Бхагавад Гита, Глава 1: «Сомнения Арджуны»
Бхагавад Гита, Глава 1: «Сомнения Арджуны» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 5 декабря 2009 года
- Битва на Курукшетре между Пандавами и Кауравами (00:00)
- Сомнения и печаль Арджуны (01:37)
- Разрушение семейных ценностей (04:17)
- Мудрые нравоучения Кришны (05:45)
- Размышления тоскующего Арджуны (06:22)
- Кришны о природе материи и сознания (07:39)
- Способ достижения свободы в бренном мире (08:31)
- Природа сознания: бессмертное, неуничтожимое, неизмеримое, нерожденное, неиссякаемое (09:08)
- Смерти не существует. Осознание своей вечности (10:07)
- Какие признаки осознавшей души? (10:58)
- Свойства вечносущего сознания (15:08)
- Точка зрения материалиста (16:18)
- Фильмы и актеры (16:50)
- Неизбежность смерти и вечность жизни (18:41)
- Общественный долг и общество материалистов (19:48)
- Долг (свадхарма) перед окружающим миром бывает двух видов: внутренний и внешний. Комментарий Бхактивинода Тхакура. (20:28)
- Нравственный долг и справедливость (22:06)
- Двойственность материального мира (23:01)
- Что такое высший долг? Как с помощью разума избавиться от последствий своих действий? (23:16)
- «Будха-йога» — разумный подход к собственному развитию. Этапы «будхи-йоги» (23:29)
- «Бхакти-йога» — «будхи-йога» в наиболее чистом виде (24:02)
- Служение высшей Истине. Смертельная опасность (махабхая) (24:16)
- Отречение (мукти) — полная, завершенная смерть (24:50)
- Как избавиться от отречения (мукти) и корысти (бхукти)? (25:23)
- Служение дьяволу, майе и служение Абсолютной Истине (26:09)
- Одержимость бесами корысти и отречения (27:03)
- Господь Бог — «абхая», вне страха (27:51)
«Бхагавад гита», Глава 1. Сомнения Арджуны
Битва на Курукшетре между Пандавами и Кауравами
1.7. В нашей армии тоже немало воинов и военачальников, прославившихся великими подвигами. Я перечислю их по именам, чтобы ты знал, с кем предстоит биться плечом к плечу.
1.8-1.9. Рядом с тобой, достойнейшим, кому всегда сопутствует победа, будут сражаться Бхишма, Карна, Крипачарья, Ашватхама, Викарна, Саумадхати, Джаядрадха и другие герои, искусные в ратном деле.
1.17-1.18. Все военачальники трубили в свои раковины: искусный лучник Каширадж, великий Шикхандин, Дхриштадьюмна, Вирата, Сатьяки, царь Друпада, сыновья Драупади и доблестный сын Субхадры Абхиманью.
1.19. Раскатистые звуки боевых раковин огласили землю и небо, наводя ужас на твоих сыновей.
1.20. О царь, в этот самый миг Арджуна поднялся в колеснице под знаменем Ханумана, чтобы пустить стрелы во врага. Но, увидев во вражеском войске своего двоюродного брата и его соратников, он отложил лук и стрелы.
Б.Ч. Бхарати Свами: У нас получилось: «но, увидев в боевых рядах своего двоюродного брата Дурьодхану и его соратников…»
В этот самый миг Арджуна поднялся в колеснице под знаменем Ханумана, дабы выпустить стрелы во врага. Но, увидев в рядах неприятеля своего двоюродного брата Дурьодхану и его соратников, он отложил лук и стрелы.
# 01:37
Сомнения и печаль Арджуны
1.21-1.23. «Дорогой Кришна, — сказал он, — выведи колесницу ближе к вражескому войску, я хочу видеть лица тех, с кем мне предстоит скрестить оружие. Эти воины прибыли сюда, чтобы исполнить злую волю своего предводителя Дурьодханы».
1.24-1.25. Санджая сказал: «После того, как Арджуна, победитель сна, произнес эти слова, Шри Кришна, Повелитель чувств, направил великолепную колесницу меж двумя армиями и, остановившись против Бхишмы, Дроны и других царей, сказал: «Арджуна, теперь ты видишь перед собой Кауравов, собравшихся, чтобы сразиться».
1.26. Окинув взором оба войска, Арджуна увидел старейшин своего рода, дедов, учителей, дядьёв, братьев, сыновей, внуков, тестей, родственников и друзей.
1.27. При виде близких, готовых убить друг друга, Арджуна опечалился:
1.28. «О Кришна! Глядя на родных и близких мне людей, готовых сегодня умереть, я чувствую, как мои члены немеют и во рту пересыхает.
1.29. Мое тело дрожит, волосы встают дыбом, кожа пылает, и лук Гандива выскальзывает из рук.
1.30. Милый друг! Я не в силах совладать с собой. Ум в смятении, я предчувствую страшную беду!
1.31. Что справедливого в убийстве родичей? Какая радость от победы, если она достается ценой жизни близких мне людей?
1.32-1.34. Что мы будем делать потом, если те, ради кого живем, — учителя, сыновья, деды, дяди, тести, внуки, зятья, друзья и родичи — перебьют друг друга? Неужели Ты полагаешь, что можно быть счастливым, захватив имущество близких? Друг мой, даже если они захотят лишить меня жизни, я не буду их истреблять.
1.35. Я не желал бы стать повелителем даже всех трех миров, не говоря уже о Земле, если для этого нужно будет убить брата Дурьодхану.
1.36. Грех падет на меня, если я умертвлю своих учителей и покровителей, хотя бы они и пришли ко мне с недобрыми намерениями. Как можно отбирать жизнь у близких, если мы живем ради них и с ними связываем надежды на счастье?
1.37-1.38. Воистину, их сердца разъедены жадностью, они не видят греха в том, чтобы драться с друзьями и убивать родных, но почему мы, о Кришна, сознавая губительность подобных действий, уподобляемся неприятелю и участвуем в этом гнусном злодеянии?
# 4:17
Разрушение семейных ценностей
1.39. Со смертью рода рушится семейная преемственность и воцаряется беззаконье, и тогда для грядущих поколений не остается ничего святого.
1.40. Когда в семье отсутствуют святыни, женщины развращаются. Вследствие прелюбодеяний на свет появляется нежеланное, неправедное потомство.
1.41. Нежеланное потомство превращает жизнь семьи в ад. Печальная участь ожидает и предков такого рода, поскольку им не подносят пищу и воду, как было заведено прежде.
1.42. Злодей, ставший причиной гибели своего рода, виновен в смешении благородных и неблагородных семейств. Он посягает на святую семейную преемственность.
1.43. Кришна, нас учили, что души людей, чьи потомки нарушают общественные, семейные и нравственные устои, обречены на вечные муки в аду.
1.44. Увы, мы идем на тяжкий грех! Ослепленные алчностью, ради сомнительных царских радостей мы готовы умертвить родных.
1.45. Я сочту лучшей долей безоружным и без доспехов погибнуть от рук братьев!»
1.46. Санджая сказал: «С этими словами Арджуна отбросил в сторону лук и стрелы и сел в колеснице. Сердце его преисполнилось печали и тоски».
# 5:45
Мудрые нравоучения Кришны
Глава 2.
2.1. Санджая сказал: «Тогда Кришна, Низвергающий печаль и сомнения, обратился к Арджуне, на чьих глазах проступали слезы жалости:
2.2. «Почему в этот решающий час, о витязь, ты стал жертвой заблуждения? Так не подобает думать благородному потомку ариев. Малодушие преграждает тебе дорогу в рай и порочит твое доброе имя.
2.3. Побори в себе трусость, она недостойна доблестного воина. Преодолей слабость, встань и сражайся!»
# 06:22
Размышления тоскующего Арджуны
2.4. Арджуна ответил: «О Бесстрашный, Ты предлагаешь мне убить собственного деда Бхишму и учителя Дрону, перед которыми я преклоняюсь!
2.5. Лучше жить на подаяние, чем лишить жизни великих старейшин. Если мы предадим их смерти и завладеем их имуществом, после этого все наши радости будут иметь привкус их крови.
2.6. Неизвестно, что лучше: победить или быть побежденными. Если убьем сыновей Дхритараштры, жизнь для нас потеряет смысл, если не убьем, они убьют нас.
2.7. Я в смятении и не знаю, что делать! Мне небезразлична судьба рода! Умоляю, объясни, как поступить. В чем мой долг? Сейчас, Кришна, я обращаюсь к Тебе как к учителю и жду Твоих наставлений.
2.8. Даже завоевав царство, равного которому нет на Земле и небесах, я не найду ничего, что утешит иссушающее мою душу горе».
2.9. Санджая сказал: «Так говорил Арджуна, Покоритель врагов и Победитель сна,
Почему-то «Покоритель врагов и Победитель сна» с большой буквы.
…обращаясь к Властелину чувств, Шри Кришне. Затем он объявил: «О Господь, я не буду сражаться» — и замолчал.
# 07:39
Кришна о природе материи и сознания
2.10. Тогда Шри Кришна улыбнулся печальному Арджуне:
2.11. «Арджуна, ты произносишь мудрые слова, но печалишься о том, что недостойно печали. Мудрый не скорбит ни о живых, ни о мертвых.
2.12. Не было времени, когда Я, ты и все эти цари не существовали. Мы есть в настоящем, были в прошлом и не перестанем быть в будущем.
2.13. Подобно тому, как сознание, заключенное в плоть, сменяет тело ребенка на тело юноши, а затем на тело старика, так после смерти оно меняет старое тело на новое. Здравомыслящий понимает, что стоит за этими переменами.
# 08:31
Способ достижения свободы в бренном мире
2.14. Взаимодействия чувств с внешними предметами вызывают ощущения холода, жары, удовольствия, боли. Эти переживания временны, они приходят и уходят. Старайся их переждать
2.15. О благородный, знай, что тот, чей ум уравновешен, кто одинаково спокоен в счастье и несчастье, несомненно готов обрести свободу от рабства бренного мира. Чей ум уравновешен, тот может обрести свободу.
2.16. Тело, как и все, что подвержено изменениям, не существует всегда; всегда существует сознание, оно не претерпевает перемен и не прерывает существования.
# 09:08
Природа сознания: бессмертное, неуничтожимое, неизмеримое, нерожденное, неиссякаемое
2.17. Кто видит истину, тот отличает действительность от наваждения, вечное от временного и знает свойства того и другого.
2.18. Сознание, что пронизывает тело, неуничтожимо. Оно неизмеримо, бессмертно, никто не может погубить его.
2.19. Разрушению подвержена лишь внешняя оболочка вечного, неуничтожимого и неизмеримого сознания. Потому, потомок Бхараты, исполни предписанный тебе долг — уничтожь своих врагов.
2.20. Кто думает, что сознание способно умертвить или быть умерщвленным, тот заблуждается. Сознание не уничтожает и не может быть уничтожено. Оно не рождается, не умирает, не возрождается многократно и не претерпевает перемен. Вечно юное, неиссякаемое, оно живет с незапамятных времен. Тело рождается и умирает, а сознание продолжает жить.
# 10:07
Смерти не существует. Осознание своей вечности
2.21. Арджуна, разве может знающий о том, что сознание неизменно, неуничтожимо, не рождено и неиссякаемо, явиться причиной или орудием смерти?»
Б. Ч. Бхарати Свами: Интересно, что тот, кто знает, что смерти нет, никого не может убить.
Слушатель: Как же он убьет, если смерти нет? Осознание того… В четвертой главе, в конце, когда Кришна говорит Арджуне, что «возьми меч знаний и отруби сомнения. Кто познал, что он вечен, он уже свободен». Вот это осознание, что ты вечен, я понимаю, что я осознаю это или нет?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Как только мы понимаем, то даже никому вреда не можем.
Слушатель: Может, кажется, что я понимаю. На самом деле, может, я не понимаю? Снаружи это видно или нет? Не снаружи, я не знаю, по каким…
# 10:58
Какие признаки осознавшей души?
Слушатель: Во-первых, видно ли это снаружи, а во-вторых, как изнутри понять, что я осознал?
Б. Ч. Бхарати Свами: Очевидно.
Слушатель: То есть, я сама себе могу?
Б. Ч. Бхарати Свами: Сказать можешь.
Слушатель: Я так понимаю, что это просто раз — и ты оказываешься в другом мире за секунду, и когда ты оказываешься в другом мире, у тебя нет вопроса: «Я в другом мире или не в другом?» Ты просто в другом, и это ясно.
Б. Ч. Бхарати Свами: Кришна говорит, что когда это происходит, то все, что с тобой было раньше, тебе кажется сном. Когда человек просыпается, он уже… Допустим, во сне он кого-то убил. Зарезал собственную мать или отца. И во сне ему кажется, что какое-то жуткое преступление совершил. Но когда он просыпается, он понимает, что никого не убивал, что это был сон и нет преступлений. Душа, очнувшаяся ото сна, понимает, что все, что было до этого с ней, это было наваждение. И те события, в общем, не имеют никакой значимости, что настоящие друзья, настоящие окружающие – они вот. Это вайшнавы, это гуру, обитатели духовного мира. Они реальные персонажи, а те, кто были в том мире: мама, папа, враги, начальники, подчиненные, – персонажи сна. И те отношения с ними ненастоящие. О них можно не беспокоиться. Как во сне — проснулся и пару минут думаешь: «Меня же ограбили».
Слушатель: Не, когда такое случается во сне, ты просыпаешься и думаешь: «Слава Богу, это сон!»
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, что ограбили. Никогда не снилось, что ограбили? А когда просыпаешься, думаешь… Первую минуту еще не соображаешь, на каком свете. А потом приходит, что машину не угоняли. Приснилось, что машину угнали. Все нормально. Так же, когда просыпаешься, думаешь.
Слушатель: Облегчение очень большое после того, как проснешься. Прямо, гора с плеч.
Б. Ч. Бхарати Свами: Называется освобождение. Но какой-то привкус еще остается.
Слушатель: Потом он забывается совсем этот сон.
Б. Ч. Бхарати Свами: До следующего сна.
Слушатель: Они-то не знают, что ты просыпаешься.
Б. Ч. Бхарати Свами: Их нет. Вы их видите уже не как отца, мать.
Слушатель: Я их вижу как Камала и всех остальных.
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, когда просыпаешься, это уже не Камала.
Слушатель: Называть его как-то ж надо.
Б. Ч. Бхарати Свами: Душа. Иисус их называл «милый человек».
Слушатель: Добрый человек.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, «добрый человек». Когда к нему пришли, говорят: там мать на пороге, хочет аудиенцию, Он говорит: «У меня нет матери».
Слушатель: Было такое?
Б. Ч. Бхарати Свами: Было. «У меня, — говорит, — нет ее». Ну ладно, пригласите эту женщину. Вообще, это, конечно, очень по-сектантски звучит, что мы сейчас говорим.
Слушатель: Конечно. А мы это никому не скажем. Это не нужно говорить этим людям. Зачем им это знать?
Б. Ч. Бхарати Свами: В общем, после пробуждения уже не видишь их, как видел раньше во сне. Игра кончилась в дочки-матери и уже да, не дочка и не мать. Куколки.
# 15:08
Свойства вечносущего сознания
2.22. Как человек сбрасывает с себя старую одежду и надевает новую, так сознание надевает новое тело, сбросив старое и бесполезное.
2.23. Сознание невозможно пронзить оружием, сжечь огнем, утопить в воде или иссушить ветром.
Забальзамировать то есть. Иссушить ветром – это значит забальзамировать.
2.24-2.25. Сознание нельзя расчленить, опалить, растворить или высушить. Оно вечно, постоянно, недвижимо и не подвержено изменениям. Для него не существует преград. Оно недоступно восприятию чувств, непостижимо для ума и не претерпевает шести изменений: рождение, рост, размножение, зрелость, старость и смерть.
Размножение в смысле раздвоения личности не претерпевает сознание. Это духовный рост, имеется в виду и эволюция.
Слушатель: Имеется в виду, когда с сознания пелена спадает.
Кто знает об этих свойствах сознания, тому не о чем сожалеть ни сейчас, ни в будущем.
# 16:18
Точка зрения материалиста.
2.26-2.27. Но даже если предположить, что сознание рождается и исчезает, у тебя тем более нет причины для скорби. Что из того, что ты убьешь того, кто обречен на смерть?
Слушатель: Там так и написано? «Что из того, что ты убьешь того…» Да?
Б. Ч. Бхарати Свами: «Того, кто родился, неминуемо ожидает смерть, а кто умер, неминуемо родится».
Слушатель: Призыв к убийству.
Б. Ч. Бхарати Свами: Что из того, что ты убьешь обреченного на смерть?
Слушатель: Умирающего практически. Что страшного в том, что ты убьешь умирающего?