«Безраздельная преданность Богу»
Статья из журнала «The Harmonist», издаваемого под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура в 20–30-е годы XX столетия. (№ 4, XXV том за сентябрь 1927)
«Бхакти-расамрита-синдху» (Пурва, 1.17) дает следующее определение безраздельной преданности Богу (шуддха-бхакти):
клеша-гхни шубхада мокша-лагхутакрит судурлабха
сандрананда-вишешатма шри-кришнакаршани ча са
«Она [безраздельная преданность] – (1) разрушает несчастья; (2) дарует благо; (3) пробуждает презрение к мокше (безличному освобождению от материального рабства); (4) чрезвычайно труднодостижима; (5) суть блаженства, концентрированного в высшей степени; и (6) обладает способностью привлекать самого Шри Кришну».
Слово «несчастья» указывает на грех, «семена» греха и невежество. Человек, в чьем сердце проявилась безраздельная преданность Богу, легко освобождается от греховной деятельности. Греховных побуждений, «семян» греха, также не остается в сердце, освященном преданностью. Невежество – это неверное восприятие подлинной природы души (дживы). С появлением безраздельной преданности спонтанно пробуждается осознание – «я вечный слуга Кришны», поэтому невежество также полностью сходит на нет. Как только свет безраздельной преданности входит в сердце, грех, «семена» греха и невежество мгновенно разрушаются. Таким образом, с появлением преданности Богу, все несчастья и страдания исчезают. Поэтому она – «разрушительница всех несчастий».
Безраздельная преданность «дарует благо». Под словом «благо» понимается любовь ко всему миру, все добродетели, все счастье и тому подобное. Тот, в ком проявилась безраздельная преданность, обретает четыре добродетели: смирение, доброту, отсутствие гордыни и готовность оказывать почтение каждому, тем самым снискав любовь всего мира. Все благочестивые качества характера, присущие чистой душе (дживе), проявляются в таком преданном без усилий с его стороны. В «Шримад-Бхагаватам» (5.18.12) говорится:
йасйасти бхактир бхагаватй акинчана
сарваир гунаис татра самасате сурах
харав абхактасйа куто махад-гуна
мано-ратхенасати дхавато бахих
«В том, кто обладает самозабвенной преданностью Господу Хари, пребывают все боги и все их добродетели. Но разве могут эти благие качества проявиться в том, кто не предан Господу Хари? Такой человек озабочен лишь поиском желанных объектов чувств, всецело повинуясь диктату своих склонностей и пристрастий».
Преданность Богу – источник всех видов счастья. По ее воле можно обрести все: мирские удовольствия, радость безличного слияния с Высшим Брахманом, весь успех, наслаждения, освобождение и т. п. Но поскольку преданный не желает ничего из этого, он получает от нее вечное высшее блаженство.
Преданность пробуждает презрение к мокше. Как только любовь к Богу, даже слабый ее проблеск, проявляется в сердце, благочестие, богатство, страсть и спасение сразу же утрачивают свою ценность.
Безраздельную преданность Богу чрезвычайно трудно обрести. Ее невозможно подчинить своей воле. Несмотря на то, что известны тысячи методов достижения безраздельной преданности, обрести ее невероятно сложно; поэтому совершенство в служении Богу приходит лишь единицам. Богиня преданности удовлетворяет и прельщает большинство своих приверженцев даром спасения. Она не дарует безраздельную преданность до тех пор, пока не увидит полную пригодность кандидата. Именно по этой причине безраздельную преданность так трудно обрести. Шри Рупа Госвами Прабху писал в своей «Бхакти-расамрита-синдху» (Пурва, 1.36):
гйанатах сулабха муктир
бхуктир йагйади-пунйатах
шейам садхана-сахасраир
хари-бхактих судурлабха
«Приложив должные усилия, можно, несомненно, достичь освобождения в форме знания о безличном Высшем Брахмане. Райские наслаждения легко достижимы благочестивой кармой, такой как ведические жертвоприношения. Но пока человек не достиг совершенства в практике преданности, ему не обрести безраздельную преданность Господу Хари, даже несмотря на тысячи различных методов и усилий».
Безраздельная преданность – это суть высочайшего блаженства в его самой концентрированной форме. Ни счастье этого мира, ни осознание безличного Брахмана, умноженное в миллионы раз, не идут ни в какое сравнение с одной каплей океана блаженства безраздельной преданности Кришне. Материальные наслаждения обыденны, а радость освобождения не таит в себе никакой сладости. Оба этих вида счастья полностью отличны от духовного блаженства, которое принадлежит к совершенно другой категории и обладает уникальными особенностями. Нельзя сравнивать два объекта, которые столь категорически отличаются друг от друга. По этой причине те, кто ощутил блаженство преданности Богу, наслаждаются этим особым видом счастья, по сравнению с которым блаженство осознания безличного Брахмана кажется таким ничтожным, как лужица, возникшая в следе от телячьего копытца. Лишь кто ощутил подлинный вкус этого божественного блаженства преданности Богу, знает: оно невыразимо.
Безраздельная преданность способна привлечь Кришну. Шри Кришна покоряется лишь любви Своих преданных. Он всегда жаждет находиться рядом с теми, в чьих сердцах проявилась эта преданность. Его невозможно достичь никаким другим способом.
Шри Рупа Госвами Прабху дает такое определение безраздельной преданности в своей «Бхакти-расамрита-синдху» (1.1.11):
анйабхилашита-шунйам гйана-кармадй-анавритам
анукулйена кришнанушиланам бхактир уттама
«Безраздельная преданность – это практика взращивания сердечной привязанности к Кришне, при которой исключаются все эгоистичные желания и независимость, происходящая от интеллектуальных попыток постичь безличный Брахман».
Иными словами, чистая преданность – это культивация сердечных отношений с Кришной посредством всех чувств. Эта практика должна быть свободна от желаний, не связанных с совершенствованием служения Кришне. В дальнейшем она порождает исключительную привязанность к Кришне и прекращению поклонения различным богам как независимым божествам. Такие сердечные отношения подразумевают естественное и неудержимое влечение к Кришне. Постижение безличного Брахмана или Высшей Души (Господа в сердце) возможны лишь благодаря логике и концентрации (йоге) и поэтому лишены преданности Богу (бхакти). Знание (гьяна) в этой связи означает учение санкхьи и поиск безличного Брахмана. Истинное знание о душе (дживе), материи и Боге, а также о их взаимоотношениях абсолютно необходимо для самоосознания. Такое знание – часть практики смешанной преданности. Под словом «карма» понимается эгоистичная, корыстная и искупительная деятельность, ежедневно совершаемая смартами. Служение Кришне, хотя и имеет внешнее сходство с такой деятельностью, кардинально отлично от кармы, поскольку в его основе лежит самозабвенная и неуклонная преданность Кришне, и поэтому оно известно под словом «бхакти» или «преданность Богу». Отречение (вайрагья) или знание (гьяна), которые предшествуют появлению преданности, также относятся к категории эгоистичных наслаждений (карме). Поэтому единственный показатель безраздельной преданности – это немотивированное, непрерывное и исключительное служение души (дживы) Шри Кришне. Однако может возникнуть вопрос: «Как определить, что наша преданность Богу чиста и беспримесна?» Следующая шлока из «Шримад-Бхагаватам» (11.2.42) дает три критерия безраздельной преданности Богу, благодаря которым мы сможем понять, подлинно ли чувство преданности в нас самих, а также в других, или это лишь его внешнее подобие:
бхактих парешанубхаво вирактир
анйатра чаиша трика эка-калах
прападйаманасйа йатхашнатах сйус
туштих пуштих кшуд-апайо ’ну-гхасам
«В точности как во время приема пищи с каждым проглоченным кусочком одновременно приходит удовлетворение, насыщение и утоление голода, так и, когда преданный посвящает себя святым стопам истинного духовного учителя (сат-гуру), одновременно проявляются три божественных признака: безраздельная преданность Богу, постижение трансцендентной Истины и отстраненность от всего, что не связано с Кришной».
Это применимо лишь к тому, кто уже ощутил, что такое подлинная преданность Богу. Также следует упомянуть относительно шести признаков безраздельной преданности Богу, приведенных в самом начале статьи, что лишь первые четыре из них соответствуют начальной стадии преданности, тогда как последние два проявляются лишь на стадии совершенства.
Автор текста неизвестен
Переводчик на русский язык: Вриндаван Чандра дас
Редактор: Традиш дас