«Гаудия Матх, его послание и деятельность»
«Кто я? Почему меня терзают тройственные страдания? Я не знаю, что благо для меня»4.
В ответ на вопрос «Как обрести благо?» Шри Гаурасундар даровал нам Свое божественное послание, которое указывает нам подлинный путь. Даже лишь единожды услышав об этом из надлежащего источника, мы уже никогда не будем считать бхакти в форме киртана чем-то маловажным, а другие практики – первостепенными. Но в настоящее время мы отворотили лица от того направления, где можем с легкостью обрести это сокровище. Нам не стоит отправляться на юг, поскольку там нас ждет лишь огромный рой кусачих ос, на западе правят ужасные якши (демоны, стерегущие мировые богатства), на севере же мы потерям свои жизни от ядовитых укусов черных змей. Наш Дом лежит на востоке, а мы бездумно направляемся куда угодно – только не туда. Когда же люди востока призывают нас вернуться назад, то, обманутые миражами, мы отвечаем: «Мы не будем вас слушать, поскольку видим прямо перед собой прекрасные озера, наполненные кристально чистой водой». Говоря так и пребывая в полной власти преходящих соблазнов, приносящих лишь временное удовольствие нашим чувствам, мы удаляемся от нашего Дома, утрачивая самих себя в чужих и враждебных землях. И когда мы слышим послание Гаудия Матха, то нам кажется, что оно полностью противоречит нашим желаниям. Однако, не смотря на все это, Гаудия Матх продолжает нести свое божественное послание с высоко поднятым флагом, и его призыв непременно когда-то привлечет нас. В «Шримад-Бхагаватам» (3.23.56; 1.5.34,35) говорится:
неха йат карма дхармайа
на вирагайа калпате
на тиртха-пада-севайаи
дживанн апи мрито хи сах
«Если деятельность человека не приводит его к дхарме (религиозной жизни), если эта дхарма не совершается с целью обрести вайрагью (отстраненность от этого мира) и если жизнь в отречении не посвящена служению Шри Вишну, Всевышнему, то подобная деятельность, дхарма или вайрагья указывают лишь на лишенного жизни мертвеца».
эвам нринам крийа-йогах
сарве самсрити-хетавах
та эватма-винашайа
калпанте калпитах паре
«Корыстная деятельность (камья-карма) – причина рабства в этом мире и нескончаемого круговорота перерождений. Однако если та же деятельность совершается как служение Богу, то она устраняет весь грех и безбожие».
йад атра крийате карма
бхагават-паритошанам
гйананам йат тад адхинам хи
бхакти-йога-саманвитам
«Божественное знание, находящееся в согласии с бхакти (преданностью Богу, определяемой такими составляющими, как шраванам, киртанам и другими), – это непременный плод той деятельности, что совершается в этом мире ради удовлетворения Всевышнего».
Такова возвышенная суть проповеди Шри Гаудия Матха. Шри Гаудия Матх показывает на собственной практике, что лишь удовлетворенные чувства дживы могут принести удовлетворение чувствам Бога; в противном же случае такое служение Богу не принесет благо ни себе, ни другим. Богу невозможно служить благодаря обращению к мукти (самоустранению), всецело отрицающему удовлетворение чувств дживы. Существует множество лицемерных сект, которые пытаются подделать бхакти, перенимая атрибуты псевдо-преданных, однако они совершенно не понимают, что бхакти должно идти из глубины души. Некоторые из таких притворщиков движимы целью просто набить свой желудок, другие желают прославиться, а иные подражают великим, чтобы обманывать людей.
Гаудия Матх утверждает, что под именем дхармы не подобает вести торговлю. Нельзя использовать Господа Хари в целях собственного наслаждения; наш долг состоит лишь в служении Шри Хари. Гаудия Матх говорит, что подражание преданному Господа Хари или облачение в одеяния Нарады Муни, словно в театральной постановке, не имеет ничего общего с подлинным следованием Нараде. Превосходная мелодия, длительность и каданс – не единственные составляющие Хари-киртана в Гаудия Матхе, поскольку их можно обнаружить также и в непристойных выступлениях проституток. Необходимо сознание, необходима пламенная жизнь, необходимы одновременно практика и проповедь. Гаудия Матх провозглашает, что тот, кто не обладает безупречным характером, не может даже называться человеком, что уж говорить о человеке глубоко религиозном. Гаудия Матх всегда держится на расстоянии от пяти калистхан (обителей порока и вражды). Согласно «Шримад-Бхагаватам» признаки пяти калистхан – это: (1) азартные игры, такие как карты и кости; торгашество или обогащение под вывеской дхармы (религии); (2) употребление опьяняющих веществ, таких как бетель, табак, вино и других; (3) неприличное общение с женщинами или одержимость собственной женой; (4) убийство животных; обман людей и сокрытие от них правды; нежелание проповедовать Хари-катху (послание Бога) дживам, а также желание давать какие-либо другие наставления вместо Хари-катхи5; (5) накопление денег через обман людей и использование их для поддержания своей жены и детей, а также для расширения сферы своих наслаждений; следует использовать свое тело, ум и речь лишь для духовной жизни, а деньги и разум в служении Шри Вишну, Господину всего сущего и Владыке всех богатств6.
Писания говорят, что в этом мире Господь больше всего ценит человеческое тело – оно способно даровать парамартху (высочайшее благо) и его не так-то легко обрести. Поэтому, пока это тело живо, следует принять практику преданности как свой высочайший долг и не увлекаться всевозможными второстепенными делами, а также не обманывать себя мыслями о том, что кроме бхакти (уносящей все беды, печали и страхи) есть и другой метод, также приводящий к высшему благу. Лишь та преданность Богу сильна, что основывается на прославлении Всевышнего; все остальные практики преданности не столь эффективны. Лишь те дживы, которые находятся под защитой бхакти, основанной на киртане, обретают высочайшее благо, прилагая со своей стороны лишь незначительные усилия. Поэтому вселенская любовь, реальная помощь другим, подлинная доброта и главная обязанность в жизни (относительно всего вышесказанного) – это призыв всех джив вернуться домой, назад к Богу. Гаудия Матх обращается ко всем обитателям вселенной без исключения, со всей серьезностью призывая их обратить свое лицо к Богу и принять этот путь бхакти, в основе которого лежит прославление Всевышнего.
хе садхавах сакаламева вихайа дурат
чаитанйачандрачаране курутануранам
«Садху, проститесь со всем издалека и поднесите преданность своих сердец лотосоподобным стопам Чайтаньячандры».
Автор текста неизвестен
Переводчик на русский язык: Вриндаван Чандра дас
Редактор и составитель комментариев: Традиш дас
Комментарии:
1. Тройственные страдания материального мира – это адхьятмика-клеша (страдания, которые причиняют живому существу собственные тело и ум, то есть телесные и душевные недуги), адхидайвика-клеша (страдания, вызываемые стихийными бедствиями) и адхибхаутика-клеша (страдания, доставляемые другими живыми существами).
2. Андаманские острова – архипелаг в Индийском океане между Индией и Мьянмой (Бирмой). Является частью индийской союзной территории Андаманские и Никобарские острова. Во времена британского владычества (с 1858 по 1952 года) острова использовались в качестве места ссылки и заключения для индийских повстанцев.
3. Раздел «Шри Чайтанья-чаритамриты», в котором приводится беседа между Шри Чайтаньей Махапрабху и Шри Санатаной Госвами, во время которой Господь Чайтанья дает наставления Шри Санатане.
4. С этими словами Шри Санатана Госвами обращается к Шри Чайтанье Махапрабху («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.102).
5. Эти, казалось бы, несхожие явления перечислены под одним пунктом по той причине, что все они относятся к различным видам насилия по отношению к живым существам.
6. «Сута Госвами сказал: “В ответ на мольбу олицетворения Кали Махараджа Парикшит позволил ему жить там, где играют в азартные игры, пьют, занимаются проституцией и убивают животных. Олицетворение Кали попросил дать ему еще что-нибудь, и в ответ на его мольбу царь разрешил ему жить там, где есть золото, ибо там, где есть золото, царят ложь, опьянение, похоть, зависть и враждебность. Итак, олицетворению Кали согласно указаниям Махараджи Парикшита, сына Уттары, было дозволено жить в этих пяти местах”» («Шримад-Бхагаватам», 1.17.38–40).