Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1985 / «Динамичное проявление Господа»
Мы служим, и какое вознаграждение мы получаем? Мы получим большую способность и желание служить. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, Кришны

«Динамичное проявление Господа»

Динамичное проявление Господа

# 00:00

Истина откровения

Шридхар Махарадж: Нет ценности ни в каком другом мнении, помимо амнаи. Амная означает Истина откровения, мы должны понять это. Это писания, приходящие из надежного источника, амная, Гуру-парампара. Амная означает Истина откровения, которую мы получаем в подлинной преемственности Гуру. И что они говорят? Они перечисляют все эти факты. Хари есть всё и вся. Какова Его природа? Он Владыка всех энергий и океан расы, экстаза, а джива, душа, есть не что иное, как амша, не непосредственная Его часть, но часть Его определенной потенции, свамша. Свамша и вибхинамша, всё есть часть Хари, свамша есть аватар, а вибхинамша есть часть Его потенции, не татастха-шакти. По своей природе одни живые существа поглощены внешней потенцией, а другие пребывают на коленях внутреннего мира. Сама природа бытия такова, что одни находятся внутри сварупа-шакти, а другие вовне, мукта и амукта. Всё есть часть Хари, но есть нечто общее и нечто отличное, а средство достижения Его есть только чистая, эксклюзивная преданность. Какова цель нашей жизни? Прити, према. И Сам Хари в форме Гаурачандры дает нам подобное объяснение. Сам Хари приходит в образе Гаурачандры и дает нам все эти наставления, суть такова. Затем одна таттва в одной шлоке и девять других шлок (цитирует санскрит). Эта первая шлока и девять других шлок суть всей Гаудия-философии.

# 05:50

Любовный поиск пропавшего слуги

Любовный поиск потерянного слуги, совершаемый Господом, любовный поиск пропавшего слуги. Интенсивность здесь не выражена, простое выражение, любовный поиск. Я говорил о том, что речь идет о безумном поиске, безотлагательная необходимость, общество такого рода. Что вы думаете? Любовный поиск Господом Своего пропавшего слуги. С великим рвением, настойчиво Он приходит, чтобы забрать их домой. Он приходит с этим горячим желанием забрать их домой.

В «Брихад Бхагаватамрите» описывается, когда Кришна возвращается с пастбища, в этот момент один мальчик обретает освобождение и входит в сакхья-раса-лилу. Они встречаются по дороге, и Кришна приветствует его, обнимает его, и они оба теряют сознание. Баларам присутствует там, и каким-то образом Ему удается вернуть их в чувство. Тогда Кришна обращается к другу и спрашивает: «Почему ты оставался вдалеке от Меня на протяжении столь долгого времени? Как ты мог покинуть Меня и жизнь за жизнью проводить без Меня? Я знаю, какие испытания тебе пришлось претерпеть, чтобы прийти ко Мне. Ты искал Меня, ходил, просил подаяние от дома к дому, и тебя многие ругали, высмеивали. Ты лил слезы обо Мне. Всё это мне известно, Я был с тобой. Я знаю, что тебе пришлось пережить, чтобы вернуться ко Мне». Так Он приветствует его, приводит его к себе домой и усаживает рядом с собой, чтобы принять прасадам. Этот новичок приветствуется с такой великой теплотой Кришной. «Как ты мог терпеть разлуку со Мной?» Таким образом. Как только Он обнял его, они оба потеряли сознание, Сам Кришна потерял сознание. Баларам каким-то образом… Другие друзья, сакха, думали: «В чем дело? Этот новичок явился, и, обняв его, Кришна утратил чувства. Баларам пришел на помощь и сумел вернуть их в сознание, другие же сакха смотрели на эту сцену в изумлении. Таким образом, речь идет не об обычном поиске, но о поиске сердца, это не обычное сердце. Какого рода поиск? Вираха, боль разлуки, Он также чувствует эту боль. Хотя у Него так много спутников, всё же у Него есть чувства в отношении каждого из нас. Каким бы маленьким этот кто-то ни был, все же для каждого из нас есть место в уголке Его любящего сердца. Безграничный Абсолют таков, Абсолютный Самодержец, Абсолютное Благо. Самодержавие не подвластное закону, и Он не банкрот. Если Он отдает себя одному, то другому будет Его не хватать. Вовсе нет, безграничный запас в Его распоряжении. Господь таков, поиск Господа. Он ищет пропавшего слугу, утратившего свой дом. В противном случае у нас нет иного пути, в этом состоит наше утешение. В конечном счете любящий Господь, мы находимся под Его опекой, о нас заботится любящий Господь.

Его друзья в сакхья-расе думают: «С какой стати нам беспокоиться о чем-либо, у нас есть друг – Кришна». Такого рода внутреннее мужество они чувствуют: «Кришна с нами, Он наш. Чего нам опасаться? Мы можем выпить яд, прыгнуть на голову этого великого змея Калии, у нас есть любящая поддержка». Я Твоя собственность, Ты заботишься обо мне, не можешь покинуть меня, обрести подобные любящие взаимоотношения, отношения любви с Господом. Кто расскажет о подобной великой перспективе? Наша перспектива столь велика. Кто расскажет нам о том, что у нас есть такое великое богатство, сокровище, зарытое под землей? Ты не знаешь о том, что тебе принадлежит такое великое богатство. Астролог пришел к нищему и сказал ему: «Почему ты живешь в нищете? Под землей зарыто сокровище, принадлежащее тебе, постарайся отыскать его». Такой пример нам дается. Ты столь богат, столь велик, твой хранитель столь высок и столь любящ, а ты живешь на улице, как бродяга. Помни о том, что у тебя есть хранитель, ты не беспомощен.

Преданный: Госвами Махарадж сказал, что вы только что дали вступление к книге, то, что вы только что рассказали.

Шридхар Махарадж: Это и есть вступление?

Преданный: Да.

Шридхар Махарадж: Госвами Махарадж – хозяин положения, он создал, он же и поддерживает.

Госвами Махарадж: Нет.

# 16:10

Что есть преданность?

Шридхар Махарадж: Это гарантия, эта оценка есть критерий, не внешнее проявление. Внешне Махапрабху произносит шлоку обычного характера, мирская поэзия, но цель высочайшая, что есть что. Харидас Тхакур находится в обществе проститутки на протяжении трех ночей и утешает ее, говоря: «Да, я выполню твое желание, подожди». Но каково это желание? То желание, которое было вначале, это одно, но Харидас Тхакур ждет, когда она выразит свое окончательное желание, когда у нее не останется иных желаний, кроме желания милости Кришны. «Я выполню это желание», – обещает он. В конечном счете, с точки зрения высшего видения, всё есть Кришна. Яшода наказывает Кришну, и это преданность. Если бы она не наказывала Его, это не было бы преданностью. Мы должны понимать это таким образом. Если она станет бояться Его наказать, тогда она отклонится от своей жизни в преданности. Мы должны понимать таким образом, что есть что. Что есть преданность и что непреданность? То, что на поверхности предстает чем-то крайне жестоким, но внутренняя природа – это всё и вся. Мы должны следовать этому. Что есть преданность? То, что устраивается Йогамаей, которая всегда занята изысканием средств, как Его удовлетворить. Она всегда занята тем, как удовлетворить своего Владыку, изыскивает различные средства. Она предлагает то или иное, чтобы выполнить Его желание.

# 19:54

Вечно новая лила

Это универсальная волна. Необходимо попытаться научиться танцевать в этой универсальной волне, танцевать под эту мелодию, в гармонии с этой волной. Чем бы оно ни было, если это нечто удовлетворяет Его, лила означает это. Не потребность, не нужда, речь не идет о том, что лила имеет некую цель. Цель уже достигнута, и танец. Состояние счастья, которое Он испытывает, побуждает Его танцевать. «У Меня нет никаких нужд, Я полон, счастлив», и Он танцует. Танец – это симптом полноты насыщения, это экстатическое явление динамично по своей природе, Абсолют динамичен. Он танцует, но не в силу нужды, не потому, что Он испытывает потребность в чем-то, это не лила. Если присутствует нужда, если мы действуем, чтобы удовлетворить некую нужду, это не есть лила. Лила – это действие в состоянии полноты насыщения, сама природа, динамичный характер этого явления таков, это лила. Так же мы можем сказать, океан, в котором есть приливы и отливы, – это специфическая характеристика Безграничного Абсолюта. Каждое мгновение Он наслаждается удовлетворением нового типа, всегда новым, это никогда не есть нечто постылое. Одна и та же игра повторяется тысячи раз, но она кажется всегда новой, свежей, такова характеристика лилы. Вечно юная, кишор, это приближение юности, не полнота, не пик юности, но расцвет, такой пример дан, пример безграничных характеристик. Не юность во всем расцвете, но в стадии, предшествующей расцвету, отрочество. Такой пример дан, чтобы мы поняли, природа Безграничного такова, нитья-кишор.

# 24:16

Милость Господа

Чтобы услышать о Кришне, все могут присоединиться к лекции, столь великий, столь щедрый Кришна, приемлющий всех. Это можно видеть в связи с Джаганнатхом в Пури. Махапрабху принял это положение. Это показывает своего рода рага-маргу, качества Джаганнатха, Его отношение. Нам говорят, когда колесница начинает двигаться, панды зовут всех тянуть колесницу, о форме там вовсе не заботятся. Так или иначе установи связь со Мной, и ты обязательно будешь очищен, только некоторая связь. Ты свободен, тебе дана свобода, поэтому Я не могу вмешиваться в твою свободу, но так или иначе установи связь со Мной, хорошую или плохую. Я сделаю тебя своей жертвой, в хорошем смысле слова, благодаря этой связи. Прасад, великодушная раздача прасада. Также нам говорят, что многие фигуры на храме, эротика, совокупление мужчин и женщин, такого рода сцены представлены на стенах храма Джаганнатха, подобные фигуры, будоражащие воображение. Эти изображения каким-то образом выгравированы на башнях храма. И о чем это говорит? Я пришел к тем, кто находится на нижайшей волне вожделения, самой низменной, и Я обещаю поднять даже тех, кто находится на этом уровне. Я обещаю вернуть обратно Моих слуг из низшего положения, возвысить из их низменной жизни. Такое обещание продемонстрированно. В противном случае, какой смысл в этих изображениях чувственности? Приди ко Мне, дитя Мое. Ты находишься в таком плачевном положении, Мое сердце болит, Я не в силах терпеть твои страдания. Словно опекун, который входит в дом проститутки, чтобы забрать оттуда несовершеннолетнего, силой увести его, вернуть домой, нечто в этом роде.

Любовный поиск пропавшего слуги, эту черту мы находим в Джаганнатхе, и Махапрабху выбрал своей резиденцией это место. Столь щедрый, великодушный, границы Его любви столь широки. Где бы ни находился слуга, не имеет значения, это Мой долг. Ты Мой слуга, Мой родной, ответственность лежит на Моих плечах, спасти тебя любой ценой. Когда Господь приходит с подобным великодушием, Он устанавливает связь с настолько низкими явлениями, но по-прежнему остается чистым, хотя связь с подобными низменными вещами оскверняет. Харинам открыт для всех, кто бы он ни был, не разбирая каст и вероисповеданий, но означает ли это, что Харинам низшего типа, что он предназначен только для низших? Он настолько высок, что никакая низость не способна затронуть Его, настолько Он чист, таков скрытый смысл. Харинам настолько чист, что даже соприкосновение с самыми низменными явлениями не способно повлиять на Его чистоту. Существует два круга: мантрам и Имя. Имя – это больший круг, который способен возвысить самых низких до самого высокого положения, тогда как действие мантрам ограничено. От низшего положения к высочайшему. А мантрам – малый круг внутри большого круга. От низшего к высшему положению, юрисдикция Харинама такова. Какая чистота присутствует там, что самое оскверненное может быть очищено, настолько велика степень этой чистоты, патита-паван. Бхактивинод Тхакур в своих «108 Именах», своем произведении, говорит: «Вриндаван Чандра Кришна есть источник всех рас, всех форм экстаза, а Джаганнатх – патита-паван». Это нечто более высокое, когда Кришна становится Джаганнатхом, патита-паваной. Махапрабху выбрал это место.

# 34:33

Великодушие Чайтаньи Махапрабху

Существуют многочисленные слухи о Чайтаньядеве, кто-то говорит, что Он причина распада Орисской империи. Пратапарудра стал Его последователем, забросил государственные дела, и Орисса пришла в упадок. Некоторые ученые-историки так считают. Другие говорят, что Чайтанья был убит пандами, поскольку Он относился равно ко всем. Панды посчитали, что это подорвет наше достоинство, поэтому Он был убит, – еще одно мнение. Это всё так называемые украшения Чайтаньядева, Он остается незатронутым. Подобные критики также станут жертвами, они попадут в ловушку Его игр, подобно Джагаю и Мадхаю, которые пришли, чтобы ранить, но были пленены, столь великодушна Его лила с самого начала. Когда кровь полилась из тела Нитьянанды, Махапрабху вышел из себя. Он заявил: «Сегодня Я покончу с этим миром, Нитьянанда ранен». Нитьянанда Прабху напомнил Ему: «Кто Ты, Мой Владыка? Помни о том, какую лилу Ты пришел совершить. В этой лиле разрушение мира неуместно. Мы должны терпеть всех их и продолжать делать для них благо». – «На Моего преданного напали, и Я могу нарушить все свои обещания ради Моего преданного. Он ранен, кровь течет, все Мои обещания Я могу нарушить ради блага Моего преданного», таким было заявление Махапрабху. Нитьянанда успокоил Его – преданный пришел к Нему на помощь: «Нет-нет, Мой Владыка, не забывай о том, зачем Мы пришли в этот раз».

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1985-05-01

«Старайтесь обрести сознание Кришны»

1985-06-09

«Динамичное проявление Господа»

1985-07-03

«Воля Господа»

1985-10-04

«Бог творит чудеса»

1985-11-07

«Шридхар Махарадж прославляет Говинду Махараджа»