Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1983 / «Маяки Безграничного»
«Ом» значит большое «Да». То, что ты ищешь, существует. То, чего жаждет твое внутреннее сердце, существует и существует сейчас. Чтобы ты ни видел с поверхностной точки зрения, ты должен обращаться к внутренней сути – Сверх-Субъекту. Господь твоего поиска там. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж

«Маяки Безграничного»

Маяки Безграничного

# 00:00

Принцип гуру

Преданный: Простите, мое чтение очень плохое.

Шридхар Махарадж: Не плохое, но не очень ясно для нашего слуха. Какая глава?

Преданный: Девятая.

Шридхар Махарадж: Чья?

Преданный: Я посмотрю.

Шридхар Махарадж: Только один вопрос или множество? Только этот момент, да? Многие гуру необходимы, поскольку существуют различные концепции адвая-гьяна. Чтобы в полной мере понять определенную часть, следует проконсультироваться с экспертом в этой части. Основной смысл таков, но если такой гуру доступен, гуру, способный представлять полноту адвая-гьяна, его следует искать. В противном случае гуру, наделенный частичной реализацией, способен передать знания определенной части. Таков основополагающий скрытый принцип, как относительный, так и абсолютный, и Абсолютное Начало окончательно. В целом ачарьям мам виджаниям, когда мы принимаем гуру, мы стремимся следовать, но по мере прогресса нашего знания мы видим, что какие-то моменты отсутствуют, в этом случае принимается шикша-гуру.

Преданный: Гуру Махарадж, эти слова произнесены авадхута-брахманом.

Шридхар Махарадж: Авадхутом. Кто упоминает об авадхута-брахмане, один из йогендр, оратор здесь? Уддхава?

Преданный: Да, это моя ошибка. Простите, это всё меняет.

Шридхар Махарадж: Один и многие, ачарьям мам виджаниям. Он есть гуру, поскольку Он способен открыть Себя, дать Себя познать, и нет иного пути. Всякий раз, когда присутствует подлинное взаимодействие, Он сам присутствует, это единство гуру, принцип гуру. И также разнообразие присутствует соответственно адхикару человека. Одно явление, человек может не понимать полноту истины, и поэтапно истина открывается ему. Хотя гуру един, это Его воля. В одном образе Он может передать всю истину, но как правило это происходит поэтапно, частями.

# 05:23

Гуру учитывает квалификацию и положение ученика

В писаниях говорится: «Оставь жену, иди в лес, ищи Его». В других местах говорится о семейной жизни. Согласно способности восприятия истины даются те или иные советы, градация присутствует. Если я не буду совершать работу, то другие подумают, что целью нашей жизни является праздность. Следует учитывать адхикар, квалификацию. Соответственно квалификации следует давать совет, йога-адхикари, гьяна-адхикари, и затем опять же как в «Бхагавад-гите». Он имеет дело с различными ведомствами, но в конце концов призывает к преданности, таким образом. Гьяна прославляется в высшей степени здесь, согласно адхикару, различные ведомства, но в то же время это возможно. Кришна является советником, Он дает целое, но есть и сравнительное изучение, поэтому также нитья-ачарья может дать определенным образом.

Наш Гуру Махарадж сказал одному Парвата Махараджу… Этот Махарадж изо всех сил трудился, собирая средства. Однажды Гуру Махарадж сказал ему: «Я обращаю на тебя внимание, я вижу, какие тяжкие усилия ты совершаешь, ты тяжело трудишься. Когда придет время, я дам тебе слугу, спутника, и ты будешь воспевать Имя Господа». Гуру обращает внимание на способности, положение ученика, какого рода служение он может совершать. Гуру Махарадж сказал: «Я внимателен к этому, твоей природе, продолжай». Таким образом, согласно позиции, способности внешнее занятие может измениться. Мы видим в процессе обучения предмет изучения меняется. «Учи это, учи то», один и тот же гуру различными способами может давать разные советы. Не один гуру, но различные гуру также.

# 10:02

Единство и разнообразие гуру

В целом Господь является гуру, присутствует единство и разнообразие в этом явлении. 24 гуру-авадхуты, он учится чему-то от каждой личности. Повсюду он черпает наставления, говорится, даже о проститутке Пингале. Она ждет, что кто-то придет к ней, всю ночь: «О, этот мужчина, может быть. Нет, этот мужчина», таким образом. Но этот мужчина пошел этой дорогой, тот мужчина пошел той, и так она ждет всю ночь, и в конце концов разочарованная она ложится спать. И отсюда мы можем научиться тому, что мы не должны ожидать соответствующих результатов от любого поступка, иначе мы будем страдать от беспокойства. Всё придет естественным образом, это определенный уровень. Во Вриндаване присутствует великое беспокойство в лиле: Кришна не приходит в кунджу, лесной лагерь. «Мы ждем Кришну, но Он не пришел» – это другое явление. Но мы находимся на промежуточной стадии, когда мы привержены пути гьяна-шунья-бхакти, тогда всё устраивает Йогамайа, тогда всё не в руках индивидуальной личности. Йогамайа устраивает это отдельное явление. Здесь речь идет об отказе от материального и о вхождении в трансцендентное измерение. Также упоминается: не критикуй характер других, считай всё единым целым, в котором все части вовлечены в лилу. Но в вайшнавской школе нам советуют: мы должны прославлять Вайшнавов.

# 13:32

Когда лекарства работают

В молодости работает лекарство. Когда он умирал, ему было около 90-та лет, он был гениальным доктором. Он получил высокую ученую степень в Лондоне. Когда речь шла о диагнозе, он должен был поставить диагноз, его пригласили к пациенту и попросили поставить диагноз. Он сказал: «Это случай чумы». Пациента унесли, и профессор поставил ему ноль. Когда он увидел такую оценку, он бросил профессору вызов:

– Почему вы поставили ноль?

– То был случай гриппа, а ты утверждаешь, что то была чума, – ответил профессор.

– Нет, несомненно, это должен быть случай чумы. Я докажу вам, принесите пациента.

Пациента принесли. Он стал спрашивать, каково состояние этого пациента. Ответ был: «Сэр, это не грипп, а чума». Профессор удивился, как этот доктор мог знать, что это был случай чумы? «По запаху я сумел понять, что это чума», – ответил этот доктор. Он был гением. Обычно врачи рассматривают обнаженное тело пациентов. Когда он умирал, то многие врачи пришли к его смертному одру и говорили:

– Это лекарство, это лекарство, его следует использовать.

– Да, это лекарство, несомненно, но кто использует это лекарство на практике? Жизненная сила отсутствует. Нет такого человека, который мог бы применить на практике. За мной нет никого, кто мог бы использовать это лекарство, – отвечал он.

Нечто в этом роде, применить его на практике. Если присутствует энергия, то можно работать, но может быть так, что лекарство эффективно, но тело уже не в состоянии его использовать. То есть организм – это главное, сердце. Лекарство может быть эффективным, но организм не в состоянии его использовать.

Преданный: Должная диета.

Шридхар Махарадж: Да, как правило, несбалансированная диета порождает болезни, сбалансированная диета поможет. Но несбалансированная диета порождает аномалию, необходимо соответствующее лекарство. Говинда Махарадж не очень заботится о диете, не соблюдает ее, но использует лекарства. А сейчас, когда он уже в возрасте, лекарства не действуют.

# 18:29

Непостижимое единство и различие

Повсюду получить желанный результат, таков путь Махапрабху, ачинтья-бхед-абхед. Ничто не определено. То, что определено, – это майа, то, что может быть измерено. И мы также находимся в тисках майи, это наше положение. Майа кажется безграничной для нас. Всё, что может быть измерено, – это майа. Адхокшаджа – непостижимое, это трансцендентная характеристика, мы не должны забывать, с кем мы имеем дело, с независимой Личностью, Его сладостной волей, Абсолютом. Часть нам может быть позволено знать по Его милости.

# 19:38

Сок преданности

У Рагхунатха Даса Госвами был гуру в прошлом. Затем он пришел к Махапрабху, отвергнув своего прошлого гуру. От отверг своего предыдущего гуру и пришел к Махапрабху. Махапрабху вверил его опеке Сварупы Дамодара. Дас Госвами не был удовлетворен Сварупой Дамодаром, который занимает высочайшее положение, он вновь пришел к Махапрабху: «Почему Ты вдохновил Меня оставить дом, почему Ты привел меня сюда? Я не могу понять. Пожалуйста, посоветуй мне, что я должен делать». Махапрабху почувствовал некоторое беспокойство, Он сказал: «Я вверил тебя опеке Сварупы Дамодара, ты оставил его и пришел ко Мне через его голову. Он знает всё, больше, чем Я. Но если у тебя есть некое почтение к Моим словам, то Я вкратце скажу тебе следующее». Он произнес четыре строки. Опять же, поскольку Дас Говами преступил достоинство Сварупы Дамодара, Он вернул его обратно в прежнее положение. Формальность не должна преступаться. Достоинство гуру следует почитать, и Махапрабху вновь вверил его Сварупе Дамодару соответственно духовной формальности.

Он жил там столь долго среди вечных паршадов Махапрабху. Затем, после их ухода, он отправился во Вриндаван, там он нашел гуру – Рупу и Санатану. Он пишет так, словно там он начал свою жизнь, во Вриндаване: «Я с любовью кланяюсь…» Кому? Рагхунатх Дас Госвами демонстрирует крайнюю степень самоотречения. Даже прасадам совершенно испорченный, выброшенный на помойку, он подбирал его и ел. Махапрабху насильственно взял у него этот прасадам и заметил: «Такой сладкий прасадам Я никогда не пробовал!» Он чувствовал подобный вкус. «Рагхунатх, ты обладаешь такой великой верой в прасад Джаганнатха. То, что не едят коровы, ты принимаешь этот прасад, промываешь испорченную часть, добавляешь соли и ешь. Столь велика твоя вера в прасад. Это самое сладкое из всего, что Я пробовал!» Такой была его вайрагья, тем не менее он говорит: «Санатана Госвами научил меня вайрагьям. Бхакти-рас – духовный сок преданности. Он насильно заставил меня выпить этот сок. Я не хотел его пить, потому что я слеп, и я не желал, он насильно заставил меня выпить этот напиток».

Бхакти-раса, предостережение велико, очень похоже на мирскую каму. Если лекарство использовать с другой… «Я не желал, и он насильно заставил меня выпить это лекарство, он океан милости, всегда испытывает сострадание к страданиям других, такова его природа». Такова его песня обожания, любви к Санатане. «Зажав в зубах соломинку, я умоляю Рупу Госвами, пусть он считает меня пылью своих стоп. Вновь и вновь я молю о том, чтобы стать пылью стоп Рупы Госвами». Оставивив общество прямых последователей Махапрабху, он отправился во Вриндаван. Что это? Махапрабху лично посоветовал ему, Он выбрал ему гуру высочайшего порядка, Сварупу Дамодара. Он занимает ранг манджари, Сварупа Дамодара – Лалита-сакхи. Но затем оттуда он отправился во Вриндаван и там нашел гуру. Игра – измерение Безграничного.

# 27:40

Маяки Безграничного

Как мы можем измерить и записать: это так, а это так? Тем не менее ради нашей цели, поскольку мы наделены ограниченными ресурсами, некоторые ограниченные симптомы даются, чтобы направить нас в том направлении, некоторые ограничения. Ограничения Безграничного, некоторые знаки того, что не имеет таковых, подобно маякам в безграничном океане даны нам, нечто в этом роде. Абсолют имеет бесконечное множество аспектов, и Он проявляет себя, определенное качество в определенном направлении. И тот, кто хочет углубить свое понимание, должен пытаться учиться, глядя на все аспекты Абсолюта, как на каждый уголок. Навайована, Он всегда нов, и всё более и более глубокое видение, новое понимание, невозможно ограничить Безграничное. Подобно звезде в бесконечном небе или маяку в безбрежном океане, принимая их руководство, мы будем продолжать путешествие в Безграничном.

Градация присутствует, мы можем заблудиться на какое-то время. Поэтому ачарьи дают некое упорядоченное представление: карма-канда, гьяна-канда, йога, и в рамках, скажем, той же карма-канды есть различия: Ману, Васиштха, есть общее и есть отличия. Яшода стремится связать Его, но каждый раз остается зазор в два пальца. Вновь она привязывает кусок веревки к старой веревке, связывает Его, и то же самое – не хватает двух пальцев, такова природа. Мы собираемся измерить Его, поместить Его в клетку нашего ума. Насколько возможно, нужно приводить всё в гармонию, гуру, шишья. В целом я говорю, вступить в измерение Вайкунтхи и Голоки, где все – гуру, ты – единственный слуга. Я путешествую по земле, где все являются гуру, со всех сторон гуру, все они являются объектом моего почитания. Мы также, если мы стараемся идти вперед шаг за шагом, Брахмалока, кхара-акхара, выше это Вайкунтха. Шри Голока чинмой по своей природе, почва сознания более высокого типа, нежели тот материал, из которого я состою. Поэтому войти туда и совершать долг – значит ступать по гуру, поскольку со всех сторон гуру, поэтому придется ступать не ногами, а головой. Непостижимо, но это факт. Только наше настроение служения может открыть нам доступ. Я буду совершать служение им. Это наш единственный капитал, мы всегда будем крайне бдительны в отношении этого момента, настроения служения в нас, иначе мы будем разочарованы. Севонмукхе хе джихвадау. Поиск удовлетворения обитателей того мира, всех и в особенности близких Кришны.

Преданный: Если мы чувствуем, что гуру или Кришна не принимает наше служение, не хочет… Поэтому, Гуру Махарадж, я вижу, что Хридаянанда Махарадж совершил сиддханта-виродху здесь. Он хочет сказать, что человек должен иметь только одного гуру.

Шридхар Махарадж: Но те, кто не смог получить мантрам от Свами Махараджа, что им делать? Каково их положение?

Преданный: Он утверждает, ссылаясь на Вишванатха Чакраварти, нирвишеш-савишеш-вед.

Шридхар Махарадж: Не только нирвишеш-савишеш, в каждом ведомстве. Гьяна-шунья-бхакти, он может не иметь никакой связи с нирвишеш-департаментом. Он непосредственно…

Преданный: Но он ссылается на утверждение Вишванатха.

Шридхар Махарадж: Нирвишеш – школа буддизма, они не признают реальность, различные концепции присутствуют: нирвишеш, савишеш. Также Шьямананда, из сакхья-расы он перешел к мадхурья-расе. Куда это относится? К нирвишеш-категории? Я не могу сказать, что я должен проанализировать то, что сказал Вишванатх Чакраварти. Крайне внимательно я должен прочитать и проанализировать то, что было сказано, тогда я могу обсуждать эту тему. Ты, пожалуйста, запомни этот момент, пусть он будет под рукой, Говинда Махарадж, но или с помощью Нимая. Мой ум теперь слаб, я должен терпеливо…

Преданный: Но то, что вы сказали сегодня утром, я смог понять совершенно ясно, потому что я тоже читал эту книгу на английском, у меня нет ее копии здесь.

Шридхар Махарадж: А копия «Поиска Шри Кришны» есть здесь?

Преданный: «Поиск Кришны» есть, да.

Шридхар Махарадж: И Арадхана, у нее должна быть копия.

Преданный: Вираха Пракаш Махарадж у нее взял.

Шридхар Махарадж: А, у тебя не осталось.

# 37:20

От сакхья-расы к мадхурья-расе – история Шьямананды Прабху

Преданный: Махарадж, как Шьямананда перешел от сакхья к мадхурья?

Шридхар Махарадж: Особым планом Абсолюта. Шьямананда был инициирован в сакхья-расу Хридаянандой в Калне. Я забыл обстоятельства, но он пришел во Вриндаван. Насколько я помню, он был из Нандаграма, из него он ходил в некое другое место очень рано утром, на рассвете. Он призывал Имя Кришны и из Нандаграма ходил на восток, в место Санатаны Госвами, и внезапно он увидел золотой ножной браслет, анупур. Он взял его, завернул в свою тарию и пошел дальше. Когда он шел, благодаря прикосновению этого анупура, он почувствовал экстатическую радость внутри и рвение воспевать Харинам. Он обернулся, посмотрел на то место, где он нашел анупур, и увидел некую женщину исключительной красоты, которая искала там что-то. Он вернулся и спросил:

– Что ты ишешь?

– Моя Госпожа потеряла анупур где-то здесь, и я ищу его.

– Да-да, я нашел его, вот.

Она приложила анупур к его лбу и исчезла. Когда анупур был приложен к его лбу, на нем возник тилак, и этот тилак не смывался, он оставался, невозможно было стереть этот знак. То есть он почувствовал влечение к служению под руководством этих дев. Автоматически от сакхья-расы он перешел к чувствам мадхурья-расы, и он попросил совет у Дживы Госвами: «Мой случай таков: я не могу противиться этому внутреннему чувству, я должен служить Кришне под руководством этих божественных дев, такого рода служение. То, что я раньше получил от моего Гурудева, сакхья-раса, дружеский круг, я…» Джива Госвами сказал: «Это чудесная милость свыше, ты можешь получить посвящение на этом пути».

Шьямананда принял посвящение от Дживы Госвами. Но этот факт не был скрыт, постепенно о нем узнали многие, и его прошлый гуру узнал, что Джива Госвами вновь инициировал Шьямананду. Его Гуру организовал собрание Вайшнавов и заявил, что Джива Госвами совершил ошибку, увел у него ученика и это противоречит вайшнавскому этикету. Они позвали Дживу Госвами в это собрание и упрекнули его в том, что он совершил. Джива Госвами не пошел туда, он послал Шьямананду вместо себя, попросил его объяснить свое нынешнее положение. Шьямананда объяснил им как было дело: «Я насильственно был вынужден изменить жизненный путь». Многие из них не поверили в это утверждение. Тогда Шьямананда сказал: «Этот знак, который был поставлен анупуром на моем лбу, если вы не верите, попробуйте стереть его». Они попытались, но у них ничего не вышло, тогда они признали истинность этого происшествия, да, это возможно.

Это было устроено Радхарани внутренне до этого, Она попросила через Субала одного из его слуг: «Я беру его в свой лагерь». Среди лидеров был заключен договор, трансформация произошла, это также возможно, когда есть особое вмешательство в волю Высшего Начала. Возвышенные слуги Кришны ачинтья-бхед-абхед. «Я везде и Меня нигде нет, всё во Мне и ничего не во Мне, попытайся понять это специфическое, удивительное положение. Всё во Мне и ничего не во Мне, попытайся понять это», ачинтйа-бхед-абхеда. Всё в сердце Кришны, и Его сладостное сердце устраивает всё, и возникает соответствующее следствие. Во время судебного разбирательства имеют вес прецеденты, в таком-то случае прецедент, решение верховного суда, и тогда судья соглашается: «Да, в таком-то году в таком-то случае верховный суд вынес такое-то решение», и судья подписывает бумагу, прецедент. В конце концов Кришна неподвластен никому, и Он является источником закона. Закон для нас, закон для джунглей, для зверей, для богов, множество законов в безграничном. Мы всегда должны быть открыты по отношению к Его свободе, она превыше всего.

# 46:08

Искренний поиск

Но мы должны быть искренни. Предрассудки, искренний поиск, Кришна-анусангам. Жизнь Махапрабху была жизнью поиска Кришны, лейтмотив всей жизни – Кришна-анусангам. И какого рода поиск? На днях я говорил, когда Сварупа Дамодар и другие призывали Имя Кришны и внимание Махапрабху возвращалось в это измерение, Он говорил: «Вы создаёте шум». Когда Кришна-нам произносился Сварупой Дамодаром, для Махапрабху это было сравнимо с нежелательным шумом, колахол. «Я находился в таком состоянии экстаза, радости…» Глупцы рвутся туда, где ангелы ступить не смеют.

Преданный: Мы часто вспоминаем эту историю о колахоле, Махарадж.

Шридхар Махарадж: Чей Кришна-нам? Кришна-нам Сварупы Дамодара, который есть сама Лалита! Его Кришна-нам, и искренне он призывал, чтобы пробудить Махапрабху, вернуть Его на эту сторону. Когда Махапрабху возвращался: «Где Я был, там, где Я наслаждался…» Опыт радости, поиск Кришны, поиск, поиск, поиск. Не так-то просто, отсутствие всякой поддержки, почвы под ногами здесь. Я должен спрашивать, что есть причина этого всего? Брахма-джигьяса. Но поиск Кришны другого рода. Есть Брахма, есть Кришна, я не могу продолжать жить без этого нектара, Кришна-анусангам и брахма-джигьяса, Параматма-анусангам. Всё это бессмысленная деятельность, прихоть по сравнению с безумным, глубоко сердечным поиском Кришны.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1983-04-30

«Природа религии»

1983-05-04

«Рабство Абсолюту — высшее положение свободы»

1983-05-05

«Душа – частица Вечной потенции Господа»

1983-05-06

«Смирение – квалификация преданного»

1983-05-08

«Абсолютная и относительная точка зрения»

1983-05-09

«Самое ценное явление»

1983-05-11

«Концепция безграничного»

1983-05-12

«Мерилом любви служит жертвенность»

1983-05-23

«Положение души, обретшей связь с Богом»

1983-05-24

«Нрисимхадев»

1983-06-05

«Движения Любви извилисты»

1983-06-09

«Реальная и воображаемая преданность»

1983-06-10

«Универсальная волна»

1983-06-21

«Чаяния наших сердец устремлены к Красоте»

1983-06-27

«Даже ограниченная вера может связать нас с Безграничным»

1983-07-08

«Центростремительный поток»

1983-07-18

«Вспомогательные средства на пути преданности»

1983-07-19

«Апракрита – сверхсубъективный мир»

1983-07-25

«Игра чудесного Абсолюта»

1983-07-28

«Душа – пыль Мира Сознания»

1983-07-30

«Маяки Безграничного»