«Бхагавад Гита за 40 минут»
«Бхагавад Гита за 40 минут» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 10 декабря 2016 года- (00:00) Актуальность «Бхагавад Гиты»
- (08:55) Бессмертное «я»
- (10:55) Свобода от рабства перевоплощений
- (16:05) Исполнять свой долг – путь к свободе
- (25:54) Земной долг определяется самоидентификацией
- (27:57) Столкновения разных видов земного долга
- (30:20) Столкновение мирского и духовного долга
- (33:20) Выполнение мирского долга успокоит ум
- (36:45) Успокоенный ум приводит к духовной самоидентификации для исполнения духовного долга
- (38:55) Убийство: грех, долг, жертвоприношение
- (43:39) Духовная жизнь – это самопожертвование
- (44:45) Умиротворение – признак исполнения своего долга
- (46:12) Четыре вида рода деятельности человека для исполнения своего долга
- (51:35) Как проявляется умиротворение от исполнения своего долга
https://www.youtube.com/watch?v=e0ihDrhTczQ
#00:00
Актуальность «Бхагавад Гиты»
Б.Ч. Бхарати Свами: Сегодня первый день битвы на Курукшетре. А она длилась 18 дней. И перед самой битвой у одного из главных действующих персонажей этой битвы, Арджуны, и его Друга и Покровителя, Кришны, состоялась беседа прямо накануне битвы. Я слышал, что они беседовали 40 минут, то есть все 40 минут, все 700 стихов они фактически произнесли скороговоркой. Прочитать Гиту за 40 минут нужно умудриться. Может быть, они подготовились заранее?
Гита начинается с того, что… вернее, этот диалог, который впоследствии был назван «Бхагавад Гита» или Божественным откровением, или Божественной песней, начинается с того, что Арджуна, военачальник стана Пандавов, окидывает взором врагов своих и с расстроенными чувствами обнаруживает, что в стане врагов почти все близкие его люди. Это его собственный учитель, это его дед Бхишма, 101 двоюродный брат, учитель, да, учитель, я сказал, да, Крипа, Крипачарья, и много-много его школьных друзей, его родственников — вообще всех, кого он знал, кого ценил, кого любил, они оказываются в стане врага. И Арджуна не может, так сказать, спустить курок и очень трудно начать битву, потому что он понимает, что силы примерно равны и почти всем суждено будет погибнуть.
Дело в том, что в силу того, что враг был так же могущественен, как и его [Арджуны] соратники, то соратники тоже должны были бы погибнуть. А на самом деле дело не столько во врагах, сколько в друзьях, потому что они тоже погибли бы. То есть, начав эту битву, он бы прямым способом уничтожил врага и косвенным способом уничтожил друзей своих, в том числе и четверых своих братьев. И вот он задает Кришне вопрос: “А как мне поступить? Если я начну битву, то все мои родственники погибнут, все мои близкие погибнут. Если я одержу победу, то, собственно, я ничего и не получу. Да, если я проиграю в этом сражении, я ничего не получу, а если я выиграю, то я уничтожу тех, кто меня превозносил бы как победителя. То есть мне не перед кем будет похвалиться своей победой, потому что те, кто оценил бы мою победу, будут мертвы” Получается, что и в том и в другом случае воевать бессмысленно. И Кришна задаёт Арджуне вопрос…. Прежде чем ответить на вопрос «стоит ли воевать?», нам с вами нужно понимать, что наша жизнь представляет собой борьбу, и мы можем проецировать эту беседу на себя. Каждый из нас может на себя проецировать эту беседу, потому что карьерный рост, семейная жизнь, какие-то отношения, вообще отношения в обществе, вообще обстоятельства — это борьба или, так сказать, прокладывание себе пути к некой цели. Это своего рода битва, которой мы прокладываем себе путь через грабли, а в конце нас ждёт тётя с косой. Вот. И результат, собственно, всегда один и тот же. Что мы отстранимся от социальной жизни, уйдем, так сказать, во внутреннюю миграцию, либо мы пустимся во все тяжкие и будем добиваться так называемого успеха — в конце концов нас ждет одно и то же. И того и другого ждет один и тот же конец, один и тот же результат, но тем не менее разница есть: ведем ли мы активную жизнь или мы удаляемся от общества.
И Кришна, прежде чем ответить на вопрос Арджуны, задает ему, так сказать, наводящий вопрос: ”А, собственно, кто ты такой, чтобы задавать Мне этот вопрос?”. И в зависимости от ответа, то есть в зависимости от самоидентификации Арджуны Кришна ему будет давать ответ. И Арджуна говорит, что я брат четырех братьев, у меня есть мать, я по сословию блюститель закона, кшатрий, воин, со мной поступили несправедливо, у меня есть семья, у меня есть дети, у меня жена. Там у них одна общая жена была на пятерых братьев, и у каждого из пятерых братьев были еще индивидуальные жены, то есть они все были семейные люди. И после того, как Арджуна задает себе самоидентификацию, Кришна говорит: “Если ты себя считаешь социальным элементом, если ты считаешь, что тебя с внешним миром связывают какие-то узы, то ты должен сражаться”. И Кришна дает Арджуне Свой вердикт, что «ты должен сражаться». Арджуна затем спрашивает: „А для чего мне нужно сражаться, если всех нас ждет одна и та же участь, один и тот же конец?” И Кришна говорит, что один и тот же конец ожидает нашу бренную плоть. Независимо от того, какую жизнь мы ведём: жизнь социопата или жизнь активную, наше тело… ему суждено быть погребенным либо сожженным до пепла, либо погребенным до того же самого праха, до пепла.
#08:55
Бессмертное «я»
“Но ты, — Кришна говорит Арджуне, — ты состоишь не только из тела. Ты многоуровневое существо, ты некая сущность, которая состоит и из бренной плоти, и из чувств и эмоций, и из рассудка. И присутствует еще такая вечная составляющая, которая называется «я», то есть крупица сознания. Вот она не погибает вместе с гибелью этого тела”.
И этой идее посвящена вся вторая глава. Кришна говорит, что вот эту сознательную сущность, которую облепляют ум, эмоции и чувства, и плоть, вот ее нельзя никак уничтожить, она вечна. Кришна говорит, что ее нельзя высушить ветром, ее нельзя сжечь на огне и нельзя рассечь, ее нельзя залить, да, утопить, она не подвержена влиянию материальных стихий. И здесь уже важно, что если она вечная, то в каком состоянии она расстается с бренным телом. То есть мы выясняем, что бренное тело разлагается независимо от того, вели мы социальный образ жизни или мы вели асоциальный образ жизни, — тело разлагается. Но вот эта самая вечная нетленная составляющая, которая в христианстве называется «душа», в нашей традиции называется сознанием.
#10:55
Свобода от рабства перевоплощений
Ее ожидает неодинаковая участь: либо она покидает этот призрачный, этот преходящий мир свободной, либо она так и остается в рабстве иллюзий. И тогда она снова — это называется перевоплощение — должна будет принять оболочку, принять бренное тело эмоции и чувства, ум и еще раз совершить вот это путешествие. И так будет происходить из раза в раз бесконечно. Кришна говорит, что это называется «круг сансары» или «огненное колесо времени», которое постоянно нас жжет, но выбраться из него нельзя, пока мы не обрели свободу, то есть не обрели такую мудрость, благодаря которой мы осознаем, что мы вечны. И тогда мы выходим из-под влияния времени, вот этого круга сансары.
И дальше Арджуна говорит: „А как мне тогда поступить, чтобы обрести вот эту мудрость, осознать себя вечной сущностью, осознать себя нетленной частицей разума, нетленной разумной частицей, неподверженной влиянию и видоизменению?” И Кришна говорит, что все, что ты наблюдаешь в этом мире, подвержено шести видам изменений: оно появляется, оно развивается, оно производит побочные продукты: что-то из него выделяется, отделяется, оно какое-то время существует, то есть видоизменяется, потом оно угасает и, наконец, исчезает. Это шесть видов изменений. И Кришна говорит, что все, что ты наблюдаешь, все, о чем ты только можешь помыслить, подвержено шести видам изменений: оно когда-то появилось, оно видоизменяется и потом исчезает, но ты сам — наблюдатель — категорически иной. Все, что ты наблюдаешь, меняется, а сам как наблюдатель ты не меняешься. И вот ты способен обрести свободу. Когда ты путем различных практик, да, различными способами (Он перечисляет три способа), одним из трех далее перечисленных способов ты осознаешь, что ты неизменен, то ты обретаешь личную свободу, и ты больше не перевоплощаешься в этом мире, ты уже не страдаешь, не бываешь полон тревог, а ты обретаешь вечную безмятежную жизнь вечным безмятежным существованием, полным осознанности.
И Арджуна спрашивает: „Очевидно, чтобы осознать свою непричастность к этому миру, осознать, что ты субъект, наблюдающий множество объектов, нужно отсечь себя от этих объектов, закрыть глаза, вообще закрыть все органы чувств, ничего не слышать, ничего не видеть, ничего не обонять, то есть уйти в некий затвор, в схиму, в медитацию?”
Кришна говорит: «Это не так, потому что даже если ты отсечешь от себя впечатления, то есть отсечешь от себя чувственный опыт, то воспоминания или формы чувственных образов будут находиться в уме. То есть ты не будешь ничего видеть, слышать, обонять, но ты будешь думать об образах, которые сложились у тебя от прошлых твоих контактов с внешним миром. Поэтому, если ты уйдешь из мира, иными словами, если ты сейчас перед боем покинешь поле боя, то ты не успокоишь свой ум, ты не обретешь вечную свободу, ты не перестанешь быть рабом иллюзий, рабом преходящего призрачного мира. Да, ты проживёшь дольше, чем если ты сейчас будешь сражаться и погибнешь, но жизнь твоя будет бессмысленна, она будет полна обмана и иллюзий, самообмана и иллюзий.
#16:05
Исполнять свой долг – путь к свободе
Единственный способ обрести эту свободу, обрести это осознание себя вечным, вечной сущностью — это исполнять свой долг. И неслучайно Я тебя спрашивал, кем ты себя мнишь, кем ты себя мыслишь. Ты сам сказал, что ты себя мнишь воином, то есть ты мнишь себя активным членом этого мира, так сказать, этого общества, соответственно твой долг — это исполнять свое земное предназначение».
И секрет заключается в том, что, если ты исполняешь свой долг, на санскрите это называется дхарма…. Надо сказать, что «Бхагавад Гита» — этот самый диалог — начинается со слова дхарма. Если помните, первый стих звучит “дхарма кшетра курукшетра”. И заканчивается «Бхагавад Гита» тоже словом дхарма. Дхарма означает долг или закон. Вот Арджуна спрашивает: «Каков мой долг и что я должен делать?» И, естественно, «Бхагавад Гита» или диалог между Кришной и Арджуной, а я полагаю, что этот диалог, если убрать мифическую составляющую, это диалог между человеком и совестью. И вот этот диалог заканчивается тоже словом дхарма. То есть Арджуна спрашивает «в чем мой долг?» то есть «что мне делать?» И Кришна, или совесть, говорит, в чем твой долг и что тебе делать.
И на протяжении сюжета, он там меняется, Арджуна задает еще вопросы, Кришна рассказывает, какие /есть/ способы обретения вот этой свободы души, да, свободы духа. Арджуна в какой-то момент начинает сомневаться: а кто Он такой, чтобы такие вещи говорить? И Кришна вдруг ему показывает, кто Он такой. В середине диалога совесть, Кришна, показывает Арджуне всю вселенную, ушедшую в одну точку. То есть все время и пространство ушло в одну точку, потом это все заново разворачивается, и Арджуна видит одновременно будущее всех живых существ и свое собственное будущее. И, естественно, он видит будущее независимо от исхода битвы, он видит будущее всех присутствующих на этом поле брани. Там есть такая красочная метафора, как все эти воины и военачальники, и, вообще, все живые существа влетают в огненные зевы времени. Кришна предстаёт в виде тысячеликого Времени, и в эти пасти Времени влетают все живые существа и между зубами разлетаются их черепа, и они гибнут в пламени этого Времени. И Арджуна видит, как от этого образа Кришны исходит сияние, говорится, как будто тысячи солнц единовременно соединились и образовалось такое сияние. И у Арджуны коленки трясутся, руки дрожат, то есть Арджуна понимает, что с ним разговаривает не просто какой-то мудрый политик, а трансцендентная или запредельная некая Сущность, которая предстала пред ним в виде человека. И когда он засомневался, эта Сущность представила свой вселенский лик, а потом снова ужалась до размеров человека, с которым можно разговаривать. И эта вселенская Сущность, высший разум, Господь Бог, говорит, что тебе нужно исполнять свой долг в зависимости от твоего сословия и твоего духовного чина. Если ты будешь исполнять свой долг, то ты обретешь сначала покой, ум у тебя перестанет волноваться, ум как бы из бурлящей водной поверхности станет водной гладью. И вот в этой самой водной глади, когда наступает штиль, мы можем видеть отражение звезд, отражения каких-то предметов и можем видеть собственное отражение.
Кришна говорит: «Если ты исполняешь свой долг, земной долг, то ты успокаиваешься, потому что ты чувствуешь себя «в своей тарелке. Когда ты успокаиваешься, когда ум твой приходит в состояние штиля, ты можешь осознать себя, ты можешь увидеть свою подлинную сущность, ты можешь видеть свою подлинную природу. Только осознав свою подлинную природу, ты обретешь свободу. Обретя свободу, даже если ты будешь продолжать какое-то время еще существовать в этом бренном теле, ты уже будешь свободен. И когда это тело подойдет к своему логическому концу, ты просто выйдешь из него и продолжишь существовать в этой всеохватывающий вездесущей свободе подле Меня».
Вот, собственно, такое послание «Бхагавад Гиты». Я советую еще раз и еще раз ее читать. Это кладезь мудрости. Я рассказал, причем, наверное, искаженно, совсем малую часть «Бхагавад Гиты». Как тот самый еврей, который говорит, что Энрике Карузо картавит и вообще не попадает в такт:
— Ты ходил на концерт Энрике Карузо?
— Нет, мне Рабинович напел.
Поэтому я вам, конечно, ее напел, но советую вам самостоятельно ее читать. И пусть она будет для вас настольной книгой, с которой вы никогда не будете расставаться.
Есть какие-нибудь, может быть, вопросы?
Слушатель: Получается, что нужно выполнять свой долг, чтобы видеть свое истинное предназначение?
Б.Ч. Бхарати Свами: — Да.
Слушатель: А разве когда мы исполняем свой долг, мы не вовлекаемся еще больше?
Б.Ч. Бхарати Свами: Если мы исполняем свой долг, то мы обретаем душевное спокойствие.
Слушатель: Ну, мы же затягиваем…
Б.Ч. Бхарати Свами: Нет, если исполнять свой долг, то ты паришь над этой мирской суетой. Твое тело ходит на работу или какой там, неважно какой, у человека долг. Тело увлекается этим потоком, конечно, и этими бурлящими мирскими страстями, но ты как бы… как бы паришь, ты отделяешься, ты смотришь на себя со стороны и обретаешь внутренний покой.
Слушатель: Ну, Арджуна четко понимал, в чем его долг. А мы?
Б.Ч. Бхарати Свами: Кришна он ему подсказывает, рефреном в «Бхагавад Гите» идут слова Кришны «возьми лук со стрелами и сражайся, возьми свое оружие, воспрянь духом и сражайся». Но я повторюсь, что необязательно понимать это буквально. Да, в случае с Арджуной это было непосредственно взять оружие и сражаться. Меч, лук, стрелы. В нашем случае это исполнять свой земной долг, сражаться, исполнять свой долг.
#25:54
Земной долг определяется самоидентификацией
Какой свой долг, свой земной долг — это определяет наша самоидентификация. Кем ты себя считаешь? Просто ответь себе на простой вопрос: а кто я? Естественно, мы все имеем множество социальных, вообще, земных мирских уз и нельзя односложно сказать “кто я”, потому что в одних отношениях я отец, в других отношениях я сын, я подчиненный для кого-то, для кого-то я начальник, для кого-то налогоплательщик, для кого-то друг, для кого-то брат…. То есть мы, как мушка, попавшая в паутину, связаны очень многими ниточками. Вот эти ниточки называются «узы», такое старинное русское слово. Каждое наше отношение есть узы: с кем-то мы связаны более прочно родительским долгом или сыновним, дочерним долгом, с кем-то у нас более тонкие и хрупкие узы. Мы едем в общественном транспорте, и мы уже вот с этими 150 человеками связаны какими-то узами. Мы постоянно рвем и возобновляем /узы/, постоянно рвем и возобновляем. Но есть, так сказать, общий знаменатель: я нахожусь в этом мире, меня связывают с ним множество уз, поэтому я буду выполнять долг.
#27:57
Столкновения разных видов земного долга
И самая сложность возникает, когда разные узы противоречат друг другу, когда наступают, так сказать, коллизии между вот этими дихотомиями, то есть вот этими связями. Когда, например, вы идёте по улице с друзьями, с которыми у вас дружеские отношения, так сказать панибратские отношения, и вдруг вам навстречу — ваша учительница. И возникает коллизия, потому что по отношению к учительнице вы должны выказать некое уважение, и тогда вот эти отношения вступают в коллизию с отношениями с друзьями. Или вы идёте по улице с возлюбленной, а навстречу — жена, да, и здесь нам нужно долг исполнить, и там нужно исполнить. И нужно тогда понимать, отдавать себе отчет, что важнее. То есть когда все отношения гармонично сосуществуют между собой, то не возникает никаких трудностей: вы одновременно, как ловкий Фигаро, выполняете разные свои обязанности. Но когда наступает коллизия, вы должны отдать приоритет каким-то отношениям: вот эти отношения для меня важнее, чем эти. И ты ей говоришь «извини, у меня там семейные узы…» или этой говоришь «дорогая, для меня семья ничего не значит, все в прошлом». То есть, так сказать, когда отношения вступают в противоречие.
#30:20
Столкновение мирского и духовного долга
Что касается нас как духовного существа, вот этой самой частицы сознания, то на одной чаше весов всегда мирские отношения, неважно, жен и любовниц или мужья, любовники, друзья, знакомые, враги, родственники и так далее, а на другой чаше мои отношения со Всевышним, с той самой совестью. И наступает часто такой момент, когда земные отношения, вся их эта каша земная, все вот эти обязанности и долги, которые мы должны отдавать этому миру, приходят в противоречие с долгом перед собственной душой, долгом перед своим собственным «я» или перед совестью, перед Всевышним. И вот здесь очень важно, очень важно сказать себе, кто я такой на самом деле. Я человек, у которого множество всяких обязанностей, или я все-таки вечная душа, вечный раб Божий? И коль скоро мои отношения со Всевышним вступают в противоречие с отношениями в этом мире, то я должен дать себе ответ, что для меня важнее. Вот, собственно, это и есть тот самый духовный долг, долг перед душой или как в новом завете Иисус Христос говорит «что толку, если вы обрели весь мир, то есть вы отдали долг всему миру, если вы потеряли собственную душу». Вот Иисус Христос говорит, что нужно, когда твои отношения со Всевышним вступают в противоречие с твоими отношениями с этим миром, нужно отдать первенство отношениям со Всевышним. Но в повседневной жизни мы часто делаем другой выбор, но в этом нет ничего страшного, потому что вот эта дилемма «кто я? Раб Божий или я мирское существо?» повторяется регулярно. Если мы пропустили этот поезд, следующий подойдет, потом еще подойдет, то есть Господь нам постоянно, постоянно нам дает вот этот самый выбор.
#33:20
Выполнение мирского долга успокоит ум
И тут ведь опять соблазн. Зачем тогда нужны мирские отношения вообще? Зачем отправлять свой земной долг, если все бренно, и я раб Божий, и все равно когда-то я предстану перед Его ликом. Может быть, это сделать прямо сейчас? Да, можно это сделать прямо сейчас, но прелесть отправлений земного дола в том, что ты успокаиваешь свой ум. Когда ты успокаиваешь свой ум, ты осознаешь, что ты раб Божий. Если ты ум не успокоил, а бросился и порвал все искусственным способом, порвал все узы с этим миром и отправился в пещеру, в лес, или как Симеон-пустынник в пустыню. Помните? Симеон Столпник в пустыне стоял 7 лет на столбе от разрушенного храма. Он порвал все свои узы, но потом он все равно не справился, он увидел красивую женщину. Он от всех соблазнов… его дьявол соблазнял как угодно, а потом он все равно не справился и опять ушел этот мир. У Бунюэля есть фильм хороший, так и называется “Симеон Столпник”, старый фильм 50-х годов. Смотрели, да? Он, конечно, коммунист, там нечего смотреть. Коммунисты — это единственные живые существа во вселенной, которые не заслуживают, чтобы жить. Ко всем остальным нужно относиться снисходительно и с состраданием. Кроме коммунистов.
Слушатель: Это отдельный вид живых существ?
Б.Ч. Бхарати Свами: Это отдельный вид искусственно выведенных живых существ, которых Брахма не создавал. Даже змеи… когда сын царя Парикшита, Махараджа Джанамеджая, стал сжигать весь змеиный род в мистическом огне, то главный змей, собственно, с которого весь этот пожар возник, он взмолился и сказал, что нас же создал Брахма, и если ты нас уничтожишь, ты пойдешь против воли отца. И тогда Джанамеджая сжалился. Смею вас заверить, если бы на месте Такшаки, змея Такшаки, был коммунист, ответ был бы другой и исход был бы другой.
Какие-то еще вопросы? Я так немножко разряжаю, потому что человеческий мозг способен максимум воспринимать 40 минут, поэтому можно, так сказать, такими шутками перезагружаться.
#36:45
Успокоенный ум приводит к духовной самоидентификации для исполнения духовного долга
Слушатель: То есть можно сказать, что наш ум дан для усмирения?
Б.Ч. Бхарати Свами: Да, для самоуспокоения, для успокоения сознания, и в этом успокоенном сознании мы можем видеть себя как безмятежное вечное существо, душу. Просто у нас есть два вида долга, я уже сказал: долг перед Всевышним и долг перед этим миром. Но долг перед Всевышним мы не всегда осознаем, потому что для того, чтобы осознать, какой мой долг перед Господом Богом, я должен знать, кто я такой. Если я неправильно осуществляю самоидентификацию, я не знаю, кто я такой, я не смогу исполнять долг перед своим визави, перед своим контрпат, я просто не смогу. Поэтому если ты знаешь, кто ты такой, ты сможешь исполнять свой долг.
Слушатель: То есть получается, если Всевышний посоветовал Арджуне сосредоточиться на исполнении мирского долга, то, по Его мнению, к исполнению долга перед Всевышним он еще не приготовился?
Б.Ч. Бхарати Свами: Там получилось так, что, исполняя свой земной долг, он автоматически исполнял долг и перед Всевышним, потому что ему сказал об этом Всевышний. Иными словами, Кришна ему говорит: «Бери и сражайся, это твой земной долг, но поскольку Я тебе это говорю, то это долг и передо Мной».
#38:55
Убийство: грех, долг, жертвоприношение
Слушатель: То есть может быть такое, что убивать людей — это долг перед Всевышним?
Б.Ч. Бхарати Свами: Конечно. В данном случае Арджуна исполнял долг перед Всевышним. Но случай Арджуны не уникален. Любой блюститель порядка когда-нибудь сталкивается с причинением насилия другому, преступнику, и даже может его убить в погоне, или убить врага. И да, это убийство, но при этом это исполнении своего долга. Дело в том, что само по себе убийство не является грехом. То есть вот в этом акте убийства грешно не прерывание существования кого-то, потому что он все равно не прерывает свое существование, а грешно лишение кого-то собственности. Это и есть идея отобрать у кого-то то, что ему принадлежит. В данном случае этому живому существу принадлежит его тело, его планы, его будущность. Когда ты прерываешь его жизнь, на самом деле ты жизнь не прерываешь, ты просто отбираешь у него тело. Есть такое выражение ”лишить жизни”, но на самом деле не жизни лишить, а лишить тела. И вот, собственно, это есть грех: лишить кого-то его тела. Но если ты взамен даешь что-то более ценное, например, ты лишил кого-то собственности, но взамен ты дал ему в два раза больше. Пусть там ты строишь какой-нибудь объект и кого-то лишаешь участка и дома, но даешь ему денег столько, что он может купить себе дворец и в двадцать раз больше участок, то, хотя ты его лишаешь, но тем не менее ты восполняешь, ты искупаешь свой грех тем, что ты даешь ему больше. И вот когда совершаются убийства, если это убийства праведные, они ещё называются «жертвоприношение», то есть взамен этого тела то существо получает более совершенное или более высокое рождение…
Слушатель: А насчет убийства животных…оно тоже может как жертвоприношение восприниматься?
Б.Ч. Бхарати Свами: Если вы уверены, что вы взамен тела этого животного дадите ему более продвинутое тело, если уверены, то пожалуйста.
Слушатель: Существует ритуал жертвоприношения…
Б.Ч. Бхарати Свами: Так оно и есть. Существует ритуал, и если вы им владеете…
Слушатель: Только в иудаизме, наверное…
Б.Ч. Бхарати Свами: Насчет иудаизма я не уверен, вернее, я уверен, а вот ведические жертвоприношения совершались таким образом…
Слушатель: Что людей, что животных можно убивать, если знать, как это делать, какие при этом совершались ритуальные действия.
Б.Ч. Бхарати Свами: Ну, если вы берете на себя такую ответственность, то да. Правда, люди могут не понять. Вы все равно останетесь уверены, что вы совершаете что-то благое, но вас все равно они будут по глупости своей судить, и посадят вас до конца жизни. Но в случае с Арджуной это было праведное сражение, благочестивое сражение. И все, кто погибали, они видели Господа Бога перед смертью, и они, хотя и лишались телес своих, своей плоти, они возносились в высшие миры, потому что они лицезрели Всевышнего, Господа Бога. И в ведической традиции жертвоприношение человека запрещено, то есть нет таких мантр, которые могли бы отправить человека в высшие миры или даровать ему свободу, да. Но животными творились жертвоприношения, и животные поднимались в высшие миры, на Сварга Локу, в рай.
#43:39
Духовная жизнь – это самопожертвование
По сути дела, духовная жизнь — это саможертвоприношение или, иным словом, это самопожертвование. То есть ты подготавливаешь себя как жертву перед Всевышним. Ты читаешь молитву и ты говоришь: «Господи, прими меня, то есть возьми все, что у меня есть: мое тело, мой ум, мое время, мое внимание, мое будущее. Я тебе это даю, я отдаю себя на заклание Тебе». И если это правильные жертвоприношения, с правильными действиями, с правильным сознанием, с правильной молитвой, то ты возносишься в вечный мир, ты не рождаешься больше здесь.
Ну что, наверное, все и так понятно и вопросов быть не может. Можно сейчас окунуться во всеобщее веселье…
#44:45
Умиротворение – признак исполнения своего долга
Слушатель: Ну, а вот как вот понять свой долг? То есть у нас он даже по жизни может меняться, да? Например, учились на одну профессию, да, допустим, такой долг, такая профессия, такое вот дело. Потом можно уже переучиться, да, и появляются другие возможности, да. То есть ты уже другое делаешь, да, как бы по жизни. То есть вот…
Б.Ч. Бхарати Свами: Нужно исполнять свой долг таким образом, чтобы находиться в состоянии умиротворения. Вот если вы находитесь в состоянии умиротворения, тогда то ремесло, которым вы заняты, это и есть ваш земной долг. Если вы находитесь в состоянии возбуждения, беспокойства, то, даже если вы трижды выучитесь на эту профессию, это не ваш долг, вы будете несчастны, вы будете ходить в состоянии тревоги.
Слушатель: А Арджуна был в состоянии тревоги во время исполнения своего долга.
Б.Ч. Бхарати Свами: Да, он был. Но он тревожился не из-за того, что он исполнял свой долг, а из-за того, что он не знал, как поступить. И когда Господь ему сказал, что «не беспокойся, сражайся и ничего не бойся», Арджуна обрел высшее умиротворение.
#46:12
Четыре вида рода деятельности человека для исполнения своего долга
Тут ведь вопрос не в профессии. Вопрос в роду деятельности. Существует четыре вида рода деятельности. Профессия — это все незначительные детали. Есть четыре рода деятельности в зависимости от того, как мы манипулируем материей. Есть физический труд, это когда мы материей манипулируем физически, мы копаем, мы там что-то … гайки точим, да, мы вот именно месим вот это, вот эту «глину» /шудры, прим. ред./. Есть более высокий род деятельности — это торговля, это манипуляция облигациями, то есть деньгами, долгом. Это вайшьи…
Слушатель: Сюда же и земледелие входит?
Б.Ч. Бхарати Свами: Земледелие, ну, скажем так: если эта земля твоя, то это торговля, потому что, ты производишь что-то, чтобы это обменять, этим торговать. Если это не твоя земля, ты занят той же самой работой, которой занят хозяин этой земли, то ты уже шудра. Тут, да, тут имеется отношение. Ты что-то производишь, ты манипулируешь, чтобы это обменять, чтобы это продать или ты физически работаешь, чтобы получить жалование и на это купить себе там…, то есть нет ответственности, ты получаешь похлебку и одежду. Более высокий вид деятельности — это манипуляция властью, это кшатрии, они манипулируют материей тем, что издают законы и блюдут эти законы. И четвертый вид деятельности, самый высокий вид деятельности — брахман — это научный или духовный или авторитетный труд. Ты кого-то не как кшатрий заставляешь что-то делать, принуждаешь что-то делать, а ты высказываешь свое мнение, и они говорят: «Да, это правильное мнение и мы будем поступать, как ты сказал». Вайшьи говорят: «Вот тебе монетка, делай то, что я тебе скажу». И ты идешь и делаешь. Кшатрий говорит: «Если ты не сделаешь, что я тебе скажу, я тебе голову отрублю». И ты идешь и делаешь. А брахман говорит: «Если ты вот так поступишь, то ты вознесешься в рай». И ты идешь и делаешь. Результат всегда один и тот же: ты идешь и делаешь. В независимости… независимо от профиля, от профессии, да, или, как сказать, нюансов этих есть четыре вида деятельности. Просто если вы поймете, что для душевного умиротворения проще ходить каждый день с 9 до 18 перекладывать бумажки или там гайки точить, то это твой вид деятельности. Главное ведь душевное спокойствие. Или там торговать, какие-то манипуляции производить с долгом. Как в анекдоте:
— Абрам, вы честный человек?
— Было со мной однажды.
Это вот его долг.
Слушатель: А учителя?
Б.Ч. Бхарати Свами: Учителя — это брахманы.
Слушатель: А доктора?
Б.Ч. Бхарати Свами: Доктора — это шудры, потому что они копаются в мясе. Но если кто-то учит тебя докторскому ремеслу, то он брахман. То есть здесь не просто доктор, но у тебя есть еще подмастерье, то… Но это все нюансы. Осознать свой долг проще, когда есть один критерий: когда мне спокойно с моим ремеслом, то это мой долг.
#51:35
Как проявляется умиротворение от исполнения своего долга
Слушатель: Что значит спокойно? Когда рутина, год прошел, десять прошло, это вот спокойно?
Б.Ч. Бхарати Свами: Когда ты не вовлекаешься, то есть ты можешь сосредоточиться на своей вечной душе, а тело твое будет ходить на занятие, кому-то что-то говорить или гайки точить, или такси водить. Ты будешь отстранен, как Арджуна. Он воевал. Наверное, невозможно придумать более вовлеченного занятия в суету жизни, чем воин при исполнении обязанностей, потому что ему приходилось стрелять, ему приходилось уворачиваться от стрел, от мечей. Однажды его собственный дед и учитель разгромил его колесницу. То есть там была стопроцентная вовлеченность, но Арджуна во всех этих перипетиях на поле битвы всегда думал о своем Друге, который вот прям перед ним был. Это был, так сказать, это был его подлинный долг. Он метал стрелы, он мчался на один фланг, на другой фланг, но слова Господа и Сам Господь всегда был рядом с ним на расстоянии вытянутой руки и вытянутой ноги. И Арджуна находился именно в этом состоянии умиротворения, хотя внешне он был очень, очень возбужден, очень обеспокоен. Но его врагу, то есть его деду Бхишме, повезло еще больше, потому что он видел Кришну лицом к лицу, а Арджуна Кришну видел со спины.
Ну, что, наверное, мы уже отвлеклись от главной темы Бхагавад Гиты. Собственно, при чем тут Арджуна и Бхишма? Все, наверное, на сегодня, да? Спасибо. Харе Кришна
Транскрибация: Денис
Редактор: Джива Деви Даси