«Душа – частица Вечной потенции Господа»
«Душа – частица Вечной потенции Господа» | Лекция Б.Р. Шридхара Свами от 5 мая 1983 года
- Майавада как гигантское чудовище (00:00)
- Совершенное положение души (11:04)
Душа – частица вечной потенции Господа
# 00:00
Майавада как гигантское чудовище
Шридхар Махарадж: Речь идет о каком-то методе борьбы.
Преданный: А это существо имеет яд?
Шридхар Махарадж: Может быть.
Преданный: Они очень боятся, уползают, когда видят людей. Они едят змей?
Шридхар Махарадж: Я не знаю.
Преданный: Они едят змей.
Шридхар Махарадж: Это мангусты, диета мангустов, они живут, питаясь змеями. Они их враги. Змеи и мангусты, лошадь и буйвол – естественные враги, еще одна пара – ворона и сова. Ворона и сова – естественные враги.
Преданный: Павлин тоже природный враг кобры.
Шридхар Махарадж: Да, но это с точки зрения павлина, не с точки зрения змеи. Павлины нападают на змей. Но здесь обе стороны. Всякий раз, когда они встречаются, они вступают в сражение. Днем совы не видят, но если ночью сова сталкивается с вороной, ночью вороны спят, обоюдные природные враги.
Преданный: А как лошадь может быть врагом водяного буйвола?
Шридхар Махарадж: Да, всякий раз, когда они встречаются, они сражаются. Так же зеленый банан и имбирь не любят друг друга. В мире овощей тоже есть противостояние, так говорят, они враги.
Преданный: А если съесть два овоща вместе, возникнут трудности с пищеварением? Так же Вайшнавы и майавади: всякий раз, когда они встречаются, они сражаются.
Шридхар Махарадж: Я написал один стих о Гуру Махарадже. Майавада описывается как рыба тимингила: майавада-тимингилодара-гатан уддхритья дживаниман. Это большое животное в океане, настолько большое, что способно сожрать кита, огромное животное. Майавада описывается как тимингила, гигантское морское чудовище. В «Шримад Бхагаватам» упоминается война на Курукшетре, тимингила, яростная битва. Особо храбрые войны, и Кришна, Бхишма, Дрона, и другие великие могучие войны. Кришна спас Пандавов от них. Термин тимингила по отношению к майавади, поскольку они идут на компромисс с любой религиозной группой. Я принимаю твое вероисповедание, ты прими, что выше этого нечто недифференцированное, Брахман. Они идут на компромисс с шактами, шайвами, ганапатьями, саурьями, агнивасами. Шанкарачарья шел на компромисс со всеми, за исключением того, что Брахман выше всего. Мы принимаем полностью всю вашу деятельность, такой компромисс против буддизма. Но Махапрабху сказал, что в действительности это нe что иное, как буддизм в конечном счете. Душа временна, по их мнению, только один недифференцированный, лишенный качеств и внутренних различий, безграничное сознание реально, а всё остальное иллюзорно.
Шанкар с великой гордостью утверждает: «То, что другие выразили миллионами предложений, я выражаю абсолютную истину половиной предложения. Только в половине шлоки я представил полноту истины. Ту истину, которую другие миллионами шлок так и не сумели передать». Что это? Брахма-сатьям, джагат-митья, только Брахман истинен, а мир ложен, джива есть Брахман. То, что мы видим в майе, – это искаженное отражение. Солнце и Луна отражаются в зеркале или в воде, но истинныe Солнце и Луна истинны, всё остальное ложно. Брахма-сатьям, джагат-митья. Бытие есть нe что иное, как отражение Брахмана. Но Вайшнавы говорят: «В этом ваша ошибка, Брахман – это целое, и всё, что есть, включено в него». Брахман недифференцированный, непостижимый, неведомый, мы покорны этому, это реальный мир, наш дом. А джива вечна, бессмертна, индивидуальная душа не обладает положением в этом вечном мире, чит-вилас, Парабрахман. Он есть.
# 11:04
Совершенное положение души
Вначале осознай, что ты Брамха, затем ты станешь служить Мне, а когда ты отождествляешь себя с телом из плоти и крови, подлинной преданности там быть не может. Подлинная преданность, жертвенность начинается, когда ты понимаешь, что ты частица служения, частица сознания, душа, а не тело, частица духа, тогда ты обретаешь доступ туда, в мир Великой Души, Параматмы, Брамха. Так или иначе необходимо выбраться из этого рабства здесь, в этом мире. То, что вы называете Брамха, – это наш дом, безграничное. Домой, обратно к Богу. Там есть дом, измерение души, и мы отождествляем себя с телом или ментальной системой. Это ложно, это майа. То, какими мы видим себя во сне, – это ментальная система, это нечто ложное, и это тело также ложно, временно. Но искра души живет в этом теле, тело движется согласно своей карме, и мы должны высвободить эту душу, которая заключена в теле, и найти себя. Тело – это мертвое явление в большей или меньшей степени, но сознание внутри не что-то воображаемое, это нечто конкретное. А то, что мы считаем реальным здесь, – всё это ложно, оно будет растворено, вся эта иллюзия исчезнет. Но душа – это постоянная частица, непреходящая, она не является частью невежества, но обладает полнотой знания, света – и это мы. В духовном мире мы находимся в полной безопасности, в совершенном положении. В настоящее время мы забыли это измерение, но подлинная душа – это наше тождество, подлинное «я». Это путь, мы являемся частицами вечной потенции Господа. Он говорит: «Это часть Моей потенции».
Tpaнскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.