«Дасья Раса»
«Дасья Раса» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 28 марта 2017 года, Мёкмюль, Германия
- Имитация служения (00:00)
- Природа души (16:37)
- Чем наслаждается Кришна (25:37)
- Блаженство взамен на желание (30:55)
Дасья-раса
# 00:00
Имитация служения
Б. Ч. Бхарати Свами: Каждый говорит, что хочет. Шридхар Махарадж говорит: «Пусть говорят что хотят». Как-то ему рассказали, почему Матхи не делают спектакли с играми Кришны. В ISKCONе имитируют игры Кришны, в частности во Вриндаване, в храме ISKCON, Кришна-Баларам-мандир, пол сделан с таким углублением, и в определенный день в году они наполняют это углубление водой, получается такой бассейн. Там пускают лодку, в которой Кришна и гопи сидят, и преданные, задрав дхоти, по кругу водят и таким образом приготавливают себя к участию в играх Кришны. Они водят Кришну, помогают гопи, гонят эту лодку по кругу, в центре Туласи, большой зал у них, все поют «Харе Кришна», Кришна катается. И вот Шридхару Махараджу сказали, он поперхнулся, конечно, поначалу, а потом сказал: «Пусть делают что хотят, лишь бы нас не трогали». Вот он так задумался и сказал: «Тот Кришна, которого можно встретить за углом, это не наш Кришна». Это трехгрошовый Кришна, которого можно на лодке прокатить. Он говорит: «Для нас это всегда останется идеалом. Мы ни мысленно, ни физически не участвуем в этих играх, а мы молимся на них и служим тем, кто служит тем, кто служит тем, возможно, кто участвует в этих играх». Это пьедестал, на который мы не можем забраться, а любители дешевых спектаклей, конечно, устраивают и Ратха-ятры в Навадвипе и Ратха-ятры в Нью-Йорке.
Слушатель: В Хайдельберге.
Б. Ч. Бхарати Свами: И в Хайдельберге Ратха-ятры. Эти игры, в ISKCONе еще качели, и у Нараяны Махараджа есть лила Кришны, где он гопи на качелях качает или они его качают. Они устраивают такие качели в цветах, тоже качают и гопи качают, потом на лодке ездят. Это всё игры любителей дешевых спектаклей. Шридхар Махарадж говорит: «Мы навсегда останемся в расе служителей. Выше, чем дасья-раса, – это вообще не наша тема. Пусть любители дешевых спектаклей этим занимаются». А зачем они делают? Ну это игры в дочки-матери, это имитация, как дети играют в дочки-матери: берут куклу, качают, и она думает, что это дочка, или кормит эту куклу. Всё это к реальности не имеет никакого отношения.
Они думают, как мы вчера обсуждали, что когда какая-то вещь становится для тебя не удивительной, а обыденной, то она становится твоей природой, становится твоею. Как мы приходим в Сознание Кришны, сначала всё такое удивительное, всё вызывает у нас восторг, а потом мы становимся опытными, уже знаем, где лежит свечка, где благовоние, когда надо вставать, как дхоти завязывать, как сари завязывать. И постепенно это становится таким обыденным или привычным действием или привычными обстоятельствами. Но здесь главная опасность – оно становится привычным, но не становится нашей природой, не становится нам ближе. То есть, если мы что-то имитируем, это не значит, что это становится нам близким и родным. Когда, например, мы смотрим телевизор, какой-то сериал один и тот же каждый день мы смотрим, и мы уже знаем всех актеров, сюжетную линию. И у нас возникает ощущение родства с этими персонажами. Допустим, сериал идет 20 лет какой-нибудь. Какие там длинные сериалы? «Санта-Барбара», «Друзья», «Секс в большом городе», какие-то такие длинные. И ты думаешь: «О, я ее знаю, я его знаю, это все моё родное». А это никоим образом тебя, сидящего на диване, каждый день включающего эту кнопку, не роднит ни с персонажами этого сериала, ни тем более с актерами, которые там играют. Актеры ходят по красной дорожке, ходят на вечеринки в высшем свете. Ты, конечно, можешь приехать и сказать: «Я тебя знаю, я 20 лет тебя смотрел», а она или он скажут: «Заберите этого в полицию, потому что он сумасшедший. Сейчас, может, еще ножичком меня пырнет». Но у тебя ощущение, что они твои родные.
Точно так же в Сознании Кришны, мы приходим и сначала для нас это все такое диковинное и отдаленное, возвышенное, мы с этого пыль сдуваем, с тем, которые обсуждаются, святыми местами, которые мы посещаем, философией, обрядами; всё затянуто туманом таинственности. А потом туман постепенно рассеивается, и нам кажется, что это мое родное, мне близкое, меня с этим уже что-то связывает. И эта иллюзия такая же, как в случае с сериалом. Ни Кришна, ни преданные, ни наши учителя никоим образом не становятся тебе ближе только потому, что ты часто их наблюдаешь, часто про них читаешь, и тебе кажется, что они стали частью твоей жизни.
Там актеры этой игры живут своей жизнью, ходят по красным дорожкам, получают «Оскаров», танцуют на закрытых вечеринках, обнимают друг друга, ездят на лодочках, качаются на качелях, распивают коктейли – это их жизнь. И просто сам факт, что ты иногда смотришь или читаешь про них в священных писаниях или смотришь на какие-то картинки, ни в коем случае не означает, что ты с ними сблизился. Они как были далеки, так и остались. А если ты еще считаешь, что ты с ними сблизился, они еще дальше стали, потому что высшая цель души, которую определил Махапрабху и сформировали Рупа и Джива Госвами, – это, конечно, участие в том или ином виде игр Кришны. Но это участие задаем не мы, мы не можем перелезть через забор на эту вечеринку, где актеры любимых сериалов или фильмов пьют друг с другом коктейли. Мы не можем прийти и сказать: «Ну давай, наливай. Как дела?» Тебя сразу вынесут. А в случае с духовной реальностью тебя просто Господь Шива не пустит. Он по периметру охраняет вечеринку высшего общества, ни один черт со свиным рылом туда не пролезет в калашный ряд. Любопытной Варваре, как известно, на базаре не имей 100 рублей. Тебя сразу под белы рученьки и обратно. Так же, как было в случае с четырьмя Кумарами, они вообще не чета нам, не чета этим клоунам, которые раскачивают Кришну на лодочке или качают на качелях или читают про Кришну с юморком. Четыре Кумара духовным уровнем выше, чем Господь Брахма. Хотя Господь Брахма, как мы знаем, предводитель нашей сампрадаи, через него прошла первая мантра. Но есть еще помимо него три сампрадаи – это четыре Кумара, Госпожа Удача, Лакшми, и Господь Шива. Четыре Кумара никогда не совершали греха, они всегда кристально чисты, а Господь Брахма в начале творения позволяет себе некие вольности, за которые ему приходится расстаться с телом и получить новое, потому что прежнее становится оскверненным. То он с вожделением посмотрит на свою дочь, то испугается, то его осквернят некие сущности, которые увидят в нем объект сексуального влечения. Ему приходится это тело, которое у него есть, отторгать и новое получать. Четверо Кумаров никогда таким напастям не подвергались, и тем не менее они были остановлены у ворот духовного мира. Они прошли шесть врат, а у седьмых их остановили и сказали: «Извините, со свиным рылом в калашный ряд нельзя» и не дали пройти. Они, конечно, прокляли хранителей врат, Джаю и Виджаю, но они так и не попали в духовный мир.
А тут, значит, эти умники берут, мастерят лодочку, садят туда куклу Кришны, куклу Радхи, куклу еще восьми гопи или сажают их на качели, и начинают с цветами, с улюлюканьем, с хлюпаньем, со слезами и соплями прославлять Кришну, и думают, что это каким-то образом приближает их к духовному миру. Если даже Кумаров не пустили в духовный мир. Эти игры еще не то что не дают проникнуть, они еще более отдаляют от духовного мира. Все эти игрища пракрита-сахаджия-вайшнавов коренятся на этом заблуждении, этой умственной уверенности, что «чем больше я читаю, чем больше смотрю, думаю, тем ближе становлюсь к участникам этих игр». Так же как человек смотрит сериалы и думает, что он каким-то образом роднится с актрисой. Для того чтобы каким-то образом войти в сферу жизни любимой актрисы, любимого актера, нужно начать какое-то служение. Значит, надо выключить этот телевизор и через кого-то каким-то образом служить. И тогда, может быть, не скоро, а будет он выезжать из дома на своем лимузине, а ты протрешь ему стекло, или спасешь кошку из под колеса, или подставишь зонтик над ним каким-то образом, или поможешь тому, кто ему помогает. И тогда, может быть, через какое-то время ты попадешь в сферу Его внимания. Он просто скажет: «Что-то этот… Я его уже видел, доброе дело сделал моему шоферу или повару», потом: «О, я его опять видел». И, таким образом, когда-то он подойдет и скажет: «Здравствуйте, может быть, мы как-то познакомимся?» Он сам предложит свою дружбу. Наше дело – служить, а высшее откликнется, приблизит нас к себе. Это уже дело высшего, это не наша забота. А что делает преданный пракрита-сахаджия? Он врывается и говорит: «Так, я посмотрел каждую серию, наизусть всё знаю. Так что давай-ка, мы с тобой уже друзья». Это неправильно.
# 16:37
Природа души
Слушатель: Махарадж, а вот у Шридхара Махараджа я недавно в лекции… Он объясняет, я сейчас не помню точно, потому что джива – татастха, то есть погранична, она находится между… Вот я не поняла, где между?
Б. Ч. Бхарати Свами: Она находится между Кришной, между Обладателем и обладаемым. Если мы возьмем, как у Сарасвати Тхакура и Шридхара Махараджа есть английское слово moiety. В русском есть слово троица, а есть двоица. То есть есть Кришна и есть Шримати Радхарани, и условно Их можно графически изобразить как знак инь-янь, Кришна и Радхарани как Единое Божество, двоица. Есть Высшее Мужское Начало и есть Высшее Женское Начало. И эта кромочка, которая между черной и белой капельками, это и есть сознание, то есть пограничное. Это тонкий слой между Кришной и Радхой, между Обладателем и Обладаемой, между мужским метафизическим началом и женским. Есть Господь Кришна и есть Господь Радха. Он наслаждающийся, а Она предмет наслаждения. Как я и сок – я наслаждающийся, а сок – предмет моего наслаждения. Есть Кришна и Шримати Радхарани, и между Ними есть тоненькая прослоечка, которая называется сознание.
Наслаждающийся есть ощущающий. Предмет наслаждения, Она Его ощущение. И Он, и Она больше, чем сознание. Между Ними находится сознание, оно еще называется Брахман, Высший Дух, вот это и есть татастха-шакти. А Брахман недвижим, это прослойка между наслаждающимся и предметом наслаждения, всегда находится, постоянно. А если мы возьмем маленькую частичку, раздробим это сознание, то она может попадать в одну или в другую сторону, то есть может ощутить себя Кришной, а может ощутить себя Радхой. Когда эта частичка думает, что она Кришна… В этом смысл татастха, то есть пограничная, находящаяся на тонкой кромке, на лезвии бритвы. Она может упасть в эту сторону или в ту, это означает татастха, туда-сюда. Если эта частица неделимого сознания возомнила себя Кришной, она попадает в состояние иллюзии, майи. Если она возомнила себя Радхарани, не самой Радхарани, а Ее частью или энергией, она попадает в свое естественное состояние. Это татастха.
Кришна есть акхила-расамрита-синдху, то есть Счастье собственной персоной, а Радхарани от слова арадхана, то есть служение. Ни Он, ни Она не являются сознанием, потому что Он больше, чем сознание. Он счастье, а сознание – это маленькая частичка такого понятия, как счастье. Более того, счастье как бы аннулирует сознание, счастливый не сознает себя, но сознание все равно подспудно присутствует. И предмет счастья, то есть то, от чего счастлив счастливый, – это тоже не сознание, это самозабвение. Счастливый охватывает сознание. Сознание – это маленькая точка. Если мы сравним сознание и счастье, то сознание где-то там, на периферии. Счастливый находится не в сознании. И объект счастья, Она тоже не в сознании, потому что Она целиком Ему принадлежит. Это состояние или понятие самозабвения. Он самозабвенен, и Она самозабвенна. А где же место сознанию? Когда счастливый встречается с предметом своего счастья, на пересечении возникает такая вещь, как сознание. В этой самой проемке Их соединение сознает, что оно есть, и при этом исчезает счастье и самозабвение, понимаете? Там, где Они пересекаются, тоненькая кромка, там есть место сознанию. В сознании нет ни счастья, ни самозабвения, а просто сознавание себя, и эта полоска называется Брахман, а его частичка называется душа. И душа может упасть либо туда, либо сюда. Если она падает в сторону служения, самозабвения, она обретает свое естество, отдает себя счастливому. Если она хочет сама занять положение счастливого, она впадает в иллюзию и имитирует Кришну. Душа начинает думать без личностей. Она, конечно, не думает: «я Кришна», а «мне надо то, у меня есть желания, бери от жизни всё, я царь природы или венец эволюции» и т. д., поэтому она называется пограничная: может и в ту сторону, и в эту.
# 25:37
Чем наслаждается Кришна
Слушатель: Но когда она выпадает в сторону служения, она уже не татастха, да?
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, конечно, она не татастха. Сам этот термин, астх, означает «твердость» или «почва, устойчивость», татастха означает та, та астха, то есть неустойчивость, или туда, или туда, та астха. Вот когда она выбирает какую-то астху, она уже устойчива. Она падает в майю, и здесь эта татастха превращается в пратиштху, то есть мы пускаем здесь корни. Но, конечно, эти корни на пляже, песчаном берегу, при любом ветре их вырывает, нет твердой почвы. Поэтому мы рождаемся, умираем, снова рождаемся, снова умираем. Мы здесь закреплены нашей пратиштхой. Пратиштха, кстати говоря, на санскрите пратиштха и гордыня обозначаются одним словом. Гордыня есть пратиштха, самоутверждение или самоукрепление тоже есть пратиштха. Когда мы обуреваемы пратиштхой, желанием самоутвердиться, или гордыней, мы теряем свое положение татастхи, теряем эту подвижность туда или сюда, теряем свободу. Мы укреняемся и утверждаемся, пускаем корни. И требуется очень огромных душевных усилий в течение многих-многих миллионов жизней, чтобы подрубить это дерево материального мира, которое пустило корни.
Кришна в 15-й главе описывает это дерево, у которого корни растут вверх, крона – вниз, его плоды – это плоды наших действий, ветки – это наши желания. На этих желаниях, ветках, вырастают плоды, которые мы клюем – страдаем или наслаждаемся, и нужно много усилий, чтобы разрубить корни этого дерева и сменить эту пратиштху снова на татастху, и потом войти в лоно служения, бхакти, проявить гендерную солидарность, стать одной природы с энергией служения. Так же, как Шримати Радхарани, стать предметом наслаждения, или стать Ее частичкой («предметом наслаждения» в метафизическом смысле). Всё, чем наслаждается Кришна, – это Шримати Радхарани, Она себя экспанирует, разворачивает. Гуляет ли Он по лесу со своими друзьями, с коровами, телятами, выходит ли на берег Ямуны, где наслаждается сладостями в кругу своих друзей, или демонстрирует свои рыцарские подвиги, сражая врагов, всю эту мезансцену Она из себя делает. Она как паук, который достает из себя паутину, в которую попадается Кришна. Она и речка Ямуна, и травка, и деревья, и облака, и луна, и солнце, всё это – Она, это всё Ее плоть – все эти декорации для Его игры. Он только наслаждается. Всё, чем Он наслаждается, – это Она, и у нас есть возможность каким-то образом стать Ее частичкой, частью энергии служения.
# 30:55
Блаженство взамен на желание
Слушатель: У меня есть вопрос о понятии взаимопомощи в духовном плане. Как если наблюдаешь со стороны, то есть есть преданные – это как бы одна семья. Если человек выпадает, мы вчера этой темы касались, то как должны поступать преданные? Просто наблюдаешь ситуацию, что парень или девушка в теме, они задают вопросы, участвуют, приходят, и потом они пропадают. И стоит вопрос: либо человеку постоянно писать: «Приходи, сейчас лекция, приезжает учитель», или «Давайте соберемся», или «Сделай это», то есть предлагать служение духовное, какую-то работу. И стоит вопрос: стоит ли тормошить человека, если с его стороны тяги нет?
Б. Ч. Бхарати Свами: Не стоит.
Слушатель: То есть это индивидуально, то есть человек должен сам подтянуться и сам проявлять инициативу?
Б. Ч. Бхарати Свами: Вообще, свобода – это священный дар Господа нам. Мы не имеем право покушаться ни на чью свободу. Если у человека нет тяги, то не нужно покушаться на его свободу выбора. Если у человека есть тяга, то можно подсказать и направить, а если нет, то… Это мое мнение. Есть другие мнения, они тоже имеют право, но и мое имеет право на существование. Что нужно напоминать, проповедовать, мы же проповедуем людям на улицах или незнакомым. Даже если они не проявляют интереса, все равно мы им говорим. Да, это так, но мое личное мнение: если человек уже знает про Сознание Кришны и сам не проявляет инициативу прийти или как-то поучаствовать в служении, то не нужно ему ничего говорить. Так же как когда человек голоден, мы не зовем и не приглашаем его, вернее, не напоминаем ему, что пора есть. Его голод сам заставляет его подняться с дивана, пойти в магазин или залезть к кому-то в форточку, если совсем нет денег, но есть хочется. Чтобы не умереть, он залезет к кому-то на дачу в форточку, съест кусок хлеба или в супермаркете украдет что-то и съест, пойдет попросит у кого-то. Внутренний голод будет его гнать туда, где есть еда. А если он сыт, то, как бы вы ему ни напоминали, он не встанет со своего дивана. Какими бы эсэмэсками и сообщениями вы его ни приглашали: «Пойдем поедим», а он только что поел. Конечно, если это не прасад Джаганнатха.
Точно так же Сознание Кришны. Шриман Махапрабху, Шри Чайтаньядев, говорит: «Я раздаю бхакти за так. Единственная плата, которую Я беру, – это лаульям, желание. Вы получите Сознание Кришны, если у вас будет желание, если вы обменяете его на желание. Вы приносите Мне желание, взамен Я даю вам Сознание Кришны, блаженство бхакти, блаженство быть причастным к служению, только дайте свое желание». Лаульям это называется на бенгали. Точно так же, если у нас есть желание, мы будем искать, где поесть, где испить нектара Сознания Кришны, а преданные просто перенаправят нас, подскажут что ли более короткий или более удобный путь. Мы уже будем идти в сторону поиска Кришны, Прекрасной Реальности, а преданные просто подскажут нам, как найти ее. Поэтому, если у кого-то нет желания, лаульям, мы его не возбудим эсэмэской или сообщением. А если у него оно есть, он сам напишет и спросит: «Может быть, есть встреча. Подскажите, где она?» Тогда мы можем сказать: «Да, есть встреча, кто-то приезжает» или: «Мы регулярно встречаемся по воскресеньям или раз в году едем…», там уже в зависимости от ситуации.
Если желания нет, то мы ничего не сделаем и не нужно делать, не нужно людей… Люди живут своей жизнью и как-то выживают что ли, строят перспективы, добиваются целей, обустраиваются как-то в этом мире, не нужно их сбивать с толку. Пусть продолжают в этом же духе. Может быть, действительно кришнаитские проповедники не правы и в этом мире есть счастье. Ну а что, в конце концов, хороший дом, тепло, отпуск раз в году, машина с открытым верхом, дети в школе. Разве это не есть счастье? Спокойная, мирная жизнь, стабильная зарплата, социальные отчисления и спокойная старость. По-моему, достойно провел в этот раз жизнь. Не каждая так удается жизнь, в этот раз удалась, все удачно. И лежишь себе спокойно, отходишь в мир иной с сознанием того, что исполнил свое предназначение, все хорошо, детям на черный день оставил. Ну что, на этой правдивой ноте… А сколько у нас сейчас время? Вообще, время существует? 7:48 Можно пойти поужинать и за ужином пообсуждать чего-то.
Слушатель: У вас есть, что кушать?
Б. Ч. Бхарати Свами: Найдем, бананы или вы после йоги решительно голодны?
Транскрипция: Сапвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.