«Бесконечное, безусловное, непостижимое существо»
«Бесконечное, безусловное, непостижимое существо» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 1 ноября 2010 года
- Бог — бесконечное, безусловное, непостижимое существо (00:00)
- Говорить о Боге – служить ему (03:21)
- Как и когда в этот мир пришла Махамантра (04:48)
- Души демонов также получают благо (11:10)
- Принесёт ли благо материалисту воспевание Махамантры? (12:47)
- От кого Махапрабху получил мантру Гаятри? (13:02)
- Отпевание покойника в Христианстве (14:32)
- Собрания преданных у Адвайты Ачарьи (18:34)
- Существует ли рай? (20:31)
- Мироточение икон (24:58)
- Божества в Вайшнавской традиции (28:02)
- Красота существует сама по себе (29:53)
- К чему надо стремиться в этой жизни (33:44)
- Кришна выше, чем бог (36:43)
http://www.youtube.com/watch?v=NsCMLU8eoug
Бесконечное, безусловное, непостижимое существо
# 00:00
Бог – бесконечное, безусловное, непостижимое существо
Слушатель: «God is dad.»
Б. Ч. Бхарати Свами: Повторяю участникам наших встреч на «Блог ТВ»: можно задавать любые вопросы, связанные прямо или косвенно с темой обсуждения. Мы обсуждаем богословские вопросы. Единственное: вопросы, замечания, утверждения должны быть исполнены в личностно-корректной форме, то есть без выпадов против личности. Хейвут Смит утверждает, что Бог мертв. Если это не подростковые понты, то Хейвут Смит должен как-то объяснить это, то есть как-то обосновать свою позицию, что Бог мёртв. Если это просто заявка на то, чтобы на тебя обратили внимание, то нам это не интересно, мы будем таких пользователей отправлять в слушатели. Но, может быть, сейчас сделаем исключение. «God is dad» – это, видимо, юноша Хейвут Смит прочитал у Ницше. Ницше первый заявил, что Бог мертв, и Его убили 2000 лет назад на кресте. Здесь опять терминологическая путаница. Под Богом мы понимаем бесконечное, безусловное, непостижимое Существо, или Сущность. В данном случае из трёх Его качеств, которые я перечислил, я выделяю бесконечность. Бесконечное и разумное. Заявить, что бесконечное мертво, само по себе некорректно, неправильно с точки зрения логики и с точки зрения богословия, потому что если мы выключаем из общей системы бесконечность, то общей системы не существует, значит, не существует и частей бесконечности. Другими словами, тот, кто говорит, что Бог мёртв, сам тоже должен перестать существовать. Значит, заявление «Бог мертв» мы можем услышать от того, кто не существует, а кто не существует, разве может произнести что-либо?
# 03:21
Говорить о Боге – служить Ему
Джибдрэд24 беседует с Хейвут Смитом о том, что нужно не болтать, а действовать. Я должен пояснить, что беседа о Боге – это действие, причём это действие более, что ли сказать, эффективное, нежели непосредственно физическое действие. То есть говорить о Боге – это то же самое, что служить Ему, потому что всякий разговор о Боге есть прославление Его. Собственно, служение, мы служим Богу лишь для того, чтобы прославить Его, чтобы подчеркнуть Его величие. Поэтому говорить о Боге – это еще более эффективно, чем предпринимать даже физические действия. Например, писатель, он не действует физически, он просто говорит, но какова сила его слова!
# 04:48
Как и когда в этот мир пришла Махамантра
Давайте обратимся к вопросам.
Слушатель: Как и когда в этот мир пришла Махамантра? Принес ли её Махапрабху или преданные, Адвайта Ачарья, Харидас Тхакур и остальные, воспевали «Харе Кришна» до прихода Чайтаньи?
Б. Ч. Бхарати Свами: Махамантра изложена в «Мундаке Упанишаде», полностью текст Махамантры изложен там. И там же говорится, что эта молитва о том, чтобы Господь принял нас своими смиренными рабами. Эта молитва провозглашается как главная молитва в тёмный век лицемерия, нынешний век, и как главный способ отправления религиозного долга, главная дхарма, воспевание этой молитвы. И Махапрабху просто начал движение популяризации этой молитвы. Он людям показал, указал, что главная религия – единственная религия в этот век – это воспевание мантры. Он её не то что бы принёс, а Он её возродил: Он её достал из Вед и отдал людям. Потому что жрецы-брахманы, духовное сословие, которое призвано блюсти, призвано внедрять в человеческое общество закон веры – дхарму, религию, они эту молитву не разглашали специально ли или случайно, а вместо этого они говорили, что главный долг человека – это поклоняться брахману; если человек будет поклоняться высшему сословию, высшей касте – брахману, то он обязательно достигнет Брахмана. Они так говорили: «Кто поклоняется брахману, тот достигнет Брахмана, то есть тот обретёт свободу, достигнет высшей цели человеческой жизни, обретёт надмирную свободу». Про Махамантру они ничего не говорили. И Махапрабху… Во-первых, Махапрабху разнес в пух и прах идею кастового общества. Он говорил, что, во-первых, мы все равны перед лицом нашего Родителя, перед Господом Богом все души равны, а во-вторых, в Кали-югу брахманы вовсе не брахманы, а шудры, переодевшиеся в одежды духовенства; это, в лучшем случае, торговцы обрядами, а в худшем случае – это жулики, которые обманывают людей, воруют заработанное тяжким трудом у них и взамен предлагают бессмысленные обряды и чувства глубокого удовлетворения от исполнения обрядов. Как современные псевдовайшнавские организации: они торгуют брахманскими обрядами, они совершают за деньги свадебные обряды, погребальные обряды и прочие ритуалы, хотя Махапрабху говорил, что в Кали-югу эти ритуалы ровным счётом не имеют никакой силы. И последователи Махапрабху… И Махапрабху, собственно, сам показал, каким образом в Кали-югу погребают вайшнава или погребают цивилизованного человека. Когда ушёл из жизни Тхакур Харидас, Махапрабху просто взял тело Харидаса на руки, преданные соорудили небольшую усыпальницу не берегу океана в Пури, и воспевали до вечера, пока Солнце не зашло, Харе Кришна Мантру. А потом взяли прасад из храма Джаганнатха и раздали всем преданным и всем желающим. Вот, собственно, так и происходил обряд погребения. Все вот эти брахманские кастовые обряды в Кали-югу ровным счетом не имеют никакого смысла. А те, кто их совершает, к тому же за деньги, они лишь обманывают неискушенную публику. То же касается и Махамантры. Махапрабху не принес Махамантру, а Он её возродил. Хотя, естественно, будучи Верховной Личностью Бога, Он был источником всех Вед и в том числе всех Упанишад, в которых эта Мантра и заложена. То есть Махапрабху как Господь эту Мантру и заложил в Ведах, а потом, придя в облике Нимая Пандита, эту Мантру из Вед, из Упанишад достал и отдал людям. Собственно, Он это делает каждую Кали-югу.
# 11:10
Души демонов также получают благо
Слушатель: Душа демона тоже получает хорошее положение, когда его убивает Баладева?
Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно. Баладева – это Сам Кришна. Просто Кришна, или Верховный Господь, Верховная Личность Бога, на смежении Двапара-юги и Кали-юги пришёл в двойном обличии, Он пришел как Кришна и Баладева. Это один и тот же Господь, но Он пришёл в двух обликах, как некогда Он пришёл в облике «двойного» мудреца Нары и Нараяны. То есть два мудреца – Нара и Нараяна, есть такой аватар Всевышнего – Нара и Нараяна. И если вы посмотрите на изображения десяти аватаров, то восьмым аватаром на традиционных изображениях, восьмым из десяти аватаров являются Кришна и Баладева. Они вместе всегда изображены. То есть Господь как бы раздвоился. Соответственно, когда Баладева убивает кого-то, та жертва получает то же самое благо, что и когда его убивает Кришна.
# 12:47
Принесёт ли благо материалисту воспевание Махамантры?
Слушатель: Принесёт ли благо материалисту воспевание Махамантры?
Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно, нам же приносит благо.
# 13:02
От кого Махапрабху получил мантру Гаятри?
Слушатель: От Ишвары Пури Махапрабху получил Гаятри при посвящении в Махамантру?
Б. Ч. Бхарати Свами: Не могу сказать, не могу на этот вопрос ответить, получил ли Он Гаятри от Ишвары Пури. Дело в том, что Гаятри Махапрабху получил от семейного гуру. Мальчики получают в 12-13 лет Гаятри—мантру и священный шнур. Это мог быть и Его отец, родной отец, который был потомственным брахманом, а может быть и пришедший странник, святой странник, санньяси, которых в Индии очень много, мог просто быть гостем в доме отца Махапрабху и провести обряд посвящения. Махамантру, насколько я знаю, Господь не получал ни от кого, Он ее из Упанишады взял. Но я могу ошибаться, это надо посмотреть в «Чайтанья-чаритамрите».
# 14:32
Отпевание покойника в Христианстве
Слушатель: Тогда получается, когда отпевают покойников в Христианстве, то это ровным счетом обман и никакого блага вообще нет.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, это ровным счетом обман, никакого блага нет. Единственное, так сказать, благо – это то, что, совершая религиозный обряд, человек совершает что-то иррациональное, то есть то, что не поддаётся… что-то невыгодное, что-то не поддающееся разумному объяснению. Ну, например, отпевание покойника. Разумнее было бы взять этого покойника, выкинуть, там сжечь и не отпевать, да? Но тем не менее люди собираются и поют заклинания, да? Молитвой они это называют «Об упокоении души». То есть они возносят просьбу, возносят молитву некоему Сверхсуществу, Богу, чтобы душа усопшего навеки упокоилась в бытии Божьем. То есть к этой реальности, к нашей физической реальности, этот обряд имеет очень иррациональное отношение. Ну какая-то глупость, да? – вспоминать какое-то Высшее Существо. Но если мы говорим о богословском или божественном разуме, божественном рационализме, то все эти обряды еще раз нам напоминают о том, что есть Господь Бог. То есть человек живёт своей мирской жизнью, и происходит некое событие из ряда вон выходящее – умирает кто-то из его близких; и вот эти обряды – это лишний раз вспомнить о существовании Бога. Естественно, для этого не обязательно ходить в церковь и воспевать Его. Можно просто вспомнить о бренности бытия, о вечности души, вознести молитву, собраться узким кругом или широким кругом, вспомнить о существовании иной Реальности. Для этого не обязательно производить заученные действия с кадилом там или с благовониями. Но это в том случае, если…
Да, но в том случае, если человек уже живёт религиозной жизнью, если каждый день свой он наполняет служением Богу, что стараются делать вайшнавы, то вот этому человеку, этим людям обряды не нужны. То есть для вайшнава, который и так в свою жизнь привносит памятование, ежемгновенное памятование о Боге, если вся его жизнь – это служение Богу, ему обряды не нужны, потому что он и так о Нём помнит. А вот для обывателя, для мирянина и созданы эти обряды. Вайшнавам обряды не нужны, об этом писал Санатана Госвами, да? Обряды нужны мирянину: свадьба, рождение ребенка, смерть близкого, ещё всевозможные события, они сопровождаются некими обрядами, единственный смысл которых – это дать этому человеку вспомнить о Боге. Но если обряды он проводит на автопилоте, если он не вспоминает о Боге, то эти обряды не нужны, их можно вообще не делать.
# 18:34
Собрания преданных у Адвайты Ачарьи
Слушатель: Вот еще вопрос: на собрании преданных, проходившем у Адвайты Ачарьи, которое посещал Вишварупа, они там воспевали Махамантру, наверное.
Б. Ч. Бхарати Свами: Вишварупа, вы имеете в виду – брат Махапрабху. Это на собраниях… Мы не знаем, что они там воспевали, но по крайней мере я не знаю, какие именно мантры они там воспевали. Они там воспевали Махамантру? Я не знаю, потому что эти собрания были закрытыми, мы не знаем, что там происходило. Один тип, который питался только молоком, попытался проникнуть на это собрание и спрятался в корзину для грязного белья, но Махапрабху его быстро вычислил и его прогнали, поэтому мы не знаем, что они там воспевали. В «Чайтанья-чаритамрите» описано, что они пели, они славили Бога в песнопениях. Это могли быть какие-то молитвы из священных писаний. И также они там устраивали, скажем, не дебош, а увеселения, они играли… Они устраивали спектакли из жизни Кришны и читали диалоги из игр Кришны, а потом все вместе смеялись и впадали в экстатическое безумие.
# 20:31
Существует ли рай?
Слушатель: Разве не существует христианского рая, в который провожают душу отпеваниями?
Б. Ч. Бхарати Свами: Значит, христианского рая не существует. Есть наднебесный мир. Мы его называем раем, где живёт небесное воинство, или ангелы, чародеи, волхвы, архангелы, херувимы, серафимы, да? Их в христианской традиции общё называют «небесное воинство». И в Библии, и в Торе говорится, что Господь создал небесное воинство и создал землю, а на ней человека. Также Он создал животных в пищу человеку, да? И вот эти представители небесного воинства… Небесное воинство, это не значит, что они там с оружием ходят, да? Небесные сонмы, или воинство, они порою приходят на Землю, вмешиваются в земные дела. И человек, который соблюдает (заповедь с Богом то есть) договор с Богом, возносится в обитель небесного воинства после земной жизни. В Христианстве говорится, что там этот человек (человек – это душа человеческая) остаётся навсегда. Ну, спорить мы не будем: навсегда, так навсегда.
Вайшнавы говорят, что после того, как душа исчерпала запас земных благочестивых деяний, наслаждаясь в раю, она снова попадает на Землю, снова рождается в человеческом обличии. Так что, христианского рая не существует. Есть рай наднебесный, куда попадают праведники, и там они… Там действительно есть, как есть много кругов ада, так есть много кругов рая, там действительно есть разные виды удовольствий. Можно попасть в круг сапта-риши, семи мудрецов. Можно попасть в круг рибху – это действительно ангелы-воители, – там наслаждаться. Можно попасть в круг гандхарвов—ангелов и в круг, их называют гана-гандхарвами, по-моему, то есть архангелы, – не просто ангелы, а архангелы – это те, кто наслаждаются в элитных кругах рая. На склонах горы Мандары, где протекает река Алакананда, райская река Алакананда, там избранные архангелы наслаждаются. Можно попасть также к риши, да, я говорил уже. Можно попасть к… Их очень много этих вот райских существ, или надчеловеческих существ. И в зависимости от степени праведности человеческая душа попадает в ту или иную область рая так же, как в зависимости от степени нечестивости, степени прегрешения душа человека, расставшись с телом, попадает в один из двадцати восьми кругов ада.
# 24:58
Мироточение икон
Слушатель: Махарадж, можете ли вы сказать о мироточении икон. Все христиане…
Б. Ч. Бхарати Свами: Я не знаю, я никогда не видел мироточащих икон, то есть икон, где изображены святые или Иисус Христос, из которых течёт вместо крови с запястий, с ладоней – течёт миро. Это такое благовонное вещество. Я не знаю, я никогда этого не видел. Единственное, что, будучи кандидатами в вайшнавы, мы все верим… Мы не верим в чудеса, но верим во всемогущество Всевышнего, и Господь может сделать всё, что угодно. Он может заставить мироточить икону или вдруг по всему миру мраморные Ганеши начинают пить молоко в храмах. Господу вообще по силам всё что угодно. Кроме того, все вот эти чудеса, они на самом деле не укрепляют нашу веру в Бога, они заставляют дивиться этому необычному явлению, но веры в Бога это не добавляет человеку. Недаром Иисус Христос говорил, что грош цена такой вере, если для неё требуется проявление чудес. Вот просто поверить в Бога, просто поверить в Его всемогущество – вот это действительно чудо. Или, как Свами Махарадж говорил: «Чудо – это вера в Бога, а не какие-то проявления, не какие-то фокусы», да? Он так говорил: «После услышания Слова Божьего, вдруг человек поверил в Бога и всю свою жизнь изменил: стал подчинять все свои чаяния, все свои дела, все свои мысли стал подчинять единственно служению Богу; просто после услышания о Боге». Вот это действительно чудо, вот это настоящее чудо. А когда он увидел мироточение или увидел, как Ганеш пьет молоко, удивился этому, а жизнь свою продолжил такую же, как и прежде, ну разве это чудо? Ну подумаешь, каменное изваяние стало пить молоко или из иконы потекла мира. Ну разве это чудо?
# 28:02
Божества в Вайшнавской традиции
Слушатель: …на что я иногда говорю, что божества Вайшнавской традиции вообще едят и иногда ходят.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да, только они едят не у всех и ходят не перед ликом всех. Мы знаем историю о Мадхавендре Пури, когда Господь Самолично пришёл к нему, сошел с алтаря. Мадхавендра Пури побирался, и в один из дней ему не дали вообще еды. И тогда Господь, зная нужду Своего преданного и что преданный голодает, Он Сам сошёл с алтаря и предложил ему горшочек с рисом. Спрятал где-то горшочек с рисом, а потом, вернее, Он сказал об этом священнослужителю, что для такого-то и такого-то припрятан горшок с рисом. И священнослужитель пошёл на городскую площадь, отыскал этого странника, Мадхавендру Пури, и сказал, что тебе Господь горшок с рисом спрятал. А еще была с ним история, с Мадхавендрой Пури, когда Господь вообще шёл за ним по пятам. А, нет, эта история была с одним брахманом и его сыном. Ну, в общем, я все эти истории перепутал, но к святым Господь являлся: Он ходил за ними, Он с ними разговаривал, Он ел у них так, что прасад исчезал.
# 29:53
Красота существует сама по себе
Слушатель: Лекция 2005-го года называется «Кто я». Там ведётся разговор о концепции Вайшнавизма, где вы легко в доступной форме объясняете изначальное положение Красоты. Но если Красота стоит выше Сознания Бога как творца, в чьём сознании тогда она находится? Она же не может существовать вне сознания, тогда бы Её не было? Красота, как я понимаю, должна быть как вдохновение чьей-то сознательности.
Б. Ч. Бхарати Свами: Значит, Красота, Она существует Сама по Себе, то есть Красота, Она… Если бы Красота существовала в чьём-то сознании, Она была бы ниже этого сознания, тогда бы высшей субстанцией, высшим существом было сознание, но не Красота. Понимаете, в иерархической лестнице, которая уходит в бесконечность, должна быть последняя Высшая Инстанция, последняя Бесконечность, в которую умещается всё. То есть есть Бесконечность; если вы говорите, что должна быть Бесконечность плюс один, тогда вот эту Бесконечность плюс один мы и называем Бесконечностью. То есть есть последняя Высшая Инстанция, и вот эта последняя Высшая Инстанция и есть Красота. Она не существует в чьем-то сознании, более того, сознание является Её частью, в которой существует всё остальное. Если кто задумывался над словами Кришны в «Бхагават-гите», о том, что лишь малою Своею частью Я поддерживаю всё сущее. Всё сущее – это, собственно, бесконечное бытие. Кришна говорит, что вот это бесконечное бытие Я поддерживаю лишь малой Своею частью. О чём Он говорит в этом стихе? О том, что у Него есть некая малая несущественная часть, в которой пребывает всё бытие, и вот эта вот малая несущественная часть Кришны и есть то самое сознание, в котором умещается всё бытие. То есть в сознании существует всё бытие, но само по себе сознание – это крошечная часть чего-то более великого, чем бытие. И вот это вот бытие есть Кришна, Красота. Поэтому мы говорим, что сознание есть Бог, бытие есть часть Бога, подчиненная часть Бога, а частица сознания, душа, есть подчиненная субстанция перед Богом, а сознание есть Бог, Брахман. Но есть нечто более высокое, чем сознание. Более того, настолько высокое, что само сознание является крошечной частью вот этого чего-то, и вот это вот чего-то – это и есть Красота, или Кришна. Таким образом, мы говорим, что Кришна больше, чем Бог. Бог вмещает в Себя всё, но Бог есть маленькая частица Кришны.
# 33:44
К чему надо стремиться в этой жизни
Слушатель: К чему стоит стремиться в этой жизни, чему её посвятить, какие есть опции?
Б. Ч. Бхарати Свами: Опций очень много. Можно посвятить свою жизнь самоутверждению. Самоутверждение – это синоним самовозвеличивания, но всё равно, как бы ты ни самоутверждался, в какую бы недвижимость ты ни вкладывал свои силы (недвижимость, я в переносном смысле говорю, – это нечто незыблемое), что бы незыблемое ты ни строил в этой жизни, оно лишь песок на берегу океана, который будет смыт следующей волной. То есть какие бы проекты, какие бы замки мы ни строили на берегу бесконечного океана времени, следующей волной всё это смоет и от наших достижений не останется ни следа, и через несколько мгновений о нас даже и не вспомнит уже никто. Потому что, ну посудите сами, с какой стати вас будут помнить и через десять поколений? Почему они должны помнить вас, а не поколение предшествующее непосредственно им? То есть почему десятое поколение должно помнить первое поколение, а не девятое? Вы помните свою пра-пра-пра-пра-пра-пра-прабабушку? Зачем вам её помнить, если вы помните свою бабушку? Точно так же и вас уже никто не будет помнить скоро, не говоря уже про наши дела, про наши достижения. Вот это, значит, что касается опций. Вайшнавы говорят, что вкладывать свои усилия, то есть инвестировать в себя, нужно в нечто вечное, то есть в то, что океан времени не унесет с собой, не поглотит океан времени. То есть вкладывать нужно в свою собственную душу. Стремиться к осознанию себя как вечной души, затем к осознанию того, что же ты как вечная душа делаешь в вечности, какое главное дело в вечности? Чем ты занимаешься: развалившись в Брахмане пребываешь в безмятежности и в безмыслии или ты занят каким-то активным делом? А активное дело в вечности может быть только одно – это служение более великому, чем вечное.
# 36:54
Кришна выше, чем Бог
Так, мы закончили: у меня села батарейка и компьютер выключился. Мы закончили на том, что Кришна, Он выше, чем Бог. Бог вмещает в Себя всё. Вот этот самый Бог, или бесконечное Сознание, лишь малая частица Его. Об этом говорит Кришна в «Бхагавад-гите», что «малою Своею частью Я поддерживаю всё сущее».
Ну что, давайте на сегодня заканчивать? До следующей субботы. Мы и так сегодня слишком долго говорили.
Транскрипция: Расарадж Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.