«Картина Мира»
https://www.youtube.com/watch?v=ebSG20Khbb8
Картина мира
Слушатель: Махарадж, я с Патаи вопрос нашел еще.
Б. Ч. Бхарати Свами: С Патаи?
Слушатель: Ты же его задавал.
Слушатель: Вот иллюзия, вы говорите, что весь мир у нас в уме, правильно?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да.
Слушатель: А эти картинки, которые мы в уме рисуем, мы их сами рисуем или там есть какой-то архитектор типа Брахмы, который создал этот мир? И мы, как в компьютерной игре, по его чертежам создаем этот мир или это полностью наша свобода?
Б. Ч. Бхарати Свами: Брахма создает только формы, а из них мы конструируем свой мир. Если говорить графическими терминами, то Брахма придумал треугольники, кружки, прямоугольники, а комбинацию, которую мы видим, создаем мы сами. Это сказано в «Бхагаватам», что Брахма создал формы, а из них мы уже лепим картину мира согласно своим поступкам. Поступки погружают нас в определенные гуны природы, и в этих гунах мы воспринимаем мир в том или ином виде.
Слушатель: А другие игроки этой реальности тоже свой мир строят?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да.
Слушатель: Мы, получается, воспринимаем их реальность тоже в какой-то степени?
Б. Ч. Бхарати Свами: Их реальность мы не воспринимаем, у них свой мир.
Слушатель: Если с компьютерной игрой сравнивать, мы бродим по комнатам и сталкиваемся с персонажами других игроков.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, с их аватарами, но то, что они видят, мы же не знаем. То, что у них на экране, мы не знаем.
Слушатель: Всё равно они как-то на нас воздействуют, это же не наша иллюзия. Их воздействие на нас как-то…
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. На нас воздействуют очень много. В «Бхагаватам» описываются три рода воздействия. Это адхьятмика, адхибхаутика и адхидайвика, это, значит, воздействие сил природы. Значит на нас действуют три рода агентов влияния – это силы природы, их еще называют дайвика, или божества. Это разные боги воды, огня, всевозможные металлы, камни, то есть над человеком находятся высшие силы. Какие-то высшие силы принадлежат этому миру, условно их называют деваты или боги, для простоты это высшие силы. А какие-то из них находятся вне этого мира, это уже парам, трансцендентное. Это всё, что относится к Вишну, к Высшей Сущности или на самом верхнем ярусе Высшему Существу. Есть разница между Сущностью и Существом. И из трех агентов влияния первое, что мы сейчас разбираем, это высшие силы. Мы их зрительно воспринимаем как звезды, но это боги, небожители, и они имеют на нашем, земном, человеческом, ярусе имеют своих представителей. Это какие-то вещества, явления или некие представления в нашем человеческом мире.
Наше тело состоит из определенных веществ – это вода, огонь, земля. Не просто земля, а она также имеет свою структуру какую-то. Например, камни или какие-то самоцветы, металлы – это всё относится к большой категории суша, или земля. Но при том эти области суши по-разному влияют на наше существо. Эти небожители через своих представителей в нашем теле или в нашем мире влияют на наше состояние, то есть вводят нас в определенные гуны. Люди рождаются, и у них есть как бы представительство некой высшей силы, у разных людей по-разному. Например, такой небожитель, как Чандра, Луна, имеет свое влияние на нас, но его влияние оказывается через такую составляющую нашего существа, как ум. Чандра влияет на наш ум, и он является как бы частью его тела. Наш ум, не мозг, а именно ум, мозг – это носитель ума, а ум – это немножко другое. Как программа и жесткий диск, программа находится на жестком диске, но программа и жесткий диск не одно и то же.
И вот Чандра влияет на наш ум. Варуна влияет на водную составляющую нашего тела. Агни влияет на огонь в нашем теле, Митра на испражнения, короче, эти небожители имеют свое представительство в нашем теле и в нашем мире, и им принадлежит еще какая-то стихия, которая может усиливать их влияние в нашем теле, а может ослаблять. Поэтому вы составляете свой гороскоп, и астролог говорит: «Таким-то камнем ты можешь усилить что-то слабое», допустим, слабое пищеварение или слабые кости, слабый ум. Или ты склонен к каким-то поступкам, у тебя там, я не знаю, Юпитер за серьезность отвечает или что? Я не очень разбираюсь, это я говорю примерно, не надо дословно понимать. Допустим, ты склонен к каким-то импульсивным действиям, тебе нужно усилить влияние на тебя такого-то бога, потому что когда ты сформировал этот свой нынешний земной образ, он, скажем, был где-то далеко и на тебя не повлиял. Он тебе говорит, что носи жемчуг в серебре или алмаз в золоте, и ты это усиливаешь. Кстати, люди, женщины, девушки приходят в ювелирный магазин, просто берут камень, который им понравился или который запланировали, но он работает против них, они наоборот себе ухудшают. Это механизм влияния разных богов. Кроме того, они еще влияют по времени суток. В какое-то время наша взбалмошность, импульсивность усиливается, в какое-то, наоборот, на нас влияет Сурья как проводник Брахмы, создателя, он находится в благостном состоянии.
И в разное время суток желательно делать то или иное. Например, когда заходит Солнце, усиливается влияние низших сущностей. У человека появляется склонность к обжорству, похоти, каким-то низменным поступкам, поэтому в Ведах советуется в это время просто лечь спать, не провоцировать. Эти силы все равно будут влиять, но ты себе говоришь: «Я сплю, пусть они влияют, я не знаю, что они там будут делать». То есть меня ничто не потащит в холодильник. А утром, наоборот, лучше бодрствовать, потому что в это время наступает влияние светлых сил. Опять это в кавычках «светлых», «темных», светлых сил означает тех сил, которые вводят нас под влияние состояния осмысления, созерцания, молитвенности и т. д., то есть состояние созерцательности. Днем, наоборот, начинают действовать такие силы, небожители или существа, населяющие поднебесье. Не обязательно небожители, то есть есть земля, есть поднебесье. Они населены всякими чертями, призраками, духами, приведениями, а те уже небожители, и тоже много ярусов у них. И вот в течение суток мы находимся под влиянием разных этих сил. Мы не можем запретить им влиять на окружающий временный материальный мир, но можем ставить себя под влияние той или иной силы. Можно представить как три разных душа: один с холодной водой, другой – с теплой, третий – с горячей. Мы не можем изменить температуру, не можем изменить влияние небожителей, темных сил и средних сил, но можем поставить себя под этот душ, под другой или под третий, это в наших силах. Это я просто разобрал механизм, но результатом такого воздействия является то, что мы попадаем под то или иное влияние гун, то есть состояний природы.
И что происходит, когда мы оказываемся под влиянием того или иного состояния природы, материи, мы воспринимаем… Наш ум деформируется и в нем отражаются наши желания. Говоря технически, то, что мы с вами наблюдаем, слышим, обоняем, это не наблюдаемый мир, а наши отраженные желания. Я что-то источаю вовне, какие-то свои желания, волеизъявления, и они врезаются в экран ума. Представим себе, что я нахожусь в центре шара, это и есть моя вселенная, и его поверхность внутри – это поверхность ума, и от нее отражается желание, и, уже отразившись, оно трансформируется в образ этого мира. На меня действует, первое мы уже разобрали подробно, небожители, дайвика – это высшие силы. Они действуют на меня, и в результате этого воздействия у меня появляются определенные желания, которые отражаются уже в моем уме, и подлинный мир деформируется.
Второй вид – это адхибхаутика, на меня воздействуют другие живые существа. Это, собственно, то же самое, что адхидайвика, воздействие небожителей, но это уже не они. Адхибхаутика от слова бхута – это живые существа на санскрите. То есть другие живые существа – насекомые, люди, все одушевленные существа, кроме небожителей. Они на меня воздействуют, и их воздействие деформирует мои транслируемые желания. Эти желания опять отражаются в экране моего ума и возвращаются ко мне в виде образов этого мира. И третье – это адхьятмика, то есть мои собственные желания. На меня не влияют ни небожители в духовном мире, ни другие существа, но влияет тот запас желаний, мыслей, образов, которые я сформировал в прошлых жизнях, прошлом существовании. То есть, когда я отсекаю себя от живых существ и небожителей, все равно в уме у меня что-то остается. И это я опять транслирую в своем сознании, от ума отражается, и опять я вижу образы.
Таким образом из этих желаний, вылетающих из моего сознания, сформированных небожителями, другими живыми существами и моим собственным опытом, из этих трех потоков желаний ко мне возвращаются три вида образов окружающего мира. Они переплетаются, и это называется многообразие. Мир, который окружает каждого из нас, – это сочетание трех этих деформированных видов желаний. А образы, вернее, их задумка, не знаю, в какой-нибудь программе, которой занимаются архитекторы. Они могут рисовать что угодно: круглые дома, квадратные, треугольные, зеленые, красные, какие угодно, но эти образы все равно вложены создателем программы. Вот то, что в программу не вложил компьютерный программист, ты просто не можешь создать в рамках этой программы. То есть мы сами формируем образы и многообразие этого мира тем механизмом, который я описал, под воздействием трех факторов. Мы сами формируем, но образы мы получаем из банка образов, который создан Брахмой в начале творения. Поэтому говорится, что есть 8.400.000 форм жизни, но при этом, даже в рамках одной формы, все разные. То есть Брахма просто сказал: «Будет две ноги, две руки, голова, у одних хвост, у других его нет». А дальше мы уже из этих образов лепим в результате своих желаний и поступков тот образ, который соответствует нам в данный момент. Но каждый живет в своем мониторе, своей пятимерной реальности. Это называется иллюзией, каждый живет в иллюзии.
Что такое иллюзия? Это антоним, или противопоставление, Истине. Истина есть всё, иллюзия есть какая-то часть Истины, то есть форма. Поэтому классический ведантизм, индуизм, говорит, что форма всегда иллюзия, и это правильно. Мы сейчас не касаемся суперидеи Вайшнавов, что эта форма проистекает через посредство бесформенности от Высшей Формы. Мы сейчас соглашаемся с брахмавади и майавади, что все формы есть иллюзия. В каком смысле? Надо сказать, что все формы, наблюдаемые умом и чувствами, есть действительно иллюзия. Почему? Форма – это латинское слово, которое означает «очертания» или «образ». Очертания означает, что есть некая черта, которая отделяет одно от другого. И поскольку черта отделяет фон, или другое, от конкретно этого, это означает, что форма не включает в себя всего или большего. Форма всегда есть ограничение, и поэтому это иллюзия. Почему? Потому что иллюзия – это когда ты не воспринимаешь всего, а воспринимаешь какую-то часть, понимаете?
Я могу привести пример с супермаркетом. Вы приходите в супермаркет и там 200.000 полок и на каждой свой товар. Но вы пришли конкретно за хлебом и макаронами, вы это взяли и ушли. И когда вас на входе спрашивают: «А что вы видели?», вы можете сказать: «Я видел хлеб с макаронами и молоком, по дороге видел еще что-то, я сейчас не помню, но понимаю, что что-то было. Я еще знаю, что было всё, но я вам ничего не могу сказать, потому что меня это не интересовало». Таким образом вы демонстрируете часть общего. Это есть ложь, часть всегда ложь, противовес общему. И когда мы с вами наблюдаем этот мир, мы наблюдаем не всё, а образы. Потому что если мы наблюдаем всё, это значит, что мы выходим из супермаркета и перечисляем все 200.000 товаров. Перечисляем всё, что видели, цену, где это находится. И вот тогда ты находишься в Истине. Когда ты можешь объять всё, ты находишься в Истине. Но мы с вами не можем объять всё, мы можем объять только какую-то часть всего, кто-то больше, кто-то меньше. Это называется погоней за властью в этот мир. Одни пытаются объять всё с помощью власти, они завоевывают себе империи, другие пытаются с помощью денег, они завоевывают себе влияние с помощью монет, а другие с помощью знания. Они обретают знания и завоевывают этот мир, говорится «знание – сила», чем больше ты знаешь, тем ты реально больше обладаешь властью над этим миром.
Всё познать, захватить всю власть и обладать всеми богатствами невозможно. Ни одно живое существо, мы знаем из примеров истории, священных писаний, что разные живые существа на том или ином этапе творения захватывали больше или меньше власти, богатств и влияния в этом мире. Но как только им оставался последний рывок, чтобы постичь всё или овладеть всем, что-то пошло не так, как сейчас пишут в интернете. Является Сам Господь Бог в том или ином виде и разрушает всё, что ты сотворил, всю твою империю, последний шаг, а потом – раз! – и ты проиграл всё. Тебе в казино везет, везет, фишки увеличиваются, ты уже даже не видишь стола за своими фишками, а потом – бац! – и крупье выиграл всё, так всегда происходит. Познать всё есть Истина, но мы с вами неспособны на это, потому видим только ложное, иллюзию. Все мы в той или иной мере пребываем в иллюзии. И в зависимости от того, сколько мы из этого всего, из природы, Парвати, захватываем… А все живые существа выхватывают по-разному от этого всего. В зависимости от того, сколько мы выхватили, мы находимся в той или иной степени иллюзии.
Слушатель: Это своим умом мы выхватываем кто-то больше, кто-то меньше?
Б. Ч. Бхарати Свами: Своими знаниями, поступками. Если мы подчиняемся универсальному закону, то получаем благословение, бонус, как сейчас говорят, и более благополучно живем в этом мире, мы больше знаем, имеем больше власти или монет. Если мы идем против закона, то мы платим за это свободой, в следующей жизни или в этой мы получаем меньшую степень свободы. Таким образом, если мы берем что-то, нам непринадлежащее, мы платим за это степенями свободы, может быть, в этой жизни, а может быть, в следующей. Если мы совершаем что-то плохое, вернее, если ущемляем право на свободу других, эксплуатируем их, как Шридхар Махарадж говорит, то мы за это будем эксплуатируемы теми же самыми другими. Это касается всех, просто одни рождаются в более выгодных условиях, где их эксплуатируют меньше, но все равно эксплуатируют. Другие рождаются в менее выгодных условиях, их степень свободы совсем маленькая, они рождаются, допустим, растениями, деревьями, у них нет даже свободы передвижения. Он стоит под палящим солнцем и даже вынужден давать тень тому, кто пришел с топором его срубить, он ничего не может сделать. Другому, наоборот, дается большая степень свободы, он рождается в ярусе небожителей и способен влиять на других, то есть эксплуатировать их. После того как его срок эксплуатации других подходит к концу, он становится сам эксплуатируемым. На языке мифов это «он рождается снова на Земле и должен подчиняться земным законам».
Слушатель: Вообще, в голове сидит другое понимание…
Б. Ч. Бхарати Свами: Иллюзия – это противопоставление, не всё. Она есть не всё. Когда ты видишь всё, это Истина, она означает всё.
Слушатель: А в голове это по обучению, по воспитанию и есть идея, что иллюзия – это обман.
Б. Ч. Бхарати Свами: Самообман.
Слушатель: Ну да, как бы видишь не всё, и обман как бы другое понятие слова.
Б. Ч. Бхарати Свами: Это не другое понятие слова, а взгляд на понятие с другой стороны. Когда мы говорим «иллюзия» с точки зрения обмана, мы вводим в картину мира, в эту шахматную доску, еще одну фигуру кого-то. Если мы говорим «обман», то здесь уже предполагается механизм – кто-то нас обманывает, и это тоже иллюзия. Дальше мы уже понимаем… Вообще, майа переводится как «не то», ма – это частица отрицания. Есть на – частица отрицания, она такое слабенькое «нет», наверное. А когда употребляется частица ма вместо на, это категорическое «нет». Яма: я означает «это» на санскрите, то есть майа означает «не это». То, что мы с вами видим, не то, что есть на самом деле. Если мы переводим майа как обман или самообман, значит кто-то нас вводит в заблуждение. Когда мы говорим об иллюзии как о части целого, майа как не все, определение не «не это» или «не то», а «не всё», то мы как бы говорим о внутренней структуре майи. Мы объясняем, что такое иллюзия, это не всё. Когда мы говорим «обман», то мы объясняем, почему не всё, потому что мы сами, или высшие силы, или промежуточные силы не дают нам воспринимать всё. Но это одно и то же, просто мы по-разному рассматриваем одно и то же понятие с разных точек зрения. Шридхар Махарадж употребляет слово «онтологически», философски майа – это «не всё», какая-то часть, а технически майа – это кто-то нас заставляет видеть не всё.
И прозреть в Истине, то есть выйти за пределы этого состояния видения всего, – это просветление, состояние саттвы, просветленности, когда ты в этом супермаркете начинаешь видеть всё больше и больше, и наконец видишь всё, находишься вне иллюзии, тебя уже ничто не обманывает. Как это возможно? Это возможно, если избавиться от желаний. Мы видим не всё, потому что у нас есть желания. Мы пришли для того, чтобы купить хлеб, молоко и макароны, поэтому ничего другого мы не видим. Желания заставляют нас воспринимать всё как какую-то группу чего-то, и эти желания формируют видение этих групп образов, прошлых, будущих, настоящих, добавленных нашим пониманием. А чем больше мы избавляемся от желаний, как приобрести конкретно макароны, тем больше мы начинаем воспринимать картину в целом. И мы вдруг осознаём, что всё едино, ничего мне не принадлежит, и ты воспринимаешь Истину. Но учение Вайшнавов гласит, что над всем есть нечто, что больше, чем всё. Блаженный Шука говорит в «Бхагаватам»: «Кто тебе сказал, что всё – это Истина в последней инстанции?» Мы привыкли думать, что когда я всё узнаю, я узнаю это всё. Есть нечто, это как раз описывает стих атмарамаш ча мунайо, то есть даже те, кто прозрел… А что значит прозрел? Сейчас мы только что объясняли.
Слушатель: У них нет желаний.
Б. Ч. Бхарати Свами: И воспринимают всё. Это так называемые атмарама, у них нет желаний, они воспринимают всё и удовлетворены самим фактом существования, а не существования имея что-то. Таких живых существ называют атмарама, то есть те, кто воспринимает всё. Но даже их начинает возбуждать нечто за пределами этого всё. Те, кто стакивается с игрой Прекрасного Абсолюта, им даже неинтересно всё, их не интересует даже самоудовлетворение. То есть это учение Шукадевы, Вьясадевы, Махапрабху, всех наших учителей, что прозрение или восприятие всего не есть самая высшая точка. Есть нечто, которое всегда играет, заставляет нас воспринимать всё как иллюзию. И то, что мы с вами воспринимаем эту иллюзию, на самом деле происходит не благодаря богам, высшим силам, другим существам или моим желаниям, а благодаря воле или игре этого Самого. Он заставляет Брахму создавать образы, которые он нам вручает, чтобы мы конструировали наш мир из них. Брахма создает их не из ничего. Это Радха-Говинда надоумливают его на это.
В «Бхагаватам» есть пример, когда Парикшит спрашивает Шукадеву Госвами: «Что заставляет творца творить?» Там есть такой пример, как паук, кажется, что он плетет паутину, а она есть образ нашего мира. Паук плетет паутину из себя, он самодостаточен, он просто из пуза достает паутину и создает этот мир. В паутину попадаются разные мухи, эту паутину он из себя достает. Есть сила, которая ему эту паутину поставляет. И Шукадева говорит: «Да, есть Высшая Сила – это Прекрасная Реальность, Шри Кришна, Божественное, которое заставляет Брахму создать именно 8.400.000 форм. И под воздействием этой Высшей Силы, Шри Кришны, создаются образы, из которых мы уже лепим этот мир. Таким образом через посредство живых существ, небожителей, наших прошлых поступков и Брахмы этот мир создается Высшей Силой, Шри Кришной.
Этот мир есть отражение высшего мира Радхи-Говинды. Если внимательно смотреть, то все взаимодействия людей, животных, все формы отношений, желаний, устремлений, всё это есть отражение высшего мира. И когда святые описывают нам как этот наш мир устроен, мы понимаем, что он есть отражение высшего мира, в нем есть всё то же самое, оно трансформируется, и мы этот мир наблюдаем. Например, мы видим какие-то качества: ревность, жадность – всё это отражение через посредство этих трех сил и Брахмы, отношений того мира. Когда жители Вриндавана сокрушаются, что Кришна от них ушел к другим, все эти наши людские отношения, это всё отражение того мира. Жадность, зависть, любовь, тяга к чему-то – всё это там есть, просто здесь оно присутствует в искаженном виде. Ну все тогда на сегодня?
Слушатель: У меня вопрос. Следует ли из сказанного, что те, кто видит больше, могут видеть не через себя, а через того, кто видит более полную картину. Это и есть преданность, например, если это религиозная группа, то воспринимать преданность через другого, то есть предаться тому, кто видит больше?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, да. Когда мы понимаем, что сами не воспринимаем реальность, мы делегируем свое восприятие кому-то. Шридхар Махарадж говорит: «Нашего духовного учителя в духовном мире, мире лилы, зовут Наяна-мани-манджари. Наяна-мани – это глазной хрусталик, мани означает драгоценный камень, хрусталик, наяна – это глаз, то есть хрусталик глаза. И в этой своей молитве он пишет, что когда наш духовный учитель ушел, мир погрузился во тьму, потому что мы уже ничего не видим через него. Таким образом он говорит, что когда живое существо осознаёт свою неспособность воспринимать реальность и выказывает желание воспринимать ту, высшую реальность, оно просит кого-то, чтобы тот стал его глазом, чтобы через него воспринимать. В четвертой главе «Гиты» Арджуна спрашивает: «Как мне увидеть высшую реальность?», и Кришна говорит:
тад видхи пранипатена
парипрашнена севая,
упадекшйами те гйанам
гйанинас татва-даршинаха
«Найди того, кто уже видит Истину, и постарайся воспринять действительность его глазами. Для этого ты должен его слушаться». В некоторых организациях переводят как «слушать», а Шридхар Махарадж говорит: «Нет, не слушать, а слушаться». «И если ты предашься ему и будешь слушаться, тогда ты сможешь воспринимать мир его глазом». Но это не звучит как-то революционно, потому что мы всё равно вынуждены воспринимать мир, помимо собственных инструментов восприятия, еще с помощью кого-то. Мы делегируем способность видеть этот мир не представителю высшего мира, а кому-то здесь. Ребенок приходит в школу и говорит: «Я хочу научиться у вас такому-то предмету». Или он включает телевизор, и ему какой-то тип несет всякую чушь про то, что происходит в мире. Или он открывает книгу, и ему говорят, что Земля шарообразная, по ней когда-то ходили динозавры, всё произошло из рыбы. Есть доказательство, фотографий нет, но доказательство есть. Это означает, он слушается, он понимает, что сам не способен увидеть земной шар, он же большой. Поэтому он говорит: «Я буду видеть глазами космонавтов и ученых» и начинает делать так, но это видение неправильно.
Слушатель: У него нет возможности видеть мир своими глазами. Он почему-то думает, что…
Б. Ч. Бхарати Свами: Он думает, что смотрит программу новостей по «1+1», «Russia today» или «CNN», он думает, что просто новости смотрит. На самом деле он не новости смотрит, а пожирает сознание того, кто этот поток сведений выпускает.
Слушатель: Коллективно.
Б. Ч. Бхарати Свами: Коллективно, они все подключаются и воспринимают мир… Допустим, он говорит: «Произошло такое-то…», или какая-то научная программа. Новостная говорит, что произошло только что, а научная говорит о том, что произошло миллион лет назад, те же самые новости, только с другой заставкой. Ему кажется, что он новости смотрит или научную программу, а на самом деле он ставит себя в положение воспринимающего мир глазами того. Какой-то черт что-то выдумал, создал некую картинку… Я не хочу сейчас в политику вдаваться, но недавно по всем российским каналам. Как недавно, полгода назад. Был сюжет, что какую-то русскую девочку 13-летнюю похитили в Берлине и изнасиловали какие-то беженцы. И далее вывод, что набежали эти беженцы, всё стало плохо. Человек это воспринимает, и картина мира формируется у него таким вот образом. Потом немцы стали выяснять, что на самом деле произошло. А эта девочка сбежала со своим бойфрендом и с его другом и все выходные они там курили траву. Ну как, молодежь увеселялась.
Слушатель: Дали информацию, что даже русские, которые живут в Берлине, пошли разбираться.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. И вот человек… Причем я сейчас не говорю, что то, что немцы откопали, это правда. Я просто говорю, что это еще одна точка зрения. И вот человек включает и думает, что он новость смотрит, а на самом деле он начинает видеть мир глазами того, кто подает ему эти сведения. Он опускается или наоборот поднимается до уровня сознания того, кто подает ему эту новость. Таким образом, когда говорят «предайся Гуру» или «прими убежище у Шри Гуру», мирской человек думает: «Как это так, предаться? Это значит потерять свой ум, как это? У нас же своя независимость, самостоятельность», но при этом они делают то же самое. Я сейчас не говорю, что Гуру прав, а ученые неправы. Я говорю о том, что человек вынужден воспринимать мир через глаза кого-то, в том числе свои и кого-то. Когда вы открываете книжку, слушаете музыку, кушаете еду, которую кто-то приготовил, обоняете духи от Шанель, какие-то еще, вы воспринимаете его сознание. Он создал какие-то масла, духи, «Шанель № 5», в его сознании это приятно, ты начинаешь это вдыхать, и в твоем сознании это тоже приятно, ты уже смотришь на мир его глазами. Потом ты идешь в ресторан, тебе подают какое-то блюдо, ты уже воспринимаешь мир с точки зрения языка повара. Потом ты включаешь телевизор, открываешь банку с попкорном, смотришь новости и эти визуальные новости.
(Некто подходит и обращается к Махараджу по-английски.)
Б. Ч. Бхарати Свами: Есть возможность именно сейчас получить регистрационные формы? Таким образом это не то, что Вайшнавы или вообще последователи какой-то религиозной традиции просят или требуют у человека отказаться от его самостоятельности, и это нечто такое уникальное. Человек в любом случае отказывается от своей самостоятельности, потому что мы всё равно вынуждены воспринимать мир через глаза других. Когда мы маленькие дети, мы вынуждены воспринимать мир так, как нам внушают родители. В одних культурах говорят: «Можно гадить на улицах, что греховно это терпеть. Это греховно, потому что бога Митру это обижает. Ваю обижается, если не дышать или дышать прерывисто. Поэтому захотел, сел на обочине, погадил и пошел дальше, ничего в этом такого нет. Другие говорят: «Нет, нет, ты должен терпеть, пока на автобане не увидишь паркинг, в лесу ни в коем случае нельзя, потому что ты дикую природу загадишь». Там кабаны какие-то, черви гниют, птички какают, это пожалуйста, а ты загадишь и нарушишь баланс. Ты должен заплатить 50 центов…
Слушатель: 70.
Б. Ч. Бхарати Свами: Уже 70? И пописать туда, где все. Природа, понимаете ли, дестилированно чиста, там пописать нельзя, надо именно в будочке за 70 центов.
Слушатель: (неразборчиво)
Б. Ч. Бхарати Свами: Я привел такой пример, но нам внушают, что надо поступать так. Или нельзя есть руками, потому что там бактерии. А в других культурах говорят: «Наоборот, надо есть руками, это лучше, потому что ты можешь ощущать, горячая пища или нет». В желудке нет терморецепторов, ты можешь залить туда очень горячий чай или пищу, и желудок этого не почувствует. Он просто сгорит, появится рана, потом язва, а потом желудок расползется. Поэтому они говорят: «Ты рукой возьми, если тебе горячо, значит не ешь, если не горячо, значит и желудку будет не горячо», как-то так. И они едят это ложками, и о тех, кто ест руками говорят: «Это варвары». Таким образом, мы воспринимаем мир так, как нам внушают те, кто имеет над нами власть. Когда мы маленькие, у нас власти нет, нам могут сказать вообще всё что угодно. Поэтому всякие армии Пол Пота или ИГИЛ, Исламское государство, берут в свои ряды детей и говорят: «Иди убей». Или в Африке, я смотрел новости, там армия у какого-то негра состоит из девяти десятилетних детей. Прям с автоматами приходят в деревню и расстреливают, потому что им говорят: «Это неплохо, в этом нет ничего такого». То есть они видят мир глазами кого? Вот того. Мы говорим, что, конечно, это ужасно, но технически, когда ты плюхаешься в мягкий диван, включаешь какое-то шоу говорящих голов, в принципе это то же самое, что ты идешь в армию этого негра, он дает тебе «Калашников» и говорит: «Убивай народ туту», или зуру, или тутси. Здесь то же самое. Ты сидишь, и тебе говорят: «Эти плохие, эти плохие», и у тебя формируется картина мира.
Таким образом, призыв принять Гуру – это не что-то такое ужасное, все люди в этой секте приняли Гуру или учителя, пастора и промыли себе мозги. Промывают их все, просто одни из разных источников, он новости отсюда смотрит, научные программы отсюда, читает эти книжки, фильмы те смотрит, ест в ресторане, одежду такую носит. К нему выходит какой-нибудь негр с золотым долларом на такой цепи, у него штаны спущены по колено, но он идет так, как-будто он царь мира. И молодой человек 13-ти лет думает: «О, я так же хочу! Он обрел власть над миром, видите, у него золотой доллар», из чистого золота такой, знаете, негры носят. Или у него перстень на четыре пальца один из золота. Видели да, рэперы, у них модно один перстень на четыре пальца из золота, и там написано «love» или что-нибудь такое. Или зубы золотые, и он думает: «Я хочу так же, он же обрел власть над миром. Вот он в телевизоре, его все слушают». И он так же идет, спускает штаны до колен и думает, что это сильно, это круто. Или, наоборот, кто-то так натягивает, что у него кишки вылезают, тонкие штаны, по-разному. То есть он принимает гуру. Кришна предусматривает эту ситуацию в «Бхагавад-гите». Он говорит: «Всё, что делает влиятельный человек, становится предметом подражания для других». Нужно просто создать образ, что ты влиятельный человек. Мы знаем хрестоматийный пример про Карабаса в «Коте в сапогах». Карабас его звали? Помните кот подговорил рабочих, что когда поедет невеста или кто там?
Слушатель: Его хозяин и невеста последнего.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, принцесса в карете поедет, чтобы те говорили: «О, это поля маркиза Карабаса». И вот они останавливаются, те говорят: «Да, это поля маркиза». То есть он создал образ влиятельного человека, и простые люди следуют. Эта одурманенная принцесса следует тому, что ей говорит толпа. Или выходит какой-нибудь большой гуру и говорит: «У меня последователи по всему миру, 100.500 лайков», и тоже становишся 100.501-м. Там, как в маркизе, она уверовала, что всё это принадлежит маркизу Карабасу. И потом эти люди, которые до этого говорили, что он великий, увидели, что принцесса считает его великим и тоже стали…
Слушатель: (неразборчиво)
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Сначала их убедили в этом, вернее, подговорили, им заплатили, да?
Слушатель: (неразборчиво)
Б. Ч. Бхарати Свами: Просто? Ну я все таки думаю, что там без дачи взятки не обошлось, а потом они в это еще поверили. Кришна говорит: «Так они следуют за своими самовлюбленными друзьями». Что?
Слушатель: (неразборчиво)
Б. Ч. Бхарати Свами: Не все заполнили?
Слушатель: Я сейчас запишу, а остальное…
Б. Ч. Бхарати Свами: Просто когда ошибка обнаружится, мы уже будем ехать в «Татасума» к аэропорту. Ну мы так чувствуем, нельзя же ругать мужчин за чувства. Поэтому пишите любые имена. И вот Кришна в «Бхагавад-гите», в 17-й главе, которая называется «Божественные и демонические натуры», говорит, что так люди следуют за своими самовлюбленными властителями, друзьями. И поскольку те обуяны гордыней и отправляются в ад, то последователи также оправляются туда, и так разрушается мир». То есть когда простые люди следуют за самовлюбленными управителями, лидерами, они разрушают мир. Если уже про земную историю говорить, так начинается Кали-юга. Когда первый родоначальник Кали-юги… Конечно, это всё предусмотрено Всевышним, но первый родоначальник Кали-юги, сын брахмана, Шрингу, который проклял Парикшита за то, что тот надел змею на его отца, этого муни, и сын, не разобравшись в ситуации, проклял царя. То есть сын возгордился, он использовал свою силу брахмана несправедливо. Так развращаются брахманы, потом за ними развращаются блюстители закона, кшатрии, потом торговцы, ну а шудры всегда развращены, они просто приходят к власти. Если кшатрии, цари или священники по качествам перестают отличаться от черни, то чернь думает: «А почему мы должны им следовать? Мы сами цари. Если царь ведет себя так же, как я, я тоже царь. Почему не я?» Поэтому мы не можем отменить злое влияние этого мира, я даже не говорю про Кали-югу. Мы не можем отменить влияние низших существ, таких же, как мы существ, но мы можем себя, как Прабхупада говорит: «Мы не можем отменить сезон дождей, осень нельзя отменить, но мы можем взять зонтик и не попасть под дождь». Так что, влияние этих самовлюбленных друзей будет всегда. Но в наших силах поддаться этому влиянию или не поддаться. Слушать космонавтов, которые говорят, что Земля круглая и при этом не могут нам дать ни одной фотографии, или не слушать. Они нам говорят: «Земля шарообразная», но мы видим – горизонт плоский. Мы спрашиваем: «А почему? Я же вижу». Они говорят: «Ты дурак. Там, где ты не видишь, он закругляется». Но куда бы ты ни пошел, он не закругляется. Он закругляется только там, где ты не видишь, – это наука. И ты говоришь: «Да, хорошо». Но они подкрепляют свои теории практическими навыками. Они говорят: «Раньше люди верили в то, что Земля круглая и умирали от пневмонии, от гриппа и при этом еще верили, что Земля шарообразная. Мы сейчас изобрели такую вакцину, что от этих болезней вы не умираете, но в довесок еще и Земля круглая. Вот смотрите, сейчас мы верим…»
Слушатель: Дамали, что Земля плоская, умирали…
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, да, виноват. «Раньше верили, что Земля плоская и умирали от простуды. Сейчас от простуды не умирают, но еще при этом знают, что Земля круглая. Связь есть такая? Есть. Вакцину мы придумали, пенициллин придумали и, между прочим, мы еще говорим, что Земля шарообразная. Мы вам помогли с пенициллином и у вас нет оснований не верить в то, что… Мы еще запускаем в космос космонавтов. Вы только нам платите по 60 миллиардов в год, мы вам покажем. Правда, фотографий пока не сделали, а зачем она вам нужна?» Ну, это такой вопиющий пример, можно приводить примеры с любыми вещами, которым нас учат самовлюбленные друзья для того, чтобы мы им следовали. Вот, собственно, тут уже говорить нечего, потому что всё уже сказано предыдущими поколениями.
Слушатель: То есть люди верят непонятно кому и считаю себя самостоятельными и независимыми. А тому, от кого можно узнать, они не верят, потому что потеряют независимость.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, они говорят: «Я не буду, как я ему поверю? Я лучше сам буду». А сам ты все равно у самовлюбленных друзей. Ты в любом случае…
Слушатель: Ты не знаешь их целей, не знаешь ничего.
Б. Ч. Бхарати Свами: При желании можно их узнать, кто стоит за цепочкой, но ты не задаешься целью. Ты просто видишь, что все смотрят на диване передачу про негров и у тебя в голове: «Ну не могут же все ошибаться?»
Слушатель: Просто тебе говорят то, что ты хочешь слышать, что есть желание слушать.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да.
Слушатель: И они тебе говорят…
Б. Ч. Бхарати Свами: Вот именно.
Слушатель: «Сейчас вы проголосуете за это, и будет вам счастье», а Гуру говорит то, что мы не хотим слушать.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, это самовлюбленные друзья нам говорят что слушать, какую музыку, какую одежду носить, какую еду есть, что надо обязательно белковую пищу, она в коровах находится. Что есть, что носить, что смотреть. Он там нарисовал бред какой-то, краску набросал, пописал, покакал, повесил, и друг этого самовлюбленного друга написал: «Это гениально и стоит 75 миллионов». И ты думаешь: «В глянцевом журнале не могут же чушь написать. Там журнал, все страницы глянцевые, толстые, красиво сделаны, там же не могут чушь написать». И ты идешь в Лувр, платишь 24€, заходишь и смотришь – действительно, это гениально, эта кака так висит. Или Малевича какая-нибудь ведьма на метле: «Надо же, это новое слово в искусстве!»
Слушатель: (неразборчиво)
Б. Ч. Бхарати Свами: Да и ты пишешь в инстаграме: «Я был там-то, это потрясающе!» И все они… Ты уже самовлюбленный друг, все твои друзья тоже едут и платят за это. Так эта иллюзия распространяется.
Слушатель: Махарадж, вы говорите, что все души изначально одинаковы.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, я утверждаю.
Слушатель: А почему тогда они принимают разные решения в своей жизни?
Б. Ч. Бхарати Свами: В первый раз или?
Слушатель: Ну первый, не первый, просто выходишь из брахмаджйоти и начинаешь как-то принимать решения. У каждой души индивидуальный код, и мы говорим, что души в материальном мире как раз обретают индивидуальность. Вот почему все изначально одинаковые вдруг стали разными?
Б. Ч. Бхарати Свами: Действия и обстоятельства. Все молекулы воды одинаковы, все Н2О. Снежинки за всё время существования… Представляете, сколько даже в одном снегопаде снежинок? Они все разные, нет ни одной одинаковой снежинки.
Слушатель: Почему?
Б. Ч. Бхарати Свами: Не знаю. Молекулы льда все одинаковы.
Слушатель: Кто-то же должен был приложить действие.
Б. Ч. Бхарати Свами: Высшая сила. Мы же не говорим, что одна снежинка хуже другой, они просто другие. Когда мы из мнимой частички… Все единицы одинаковые, душа – это единица в воображении Господа Бога, единица сознания. Есть общее сознание, а есть его единица. Но сколько бы вы единиц ни писали, не придавали ей очертания, этой снежинке, две единички никогда не будут одинаковыми, что-то там будет по-разному. Миллиард единиц будете рисовать, и все будут разные размером, формой, какой-нибудь закорючкой. Так же и частица сознания на самом деле одна, это единица. Но это частица мультиплицируется, то есть в Брахмане, брахмаджйоти, свете, все души одинаковы. Но когда они приобретают индивидуальность, они становятся разными.
Слушатель: В тот момент, когда душа выталкивается. Значит, нас по-разному нарисовали.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да, по-разному. Так же, как фотоны света все одинаковые. В чем разница? В пространственном… Мы-то все одинаковы, но по отношению друг к другу мы разные. Как точки в пространстве, все они одинаковые, но одна точка пространства там, другая здесь, это их отличает, географическое или геометрическое расположение.
Слушатель: По отношению?
Б. Ч. Бхарати Свами: Друг к другу и к общему. Но в нашем уме все единицы одинаковы. Один, один, один, один – все одинаковые. Как только мы начинаем говорить: «Одно яблоко» или пишем, уже пошла разница. Нет ни одного одинакового яблока, единицы, снежинки, песчинки. Я смотрел под микроскопом, как выглядит песок. Никогда не смотрели? Там ракушки, стекляшки, какие-то закорючки, там такое разнообразие, и нет ни одного одинакового. Это очень пестрый, красивый мир. А мы с вами идем, видим песчинки. Это перетертые ракушки, причем все разной формы, какие-то стекляшки…
Слушатель: Калейдоскоп.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, калейддосткоп. Ну вот, на этой веселой ноте тогда давайте закончим.
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.