«Бхагавад Гита – учение о долге»
Слушаетель: Я имел в виду, что самого осознания недостаточно для того, чтобы больше не рождаться.
Б.Ч. Бхарати Свами: Ну почему, достаточно. Просто подлинного осознания очень трудно достичь. Какой-то проблеск может быть, а потом мы забываем.
# 37:09
Долг души
Слушатель: К вопросу о долге. Можно долг определить как то, что я не могу не делать?
Б.Ч. Бхарати Свами: Это уже джайва… Я забыл сказать, что есть два вида долга. Это уже долг не наносной — наш внутренний, от которого мы не можем избавиться. Квадрат не может стать круглым, тогда меняется он сам. Он может стать большим, маленьким, красным, белым, неправильной формы, но круглым он не станет, тогда он уже становится другим. Если бы кошка виляла хвостом и гавкала, она была бы собакой. Это называется дхарма – внутренний запрограммированный долг. У души этот долг есть. Если мы перестаем его исполнять, мы перестаем быть душой. А есть внешний долг, который может меняться. Мы можем мнить себя мужчиной, женщиной, человеком, псом, шакалом. В зависимости от того, кем мы воплощаемся и кем себя считаем, мы исполняем свой долг.
Внутренний долг. Мы созданы для Счастья. Но не для того, чтобы Счастье у нас было, а чтобы служить Счастью или искать Его безропотно в положении раба. От этого мы не можем избавиться. Это наш долг.
Слушатель: Это как авось? Авось найду.
Б.Ч. Бхарати Свами: Счастье мы не можем не искать. От всего остального мы можем отказаться. Счастье – наш настоящий долг. Счастье есть Прекрасная Реальность, Господь Бог. Искать Его правильно, неправильно, окольными путями или прямым путем – наш долг от которого мы не можем избавиться. От всех остальных долгов мы можем избавиться.
Слушатель: Т.е все мы практически этим и занимаемся, и ничем другим.
Б.Ч. Бхарати Свами: Да. Ищем Счастье.
Слушатель: Все, что мы думаем, что делаем — это временные явления?
Б.Ч. Бхарати Свами: Да. Временный долг.
Слушатель: Т.е. я могу говорить, что я не ищу счастья, а копаю картошку, например.
Б.Ч. Бхарати Свами: Да. Или когда ты говоришь: «Мне счастья не надо», этим самым ты хочешь обрести Счастье наконец. Есть дхарма и Дхарма с большой буквы. Это и есть поиск Счастья. Вайшнавы этот долг называют джайва-дхарама, или долг души – искать свое Счастье. Это цель религии вайшнавов – искать Счастье.
# 40:33
Как не отвечать за свои действия?
Слушатель: Вот еще такой момент: обретя Кришну, увидев Его вселенский образ, Арджуна… Кришна говорит: «Поступай как хочешь». Получается, Арджуна все-таки считает себя воином и продолжает убивать — исполнять свой долг. Т.е. это от осознания его воином?
Б.Ч. Бхарати Свами: Кришна ему объясняет: «Что бы ты ни делал, ты не будешь нести ответственность за свои поступки, даже если уничтожишь всех во Вселенной». Ты не будешь отвечать за свои поступки при условии, что ты понимаешь, что ты есть чистое сознание. В компьютерной игре ты всех убиваешь, но ты не будешь нести ответственности, если ты знаешь, что ты – человек, сидящий за компьютерным столом, тогда тебя не будут судить. Если ты себя считаешь персонажем компьютерной игры, который там ходит и стреляет, тогда тебя там будут судить, убивать.
Слушатель: Виртуальные переживания.
Б.Ч. Бхарати Свами: Да. Кришна говорит, что если ты понял, что ты — душа, что бы ты ни делал, ты не будешь отвечать за свои действия, потому что ты есть часть мира сознания, а не часть мира действия.
Слушатель: Понятно. Чего он тогда не бросил лук и не пошел куда-нибудь, а стал?
Б.Ч. Бхарати Свами: Здесь уже индивидуальное отношение его.
Слушатель: А конкретно?
Б.Ч. Бхарати Свами: Хорошо. А какая разница, бросить лук или стрелять?
Слушатель: Получается, это больше для нас, чтобы мы эту связь обсуждали.
Б.Ч. Бхарати Свами: Просто Арджуне Кришна говорит: «Ты сражайся. Даже осознав, что ты не воин, сражайся, потому что мне это будет приятно наблюдать. Я хочу побыть в гуще событий». Одно дело — на стороне, на стадионе посмотреть, как гладиаторы дерутся, а другое — в самом центре, но при этом не сражаться, а только смотреть изнутри.
Слушатель: 3D.
Б.Ч. Бхарати Свами: 3D, поэтому давай, сражайся. Поэтому Арджуна говорит: «Я сделаю, как Ты хочешь». А так, собственно, без разницы для Арджуны, когда он осознает себя частицей духа, будет он сражаться или выбросит лук.
Слушатель: А как нам определить, что Кришна хочет?
Б.Ч. Бхарати Свами: Надо определить, кто мы такие. Я с этого и начал: надо дать себе ответ на вопрос: «Кто я?» После этого будет ответ, что делать.
Слушатель: Т.е. наша природная, или как это называется, абсолютная дхарма – то, чего от нас хочет Кришна?
Б.Ч. Бхарати Свами: Да.
Слушатель: А в духовном мире рыба есть?
Б.Ч. Бхарати Свами: Я думаю, что Кришна любит шутить. Я не знаю.
Слушатель: Вы много просто переводили текстов…
Б.Ч. Бхарати Свами: Все священные писания вайшнавов идут с таким фоном, с юмором, с таким легким цинизмом.
Слушатель: Я пока еще не знаю. Может, Вы обратите мое внимание.
Б.Ч. Бхарати Свами: Нет, а все пропитано таким легким цинизмом. Все, что относится к описанию зримой реальности, с таким юмором, даже не с юмором, с цинизмом и иронией, сарказмом, насмешкой такой. Конечно, мы сейчас будем об этом говорить, но это настолько все несерьезно, настолько не имеет значения. Давайте обсуждать, какая погода была в прошлом году в этот день. Это, конечно, интересно, но зачем? Обсуждать, какая погода сегодня, то же самое, что обсуждать, с каким счетом «Трактор» выиграл у «Пахтакора».
Слушатель: Но за этими событиями тоже что-то еще происходит.
Б.Ч. Бхарати Свами: Да. Этот мир – смешная реальность подлинного мира.
Слушатель: Может быть, ради этого он и создается?
Б.Ч. Бхарати Свами: Вот ради этого. Все отношения между живыми существами напоминают нам те отношения. Движок внутренний – отношения в подлинной реальности, но здесь они принимают искаженные формы. Но если отбросить искаженные формы, мы во всех отношениях, событиях, во всех движениях души, телодвижениях увидим изначальную игру Всевышнего со своими преданными.
# 46:10
В какие рамки не пролезет Кришна?
Слушатель: Как не обмануться, когда отвечаешь на вопрос: «Что ты есть?» Потому что хочется же, естественно, быть чем-то бóльшим.
Б.Ч. Бхарати Свами: Прежде всего надо честно себе сказать: какое бы откровение мне ни пришло, я даю себе честное слово, что я последую за ним. Т.е. Вы не будете фильтровать. Откровения, или голос Бога, Вы не подвергнете цензуре. Если вдруг откровение не будет оправдывать Ваших ожиданий, Вы все равно за ним пойдете. Если Вы дадите себе такое слово, то Господь непременно явится, в душе Его голос Вы услышите. Если Вы в глубине души хотите последовать, если Вам понравится, и не последовать за голосом вдохновения, если Вам не понравится, тогда оно не придет. Это будет кабинетное мыслепостроение – казуистика.
Главный предмет — философия. Философия означает любить Истину, мудрость. Это значит, быть готовым последовать за Истиной, в каком бы облике она ни появилась. Есть философия, а есть кабинетные рассуждения, спекуляции, умствование. Философия от умствования отличается тем, что философ ищет Истину, какая бы она к нему ни пришла. Кабинетный спекулянт – мыслитель пойдет только за той истиной, которая влезает в рамки его представлений.
Слушатель: То, что нравится.
Б.Ч. Бхарати Свами: То, что нравится. Да. Я недавно беседовал с одним христианином. Мы сходимся на том, что Господь всемогущий, любит и может быть любим. Но любовь бывает разная. Когда человек любит своего сына, он ведь его любит. Это не та же самая любовь, которую он испытывает к жене, но слово то же самое. Чувства к жене, сыну и матери он тоже называет словом «любовь». Это такие разные «любви». А таких «любвей» очень много. Я говорю, что с Господом тоже возможна любовь, но не только как сына к отцу, а может быть и вполне эротическая любовь. Христианин говорит, что это невозможно. А почему? Истину он дальше не принимает. Если Господь к нему придет в форме любовника, он скажет: «Ты – не Бог». Т.е. он сразу ставит некие рамки. Будь Он самый всемогущий Кришна, Он все равно не пролезет, потому что это рамки ума. Господу нельзя ставить никаких рамок. Как бы Он ни зазвучал из глубин Вашего сердца, Вы должны быть готовы принять Его в любом виде, тогда Вы не обманетесь, отвечая на вопрос: «Кто такой я?» и следом на вопрос: «Что мне делать?»
# 50:30
Отряд не заметит потери бойца
Слушатель: Если я правильно понимаю, то если я отвечу на вопрос «Кто я?», что я — душа, тогда я пытаюсь найти Бога, найти Счастье. Многие люди работают с 9-18. Вот это что? Долг или карма? Если мы поняли себя как душу, то все остальное это что?
Б.Ч. Бхарати Свами: Тут никаких действий уже нет. Происходит какое-то механическое перетекание единой энергии в массы материи, перетекание из одного состояния в другое. Что значит, вы ходите на работу? Кто это ходит на работу? Некий сгусток энергии – тело. Можно просто взять E=mc². Взять Вашу массу, умножить ее на квадрат скорости света, получится энергия. Эта энергия перетекает в какую-то другую энергию. Там что-то происходит, конечно. Там даже Вам что-то говорят. Визжит Ваша мембрана ушная. Какая-то энергия перетекает, которую еще вчера Вы называли собой или своим телом. Для внешнего мира ничего не поменялось: оно так же ходит, совершает действия, говорит, платит налоги, не платит налоги. Все происходит точно так же, но как субъект Вы поменялись.
Слушатель: Это карма, что я родился в России, а не где-нибудь там?
Б.Ч. Бхарати Свами: Вы не родились. Вы сидите там у экрана монитора где-то. Что-то родилось здесь, но Вы просто считаете, что это Вы. Как в играх есть высокие уровни, низкий уровень, можете в другую реальность уйти. Вы просто наблюдаете. Игра сама происходит. Даже если Вы выпадете из этого мира, игра продолжится, просто будут другие игроки. Отряд не заметит потери бойца.
# 53:12
Поиск учителя и духовная трансформация
Слушатель: Как найти духовного учителя?
Б.Ч. Бхарати Свами: Слушать сердце свое. Можно слушать большинство. Если большая масса людей считает кого-то духовным лидером, можно прийти к этому лидеру и спросить: «Кого бы Вы мне посоветовали в качестве духовного учителя?» Если он себя назовет, не идите к нему. Если он на кого-то укажет, значит, он уважаемый человек, нужно идти к тому. Если Вы хотите узнать, кто великий шахматист, собираете сведения и узнаете, что это Карпов или Каспаров. Дальше идите к ним и спросите: у кого мне учиться шахматам? Он Вам скажет: «Вот у того». Так же Вы не определите, кто духовный учитель. Арджуна, кстати, задает этот вопрос Кришне. Кришна говорит: «У него нет внешних качеств. Он так же как все говорит, ходит, отправляет нужды свои. Внешне никак не отличишь, но внутренне он всегда со Мной. Он все время думает обо Мне. Он Меня во всем видит. Куда бы ни посмотрел, он видит Мое проявление». А как определить по внешним качествам? Он задом наперед не ходит, не ходит на голове, не делает асану, пранаяму. Он как все. Послушайте мнение большинства и спросите у того, кого большинство считает учителем, кого бы он порекомендовал.
Слушатель: Можно пример привести? Когда мне было 5 лет, мне приснился сон, а через 8 лет я увидел это в жизни. Как к этому относиться?
Б.Ч. Бхарати Свами: Не рассказывать свои сны. Я же не могу Вам верить, вдруг Вы это все выдумали. Проверить нельзя. Я вообще не могу точно утверждать, существуют ли сны. Я же ваших снов не видел.
Слушатель: А исходя из своего опыта?
Б.Ч. Бхарати Свами: Ничего не могу сказать. Когда мне говорят, что видели какие-то сны, мне кажется, что они выдумывают. Как можно видеть с закрытыми глазами? Так что, это все выдумки, скорее всего. Видят глаза. А если глаза закрыты, как же можно видеть?
Слушатель: А слышать?
Б.Ч. Бхарати Свами: А слышат только через уши.
Слушатель: Происходит ли духовная трансформация и необходима ли она вообще? Одно дело, когда ты считаешь себя наблюдателем и просто наблюдаешь, другое дело, когда ты по указанию духовного учителя наблюдаешь и совершаешь какие-то действия.
Б.Ч. Бхарати Свами: Если ты действительно принимаешь духовного учителя, то ты начинаешь действовать как предмет наблюдения. Ты ему предаешься. Кришна в «Гите» говорит, что существует как бы 3 пласта бытия – 3 энергии. Низшая энергия – это предмет возделывания. Это – Дурга (материя). Душа (сознание) воздействует на материю, как работник на поле. Есть Сверхсознание, для Которого мы – сознания являемся полем возделывания. Так же, как материя для нас, мы являемся предметом возделывания для высшего сознания. Окружающий мир есть предмет наблюдения, а внутренний наш мир есть наблюдатель. Предаться учителю, значит сделаться из наблюдателя – из оценивающего в предмет обладания. Отдаться духовному учителю: не оценивать, не судить, а пусть он тобой управляет. Поставить все вещи на свои места.
Сейчас мы считаем себя единственными наблюдателями (единственными делателями). Человек говорит: «Я сам кую свое счастье. Я сам себе хозяин. Все зависит от меня». Он себя ставит в положение преобладателя и предмета преобладания. Другими словами, он себя считает Богом, а все остальное — предметом своего творения. Это неправильное положение вещей. Правильное положение вещей: нужно признать, что существует хотя бы теоретически, такая область бытия, которая тобой управляет, а не ты ей управляешь. И что бы ты ни делал, она всегда главнее и выше тебя. Как бы высоко ты ни поднялся, Господь Бог будет выше тебя. Предавшись Ему, ты становишься для него материей, «глиной», из которой Он уже слепит то, что Ему нравится.
Сначала теоретически признать, что есть такая область бытия, потом искать и, найдя, предаться ей. Сделаться для Него предметом возделывания, но окружающий мир оставить для себя как предмет возделывания. Т.е. выстроить эту вертикаль, иерархию. Сейчас в нашей с Вами вертикали выше нас никого нет. Мы себя поставили на верхушки нашей мнимой пирамиды. Я есть все, а все остальное подо мной. Но есть Шри Вишну Бхагаван Пара – Господь Вседержитель, который всегда над тобой. Он видит все твои помыслы и действия. Предаться Ему – включить в картину мира еще один главный элемент. Не ответил?
Слушатель: Просто меня интересуют не формы и энергии, а какого рода воздействие…
Б.Ч. Бхарати Свами: Если Вы встали на путь бхакти, то он из Вас сделает «мягкую глину», удобную для Себя. Он может, просто не осознавая, заниматься каким-то делом и в руке лепить человечка, а это Вы.
Слушатель: Но это же не физическое воздействие?
Б.Ч. Бхарати Свами: Да. Физическое воздействие мы сами себе устраиваем. Он с нашей душой делает. Если мы предались, то в «Бхагаватам» говорится, что безногий сможет перелезть самую высокую гору. Т.е. Он слепит то, что Ему не хватает как раз в данный момент.
# 1:03:54
Бородавчатые горбуны на посвящении
Слушатель: Это некая эмоциональная трансформация?
Б.Ч. Бхарати Свами: Да. Мы же состоим из эмоций. Мы состоим прежде всего из 3 элементов: воля, ощущение и осмысление. Из них состоит наша душа. Все остальное налепляется. Это некие эмоции. Меняя их, форма меняется. Визульно душа состоит из эмоций. Просто мы сейчас себя облепили такими эмоциями, как жадность, зависть, стяжательство, гордыня. Самое уродливое качество, которое есть – вера в свои силы. Поэтому получаются такие горбуны, и каждая эмоция – такая бородавка волосатая.
Мы же всего не видим, мы смотрим только в зримом спектре. Если на нас посмотреть в такой духовный рентген, то мы такие жуткие, ужасные создания, где каждая эмоция имеет свою форму. Это все налеплено на нас. Просто страшные твари. Когда мы предаемся, представляете в какой ужас мы ввергаем учителя, когда приходим за посвящением? Когда происходит посвящение, мы прихорашиваемся: побреемся, наденем сари, губы намажем. Мы думаем, что можно эти горбы и бородавки спрятать. Это все торчит все равно. Начинается долгая пластическая операция. Духовная диета – аскезы – не делать то, что тебе нравится, а то что целесообразно: воздерживаться от того, что увеличит эти горбы и бородавки. Как любое лечение: прежде всего отказаться от плохого и принимать хорошее. Отказаться от пагубной пищи и принимать лекарственную пищу. Диета – отказ от порочных действий, если возможно, от порочных мыслей. Лекарство – это молитва – мантра. Так происходит лечение.
Помните: горбунья в 10-й книге «Бхагаватам»? Кришна просто ее взял и выпрямил. Она торговала яблоками, но она была ужасной. Яблоки – это плоды наших прошлых поступков, эмоций. На латыни это называется результат. Вот у нее была целая корзина результатов. За все свои прошлые жизни она накопила много результатов, как и мы. Кришна ей говорит: «Дай яблочко». Она Ему: «Возьми все». Она отдала Кришне все плоды своих прошлых дел. Кришна ее просто взял и выпрямил, она стала красивой. Она потом Ему говорит: «У меня к Тебе одна просьба: можно я буду твоей женой?» Человек пришел в город по делам. Он говорит: «Нет. Извини. Мне надо еще дядю убить родного». Он по-моему сказал ей, что не в этой жизни, короче, отмазался. Поженимся – созвонимся. Так же и мы должны результаты свои отдать Кришне. Кришна тогда исправит этот горб – вытянет.
Слушатель: Это корыстно? Отдать результаты?
Б.Ч. Бхарати Свами: Корыстно? Отдать, чтобы больше дал. Вы отдали яблочко, Он Вам еще больше. Теперь мы узнали, что нам делать. Хорошо, корыстно. Значит, хотя бы так Кришне предаться.
# 1:09:48
Внимание и контроль мыслей
Слушатель: Что такое внимание?
Б.Ч. Бхарати Свами: Внимание – это порыв души. Собственно, внимание — это среда в которой душа живет, в оболочке. Там, где внимание, там ты. Они говорят: «Я весь внимание». Дело в том, что душа, как я уже сказал, состоит из 3-х элементов: самоосмысление, воля и ощущение. Самоосмысление – это и есть внимание. Нельзя сказать, что только внимание есть ты, но внимание – это главная часть тебя. Как божество, которое состоит из 3-х: Кришна, Баларама и Шримати Радхарани. Баларама – воля, Кришна – внимание, Шримати Радхарани – ощущение. Точно так же и мы с Вами: внимание, ощущениеи воля. Но Кришна – самый главный в этой троице. Мы есть внимание, но внимание — не только мы, а главная наша часть.