Бхагавад Гита, Глава 3: «Путь действия»
Бхагавад Гита, Глава 3: «Путь действия» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 19 декабря 2009 года
- Карма йога. Путь действия (00:00)
- Пример из жизни царя Джанаки (12:08)
- Путь к свободе лежит через исполнение долга без привязанности к плодам деятельности (19:31)
- Что такое вещество? (21:26)
- Вещи существуют только в нашем сознании (26:49)
- Вещество существует в трех состояниях (37:13)
- Освобождение от страха и самообмана (38:02)
- Чистая преданность – это естественное состояние души (40:51)
- Что заставляет душу совершать грех (42:47)
Карма йога. Путь действия
Б.Ч. Бхарати Свами: Глава третья «Гиты», она называется «Карма йога. Путь действия».
3.1. Арджуна спросил: «Кришна, Ты утверждаешь, что внутренняя деятельность лучше внешней. Тогда почему велишь мне участвовать в этой войне?
3.2. Разве не противоречишь Себе? С одной стороны, призываешь к действию, с другой — к самопознанию. Какой же из двух путей лучше?»
3.3. Всевышний отвечал: «Я объяснил тебе два способа освобождения от рабства страха. Первый — действовать бескорыстно; второй — обратить свой разум внутрь. Но поскольку и тот, и другой способы даруют свободу и ведут к преданности Безусловной Истине, между ними нет разницы — это два отрезка одного пути.
3.4. Не совершая предписанной деятельности, нельзя обрести знания, ведущего к свободе. Если отказаться от действий как таковых, но в мыслях желать плодов действий, ты не обретешь свободы.
3.5. Действовать невозможно перестать даже на мгновение. Живое существо вынуждено действовать, находясь под влиянием трех состояний обмана. Потому для замутнённого сознания предписаны очистительные действия.
3.6. Глупец и лицемер тот, кто ограничивает деятельность членов тела, а сам размышляет об объектах чувств.
3.7. Мирянин, умом обуздавший чувства и не привязанный к плодам труда, гораздо выше лицемера, отрекшегося от деятельности. С помощью предписанной деятельности можно освободиться от рабства иллюзии: этот путь называется карма-йогой.
3.8. Выполняй предписанный тебе долг. Бездействуя, невозможно поддерживать себя, потому лучше неумело выполнять свои обязанности, чем не выполнять их вовсе.
Разъяснение Шрилы Бхактивиноды Тхакура.
Если человек верен долгу, но не ради плодов труда, его сердце постепенно очищается от корысти, и он рвет связь с внешним миром. Когда человек превзойдет состояние непривязанности и свободы, Всевышний призовет его в мир бескорыстной преданности.
3.9. Деятельность, совершаемая не ради себя, а ради Всевышнего, называется жертвоприношением. Любая другая деятельность, с какой бы целью она ни совершалась, является корыстной и привязывает к миру перерождений. Не вожделей к плодам труда, а исполняй долг как жертвоприношение. Бескорыстная деятельность ведет к преданности. Когда Всевышний откроется тебе, ты обретешь чистую, ни с чем не смешанную преданность Ему.
Б.Ч. Бхарати Свами: Здесь говорится, что любое внимание, кроме внимания на середину, является рассеянным вниманием, или эгоизмом.
3.10. На заре творения Творец создал обитателей Вселенной и велел им совершать жертвоприношения: «Пусть священные таинства будут для вас убежищем. Совершая их, вы будете богатеть и процветать», — обещал Он своим чадам. Жертвуя, вы исполните свои желания».
Кришна здесь говорит о Брахме. О том, что взаимная жертва «цементирует», или связывает, обитателей универсума, обитателей Вселенной.
3.11. «Жертвоприношениями добивайтесь благосклонности богов, — назначил Он людям, — и они, довольные вами, обеспечат вам успех во всех начинаниях. Взаимное расположение поможет вам пользоваться благами мира».
3.12. Боги — Мои наместники в сотворенном мире. Они удовлетворят все твои потребности, если будут довольны жертвоприношениями. С Моего ведома боги пошлют тебе дождь, солнце и все, что необходимо для обильного производства пищи. Кто наслаждается дарами природы, не предлагая их богам, совершает грех воровства.
3.13. Принимая в пищу остатки пяти жертвоприношений вселенским богам, праведная душа искупает пять грехов насилия по отношению к другим существам. Скупцы, вкушающие дары природы лишь для своего удовлетворения, приобщаются к греху.
3.14. Живые существа растут от пищи, пища растет от дождя. Дождь происходит от жертвоприношения, а жертвоприношение происходит от действия.
3.15. Действие рождается из священных Вед, а Веды происходят из Акшары, Безупречного и Непогрешимого. Таким образом, Вездесущий стоит за всеми жертвоприношениями.
3.16. Если живое существо, на какой бы ступени знания или деятельности ни находилось, нарушает этот порядок, установленный Всевышним, оно, непременно, ведет греховную жизнь.
3.17. Тот же, кто черпает счастье и радость внутри себя и полностью удовлетворен, освобождается от обязанностей, определенных священными писаниями.
Б.Ч. Бхарати Свами: То есть тот, кто ушел во внутренний мир, таким образом отринув от себя мир сотворенный, в котором все держится на взаимном жертвоприношении, на взаимном жертвовании, тот, кто ушел внутрь себя, рвет внешние связи и больше не обязан совершать жертвоприношения и больше не обязан следовать Священным Писаниям.
Слушатель: Карма-йога, да?
Б.Ч. Бхарати Свами: Да. Карма-йога – это быть добрым человеком. Это значит жертвовать предкам, жертвовать ныне живущим, избегать насилия и жертвовать богам. И карма-йога ведет постепенно, Кришна здесь говорит, к тому, что этот широкий круг бенефициаров жертвоприношений сужается до одного юридического лица – Вишну. А потом сужается еще до одного физического лица – Кришны. И это называется уже бхакти.
То есть это есть субъективная эволюция знаний, когда количество бенефициаров твоих действий — от детей, родителей, предков, сильных мира сего, мудрецов, писателей, танцоров и актеров, богов — сужается до одного юридического лица, потом до одного физического лица. Сначала до ИП, а потом до физического лица.
Что такое ИП? Индивидуальный предприниматель – это Господь Вишну. Потому что Он что-то «предпринимает», он поддерживает какое-то строение. Он Хранитель то есть, Он Поддержатель – это есть индивидуальный предприниматель. Он «предпринимает» некие действия. А Кришна – это физическое лицо, Он избавлен от всяких налогов, от проверок, Он не занимается работой, Он только играет. АО – это Брахма, Вишну, Шива, Санкаршана.
Итак,
3.17. кто черпает счастье внутри себя, кто полностью удовлетворен, освобождается от обязанностей, определенных священными книгами. Он трудится во внешнем мире лишь для того, чтобы обеспечить плоть свою самым необходимым.
3.18. Кто мыслит себя частью мира сознания и живет внутри мира сознания, тот во внешнем сотворенном мире не обретает благочестия, исполняя долг, и не навлекает на себя грех, пренебрегая долгом. В удовлетворении личных потребностей такая душа не зависит ни от кого бы то ни было: ни от небожителей, ни от примитивных существ.
Б.Ч. Бхарати Свами: Мы в пятой читали про Джаду Бхарату, который вел жизнь удава. Если пища сама шла ему в рот, он ел. Если не шла, он не ел. Если ему приносили поесть, он ел. Давали какую-нибудь одежду, он носил ее, не давали – его одежда приходила в ветошь, и он ходил совершенно нагим. Помните, он говорит: «Иногда я хожу в царских одеждах, а иногда вообще не ношу никаких». Когда царь его спросил:
– А как же ты живешь, собственно?
– Валяюсь в овраге.
Слушатель: Очень просто, никаких проблем.
Б.Ч. Бхарати Свами: В Индии проще. Он не знал реальных условий мира.
Слушатель: Не бывал?
Б.Ч. Бхарати Свами: На севере не бывал.
3.19. Не привязывайся мыслями к плодам труда своего, но исполняй предписанный тебе долг как данность. Действуя непрерывно, без вожделения к плодам труда, ты обретешь свободу. Но истинно свободен единственно тот, кто безусловно предан Абсолютной Истине, Всевышнему и трудится бескорыстно ради Него.
#12:08
Пример из жизни царя Джанаки
3.20. Святые цари Джанака и многие другие исполнением долга достигли совершенной свободы. Наподобие той, что достигают йоги.
Б.Ч. Бхарати Свами: То есть, миряне… Он приводит пример царя Джанаки. Это отец Ситы. Исполнением своего долга они достигали такой же свободы, как и йоги, отрекшиеся от мира.
3.20. Поэтому исполняй свой мирской долг, хотя бы в назидание остальным.
3.21. Обыватели склонны подражать великим. Любое мнение знаменитого человека они принимают как истину.
Б.Ч. Бхарати Свами: Включаешь иной раз телевизор, и там берут интервью у певички какой-нибудь. Ее спрашивают: «Что вы думаете о продлении договора «Стратегических наступательных вооружений» между Россией и Америкой?» И она дает свое веское, экспертное заключение. Или у штангиста какого-нибудь, или у бодибилдера спрашивают: «Как вы считаете, Христос действительно был?» или «Сколько весит душа?» И он дает свое экспертное заключение.
И, как здесь говорит Кришна, обыватели склонны любое мнение знаменитого принимать за истину. И дальше полетели по просторам блогосферы мнения знаменитого человека по поводу ограничения стратегических наступлений, по поводу веса души, потепления климата, таяния айсбергов и так далее.
То есть тот, кто оказался в центре внимания по любому поводу, становится законодателем истины. Кришна говорит, что обыватели склонны подражать великим.
3.22. Мне не к чему стремиться, ибо все принадлежит мне. Я, Владыка всего сущего, не связан долгом, но даже Я действую.
Б.Ч. Бхарати Свами: Это индивидуальный предприниматель. Кришна здесь на Курукшетре говорит, что Он тоже является юридическим лицом, то есть лицом, подверженным некой юрисдикции, то есть лицом подсудным. Мы знаем, что Господь Рама тоже является юридическим лицом, потому что когда Его чернь осудила за то, что Он приблизил к Себе Ситу, проведшую целый год в доме чужого мужчины, то Он, боясь позора, выгнал ее в лес. То есть Он подвержен влиянию осуждающих Его, подвержен юрисдикции, то есть Он лицо юридическое.
Тогда как Кришне, в общем, было безразлично мнение окружающих, что о Нем подумают по поводу того, что Он… Не просто Его жена ушла и провела, вернее, не ушла, а была похищена и провела год в чужом доме, а Он отбил чужих жен количеством 16 тысяч у законного мужа, женился на них официально и жил с ними до конца жизни. И что бы ни говорили о Нем другие, Ему было безразлично. То есть Кришна здесь демонстрирует явные признаки лица физического, неподсудного.
3.23. Если Я перестану действовать, —
Б.Ч. Бхарати Свами: Говорит Высший индивидуальный предприниматель, —
люди, последовав за Мной, тоже откажутся исполнять свой долг.
3.24. Если Я пренебрегу Своим долгом, то, следуя Моему примеру, обыватели откажутся от своих обязанностей и тем погубят себя. Из-за Меня в обществе воцарится смута, на свет появятся нечестивцы. Я буду повинен в том, что испортил жизни целых поколений.
3.25. О храбрый воин! Чей разум обращен внутрь, должен действовать хотя бы для того, чтобы научить действовать других бескорыстно.
3.26. Приверженцы пути самопознания не должны смущать умы невежественных, привязанных к мирским удовольствиям людей назиданиями вроде: “Оставь свой долг! Будь свободен!” Напротив, мудрый действует во исполнение долга, но не привязывается к плодам труда. Так он вовлекает в благую деятельность обычных людей.
Б.Ч. Бхарати Свами: Оные говорят: «Хотите быть счастливы — будьте ими» Хочешь быть счастливым – будь им. Это сродни этих призывов: «Оставьте свой долг! Будьте свободны!» Как будто, чтобы избавиться от иллюзии, нужно просто взять и прозреть. Говорят, что для того, чтобы быть счастливым, нужно просто почувствовать себя счастливым. Или иные говорят: «Для того, чтобы быть преданным, нужно просто почувствовать себя преданным». Сахаджия-вайшнавы так говорят.
Кришна говорит здесь, что просто создав в уме это построение «я счастлив, я свободен», как советуют утром подходить к зеркалу и пока бреешься или чистишь зубы, нужно смотреть на свое отражение и убеждать его в зеркале, что ты счастлив.