт о революционном методе. Революционный метод, если ты достаточно мужественен, если ты способен рисковать, то воспользуйся революционным методом, и очень быстро ты достигнешь цели. Если же речь идет о конституционном методе, то это может занять долгое-долгое время. Нечто в этом роде, в шастрах описаны эти явления. Поэтому в общем и целом когда отсутствует подобный сильный духовный руководитель, хранитель, то ты не должен идти на подобный риск и принимать санньяс. Но если у тебя есть привилегия принимать руководство великого руководителя, тогда ты можешь рискнуть и за столь короткое время обрести столь великую заслугу, преимущество, что даже падение не будет препятствием. Иначе на постепенный путь могут уйти жизни и жизни.
Если ты воспользуешься преимуществом высшего руководства, всего лишь за два года…Скажем, торговцы, которые торгуют во время войны, за два года могут заработать столько, сколько не заработают за 10 лет мирной жизни, нечто в этом роде. Если ты чувствуешь внутреннее вдохновение, ты можешь прыгнуть, если ты не в силах сдержать себя, если ты уверен в победе, вдохновлен. 10 шлок, которые девариши Нарада дал Ведавьясе, он сказал: «Сконцентрируйся на смысле этих шлок и напиши «Бхагаватам. Это 10 ключевых шлок, я даю их тебе». Одна из этих шлок гласит: «С незапамятных времен ты движешься по замкнутому кругу: действие – реакция, действие – реакция, порочный замкнутый круг. Но всякий раз, когда тебе представляется возможность вырваться из этого порочного круга, не продолжать этот постылый и вечный путь, но сойти с него, даже если в процессе этого побега ты пострадаешь, это не имеет значения, поскольку в противном случае ты всё равно останешься в порочном круге. Если даже ты что-то потеряешь, то это желательно, поскольку если ты будешь успешен, то тебя ждёт неслыханный успех, который недостижим, когда ты продолжаешь оставаться в этом порочном круге. Ради служения Господу мы можем пойти на риск, санньяси, брахмачари, ванапрастха, если ты преждевременно принимаешь санньяс, будучи незрел, падаешь в результате. Если у тебя есть шанс служения чистому преданному какое-то время, то за это время, пока ты служишь ему, ты обретешь такие великие ценности, которые помогут тебе в твоей будущей жизни, даже если ты упадешь.
В «Бхагаватам» говорится: «Любые потери и прогресс, ты прогрессируешь, затем регрессируешь, ты прыгаешь вперёд и оказываешься как будто бы в проигрыше, но то, что приходит к тебе, стоит того». Сарва дхарман паритьяджа – иди ко Мне, обрети прибежище во Мне. Если на этом революционном пути ты пострадаешь, тебе будут нанесены раны, увечья, то Я компенсирую их, ты рискуешь ради благого дела. Мы беспомощны, у нас нет перспективы, надежды. Просто снискать репутацию санньяси, я лидер общества, ачарья, религиозный авторитет, одежда санйаси, внешняя форма – всё это не имеет никакой ценности. Но ради реального дела ты должен рисковать, нет риска – нет выигрыша, такой метод следует усвоить. Бхактивинод Тхакур рекомендовал то, о чем я говорил, конституционный метод, он говорил: «Не следует легко отказываться от жизни грихастxи». Скорость движения в этом укладе не столь высокая, но наш Гуру Махарадж призывал к риску: «Приди и служи под моим началом, и твой выигрыш будет баснословным. Рискни, приди, я направляю этот поход к трону Махапрабху, приходи и присоединяйся ко мне».
Преданный: Я читал в «Бхагавад-гите» Свами Махараджа о том, что если человек не чист в сердце, то…
Шридхар Махарадж: Санньясы бывают нескольких типов, тот, кто готов полностью, но как быть готовым, каким образом? Три типа санньясы и дикша также. Если у нас есть возможность принимать подлинное, высокое руководство, если в сердце я могу принять высокого руководителя, тогда я могу рисковать. Но если у меня нет достаточного представления о месте назначения, о цели, тогда мне не стоит идти на риск. Чистое, ясное представление: я не пригоден, у меня нет качеств, но благодаря помощи руководителя я постараюсь, он компенсирует мои изъяны, его сила компенсирует возможные изъяны и потери. Это вечный путь, когда я иду по нему, иногда возникают увечья, раны, но если я искренен, искренность всегда занимает высшее положение. если я искренен в своем стремлении к цели, если я хочу этого, я не удовлетворен ничем, кроме этого, тогда я должен пойти на риск, у меня есть шанс рискнуть. В обычной жизни мы видим примеры такого рода, когда мы должны рисковать, внутренняя потребность возникнет. У меня есть шанс, я должен им воспользоваться, рискнуть. В благоприятных обстоятельствах, окруженный друзьями и руководимый хорошим хранителем, когда такие обстоятельства присутствуют, я должен рискнуть, а возможные увечья, раны будут в полной мере компенсированы. То малое, что я обрету за короткое время, есть нечто стоящее.
# 1:09:38
Искренность
Он есть, но тот, кто не искренен, кто будет имитировать других, окажется в проигрыше. Искренне стремящийся человек может быть вознагражден, а имитация не поможет нам. Отсутствуют подлинные качества, только движимый своими амбициями я стремлюсь к славе, имени, репутации – это дурно. Но искренняя жажда, потребность, их следует приветствовать. Он повсюду, и Он поддерживает, помогает благим. Он говорит: «Я всегда помогаю тому, кто искренен достичь их цели в жизни». Прежде всего необходима искренность – это ключевой фактор, усилия должны быть искренними.
Преданный: Махарадж, это также относится к Харинаме и дикша-посвящению, этот принцип?
Шридхар Махарадж: Да, всегда. Имитация не похвальна. Искреннее стремление, жажда – их следует всячески культивировать, а любые изъяны могут быть минимизированы и компенсированы в очень скором времени, но искреннее желание должно присутствовать, а имитация скверна. Представители группы сахаджия занимаются имитацией. Они считают, что очень быстро можно забраться на вершину горы. Санньяса подразумевает полную занятость в служении, вовлеченность. И также обычные грихастхи могут быть безраздельно преданны, это возможно. Возможно, что грихастха может быть стопроцентно преданным, тогда как санньяси предан лишь на сколько-то процентов. Это также возможно, поскольку мы видим, есть множество паршада-преданных. Вечные преданные также приходят сюда в качестве грихастх иногда, но их не следует относить к этому кругу обусловленных душ категории преданных-садxак. Есть преданные-садxаки, они находятся в процессе реализации, они не полностью реализованные души. Полностью реализованные души могут приходить в обличие санньяси, грихастхи, в любой группе, с ними всё в порядке на сто процентов, к ним нет вопросов. Но те, кто находятся в процессе реализации, к ним есть вопросы, и главный вопрос – это искренность, которую следует воодушевлять, поощрять, тогда как имитацию следует безоговорочно отвергать. Если мы хотим приблизиться к истине, то истина выходит нам на встречу и обнимает нас, и главное – это искреннее, горячее желание. Речь идёт о свободе выбора, в противном случае это наше право от рождения, наше самое сокровенное право таково: отправиться на Голоку. Мы на чужбине, чужаки по отношению к нашему родному дому. Сейчас я хотел бы остановиться.
Tpaнскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.