«Беседа под сенью Сиддха-бакула»
https://www.youtube.com/watch?v=Hox9fRbbE8c
Беседа под сенью Сиддха-бакула
Б. Ч. Бхарати Свами: «Пусть будет в моей стране всё хорошо!» или «Спаси маму». Я с пониманием отношусь, когда просят в храме каком-то или в священном месте. Но когда просят у Харидаса Тхакура. Харидас Тхакур – это самый последний человек на Земле, у которого можно просить блага для Украины. Нормально, если у него просить: «Харидас Тхакур, ты намачарья, ты славишься своей прилежностью к воспеванию Святого Имени». Намачарья – это ачарья Имени, тот, кто научил воспевать Святое Имя весь мир. Даже Махапрабху его принимал как своего наставника в воспевании Святого Имени. Когда Харидас Тхакур покинул этот мир, то Махапрабху взял его тело и танцевал вместе с ним, с мертвым телом. И сам руками в песке на берегу океана вырыл самадхи-яму, куда святых погружают и посыпают солью. Из песка создают самадхи. Харидас Тхакур был совершенно оторванным от мира. Единственное, что его связывало с этой реальностью, – это мантра, c этой реальностью, в которой пребывал Махапрабху. Поэтому просить у него что-либо материальное – благо для своей мамы или благо для Украины – не входит в этот перечень, по моему разумению.
Харидас Тхакур здесь поселился примерно тогда, когда Махапрабху принял санньясу, и Oн шесть лет ходил, путешествовал, пропoведовал. Сначала в Южной Индии и вo Bpиндаван Oн xoдил. Через пять лет после принятия санньясы Oн вернулся в Навадвипу. Это известная история, когда вся Навадвипа пошла через Гангу к Махапрабху. А поселился Махапрабху на окраине города, почти в лесу, потому что Oн с мирянами не общался. По случайному стечению обстоятельств поселился Он в том месте, где сейчас находится наш храм – Шри Чайтанья Сарасват Матх. Называется Коладвип – банановый ocтpoв. Там банановая роща. Шридхару Махараджу этот участок земли подарили. После этого Он пошел сюда, в Пури. Он шел небыстрым шагом, останавливался в деревнях, проповедовал. После четырех месяцев сезона дождей, в которые санньяси дoлжны путешествовать, Он переждал где-то, и к весне Он пришел сюда. И прожил здесь 18 лет в Гамбxире. Сначала это была хижина из бамбуковой щепы. Я не знаю, камень обнесли потом или во время Его пребывания. У него была маленькая комнатушка.
Слушатель: Он как-то умудрялся выходить.
Б. Ч. Бхарати Свами: Расскажете?
Слушатель: Я не знаю. Он как-то умудрялся выходить, был камень, где можно было…
Б. Ч. Бхарати Свами: …где можно было пролезть через щель. Понятно. У них был слуга Кришна Дас, он был призван не пускать Махапрабху гулять в одиночку. Потому что, если Он гулял в одиночку, опять что-нибудь случалось. Кришна Дас сидел у порога этой хижины. Но иногда он засыпал или Махапрабху нагонял на него сон, и Махапрабху переступал через него и шёл гулять [неразборчиво]
Слушатель: А что с ним случалось?
Б. Ч. Бхарати Свами: Падал. У Него, судя по описаниям, была эпилепсия. Если смотреть медицинский справочник, то у Него была глубокая форма эпилепсии. Он падал в эпилептический припадок, других причин-то быть не может. Случалось, что Он падал в океане, и Его волной уносило. Это очень опасно для жизни, поэтому преданные попросили Кали Даса, не Кришна Даса. Кришна Дас – это был младший брат Харидаса Тхакура. Была история, где он пошел тусить по ночному городу туда-сюда. И Харидас ему сказал: «Я тебя видеть больше не хочу. Ты смотрел в глаза ночным женщинам. Я не хочу оскверняться», и младший брат пошёл и повесился.
Харидас Тхакур здесь жил. Есть история с этим деревом. Уже после ухода Харидаса царь послал рубить деревья для колесниц, по-моему. И преданные сказали, что это дерево рубить не надо. Они срубили, но утром выросло точно такое же. Бакула. Сиддха означает «сила» или «исполнение желаний». Я думаю, что изначально преданные просили у Харидаса Тхакура, чтобы они могли мантру повторять, чтобы они не поддавались соблазнам этого мира. Однажды, когда Харидас Тхакур повторял Святое Имя, к нему пришла женщина и предложила себя. Он говорит: «Давай. Я как раз только об этом и думаю. Только я сейчас мантру дочитаю, у меня ритуал, я должен дочитать, и тогда раздевайся»
Слушатель: Это когда он три дня с ней беседовал?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Он говорит: «Когда я дочитаю свои круги, и в койку». Она говорит: «Хорошо», села и сидит, ждет. Он читает и читает, читает и читает. Она взбесилась и ушла. На следующий день она опять вечером пришла и спрашивает: «А сегодня?» Oн говорит «Я весь день только о тебе и думал. Сейчас, я круги дочитаю и в койку» Читает, читает. Уже рассвет. Уже стали первые киртаны в храмах, арати. Она опять ушла ни с чем. И на третью ночь пришла. Он говорит: «Всё. Мне осталось совсем чуть-чуть. Я заранее начал повторять, мне осталось чуть-чуть», и он стал повторять. И она опять ждет-ждет, и она упала ему в ноги: «Я такая падшая, стань моим духовным учителем». И получила у него посвящение. Это была сама Майа Деви. Сама Майа Деви пришла в облике потаскухи, падшей женщины. Собственно, Майа Деви, она и есть, она же предлагает себя. Все эти роллс-ройсы, недвижимость, золотые «котлы», золотые диски, оскары – это всё Майа Деви. Просто к каждому приходит жена. Вика, Лиля, Анастасия – это всё Майа Деви, но она принимает, как оборотень, разные образы и говорит: «Возьми меня», ты говоришь: «Хорошо». И она пришла к Харидасу в облике прекрасной обворожительницы. В Пури женщины особенно красивы.
Слушатель: С левой стороны.
Б. Ч. Бхарати Свами: С левой стороны. И он смог противостоять самой Майе Деви. Поэтому, наверное, отсюда пошло, что преданные просят его [неразборчиво] Майи Деви. Потому что он обладает такой властью святой, и он может частичку своей власти противостоять иллюзии даровать. Не полностью, конечно, этот дар принять, но хоть чуть-чуть.
Слушатель: [неразборчиво]
Б. Ч. Бхарати Свами: Я не знаю. Я боюсь просить, потому что боюсь, что он дарует. А нам не надо. И они стали просить. Но потом это редуцировалось, преобразовалось в «благо для Украины». Тут мы читали, помните, один из России писал: «Чтобы детей в школу приняли». Что-то co школой cвязно. Baтники готовы переплюнуть всех. Baтa-дев.
Слушатель: Oн был красивый?
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну конечно же, о его красоте ходили легенды. Замужние женщины выстраивались в очередь к нему. Ему правда уже было под семьдесят. И на гравюрах, когда Махапрабху его держал, [неразборчиво]
Слушатель: А то дерево, оно погибает? Оно сухое. Та женщина воспевала или мантру читала?
Б. Ч. Бхарати Свами: Когда его хотели срубить? Его корень был, а основной ствол сгнил. Он практически на одной коре держался. Поэтому они сказали: «А что вы возмущаетесь? Мы его срубим, все равно оно никудышное». Я не помню, они его срубили или сказали: «Завтра придём», и когда они пришли рубить, ствол уже был нормальным. Надо спросить у преданных. Здесь обычно днем много преданных.
Передвигался он на автомобиле. (Говинда Махарадж)
Слушатель: У него такой есть.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, это в Навадвипе. А здесь мы на машине ездили. Но сюда на машине нельзя. Поэтому мы просили заснять там Гамбхиру.
Слушатель: У него больные ноги были?
Б. Ч. Бхарати Свами: У него инсульт был. Левая часть, но она восстановилась. Его парализовало, но чудо – у него всё восстановилось, но он немножко все равно ходил-заваливался. У него ничего не тряслось, с речью все в порядке было. Но инсульт у него был. В 2009-м что-ли? Он говорил, что он тоже не оправился. Когда Шридхар Махарадж покинул этот мир, то его секретарь Нимай или Нитай, стал отсуживать себе здание в Навадвипе. Он сейчас включился в дележку. И Гурудев очень боялся, потому что Нимай какие-то документы достал, последнее завещание. И Гурудев очень нервничал, и он за месяц 15 кг веса потерял. Тяжба эта продолжалась и продолжалась. Беда вот в чем, что Гурудев отстоял Mатх в Навадвипе, но документов так и не получил у суда. Я так понял, что документально нет. Потому что у всех: «Говинда Махарадж, Говинда Махарадж», и ни у кого даже в мыслях не было при его жизни что-то против него начинать. И этот Нимай сидел и ждал.
Слушатель: Всегда же была делёжка, при Шридхаре Махарадже тоже.
Б. Ч. Бхарати Свами: Мы просто не знаем всех деталей. Kак они говорят, у кого какая позиция, насколько она сильная. «Все нормально, Кришна нам поможет». Независимо от конфессий, свойственно суеверие. Как Свами Прабхупада говорил: «Это когда тебе царь предлагает исполнить любое твое желание, а ты просишь: «Дай мне шоколадку». Харидас Тхакур может дать отрешенность от этого мира, а ты у него просишь, чтобы маму спасти или чтобы Украину от бед Харидас Тхакур спас. Это суеверие. Вместо чего-то подлинного, вечного, святого, чего-то не от мира сего, ты просишь вещи суетного мира. Суе-верие – вера в суетное. Вера в то, что временное, а ты в него вкладываешь всю свою веру. Ты хочешь утвердиться, найти благополучие в том, что преходяще. Суетно означает «то, что имеет начало и конец». Как говорят немцы: «Все в этом мире имеет конец, кроме сосисок». Потому что у сосиски два конца. Как они говорят: «Все конечно, кроме сосисок».
Слушатель: Нет такой пословицы.
Б. Ч. Бхарати Свами: Есть такое. Это немецкая фраза: «Всё в этом мире имеет конец, кроме сосисок. У сосиски их два».
Слушатель: Люди же всегда надеялись просить у полубогов каких-то благ? У них это естественное состояние, кто-то всесилен и просить.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, вот они и у Харидаса Тхакура по инерции, по накатанной.
Слушатель: В индийской культуре: «Сейчас приду» – это насколько растягивается?
Б. Ч. Бхарати Свами: Индийское растяжение времени.
Слушатель: Махарадж, а Вы говорили, что Говинда Махарадж заболел после этих тяжб, да?
Б. Ч. Бхарати Свами: У него инсульт был.
Слушатель: А разве не получается, что санньясин должен обладать отрешенностью?
Б. Ч. Бхарати Свами: Значит, он не был достаточно отрешенным. У него была привязанность к Mатху.
Слушатель: А разве отрешенность не физическая имеется в виду, материальная. А это же нематериальная.
Слушатель: За духовное пострадал?
Б. Ч. Бхарати Свами: Пострадал.
Слушатель: А духовная привязанность – это хорошо?
Б. Ч. Бхарати Свами: Хорошо.
Слушатель: Вопрос связи с учеником и учителем, она навсегда? Если ученик что-то не успевает и уходит из этой жизни, то в следующей жизни учитель в образе кого-то снова приходит? Oдин и тот же?
Б. Ч. Бхарати Свами: А учитель всегда один и тот же – это Шримати Радхарани. Так же как Майа Деви принимает разные облики, Шримати Радхарани принимает тоже разные облики. И мы боремся, кому предаться, Майе Деви или Шримати Радхарани? Майа Деви – это та же самая Шримати Радхарани. Она изначальная шакти. Она принимает образ Ма. Кали или Майю называют Кали Ма, тo еcть мать. Когда душа к изначальной шакти относится как к матери, это правильное наше отношение. Когда у души смещенное сознание, она начинает вожделеть на мать собственную. Шридхар Махарадж говорит в одной лекции: «Когда ты выпил, ты вожделеешь на сестру и на мать», когда сознание впало в безумие. Хотя изначальная майа – Шримати Радхарани, она наша мать. Из Её лона всё происходит, мы тело получаем. Эти все образы Она создаёт. К каким-то Её формам мы начинаем вожделеть, хотим приобрести, хотим захватить.
Существует духовная эволюция. Первый её этап – это поклонение души природе. Поклонение природе – это поклонение Майе. Шактисты, которые поклоняются Дурге, это полуматериализм с элементами духовности. Они возводят в Индии глиняные изваяния, поклоняются Матери Кали, просят каких-то земных благ. Этот праздник называется Кали-пуджа или Дурга-пуджа, когда козлов приносят в жертву. Потом душа через много-много воплощений приходит к осознанию, что у Матери есть Господин, пати, муж. Этот муж – Шива. И происходит такой скачок – поклонение не Матери Деви, а Господу Шиве, Махадеву. Но это через этапы поклонения богам – это поклонение Солнцу, может быть, Брахме и т. д. Душа осознает, что Высший повелитель – это Шива. Тут Шива. А Шива – это сам Господь Вишну, который соприкоснулся с материальным миром. Через много воплощений вера эволюционирует до поклонения Сада-Шиве или Вишну и т. д. Уже не просто Вишну, а Вишну в разных Его обличиях: Вишну в образе Рамачандры, потом Кришне, Кришне в Двараке.
У Кришны есть лила в Двараке, где он Рамачандра. Когда Кришна в Двараке послал Гаруду за подношениями, и Гаруда увидел Ханумана на дороге. Толкнул обезьяну: «Давай, обезьяна, прочь с дороги! Мы, индусы, не можем переступать через человека». Это оскорбление. «Да, я старая обезьяна, бабуин. Ты меня просто подвинь с дороги. Стащи меня. У меня уже сил нет». И Гаруда, который может двигать вселенные, как ребенок жонглирует шариками, так Гаруда может расположение вселенных поменять. Эту вселенную туда запустить, эту – туда. И тут он обезьяну за хвост не может стянуть. Хануман ему говорит: «Я готов сдвинуться, но ты меня возьми и к своему Господину отведи». Гаруда пустил чакру в Ханумана, чтобы убить его, и эта чакра осталась у Ханумана на пальце. В Двараке жил не Кришна, а Вишну. Это Вишну, который принял облик Кришны. И Гаруда принес Ханумана Кришне. Кришна почувствовал, что сейчас Хануман будет, и Он Рукмини говорит: «Иди, переодевайся в Ситу». И Сатьябхаме Он это тоже говорит, но она непокорная: «Что это, я обязана что-ли?» –«Ну, давай тогда, за лавку прячься», – Кришна говорит. А Рукмини переоделась в Ситу, приняла облик Ситы. Гаруда говорит: «Я туда заходить не буду. Ты хочешь к моему Господину? Сейчас тебе влетит по первое число», и он дверь открывает и туда проталкивает его. Думает: «Ну, сейчас там начнется, конечно!». Тишина. И Хануман увидел Рамачандру, потому что Господь открывает тот Свой облик, которому предана та или иная душа. Он слышит, там ничего не происходит. Oн думал, там тарелки, стены будут трястись. Но ничего. Потом Хануман выходит счастливый и довольный, без кольца уже. Говорит: «Спасибо! Я этого момента ждал с Трета-юги ещё. Тысячу, тысячу, тысячу веков я сидел и ждал», и ушёл. А Гаруду послали за гирляндой из лотосов, он возвратился и спрашивает: «А что здесь было?» Кришна говорит: «Да нет, ничего. Просто вошла обезьяна и вышла». И Орел Гаруда понял, что это был сам Хануман. Так Господь исполняет желания своих преданных. Но не желания «Маме чтобы лучше стало» или «Мир на Украине воцарился», а желания «Явиться в том облике, в каком Ты, Господь, считаешь я могу Тебе послужить. Предстань в таком облике, в котором я смог бы лучше всего служить». Такое желание, конечно, Господь исполняет. А «Чтобы нога вылечилась, Кришна» – это не по адресу.
Слушатель: Эта история, Гаруда должен был гирлянду принести, но на самом деле он должен был Ханумана привести?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, Хануман ждал очень долго. Вот такие истории. Дальше душа поднимается и следующий этап после Кришны в Двараке, Кришна Матхуры, Партха-cаратхи на Курукшетре и, наконец, Кришна во Вриндаване. Но начинается духовное восхождение с поклонения Кали, когда душа признаёт что-то выше себя. Kто такой материалист? Это тот, кто считает себя повелителем материи. Они говорят: «Мы на Луну улетим. Скоро будут космические туристы бороздить просторы Большого театра. Мы в пробирке что-то создадим, какие-нибудь стволовые клетки, и будем жить вечно». Это чистый материализм. Преобразование Матери Кали в какие-нибудь вещества, благодаря которым ты продлишь срок своего временного существования – это чистый материализм. Но следующий квантовый скачок – скачок в преданности – это когда душа понимает, что без просьбы к Матери Кали здесь не обойтись. Я могу улучшить здесь свое положение, вылечиться. Что такое «избавиться от болезней»? Это завуалированная форма: «А можно я дольше в материальном мире поживу?» Формально ты говоришь: «Господи, вылечи меня, у меня вот это вот болит», а по сути ты имеешь в виду: «А можно я здесь подольше поживу?»
Слушатель: Наслаждаясь.
Б. Ч. Бхарати Свами: Это следующее. Не просто «поживу подольше», а чтобы еще в своё удовольствие. Вот эти все просьбы «можно ли я вылечусь?» и т. д. Материалист ничего не просит у Матери Кали, он сам в пробирке стволовые клетки изобретает, лекарства какие-то. Когда появляется на донышке немножко-немножко преданности, он понимает, что без молитвы, тo ecть без просьбы, я не смогу ничего сделать. Это первый этап преданности. Конечно, он не Господу поклоняeтся, но по крайней мере Его энергии, Его шакти. Это тоже материализм, но это уже не «голый» материализм. Пока его преданность не достигнет преданности Кришне.
Слушатель: Полного самозабвения.
Б. Ч. Бхарати Свами: Точно, да. Ну что? Не будем ждать, да? Мы же здесь не последний раз. Мы можем вообще у Keшты спросить, не приходя сюда, спросить историю про всё.
Tpaнcкрипция: Aнастасия
Koppeктор: Bишнуприя Д. Д.