Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2011 / «Природа беззаветной преданности»

«Природа беззаветной преданности»


«Природа беззаветной преданности» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 10 февраля 2011 года, Лондон.

Природа беззаветной преданности

#00:00

Виды долга в «Бхагавад-гите» и мировых религиях

Б. Ч. Бхарати Свами: Сегодня мы продолжим. «Мадхья-лила», глава 22, текст 56. Мы будем просто читать, а если возникнут какие-то вопросы, то, пожалуйста, задавайте их. Кришна настолько милостив, что просто, обратив свои наставления к Арджуне, дал защиту всему миру. Здесь Шрила Кавирадж Госвами ссылается на «Бхагавад-гиту». Как мы знаем, «Бхагавад-гита» посвящена исключительно совершению долга. И мы знаем, что, в отличие от всех так называемых мировых религий, наша традиция показывает, демонстрирует или адресует различные виды долга различным категориям людей, представителям различных каст, находящихся на разных стадиях жизни, по мере прогресса, развития человека на протяжении его жизни, тогда как другие религии, как скажем, в христианстве существует десять заповедей. Да, десять заповедей, которым каждый, независимо от того, кто он или кто она, должен следовать. Должен или должна, будь то ребенок или старик, или взрослый человек, или мужчина, или женщина, не имеет значения или это монах, или это светский человек, мирской человек. Каждый христианин и каждая христианка должны следовать определенным правилам. И то же самое относится к иудаизму. Все правила и предписания, иудейские или мусульманские, адресованы каждому последователю, последовательнице этой религии.

#02:29

Четыре сословия и четыре стадии жизни людей

Здесь же, в традиции вайшнавизма, которая, как мы знаем, была начата Нарадой Муни, дедом Бхишмой и Кришной на поле битвы Курукшетра, эти религиозные авторитеты разделили членов человеческого общества на четыре группы, четыре категории. А именно: класс образованных людей, или брахманы, класс администраторов – кшатрии, затем люди, создающие материальное благо, они именуются вайшьями, и класс рабочих. И долг варьируется в зависимости от качеств человека и его социального статуса. Представители всех этих каст проходят четыре жизненные стадии, а именно: стадии ученика, с детства до возраста приблизительно пятнадцати лет человек является учеником, затем он может жениться, может остаться холостяком. Но если он женится, то он становится домохозяином. Затем, по прошествии какого-то времени, он уходит на покой, эта стадия жизни именуется ванапрастхой. Ванапрастха тот, кто отстраняется от мирской деятельности, когда говорится о морщинах. Когда ты увидишь морщины на своем лице, когда ты увидишь, как твои волосы седеют, и когда родится твой первый внук, ты должен уйти.

Слушатель: Кто? Внук?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Когда у тебя рождается первый внук, ты должен уйти из мира. И последняя стадия – это нищий, или странник, человек, который странствует. И для представителей каждой касты и каждого жизненного уклада Кришна в «Бхгавад-гите» указывает на различные виды долга. Вот почему в этом стихе сказано: «Кришна настолько милостив, что просто, обращая свои наставления к своему другу Арджуне, дал защиту.

#05:20

Два вида долга: внешний и внутренний

Итак, в варнашраме-дхарме не каждый ее член выполняет один и тот же долг, но представители различных каст и разных жизненных укладов выполняют разные виды долга. И когда Бхишма лежал на смертном одре, пронзенный стрелами, в этот момент он дал наставление Юдхишхире. Когда его дед умирал, Юдхишхира спросил у него: «Каковы обязанности царя? Каковы обязанности женщины? Каковы обязанности мужчины и женщины? Каковы обязанности души? Каковы обязанности людей по отношению к царю, подданных?»… У вас есть вопрос? Да, да. Это наставление также было дано Кришной Арджуне и Бхишмой Юдхишхире. Особенно в «Бхагавад-гите» в стихе 4.21 он говорит: «Существует два вида долга: внешний долг, или пракрита, или джайва-дхарма, и внутренний – нитья-дхарма». Пракрита-дхарма, или внешняя дхарма, может варьироваться соответственно возрасту человека, соответственно его полу, соответственно его социальному статусу, это обусловленный долг. Хотя это важно, следовать долгу в обусловленном состоянии, поскольку подобное следование помогает тебе осознать смысл выполнения этого долга, но также существует внутренний долг, который постоянен, непреходящий, никогда не изменяется, независимо от того, какова рябь на поверхности океана, но там, глубоко внизу, всё неизменно, ничто не изменяется. И он говорит, джайва-дхарма, или санатана-дхарма, или нитья-дхарма, что означает: эта дхарма, долг, относятся исключительно к Богу. Наш внутренний долг относится только к Богу. А внешний долг относится к семье, к обществу, к предкам, к будущим поколениям. Все, кто угодно, полубоги или природные стихии, о чем бы ни шла речь..

Слушатель: Это религиозность?

Да, это явление именуется дхармой. Иногда, дхарма. И поскольку мы все занимаем то или иное положение в социуме, и в зависимости от этого наш долг варьируется. Но долг нашей души, или джайва-дхарма, неизменен. Кришна так же говорит: когда человек одновременно выполняет долг двух типов, скажем, если, вы служите вашим родителям, то иногда это служение родителям может быть служением Богу, если они преданные. Или служение царю, который является преданным Бога. Это то же самое, все равно что служить Богу. Или если женщина служит своему мужу, который является религиозным человеком. Казалось бы, на поверхности она выполняет свой внешний долг, но внутренне она служит Богу. И в этом случае внутренний долг и внешний долг тождественны. Но затем Кришна говорит: иногда наступает критический момент, когда внешний долг становится отличным от внутреннего долга, внешний от внутреннего. И это в критический момент, когда ты должен выбрать, ты должен отвергнуть социальный долг, или внешний долг, долг перед семьей, перед нацией, ради долга по отношению к долгу.

#10:47

Противоречие внутреннего и внешнего долга Арджуны

И именно это произошло с Арджуной. Его внешний долг вступил в конфликт, в противоречие с его внутренним долгом. Его внешний долг состоял в том, чтобы он в качестве царя защищал своих подданных, своих ближних, своих родственников. Когда он увидел членов своей семьи во вражеском лагере, то он столкнулся с дилеммой: должен ли он защищать свою семью, поскольку, если он их убьет, он не только убьет своих родственников, но речь шла о всех его братьях. Сын Арджуны и сыновья Пандавов были убиты ночью. Один из персонажей «Махабхараты» убил всех, и Арджуна сказал вначале: «Если я…» Кришна сказал ему: «Ты должен сражаться». Арджуна ответил: «Тогда я не сумею выполнить мой долг, потому что мой долг состоит в том, чтобы защищать, но вместо этого я убью всех». «Бхагавад-гита» посвящена исключительно теме выполнения различных видов долга. И Кришна на протяжении всей беседы показывает Арджуне, когда наступает тот момент, когда наступает то время, когда перед нами возникает выбор: чему нам следовать, внешнему или внутреннему долгу, то мы должны следовать тому, что подсказывает нам сердце. Или говорит Кришна: «Я твой Друг». Кришна показал ему то, что он Бог, свою вселенскую форму, и Он сказал: «Даже если ты убьешь всех своих родственников и членов семьи, ты тем самым преступишь дхарму царя или человеческого существа, но тем самым ты последуешь Моему наставлению, то в этом не будет никакой беды. Ты окажешь благо, принесешь благо всем, кто падет от твоей руки». И Арджуна ответил в конечном счете: «Как бы там ни было, я последую твоему совету или твоему наставлению».

#13:30

Что такое духовная жизнь? Принцип «умереть, чтобы жить»

Конечно, в случае Арджуны это было очевидно. В нашем случае, где внешний долг, а где внутренний долг, это не столь очевидно. А чему же нам следовать в таком случае? Мы должны следовать махаджанам – тому, кому мы верим, тому, кому мы доверяем, – это очевидно. Что есть духовная жизнь? Зенитом духовной жизни является убить себя… Убийство себя в качестве эксплуатирующего существа – это зенит, это высшая точка духовной жизни. Если ты убьешь себя заранее, то ты выживешь. Когда ты едешь на машине, ты должен знать те моменты, те пункты, где ты можешь ослабить ремень безопасности, потому что если ты не сумеешь… Выживание в данном случае означает, что ты должен быть гибок в этом мире, ты должен знать, где ослабить ремень, где, наоборот, его затянуть. Но если ты ослабишь ремень, имеется в виду заранее, имеется в виду в неподходящий момент, то ты рискуешь покалечиться. Только гуру может сказать тебе: «Теперь ты должен отстегнуть ремень безопасности», и ты можешь погибнуть в аварии, но погибнуть в аварии в данном случае означает «умереть, чтобы жить». Наши гуру учат этому: «Умереть, чтобы жить» означает умереть в качестве обусловленного существа, то есть оставить ложное эго, ты должен выбрать правильный момент, когда умереть. И только Гурудев может сказать тебе: «Теперь время. Час настал. Ты готов». Теперь скорость достаточна для того, чтобы убить себя. Поскольку если ты сделаешь это… Именно это качество делает гуру квалифицированным. Он знает правильный момент для ученика, когда ослабить ремень.

#16:11

Метафизический смысл принципа «ждать и смотреть»

Слушатель: Махарадж, наверно, поэтому говорится: «Ждать и смотреть». Подожди и увидишь.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, да, где-то так, он скажет нам в метафизическом смысле или выражаясь метафизическим языком. Кришна призвал свою дорогую, когда время было подходящее. Даже они не были готовы к этому, его подруги, но они отправились к нему. Он заиграл на своей флейте глубокой ночью, и все выполняли свою работу ночью и днем. Кто-то заботился о коровах, кто-то ухаживал за мужьями, за детьми или готовил пищу, но когда они услышали звук флейты, то они бросили всё и бросились к нему. Оставили своих коров, мужей, детей. Эти девы в спешке надели драгоценности неправильно, неправильно завязали узлы на сари и так далее и тому подобное, но они услышали этот зов. И речь идет о зове. Это если говорить об этих вещах метафизически. Но в нашем случае как мы можем знать, какое время правильное? Когда нам откликнуться на зов? В целом мы должны совершать наш мирской долг до тех пор, пока мы не услышим зов. Окончательный зов, или высший зов.

#18:21

Возможно ли обусловленной душе войти в Чайтанья-лилу?

Слушатель: Возможно ли, что мы даже в обусловленном состоянии были перенесены в Чайтанья-лилу?

Б. Ч. Бхарати Свами: Чайтанья-лила настолько милостива, что туда можно быть перенесенным в любое время. Даже по прошествии пятисот лет мы можем быть участниками Чайтанья-лилы.

#18:41

Две природы нисшествия Махапрабху

Слушатель: Махарадж, я слышал, читал в одной книге. Чайтанья Махапрабху… Существует, можно сказать, два Чайтаньи Махапрабху. Один Чайтанья Махапрабху – юга-аватар, другой Чайтанья Махапрабху – объединение Радхарани и Кришны. А вот тот, другой Махапрабху, который не есть Радха Кришна, тот, который просто юга-аватар.

Б. Ч. Бхарати Свами: Кришна является аватаром Вишну – это общая идея, которую можно найти в шастре. И в Ведах ясно говорится: Кришна и Баларам являются Ананта-шешей и Вишну. Они пришли вместе, но однажды бывает так: в определенный период времени Кришна приходит самолично, и этот Кришна не есть аватар. Когда Кришна приходит как Сваям Бхагаван, или Сваям Рупа, то есть изначальный Кришна, а вслед за ним приходит Чайтанья Махапрабху, и вот этот вот Чайтанья Махапрабху, который приходит вслед за изначальным Кришной. Кришна – есть изначальный Махапрабху. А, как правило, Махапрабху приходит, чтобы проповедовать воспевание святого Имени, и, как правило, его лила прекращается прежде, до Пури, так сказать. Как правило, в этих нисшествиях Он не отправляется в Пури, но в последний раз, в последнем воплощении, или пришествии, Он отправился в Пури и находился там, и демонстрировал там эмоции Шримати Радхарани. И это изначальный Махапрабху. Как правило, Махапрабху распространяет новую религию. Он никогда не демонстрирует эмоции Вриндавана. А на этот раз Он демонстрировал их, поскольку…

#21:02

Отношения души и Сверхдуши

Слушатель: То есть до него приходил изначальный Кришна?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Да. Как правило, я говорю «как правило», имея в виду, что дживы, души, являются слугами Высшей Души. Атма, дживатма, частица, или слуга, или служанка. Параматма, или, как это назвать? Вселенская атма. Как правило, но какого рода служение? Кришна дает нам намек, представление. И Махапрабху объясняет нам, о какого рода служении идет речь, какое служение атма совершает по отношению к вселенской атме. И Кришна показывает, что атма есть существо женского пола и должна служить Вселенской Душе в этом качестве, в качестве женского начала, и это сексуальное служение. Не просто служение как таковое, служение общего порядка. Но, если так можно выразится, половое служение. И Махапрабху также объясняет эту истину в разговоре: он направляет Рамананду Рая своими вопросами формально. Говорит Рамананда, но Кришна задает ему вопросы таким образом, что ответы очевидны. Поэтому Рамананда Рай объясняет, какого рода служение, что есть высочайшее служение.

#22:48

Высочайшие эмоции Махапрабху

И Махапрабху показывает физически, так сказать, как его форма, когда имеется в виду, когда Махапрабху испытывал высочайшие эмоции Служанки (с большой буквы) по отношению к Нему (с большой буквы). Демонстрируя эти эмоции, Махапрабху утрачивал все твердые части своего тела, то есть его суставы, или сочленения, расходились в теле. Он словно растекался, его плоть словно растекалась. Это мистическое проявление. Какого рода эмоции они переживают в высочайшей обители, у них нет твердых частей. Нет, нет, не духовное. Есть одно английское хорошее слово meek, может означает хрупкий…

Слушатель: Cмиренный?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, смиренный… Meek – это мягкий, или хрупкий, или гибкий, где-то в таком смысле. Meek означает мягкий, это понятие включает физическую мягкость, и мягкий голос, и смирение, всё-всё мягкое или meek, где-то даже можно сказать «жидкое», то есть отсутствие твердых частей.

Слушатель: Чувствительное?

Б. Ч. Бхарати Свами: Имеется в виду следующее: как бы вы ни коснулись, если вы касаетесь твердого существа, то есть Кришну, то вы повторяете его форму. Когда вы касаетесь… вы подобны жиже, жидкой субстанции, растекшейся. Махапрабху показывает нам вот это расчленение, утрату формы, когда он словно теряет свою форму, это означает: любая форма, которую захочет Кришна от Партнерши, Она принимает любую форму, настолько она мягка, настолько Она подвижна или жидка. Кришна есть олицетворенная твердость, жесткость, или эгоизм. Он Эгоист (с большой буквы), а его Партнерша – противоположная по своей природе: она мягка, она жидка, она принимает любую форму, можно даже выразиться, аморфна, но в том смысле, что она принимает любую форму по его желанию И Махапрабху демонстрирует это явление: когда он словно становится материей, теряет форму, это своего рода намек на то, что происходит там. В паракия-расе нет форм. Любая форма, которую Личность номер один хочет от них, они принимают, любую форму.

#26:26

Кто является верховным – Кришна или Гауранга?

Слушатель: Я хотел услышать объяснения того, кто является верховным, с вашей точки зрения, Кришна или Гауранга?

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы гаудия-вайшнавы, это центральный пункт нашей веры. В нашей религии Махапрабху Гауранга – высочайшее явление, высшее. А Кришна и Радха – оба происходят из Него. Это означает, что Гаура-лила выше. Это то, чему нас учит Шрила Шридхар Махарадж. И, будучи его последователями, последователями Матха, который он установил или учредил, мы следуем этой концепции. Но не противоречит ли это тому, что сказали прошлые ачарьи? Для меня этого достаточно: он это сказал, он это утвердил, я этому следую. Шрила Шридхар Махарадж, и также это не вопрос слепой веры. Гауранга есть Радха-Кришна нахе анья, Он есть объединение Радхи и Кришны. Радхи и Кришны. Да. Да. Как инь-янь. Знаете, что такое инь-янь? Махапрабху есть Радха и Кришна вместе. Не только Шрила Шридхар Махарадж объясняет эту истину. Это Джива Госвами учил нас этому, он говорит: «Без Радхи Вриндаван просто место хаоса». Если мы уберем Радху из Вриндавана, то что мы увидим? Кришна только убивает».

#28:56

Суть Кришна-лилы. Проявления Кришны

В чем суть Кришна-лилы? До того, как он достиг возраста, когда он встретил своих близких преданных, Он занимался только убийством, Он убивал.

Слушатель: Кришна был царем Двараки, не правда ли?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, когда он вырос, когда он стал взрослым, он стал царем Двараки.

Слушатель: А на Курукшетре? Это изначальная форма Кришны на Курукшетре?

Б. Ч. Бхарати Свами: В качестве пастуха существует изначальная форма. И как мы выражаемся по-русски, мы говорим так. Актеры, и если я буду играть какую-то роль, то я надену маску, и Кришна является некой личностью, иногда он играет какую-то роль. Когда Он лишен всех ролей и когда Он остается таким, какой Он есть, то Он в обществе Радхи. И как тогда Его зовут? Шьямасундар, Радха-Шьямасундар. Но это невидимо для нас. Но когда Он с другими гопи, то это его первая пракаша, или его первая аватара, можно сказать, Его первая эманация, первичная. Затем, когда Он находится в обществе других преданных Вриндавана, это его вторичные эманации. Когда он находится с преданными не Вриндавана, такими, как преданными Двараки, то это его дальнейшие эманации. А на Вайкунтхе это его последняя, окончательная эманация.

#31:29

Изначальный Кришна. Грани отношений

Слушатель: То есть высочайшая форма Кришны – это Шьямасундар?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Со Шримати Радхарани. Это не его форма, это Он. Всё остальное – это его форма. Радха-Говинда или Радха-Шьямасундар, где бы она ни была, поскольку тогда это полное явление. Почему мы говорим это? Потому что мы верим в то, что изначальная форма Господа – это та форма, в которой Он самый счастливый. Форма, в которой ему не нужно следовать каким бы то ни было правилам. Кришна говорит: «Я прихожу в этот материальный мир для того, чтобы спасать праведных и убивать демонов. У Него есть миссия, Он выполняет некую миссию. Это означает, что Он каким-то образом ограничивает себя или регулирует себя. Он не может выйти за определенные рамки, потому что Он пришел с определенной целью. Но с ней Он не связан какими бы то ни было ограничениями, Он делает всё, что хочет. Вот почему мы говорим, Он самый счастливый в этом состоянии, поскольку ничто Его не регулирует. Это означает, что Он в высшей степени свободен. Это Он и есть. А все остальные его формы – это некие ограничения, не формы, а все остальные проявления. Это подобно нам. Когда мы идем по улице, то мы должны следовать неким правилам, правильно? Мы должны надеть определенную одежду или мы должны каким-то образом ограничить себя. Или мы можем вести машину, ехать только по определенной стороне дороги, мы можем следовать каким-то дорожным правилам, все что угодно. В обществе родителей мы тоже должны следовать неким правилам. Мы не можем дать пощечину матери или отцу. Мы не можем п рыгнуть к ним на колени, что-то в этом роде. Какие-то правила. Хотя вы счастливы, будучи в обществе матери и отца, и у вас счастливые и радостные отношения с ним или с ней, но все равно вы связаны. С вашей женой вы тоже связаны до известной степени, ограничены. Потому что она целомудренная женщина, вы не можете ей навязывать какие-то вещи. Имеется в виду добродетельная жена. Но когда вы находитесь в обществе своей возлюбленной…

Слушатель: Подружки или любовницы.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да, если угодно. То в этом случае вы не ограничены. Поскольку следующей ночью ничего не будет, возможно. Вы не связаны. Да, у вас нет ответственности, правильно. Джордж Майкл – автор такого выражения (по-русски так и не скажешь). Он сказал что-то наподобие: «Быстрая любовь». Как есть Fastfood, Джордж Майкл сказал: „Fastlove“. Так вот, Кришна связан правилами во взаимоотношениях с легальными женами. Когда Он находится в обществе сыновей, или в обществе родителей, или когда Он находится в обществе других обитателей Вриндавана, с кем угодно, Он следует определенным правилам. Он должен следовать. Когда Он присутствовал на поле битвы Курукшетре, то Он дал слово – пообещал не касаться оружия, и Он был вынужден следовать своему слову, поскольку Он поклялся. Конечно, однажды Он почти нарушил свое слово, когда Бхишма сломал колесницу Арджуны и практически убил Арджуну, тогда Кришна не мог сдержать себя и набросился на Бхишму. И Бхишма был счастлив, и когда Кришна его убил фактически, Бхишма сказал: «Теперь я умру счастливо». Но так или иначе Кришна следовал правилам. И только лишь глубокой ночью во Вриндаване в обществе его очень близких, очень интимных подруг, у него нет правил. Он жесток, он убегает от них, он сводит их с ума. Так вот, что касается Двараки, там, конечно, не пребывает изначальный Кришна.

#37:05

Идеал как объект поклонения

Слушатель: А в чем отличие, в чем особенность этого Махапрабху?

Б. Ч. Бхарати Свами: В том, что Он показывает идеал… А идеал – это наша цель? Нет, идеал, который является объектом нашего поклонения. Он демонстрирует эти интимные эмоции не для того, чтобы мы имитировали их или пробовали их. Понимаете, да? Пробовали как… Но мы должны знать, что этот эмоциональный опыт, присущий нашим ачарьям, – удел наших ачарьев, которые являются членами узкого интимного круга окружения Кришны.

Слушатель: А мы? Мы также можем стать близкими?

Б. Ч. Бхарати Свами: Никогда! Мы лишь поклоняемся этому явлению.

Слушатель: Да, я понимаю, что поклоняемся, но…

Б. Ч. Бхарати Свами: Никогда!

Слушатель: Как говорится, нитья-сиддха.

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы лишь поклоняемся. Мы не достигаем. Не достигаем. Мы лишь поклоняемся. Это невозможно.

Слушатель: А что, неужели Кришна-према невозможна? Что вы хотите сказать?

Б. Ч. Бхарати Свами: Их према той природы, которой наделены они. Мы лишь поклоняемся этому.

Слушатель: Разве не может эта према подарена?

Б. Ч. Бхарати Свами: Джива не может достичь этого явления. Но для Господа возможно дать эту прему.

Слушатель: То есть, выходит, в результате, что возможно?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, невозможно. Невозможно.

Слушатель: Да. Но вы понимаете, что я хочу сказать?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это, по сути, то же самое. Для Него всё возможно. Но для нас это невозможно. Да. Поскольку это означает смерть души. Джива не может выстоять, не может вынести это явление.

Слушатель: Но, получается, все равно это возможно, такого рода опыт?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Но это решать Ему.

Слушатель: Но, получается, что если Ему решать, то все же возможно? Ну, Махарадж, ну разве нет? Ведь логически рассуждаю?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Это вопрос уместный, но… Есть какие-то сомнения или вопросы у старших преданных? Хорошо.

#39:53

Трансформация души

Слушатель: Так джива обретает Кришну и Радхарани?

Б. Ч. Бхарати Свами: Невозможно. Почему невозможно? Потому что джива, душа, не может пережить это нечто.

Слушатель: А если Кришна дает ей этот опыт?

Б. Ч. Бхарати Свами: Тогда джива умирает. Это означает смерть дживы, души. Джива, душа, слишком грубая, чтобы пережить это.

Слушатель: Слишком что?

Б. Ч. Бхарати Свами: Не слишком грубая, слишком сложная. Нам говорят, что душа – это элементарная частица сознания, но она состоит из трех элементов: воли, мышления и чувства. Воля, мышление и чувства суть составляющие дживы. И это начало слишком грубое, это большие частицы. Слишком большая частица не способна войти в высшую сферу, в высшее царство, поскольку она трехчленная. Она состоит из трех частей. Там стоят некие, образно говоря, фильтры, которые не позволяют пройти. Трехчленному существу хода нет. Три составляющие, и стоит некий фильтр. И лишь та часть составляющего служения, которая представляет собой одну третью, может пройти сквозь этот фильтр в духовный мир, так сказать. Знаете, эти дырочки в фильтре очень маленькие-маленькие, и только самая малая составляющая может пройти сквозь внутрь. Технически это возможно. Это технически возможно, но не для дживы, души, поскольку когда вы способны пережить, то вы уже не джива, душа, это не вы.

Слушатель: Это трансформация?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, это трансформация, но это уже не вы.

Слушатель: Но это в одном смысле? А в другом смысле?

Б. Ч. Бхарати Свами: Все равно это не вы. С любой точки зрения вы прекращаете свое существование, когда вы проходите. Я есть, я есть. Я такой, каким я являюсь. Вы прекращаете быть. В Кришна-лиле, когда Гопа Кумар очнулся и Кришна обнял его и спросил: «Где ты был так долго?», то Гопа Кумар ответил: «Мне снился кошмар. Мне казалось, что я упал в какую-то уродливую, ужасную среду, именуемую Вайкунтхой, где каждый видит Господа только с одной стороны», потому что на Вайкунтхе невозможно видеть спину Господа. Вайкунтха из двух, так сказать, измерений. Куда бы вы ни пошли, это портрет, так сказать. Кришна там предстает в облике такого существа с четырьмя руками, Он всегда смотрит на тебя, и ты не можешь увидеть его сбоку или со спины сзади.

Слушатель: Вы знаете, это как зеркало, там можно видеть себя…

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, нет. Скорее это как картина, портрет, потому что картину можно видеть только с одной стороны. И Гопа Кумар сказал: «Это было нечто ужасное. Я хотел играть. Моя душа хотела свободы игры, по возможности играть. А этот скучный Вишну, с Ним невозможно играть». Мы говорим о 3D, о голограмме, но там была не голограмма, а два измерения. И Лакшми сказала ему: «Существует другой мир». «Лакшми помогла мне», – сказал Гопа Кумар. – И в результате я здесь, я очнулся». И Кришна сказал: «Хорошо, ты никогда не покидал Меня. Ты всегда был со Мной».

Слушатель: Но то было, вот этот персонаж, существо уже не был дживой, душой.

#44:35

Душа не внутри меня, я есть душа

Б. Ч. Бхарати Свами: Не душа внутри меня, я есть душа.

Слушатель: Есть что-то внутри меня. Я есть эта душа.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вы отличны. Не джива. Нет такого явления, как джива, душа, – это и есть вы. Но вы отдельные от вашего тела. Вы нечто иное, чем тело. Это не так?

Слушатель: Да. Да. Я эта душа, я понимаю. Но когда тело умирает, я отделяюсь от этого тела…

Б. Ч. Бхарати Свами: Точно, совершенно верно. Да, да, вы никогда не умираете. Душа. Вы никогда не умираете.

#45:27

Мир адхокшаджа и мир апракрита

Слушатель: То, что вы описываете, – это аханкара. Мы говорим о подлинном тождестве. Да, но, Махарадж, я упомянул аханкару, ложное «я».

Б. Ч. Бхарати Свами: Истинное тождество, идентификацию вы осознаете, когда вы осознаете себя, но, когда вы осознаете, что вы духовная душа, этого достаточно, чтобы войти в духовный мир. Но есть обитель выше духовного мира. Духовный мир не есть высшая реальность. Существует нечто большее высшее, нежели духовный мир, и это нечто большее именуется апракрита, что означает: это нечто одновременно и материальное, и духовное. Выглядит как материальное. Вайкунтха, или четана, духовный мир, выглядит в точности как духовный мир. Там нет ничего, что напоминало бы материальный мир: всё сияет, можно видеть повсюду цветы лотоса. Это всё равно, что обдолбаться, это лучше, чем заторчать, – Вайкунтха. Совершенно духовный опыт. Но есть нечто более высокое, чем духовный мир. И если вы окажетесь там, то вы будете обескуражены, вы растеряетесь, потому что то, что там, выглядит как индийская деревня. Там нет ничего духовного. И мы знаем из «Шримад Бхагаватам», во Вриндаване люди не поклоняются Богу. Они поклоняются полубогам: они поклоняются Индре, они поклоняются матери природе, которая есть Дурга, они поклоняются богу ветра, богу солнца, Варуне, господу Шиве, они поклоняются всем, они поклоняются кому угодно, кто помогает им приблизиться к некому Мальчику, Отроку. Даже когда гопи искали Кришну, то они проходили мимо Вишну, и они поприветствовали Его, сказали: «О Вишну!» Он спросил: «Гопи, чего вы хотите? Я могу одарить вас любым благом, подарить вам все что угодно». И они ответили: «Ты можешь показать нам, где Кришна?» Для них Он не верховный Господь. То есть они игнорируют верховного Господа Кришну полностью напрочь. И тогда, когда они проходили мимо, одна из них осознала, что этот Господь Вишну улыбается, что-то не так с его улыбкой, что-то не то. И они вернулись, и Кришна не смог сдержаться, Он захохотал. Потому что мы знаем, в действительности то был Кришна, который принял этот образ Вишну.

#49:32

Очаровательная улыбка Кришны

И мы знаем из шастры, у Кришны на устах играет легкая улыбка, полуулыбка, Он никогда не смеется, чтобы рот до ушей. Он никогда не серьезен, Он никогда не плачет, Он чуть-чуть улыбается. Очаровательно, но улыбается. Легкая улыбка, трогательная, деликатная. И одна гопи заметила, что что-то не так с улыбкой этого Вишну и что-то здесь не так. И они вернулись. И Он смеялся, Он не смог сдержаться. Он превратился в Кришну вновь. Тогда Он сказал: «Мои преданные, Я не могу вас обмануть». Это то, о чем я говорю. Существует две части, две сферы так называемого духовного мира: настоящий духовный мир и нечто иное, что называется апракрита, который на первый взгляд, на поверхности, кажется материальным миром. Только одно отличие от материального мира состоит в том, что там живет Кришна. А в противном случае всё то же самое.

#50:51

Индивидуальность души. Обитатели Вриндавана

Слушатель: То есть вы говорите, что они не дживы, души?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, нет, нет. Дживы не могут выстоять там. Джива – душа. В Вайкунтхе да, мы дживы, души, мы не утрачиваем наши тождества. Джива-индивидуальность теряется. Это становится частью Шри Радхи. Вы знаете, все обитатели Вриндавана не отдельные существа, они суть части Ее. В действительности они суть качества Ее. Подруги Радхи суть Ее качества, но олицетворенные качества, такие как высокомерие, такие как смирение. Многие-многие качества, которыми она обладает, многочисленные качества олицетворены, персонифицированы в определенных личностях, которые суть гопи. И некоторые качества олицетворены в мальчиках гопах, какие-то качества в траве. Каждый конкретный объект во Вриндаване есть Ее часть и частица.

Слушатель: И джива становится…

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, нет. Вы понимаете, это нечто мистическое, оно всегда там. Как «оно становится», если оно всегда там. Но Санатана Госвами описывает и доказывает это. Это означает, что определенный процесс есть. Процесс трансформации. Однажды, как только джива, душа, трансформируется, она расщеплена на три составляющие, а когда она трансформируется, или, точнее, не трансформируется, но переносится, то это так, словно она всегда там. Словно она есть там. Это процесс, с одной стороны, а, с другой стороны, она всегда там. Это все равно что мы видим восход солнца. С нашей точки зрения мы видим, что солнце поднимается над горизонтом и поднимается высоко, но если мы достигнем солнца, то мы поймем, что солнце никогда не восходит. Оно всегда где-то. Когда джива, душа, так сказать, достигает Вриндавана, то она всегда там. Она всегда там как будто.

#53:50

Атом души и его составляющие

Слушатель: А как понять про эти три части? На Вайкунтхе это так?

Б. Ч. Бхарати Свами: На Вайкунтхе так. Это, знаете, как вот атом. Мы говорим, атом есть… Атом – это греческое слово. Атомарная теория, то есть атом – это некий элементарный кирпичик мироздания, считали греки. Все делится на атомы, но вот теперь мы знаем, что атом еще делится на электроны, протоны, нейтроны, на три составляющие, фундаментально. И джива, иногда мы говорим, есть духовный атом. Атом духа, атомарная частица духа. Хотя невозможно расщепить атом. Все же, когда этот атом достигает скорости света, тогда он проходит границу Вриндавана, и эти две другие части уходят, разрушаются, и только составляющая служения, или чувства, остается.

#55:03

Качественно иная природа во Вриндаване

Там нет сознания. Мы должны понять, что сознание заканчивается там, где Рама…

Слушатель: Рама. Айодхья?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Да. Имеется в виду в Айодхья-лока. Это последний рубеж Вайкунтхи. Это последняя сфера, Айодхья, имеется в виду, где джива как джива может выстоять, жить. Но выше этого – Айодхья и затем Дварака. Дварака – то же самое, та же самая категория. Дварака по-прежнему выше, но эта та же самая категория. Там, где у Кришны есть законные жены, дети. Хотя в Айодхья-лиле у него только два ребенка – Лава и Куша. В Двараке у него шестнадцать тысяч супруг, и кто знает, сколько у него детей. Да, да, очень много. Вся династия Яду, которая убила себя во время войны. Но выше этого джива как джива не может выстоять.

Слушатель: Самозабвение?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Самозабвение. Вы даже не думаете там: «Как я могу удовлетворить Кришну?» В этом измерении, о котором идет речь, окончательно, поскольку «как я могу» – это рефлексия, то есть это некое размышление, но там нет размышления. Рефлексия есть, своего рода, понимание того, кто я, размышление и каков мой долг во взаимоотношениях с Кришной. Это рефлексия, размышление. Но везде, помимо Вриндавана, есть большие или маленькие следы рефлексии, понимаете, да? «Кто я? Я такой-то и такой. Или я такая-то и такая, и я отношусь к категории слуг Кришны». Скажем, Хануман, понимает, кто он, он знает, как служить, но во Вриндаван-лиле они не размышляют, они не рефлексируют. Они существуют, но они не понимают. Они настолько поглощены. Они настолько очарованы. Вы понимаете, иногда, когда вы смотрите очень захватывающий фильм, кинофильм, то временами вы настолько очарованы, что забываете о себе. Вы забываете о себе. Для вас существует только герой на экране. Вы забываете, кто вы, сколько вам лет, мужчина вы или женщина, вы даже не помните об этом.

Слушатель: У нас это не в голове.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, да, да. Вы совершенно забываете, кто вы, что вы, где вы. Хотя вы существуете, но не для себя. Другие могут видеть вас. Видеть, что вы существуете. И то же самое – смотреть телевизор, кино – это не есть нечто динамичное, вы полностью поглощены, но тем не менее. Но во Вриндаване это нечто динамичное, вы поглощены этими событиями, в то же время вы являетесь частью…

Слушатель: Взаимообмена?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, взаимообмена чувствами.

Слушатель: Невозможно остановить это. Да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, невозможно. Нет, это невозможно. Нет времени на это. На это нет времени. Там нет течения времени. Потока времени там нет.

#59:48

Разница обитателей Вайкунтхи и Вриндавана

В Вайкунтхе вы знаете, кто вы. Обитатели Вайкунтхи описываются в таких понятиях как самореализованные души. То есть имеется в виду, они осознаю себя, они знают, кто они. Во Вриндаване они не самореализованые души: они не знают, кто они. Они не осознают себя. Мы знаем, эти юные девушки кому поклоняются? Они поклоняются матери Кали, она посылает им возлюбленного или любовника Кришну. Помните эту лилу, когда Кришна похитил одежды, наряды. Гопи поклонялись Дурге. В этом мире это не запрещено, но это не хорошо, когда мы поклоняемся Дурге. Мы не должны поклонятся пракрити, но там они делают то, что хотят, потому что они не помнят себя. Радха поклоняется шмелю, попугаю. Поклоняется – означает, что Она исповедуется. Она признается ему или открывает ему свое сердце, то есть в этом смысле Она поклоняется. Во Вриндаване нет разницы. Они не думают, что Он выше них. И Кришна также не думает, что Он каким-то образом выше них. Они друзья и любящие, любимые, возлюбленные. В духовном мире нет иерархии.

Мы знаем из «Шримад Бхагаватам», когда четыре Кумара достигли врат духовного мира, то они увидели некий проблеск, как это выглядит. Конечно, они не могли пройти сквозь ворота, но они могли видеть иерархию. Кто-то поклоняется стопам Господа, кто-то поклоняется Господу, поднося ему гирлянды-цветы к Его голове, обмахивая его опахалом, различного вида служения. Кто-то стоит в стороне и прославляет Его, возносит ему молитвы, кто-то танцует, различные виды долга они совершают. И то была иерархия. А Нанда и Сунанда действовали там в качестве телохранителей. Они всегда позади Господа стоят, Нанда и Сунанда. Но во Вриндаване иерархия отсутствует. Мать Яшода привязывает Кришну, связывает. Отец наказывает Его. Гопи ругают Его, обзывают Его. Обвиняют Его, дерутся с Ним. Там нет, как бы выразиться, благоговения, да, да, трепета и благоговения там нет. Они не думают, что он Бог. Вовсе не так что: «О! Это Кришна!», и мы должны служить или дружить с ним. Нет. Они просто этого не знают.

#64:12

Кришна не Бог

И он не Бог по сути, фактически, потому что Он думает, что Он не Бог. А что Он думает? То, что Он думает, – это правда. Шива – бог. Шива всегда защищает эту вечную лилу. Он не позволяет никому, кто недостоин, вступать туда. Это Шива. А Кришна просто маленький мальчик или подросток, который играет там, ему все равно. А господь Шива и его супруга защищают дхаму. Поэтому повсюду в святой дхаме мы видим образ господа Шивы. Как в Навадвипе мы видим Махадев-мандир. Господь Шива и его Нанди, его бык. И так же во Вриндаване. Повсюду, по крайней мере в наших храмах, есть некие образы господа Шивы в качестве хранителя, защитника, того, кто оберегает вечную лилу. Хорошо. Я думаю, нет вопросов больше. Всё было сказано. Вы хотите добавить что-то?

Слушатель: Нет, нет. Я просто жду киртана.

Б. Ч. Бхарати Свами: Простите, что мы заставили вас ждать.

Слушатель: Хорошо.

Транскрипция: Андрей Я.

Корректор: Вишнуприя Д. Д.