«Беседа в индийском поезде»
(сильный фоновый гул)
Беседа в индийском поезде
Слушатель: Вот я и говорю, есть такой момент, что нужно сначала возлюбить себя, а уж потом возлюбить других.
Б. Ч. Бхарати Свами: В Ведах такого нет, в них даже нет такого, как «любить других», там любить можно только Бога. К другим можно относиться с уважением, там заповедь такая – не делай другим того, чего не желаешь себе. О любви к другому там вообще ничего не говорится. Понятие «любовь» и «ближний» никак не состыковываются, ближний не может быть любим, то есть в этой жизни у нас нет ближних. Вся эта близость – это всё иллюзия. Есть Господь Бог, и все мы Его маленькие частички, между нами возможны взаимоуважение, взаимовыручка, помощь, но не любовь. Любовь возможна только к Господу Богу.
Слушатель: То есть то, что мы здесь испытываем, оно временно, любовью оно не является, да?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, в этой жизни одни связи, в другой другие.
Слушатель: Почему мы должны всё время всё забывать и заново переживать сначала? Почему бы не помнить все это?
Б. Ч. Бхарати Свами: Тогда не будет факта наказания. За наши преступления, за наши злодеяния мы должны нести ответственность. Если мы будем понимать, тогда не будет наказания. Вы поймите то, что мы умираем и просыпаемся… То есть вам положено понести наказание какое-то, а если вы будете помнить, что в прошлой жизни вы были родственниками, то когда он вам что-то делает за то, что вы ему сделали, вы не будете это воспринимать как наказание. Живое существо забывает, потому что оно ограничено. Господь нас создал свободными, но при этом несовершенными. Кришна говорит, что Он всё помнит, все остальные склонны забывать. Если у нас есть вожделение, то есть желание обладать, там Он выстраивает цепочку, в конце концов ты теряешь рассудок, теряешь память; сначала потеряешь память, потом потеряешь всё. Мы всё забываем каждую жизнь, потому что у нас есть желания чем-то обладать. Когда это желание появляется, то в конце цепочки будет забвение. Мы вынуждены будем забывать, вспоминать, страдать, наслаждаться, испытывать состояние двойственности. Мы что-то приобретаем и возникает страх это потерять, а если не получаем, возникает страх это не получить.
Слушатель: Зависит от чувств в какой-то степени, от того, как мы относимся, да? А если чувства сами по себе возникают только в среде, то от нас может зависить только, в какую среду мы себя погружаем, да?
Б. Ч. Бхарати Свами: Правильно.
Слушатель: И это будет корректировка нашей жизни, по сути?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да.
Слушатель: Стоит ли тогда вообще выйти из этого мира или находиться в этой среде, но уже более благоприятной? Допустим, изолироваться от мира и пытаться…
Б. Ч. Бхарати Свами: А что вы имеете в виду под «изолироваться»?
Слушатель: Ну в пещеру пойти куда-нибудь, постоянно находиться в чтении, там…
Б. Ч. Бхарати Свами: А да, конечно. В среде служения, может, и чтения. Кришна говорит, можно контролировать свои чувства. Вернее, физически пресечь, ум всё равно будет будоражить сознание. Лучше поместить себя в окружение преданных, чем удалиться от мира и посвятить себя затворничеству и молитвам. Арджуна предлагает Кришне: «Давай не будем сражаться, я просто уйду». Кришна говорит: «Это тебе ничем не поможет, потому что ты по природе воин». Это значит, что в твоем сознании существуют друзья и враги, ты борешься в врагами. Если ты отдалишься от этих врагов, уйдешь в лес, то вражеское, или это стремление защищать, захватывать, будет просто направлено на что-то другое. Ты будешь бороться с комарами, муравьями, бизонами, поэтому просто выполняй долг там, где ты есть. Но в принципе это возможно, Кришна говорит: Да, просто это не навсегда». Ты можешь на какое-то время оградить свои чувства, подчинить себе, но к чувствам приходит беспокойство от ума, а не от объектов чувств, потому что объекты чувств порождены чувствами. Если у вас нет глаз, то и не будет ботинок. Мы видим ботинки, потому что ум формирует этот образ, то есть если у тебя есть враг в сознании, нечто, что тебя раздражает, чему ты противишься, то это понятие «враг» может принять вообще любые образы: другой человек, другой национальности, другого пола, вероисповедания и т. д., враг, дальше образ появляется. Кришна говорит: «Сражайся с тем врагом, который есть сейчас, понимая, что враг находится внутри тебя».
Слушатель: Если понимать, что он как инструмент, как и рука, допустим, инструмент, если беспорядочно рука двигается, естественно, если ты не имеешь никакого контроля над ней, то этот инструмент бесполезен. Я считаю, нужно просто ум использовать в определенный момент, уметь контролировать его, а не беспорядочно просто мысли высказывать свои. То есть какие-то мысли нужно сдерживать. Это и есть работа с умом, да?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. можно его не контролировать, но просто если поместить в определенную среду, то ум будет контролироваться сам собой, так наше учение Вайшнавов говорит, что если вы принимаете садху-сангу, то есть общение с Вайшнавами, то ум будет контролироваться Вайшнавами и Кришной.
Слушатель: То есть если не хочешь идти медленно, иди вдвоем, втроем, вчетвером; хочешь идти быстро – иди один.
Б. Ч. Бхарати Свами: А мы не торопимся, куда торопиться? «И последние станут первыми.»
Слушатель: «Куда торопиться?» Ну вы скажете, Махарадж, жизнь коротенькая.
Б. Ч. Бхарати Свами: Она, конечно, короткая, но она не одна. Вернее, одна, она просто дробится на разные воплощения.
Слушатель: Она цикличная, получается, до бесконечности эти циклы повторяются, пока не изучишь этот урок какой-то определенный, тогда цикл прекращается.
Б. Ч. Бхарати Свами: Один из циклов. Пока ты не осознаешь, что тебе ничего не принадлежит в этом мире, у тебя нет ни имени, ни положения, ты безымянен, ты никто, ничтожество, вот тогда цикл перерождений заканчивается.
Слушатель: А что потом?
Б. Ч. Бхарати Свами: Или спасение, освобождение, или вознесение в царство Божье.
Слушатель: А это уже тоже не от нас зависит?
Б. Ч. Бхарати Свами: Спасение от нас зависит в большей степени, а восшествие в царство Божье зависит от рабов Божьих, которые там находятся уже.
Слушатель: А спасение что означает, я забыл?
Б. Ч. Бхарати Свами: Освобождение от уз иллюзии, страха перерождения.
Слушатель: Это в каком-то состоянии, наверно, просто находишься в созерцании…
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну это уж я не знаю, нирвана, растворение в свете.
Слушатель: Просто для меня вечно находиться в одном состоянии кажется адом.
Б. Ч. Бхарати Свами: Это потому что вы считаете, что вы есть, вы сравниваете с тем, что есть, с ситуацией… Для меня вечно находиться в купе индийского поезда – это ад. Там же совсем по-другому. Там не существует самостийности, самосуществования, вы просто разлиты в свете, вы есть всё, всё в вас, вы во всём; наблюдающий и наблюдаемое соединяется в единое целое, и время исчезает. Опять таки, всегда или всё время вы сравниваете со своим нынешним опытом. Время – это смена восприятия, его изменение, если мы ничего не воспринимаем, время исчезает. Время существует в моем видоизмененном сознании, поэтому говорить: «Всё время находиться в каком-то одном состоянии…» Нет такого понятия «всё время», вы существуете вне себя, но оно исчезает. Это здесь кажется, что вы долго или быстро, а там времени вообще не существует.
Слушатель: Просто опять появляется страх новый уже, допустим, неизведанного состояния этого. Стремясь к этому и достигнув, допустим, такого состояния, не приобретешь ли ты страх новый еще?
Б. Ч. Бхарати Свами: Не знаю.
Слушатель: Как можно дать описание самому Высшему Существу, Богу, который выше всего на свете?
Б. Ч. Бхарати Свами: Он выше любого описания.
Слушатель: То есть когда мы Его описали, Он уже ушел, Он вышел из этого описания?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, но Он явился в таком виде кому-то, и мы это понимаем.
Слушатель: А мы можем видеть только след, получается?
Б. Ч. Бхарати Свами: Мы можем видеть только то, что Он решил, чтоб мы видели. Его нельзя описáть, но если Он захочет быть описанным, то Его можно описáть. Для Него же нет ничего невозможного.
Слушатель: А первоначальная форма какая, получается?
Б. Ч. Бхарати Свами: Такая форма, в которой Он совершенно счастлив. Он в состоянии счастья совершенно беспомощен. В состоянии счастья мы не контролируем себя, перестаём быть владыками, царями, мы беспомощны. И в этот момент, а это всегда, Он такой, каким Его хотят видеть возлюбленные, то есть те, кто Его окружает. Поэтому Он принимает такую форму, какую хотят видеть любящие Его сердца.
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.