Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2010 / «Духовный мир и наши отношения с ним»

«Духовный мир и наши отношения с ним»


«Духовный мир и наши отношения с ним» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 25 апреля 2010 года

http://www.youtube.com/watch?v=RITQFqEaM04

Духовный мир и наши отношения с ним

Слушатель: Кришна – это воплощенная Kрасота. И душа может испытывать любовь только к Красоте. А есть что-то или кто-то, чем безусловно привлекается Сам Кришна? Что-то, перед чем Он бессилен?

Бхарати Свами: Да, он Сам говорит, что Он с легкостью отдаст жаждущему освобождения любые материальные блага, но бхакти т.е. преданность – это очень сложное приобретение. Потому что если кто-то становится преданным (бхактой), то Кришна считает себя рабом такой души. То есть Кришна отдается в рабство тому, кто Ему предан безраздельно. Поэтому не так легко подчинить себе Кришну. Кришну можно подчинить только преданностью. Т.е. Он становится рабом Своего преданного. Единственное, что способно пленить Его.

Слушатель: Сразу прошу прощения, если некорректно задан вопрос. Скажите, пожалуйста, какова обстановка духовного мира? Я имею в виду то, что поскольку материальный мир – отражение духовного, то есть ли там такие понятия, как день и ночь. Спят ли там живые существа? Едят ли там эти живые существа? Если едят, то что? Если там все абсолютно духовно, не могут же они есть друг друга? Я имею в виду Голоку — там, где нет правил, где Кришна в виде обыкновенного пастушка. Хочется немного иметь хоть какое-то представление о том мире, где Господь в Своей изначальной форме. И еще один вопрос: есть ли у Кришны на теле пупок? И зачем он Ему? Он же нерожденный. Пожалуйста, объясните это доступным языком.

Бхарати Свами: Есть ли у Него на теле пупок. Начнем с самого главного. Из этого пупа вырастает лотос Вселенной, когда Кришна принимает облик Вишну. Пупок Ему нужен как впадина, в которой находится океан. А из этого океана вырастает лотос Вселенной. Значит, что касается едят ли они там. Да, они едят. В основном они вегетарианцы там. Но они едят сладости. Кришна очень любит творожный рис с фруктами. Значит, что касается на счет гибели живых существ, когда их едят: там происходит примерно то же самое, что в спектакле. В спектакле кто-то кого-то убивает, и это не значит, что они умирают. Просто такая игра. И жертва получает удовольствие и палач получает удовольствие. Потому что все это подчинено игре.

Наш мир является искаженным повторением, искаженным слепком изначального мира. Наш мир называется пракрита, т.е. мир пракрити — мир, где царствуют корыстные отношения. Это мир, где царствует низшая природа. Тот мир называется апракрита. Т.е. этот мир пракрита, а тот называется апракрита. Он по внешнему виду напоминает лучшие уголки этого мира. Но внутреннее содержание того мира другое. Там так же существует день и ночь. Но ночь – это время не отдыха, как у нас. То есть такая же самая темнота наступает после вечерней зари. Но если здесь мы ждем ночи для того, чтобы отдыхать, то там это время разлуки с Кришной, которое только усиливает влечение и тягу к Кришне. Т.е. такая же самая темнота, но она служит для другого. Она служит для усиления любви, для усиления чувства неприкаянности, разлуки с Кришной. Здесь темнота нужна для того, чтобы отдохнуть, чтобы света белого не видеть. Ну и так со всем. Все, что там происходит, оно происходит и здесь, но немножко в искаженном виде, и уж точно внутреннее содержание прямо противоположное.

Слушатель: Обволакивается ли душа в какую-либо духовную форму или тело?

Бхарати Свами: Да, душа обволакивается. Конечно. Существует 5 основных форм взаимоотношений. И все эти взаимоотношения направлены на Середину, на Центр. Вот Кришну рисуют в центре огромного цветка, от которого кругами расходятся кольцеобразные лепестки. Т.е. лепестки, но они расходятся кольцами. Есть самый ближний круг: это те, кто с Кришной находятся в медовых отношениях. Вот как говорят: медовый месяц, то есть самые сладостные отношения. Дальше идет круг второй по внешнему отдалению. Это те, кто находятся с Кришной в родительских отношениях. Следующий круг – те, кто находятся с Кришной в дружеских отношениях. Те, кто находятся с Кришной в пассивных отношениях, в отношениях слуги и пассивных отношениях. Такой вот цветок, в центре которого венчик. И от него расходятся круги лепестков. И они соответственно так и рисуются.

Есть такое изображение в виде разных преданных. Там, например, те, с кем Он находится в дружеских отношениях: это Субал-сакха, Шридам и многие-многие из его преданных, из его друзей-пастушков. Те, кто находятся с Ним в отношениях родительских: там прежде всего матушка Яшода, матушка Рохини, а также другие взрослые пастушки, которые стали Ему матерями на один год. Когда Брахма похитил друзей Кришны, то Кришна принял облик Своих друзей и вернулся домой. А пастушки не заметили подмену. Они так и думали, что это их дети, но на самом деле это был Кришна, принявший облик этих мальчиков. Они Его также ласкали, они также Его гладили, давали Ему молоко. И любовь их все время возрастала. Вот это еще один круг. Есть также такой патерналисткий, или такой отеческий круг: это пастухи, взрослые пастухи, которые к Нему относятся как к подающему большие надежды будущему пастуху. Они Ему дают какие-то указания.

Они Его обучают как правильно пасти коров и телят. А есть также нейтральные отношения. Это уже антураж. Это мизансцена, где свою роль играют деревья, трава, Ямуна, демоны всевозможные, которые иногда нападают. Или, точнее, даже не демоны. Если в материальном мире, когда Кришна нисходит, то демоны играют роль: они пытаются отбить внимание друзей и возлюбленных Кришны от Него Самого. Появляются демоны в виде всяких ослов, ведьма Путана, смерч Тринаварта, всевозможные слуги Камсы, сам Камса. Они пытаются отвлечь внимание жителей Вриндавана от Кришны. Но получается так, что внимание жителей Вриндавана еще больше усиливается, еще больше обращается к Кришне, потому что Кришна всякий раз чудесным образом справляется с этими напастями. Так вот, эти напасти здесь принимают вполне такие осязаемые, вполне плотские формы, тогда как на Голоке Вриндавана роль этих демонов – этих напастей — играют опасения, страхи жителей Вриндавана, в том числе матушки Яшоды и Его друзей, возлюбленных Кришны. Они порой начинают воображать себе, что ходят слухи, что Кришна — не их сын, не их друг, не их возлюбленный, а Он царского рода, и Он может от них сбежать, когда вырастет.

А здесь Он лишь скрывается для того, чтобы возмужать, окрепнуть и пойти захватить трон, который отобрали у Его отца Васудевы. И вот эти страхи постоянные существуют в умах этих преданных. Они воображают, что на Кришну кто-то нападает, что Кришну хочет кто-то убить, кто-то увезти. То есть там это страхи у них в голове, а здесь это такие вот реальные демоны какие-то. Что такое воображаемый страх в голове чистого преданного? Реален он или он — наваждение? Оказывается, что он реален, потому что все, что воображает себе в голове чистый преданный Кришны, оно еще более реально, чем то, что мы с Вами можем пощупать нашими материальными чувствами. Если помните, была такая история, когда матушка Яшода хотела заставить Кришну заснуть, и она Ему сказала: «Ну-ка, быстро закрывай глаза, иначе сейчас появится страшный циклоп!» Она этого циклопа выдумала. Он ее спросил: «А как он выглядит?» Она описала этого циклопа. Он зажмурил глаза и заснул.

Потом, когда она вышла во двор, она увидела того самого, которого она только что описала. Было реальное чудище: такое волосатое, одноглазое, мохнатое. Шеи у него не было, а вместо головы такой вот бугор, перерастающий в плечи, узкие плечи, длинные до земли волосатые лапы и маленькие ножки. Вот она такого описала, и она его увидела. То есть то, что видят чистые преданные в своем уме, это более реально, чем то, что мы с Вами наблюдаем в осязаем мире.

Слушатель: Что этот циклоп? Куда же делся?

Бхарати Свами: Ну она испугалась. Как-то она его прогнала. Но говорят, что до сих пор они во Вриндаване живут, что в определенном состоянии сознания их можно увидеть. Под воздействием чистой преданности их можно увидеть. То есть тот мир является прообразом, а наш мир является слепком того, что там происходит. И степень близости с Кришной создает облик того или иного преданного. Другими словами, каждый вид преданных и даже каждый индивидуальный преданный есть воплощение той или иной степени близости с Ним. В буквальном смысле близости, телесной близости. Если слуги Господа находятся на определенном расстоянии с Ним и соприкасаются с Ним определенными частями тела, то друзья соприкасаются с Ним ближе к Нему, соприкасаются большим количеством частей тела. Его родители – еще большим количеством частей тела.

А Его возлюбленные – еще большим. То, что здесь является самым постыдным, о чем не принято говорить, то, что здесь считается срамом и порнографией, там это самое возвышенное. Но для того, чтобы говорить об этом, мы должны, прежде всего, иметь два качества. Первое: не видеть различий между мужчинами и женщинами; и второе: не желать свободы. Если мы имеем эти два душевных качества, то тогда мы способны оценить повествования о Кришне, связанные с Его играми на Голоке Вриндавана. То, о чем спрашивает наш слушатель: «Расскажите о той атмосфере». Понимаете, для того, чтобы рассказывать о той атмосфере… Проблема-то не в том, чтобы рассказывать, а проблема наша с Вами заключается в том, чтобы правильно воспринимать рассказ о той атмосфере, о том, что там происходит. Для того, чтобы заглянуть в эту замочную скважину, нужно иметь определенное видение, определенные глаза. Имеющий глаза, да увидит. Имеющий уши, да услышит. Т.е. нужно иметь определенные уши, определенные глаза, определенный нос, определенный язык, определенные органы осязания. Другими словами, определенное сознание нужно иметь для того, чтобы услышать что там происходит, увидеть, что там происходит, подумать о том, что там происходит.

Иначе мы будем не тот мир прообразов — идеальный мир проецировать на то, что окружает нас, а наоборот. Вот эту грязную, корыстную, порочную реальность со всеми ее предательствами, изменами, прелюбодеяниями, воровством, насилием, мы эту порочную реальность будем ставить на место прообраза, а мир Кришны будем считать проистечением, происхождением вот этого грязного, порочного мира. Мы будем вот этот мир принимать за прообраз, а тот за образ. А должно быть наоборот. Чтобы перевернуть в нашем сознании местами идеал, или чистоту, и порок, чтобы за чистоту мы принимали тот мир, а за порок – этот мир, мы должны в этом мире…Поскольку мы тот еще не видим, не воспринимаем, мы в этом мире должны обладать, как я уже сказал, двумя качествами. Первое: не различать живых существ, особенно своего вида, по половому признаку; и второе: не желать свободы. Если первое еще достижимо, скажем, с помощью каких-то аскез, какой-то мудрости, учености…

Например, «Как не различать окружающих по половому признаку?»,- задают вопрос некоторые артисты. Очень просто. Но опять-таки я вам сейчас говорю чисто умозрительно. Вот задумайтесь, какого пола труп? Вот лежит труп. Да? Вот он при жизни, он был… Хорошо, если вы еще можете сказать, что у него есть первичные половые признаки. Хорошо, труп годичной давности. Вот какого он пола? А труп, которому 364 дня? А 363? А 10? А 2 дня? А труп, которому несколько минут? Какого он пола? Да никакого. Независимо от того, что у него там на теле, он никакого пола. Это просто мертвая неодушевленная материя. Неодушевленная материя не может быть какого-то пола. То есть материя в совокупности – это, конечно, матушка Дурга — заботливая наша матушка Амбика. Она имеет женский облик. Но это ужасный женский облик. Но какая-то часть ее не имеет никакого… Это просто материя. Это просто кусок вещества. Вещество не имеет половых признаков.

Вы спросите: «А как же живые?» А живые — тоже трупы. Это душа живая. А та оболочка, в которую обличена душа, она такая же. Это такое же вещество, оно такое же мертвое. Это как марионетка, или кукла на ниточках. Какого она пола? Эта кукла может быть одета в женские одежды, может быть одета в мужские одежды, может говорить разными языками, может иметь раскосые глаза или широкие глаза, широкие скулы, черного цвета, белого цвета, мужского вида, женского вида. Но это просто деревяшка с обтянутой вокруг нее материей, тряпкой. Это никакого не пола. Но мы с вами смотрим этот спектакль. Матушка Дурга, Амбика, куклами вот так играет, и мы видим: он говорит, она говорит. На самом деле матушка Дурга всех озвучивает. Мужским голосом: «Здравствуй, моя дорогая!», «Здравствуй, мой дорогой!», «Молилась ли ты на ночь?», «Там мышь!» Но это все говорит она разными голосами. А вот эти вот материальные вещества: земля, вода, огонь, воздух, пространство – они не имеют никаких половых признаков. И когда они соединяются, и мы начинаем их двигать, мы говорим мужским голосом в этом рождении… В этом рождении мы, кстати, можем начать говорить и женским, в следующем – мы можем женским, и наоборот.

Но наше тело не имеет половых признаков тела. Оно просто кусок материи, разной плотности материи: земля, потом более разряженная — вода, потом еще более разряженное — огонь, потом еще более разряженный — воздух и, наконец, эфир (пространство). Просто материя разрядилась на 5 видов, на 5 стихий, и она соединилась. И мы думаем: «Вот идет знатный человек», или «Ползет сильный муравей», или «Идет большой слон». А на самом деле просто материя передвигается, и она не имеет никаких половых признаков. Вот сейчас мы с Вами, да, вроде бы поняли? Но, естественно, как только мы взглянем опять на окружающий мир, снова захочется выходить замуж и жениться. Понятно. Если на умозрительном уровне мы примерно это можем понять, то не желать свободы – гораздо сложнее. Так вот, нужно эти два условия соблюсти, чтобы не видеть различия между материальными телами (это еще можно какими-то добрыми делами, ученостью, аскезами, самосозерцанием добиться), то не желать свободы, можно только предавшись садху — Гуру, вайшнаву, который сможет нас уберечь от беса свободы. Вот когда мы сможем это сделать, вот тогда, вопрошая о той реальности, мы будем слышать в ответах наших учителей подлинную истину.

Слушая их, мы увидим, что это за реальность. Более того, как только мы обретем эти два качества, не умозрительно, а действительно не видеть, как Шукадева Госвами, разницу между живыми существами и быть очарованным, то есть не желать свободы, тогда та реальность откроется перед нами. И вопрошать, собственно, не придется. Вся наша практика сводится не к тому, чтобы узнать побольше, что же происходит в той запредельной реальности, а воспитать в себе вот эти два качества. Конечно, есть еще качества: быть смиренным, быть терпеливым и т.д. Эти качества вспомогательные: уважать других, не искать славы для себя, быть смиренным. Как «тринад апи», как трын. Русское слово трын-трава с санскрита «тринад», то есть «трава». Быть, как трава, смиренным, терпеливым, как дерево. Эти качества важные, но к чему они приводят? Они приводят к безразличию к этому материальному миру. Т.е. для того, чтобы увлечься реальностью под названием Голока, нужно не увлекаться реальностью под названием пракрити — этот материальный мир. Обладая этими качествами, мы получаем то самое откровение, ту самую богооткровеннную реальность. Мы начинаем ее видеть. И тогда мы — то, что я до этого говорил, — взирая на этот мир, видим его как проявление той, подлинной реальности. Мы уже не путаем оригинал и копию, потому что этот мир – это копия.

В зависимости от степени нашей опьяненности, мы видим более или менее расфокусированный… Он более или менее напоминает нам ту реальность. Если у нас сознание сфокусировано, тогда мы находимся в состоянии просветления, в состоянии саттвы. Мы воспринимаем мир… Т.е. этот мир, который мы воспринимаем, наиболее похож на прообраз, на оригинал. Если мы жаждем творчества, жаждем созидания, жаждем творения, то фокусировка нарушается. И мы уже видим его более расплывчатым, более таким бликующим, нет четкой фокусировки. Ну, а если мы находимся в состоянии притупленности, в состоянии полусна, то вообще фотография превращается в черно-белую, смытую, и вообще там почти ничего не видно. Еле-еле какие-то силуэты различаются. Т.е. правильное видение той реальности подразумевает, что мы этот наш с Вами окружающий мир воспринимаем как отражение того мира, а не наоборот. Потому что сейчас, когда мы читаем об играх Кришны, когда мы слышим о Кришне, мы воспринимаем те Его игры, то Его окружение, как нечто похожее на то, что мы в этом мире видим.

Мы думаем: «Вот такой мальчик. А, да, знаю. Мальчики вот, во дворе играют. Он, значит, похитил одежду у своих подружек и заставляет их выйти из воды. Это я примерно знаю. Я в детстве что-то такое по телевизору смотрел.» Т.е. мы этот мир считаем чем-то реальным, а тот мир отражением нашего с Вами опыта. Так вот, когда мы обретем эти два качества, о которых я с Вами говорил, то все вдруг поменяется. Мы увидим, что этот мир порока – слепок того мира непорочной чистоты. И тогда этот мир начинает видеться в другом свете, тогда этот мир начинает нам напоминать подлинную реальность, а не наоборот: та реальность напоминает нам то, что мы с Вами здесь видим.

Слушатель: «Все, что происходит с душой, происходит с ведома и соизволения Сверхдуши.» (Бхагавад Гита, 13.23) Все ли желания души получают соизволение или есть такие, которым не суждено сбыться?

Бхарати Свами: Все, что душа желает, она получает. Да, душа получает исполнение, осуществляет все свои желания. Правильнее сказать, что Господь осуществляет желания. Но душа, имея какое-то желание, обязательно воплотит его, это желание, но в довесок будут и последствия. Как в том анекдоте, когда негр захотел стать белым, чтобы у него было много воды, и он все время видел женский зад. И стал унитазом. Или там бедуин, не важно, араб. Я сейчас не об этом говорю. Что наши желания, исполняются. Но вот что при этом в довесок будет? Это уже другой вопрос. Все желания исполняются. Вопрос только: когда.

Слушатель: Когда мы уже этого не хотим.

Бхарати Свами: Да, когда мы уже этого не хотим. Тоже есть анекдот. Один холостяк все никак не хотел жениться, а его уговаривали. И вот друг ему говорит: «Ты женись, у тебя дети будут». Он говорит: «А мне этого не надо» — «Ну тебе будет с кем время провести весело». А он говорит: «А мне тоже этого не надо. Если надо время провести, для этого не обязательно жениться». Ну и последний его аргумент: «Ну слушай, вот ты будешь старый, и тебе будет кому подать воды». Он подумал: «Да, действительно, вот когда я буду старым, стакан воды подать. Действительно». Ну и женился. Приходит старость. Он уже умирает и просит позвать к нему того старого друга, который его принудил жениться. Друг пришел, а он говорит: «Ты знаешь, самое обидное, что пить не хочется». Желания-то, они есть. Но что будет, когда они будут осуществлены? Нужны ли они нам будут?

«Бхагаватам» — удивительное эпическое произведение, в котором проигрываются все-все-все сюжеты, в том числе и все ли желания души исполняются. Да, в «Бхагаватам» есть такая же история, когда царевич по имени Дхрува позавидовал другому своему брату — сводному брату, сыну другой жены своего отца, который был в фаворе у отца, потому что отец любил ту женщину больше, чем мать Дхрувы. Поэтому он больше ласкал, больше внимания уделял тому ребенку — его сводному брату. И вот царевич Дхрува воспылал завистью и захотел… Когда ему сказали, что царство отца ему не видать, потому что царство перейдет в руки любимого сына. «А тебе не видать. Если ты хочешь царство, то тебе нужно умереть и родиться заново от женщины, которую любит».

И Дхрува так опечалился. Он спросил у матушки: «Где же я могу исполнить свое, кто же исполнит мое желание? Как я смогу осуществить свое желание?» Она ему говорит: «Господь только осуществляет все наши желания. Молись Ему.» Он спросил: «А где Ему надо молиться?» А поскольку она неграмотная женщина, говорит: «Ну обычно, я слышала, что йоги в лесу молятся». И он в чем был, как вот стоял перед своей матушкой, он пошел в лес. И остался там. Стал молиться. И за полгода он вымолил у Господа это благословение. Когда Господь явился перед ним, чтобы подарить ему царство, Дхрува, увидев Господа, сказал: «Тот, Кто благословляет меня, Тот, Кто осуществит мое желание, Он гораздо более привлекательный и гораздо более желанный, чем само желание. Зачем мне царство от Тебя, когда я Тебя вижу?» Но Господь ему говорит: «Нет, желал, значит изволь получить». И Дхрува получил огромное царство. Звезда Дхрува так и называется Дхрувалока. Это его царство. Т.е. он исполнил свое желание, но в момент получения того, что он хотел, ему уже не хотелось этого.

Другие материалы раздела

2010-01-22

Беседа Б.Ч. Бхарати Свами с Сергеем Русскиным

2010-02-12

«Где найти счастье?»

2010-02-26

«Навадвипа – таинство посвящения»

2010-03-26

«Пирити» — статья Бхактивинода Такура. Часть 1

2010-03-28

«Зависть»

2010-04-03

«Пирити» — статья Бхактивинода Такура. Часть 2

2010-04-04

«Становление на духовный путь»

2010-04-11

«Многогранное учение вайшнавов»

2010-04-18

«Знание»

2010-04-25

«Духовный мир и наши отношения с ним»

2010-05-02

«Любовь»

2010-05-09

«Деятельность и ее причины» (поступки и мотивация)

2010-05-16

«Истина и Красота»

2010-05-23

«Служение красоте»

2010-05-30

«Внимание»

2010-06-06

«Духовная практика»

2010-06-13

«Тело и дух»

2010-07-18

«Веды»

2010-07-25

«Что есть реальность?»

2010-08-22

«Гаятри-мантра»

2010-09-01

«Внешняя и внутренняя природа Вайшнава»

2010-09-02

«Жертвоприношение»

2010-09-02

«Джанмаштами»

2010-09-03

«Три плана бытия»

2010-09-19

«Душа»

2010-09-26

«Отношения учителя и ученика»

2010-10-02

«Время и пространство»

2010-10-09

«Гуманизм — яд для души»

2010-10-17

«Судьба»