Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2013 / «О жизни и о смерти»

«О жизни и о смерти»

#00:00

Слушатель: Это больше не повторилось.

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы стараемся не обращать внимания на эти световые эффекты.

Слушатель: Это и не повторилось больше.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну и хорошо. Если уж вам хочется увидеть духовное сияние — на закат солнца посмотрите. Ничем не хуже, чем ореол вокруг саджаны. По-моему, он даже красивее.

Слушатель: Просто каждый день же такого не видишь.

Слушатель: На этом не надо концентрироваться, зацикливаться не надо. Это нужно отбрасывать, мне кажется.

#00:48

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, есть и есть. Господь показал — ну, что я могу поделать? Если Он захочет, ещё раз покажет. Дело в том, что просветление или какое-то духовное видение самоочевидно. То есть, когда вы себе задаёте вопрос «что это было?», это точно было не духовное. Потому что если бы это было духовно, у вас бы не было сомнений.

Слушатель: Сомнений в том, что я видел, нет.

#01:16

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет: в том, что это именно из духовного мира пришло. У вас бы не было сомнений.

Слушатель: Я не понимал ни мира, ничего

Б. Ч. Бхарати Свами: У вас бы не было сомнений, что это оно. Раз есть, значит это… Может быть, вы переволновались. От волнений могут быть какие-то…

#01:39

Слушатель: Это необычно для 36-лет прожившего человека. Это необычно, когда ты — раз такой. Такого ранее я не видел…

Слушатель: А могут быть знаки какие-то свыше?

Б. Ч. Бхарати Свами: Так они всё время, просто нужно их читать.

Слушатель: И, опять же: если нет сомнения, да?

#02:05

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, потому что о вещах очевидных мы друг другу не рассказываем. Как только мы начинаем с другими делиться… Даже если это было божественное, то только ты рассказал другим, это уже не оно, оно меняется.

Слушатель: Ну, таким всегда будет желание поделиться.

#02:31

Б. Ч. Бхарати Свами: Значит это не духовное.

Слушатель: Совсем необычным мы делимся.

Слушатель: Мне кажется, могут быть и проверки тоже: если ты не расколешься, так сказать, не расскажешь, тогда тебе могут ещё что-то показать.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, но если в результате этого вы приняли Гурудева, тогда это было духовное видение.

Слушатель: Только после этого, да.

Б. Ч. Бхарати Свами: А, всё тогда, не должно быть сомнений — это духовное.

Слушатель: Это был первый и последний день вообще…

#03:04

Б. Ч. Бхарати Свами: Я знал одного преданного… Мы, когда распространяли ещё в 1980-е годы книги… Я показал картинку… Там есть такая картинка, где демоны тащат Аджамилу из тела его. Знаете эту историю? Был один брахман (ну в шестой книге «Бхагаватам), который однажды шёл по своим делам священника и увидел, как парень с девушкой обнимаются, обнажённые. И с этого дня он перестал думать о своих религиозных обязанностях, о своей жреческой работе. Только думал о ней, думал и думал, и в конце концов просто пришёл к ней и сказал: «Так, всё, живём вместе теперь». Он стал у нее жить постепенно. Она из низшего сословия. Все у неё — братья, отец — воры, жулики и разбойники.

#04:24

Но постепенно он оставил свою профессию, включился в их занятия, у них дети появились. Его отец с матерью от горя умерли, он получил наследство, жену выгнал свою (настоящую, первую). Получил наследство, наследство все это просадил, стал вором и негодяем. И вот ему уже восемьдесят с лишним лет, и у него маленький сын… У него дети появились, младшего он очень любил. И когда настал смертный час, вдруг он увидел, как страшные чудища пришли к нему и стали вытаскивать его баграми и верёвками, тянуть.

#05:23

Так происходит: когда мы умираем, то приходят посланники вот того самого Ямы, Ямараджа, и они нас из тела вытаскивают, потому что мы же не хотим из тела, нам так здесь хорошо, мы так привыкли к этому потному, засаленному скафандру, который потеет, смердит. Всякие попадают в него вкусности, а выходят всякие гадости. Но все равно мы к нему привязаны. И вот они его баграми, крючками и верёвками стали вытаскивать из тела, из этого скафандра. Он испугался.

#06:11

Про физиологические подробности я не буду говорить, что с ним произошло, но он стал в отчаянии звать своего сына. Сына звали Нараяна. «Нараяна, Нараяна!» — стал он его звать. И вдруг появляются прекрасные существа, и он слышит между ними разговор. Эти прекрасные существа говорят: «Оставьте его: он не ваш клиент, он наш клиент». И эти вот клыкастые, ужасные, страшные говорят: «А вы кто такие? Мы вас вообще первый раз жизни видим. Мы — посланники Бога смерти, и он нас сюда прислал. Мы считаем, что наш Господин самый могущественный во Вселенной, потому что никто никогда не избежал смерти. Поэтому наш Господин могущественней всех».

#07:08

И эти прекрасные существа, эти ангелы прогоняют этих вот бесов, ямадутов, слуг Ямы: «Уходите отсюда!» — обнажили свои мечи и прогнали. Те, значит, вернулись, и у Ямы спрашивают: «Мы таких существ странных видели! Они, во-первых, сильнее нас, сильнее слуг смерти, и говорили какие странные вещи, что у них есть хозяин, который могущественнее тебя!» И он отвечает им: «Да, извините, я вам просто раньше не сказал: надо мной действительно есть хозяин, его зовут Господь Всевышний, Нараяна. Я Его слуга, я Его судья здесь. Он меня просто уполномочил в материальном мире быть судьёй. И то, что они вас прогнали, совершенно верно. А при каких обстоятельствах?» — «Ну, этот вот клиент стал кричать «Нараяна!»». Ямарадж говорит: «Ну, конечно, потому что это их хозяин, и они подумали, что умирающий зовёт их хозяина».

Слушатель: А он звал своего сына.

Б. Ч. Бхарати Свами: А он звал своего сына… Умирающий зовёт их хозяина, поэтому они пришли от Него.

Слушатель: А как они могли так подумать, они же знают все мысли?

#08:41

Б. Ч. Бхарати Свами: Имя Всевышнего обладает такой силой, что даже если ты его произносишь, не имея в виду Господа, а имея в виду своего Сына (оно такое могущественное), все равно ангелы Всевышнего приходят, а не ангелы смерти. И они оставили его в этом теле. Они говорят: «У тебя есть ещё некоторое время». Ну, на нашем языке он, значит, пережил клиническую смерть, а потом очнулся. И вот он ушёл из своей воровской семьи, пришёл в храм и стал там слугой. Он там убирался, выносил нечистоты, продал себя в рабство. Старик, который служил слугам слуг там в храме. Даже не замахнулся, чтобы там быть когда-то священником.

#09:50

Вот, возвращаясь к моему случаю. Я показываю вот это вот, говорю: вы вот ведёте такую жизнь, а к вам придёт смерть, она не за горами, придёт смерть, вот, смотрите. И он смотрит. Я ему показываю эту картинку, как вот эти вот вытаскивают его, и у него зрачки расширяются, он говорит: «Я их видел! У меня было! Я их видел когда-то!» Взял эту книгу.

#10:17

Так что, вот я тоже получил благословение, потому что ему она очень нужна была. Так что, вероятно, это не придумки, потому что вот человек подтвердил.

Слушатель: Это многочисленные истории подтверждают. Я слышала уже такое.

#10:38

Б. Ч. Бхарати Свами: Я лично от него слышал: «Я прямо вот их видел!» А там такие, может быть, видели картинки: такие черти, ужасные, страшные. Почему человек испытывает страх? Потому что он это видит. Мы-то не видим, что у него перед глазами. Но он видит, у него немеет язык, он от страха испражняется, испускает мочу. У него лицо перекашивает. Мы-то думаем: у него там какие-то физиологические происходят изменения. А сказать он не может. Он только в ответ мычит. А там же ужас творится что! Это даже пострашнее клипа «Триллер» Майкла Джексона.

#11:41

Что касается Гурудева: у меня такой, можно сказать, мистический опыт, потому что я принял Гурудева, потому что так надо было, не потому что я привлёкся его личностью. Но мистический опыт заключается в следующем. Я необычайно привлёкся лекциями Шридхара Махараджа. Он для меня был светочем в тёмном царстве. А лекции Гурудева, (тогда он не был моим духовным учителем), лекции Говинды Махараджа во мне не вызывали энтузиазма, потому что я сравнивал их со Шридхаром Махараджем… И как-то мы ехали с женой, я с ней поделился своими чувствами: говорю, что Шридхар Махарадж для меня — Бог, то есть я его боготворю, а его преемник… я не испытываю никакого вдохновения, то есть его лекции меня никак не трогают.

#13:03

А она мне говорит: какие бы у тебя ни были к нему чувства, но Шридхар Махарадж написал завещание, он сказал, что «если вы не принимаете Говинду Махараджа, то вы не принимаете меня. И те, кто не принимает Говинду Махараджа, — он сказал, — уходите из моего Матха, вы мне не нужны. Если вы принимаете меня, но не принимаете Говинду Махараджа, вы мне не нужны». (А я этого не знал ничего). Есть завещание, в котором он написал: «Всё своё духовное наследие и всё своё материальное наследие я передаю вот этому Говинде Махараджу».

#13:52

И для меня это был как бы такой голос разума: если я кому-то верю, то я должен ему верить во всём. Если он говорит, что «если вы ищете духовное благо от меня, то вот мой представитель, моё представление после меня — вот это Говинда Махарадж». И я принял Гурудева не голосом сердца, а голосом разума. Мне просто сказали: вот его прими и всё. Хотя я никаких чувств особых не испытывал.

#14:30

А потом прошли годы, в какое-то время я жене сказал, что если б не тот разговор, тот самый разговор меня подвиг на то, чтобы получить посвящение у Говинды Махараджа. Она мне говорит: «Я тебе никогда такого не говорила. Я вообще этого не знала, ты мне сказал». То есть прошло какое-то время, когда я уже инициацию получил. А после инициации я говорю: вот я у Говинды Махараджа получил посвящение благодаря тому, что ты мне тогда сказала в машине. Она говорит: я тебе такого никогда не говорила, потому что я этого не знаю — про завещание, про [все остальное]. Вот вопрос: кто мне это мог сказать? Но это точно она была там. До сих пор вот загадка.

Слушатель: Это идёт определённый поток свыше, иногда человек может что-то сказать, а потом вообще не помнить, что он это говорил. Потому что через него идет это послание…

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, можно так объяснить. В общем, никаких там видений, ничего, но какой-то непонятный случай.

#15:44

Слушатель: Почему есть такое, что мне кажется, что я здесь уже был, допустим. Я не о данном случае, но вообще.

Б. Ч. Бхарати Свами: Наверное, какие-то психологические механизмы…

Слушатель: Часто же у людей есть такое, что я здесь уже был, дежавю, я здесь уже это видел. Не то что видел, а действие какое-то я видел, даже действие…

Б. Ч. Бхарати Свами: Не знаю, наверное, какое-то мимолётное умственное помешательство.

Слушатель: Это нельзя так понимать, что эту жизнь, которую мы живём, на самом деле уже давно жили: как звезда, которая давно погасла, но мы её ещё видим.

#16:36

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, мы столько раз жили уже, что могут какие-то обстоятельства каким-то образом сойтись, и эти обстоятельства мы уже когда-то переживали, и вдруг мы вспоминаем, нам кажется, это уже было. Мы просто очень много раз уже жили.

#17:03

На самом деле… вот как в литературе есть шесть сюжетов — нового мы уже никогда ничего не придумаем. И все книги, вся художественная литература на Земле есть вариация вот этих шести основных сюжетов. Это конфликт между голосом сердца и обществом, конфликт между поколениями, конфликт между друзьями… Всего шесть. Я не помню, какие сюжеты. Также наша жизнь: все наши обстоятельства, все наши переживания — они переживались много-много раз. Может быть их не шесть, а двадцать пять, но, так или иначе, их законченный набор. И когда-то, видимо, обстоятельства повторяются, и нам кажется, что мы это видели. Наверное, мы это видели. Как кубик-рубик, знаете: если вы какую-то последовательность делаете все время, то поначалу вы полностью его разбираете, там уже непонятно, полный хаос, но если вы продолжаете это делать, делать, потом кубик-рубик снова соберётся. Допустим, вы три грани крутите по часовой стрелке на один оборот — раз, два, три, раз, два, три, — и у вас получается полная мешанина, полный хаос. Но если вы продолжаете делать, ни разу не ошибившись, то оно потом — бац, там, через девятьсот раз, допустим, или через тысячу раз у вас он снова соберётся. Так же и наша жизнь: мы падаем в разные комбинации, а потом — бац, и эти комбинации складываются в такой рисунок, который когда-то уже был.

Слушатель: Похожее за действительное принимаем?

#19:21

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, тот самый сон, который мы видели когда-то, как-то совпадает с тем, что мы сейчас видим, с этим сном. Мы не понимаем, почему мы это уже знаем. Мы миллионы раз рождались, миллионы раз умирали, миллионы раз нас обманывали, мы других обманывали. Мы ели кого-то, нас ел кто-то. Если мы не родились человеком, то у нас нет шансов умереть собственной смертью. Просто нету. Если вы родились лягушкой, комаром, крокодилом, рыбой, вас обязательно съедят. То есть естественной смерти у вас не будет. Ну нет, может быть, если вы родились комнатной собачкой в подушечке, то, конечно, вы можете от ожирения умереть. А так, на улице — чуть вы ослабли, вас уже другие съели. Не пропадает же добру.

Слушатель: А хищники?

Б. Ч. Бхарати Свами: Хищников тоже съедают.

#20:38

Слушатель: Ну, допустим тигр — его же никто не съесть? Кроме людей, например.

Слушатель: Его может змея укусить, и он умрет.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это может [быть]. А то, что, когда он уже ослабевает, совсем слабый, его начинают насекомые жрать.

Слушатель: Гиены его разорвут6 он слабый.

Б. Ч. Бхарати Свами: Может быть. То есть в животном мире — так задумано Всевышним — нет естественной смерти.

Слушатель: А кто крокодила может обидеть?

Слушатель: Крокодилы плавают в океане, и на них нападают акулы.

Слушатель: В океане крокодилы не плавают.

Слушатель: Они плавают и в пресной воде, и в соленой.

#21:11

Б. Ч. Бхарати Свами: В любом случае, когда он совсем ослабевает, его начинают щипать.

Слушатель: Насекомые, червячки, паразиты?

Б. Ч. Бхарати Свами: Паразиты, да. Мы в Пури видели, как корова умирает.

Слушатель: Бык умирал.

Б. Ч. Бхарати Свами: Раздулся весь, его мухи жрали. Его не человек зарубил, а он лежал, его уже мухи начинали жрать. У него не было сил хвостиком махнуть, чтобы отбиться от них. Когда мы живые, мы, там, как комарика, можем хлопнуть. Когда лежим уже, нас начинают изнутри эти паразиты поедать.

#22:08

Слушатель: Разве не гуманней помочь им уйти?

Б. Ч. Бхарати Свами: Я вам предлагаю этим заняться остаток своей жизни.

Слушатель: Я просто спрашиваю, не гуманно ли это?

Слушатель: Попробовал бы ты там это сделать, палками бы быстро забили, окружили бы пятьдесят человек…

Б. Ч. Бхарати Свами: Рядом с ним лёг бы.

Слушатель: Я всего лишь задал вопрос…

#22:32

Б. Ч. Бхарати Свами: Я к тому, что мы много раз рождались, много раз умирали, а когда мы рождались не в человеческом облике, нас убивали — съедали, точнее. И до этого мы кого-то съедали, потому что живое существо имеет органическое тело, и питаться оно может только органикой, это значит — кем-то.

Слушатель: Я просто к тому сказал про гуманность, потому что у меня мама здесь, в Германии, она работает в доме престарелых. И она иногда ужасы рассказывает, когда приходит с работы, что людей здесь по немецким законам нужно «дотягивать» до последнего. Вот уже человек есть не может, уже проглотить тем более ничего не может. Ей специально делаю трубочку в живот, напрямую, и так её кормят. Она не встаёт уже давно. И так она годами лежит. И мама говорит: разве не гуманней… Но нельзя.

#23:42

Б. Ч. Бхарати Свами: Кто на себя возьмёт ответственность стать последним палачом? Потому что, понимаете, это же вопрос спорный. Мы ходим, но может быть гуманней нас… Мы же тоже обречены. Может быть, гуманней нас это самое? Какая разница? Тебя убьют за десять минут до того, как ты естественно умрёшь, или за двадцать лет, то есть начнёт человек спекулировать.

Слушатель: Человек уже пять лет не встаёт.

Б. Ч. Бхарати Свами: Но мы не имеем права быть судьями.

Слушатель: Дело в том, что, если не домучается этот человек до конца, он родится, и эти пять лет он домучается в другом деле.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да, это вот так мы можем как преданные рассуждать.

Слушатель: Ну, а вот бабушка думает: не хочу умирать, буду лежать, будут меня через трубочки кормить — и слава богу, ещё сколько-то проживу.

#24:50

Б. Ч. Бхарати Свами: В любом случае мы не имеем права на себя брать роль палача — того, кто выключает последний свет в его комнате. Я говорю о другом: что современная цивилизация стыдливо прячет умирающих и больных: в больнице, в альтенхайме… Это неправильно. Умирающие и больные должны быть у нас на виду. Мы должны знать, что нас ожидает. Мы не должны строить иллюзии.

#25:33

То есть человек должен — я считаю (это конечно выбор каждого), — человек должен умирать в кругу семьи, среди так называемых родных и близких, хотя бы преподать им… Никто не строит иллюзии, что там любовь царит. Потому что когда кто-то умирает, то, как в «Бхагаватам» пишется, родственники, как шакалы, только и ждут, чтобы поделить наследство. Или, если наследства нет, чтобы скорее, потому что «он обременяет нашу жизнь, лежит здесь, комнату занимает». Вот старый человек должен своим примером последний урок преподать. Что такое жизнь? Вот своей старостью, своей немощью он должен показывать молодым — тем, кто потом будет так же, как он, умирать, — что происходит, чтобы хоть немножечко убрать с их глаз иллюзию.

Слушатель: как только старики начинают испражняться, дети отправляют их в альтенхайм. В Германии это как конвейер.

Б. Ч. Бхарати Свами: Поэтому я и говорил, что это лично дело каждого.

Слушатель: Ни у кого нет времени, здесь все работают, каждый час прописан.

##26:58

Б. Ч. Бхарати Свами: Поэтому я и говорю, что это личное дело каждого, но я считаю, что старик должен своим умиранием показать другим, что они как зомби бегают на работу, возвращаются… Он должен на секундочку задержаться и подумать: «Так это же со мной будет. Вот то, чем я сейчас занимаюсь, имеет ли смысл, если конец вот такой? Может быть, как-то свою жизнь немножко переиначить, может быть, какое-то время тратить не на сиденье [у телевизора]. Пусть я не могу меньше работать, потому что мне надо кого-то содержать, но хотя бы меньше жевать чипсы перед телевизором я могу себе позволить.

Слушатель: Для этого вера нужна

#27:48

Б. Ч. Бхарати Свами: Вид умирающего родителя может служить спусковым крючком для начала поиска, потом может прийти вера. Когда я вижу, что вот это меня ожидает… то даже не вера, а я вижу реально, что вот человек, мой родитель, он был успешный, а вот сейчас он лежит беспомощный, как ребёнок, в памперсах. Так со мной то же самое будет. Может быть, мне как-то задуматься над своей жизнью? То есть это является уроком стариков своим детям. А когда их стыдливо отправляют в дом, где за ними [ухаживают] как за овощами на грядке в парнике, причём люди, которые к ним не испытывают никаких чувств совершенно, мне кажется, это неправильно. Конечно, каждый выбирает сам. Но если старый человек беспокоится о своих детях, он должен показать пример умирания.

Слушатель: Здесь такая система

Б. Ч. Бхарати Свами: Это везде, по-моему, так.

#29:09

Слушатель: Моя бабушка умирала дома, я уже была здесь, в Германии. Мама с ней очень мучилась, потому что она была овощем практически, и моя мама ожесточилась. И я это видела, что она ожесточилась против неё.

Б. Ч. Бхарати Свами: «Скорей умирай!»

Слушатель: Да. Она это видела уже как обузу, потому что ей надоели эти вот памперсы и тому подобное.

Слушатель: А у меня — с точностью да наоборот. Папа тоже умер, мучился, но никто не хотел, чтобы он ушёл быстрее.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, это всегда по-разному. Но в «Бхагаватам» как раз это описано, что это становится в тягость. Они думают: «Ну скорей бы, скорей бы!» Я не помню, в какой песне. Может быть, в Четвертой.

#29:57

Слушатель: Только вот в единственном моменте, может быть, я где-то думал, чтобы это быстрее закончилось, но только из-за того, чтоб он меньше мучился. Всё.

Б. Ч. Бхарати Свами: А, вот всё-таки, «чтоб быстрей закончилось».

Слушатель: Ну, не в том смысле, чтобы, там, занять его комнату или, там, какое-то наследство.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нам не надо говорить, мы тут все прекрасно понимаем.

[Смех]

Слушатель: Это понятно.