Бхагавад Гита, Глава 2: «Материя и Cознание»
Бхагавад Гита, Глава 2: «Материя и Cознание» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 12 декабря 2009 года
- Цель жизни материалистов — насыщение жизни впечатлениями (00:00)
- Что такое рай? (03:21)
- Добрые поступки (карма) и самосознание (гьяна) (04:27)
- Стремление накапливать и сохранять накопленное (04:46)
- Относительная и Абсолютная Истина (05:05)
- Цель изучения священных трактатов (05:21)
- Что такое бескорыстная деятельность? (05:33)
- Какая деятельность является служением? (05:50)
- Какие условия необходимы для служения Истине? (06:10)
- Страдания и корыстная деятельность (06:31)
- Умиротворенный рассудок. Секрет «буддхи» (06:56)
- Как с помощью разума освободиться от рабства перерождений? (07:22)
- Что такое «священные книги»? Что такое рай? (08:03)
- Какие признаки у человека, осознавшего свой дух? (11:22)
- Усмирение ненасытных чувств. Вкус к наслаждению (12:52)
- Как обуздать чувства? Гнев и умопомрачение (13:57)
- Как обрести свободу? (14:33)
- Состояние душевного равновесия (14:54)
- Беспокойство ума — лишение рассудка (15:27)
- Мемуары Гиляровского «Мои скитания» (15:47)
- Что такое день и ночь? Что такое внутренняя и внешняя действительность? (18:04)
- Чем отличается сон от яви? (18:57)
- Реальность творческого человека и обычного человека (20:14)
- Внутренняя радость и внешнее беспокойство (22:55)
- Как определить умиротворенного человека? (23:34)
- Соприкосновение с Безусловной Истиной (24:03)
Цель жизни материалистов – насыщение жизни впечатлениями
2.42, 43, 44. Они очарованы сладкими, но ядовитыми словами Вед, где обозначены пышные обряды и жертвоприношения. Прельщенные мирскими ценностями, они не видят разницы между пользой и вредом.
Б.Ч. Бхарати Свами: Например, они говорят: «Нужно прожить яркую насыщенную жизнь. Цель наша – это прожить яркую насыщенную жизнь: слетать туда, полежать на таком песочке, посидеть в спа» То есть, насытить свою жизнь разными впечатлениями – это цель. Чем больше впечатлений ты пропустил через себя, тем более удачная у тебя жизнь. На гастрономическом уровне это – чем больше ты съел, чем больше ты продуктов превратил в продукты жизнедеятельности, тем более удачная жизнь. Чем больше продуктов питания ты превратил в продукты жизнедеятельности…
Слушатель: Тем более широкий спектр их должен быть и объемы.
Б.Ч. Бхарати Свами: Да, цветовая, вкусовая гамма.
Слушатель: Да, гамма должна быть обширная.
Б.Ч. Бхарати Свами: И продуктов питания, и продуктов жизнедеятельности.
Слушатель: Продукты жизнедеятельности после этого обширные, разные.
Слушатель: По пятницам в ресторан обязательно.
Б.Ч. Бхарати Свами: Почему?
Слушатель: Потому что, а что делать?
Б.Ч. Бхарати Свами: А рыбный день?
Слушатель: Мне клиентка говорит: «А что ты по ресторанам не ходишь в субботу, в пятницу? Не ходите с мужем в ресторан? Как это вы не ходите?»
Б.Ч. Бхарати Свами: Цель жизни – это как можно больше пропустить через себя впечатлений. А поскольку впечатления всегда в прошлом, то мало того, что ты их ощущаешь. В общем, разницы нет между красной икрой и коркой хлеба. Для живота разницы никакой.
Слушатель: Не говоря уже о том, где ты это съел.
Б.Ч. Бхарати Свами: Да.
Слушатель: Ну, там пофорсить просто.
Б.Ч. Бхарати Свами: Вот. Другие должны увидеть, что твои продукты питания разнообразны, и для того, чтобы положить их в рот, нужно больше затратить усилий. Это означает — дорогие продукты.
Слушатель: Конечно, аренда в “Европейском” 450 тысяч рублей.
Б.Ч. Бхарати Свами: Дорогие – это значит, для того, чтобы получить это, нужно затратить больше своих сил или сил своих подчиненных. Это, значит, дорогое. То есть, чтобы получить, нужно обменять это на большее количество усилий. Но еще нужно и другим показать, что ты трудоемкие продукты питания перерабатываешь в продукты жизнедеятельности. Надо это обязательно другим показать, потому что если это есть в темноте и никто об этом никогда не узнает, тогда и вкус уже не тот.
Поэтому, когда папа говорит, что нужно сыну или дочери «устроить лучшую жизнь», это подразумевается снабдить его большими возможностями получать впечатления.
Например, дать ему образование. Это значит, с помощью образования он может вознестись на такую высоту человеческого общества, где он больше будет перерабатывать впечатлений и показывать другим, что эти впечатления ему доступны.
#03:21
Что такое рай?
Здесь говорится, что эти глупцы живут ради удовольствий и мечтают попасть в рай.
Поскольку рая нет, то в рай на Земле. «Рай» — это, значит, в офисе на 120-м этаже. Потому что там и экология уже другая, и можно видеть, как у твоих ног весь город с его страстями, огнями, и ты взираешь на них. Или как вот этот, который сейчас в тюрьме, негр пирамиду построил. У него был офис на каком-то там сотом этаже в Нью-Йорке, какой-то самый лучший офис. И он очень любил мочиться с этого сотого этажа на муравьев, которые там ползают внизу.
Слушатель: Там, наверное, ничего не долетало, я думаю. Но сам факт примечателен.
Б.Ч. Бхарати Свами: Вознестись в рай…
Слушатель: И обгадить остальных, которые остались.
#04:27
Добрые поступки (карма) и самосознание (гьяна)
2.45. Добрые поступки и самопознание, к чему призывают Веды, относятся к трем состояниям самообмана. Но ни добрые поступки, ни самопознание не имеют ничего общего со служением Истине. Истина находится по ту сторону добра и зла.
#04:46
Стремление накапливать и сохранять накопленное
2.45. Служить Истине можно, лишь отказавшись от стремления накапливать и сохранять накопленное. Только расставшись с обманом, можно служить Истине.
#05:05
Относительная и абсолютная Истина
2.46. Все нужды, которые ты удовлетворяешь с помощью маленького водоема, можно удовлетворить с помощью большого. Всё, чего ты достигаешь, преклоняясь перед относительной истиной, можно достичь, служа Истине Абсолютной. Бескорыстная преданность Истине — единственное, чему учат святые.
#05:21
Цель изучения священных трактатов
2.46. Цель изучения священных книг — понять, что сознание обретает мир, только бескорыстно служа Безусловной Красоте.
#05:33
Что такое бескорыстная деятельность?
2.47. Бескорыстная деятельность означает, что ты действуешь во имя долга, но не претендуешь на плоды деятельности. Ты не должен работать ради наслаждения плодами работы, но и не должен привязываться к пренебрежению долгом.
#05:50
Какая деятельность является служением?
2.48. Если ты откажешься от плодов труда, твоя деятельность обретет иное качество — превратится в служение. Относись одинаково к успехам и неудачам, будь верен своей природе. Ибо непременное условие служения Истине – это умение быть уравновешенным в победах и поражениях.
#06:10
Какие условия необходимы для служения Истине?
2.49. Бескорыстная деятельность, в отличие от деятельности ради выгоды, не несет страданий. Кто жаждет плодов деятельности, тот воистину несчастен, поскольку истощает себя неисчислимыми желаниями.
#06:31
Страдания и корыстная деятельность
2.49. Кто жаждет плодов деятельности, воистину несчастен, поскольку истощает себя неисчислимыми желаниями. Потому с точки зрения здравого смысла, не говоря уже о долге, лучше действовать бескорыстно.
Кто не привязан к плодам труда, тот уже в этой жизни не сковывает себя последствиями хороших и дурных поступков. Потому будь бескорыстным.
#06:56
Умиротворенный рассудок. Секрет буддхи
2.50. Кто действует бескорыстно, тот знает, как поступать, поскольку его разум умиротворен. В этом секрет буддхи — разумного подхода к деятельности.
Б.Ч. Бхарати Свами: Говорится, что кто не привязывается к плодам труда, тот спокоен, умиротворен. А кто умиротворен, у кого в уме всегда спокойно, тот не совершает ошибок.
#07:22
Как с помощью разума освободиться от рабства перерождений?
2.51. С помощью разума можно освободиться от рабства перерождений. Кто сознательно отказался от плодов деятельности, тот всегда пребывает в состоянии совершенного покоя.
С помощью разума можно освободиться от рабства рождения и смерти. Это значит — перестать привязываться к плодам. Тогда не надо будет рождаться, чтобы пожинать эти плоды. Кто сознательно отказался от плодов деятельности, тот всегда пребывает в состоянии невозмутимого покоя, которое называется состоянием свободы.
2.52. Когда разум не осквернен обманом, ты безразличен к маловажным вещам, о которых слышал прежде или услышишь потом.