Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1983 / «Культура проповеди»
Мы должны трансформировать себя во имя абсолютного интереса - интереса Вайкунтхи, интереса Кришны. Мы должны жить и умирать лишь в интересах Кришны. Речь идёт о членстве клуба абсолютного измерения - это мы должны приобрести. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж

«Культура проповеди»

Культура проповеди

#00:00

Духовный стандарт

Шридхар Махарадж: Помогать людям.

Госвами Махарадж: Когда Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур был сопровождаем своими спутниками во Вриндаване, которые были одеты в западные одежды, пиджаки и прочее, какой была идея, что стояло за этим?

Шридхар Махарадж: Идея была: внешняя одежда не является дисквалификацией для внутренней духовной реализации. Мы можем принимать внешнюю часть, можем принимать западную одежду, чтобы дать западным людям внутреннюю духовную реализацию, мы можем пойти на подобный риск. Духовный стандарт не стоит считать менее действенным. Для того, чтобы победить западное невежество, духовный стандарт не следует уменьшать. Они должны стараться обратить западных людей в этой одежде. Когда Бон Махарадж отправился в Англию в традиционной одежде, с дандой, вернулся без нее, оставил ее там, и это обстоятельство не было принято с восторгом здесь. Он отправился на Запад, чтобы утвердить позицию дандам и Шри Виграхи, то, что они не способны понять. Они не понимают разницу между идолопоклонством и поклонением Шри Мурти. Чтобы дать им понять разницу между арчаном Мурти и идолатрией, показать положение дандам, мы должны проповедовать, создать поле уважения для них. В особых случаях можно работать без данды, но начинающие особенно принимают данду и хранят ее, носят ее.

Преданный: Только парамахамса-вайшнав

Шридхар Махарадж: Да, только на стадии парамахамса-вайшнава он может оставить данду в определенном месте, после того как он служил дандам какое-то время. Он может оставить ее, поместить в определенном месте с почтение и передвигаться без дандам. По прошествии какого-то времени он может поместить дандам в определенном месте, особенно в крайних ситуациях, когда человек очень болен или в аналогичной ситуации, он может оставить дандам, в противном случае он должен носить дандам с собой и стараться вызвать в людях уважение к дандам. Если возникнут вопросы: «Почему вы носите эту бамбуковую палку, почему мы должны уважать ее, уважать Мурти, арчану, преклонение перед куклами?» Если эти непростые вопросы возникают, он должен дать достойный ответ. Наш прогресс не должен быть… Мы собираемся атаковать врага, мы должны победить и захватить позиции. В любом месте нас могут убить, земля майи – это вражеская земля. Мы должны передвигаться по ней очень осторожно, нас могут атаковать в любой момент и любым образом. Мы должны быть осторожны, сознавать это. Я должен распространять мое духовное убеждение и не позволять никому и ничему вторгаться в этот образ мыслей. Врагу не следует позволять вторгаться на нашу территорию, мы должны сохранять наши позиции. И, сохраняя наши позиции, мы будем атаковать их, сокрушать вражеский лагерь. Оппозиция в различной форме будет возникать, и мы должны сокрушать ее: «То, что вы думаете, это неправильно, ваши идеи ошибочны». Слон может быть более сильным, но это не означает, что я буду склонять перед ним колени. Мы должны ступить на вражескую территорию инкогнито, и всякий раз, когда мы находим подходящую ситуацию, мы должны начать бой. Такой должна быть наша стратегия: вступить на вражескую территорию инкогнито, в местных одеждах, как в войне под названием герилья». Иногда это необходимо, и редко кто может принять это.

Преданный: Шрила Прабхупад говорил: «Нужно войти как иголка…»

Шридхар Махарадж: Следует не только вызвать уважение к дандам, Божеству и так далее, но должна быть определенная степень.

#08:03

Божественные атрибуты

Госвами Махарадж: Я отправился в Россию, чтобы проповедовать. Когда я въезжал в страну…

Шридхар Махарадж: В этой герилья-войне они использовали другую одежду. Зачем вначале привозить на вражескую территорию дандам и Божество? Когда определенная территория будет захвачена, тогда можно открыто продемонстрировать дандам, Божество и прочее. В противном случае вызывать неуважение к этим Божественным атрибутам, с какой стати? Нужна почва, определенная территория, только тогда мы можем установить Шри Мурти и другие атрибуты. Если в самом начале эти атрибуты продемонстрировать, то их могут оскорбить, нет, нужно создать позицию, захватить пядь земли, и тогда на ней можно поднять свой флаг. В начале не следует брать с собой флаг. Мы должны поддерживать должное почтение в адрес Божественного. Когда существует опасность нападения на Шри Мурти, мы зарываем Мурти под землю в лесу, в безопасном положении. Существовали такие ситуации в истории, когда возникала угроза нападения мусульман, и Вайшнавы прятали Шри Виграху. Здесь так же, когда возникала угроза нападения на Шри Мурти Махапрабху, Оно зарывается под землю. Такие ситуации бывали в истории, люди нападали: «Махапрабху не является Богом, почему смертному поклоняются как Богу?» Подобная история была в Навадвипе, тантрические ученые стали возражать против поклонения Мурти Махапрабху. Поэтому не следует позволять бесчестить Мурти, но вначале атрибуты, которые мы почитаем, не следует открыто показывать во вражеском лагере. Мусульмане были иконоборцами, поклонники икон и иконоборцы, разрушители идолов.

#11:59

Культурный бой

Мы должны проповедовать философию, и процесс понимания будет последовательным, шаг за шагом. Это тонкий бой, культура боя. Ценный, достойный бой – это культурный бой. Однажды, когда сикхи приехали в Америку, они срезали бороды и волосы; когда приехали, волосы и бороды вновь стали отрастать, и вернулись уже обросшими. Но когда они просили позволения, возможно, были какие-то ограничения в законе на иммиграцию, в традиционном виде они не могли въехать, поэтому им пришлось побриться и постричься, нечто в этом роде. Рабиндранатху, чтобы ему позволили въехать в Америку… В 1910 или 1911 году Рабиндранатху была присуждена Нобелевская премия, у него была длинная борода, из-за которой ему не позволяли въехать. Кто-то посоветовал ему сообщить американским властям, что он тот самый Рабиндранатх, Нобелевский лауреат. Власти получили эту информацию и позволили ему въехать, так рассказывают, всемирно известный поэт.

#14:36

Самопожертвование

Мы должны постараться пожертвовать собой, а не пожертвовать Гуру, Вайшнавами, Божествами и другим. Это всё объекты почитания. Мы должны рисковать собой ради служения, чтобы укрепить позицию. Тогда мы сможем открыто показывать людям наши объекты поклонения, должна быть устойчивая почва под ногами. Если мы только внешне демонстрируем успех, какой в этом смысл? Прогресс должен быть подлинным, культура достижения победы, не холостой прогресс, как учебный, тренировочный бой. В большей или меньшей степени мы думаем, что эти атрибуты материальны. Предположим, если мы знаем, что отвести куда-то Свами Махараджа рискованно, на него может быть совершено нападение, то будем ли мы рисковать таким образом? То же самое относится к Шри Мурти, дандам. Дандам – воплощение Каранарнавашаи Вишну, олицетворение. Мы должны искать в сердце, насколько искреннее почтение в нас к этим объектам поклонения? Трансформация должна быть подлинной, а не только на словах, мы должны пытаться.

#17:22

Почтение в измерении преданности

В свое время была выставка на Курукшетре: Кришна приезжает из Двараки на Курукшетру, и из Вриндавана приезжают Нанда, Яшода, гопи по случаю поклонения во время солнечного затмения. Прабхупада, Гуру Махарадж, устроил выставку, там были куклы, которые демонстрировали это событие, как Кришна приезжает из Двараки, а Нанда, Яшода, гопи и другие обитатели из Вриндавана. И Бон Махарадж был ответственным за устройство этой выставки. Он одевал глиняные Мурти гопи. Он особым образом фиксировал одежды с помощью гвоздей или чего-то в этом роде. У меня это вызвало боль в сердце, хотя это глиняные Мурти гопи, но мы все равно должны оказывать им почтение. И когда я увидел, что эти одежды прикрепляются гвоздями к телам, мне стало больно. Я спросил Бона Махараджа:

– Зачем это нужно?
– Ты что думаешь, что гопи присутствуют в этих глиняных куклах? – сказал он.

Но я не был удовлетворен этим ответом. Я отправился к высшему авторитету. Я считал, что этого не следует делать. Следовало использовать что-то другое, но не таким образом, более уместным, не с помощью гвоздей. Как называется этот железный предмет типа гвоздя?

Преданный: Иголки.

Шридхар Махарадж: А, иголки. Бон Махарадж прикреплял одежду с помощью иголок. Мы должны стараться поддерживать наше положение в измерении преданности, сохраняя почтение и не позволяя не оказывать почтение этим реалиям, такое представление. Мы не можем допускать неуважения. Если возможно, я буду останавливать всякого рода поползновения, оскорбительное отношение. Бхакативинода, на самбхаше та’ре, тхаке сада мауна дхори’. У меня нет сил, что я могу поделать, но для царя, если царь преданный… Если я слышу оскорбительные речи, что я могу поделать, но, если царь преданный, он властен отрубить язык оскорбителю.

Преданный: Акшаянанда Махарадж пришел.

Шридхар Махарадж: Харе Кришна.

#23:02

Атрибут Вайшнава

Шридхар Махарадж: Акшаянанда Махарадж, а что ты думаешь? Санньяси носит данду в самолете, и таможенники начинают ее досматривать, не спрятано ли в ней что-то и говорят: «Оставь ее». Мы должны терпеть такое непочтение к дандам, что нам делать? Не должны ли мы в таком случае носить дандам, когда мы посещаем разные страны? Что нам делать, когда мы проповедуем на Западе? И Виграха также. Скажем, мы везем с собой Мурти, и таможенники нас спрашивают: «А что это? Золотые украшения? Есть ли у вас позволение?» и тому подобное.

Акшаянанда Махарадж: Мы должны терпеть до известной степени. Аранья Махарадж не взял с собой дандам в Лондон по этой причине.

Шридхар Махарадж: Мы должны научиться. Должны ли мы позволять оскорблять Мурти, дандам, подавлять чувства своего сердца? Я должен терпеть оскорбительное отношение? Как мы можем быть искренними по отношению к себе, к своей вере?

Преданный: Проповедник, если он проповедует в двух главных местах, скажем, в Индии и в Лондоне, то он может один дандам хранить в Лондоне, а другой в Индии.

Шридхар Махарадж: Такой вариант следует рассмотреть, это более приемлемо, нежели оставлять дандам. Когда я был в Мадрасе, древние триданди не путешествовали в автобусах и тому подобных средствах. Один триданди-санньяси Рамануджи хотел следовать нам, он спросил:

– Каково оправдание, где это сказано в шастрах, что можно носить данду в автобусе или самолете?
– Мы преследуем свои цели и пытаемся вызвать в людях уважение к дандам, поэтому мы позволяем себе. А ваши традиции нам известны, Рамануджа-сампрадаи, вы не носите дандам в автобусе или самолете. Но дело в том, что в древности автобусов и самолетов не было, поэтому существует соответствующее предписание. Автобусы и самолеты были созданы позже, поэтому следует адекватно понимать эту ситуацию.

Так я объяснил ему. Тат-паратвена нирмалам. Если цель чиста, то… Мы должны стараться вызвать в людях уважение к этим вещам.

Госвами Махарадж: Праш на данде, что он представляет?

Шридхар Махарадж: Он дугообразной формы, используется для отсечения анартхи в душе того, кому мы проповедуем.

Преданный: Как Парашурам?

Госвами Махарадж: А джива-данда, когда она была добавлена?

Шридхар Махарадж: Я здесь для того, чтобы служить Тебе.

Госвами Махарадж: Но джива-данда была добавлена сектой Рамануджи или Гаудия-Вайшнавами?

Шридхар Махарадж: Рамануджей, я точно не знаю, я думаю, она была у них.

#30:06

Бабаджи и санньяси

Госвами Махарадж: Возникло возмущение, когда Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур начал… во Вриндаване также.

Шридхар Махарадж: Да, и красные одежды, Махапрабху носил другие одежды. Санатана Госвами, представитель Махапрабху, носил белые одежды, нишкинчана. Гуру санньяси, тот, кто диктует проповедникам, – носитель белых одежд, он дает наставления в форме шастры. Но он не обязательно сам является проповедником, он занят достижением своего блага и помогает людям насколько может. Странствовать и проповедовать – это в целом функция санньяси. Бабаджи дают наставления в форме шастры, а санньяси переводит эти наставления в практическую плоскость. Бабаджи за пределами варнашрама-дхармы, а санньяси занимают высшее положение в рамках варнашрамы. Предполагается, что они странствуют и учат людей религиозной доктрине. Эта система была учреждена Прабхупадой, в то время как Госвами нишкинчан, ничего не хотят, но готовят религиозных судей или проповедников.

Госвами Махарадж: Пример Вашей Божественной Милости, мы видим, вы носите эту одежду до конца жизни.

Шридхар Махарадж: Наш Гуру Махарадж тоже делал это. Почти каждый, кто получил эту одежду санньяси, должен носить ее до конца. Кришнадас Бабаджи был брахмачари, он не считал себя достойным проповедником, после ухода Гуру Махараджа принял бабаджи-веш. Бон Махарадж какое-то время носил, затем снял, затем вновь носил. Васудев Прабху хотел носить белые одежды, члены Баг Базар Гаудия Матха стали носить белые одежды, включая ачарью этого Матха, так мне говорили. Они думали, что идеал Прабхупады временный, но подлинный идеал – Руп и Санатан, они присутствовали рядом с Махапрабху и так далее и тому подобное. Но Махапрабху носил красные одежды. Парамананда Пури, Ишвара Пури, все духовные братья Махапрабху, которые были дружески связаны с Ним, носили красные одежды.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1983-02-11

«Разлука»

1983-02-12

«Путешествие в Мир преданности»

1983-02-13

«Поиск самого себя»

1983-02-14

«Отречение»

1983-02-18

«Вера выше знания»

1983-02-19

«Гуру»

1983-02-20

«Триданда Махапрабху»

1983-02-21

«Истории жизни Мадхва Ачарьи, Ямуна Ачарьи и Рамануджа Ачарьи»

1983-02-26

«Сознание»

1983-03-02

«Взаимоотношения наставника и ученика»

1983-03-04

«О низменности употребления наркотических веществ»

1983-03-08

«Красота Господа»

1983-03-16

«Жизнь Рупы и Санатаны»

1983-03-17

«Истинная жизнь возможна только в том измерении»

1983-03-20

«Вишну-таттва»

1983-03-28

«Госвами Махарадж представляет Шридхару Махараджу новую книгу»

1983-03-29

«Умереть чтобы жить»

1983-03-30

«Концепция Махапрабху»

1983-03-31

«Высшее устремление»

1983-04-01

«Градация священных писаний»

1983-04-02

«Культура проповеди»

1983-04-15

«Влечение – это суть всего»

1983-04-16

«Непредсказуемый Господь приходит, чтобы спасти нас»

1983-04-17

«Безопасное положение – связь с Высшей Личностью»

1983-04-23

«Дух служения»

1983-04-25

«Освобождение Души»

1983-04-29

«Мы не можем обмануть Бога»

1983-04-30

«Природа религии»

1983-05-04

«Рабство Абсолюту — высшее положение свободы»

1983-05-05

«Душа – частица Вечной потенции Господа»

1983-05-06

«Смирение – квалификация преданного»

1983-05-08

«Абсолютная и относительная точка зрения»

1983-05-09

«Самое ценное явление»

1983-05-11

«Концепция безграничного»

1983-05-12

«Мерилом любви служит жертвенность»

1983-05-23

«Положение души, обретшей связь с Богом»

1983-05-24

«Нрисимхадев»

1983-06-05

«Движения Любви извилисты»

1983-06-09

«Реальная и воображаемая преданность»

1983-06-10

«Универсальная волна»