«Благодаря тибетским монахам»
«Благодаря тибетским монахам» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 24 июля 2009 года
- Сколько стоит вечная жизнь? (00:00)
- Мораль относительна (04:36)
- Гипнотизёр (09:26)
- Пойти за совестью или за толпой (11:09)
- Семь законов, приводящих к радости (15:20)
- Служение Кришне безрадостно? (17:49)
- Как отличить прихоть от совести? (18:54)
- Ученик не ставит условия учителю (23:38)
- Гуру мягок и одновременно твёрд (26:42)
https://www.youtube.com/watch?v=8e4MntMocDE
Благодаря тибетским монахам
# 00:00
Сколько стоит вечная жизнь?
Б. Ч. Бхарати Свами: Я спрашиваю: сколько стоит вечная жизнь?
Слушатель: То есть, всё сводится к …
Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно. Все эти святые отцы…
Слушатель: А вот я читал недавно, есть такой «Крайон». Не знаю, слышали вы о таком?
Б. Ч. Бхарати Свами: Сколько стоит?
Слушатель: Книга рублей 40 стоит. То же самое, да?
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Ну, книга, ладно. А он чему-то учит?
Слушатель: Ну, он говорит о том, что все мы пришли из занавески. У него тоже, как и у вас, такой же термин.
Б. Ч. Бхарати Свами: Занавеска?
Слушатель: Ну, вы говорили: «За ширмой». То есть, за ширмой… Что все мы и есть Бог. И когда мы сюда приходим, то каждый приходит с какой-то определенной целью, и поэтому все наши…
Б. Ч. Бхарати Свами: Я Бог.
Слушатель: Частичка.
Б. Ч. Бхарати Свами: А все вместе мы Бог.
Слушатель: Все вместе мы Бог.
Б. Ч. Бхарати Свами: А Он Сам по Себе есть где-то? Вот если всех нас «чик-чик», Он там останется? Или без нас Бог не может существовать?
Слушатель: Без нас, наверное, нет.
Б. Ч. Бхарати Свами: Значит, я Бог.
Слушатель: Частичка. По крайней мере, я так…
Б. Ч. Бхарати Свами: Если без меня Бог не может существовать, значит, я Бог. Вернее, я выше, чем… Он же зависит от меня?
Слушатель: Ну а мы зависим от Него. Что всё взаимосвязано.
Б. Ч. Бхарати Свами: Это понятно. Это, конечно, мы делаем реверанс в Его сторону. Без меня Бог может существовать?
Слушатель: Я не знаю. По его философии я понял, что нет.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, значит, я выше Бога, если Он от меня зависит.
Слушатель: А если уравновесить…
Б. Ч. Бхарати Свами: А, то есть я с Ним уже на равных.
Слушатель: Ну, получается, да.
Б. Ч. Бхарати Свами: Я и говорю: «Я Бог», если я с Богом на равных. Следующий вопрос: «А сколько стоит-то это всё?» Тот, кто вам говорит, что вы Бог, за этим всегда стоит прейскурант.
Слушатель: То есть Бог не может быть внутри нас?
Б. Ч. Бхарати Свами: Может.
Слушатель: А раз Он без нас существовал и без нас будет существовать, то как же получается?
Б. Ч. Бхарати Свами: Так Он может внутри нас быть. Я умру, а Он останется. Как пространство. Земля может сгинуть, а пространство останется. А если пространство сгинет, то Земля тоже сгинет. Что первично? Вот все, кто говорит: «ты равен…», или «мы все вместе…», или «ты Бог, тебе только надо усилия приложить…», всегда вопрос в прейскурант упирается.
Слушатель: Говорят, что одна мысль на всю вселенную влияет. Там бабочка взмахнет крылом, и там галактики меняются. То есть, грубо говоря, за счет тибетских монахов держится вся планета.
Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно.
Слушатель: Иначе бы… вибрация… Земля просто бы взорвалась.
Б. Ч. Бхарати Свами: А кто вам несет знания про тибетских монахов? Они ведь наверняка с лекциями приезжают? Или книги?
Слушатель: Продают литературу.
Б. Ч. Бхарати Свами: Вот. Всё в прейскурант упирается. Благодаря тибетским монахам мы еще живем, а я их представитель. Поэтому вот прейскурант…
Слушатель: (смех)
Б. Ч. Бхарати Свами: Они же святые отцы, они свое дело знают. Профессионалы.
Слушатель: Если все сводится к наживе, а как же найти истину?
Б. Ч. Бхарати Свами: Ищите.
Слушатель: (неразборчиво)
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. И я пишу.
Слушатель: И сколько это стоит?
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, бумага-то стоит, конечно.
Слушатель: Это шутка.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да мне… мне чего?
Слушатель: Нет, не то что шутка, просто это как…
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Всё правильно. Бумага стоит, да. Нет, просто вы выбирайте, в бхакти от вас не что-то требуется, в бхакти от вас всё требуется, абсолютно, то есть душа. А взамен никаких гарантий.
Слушатель: Так, а душу Богу не надо.
Б. Ч. Бхарати Свами: Богу надо. Бхакти – это отношения с Богом.
Слушатель: То есть, получается, судить не по внешнему, а по внутреннему, да?
Б. Ч. Бхарати Свами: То есть когда вам говорят: «Гарантии», например. Тибетские монахи или что-то там. Вот ты делай это, и за тобой прилетят инопланетяне. Ты делай это, поступай так-то…
Слушатель: Упражнения у всех тибетских монахов.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, да, да. Тебе гарантируют. А если тебе говорят: «Вообще никаких гарантий». Потому что с Богом ты не поторгуешься. У Него вообще отсутствует стыд. Делает что хочет. А иначе Он не Бог, если бы у Него были какие-то сдерживающие поводья.
Слушатель: Никаких ограничений.
Б. Ч. Бхарати Свами: Он бы был тоже такой же, как и вы, но посильнее, правда.
# 04:36
Мораль относительна
Слушатель: А если бы вот вам сказали, пришел человек и сказал: «Бумагу даю бесплатно, полиграфия будет бесплатно, вот это золотое напыление на книге бесплатно». Книги бы вы отдавали бесплатно?
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Если бы он сам издал?
Слушатель: Да. Вот все. Он говорит: «Расходы беру».
Б. Ч. Бхарати Свами: Так есть издательство, им нравится. Они сами берут, издают, сами распространяют.
Слушатель: Нет, а здесь, вот, например…
Б. Ч. Бхарати Свами: Если бы он мне подарил эту книгу, конечно, бы я вам ее отдал. Только я бы ему сказал: «Ты сам отдай кому-нибудь».
Слушатель: Нет, я имею в виду: вот вы пишете книги…
Б. Ч. Бхарати Свами: Я перевожу книги.
Слушатель: Если бы вам сказали, что все расходы, только вот распространяйте на своих семинарах, вы бы распространяли?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Конечно.
Слушатель: А кушать за что?
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, кушать я найду чем.
Слушатель: Угу. То есть то, что вы несете через эти книги…
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, что касается кушать, я обману, сворую, ограблю, у меня с эти проблем нет. А на этом я не буду делать деньги. То есть это разные вещи.
Слушатель: То есть сторона морали тоже относительна, да?
Б. Ч. Бхарати Свами: Вот у меня… Это плохо, конечно. Это не надо говорить, но у меня сбит ориентир: что такое мораль, а что такое не мораль. Он у меня сбит, реально. Такой медицинский факт.
Слушатель: Медицинский факт?
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну факт, хорошо, не медицинский. Просто факт. Для меня нет понятия «хорошо» и «плохо». Потому что есть разные понятия этики. Этика регулирует «хорошо» и «плохо».
Слушатель: Ну да, то, что хорошо для меня, для вас, может быть, плохо и наоборот.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Всё это на самом деле относительно.
Слушатель: Разные культуры, разные этики.
Б. Ч. Бхарати Свами: Даже не в культуре дело, а это личный выбор каждого. Например, убить человека – плохо, а если этот человек насильник? Уже хорошо. Понимаете?
Слушатель: Вопрос цены, что за этим стоит.
Б. Ч. Бхарати Свами: Вот. Поэтому есть этика высшего порядка. И есть ублюдочная – низшего порядка, или так называемая человеческая этика. Человеческая этика судит по поступкам человека, исходя из последствий поступка. Вот я говорю: человек поступил хорошо или плохо, судя по его последствию поступка. А этика высшего порядка судит о поступке человека по намерениям. Ради чего он это делает.
Слушатель: То есть мама Гитлера, родив его, принесла в этот мир зло.
Б. Ч. Бхарати Свами: Почему?
Слушатель: Ну как, сколько от него…
Слушатель: Ну у нее же намерения не было…
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, нет. Что касается Гитлера, у него что, были плохие намерения?
Слушатель: По результатам мы смотрим.
Б. Ч. Бхарати Свами: Вот. Вы смотрите по результатам, а я смотрю по намерениям. У него были намерения, чтобы женщины не работали, сидели дома, потому что будет крепкая семья. У него были намерения, чтобы люди не убивали животных. В нацистской партии… До сих пор ни одна партия своим пунктом не вписала гуманное отношение к животным. Сам был вегетарианцем. Его соратники были вегетарианцами. Он хотел объединить германские земли, как Бисмарк. И он хотел, чтобы тот, кто работал, получал плоды труда, а не тот кто на бирже фишечками торгует. Не паразитическое… Сейчас из-за чего кризис произошел? Потому что тот, кто производит молоко, в нищете живет. А тот, кто сидит где-то там, на Уолл-стрит, он просто в компьютере циферки передвигает, и все блага ему достаются. Вот это он хотел сделать. Он это сделал. Через шесть месяцев он остановил инфляцию. Не было безработицы. Святой Авраам, или Ибрагим, он своего ребенка хотел топором зарубить, потому что ему Бог где-то там сказал. Его считают святым. Сейчас, если кто-то где-то там ребенка топором зарубит, его посадят. По последствиям. А в религии его считают святым, по намерениям, а не по последствиям. Вот так. Поэтому сегодня человек говорил, что всё происходит само по себе, мы лишь наблюдатели. Совершенно верно. Нет ни добра, ни зла. Всё происходит… Мы только наблюдаем, а люди нападают друг на друга, уничтожают, поедают друг друга.
# 09:26
Гипнотизер
Слушатель: Но если ведь каждый из нас является наблюдателем, то всеми этими наблюдателями все равно какая-то сила руководит? С одной стороны, мы свободны…
Б. Ч. Бхарати Свами: Сила руководит тем, что мы наблюдаем. Гипнотизер, Высшее Существо, показывает нам некие картинки.
Слушатель: Играет нашим воображением?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Мы просто сидим в кинотеатре, и нам кажется, что мы смотрим чего-то. Понимаете, у Него очень много качеств. И каждое качество имеет свое название. Например, Мадхусудана – это гипнотизер, но это тоже эпитет, относящийся к Кришне.
Слушатель: То есть, грубо говоря, встал с той ноги, благо дал наблюдателям, то есть поставил перед нами картинку.
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Он создает некий закон: если ты поступаешь так, ты будешь видеть такую картинку. Если ты поступил, там кому-то причинил зло, то следующее мгновение ты будешь видеть такую картинку – небо в клеточку. Ты не будешь сидеть в этой тюрьме, но ты будешь… Как в компьютерной игре: сбился – раз! – тебя на другой уровень.
Слушатель: Жизнь закончилась.
Б. Ч. Бхарати Свами: Жизнь закончилась. Или бутерброд увидел. Вот так. Он установил правило, которое гласит: столько, сколько ты причиняешь неудобства другим, ты будешь испытывать сам неудобства. Другими словами, если ты удовлетворяешь чувства других, то будут удовлетворять и твои чувства. Если ты теснишь чувства других, то будут теснить и твои чувства. Закон кармы.
# 11:09
Пойти за совестью или за толпой
Слушатель: А вот если, например, есть такое мнение, что если человек досаждает, досаждает, досаждает, то стоит ему сделать хорошее, то все?
Б. Ч. Бхарати Свами: Не всегда так. Но я согласен, что в большинстве случаев так. А бывает, что ты ему делаешь хорошее, делаешь хорошее, а он тебе больше, и больше, и больше…
Слушатель: Это значит, что его…
Б. Ч. Бхарати Свами: Это значит, что мир настолько разнообразен, что нет готовых рецептов на все. Нужно слушать свою совесть всегда. А совесть часто согласуется с мнением окружающих. И тогда вопрос не встает, как поступать. Но иногда твоя совесть не согласуется с мнением большинства. Даже с мнением всех. Вот тогда критический момент, час «икс». Ты пойдешь за своей совестью, при этом ты можешь ошибиться, потому что совесть никогда не гарантирует. Просто пойти за совестью – это уже благо. От этого не будет следующего блага. Это уже хорошо – пойти за совестью. Или прогнуться и все-таки последовать за мнением большинства. Это всегда дилемма. Как в «Бхагавад-гите» дилемма: Арджуне нужно убить тех, кого он любит. Более того, если он их убьет, он не сможет наслаждаться царством, поскольку мы-то наслаждаемся царством в присутствии родственников. Вот если у вас дорогая машина, а вам некому показать, вернее, не некому, а нельзя показать тем, чьим мнением вы дорожите, то она вам и не нужна. То есть Арджуне предстоит убить тех, перед кем он может похвастаться своими завоеваниями. Так их не будет. Более того, он завоюет царство, только ценой смерти своих близких. Как быть? И он колеблется. Потому что когда идти на врага – это одно. Тебе батюшка говорит, матушка говорит: «Иди, защищай родину», и твоя совесть говорит: «Да, надо защищать родину». А когда тебе совесть говорит: «Тебе надо батюшку и матушку убить?» Говорит твоя совесть, как ты поступишь? В этом и есть «Кесарю – кесарево, а Богу – богово». Когда твоя совесть и мнение окружающих близких совпадают, проблем-то нет. А вот когда они расходятся? Вот здесь важен шаг: поступить, как ты считаешь нужным. Например, по совести. Но если ты не поступил по совести, а пошел за мнением окружающих, ничего, в следующий раз ждите. То есть момент наступит не в этой жизни, в следующей. Вот эти вот проверки, они постоянно будут.
Слушатель: То есть пока не разрулишь ситуацию как должно…
Б. Ч. Бхарати Свами: Только по совести.
Слушатель: Она будет возвращаться еще более гиперболизированно.
Б. Ч. Бхарати Свами: Когда ты пойдешь по совести, тут Господь тебя поднимет. Потому что когда ты идешь согласно мнению окружающих, то Он видит, что ты создал себе кумиров, то есть ты предался им. Тогда зачем тебе Его помощь? А когда Он видит, что ты всем рискнул ради Него, ради совести, Он тебе поможет.
Слушатель: А интуиция с совестью, она…
Б. Ч. Бхарати Свами: То же самое.
Слушатель: Это то же самое.
Б. Ч. Бхарати Свами: Просто латинизм.
Слушатель: А правда, что это напрямую связано с совесть и… вот эти ощущения?
Б. Ч. Бхарати Свами: Бог в нашем сердце – это совесть. Совестью Бог не заканчивается. Есть Его другие ипостаси, самая высшая из которых – плейбой. Играющий юноша. Да. Он плейбой. У Него нет никаких ограничений.
Слушатель: А как определить, это совесть или…
Б. Ч. Бхарати Свами: Вот здесь вы нащупали главный болевой нерв: как определить? Никак.
# 15:20
Семь законов, приводящих к радости
Слушатель: Потому что в литературе пишется, что в разных частях тела какие-то ощущения…
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Части тела к этому вообще никакого отношения не имеют.
Слушатель: Сердце спрашиваешь, либо солнечное сплетение…
Слушатель: Надо прислушаться, задать вопрос, принесет ли он радость мне?
Слушатель: Вот если щемит в области груди, значит, ты какие-то неправильные…
Б. Ч. Бхарати Свами: Сколько стоит?
Слушатель: (смех)
Слушатель: То есть просто как желания непонятно откуда, да? Возникают…
Б. Ч. Бхарати Свами: Ладно, чтобы не быть голословным, Чопра? Или кто там?
Слушатель: Дипак Чопра «Семь духовных законов»…
Б. Ч. Бхарати Свами: Вот. Что он говорит? Цель какая? Ну там за всеми эвфемизмами, за всей вуалью, ты станешь Богом, да?
Слушатель: Нет. Он говорит…
Б. Ч. Бхарати Свами: Станешь свободным.
Слушатель: Он говорит, что есть такие семь незыблемых духовных законов, которые тебя приводит к радости и счастью.
Б. Ч. Бхарати Свами: А в чем эта радость и счастье?
Слушатель: У каждого свое. Наверное, так. Кто-то испытывает радость, когда на машине едет, кто-то – когда просто сидит и его никто не трогает. Наверное, так.
Б. Ч. Бхарати Свами: То есть он ни от кого не зависит?
Слушатель: Только от Бога. От мнения окружающих.
Б. Ч. Бхарати Свами: От мнения окружающих…
Слушатель: От окружающей среды, получается…
Б. Ч. Бхарати Свами: То есть свобода?
Слушатель: Наверное, как составляющая часть, да.
Б. Ч. Бхарати Свами: Свобода. Семь законов, чтобы обрести свободу.
Слушатель: И радость.
Б. Ч. Бхарати Свами: И радость. То есть, когда хочу радуюсь, когда не хочу… да?
Слушатель: Нет. Всегда радость.
Б. Ч. Бхарати Свами: Всегда радость. То есть свобода?
Слушатель: Делать все, чтобы всегда радоваться.
Слушатель: Там больше в этих законах, как материализовать свои желания.
Б. Ч. Бхарати Свами: Вот. Ну вот с этого и надо начинать. Тогда сразу прейскурант. То есть через материализацию своих желаний обретаешь радость.
Слушатель: Как запустить желания. Непривязанности и так отпустить…
Б. Ч. Бхарати Свами: И потом делай чего хочешь, да?
Слушатель: Легко и не напрягаясь. Как бы достигай без усилий.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну Бог. Как Бог. Ну, тогда сразу речь о прейскуранте.
Слушатель: (смех) Где-то я понимаю вашу мысль, но до конца я ее не понял.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну и не надо.
Слушатель: (смех)
Б. Ч. Бхарати Свами: Я же, понимаете, я же фанатик. Все, что не кришнаизм, все плохо. Поэтому у меня тут… я обязан защищать свою точку зрения, потому что мне духовные отцы велели.
# 17:49
Служение Кришне безрадостно?
Слушатель: Кришна Говорит по-другому? Что только служение? Никакой радости?
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Он говорит, что ты от радости не сможешь отвязаться. Но цель твоя не радость. Цель твоя – чтобы радостно было тому, кого ты любишь. Ему. Не ей. То есть поставить свое счастье, свою радость в зависимость от Его радости.
Слушатель: То есть сила наша в беспомощности?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Это главное суперженское качество. Сила в беспомощности. Абсолютная зависимость.
Слушатель: Это то, что христианство… раб Божий, да?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Да. Раб Божий. Не просто раб, а именно Божий.
Слушатель: Просто есть люди, у которых это вызывает агрессию. Как это? Я раб? Если человек – это высшее божественное существо.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну и дьявол с ними.
Слушатель: (смех)
Б. Ч. Бхарати Свами: У кого идея о рабстве перед Богом вызывает агрессию, с ними дьявол.
# 18:54
Как отличить прихоть от совести?
Слушатель: Скажите, а вот у вас была мысль. Мы вас немножко сбили, интуиция и совесть – это главный нерв…
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Где его ощутить? Что вам диктуют чувства, прихоть ваша, а что вам диктует ваша совесть. Как отличить? Здесь нужно… появляется фигура духовного учителя, который поможет вам научиться отделять чувства от совести, отделять свою прихоть…
Слушатель: Есть чувство жалости, допустим. Не причинять человеку дискомфорт.
Б. Ч. Бхарати Свами: А вот вам учитель объяснит, в каком случае нужно причинить. В каком случае нужно причинить боль, чтобы вырезать ему нарыв, а в каком случаем не надо этого делать. Вот вы приходите… как в той притче. Значит, приходит к коновалу, к ветеринару, по-нынешнему. Ну как, врачи – коновалы…
Слушатель: Я понял, понял.
Б. Ч. Бхарати Свами: Так называли. Не ветеринары, а коновалы. К нему, значит, приходит человек и говорит: «Вот, лошадь моя заболела». Он берет скалку, как дал ей по горлу, и у нее свищ вылетел из горла. Лошади легче стало, и он говорит: «Сколько стоит?» – «Стоит десять рублей». Он дал десять рублей и ушел. В следующий раз лошадь заболела, он думает: «Чего я буду десять рублей давать?» Берет скалку, как дал… Лошадь подохла. Он прибегает: «Чему меня научил? Лошадь моя подохла. Я сделал то же самое». Он говорит: «Во-первых, я знаю, куда ударить, а во-вторых, я знаю, когда ударить». Что это уже был не свищ, а это нарыв какой-то был. Вот она и подохла. Учитель нужен. В каких-то случаях он скажет, что вот здесь твоя совесть, а вот здесь твои чувства. То есть учитель тебя начнет ограничивать. Он тебе говорит: «Вот это нельзя делать, а вот это можно». Но то, что он вам будет прямо говорить по вашей надобности, – это случай редчайший. В основном, он скажет: «Ты не должен делать вот эти, вот эти, вот эти вещи. Когда ты привыкнешь к этому, когда это станет твоей натурой, твоей природой, тогда посмотрим…»
Слушатель: Приходи, поговорим.
Б. Ч. Бхарати Свами: Типа так. А вообще, если ты будешь делать то, что он скажет: стараться не причинять боль другим, не одурманивать себя и так далее, да? Ну, в общем, не причинять боль другим стараться. Когда это станет твоей природой, вот тогда ты поймешь, что для тебя совесть, а что для тебя чувства. Но в целом, конечно, учитель здесь нужен.
Слушатель: То есть он будет направлять.
Б. Ч. Бхарати Свами: Направлять. Да. Он тебя поставит в определенное русло. Потому что русло… Когда вы погрязли в колее, застряли в грязи, если вы будете давать волю чувствам, вы себя туда, в грязь, вообще. Учитель вас ставит: «Руль вот так держать. Вот так вот держать». Он тебя выводит на сухое место, где ты уже, обретя свободу, можешь двигаться в нужном тебе направлении. Там, правда, получается такая вещь, что когда ты выходишь из этой грязи, что ты настолько к нему привязываешься, что ты не мыслишь своего существования без него.
Слушатель: Это чтобы кумира не создать?
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Из учителя надо создать. В Библии говорится: «Не создавай ложных кумиров». Там не говорится не создавай кумиров вообще. Ну, по крайней мере, в английском, в латыни, там «Don’t create false gods. False Idols», фальшивых богов не создавай, а настоящих создавай себе. Молись на что-то настоящее. На ложное не молись.
Слушатель: А чему можно довериться при выборе учителя? Или учителя сами приходят?
Б. Ч. Бхарати Свами: Не знаю. Форме носа. Если нормальный…
# 23:38
Ученик не ставит условия учителю
Я могу лишь сказать метод, как учителя выбирать, наброски. Не ставить никаких условий, какой он должен быть. Не иметь предварительных условий. Он мне нужен в таком виде, такого роста, такого вероисповедания, такой-то религии, такого-то возраста. Я готова принять его. Тогда Всевышний, поскольку Он находится в нашем сердце, вам пошлет. Главное – условия не ставить, потому что когда вы ставите условия, то вы ограничиваете…
Слушатель: Сравниваете с опытом, а в опыте этого нет.
Б. Ч. Бхарати Свами: Совершенно верно. Сравниваете с опытом, а опыта-то нет такого. Это как когда человек созревает, он, она, надо выйти замуж. Надо там себе создавать вторую половину. Не надо ставить себе заранее, какой он должен или она какая должна быть. Вот какая придет, такая… Так же и учитель. Но это еще более тонкий подход, еще более старательный выбор. Главное – не ставить ему условий. Чтобы ученик не ставил условия, какой должен быть учитель. Я тебя узнаю. Вот ты придешь, я тебя узнаю. Я не знаю, какой ты будешь, но я тебя узнаю. Если ты ищешь искренне истину, придет учитель от истины. Если ты этой истиной хочешь воспользоваться и разменять ее на мирские блага: на уважение окружающих, на успех, на самоутверждение, то придет тот, кто по прейскуранту скажет: «Я тебе дам успех. Вот столько стоит. Семь законов – пожалуйста. Стать свободным и радостным – пожалуйста, только это самое…»
Слушатель: Набрасывает тебе что хочет, а касса в конце.
Б. Ч. Бхарати Свами: Касса в конце. Да. Если вы действительно ищете истину и не ставите скобки, какая она должна быть. И вы понимаете, что для того чтобы найти истину, вам нужен поводырь, потому что вы признаете, что я в иллюзии нахожусь и наверняка собьюсь с толку. И не ставите условия, какой должен быть поводырь: какой религии, роста… никаких условий, то он придет от истины. Придет святой учитель от истины. Потому что святость – это не религиозное понятие. Так же и совесть. Совесть – это не религиозное понятие. Совесть не может быть кришнаитской, христианской. Совесть, она чиста. Она чиста, как золото.
Слушатель: Свободна от условностей.
Б. Ч. Бхарати Свами: От условностей.
# 26:42
Гуру мягок и одновременно тверд
Слушатель: А такая мысль о том, что человек может не знать, в какой момент времени он учитель, а в какой момент времени он ученик.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, если он думает, что он учитель, то он точно не учитель. Не один подлинный учитель не считает себя учителем.
Слушатель: Это правильно. То есть я же об этом и говорю, что…
Б. Ч. Бхарати Свами: А если он говорит, что он учитель, то должен у вас первый колокольчик: что-то не то. Потому что Ньютон говорил: «Все меня считают знатоком, учителем, а я лишь собираю гальку на берегу океана знаний». То есть его считают все продвинутым, а он понимал, что он ничего не знает.
Слушатель: То есть все учителя – все ученики?
Б. Ч. Бхарати Свами: Абсолютно так. Да. Подлинный учитель – безоговорочный, безусловный ученик своего учителя, и он глыба, недвижимая глыба для своих учеников. Они не могут поменять его мнения.
Слушатель: Но это действительно так.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. То есть своим мнением ученик не может изменить мнение учителя.
Слушатель: Вообще никак.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Изменить представление. Иначе, если учитель мягок, учитель может, в зависимости от мнения ученика, менять свои представления о добре и зле, о прекрасном, тогда он никакой не учитель, потому что он подвержен влиянию. Вот в этом качество учителя, что для учеников он глыба, которую сдвинуть нельзя. Его представления сдвинуть невозможно. Но для своего хозяина он мягок, как туман или как вода, – может принять любую форму, совершенно пластичен, без твердости. Соответственно, тот – то же самое. И эта конструкция называется парампара. Она недвижима. Ее нельзя разрушить. Как бетон: мягкость и одновременно твердость. Вот эти вот небоскребы, они на этом построены, которые не могут упасть. Они где-то твердые, а где-то мягкие. Или травинка, у них же колена? У этих травинок, поэтому им никакой ветер не страшен.
Слушатель: Гнется, но не ломается.
Б. Ч. Бхарати Свами: Вот это структура парампары. Суть остается, а формы могут быть любые. В зависимости от обстоятельств учитель может рассказывать истину в разных формах. В этом его мягкость. Но стержень остается. Травинка никогда не упадет. Тогда как твердые деревья от ветра падают. Вот это качество учителя. Ученик его не может сдвинуть. Но он совершенно пластичен в руках своего учителя. Поэтому мы не можем ставить ему условия. Потому что он пластичен. Мы не можем его загонять в форму. Как Моисею, например, Он пришел в виде куста горящего. Если бы он думал: «Я сейчас на гору поднимусь… ну вот в любом виде, только не в горящем кусте», тогда бы он никогда и не услышал Бога. Правда? Но что сделали евреи? Они сказали: «Бог – это горящий куст. Если Он явился к Моисею в образе горящего куста, значит, Бог – это горящий куст» Всё, они зацементировали. И говорят, что все, кто о Боге думают, что Он человек или человекообразный, они говорят: «Вы что с ума сошли, что Он на птице летает?» А наш Бог, Он на птице летает. «Это вы идолов себе создаете.» А вы горящие кусты себе не создаете?
Слушатель: (смех)
Б. Ч. Бхарати Свами: Мне так пусть Он лучше на птичке летает. А другие говорят, что у Него нет вообще никакого образа. Мусульмане говорят:
– У Него нет вообще никакого образа. Он просто Великий
– Хорошо, а желания у Него есть?
– Нет. У Него нет желаний. Потому что Он Великий и Благой. Ему не нужны желания, потому что у Него всё есть.
У Него нет ни тела, ни желаний, с кирпичом Его не сравнишь, потому что у кирпича форма хотя бы есть. Все они ставят какие-то рамки. Только кришнаиты правы. А иначе мы бы и не выбрали эту религию. Если бы кришнаизм была ложная религия, мы бы ее не приняли. А если мы ее приняли, следовательно, она истинная.
Слушатель: То же самое вам могут ответить и другие.
Б. Ч. Бхарати Свами: Но это же они. Они же ошибаются.
Слушатель: В этом плане вы будете как глыба.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну прямо…
Транскрипция: Егор
Корректор: Вишнуприя Д. Д.