«Чего мы ищем в этом мире?»
«Чего мы ищем в этом мире?» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 29 октября 2009 года
- Приветствие (00:00)
- Что такое санньяса? (00:50)
- С кем делиться опытом? (03:22)
- Милость выше справедливости (04:24)
- Иерархии ценностей (05:30)
- Человек всегда ищет счастья (07:10)
- Саньяси в традиции вайшнавизма (11:39)
- Тщеславие (13:34)
- Для кого путь бхакти? (15:02)
https://www.youtube.com/watch?v=LF1B3uDb99U
Чего мы ищем в этом мире?
# 00:00
Приветствие
Слушатель: Доброе утро. Если вы только присоединились к нашему телеканалу, мы вам желаем всего самого хорошего, и мы встречаем гостя. Я подумал о том, что, наверно, после вот тех кадров, которые мы видели сейчас, последние несколько секунд, тема нашей беседы будет достаточно контрастна, да? И это хорошо.
Слушатель: Контрастна, а стало быть, актуальна.
Слушатель: И актуальна.
Слушатель: Сегодня у нас в гостях Бхарати Махарадж. Представляем мы вас как: философа, теолога, переводчика ведических текстов, санньяси. Возможно, что-то из этих понятий, может быть с чем-то Вы не согласитесь, что оно относится к вам; возможно, что-то поясните нашим зрителям. Ну, мы будем Вас сегодня воспринимать так, если вы не против? Здравствуйте!
Б. Ч. Бхарати Свами: Здравствуйте.
Слушатель: Доброе утро. Ну, я думаю, что, наверное, уместно было бы пояснить, объяснить зрителям, что же значит санньяси. Меня, например, вот это заинтересовало больше всего. Я думаю, что нашим зрителям тоже будет интересно ваше объяснение этого.
#00:50
Что такое санньяса?
Б. Ч. Бхарати Свами: Слово санньяси состоит из двух частей: сан – это «всё», яси – это «отвергнуть». То есть это духовный чин в ведической традиции. Он соответствует христианскому чину старца. То есть это человек, который пытается отвергнуть четыре достоинства, четыре богатства, за которыми человек в миру гоняется, – это власть, это материальные богатства, это здоровье и почет.
Слушатель: Это практически те вещи, которые являются смыслообразующими для современной цивилизации, да?
Б. Ч. Бхарати Свами: Вообще для мирского человека. Неважно, в современной цивилизации или не в современной, это то, ради чего, собственно, люди и живут. Ради внимания к себе окружающих, ради власти над ними, ради продления жизни, чтобы иметь побольше власти над другими, чтобы стяжать внимание окружающих к себе.
Слушатель: Так происходит. А как должно быть?
Б. Ч. Бхарати Свами: Так и должно быть.
Слушатель: Так и должно быть. А зачем тогда вы отрекаетесь?
Б. Ч. Бхарати Свами: Просто кому-то это становится неинтересно.
Слушатель: И так тоже может быть? Да? То есть должно быть по-разному, получается, и так, и так?
Б. Ч. Бхарати Свами: Птицы летают в небе, змеи ползают в норах.
Слушатель: Вы приехали в Запорожье, и будет встреча с Вами. Да? То есть Вы будете рассказывать о неком опыте? То есть практически человек, который, общаясь с вами, перенимая этот опыт, где-то пытается следовать в какой-то степени вашему жизненному примеру. Ну я так представляю себе смысл общения, да? Таким образом, получается, что, я не хотел бы употреблять слово некое «навязывание», да, или некое…
Б. Ч. Бхарати Свами: Пропаганда.
Слушатель: Пропаганда. Да. Вот, наверно, такое хорошее очень слово «пропаганда»…
Слушатель: Агитация.
Слушатель: Агитация. То есть, получается, что это противоречит тому, что так и должно быть. Да? Вот некому вашему посылу, то, что вы сказали перед этим?
Слушатель: То есть как-то все-таки кажется, что вам не хотелось бы, чтобы так было, чтобы вот эти все столпы образовывали. Мы ошибаемся?
#03:22
С кем делится опытом?
Б. Ч. Бхарати Свами: Если есть люди, которые чувствуют дискомфорт в приобретении власти над другими, материальных богатств и так далее и ищут какой-то выход из этого, то я могу поделиться опытом, хотя он у меня микроскопический.
Слушатель: То есть нужно прежде всего захотеть, да?
Б. Ч. Бхарати Свами: Другими словами, если некая группа людей бродит по лабиринту и им это нравится, то не стоит их тревожить. Если кому-то вдруг хочется выползти из норы на свет Божий, то ему можно помочь.
Слушатель: Встреча состоится в центре развития «Анаэль», сегодня, в шесть часов вечера ее начало. И мы знаем даже тему: «Милость выше справедливости». Слова все понятны, а всё в месте не ясно, о чем будет идти речь.
#04:24
Милость выше справедливости
Б. Ч. Бхарати Свами: О чем будет идти речь… Справедливость обременена законом, то есть когда судья или судящий вершит справедливость, то он в своем решении, в своих поступках озирается на деяния подсудимого. А милосердный, или милостивый, его не интересует, что сделал подсудимый, а просто он одаривает своей милостью, невзирая на поступки второго субъекта.
Слушатель: Как-то похоже на родительскую любовь. Вот такая сразу ассоциация, что независимо от ничего. А мы сейчас о чьей любви говорим, о чьей милости, о чьей справедливости?
#05:30
Иерархии ценностей
Б. Ч. Бхарати Свами: То есть есть иерархия ценностей. Например, месть. Месть – это небольшая часть такого понятия, как справедливость. А справедливость – небольшая часть такого понятия, как милость. То есть месть ущербная по отношению к справедливости. Потому что месть – это та часть справедливости, которая смотрит только на злую сторону творящего. А справедливость смотрит на обе стороны творящего, и на добро, и на зло. Милость не взирает ни на добро, ни на зло. Но над милостью стоит более высокое понятие, как любовь. Да. Любовь вбирает в себя и месть, и справедливость, и милосердие.
Слушатель: У нас есть звонок зрителей. Какой-то имеет вопрос к вам. Алло.
Слушатель: Доброе утро.
Слушатель: Добрый вечер. Ой… (смех)
Слушатель: Скорее, утро все-таки. Доброе утро.
Слушатель: Очень заинтересовало. Я поздно включила. Скажите, пожалуйста, а где это, что это, «Анаэль» я услышала, а что это я не знаю, где это.
Слушатель: Давайте, вы можете вот по этому же телефону позвонить нам после эфира, и мы вам объясним, как добраться туда, коль у вас появился такой интерес до центра развития «Анаэль». А интерес появился, значит, тема… вот такие, да, общие понятия, они не связаны там с каким-то зарабатыванием денег, – милость, справедливость. Казалось бы, люди сейчас очень мало об этом думают. Или это нам кажется, как людям, погруженным в социум. Ваше впечатление от современности.
#07:10
Человек всегда ищет счастье
Б. Ч. Бхарати Свами: Человек, независимо от того, в каком обществе он живет или вне общества, он всегда ищет счастье, всегда ищет внутреннее согласие с собой, с неким духовным началом внутри себя. Отсюда мы приходим к выводу, что существует внешняя сторона человека и внутренняя сторона человека, или внешняя природа его и его внутренняя природа. Внешняя природа заставляет нас поступать согласно законам общества. Эта природа наносная, она приходит и уходит. Эта природа диктует нам разные посылы, диктует нам разные способы поведения в зависимости от того, в каком обществе мы находимся. Если мы в обществе людоедов, то наша внешняя природа требует от нас людоедства; если мы в обществе людей добрых, то внешняя природа требует от нас поступать так (в кавычках) «по-доброму». Но вот внутренняя наша природа, не взирая на внешнюю, на общественную, на наносную жизнь, она хочет счастья. И вот человек постоянно сталкивается с этой коллизией. Ради чего я живу, каково мое подлинное естество? Это найти внутреннюю гармонию? Это жить счастливо внутри себя или удовлетворить потребности общества? Искать справедливости общества, искать защищенности в обществе, искать закона, искать благополучия, искать богатства или все-таки мое внутреннее счастье, моя внутренняя природа, естество не зависит от того, что происходит вот в этом бурлящем общественном море?
Слушатель: Это возможно?
Б. Ч. Бхарати Свами: Что?
Слушатель: Быть истинно счастливым, не будучи при этом в благополучии, там в социальной какой-то справедливости? То есть не обладая материальной…
Б. Ч. Бхарати Свами: Это две разные природы. Вообще, они всегда идут параллельно, но подчас они вступают друг с другом в противоречие, когда закон общества или нравы общественные требуют от вас поступать так, а внутренние чувства, или совесть, или призыв к внутреннему счастью требует поступать иначе. Когда, например, это мирской пример, но когда происходит война между государствами и один солдат по закону общества, по закону своей страны должен убить другого солдата, но видит, что он его единоверец, у него не поднимается рука. Как в одном, помните, старом фильме «1941», когда белый офицер оказался на необитаемом острове с красной комиссаршей. И по закону общества они должны ненавидеть друг друга, но они возгораются чувством любви друг к другу, то есть ради внутренней гармонии они отвергают внешний императив.
Слушатель: Я вот думаю о том, что вы говорите о каком-то только… о силе, которая направленна из человека, о его желании, да, например, там отречься от каких-либо соблазнов в современном обществе, или будь какого… так или иначе жить, то есть поступать по собственному желанию. А есть ли какая-то сила, направленная из общества в человека, на человека? Например, испытываете ли вы такое вот влияние общества, довлеющее, некую месть общества за то, что вы приняли такое решение быть от него? То есть, такого нет. Да, то есть человек может принять это решение и, действительно, быть погруженным в свой собственный мир, отрекаясь от общества, от его влияния, от его сил.
#11:39
Санньяси в традиции вайшнавизма
Б. Ч. Бхарати Свами: Дело в том, что первый ваш вопрос был общий: «Что такое санньяси?» А я вам ответил, что означает вообще санньяси. Это старец, отреченный. Применительно к нашей традиции, санньяси не отрекается от общества. А он, находясь в обществе, не признает ценности, ради которых живет общество, общество материалистическое. Общество, в котором вам задают ценности, ради которых вы должны тратить свою жизнь, свои силы, свое внимание и приобретать эти ценности, без которых, общество вам говорит, вы не сможете вступить в манящую современность. У вас должен быть телефон такой модели, рубашка такой модели, автомобиль такой модели, вы должны иметь такую прическу, такую-то обувь. Иначе, без этих признаков так называемого современного человека, вы не сможете вступить в общественное счастье. Я ни в коем случае не призываю отказываться от всего этого, просто те, кто внутренне чувствуют, что стремление к этим признакам так называемого благополучия гробит их жизнь, летят года в суете, и если они хотят выбраться из этого круговорота, я своим микроскопическим опытом могу с ними поделиться. Мне это не удалось, но чем-то я могу все-таки поделиться.
#13:34
Тщеславие
Слушатель: Получается, что происходит, по сути, подмена. Понятие «счастье» для всех, ну, все знают такое слово. Каждый в него что-то разное вкладывает, и если речь идет о социуме, оно нам пытается, да, навязать, что счастье – это телефон, машина и так далее. Некие материальные блага. И люди к ним стремятся, искренне ожидая, что потом что-то будет вот здесь, да, то есть будет какое-то удовлетворение. А что Вы вкладываете в понятие «счастье»?
Б. Ч. Бхарати Свами: Вот за всеми этими атрибутами благополучия или счастья сквозит одно – уважение окружающих. То есть когда у вас будет телефон или шелковая косоворотка с вызолоченной вязью, картуз или армяк золотой. Вы же не будете счастливы, нося золотой армяк, обхваченный золотым поясом? А вы будете ловить на себе восхищенные взгляды окружающих. Вот оно, это «счастье». Это тщеславие, что вам говорят: «Имейте вот это, вот это, вот это, получите такой-то диплом, получите такую-то рубашку, такой-то галстук, такую-то железную банку с четырьмя резиновыми колесиками, и тогда на вас будут обращать внимание, вы будете властелином внимания человеческого, и от этого вам будет счастье».
#15:02
Для кого путь бхакти?
Если кто-то почувствовал, что зависть и внимание других не приносят ему внутреннего удовлетворения, то путь преданности, путь бхакти, путь Вайшнавов для него.
Слушатель: Более подробно об этом сегодня в шесть часов вечера в центре развития «Анаэль». Спасибо вам большое.
Слушатель: Спасибо большое и до свидания. С нашими зрителями мы прощаемся, и до встречи на следующей неделе.
Транскрипция: Андрей Я.
Корректор: Вишнуприя Д. Д.