Бхагавад Гита, Глава 4: «Путь познания»
#35:35
Жертвенность не является частью этого мира. Жертвоприношения
4.24. Все, что связано с жертвоприношением: черпак, масло, огонь, священник, само действо и дары — не от мира сего,
Б.Ч. Бхарати Свами: По-кришнаитски — «трансцендентно».
поскольку жертвенность чужда проявленному миру корысти.
Б.Ч. Бхарати Свами: Все, что является актом жертвования, и все, что сопутствует самопожертвованию, – не от мира сего. Здесь такие не живут.
И дальше Кришна перечисляет: черпак… Тут нужно понимать, что, например, «черпаком» жертвоприношения еще называют Веды. Не нужно буквально понимать, что некая ложка. Конечно, когда мы говорим о ведических жертвоприношениях, которые осуществлялись в массовом порядке в прошлые эпохи в двапару и в трету, в сатья-югу «черпаком» жертвоприношений был ум, рассудок, в котором все это происходило. «Масло» – это мысль и так далее. Свои объяснения. В двапара-югу, посколько Арджуне ближе двапара-юга (они общаются в двапара-югу на рубеже между двапарой и кали), то Кришна говорит для Арджуны понятным языком: черпак, масло, действо, брахман, который повторяет во время возлияния масла мантру.
В кали-югу, поскольку актом жертвования является прославление Кришны, прославление Его ипостасей, Его Самого, то, естественно, под «черпаком», под «маслом», под «священником» нужно понимать нечто другое. Это гуру, это мантра и так далее. Все это не от мира сего. Махамантра, духовный учитель, слова, которыми духовный учитель сопровождает наше с вами жертвоприношение, санкиртана-ягью и так далее – все это не от мира сего. Сам гуру, его учение, мантра, которую он дает, священные книги, возвещающие о санкиртане-ягье. Все это не от мира сего.
Кто совершает любое действие как жертвоприношение и понимает, что они связаны с Беспредельным Сознанием, тот сам скоро соединится с Ним.
4.25. Разные существа видят жертвоприношения по-разному. Для одних это преклонение пред небожителями и кумирами, для других — самопознание. Так все они приносят себя, частицу сознания, в жертву Высшему Сознанию, подобно жертвенному маслу, льющемуся в жертвенный огонь.
4.26. Отрекшиеся от мира приносят в жертву свои чувства — слух, зрение, обоняние, осязание, вкус. Миряне, добросовестно исполняющие свои обязанности, приносят в жертву объекты чувств — звук, цвет, запах, поверхность и вкус.
Б.Ч. Бхарати Свами: То есть, йог или затворник отказывается ощущать, отказывается регистрировать окружающий мир и тем самым, он приносит себя в жертву Брахману – Высшему или, как Кришна говорит, Беспредельному Сознанию, Брахману. Тогда как мирянин, живущий в повседневности, в суетных заботах, не может чувства свои отключить от внешнего мира, потому что он будет совершенно дезориентирован. Но что Кришна говорит? Как мирянину совершать акт самопожертвования? Как соединиться с Высшей Истиной, с Брахманом, с Духом? Это нужно не ощущения свои жертвовать, а жертвовать предметы ощущений. То есть, звук, цвет, запах, поверхность и вкус. Это значит — не слушать что попало, а слушать что надо; смотреть на образы не какие-нибудь, а образы, которые надо. Остальные принести в жертву. Мирянин не может отключить чувства, поэтому он может отсоединить от себя, отвлечь себя от объектов потребления, от объектов корысти и сомкнуть себя с объектами жертв, пред которыми он преклоняется. Если это запах, то запах благовоний, предложенных Кришне. Если это образ, изваяние божества, если это звук, то слушание Бхагаватам, слушание молитв святых и так далее. Он находит чувствам применение. Тогда как йог, гьяни отсекает всякое чувство, всякое ощущение и уходит внутрь себя, а внутри души находится Господь. Так он соединяется с высшим Брахманом, с Высшим духом, с Господом.
4.27. Йоги, отстранив себя от предметов, жертвуют чувства и деятельность чувств, а также десять жизненных потоков, предлагая их огню самоочищения, зажженному знанием.
Б.Ч. Бхарати Свами: Здесь уже про йогу говорится. Если жизненные потоки расставлены правильно, то у человека появляется жизнеутверждающая позиция. Ему хочется жить дальше. Это называется «здоровый человек». Почему здоровый человек сразу залезает на сайт знакомств? Потому что в нем поднимается жизнеутверждающая позиция. Человек больной — у него пропадает жизнеутверждающая позиция. Его уже ничего не интересует. Его не интересуют плоды его утверждения, его жизнеутверждения.
Йог, его задача. Сейчас принято думать, что йога улучшает здоровье. На самом деле йога расставляет…Один из инструментов йоги – это десять или пять видов жизненных потоков расставить таким образом, чтобы не хотелось жить. Не то, что они себя убивают этим. Не хотелось жить — чтобы в уме не возникало жизнеутверждающей позиции. Йог так свои жизненные потоки с помощью упражнений, с помощью воздержаний и так далее. Шива дал все эти йога-асаны количеством восемьдесят тысяч. Шива показал мудрецу (не помню какому) восемьдесят тысяч йоговских поз. Все они призваны, если ими правильно пользоваться…
Слушатель: Изначально были даны для…
Б.Ч. Бхарати Свами: Не для утверждения, не для того, чтобы в человеке, в йоге возникло желание спуститься с гор в красном кашемировом пиджаке и утверждать себя среди множества представительниц Земли, множества Бхудеви, чтобы он так с помощью йоги, позиций или дыхания и так далее, другими способами так восстановил свои жизненные потоки, чтобы жить не хотелось. Антижизнеутверждающие позиции. И он бы мог отстранить себя от объектов жизнеутверждения и уйти внутрь и сгореть.
Высшей точкой или зенитом йоги, это когда тело вдруг вспыхивает огнем, сгорает. Зажженные остановленные жизненный воздух или жизненные соки вдруг разрываются и тело буквально сгорает. Происходит пожар. Видимо, воздух разжигает. В «Бхагаватам» часто описано. Как такой-то царь ушел в лес, шесть месяцев сидел, ограничил себя в этом, этом, задержал воздух. Кришна говорит, что йог отстраняет себя от объектов чувств, жертвует эти чувства и их деятельность и эти десять жизненных потоков в огонь самоочищения, который воспламеняется от знания. Дальше Он говорит про мирян. В чем заключается жертвоприношение мирян?
4.28. Для мирянина жертвоприношением могут быть раздача милостыни, усмирение плоти и изучение священных книг. Все эти пути обязывают действовать и требуют неукоснительного исполнения долга.
Б.Ч. Бхарати Свами: Соответствующего долга. То есть у йогов один долг, у мирян другой долг. Если мирянин будет сидеть у себя дома и вращать свои жизненные потоки, пока жена будет ему стирать и готовить кушать после работы, то это нарушение правил.
Анекдот есть. Поступает в реанимацию. Главный врач спрашивает:
— Ну какие у нас сегодня? Кто у нас поступил?
— Два легких случая и один тяжелый.
— Что там с легким?
— Человек упал с одиннадцатого этажа, второй легкий случай – это лобовое столкновение жигулей с камазом.
— Хорошо, а тяжелый?
— Муж отказался стирать носки.
Везде есть свои правила. Или мыть посуду, не важно. Что-то он такое сделал против правил.
4.29. Жертвоприношением может быть и ограничение количества вдыхаемого воздуха. Если закрыть правую ноздрю и вдохнуть через левую, то потоки нисходящего и восходящего воздуха соединятся на вдохе; затем, если закрыть левую ноздрю и выдохнуть через правую, потоки нисходящего и восходящего воздуха соединятся на выдохе; наконец, если закрыть обе ноздри, воздушные потоки в теле остановятся вовсе. Можно обуздать все чувства, растворив их в жизненном воздухе, для этого нужно ограничить себя в еде.
Б.Ч. Бхарати Свами: Запомнили?
4.30. Все, кто пользуется этими способами, прекрасно сознают: без жертвы невозможно добиться никакого успеха. Заплатив лишениями и принеся в жертву благополучие, такие души наслаждаются плодом жертвоприношений в виде чувственных удовольствий, богатств и власти над природой.
Б.Ч. Бхарати Свами: «Власть над природой» — это мистические совершенства.
В конце концов, жертвующий соединяется с бесконечной Безмятежностью.
4.31. О лучший из потомков Куру, кто не жертвует, тот не получает даже самых простых удовольствий ни на Земле, ни в Высших мирах.
4.32. Эти жертвоприношения описаны в Ведах. Жертвоприношения можно совершать речью, мыслями и делом. Действие лежит в основе любого жертвоприношения. Если к деятельности относиться как к жертвенной, ты не будешь скован ее последствиями.
4.33. Жертвоприношение в мыслях (отречение) выше жертвоприношения милостыни или действий, поскольку любая деятельность совершается в сознании.
Б.Ч. Бхарати Свами: Говорится, что всякая деятельность – лишь плод нашего воображения. Отречение или жертвоприношение в мыслях выше, чем физическое отречение.
4.34. Для того, чтобы постичь смысл вышесказанного, нужно обратиться к духовному учителю,
Вышесказанное – это жертвоприношение в мыслях (отречение в сознании) выше жертвоприношения от предметов. Жертвоприношения предметами или отречение от предметов.
4.34. Для того, чтобы постичь смысл вышесказанного, нужно обратиться к духовному учителю, смиренно задавать ему вопросы и покорно слушаться его во всем. Великие души, сведущие в духовной науке и соприкоснувшиеся с Абсолютной Истиной, наделят тебя этим знанием, которое есть не от мира сего.
4.35. Познав истину от учителя, ты навеки избавишься от иллюзии. Ты увидишь, что все живые существа не отличаются друг от друга. В каждом из них присутствует единое сознание (Высшее Я), различаются лишь плотские оболочки. Я нахожусь внутри каждой частицы сознания. Я — их высшая причина. Я — Сверхсознание, из Меня появляются частицы сознания, и Я нахожусь вне и внутри них.
4.36. Даже совершив самые отвратительные поступки, ты сможешь не навлечь на себя последствий и выбраться из океана страданий, если поймешь смысл вышесказанного — воспользуешься кораблем знания.
4.37. Как огонь сжигает дерево, не оставляя следа, так знание сжигает действия, не оставляя последствий.
Б.Ч. Бхарати Свами: Кришна говорит: «Если действовать сознательно, не будешь нести ответственности».
4.38. Самое желанное вознаграждение за жертвенность — знание о собственной вечности. После многих усилий бескорыстная деятельность приносит совершенный плод: в сердце твоем открывается знание не от мира сего — знание о твоей вечной природе.
4.39. Знание, что не от мира сего доступно всякому, кто обладает разумом, обуздал чувства, признает заветы и поступает бескорыстно. Кто, действуя бескорыстно, очистил сердце от желания обладать чем-либо, тот обнаруживает внутри себя знание о собственной вечности. Тогда он обретает умиротворение, ему больше не страшны рождение и смерть. Он рвет цепь перерождений и вступает в вечность.
4.40. И тот, кто лишен знания, и тот, кто обладает знанием, но не имеет веры, а также тот, кто уверовал, но все же сомневается — ни один из этих людей не поймет своей истинной сути и не обретет умиротворения. Сомневающийся не найдет радости ни в этой жизни, ни в следующей. Кто не определился в вере, тот лишен покоя.
4.41. Кто действует бескорыстно, тот не совершает действий, поскольку не связан их последствиями — спутниками всякой деятельности. Такая душа обретает знание о собственной вечности и избавляется от тревог.
4.42. Кто осознал, что он вечен, тот не несет ответственности за свои поступки. Поэтому, Арджуна, мечом знания уничтожь в сердце сомнения, порожденные самообманом.
Б.Ч. Бхарати Свами: Глава четвертая закончена. Следующая глава пятая «Путь деятельности в отречении».
Слушатель: Жертвенность осознанна или неосознанна?
Б.Ч. Бхарати Свами: И такая, и такая
#51:20
Можно ли действовать бескорыстно?
Слушатель: Если она осознанна, она приводит, например, к бхакти, а неосознанная? Люди бескорыстно действуют, они тоже приходят?
Б.Ч. Бхарати Свами: Бескорыстно невозможно действовать. Всегда существует корысть. Бескорыстная деятельность, если она не направлена на центр, на Кришну, она ограничена кругом бенефициаров этой жертвенности.
Человек-альтруист – это тот, кто живет ради людей. Действительно человек бескорыстный, но бескорыстный в ограниченных рамках, в неком ограниченном пространстве. Его бескорыстие ограничено человечеством. Филантроп – это тот, кто любит людей. «Фило», «антропос» — любящий людей. Например, для того, чтобы победить СПИД, он жертвует на эксперимент над животными. Например, чтобы когда Земля столкнется, найдет на небесную ось, нужно заранее подготовиться, чтобы не погибли, создали колонии на Луне, на Марсе. Для этого нужно найти жизнь на Марсе. Для чего жизнь на Марсе? Вот зачем людям жизнь на Марсе? Для того, чтобы найти жизнь на Марсе и туда потом переселиться. Соответственно, они летят на Марс, они берут образцы этой жизни, они ее ковыряют, они ее из дома забирают. Может она там живет себе припеваючи там, марсианской жизнью. Нет, они ее на Землю и начинают пинцетами своими ковырять. Ради чего? Ради блага людей. Для людей, конечно, он благодетель, а для той марсианской плесени – колонизатор, захватчик и живодер.
Или, например, человек, жертвующий ради будущего своих детей или детей, которых он взял из детского приюта, или вообще детей. Или, например, человек, который выступает против жестокого обращения с животными: «Нельзя издеваться над курицами. Пусть они живут в естественных условиях, и тогда их мясо будет вкуснее. Нельзя убивать рыбу во время нереста. Пусть она икру мечет, а потом уже мы можем…Тогда нашему поколению достанется…они хоть вкус икры попробуют». Сейчас бьют тревогу, что икры нет, что наши дети, возможно, уже не почувствуют вкус икры.
Любая жертвенность корыстна. Корыстна — это значит ограничена широким или узким кругом бенефициаров, то есть, получателей акта жертв. Но если жертвовать Всевышнему, то когда хорошо одному, тогда хорошо всем. А когда хорошо всем, не хорошо никому. В этом секрет. Когда ты действуешь для всех, то радости никому от этого. А когда ты жертвуешь одному, хорошо всем. Я знаю этого одного. В смысле, слышал. «Все для блага человека» — «Я знаю этого человека». При Брежневе был такой анекдот. Кто застал еще плакаты: «Все на благо человека!» И на очередном съезде выходит Леонид Ильич Брежнев и говорит: «Дорогие товарищи! Все во благо человека! И я знаю этого человека». Точно так же все для блага одного, тогда всем хорошо. Почему все говорят, что при Сталине хорошо было? При Брежневе хорошо было? Потому что все было для одного человека. И всем было хорошо. Когда для всех, недовольны. При Сталине не было недовольных. Все были довольны. При Брежневе все были довольны, кроме евреев, конечно. Поэтому они и уезжали. Когда все для блага человека, то икра пропала.
Транскрипция: Даная
Корректор: Вишнуприя Д. Д.