Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2017 / «Начало Кали Юги»
«Начало Кали Юги» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 4 марта 2017 года, Джаганнатха Пури, Индия

«Начало Кали Юги»

https://www.youtube.com/watch?v=F0L1B_Rtkks

Начало Кали-юги

Слушатель: (неразборчиво) Божеству Гопинатха служил Гададхара Пандит, а потом так получилось, что сейчас ему служат сахаджии. У меня такой вопрос: может так случиться, что Гопинатха уйдет из мурти?

Б. Ч. Бхарати Свами: Такая возможность есть, в «Шримад Бхагаватам» описано, что присутствие Господа в мурти, в изваяниях, не вечное. Оно начинается, когда квалифицированный брахман приглашает Его, дается определенная молитва, и Господь входит в свое изваяние. Потом есть молитва, которая просит Господа уйти из этого изваяния, и с этого момента это просто кукла, просто деревянное или железное изваяние некое, в котором Господь не присутствует.

Слушатель: А по собственной воле Гопинатха не может уйти?

Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно, может, Он может все, Его воля превыше всего.

Слушатель: То есть Он принимает служение сахаджий?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Поскольку преданные нашего матха ходят туда и признают что это Божество Гопинатха, Господь там находится.

Слушатель: Ради своих преданных? Чистых?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ради преданных. Наш духовный учитель подходил, кланялся Гопинатхе, то есть по просьбе духовного учителя Гопинатха присутствует там. Как только вайшнавы перестанут признавать там присутствие Господа, это значит, что мы тоже не признаем.

Слушатель: А тот махапрасад, который мы предлагаем Гопинатхе, он махапрасад?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

Слушатель: Несмотря на то, что его предлагают сахаджии, Он принимает это?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, там Господь присутствует, это Божество, которому поклонялся Гададхара Пандит, вся наша парампара.

Слушатель: А вот такой вопрос: слышала, что иногда преданные договариваются о том, чтобы у них прасад был прямо в храме, для большого количества преданных заказывают, и они договариваются.

Б. Ч. Бхарати Свами: Тота Гопинатхе?

Слушатель: Это тоже Гопинатхе? Или это отдельно как бы?

Б. Ч. Бхарати Свами: Скорее всего, прасад — это милость Тота Гопинатхи. То, что сахаджии оккупировали Радхакунду и Шьямакунду на Говардхане во Вриндаване, не значит, что Радхакунда и Шьямакунда перестали быть священными местами, святилищами. То есть они присутствуют в том месте, но это не значит, что своим присутствием они вытеснили присутствие Господа и Его преданных.

Слушатель: А как мы должны принимать засилье в таком количестве сахаджий?

Б. Ч. Бхарати Свами: Господь в Гите говорит, что со временем учение, которое Он приносит, или закон, дхарма, которую Он приносит в мир, забывают, искажают или извращают. И поэтому Он приходит всякий раз, когда Его слово забывается или искажается, и восстанавливает. Это нам напоминает всегда, что материальный мир временный, здесь всё временно. В материальном мире всё стремится к порче, к смерти, к старости. Чтобы у нас не было иллюзии на этот счет. И со временем сахаджии, если это касается наших святилищ, они их захватывают повсеместно.

Слушатель: Можно предположить, что получить удачу в дальнейшем, через N-ное количество лет, будет еще сложнее, чем сейчас?

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы с вами находимся только в самом начале Кали-юги, то есть Кали-юга, строго говоря, толком еще не началась, хотя мы видим жуткие её проявления. Но Кали-юга начинается, когда Большая Медведица входит в созвездие, в лунный дом Пурва Ашадха. Это происходит через 43 тысячи лет после того как Господь Кришна покинул этот мир, начинается первый этап этой Кали-юги. В полную свою силу Кали-юга вступает через 43 тысяч лет, а сейчас прошло 5 тысяч лет, то есть еще 37 тысяч лет Кали-юга будет в облегченном варианте. И за 43 тысячи лет Кали-юга до своего полного окончания, до наступления локального конца света или до наступления начала следующей Сатьи начинает отступать, у людей снова проясняется что-то в головах. Разрушения или извращения писаний, разрушение святынь только-только начинаются, мы практически живем еще одной ногой в Двапара-юге. Кали-юга, когда она вступает в свои силы: не существует храмов, люди едят друг друга. Сейчас это в легком варианте: они делают таблетки из стволовых клеток эмбрионов. То есть из своих детей они сейчас делают только лекарство, а потом они их просто будут есть, потому что если ты съешь ребенка, то наверняка ты съешь и стволовые клетки тоже. Поэтому зачем вычленять? Можно просто кушать, кроме того там много белков.

Слушатель: В Китае…

Б. Ч. Бхарати Свами: Тем более в Китае. Люди вообще утрачивают всякое понимание и представление о жертвоприношении. Сейчас это не так, Кали-юга наступает, но еще остались представления о честности. Главное качество праведника — это правдивость, и сейчас люди лживы, но, по крайней мере, они считают, что не лгать — это лучше. То есть мы врем, но не считаем, что поступаем правильно. В Кали-югу это отсутствует, там ложь и прочие пороки не считаются чем то предосудительным. Люди живут максимум … точно не помню… в 25 наступает старость, В «Бхагаватам» сказано, что едва достигнув зрелости, в Кали-югу человек уже старик. Так говорится в 12 книге «Шримад Бхагаватам»: люди ростом примерно 60 см, они не умеют ничего, даже строить, жилищем они себе делают норы, только норы в землянке себе рыть могут, а что-то выше земли они не умеют строить, у них просто не хватает на это сил. Так что то, что мы наблюдаем, это лишь первые признаки — я не говорю, что это сейчас Двапара-юга — но это первые признаки Кали-юги. Что касается святилищ, то постепенно сначала места поклонения, святые места захватываются безбожниками, рядящимися в верующих. То есть сначала эти безбожники скрывают свою принадлежность к безбожию, они ходят, как верующие люди, в таких же одеждах, произносят те же слова, такие же молитвы, читают те же самые книги, в общем, они подражают. Но постепенно это сменяется безбожниками откровенными, которые не делают вид, что они верующие, они изобретают собственные священные писании. Сейчас мы это видим и наблюдаем, да, доктор Торсунов, Душкевич и прочие… Том Круз принадлежит этой группе.. саентологи. Вот это типичный пример, хрестоматийный пример вероучения, где отсутствует Бог. В двенадцатой книге «Шримад Бхагаватам» ясно говорится, что богоцентрические учения (где центральное место занимает Господь Бог неважно в какой из Своих Ипостасей) постепенно сменяются совершенно безбожными, где Господу Богу места нет. Саентологи — отличный пример. Во что они верят? Они верят, что какие-то цивилизации, какой-то разум 5 миллиардов лет назад — они занесли нас в пробирку…

Слушатель: Планета Нибиру?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нибиру… А разве не в 2012 году, когда календарь Майа заканчивается?

Слушатель: Лет 10 они уже говорят, а сейчас уже ждут.

Б. Ч. Бхарати Свами: «Истину говорю вам: Земля налетит на небесную ось…». Эти вероучения будут все больше и больше распространяться. Сейчас у нас еще есть выбор между богоцентрическими вероучениями, а со временем у людей будет выбор только между таким безбожным учением или другим. У нас есть еще выбор между истинным и неистинным, а с прогрессом Кали-юги такого выбора не будет.Более того, главное безбожное учение — это даже не саентологи, а это материалистическое мировоззрение. Когда-то оно было диким и над ним посмеивались, а теперь оно преподается везде. Оно везде насаживается, внедряется в умы детей, и уже посмеиваются над верующими. Уже посмеиваются, а скоро их и запретят, потому что сейчас в одной дикой северной стране есть закон об оскорблении чувств верующих, потом будет «об оскорблении чувств неверующих». Главное вероучение безбожное гласит: было вещество, оно взорвалось, потом появились рыбы, они на плавниках вылезли на сушу, превратились в динозавров, потом маленькие динозавры превратились в крыс, крысы жили-жили-жили сколько-то миллионов лет, стали на задние лапы, изобрели компьютер… нет… сначала изобрели пэйджер…(смех), а потом уже смартфон. Это вероучение совершенно дикое! И если бы человеку начала, самого начала Кали-юги, или Трэта, Двапара юг сказать эту чушь, что из ничего что-то там взорвалось, пыль какая то, где то она там сжалась, осела, потом вышли какие-то чудовища на больших задних лапах, он бы посмеялся и сразу бы отправили в желтые домики…/тех, кто это утверждает, прим./ А сейчас если ты подвергаешь это сомнению, если ты смеешься над теми, кто верит, что человек произошел от обезьяны, тебя могут отправить в сумасшедший дом… Но это происходит не резко, а постепенно, постепенно замещается безбожием, мы живем в транзитную эпоху, у нас есть возможность выбора.

А локально, если говорить о святилищах, о вайшнавских святилищах, святых местах и храмах, то тоже самое происходит: демоны и сахаджии постепенно захватывают места, потому что сердце вайшнава захватить невозможно. А что возможно? Возможно имитировать: сначала одежду, потом чтение писаний, выучить наизусть мантры и непосредственно занять место. Пришел, заплатил… Но сахаджии как захватывают: они не силой, не деньгами, в основном, а приходит какой-нибудь мудреный сахаджия в храм и начинает /говорить/ с местным настоятелем — пуджари, мальчиком пуджари, который если начал служить, то он другого ничего не знает, он живет под руководством своего гуру. И этот сахаджия его обрабатывает, начинает с ним говорить про Кришну, танец раса…. Шрила Шридхар Махарадж таких называл духовными педофилами. Они выбирают молодых преданных и начинают им… молодых не по возрасту, а тех, кто только что присоединился. И они начинают им елей лить в уши: Радха, Кришна, Радхе Радхе, Гауранга, Нитьянанда, Шьяма, Радха-Шьяма и все такое… А «старого настоятеля» — его не возьмешь, потому что вайшнав – кремень, он сразу палкой побьет и выгонит.

Как говорят обычно сахаджии: «Ты чувствуешь любовь то в сердце?» А он говорит: «Ну так, не особенно…, потому что я еще не так долго мантру повторяю, не так долго осуществляю служение». А сахаджия говорит: «Да, но вот есть путь…» и показывает в 11 или в конце 10 книги «Бхагаватам», где говорится что бхакти приходит в сердце, если слушать «Бхагаватам» из уст чистого преданного, слушать о рождении и лилах Кришны. Кришна говорит в Гите, что тот, кто знает тайну моего рождения и игр в этом мире, тот больше никогда не родится в кругу сансары, а, оставив бренную плоть, он вознесется в мою обитель, из которой нет возврата…» Сахаджия говорит: «Видишь эту тайну? Эта тайна открывается, только надо её слушать из уст чистого вайшнава». Так приходит и говорит эта сахаджия. Она может попасть в виде книжки, может какой-нибудь дяденька зайти, и молодой, опять-таки молодой – не про возраст, преданный говорит: «Да, наверное, я недостаточно слушаю из уст моего гуру о лилах Радхи и Кришны, но и мой гуру об этом мало что говорит. Мой гуру говорит: «Иди туда. Возьми то. Помой это. Принеси, приготовь. Сходи на базар, поклянчи рис, принеси, приготовь, накорми меня. Если я соблаговолю, то и тебе дам поесть»». Вот так этот змей заползает. Сначала он к преданному в сердце заползает, преданный сначала его гонит, а потом, знаете, как назойливая реклама, сначала ты говоришь: «Нет, нет», а потом: «Я посмотрю, но покупать не буду», а потом: «Может я все-таки попробую?», а после этого уже и жить не сможешь. Так же и сахаджия коварно, подло влезает и сеет семечко сомнения. Шрила Сарасвати Тхакур говорил: «Я пришел в этот мир, чтобы говорить о любви Радхи и Кришны, но 99.9% я говорю о том, что не есть любовь Радхи и Кришны», поэтому преданные эти разговоры не полощут, они не выставляют их на публику, они, наоборот, говорят о том, что не есть преданность, что не есть любовь. А вот что есть любовь – это ты сам почувствуешь, это ты сам ощутишь, преданные об этом не распространяются. Но приходит добрый благовидный дядюшка с аккуратной бородкой и начинает говорить о любви Радхи и Кришны: «Это же высшая цель. Высшая цель — это найти свое место в служении божественной Чете, а тебе твой гуру про это даже ничего не говорит. Я тебе немножко расскажу…». И это постепенно, постепенно…. А когда гуру умирает, что всегда происходит? Тогда ученики оказываются в смятении, это естественно. Гуру, как Солнце, заходит, и наступает тьма. И живые существа прячутся в норах ночью, входят в бездейственное состояние жизни, ночью все замирает, засыпает и замирает. И точно так же, когда вайшнав, когда ачарья уходит, наступает тьма. Не физическая, а тьма с точки зрения знания, прозрения.

Шрилу Сарасвати Тхакура, духовного учителя Шридхара Махараджа, в духовном мире величают Наяна Мани Манджари. Наяна Мани – это «глазное яблоко» на санскрите. Чье глазное яблоко? То, с помощью которого можно видеть. Если глазное яблоко удалить, мы ничего не увидим. И Шридхар Махарадж в своей молитве пишет: «Он ушел из этого мира, его Шримати Радхарани забрала, и глаз исчез, и мы остались во тьме, без глаз, и ничего не видно». Так происходит, когда уходит учитель, уходит вайшнав, и преданные оказываются в темноте, в смятении. И вот тут они вспоминают того доброго дядюшку, Дядюшку-оборотня, сахаджа. Сахаджия – это тот, кто подменяет подлинное учение чем то ложным. «Сахадж» означает «легкое дело». Есть даже такая «Сахаджия-йога». Представляете, они даже назвали себя так, то есть они вообще совесть потеряли. Я им говорю: «Сахаджия-йога — вы хоть знаете, что это означает? Легкое дело! То есть вы подменяете». «Да. А все легко», — они вообще стыд потеряли…

Так вот, когда приходит этот сахадж, который подменяет подлинное ложным, тот преданный юноша в матхе — он в смятении — говорит: «Пусть это будет мой шикша-гуру». Потом шикша-гуру с течением времени умирает. Но… в нем /преданном юноше/ уже есть…

Слушатель: Семена…

Б. Ч. Бхарати Свами: Даже уже не семена, а уже ростки проросли сахаджии, и он уже своему ученику говорит об этом: Радха, Кришна…

Что говорят сахаджии: «Повторяйте и будьте счастливы». Что такое это? Это чистая, в дистиллированном виде сахаджия: «Вы повторяйте, и будьте счастливы!». Они начинают повторять и думают, что они будут сейчас счастливы благодаря этому. А следующее поколение еще больше «затягивается ряской», как только подлинная парампара прекращается. То есть течение, парампара – это течение. Как вода, если она перестает течь, то что там? Сначала по кругу рясочка, потом больше, больше, а потом вообще все зеленое. И через одно поколение это уже чистая сахаджия. Вы задаете вопрос: «А как они там оказались? Как они захватили?» Это не то, что сидели вайшнавы, повторяли мантру, совершали служение, и тут приходит сахаджия: «Ша, всем сидеть! Теперь мы!» Нет. Сахаджии через ум проникают и начинают разрушать. И это не в одном поколении происходит.

Слушатель: Сомнения.

Б. Ч. Бхарати Свами: Сомнения в учителе, сомнения в подлинности писаний, и они тяготеют к форме. Это выражается в том, что они гнездятся. Гроздьями образуются вокруг Радхакунды и Шьямакунды. Это что? Это пруд, небольшой пруд, и через маленький перешеечек, пару метров, Шьямакунда. Шьямакунда — это пруд Кришны, а Радхакунда — это пруд Радхи, где Они совершали Свои божественные игры в ночь полнолуния, когда девушки-гопи сбегали от своих мужей, женщины-гопи сбегали от своих мужей и устраивали веселую ночь на берегу водоема. В писаниях Рупа Госвами пишет, что Радхакунда — это жидкая према, это любовь, принявшая облик воды, то есть когда вы прикасаетесь, то чувствуете прему, но … надо понимать кто такой Рупа Госвами. Рупа Госвами всем видел прему. Он во всем видел любовь. Махапрабху в этом океане, в котором мы резвимся, видел Ямуну. Песчаная насыпь – Он в этом видел Говардхан. У них другое видение.

Сахаджии собираются вокруг Радха-кунды и: «Вот према! Ой, там према». Потому что так сказано. А неокрепшие преданные тоже приезжают на Радха-кунду и видят какого-нибудь благочестивого бабаджи с бородкой, с четками, целый день, с перерывом на обед, повторяет мантру, и они говорят: «Вот это преданность!». Они с ним немножечко поживут, а потом возвращаются в свои россии, америки и всё — у них уже семечко сахаджии. Дальше они начинают проповедовать с этой семечкой сахаджии. И тому, кому они этот бидж (бидж – это семечко на санскрите) посеяли, у того это еще больше выросло. Так, если вы поедете на Радха-кунду, вы увидите, что она вся «ряской затянута», вся зеленая. Так же и учение бхакти «затягивается ряской» этой сахаджийской.

Слушатель: Это что получается, что в скором времени все вайшнавы вымрут?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да…

Слушатель: Махарадж, получается в Кали-югу нет надежды на то, что будет чистое знание?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, надежды нет.

Слушатель: Парампара прервется?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Кришна здесь бессилен, Он бы хотел, чтобы она не прервалась, но Он ничего не может поделать.

Слушатель: Нам очень повезло, что мы можем жить духовной жизнью в Кали-югу.

Слушатель: Зараженный преданный обречен? Или есть выход?

Б. Ч. Бхарати Свами: В писаниях говорится, что парампара никогда не прерывается, но она как река: иногда она становится узенькой и еле-еле видно ручеек настолько, что русло пересыхает, и этому ручейку приходится прокладывать свой путь под землей. И потом вдали от этого места, ниже по течению снова откуда ни возьмись ключ начинает бить, и река становится полноводной, а потом она опять пересыхает. Но она всегда есть: либо она скрыта под землей в виде подземного ручья, ключа, либо она видна, она никогда не пересыхает. Душа, устремившаяся ко Всевышнему, всегда найдет путь, Господь всегда откликнется на молитвы. Тут дело не в обстоятельствах: «Мы так хотим, но Кали-юга, ничего у нас не получится…», или: «В такие обстоятельства мы попали. Мы-то преданные, но Кришна так устроил, что Кали-юга. Если бы я родился где-нибудь там северным оленем, то тогда у меня была бы преданность, а здесь не получается, потому что холод в Перми, троллейбусы остановились, трубу прорвало. Какая тут преданность?» Или наоборот: «Все хорошо, живу в Манако. Ну какая тут преданность?» Мы всегда найдем какие-то отговорки. Я знал преданную, сейчас она живет в Манако в сумасшедшем доме. Она сама из Нижнего Тагила, условий для преданности никаких. Поэтому переезжает в Манако и там попадает в сумасшедший дом. Сначала вроде все хорошо было, даже её картины пользовались спросом, она рисовала младенцев с вытекшими глазами, и кто-то даже покупал. Дело не в обстоятельствах, не во времени, что мы не так родились, не в городе, который приспособлен для преданности, а дело в том, что готовы мы или не готовы принять Господа. В Кали-югу рождаются, в основной своей массе, живые существа, которым претит верховенство Господа. А не так, что в Кали-югу рождаются такие же люди или такие же души, как и в другие времена, но из-за того, что обстоятельства и условия Кали-юги такие, эти души не могут найти себе путь, нет. Те, кто не хочет ничего искать, они рождаются в этом месте. Дело не во внешних условиях. В нашей молитве мы ко Всевышнему обращаемся, мантра — это молитва…. Иногда задают вопрос: «Ну как же Господь не слышит? Он же всемогущий, Он же может нас услышать. Как же Он нашу молитву не слышит?». Дело в том, что она и не выходит из нас. Мы своей гордыней ставим некий щит, забор и молитва просто ударяется и возвращается. Она не то что до Него не доходит, а она не вылетает из нашего собственного ума. По сути дела это не Господь не слышит нашу молитву, а мы не обращаемся в своей молитве к Нему. Любая молитва, обращенная к Господу Богу, до Него доходит, в каком бы жалком состоянии мы с вами ни находились. Если мы действительно обращаемся к Нему коряво, не таким языком…. В «Шримад Бхагаватам» говорится, что эта Песнь, прочтенная с ошибками, даже на тарабарском языке или неправильно и прочее – все равно она очищает наше сердце. Другими словами что значит «молитва очищает сердце»? Это значит, что Господь входит в него. Господь, как Солнце, которое появляется среди облаков и своим жаром эти облака выпаривает. Господь точно так же: Он в марево нашего сердца, в гнездо наших корыстных желаний, как Солнце, входит и всё это развевает, испаряет, вся корысть испаряется. Это происходит, когда Он отвечает на наши молитвы, то есть на любом языке, в уме или громко, или шепотом, в любое время, если мы обращаемся к Нему, то Он отвечает и входит в наше сердце. Но если Он не входит в наше сердце, это значит, что мы не к Нему обращаемся, а куда-то там. Как правило, если мы обращаемся к Господу, то эта молитва проникает через ум и идет к Господу. А если мы обращаемся к себе, к сильным мира сего, например: «Господи, сделай то-то и то-то». Это значит, что мы не к Нему обращаемся. Единственное, что на самом деле пробивает стену нашего ума и относится ко Всевышнему, это: «Господи, позволь мне служить Тебе, не оставь меня никогда в покое, позволь мне помнить о Тебе в радости и в горе и дай мне хоть какое-нибудь служение, позволь мне что-нибудь сделать для Тебя». Это пробьет любую умственную стену. А если есть что-то другое, то оно как от зеркала отражается и не идет ко Всевышнему. Та часть молитвы, которая: «Господи, позволь мне служить Тебе», – она проникает к Господу, а остальная масса возвращается и до Него не доходит. В ней нет ничего черного и белого: либо полностью Господу преданны, либо только себе.

Какие еще вопросы, о чем еще говорить, если все слова бессмысленны?

Слушатель: Что мы еще должны знать о Храме Гундичи?

Б.Ч. Бхарати Свами: Я о нем знаю только чуть-чуть, что туда белых не пускают. Это был храм первый. До того, как появился этот большой храм, Джаганнатха находился в этом большем храме в Гундичи. Есть разные легенды, как появился этот храм, как божества перенесли в этот храм. И раз в год, этот праздник называется Ратхаятра, Господь на неделю возвращается в храм Гундичи, там Он неделю живет, а через неделю едет в основной храм. Я знаю, что когда Господь гостит неделю в храме Гундичи, туда не допускаются Панды, брахманы, кто-то еще, а Ему поклоняются где-то в лесах, где-то в джунглях какие-то дикие племена, которые вообще не имеют понятия о ведичиской культуре. Берут нескольких девушек, и они поклоняются Господу в Гундичи, им говорят, как надо: как хотите, что вы там готовить будете Ему, как Его там переодевать будете, то есть там – тайна.

Слушатель: А кто выбирает?

Б.Ч. Бхарати Свами: Не знаю. В Радхаятру они приходят и говорят: «Мы хотим служить», совсем дикарки, в общем.

Слушатель: А кто именно говорит: «Ты, ты и ты будешь служить»?

Б. Ч. Бхарати Свами: Они сами говорят: «Мы будем служить, это наше».

Слушатель: До сих пор так?

Б.Ч. Бхарати Свами: Да, это летом. Эта поездка Господа Джаганнатха из главного храма в храм Гундичи олицетворяет поезду Кришны из главного храма во Вриндаван. Но во Вриндаван Он никогда не ездил после того, как он покинул Своих возлюбленных и, вообще, племя Нанды, племя изготовителей молочных продуктов, пастухов. Он покинул и уже никогда во Вриндаван не возвращался. Но когда было солнечное затмение, то этот кочевой народ на повозках приехал на поле Куру, на Курукшетру, среду прочих многих племен и народов. Когда солнечное затмение отмечалось, и Кришна был со Своим семейством из Двараки, и описано какие народы: чуть ли не из Израиля волхвы…. Там был огромный фестиваль, огромный праздник солнечного затмения, и приехали жители Вриндавана. Господь увидел их и стал извиняться, целая глава этому посвящена: «Дела были, а потом Я женился, а потом женился еще на петярых, а потом женился еще на шестнадцати тысячах…». Не дал Он им второго шанса, фестиваль продлился там неделю, этот праздник солнечного затмения, потом народы разъехались по своим столицам и стоянкам. Господь в это время оставил Свое семейство, Своих жен, Своих слуг, служанок и жил Он в стане Нанды. И Ему там служили, как когда-то в детстве, в юном отрочестве. Ему служили гопи, служили Ему старшие родственники, матушка Яшода и Нанда Махарадж. Когда Он был маленьким, жизнь была вокруг Него, они даже из Гокулы уехали во Вриндаван, потому что не хотели подвергать Его опасности, когда демоны, посылаемые Камсой, зачастили убивать, причинять вред их племени. И почему-то все они были настроены именно маленького Кришну убить. Только Нанда и Яшода знали, что Он не их родной, а приемный Сын, и то Он у них забрал это знание. Кришна говорит в «Гите», что Он Сам решает, что помнить, а что не помнить. Другие даже и не знали, что Кришна не родной Сын Яшоды, знали только Нанда и…. Потому что Васудева им принес Кришну младенцем, но Кришна даже это знание забрал. Иногда у Яшоды бывало что то такое, в виде бреда, но потом у нее, видимо, прояснялось сознание: «Кришна, конечно, мой Сын. Какие-то слухи кто-то распространяет, что Кришна не мой Сын — это все ерунда, конечно. Кришна мой Сын». Вся жизнь крутилась вокруг Кришны и Баладевы. И вот они решили, что слишком уж опасно, что кто-то охотится за их детьми, и они переехали в лес, подальше от Гокулы (Гокула недалеко от Матхуры, где Камса царствовал). От Матхуры они уезжают во Вриндаван. Матхура от Вриндавана где-то километров 30, час едем от Анта Рикши или минут 40… А Вриндаван еще дальше через переезд, надо пройти железнодорожный переезд, потом еще ехать, Радха Кунда, потом Говардхан. Все детские игры проходили на Говардхане.

Вся жизнь вокруг Кришны происходила, потом Кришна их покидает, а на Курукшетре они снова встречаются. Кришна из своего стана, из своего шатра – там все племена, все народы Земли встали станами в окрестности – уходит и идет в стан племени Нанды, как когда-то казаки такой четырехугольник образовывали и внутри жили, так же и они телегами огородили и поставили шатры, палатки. Кришна у них неделю гостевал.

А кто такие гопи? Они же необразованные, у них даже свой язык: они не на санскрите говорили, а было какое-то свое «птичье наречие», они говорили не Кришна, а Кану, и так далее. То есть это необразованное племя пастухов. И то, что эти девушки из этого дикого племени служат в этом храме Гундича неделю Балараме, Субхаре и Кришне, это как раз олицетворение того, что Кришна из Двараки, то есть из Вайкунтхи, едет во Вриндаван, и там Ему деревенские необразованные, неотесанные девицы служат.

Слушатель: Деревенские?

Б.Ч. Бхарати Свами: Да, деревенские, а потом Он возвращается. Это храм Гундичи. Мы завтра туда?

Слушатель: Мы хотели вечером…

Б. Ч. Бхарати Свами: Сейчас без 15-ти 8, сегодня уже вряд ли? Ну да завтра точно тогда!

Слушатель: Сколько км?

Б.Ч. Бхарати Свами: 4. Нормально? Это через главный храм, мы сначала в храм Джаганнатхи, там кланяемся. И вот эта широкая-широкая дорога, она похожа на площадь, но на самом деле это дорога, по ней как раз едут колесницы в храм Гундича, эта дорога заканчивается храмом Гундича. Ну а обратно уже на рикши.

Слушатель: А вот храм Гундичи Господь Чайтанья с преданными мыл?

Б.Ч. Бхарати Свами: Да. А почему «но»? Вы говорите: «А», а имеется в виду «но». Это означает по-русски «Но ведь Господь Чайтанья мыл?» Где здесь отрицание? Почему отрицание? Перед Ратха-ятрой Господь Чайтанья с преданными шли в храм Гундича и как сегодня здесь преданные драили весь храм, так же и Махапрабху драил храм Гундичи. Это было за день или за два до Ратха-ятры. Потом Господь вселенной туда ехал и неделю там… это в «Чайтанья Чаритамрите» описано.

Слушатель: А вот еще слышала что… не знаю, бред ли это, но я слышала, что Господь Джаганнатха принимает мясо, и все это прасад. Все, что предлагают, все это прасад? Мне так кажется, что все, что находится в Джаганнатха Пури есть прасад, и что те, кто живет там, тем, кому позволено жить в Джаганнатха Пури, они, так сказать, могут предлагать рыбу, мясо. Мы же видели? Курицу привозят и рыбу предлагают.

Б.Ч. Бхарати Свами: Кому предлагают?

Слушатель: Господу Джаганнатхе, и Он принимает.

Б.Ч. Бхарати Свами: Имеется в виду, что на алтаре предлагают мясо и рыбу?

Слушатель: Нет-нет. Просто мысль такая, что все, что здесь есть, все, что здесь живет, здесь, вообще, быть в этой дхаме — это и есть прасад Господа Джаганнатхи.

Б.Ч. Бхарати Свами: То есть Ему предлагали?

Слушатель: Да, но не в храме.

Б. Ч. Бхарати Свами: А где?

Слушатель: В своих домах люди же предлагают?

Б.Ч. Бхарати Свами: Но Он у них не живет в домах, Он же живет в храмах…

Слушатель: В сердцах их живет, может быть, я не знаю…

Б.Ч. Бхарати Свами: Мясо и рыбу в своих сердцах они Ему предлагают?

Слушатель: Ну Он вот такой непривередливый.

Б.Ч. Бхарати Свами: Ну а зачем тогда храм, если всё всем (неразборчиво)?

Слушатель: Я просто слышала… на всякий случай спросила.

Б.Ч. Бхарати Свами: Есть храм, где живет Господь Джаганнатха, Ему ни рыбу, ни мясо не предлагают. А то, что Панды едят мясо и рыбу, я не слышал. Те, кто служители Джаганнатхи, да, они едят, но они не предлагают на алтаре. Там есть несколько семей или несколько кланов служителей, есть те, кто пуджи совершают, непосредственно на алтаре служат. Есть те, кто готовят, есть те, кто шьют одежду, закупают для бхоги ингредиенты, есть те, кто делает само изваяние. Есть очень много таких семейств, все они относятся к служителям Джаганнатхи, и они едят рыбу, они говорят: «Господь нам по милости Своей…» Они так говорят, что рыба — это плоды моря, плоды с деревьев падают, так же и в море, эти плоды из моря едим. Вот такая версия — они действительно едят рыбу, но те, кто служат ему на алтаре, те, кто непосредственно предлагают, они все вегетарианцы, они не едят рыбу. Этот клан панд, которые совершают пуджу на алтаре, они не употребляют рыбу. Но мне кажется, что это нетипично для панд — есть рыбу, просто считается, что они могут есть и что они едят. А вот едят ли они действительно? Лично мне кажется, что они вегетарианцы, потому что, когда ты при храме, ты все время ешь Джаганнатхи прасад. Представьте себе, сегодня мы ели прасад, и подходят: «А может быть рыбки?» Мы откажемся не потому, что нельзя, а потому что как это можно есть? ,Это сабджи нам чуть-чуть принесли, а у них там сладкий рис, ореховые бурфи, чатни… чего только там нет, и тут: «Может быть вам рыбку положить?» Ты же не скажешь: «Ой, нельзя, у меня от Махапрабху регулирующие принципы… /далее неразборчиво, прим.ред./ Прасад забирает все сознание. Когда дают махапрасад Джаганнатхи, то есть то, что мы сегодня ели, это прасад с алтаря, по сути он смешан со слюной Господа, там не понятно, какой ингредиент присутствует, но ты чувствуешь, что что-то такое… «голову сносит», и ты ничего не можешь ни говорить, ни разуметь… Часто преданные… ну не преданные… спрашивают: «Как можно все время Кришне служить? Как можно думать все время о Кришне?» Представим, что мы с вами попали все на Вайкунтху, но, конечно, без этого и без этого (смеются), только не с ним! «Я готов, конечно, в духовный мир, но чтобы только эту рожу не видеть, потому что он мне такую гадость сделал в прошлом году!» Вот все мы, которые нормальные, без тех, которые недостойны, попадаем в духовный мир. Первый день еще можем, да, послужить, и второй день, а, представьте себе, Кришна говорит: «Обратной дороги-то нет». То есть всегда…. И как такое вообще? Ведь через неделю надоест… Здесь же надоест через неделю. Так вот прасад, когда ты ешь, он собой занимает весь мозг, весь ум занимает. Прасад Господа не складывается в какие-то логические цепочки, в какие-то дела, какие-то отрывки мыслей появляются, но они не соединяются в паровозики, чтобы это было что-то связное и внятное, появляются картинки, они складываются и исчезают. И этот вкус, Его присутствие –заполняют всё! Ты не можешь ни о чем ни думать, ни соображать, ни строить планы. Представьте себе: это только что Он попробовал! А представьте себе, что Он Сам присутствует, то есть тут только наш язык участвует и то уже «сносит голову», а если участвуют и глаза, а если Он еще и что то говорит, а может быть и споет, и запах от Него исходит!.. Мы сегодня говорили о Кали-юге. Знаете, как у людей начнут исчезать пороки Кали-юги в уме? Господь Калки будет на Своем небесном божественном скакуне объезжать пределы земли и убивать всех силовиков, кшатриев: «Был на госслужбе?» «Да!» И будет рубить головы всем, кто служил на государство, то есть кшатриям Он будет рубить головы. А люди будут хорониться от слуг государевых — кшатриев, от силовиков и правоохранителей, будут в леса убегать и жить там в пещерах. И когда Господь будет убивать этих силовиков — прокуроров, судебных приставов, ментов, военных, по борьбе с наркотиками, потом отдел К, потом отдел Р…. Но! От Него будет исходить такой запах, что люди, вдохнув этот аромат, будут проясняться в уме. То есть Сатья-юга начнет наступать, а Кали-юга — отступать от того, что люди почувствуют какой-то аромат непонятный. Это Он будет на Своем коне проноситься, ветер будет доносить запах от Всевышнего, и у них в голове будет происходить прояснение.

В духовном мире Господь присутствует во всех аспектах, от Него исходит аромат, ты вкушаешь пищу, которую Он попробовал, /или зришь/ Его образ (причем образ в действии, не то, что Он стоит на алтаре, а Он там кружит!), ты Его слышишь и можешь прикасаться к Нему. Ветерок Его касается и непосредственно земли, по которой Он ходил…. И если от вкуса нам голову сносит, то что происходит когда Он присутствует в полном объеме? И уже не то что «ой, а может быть сегодня я отдохну?» — собой Он занимает сознание полностью! Не то что душа хочет вырваться на свободу и сходить погостить в материальный мир еще раз: «Ну ладно, может быть я напоследок все-таки — чтобы потом уже окончательно в духовный мир – схожу, покажусь во всей своей красе?»

В США есть традиция среди латиноамериканцев, которые вырвались из своих парагваев, уругваев и прочих венесуел, в Штаты проникли и где-то там посудомойкой…. Но им иногда надо вернуться из «духовного мира, из рая», и они берут в аренду золотые цепки, перстни, из золота часы и едут к себе на родину показать, как они устроились, там они не какие-то посудомойки. Это среди чиканос, среди латинос такая мода, они приезжают к себе в заброшенную деревню в Парагвай и: «Вот смотри, у меня там в Лос Анджелесе /золотые/ крест и знак доллара!». Потом они возвращаются, сдают и опять идут полы драить. И вот так из духовного мира «я сейчас, значит, вернусь к себе туда, в материальный мир, покажу пару трюков, по воде пройдусь или еще какие-нибудь трюки покажу, пусть они знают. Потому что ну сколько там можно служить на кухне, драить во Вриндаване полы?»

Ну ладно, давайте на этом…. А то все шутки шутками. Всё, Харе Кришна, завтра у нас опять прасад.

Транскрибация: Мукти Дас

Редактор: Джива Деви Даси

Другие материалы раздела

2017-01-15

«Духовная жизнь»

2017-01-16

«Для тех, кто испытывает страх»

2017-01-20

«Обретение внутренней гармонии»

2017-01-24

«Адхикар»

2017-01-29

«Разум высшего порядка»

2017-02-05

«Наиболее желанный из миров»

2017-02-19

«Бхакти — возвращение в реальность»

2017-02-23

«Варны — устройство общества»

2017-03-01

«Беседа под сенью Сиддха-бакула»

2017-03-03

«Сила от учителя»

2017-03-04

«Начало Кали Юги»

2017-03-08

«Первый раз в Индии»

2017-03-08

«Картина Мира»

2017-03-08

«Навадвип Дхам Парикрама 2017» Часть 1

2017-03-09

«Навадвип Дхам Парикрама 2017» Часть 2

2017-03-09

«Знание от состояния»

2017-03-10

«Навадвип Дхам Парикрама 2017» Часть 3

2017-03-11

«Навадвип Дхам Парикрама 2017» Часть 4

2017-03-12

«Аштанга Виньяса Йога»

2017-03-27

«Подсознание»

2017-03-28

«Дасья Раса»

2017-04-02

«Ритм сердца»

2017-04-08

«Матхи и самадхи»

2017-04-09

«Мантры на санскрите»

2017-04-16

«Гороскоп для протона Ирины»

2017-05-21

«Недалеко от Говардхана»

2017-05-27

«Над облаками нет плохой погоды»

2017-05-28

«Сохранив индивидуальность, приобрести свободу»

2017-06-04

«Кризис веры»

2017-06-11

«Вера предполагает служение»