«Настоящая коррекция кармы»
«Настоящая коррекция кармы» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 24 июля 2009 года
- Что нужно, чтобы скорректировать карму? (00:00)
- Страдания, покаяние — это расплата за удовольствия (07:57)
- Преданный не уходит от людей, а проповедует им (09:00)
- Не является ли покаяние более высокой степенью эгоизма? (10:21)
- Мы — публика неблагодарная (14:06)
- Господь Бог никогда от нас не отвернётся (16:37)
- Мир соткан из примеров и выводов (23:08)
- Влияние знания на человека (25:36)
- Быть принадлежностью или обладателем? (27:48)
- В чём смысл чтения книг? (31:05)
- А как же любовь к ближнему? (32:57)
- А кому отдавать? (44:41)
- Икона, исполняющая желания за деньги (47:20)
- Выбор выборов (50:26)
- Чем сухое молоко отличается от жидкого? (53:05)
https://www.youtube.com/watch?v=ZsBcelKwpiA
Что нужно, чтобы скорректировать карму?
Слушатель: Вы фильм «Антихрист» не смотрели?
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Посмотрите фильм, знаете какой? Он документальный, 40-го года выпуска, называется «Вечный жид». Снят он был под руководством доктора Геббельса.
Слушатель: Его можно где-то найти в интернете?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, на тв ру, но там выкачать нельзя.
Слушатель: Нельзя, да? Но посмотреть можно. Вы меня так выручили, что поручили проповедовать Лазареву, а то бы я так болталась без дела. А так вроде я при деле, что-то выполняю и даже полезное.
Б. Ч. Бхарати Свами: Лазарев по-прежнему популярен, да?
Слушатель: Да, популярен.
Б. Ч. Бхарати Свами: А то что-то о нем давно не слышно. Раньше эта «Коррекция кармы» прямо везде звучала.
Слушатель: Он сейчас написал уже другие книги.
Б. Ч. Бхарати Свами: «Человек будущего»?
Слушатель: Да, но у него все равно получается «Диагностика кармы». По крайней мере в предпоследней книге он очень много писал о «Бхагавад-гите», цитировал и говорил, что потрясающее произведение, и на лекциях говорил, чтобы все читали, и «Бхагавата Пурану», сказал: «Вы что? Не читали еще первоисточник? Читайте все».
Б. Ч. Бхарати Свами: Вы знаете, мы можем вам прямо «Гиты» дать, и пусть он эти «Гиты» людям.
Слушатель: Вы знаете, я так и делаю на семинарах. Мы когда в прошлый раз пришли к вам на встречу в Москве. Это же как раз закончился семинар и там некоторые люди пришли тоже с семинара.
Б. Ч. Бхарати Свами: Это школа йоги, да?
Слушатель: Да. Они пришли, а меня же муж не пускал. А Лазарев меня послал: «Да, пойдите. А как же?» Хорошо. Люди приходили, правда, не много пришло на семинар. И он же сейчас тоже перестал практически, с нами все время тусуется, с моим мужем, ничего уже не ест почти, не пьет. Как бы к здоровому образу жизни подтягивается с этой стороны.
Б. Ч. Бхарати Свами: А что он раньше?
Слушатель: Раньше, да. Когда он писал те книги, у него там были друзья такие, мужики.
Б. Ч. Бхарати Свами: Т.е. коррекция кармы, но за воротник закладывал.
Слушатель: Он меняется уже сейчас.
Б. Ч. Бхарати Свами: С кармой же все просто: чем больше ты притесняешь других, тем больше тебя будут притеснять. Чтобы скорректировать карму, нужно перестать вообще что-либо делать. Если ты тянешь в этом мире одеяло на себя, то у кого-то ты кусочек отбираешь. Ровно настолько, насколько ты притянул одеяло на себя, настолько ты у другого отобрал. Поэтому чем больше человек наслаждается, тем больше он потребляет ресурсов, соответственно, он больше ресурсов отбирает у других. И ему за это надо будет отдавать. Каждое наслаждение ты наслаждаешься за счет кого-то. Потребление ресурсов. Например, ты можешь пешком пройтись, а можешь проехаться на паланкине. Облегчая себе жизнь, ты обязательно усложняешь кому-то. Если ты хочешь проехаться на паланкине, значит, два или четыре человека должны тебя нести. За это ты должен будешь платить. Если ты хочешь поваляться в спа-салоне, то огромное количество людей эту штуку производили, если хочешь попариться в бане, то сколько газа ты там выкачал или дров нарубил, ты все равно берешь это взаймы. Это надо будет отдать. Любое удовольствие – это эксплуатация кого-то.
Слушатель: Сергей не покупает машину, ходит пешком или ездит на маршрутках. Над ним там смеются. Приходит в учреждение: «А где стоит ваша машина?» — «А у меня нет».
Б. Ч. Бхарати Свами: Он по этой причине?
Слушатель: Он как бы не хочет нагружать природу дополнительно. Я тоже довольна, что приходится ходить пешком.
Б. Ч. Бхарати Свами: Это не значит, что нужно пешком ходить. Это как раз путь отречения. Ты перестаешь эксплуатировать и тем самым не берешь взаймы у окружающих. Бхакти заключается в том, что ты берешь взаймы, эксплуатируешь, но необходимое. Тем самым ты их приносишь в жертву какой-то более высокой цели. Если ты срезаешь головки у цветов, ты их убиваешь, но если ты их приносишь на могилу неизвестного солдата, то ты не для своего наслаждения, а чтобы почтить память тех, кто для тебя отдал свою жизнь. Но если ты это для Кришны делаешь… Вопрос, конечно, есть ли Он вообще, этот Кришна. Если вдруг Он есть, то ты тем самым приносишь Ему в жертву жизни каких-то существ. Это при условии, что он есть. Или, например, ты пользуешься какими-то благами цивилизации в необходимой мере для того, чтобы проповедовать, то тем самым ты, пользуясь благами, берешь у кого-то взаймы. Ты лишаешь их жизни. Чтобы проехаться на машине. нужно много нефти выкачать. По дороге, пока эта нефть идет, там же столько всех уничтожают: леса вырубают, тушканчики умирают от этой нефти, белый медведи гибнут. Но тем самым ты их жизни приносишь в жертву для того, чтобы проповедовать о чем-то более высоком. Но если точно так же ты приносишь их жизни в жертву для своего удовольствия, ты будешь просто за это отвечать. Это не хорошо и не плохо, просто нужно будет заплатить по счетам. Поэтому корректировать карму можно, либо перестав действовать, о чем говорил Будда, о чем говорил Патанджали. Перестать действовать. Ты перестаешь действовать и ты никого не эксплуатируешь. Ты ее корректируешь. Но если в случае с Патанджали ты на себя накладываешь какие-то покаяния, какие-то воздержания, то ты ускоряешь отдачу долга. Т.е. накладываешь на себя добровольные страдания: в веригах ходишь, в мусульманстве они себя, например, бьют, тем самым они как бы расплачиваются за свои прегрешения. За то, что они кому-то причинили боль, когда они себя бьют, они думают, что другим от этого легче.
# 07:57
Страдания, покаяние – это расплата за удовольствия
Так или иначе страданиями ты расплачиваешься за удовольствия, которые раздобыл путем страдания других. Вот она и вся коррекция. Например, йоги тоже удаляются в лес, они не едят, сидят возле огня или в ледяной воде, задерживают дыхание и т.д. Это называется аскеза, или покаяние, по-христиански. Проводят жизнь в покаянии и усмирении плоти. В христианстве покаяние, они в веригах ходили раньше, цепляли на себя тяжести и ходили. Потом они искупали как бы грехи и не совершали новых злодеяний или уходили в монастыри, а там трудились. В трудах.
# 9:00
Преданный не уходит от людей, а проповедует им
Бхакти тоже близко к ним, но не уходят от людей. Преданный не уходит от людей, а проповедуют им. Прежде всего проповедует, что мы не животные. Жизнь нам дана не для того, чтобы потреблять ощущения, а для того, чтобы прекратить цикл перерождений. Жизнь дана не для того, чтобы перерабатывать все, что видишь, в удобрения через прямую кишку. Не для этого, а для каких-то других целей. Если бы цель была перерабатывать органические вещества в другие органические вещества через прямую кишку, тогда природа бы какие-то такие мини-заводики устроила, где все само собой. Т.е. есть какой-то смысл в жизни.
# 10:21
Не является ли покаяние более высокой степенью эгоизма?
Слушатель: Покаяние, да. Т.е. человек уходит от мирских забот, истязает себя или еще чего-нибудь сам с собой делает, тем самым он себя наказывает. А не является ли это проявлением более высокой степени эгоизма, например?
Б. Ч. Бхарати Свами: Это зависит от состояния человека.
Слушатель: Т.е. цели?
Б. Ч. Бхарати Свами: Ради чего он это делает, цель и куда направлена молитва. Он же не просто себя режет. Например, он в нее влюблен. Она ему отказывает. Он начинает себе руки резать. Это же тоже покаяние.
Слушатель: Да, конечно.
Б. Ч. Бхарати Свами: Скажем, по физическим ощущениям это, может быть, не менее жестко, чем цепи на себе носить. В петлю лезет. А ради чего? А ради того, чтобы соединиться с ней, найти с ней соитие – так мы возвышенно будем говорить. Вот такая цель. А кто-то, например, понимает, что он столько зла причинил своим существованием, что заглушить психическую боль, душевную боль, можно физически причиняя себе ущерб какой-то. Такая цель. Кто-то думает, что страдая, он приближается к создателю, который пришел в виде спасителя, пострадал, и страдая он приближается к нему. Вполне достойная цель. С этим можно спорить, можно не спорить, но это во всяком случае лучше, чем…
Слушатель: Мне понравилось: человек становился разумным по своей собственной инициативе, не хочет продолжать творить зло. Это мне понравилось.
Б. Ч. Бхарати Свами: Это да. Цели могут быть разными.
Слушатель: Я понимаю.
Б. Ч. Бхарати Свами: Или покаяние, например, когда тебе перестали платить зарплату. Ты в виде покаяния избираешь голодовку или стучание каскам по мостовой. Есть такое. Или в виде покаяния перекрыть трассу. Это тоже своего рода покаяние или разгрузочный день для здоровья. Опять-таки цель этих всех покаяний. Не есть в разгрузочный день для чего? Для того, чтобы улучшить свое здоровье, а уже с улучшенным здоровьем съесть две тележки из супермаркета. Т.е. ради чего? Или, например, носить вериги на себе, фигурально – вериги. Это может быть любое покаяние. Для того, чтобы прослыть святым старцем, а, может быть, и нет. Опять-таки ради чего.
Слушатель: Т.е. как мы видим его?
Б. Ч. Бхарати Свами: Как Бог видит его. Бог его знает.
# 14:06
Мы — публика неблагодарная
Слушатель: Кто-то видит в нем человека, желающего прославиться, а кто-то понимает, что он совершенно осознанно это проявляет.
Б. Ч. Бхарати Свами: Мы не судьи. Ради чего он делает, это уже его личное дело. Мы как можем судить? Мы-то чего? Мы публика-то неблагодарная. Нам бы кого-то восхвалить, чтобы потом сказать: «О, я его знаю! Я с ним лично знаком» — погреться в лучах его славы. Поэтому когда сильные мира сего ищут нашего понимания, ищут нашего участия, они выполняют неблагодарную работу. Звезды, политики, духовные лидеры неблагодарную работу выполняют, потому что когда они нас разочаруют, мы первыми же их распнем. Они думают, что публика будет им верна до гроба. Только пока можно погреться в лучах славы, у казны и т.д.
Слушатель: Пока не свергли.
Б. Ч. Бхарати Свами: Был такой герой Французской революции Дантон. Все считали за честь с ним знаться, но когда Робеспьер в 1794-м указал на Дантона как на предателя интересов революции, «мы не знаем, кто это» –«Дантона мы не знаем» — «Ты тоже не знаешь» — «Ничего не знаем».
Слушатель: Это типичная картина.
Б. Ч. Бхарати Свами: И с Иисусом Христом такая же штука была.
Слушатель: Когда дело касается жизни, мы начинаем бояться.
Б. Ч. Бхарати Свами: Приходят новые лидеры и новые сильные мира сего и наступают на те же самые грабли – ищут славы, уважения. У кого? У толпы, которая отвернется от них при первом же случае.
# 16:37
Господь Бог никогда от нас не отвернется
Господь Бог никогда от нас не отвернется, при этом его участия и его внимания мы не ищем. Как в той притче про царя Пуранджану в 4-й песне. Он был вечный скиталец, этот царь. Он душа. У него был друг, которого сам скиталец не знал. А друг всегда рядом с ним, справа там или слева у плеча всегда, всегда ждал, когда тот к нему обернется. Это и есть Господь Бог. Он всегда ждет, когда мы к Нему обернемся, когда мы у Него прибежища попросим. Мы же просим прибежища у тех, кто в округе. Как в этой же притче. Хотя у царя Пуранджаны было много всяческих советников, много вельмож состояло у него на службе, но советами он пользовался только двух слепых вельмож: чувства и ум. Так же и мы. Мы ищем внимания, уважения, прибежища, в конце концов. У кого? У мира, у окружающих. Мы хотим у них прибежище принять. В чем это выражается? Улучшить условия жизни, какой-то задел себе на пенсию сделать. Это называется «найти себе прибежище у кесаря». Потому что ты работаешь-работаешь, чтобы кесарь тебе платил твои таланты, твои 30 серебренников каждый месяц, чтобы до гроба ты не чувствовал себя голодным, чтобы у тебя была гробница, в которой тебя положили бы в гроб. Это называется копить на пенсию.
Слушатель: Услышать нужные слова в свой адрес.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, внимание.
Слушатель: Господь же не произносит слова, а окружающая публика с большим удовольствием.
Б. Ч. Бхарати Свами: Внимание. Все, что мы ищем, – внимание, причем внимание окружающих. Есть такая вещь, как молитва. Молитва – это уже просьба о внимании со стороны Бога. Это определение молитвы. А мы обращаемся к ложным богам. Не создавай себе кумира. По-английски это: не создавай себе ложных богов. Не вообще Бога, а ложных богов. И вот эти окружающие: кесарь во главе стада (это сейчас называется глава государства), его наместники, его центурионы, их десятники. Они все ложные боги. Мы им идем в услужение для того, чтобы они нам платили талантами золотыми, чтобы прокормить себя до конца жизни. Задел накопить — две тонны риса. Потому что будет конец света, нужно две тонны риса, чтобы до конца света дожить. Каждому, чтобы до конца света дожить, нужно запасти две тонны риса. Гречки, риса, еще что?
Слушатель: Меда.
Б. Ч. Бхарати Свами: Меда, да. Сухого молока.
Слушатель: Бункер построить.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, это так. Чтобы по дороге на гильотину чувствовать себя сытым. Очень важно. Когда к Дантону зашли, говорят: «Через 15 минут казнь», он говорит: «А поесть дадите?» Конечно, дали поесть. Так же и мы. Задел нужен, чтобы с сытым желудком из гробницы и в гроб, и ищем прибежища у ложных богов.
Слушатель: Даже если это все понимаешь, то все равно же с собой ничего не сделаешь. Понимаешь, а если есть хочется? Ну так ведь? Обусловленность настолько, что вообще.
Б. Ч. Бхарати Свами: И сразу хочется бросить все и в лаптях с посохом пойти по святой Руси с сумой, с окладистой бородой в заплатанном армяке и нести свет людям на краю кухля[?]. Это опять просить убежища у ложных богов, у другого демона – демона отречения.
Слушатель: А что будет подлинным прибежищем?
Б. Ч. Бхарати Свами: Брать только то, что необходимо для поддержания плоти и посвятить свою жизнь разрешению главной проблемы – ради чего я живу. Не отказываться от мира, потому что мир – это пример.
# 23:08
Мир соткан из примеров и выводов
Мир соткан из примеров. Это все примеры или аналогии того, что происходит в действительности, в реальности. Уйти от мира – это закрыть глаза. Из примеров нужно делать правильные выводы. А если мы выбираем путь отречения, т.е. мы отказываемся от примеров, то мы не сможем делать правильные выводы. Это и есть юкта-вайрагья, или расчетливый подход к отречению. Юкта – расчет, что мне необходимо для достижения цели, а что мне лишнее. Т.е. нести с собой ровно столько, сколько нужно для того, чтобы добраться до взлетной площадки, не больше и не меньше. Если ты меньше с собой несешь, то ты просто обессиленный упадешь, и ракета без тебя улетит. Если ты слишком много возьмешь, то зачем оно тебе, если туда с лишним грузом не берут. Вот это и есть расчет. Нужно рассчитать ровно столько, чтобы уже голым — без тюрбана, без скафандра, без шлема — дойти до взлетной площадки. Чтобы до взлетной площадки дошел в чем мать родила. А в чем мать родила? Смирение, терпение, уважение к каждому и отказ от уважения к себе. В этом, собственно, нас и родила мать. Мать-природа, естественно. Вернуться к взлетной площадке в чем мать родила. Если много, значит, надо это потом бросать. Зачем нес тогда? А если мало, то полег раньше времени.
Слушатель: Я больше всего спорю со своим супругом на счет того, много или мало. Он все говорит: «Вот это, отрекайся. Зачем тебе все это? Зачем ты все это тащишь? Так ты не хочешь развиваться. Человек должен развиваться».