«Аштанга Виньяса Йога»
https://www.youtube.com/watch?v=gz51HP1COkw
Аштанга-виньяса-йога
Слушатель: Махарадж, мне интересно, почему Вы всегда говорите, что виньяса-йога — это древняя практика? Аштанга-йога — да. А анштанга-виньяса-йога ведь появилась в середине двадцатого века? Паттабхи Джойс.
Б.Ч. Бхарати Свами: Она появилась от Кришна Намачарьи. Он давал виньясу немножечку другую: длинную, большую виньясу.
Слушатель: Паттабхи Джойс — ученик Кришна Намачарьи?
Б.Ч. Бхарати Свами: Да. У Кришна Намачарьи было два основных ученика — это Айенгар и Паттабхи Джойс. Айенгар действительно изменил. Он в Америке жил. Когда он приехал в Америку, он увидел, что западные люди болезненные, и он адаптировал. Паттабхи Джойс ничего не адаптировал. Насчёт анштанга-виньясы и анштанги, я всегда говорю, что анштанга-виньяса—йога наиболее близка к оригинальной анштанга-йоге. Все остальные современные йоги — и хатха, универсальная, йога23, интегральная и всякие прочие — это в той или иной степени компромиссы. Аштанга—виньяса — это оригинальная йога. Она чуть-чуть адаптирована, потому что Патанджали увидел танец Шивы и записал этот танец. А танец — это всегда какая-то динамика. И он записал 80 000, я слышал, но вот вчера прочитали, что, оказывается, 8.400.000 поз. Я слышал, что Патанджали увидел 80 000 поз. Он просто увидел танец Шивы. Шива танцевал, и он схематично его танец записал. И анштанга—виньяса—йога наиболее близка к тому танцу, который исполняет Шива. Одно из имён Шивы — Натарадж — король танцев. Именно этот танец он записал. Аштанга—виньяса сейчас делится на шесть серий. Знаете, да? Шесть уровней. Мы все делаем первый, есть несколько людей, которые делают второй, и совсем немного, которые делают третий, а четвёртый, пятый, шестой. Я не слышал, что кто-то делает, но, может, они и есть.
Слушатель: Они сложные, все следующие?
Б.Ч. Бхарати Свами: Самый сложный — это первый. Просто остальные будут у тебя практически весь день занимать. Там нет сложности физической. Во второй добавляются много поз на баланс. Если ты первую делаешь, тебе вторую довольно легко будет делать. Там добавляется много на баланс, например, бакасана на одной руке или в бок. Балансов много, потому что позы на баланс предназначены для равновесия ума. Если у тебя нет разновесия в уме, ты равновесие не сможешь держать. Никогда. Хоть ты супер балерина и у тебя супер растяжка, но у тебя голова забита, ты просто не сможешь держать.
Слушатель: То есть в анштанге равновесие ума достигается через тело?
Б.Ч. Бхарати Свами: Через баланс. Да. Через балансовые позы. Саша говорит, что балансовые позы состоят из 70% концентрации и только 30% — чистая физика. И там идут усложнения. Например, наш Саша занимается восемь часов в сутки. У него другие серии. И общая сложность практик — восемь часов. И что сделал Паттабхи Джойс — он просто разделил на шесть серий анштанга—йогу. Потому что современного человека просто по времени не хватит. Нужно удалиться в хижину и только этим заниматься. И йога, вообще, не для мирского человека. Но её Паттабхи Джойс адаптировал для мирского человека — просто два часа делаешь. А так ты должен в хижине сидеть и всё время делать, чуть-чуть отдыхать, а остальное время читать мантру. В чём обвиняют анштанга—виньясу, что срывают позвоночники, да?
Слушатель: Мне, Махарадж, действительно интересно разобраться во всём. Меня очень волнует, когда приходят люди и говорят, что мне больно заниматься, мне инструктор говорит, что карма выходит.
Б.Ч. Бхарати Свами: Саша то же самое говорит.
Слушатель: Я спрашиваю: объясни, зачем ты делаешь эту асану, чисто с точки зрения физиологии, а мне студент отвечает, что я раскрываю какую-то там чакру.
Б. Ч. Бхарти Свами: Нет. Это нет. В анштанга—виньясе чакры даже не упоминаются.
Слушатель: В хатха—йоге.
Б.Ч.Бхарати Свами: В хатхе вообще не знаю.
Слушатель: Люди приходят. У них колени поломаны.
Б.Ч. Бхарати Свами: Вот это другое дело, но чакры там даже не упоминаются.
Слушатель: Они говорят: «Карма, я должен отстрадать. Я должен пройти это».
Б.Ч. Бхарати Свами: Правильно.
Слушатель: Но им лучше не становится.
Б.Ч. Бхарати Свами: Значит, дальше надо. Ты всё равно отстрадаешь. Только вопрос: ты отстрадаешь, занимаясь йогой, или ты отстрадаешь, потому что тебя автобус собьёт. То, что у тебя кости будут переломаны или будут болеть, — это в любом случае. Если ты не будешь заниматься, у тебя кости будут болеть в старости. Или какое-то ускорение — тебя мотоцикл собьёт.
Слушатель: А есть варианты страданий?
Б.Ч.Бхарати Свами: Варианты страданий? Если тебе по карме положено, вариантов нет. Ты просто в йоге эти страдания растягиваешь и из них извлекаешь пользу. Ты отстрадаешь, оно прошло, и у тебя в результате этого кости стали лучше, жилы стали лучше, мышцы стали лучше. Всё стало лучше. Когда тебя сбил автобус, ты сжато отстрадал. И больше ты не восстановился. У тебя прошло, но ты лежишь. И единственное, чем ты занимаешься в своей жизни после встречи с автобусом, — это пранаяма. Тоже вариант. Я как-то подошёл к Саше, нашему инструктору, и говорю, что вот эта поза мне кажется особенно травмоопасной. Там есть одна, джануширшасана, он говорит, Махарадж, в анштанга-йоге даже нет понятия «травмоопасный», это вообще не в словаре аштангиста. Есть понятия «выходит карма» и «не выходит карма», а слова травма нет в словаре анштанга—йоги. Поэтому, о чём ты говоришь, я вообще не понимаю. Просто делай и делай. Я бы был ему дополнительно благодарен, если бы он кое-что объяснял, прежде чем заниматься. По каким-то конкретным позам. Но он объясняет это попутно, ты краем уха можешь услышать. Например, ты уже год занимаешься, полтора года занимаешься и на Майсор-классе… Майсор-класс — это индивидуальная практика в одном зале. Есть синхронная практика, называется Лед-класс, когда все делают под один счёт, ведомая практика или синхронная практика. А есть Майсор-класс, когда людей разделяют: кто уже знает наизусть всю серию, кто уже в своём ритме занимается, и кто только-только пришли на первое, второе или третье занятие, и инструктор с ними вынужден вести диалог. И вот ты стоишь в собаке мордой вниз и прислушиваешься. И он рассказывает кому-то те вещи, которые тебе он не рассказывал. То есть ты краем уха что-то улавлишаешь. Просто люди приходят в анштангу и думают, что анштанга—йога — это йога, касающаяся физики: главное, позу сделать правильно. Ещё аштангисты объясняют, что позу не выстраивают. В Айенгаре внимание уделяется позе. Там есть отстройка. Ты делаешь позу, и инструктор тебе её формирует. В анштанге вообще этому внимания не уделяют, ты делаешь и всё. Почему? Потому что в анштанге не главное — поза, а главное — синхронизация дыхания. В анштанге главное — не позу сделать, а пытаться её делать КАЖДЫЙ ДЕНЬ. КАЖДЫЙ ДЕНЬ надо писать большими буквами.
# 11:25
Слушатель: Но ведь нужно знать, как её делать.
Б.Ч. Бхарати Свами: Нет.
Слушатель: Но ведь физиология разная. Или если у человека до этого было травмировано колено.
Б.Ч. Бхарати Свами: Это спрашивают. Саша спрашивает, были ли до этого травмы, препятствующие занятию йогой. Нет. Значит, дальше ты на общих основаниях делаешь.
Слушатель: А для женщин и мужчин? У нас же разные тела.
Б.Ч. Бхарати Свами: Йога в принципе не для женщин. Но если ты занимаешься, то в критические дни женщина не делает перевернутые позы. И всё. А всё остальное на свой страх и риск.
Слушатель: А не объясняется, что женщинам, допустим, сложнее делать асаны на руки, на плечевой пояс? То, что он у них слабее.
Б.Ч. Бхарати Свами: Значит, на первом занятии тебя спрашивают, есть ли какие-нибудь…Когда женишься или выходишь замуж, священник спрашивает, если ли в зале у кого-то доводы, не позволяющие этим двум пожениться? Тишина в церкви, значит… Вот и инструктор спрашивает, есть ли у вас причины, не позволяющие заниматься йогой? Человек говорит: «Нет». Всё, дальше твои проблемы. По своему опыту я скажу, что надо пережить. Это лично мой опыт. Сначала у тебя болят мышцы, потом у тебя болят сухожилия. Мышцы проходят. Как в спортзал ты приходишь, и после первого занятия у тебя болят. Потом они проходят, и ты уже ходишь в зал, там сухожилия никого не интересуют. Суставы и кости, у тебя всё прошло и ты штанги свои качаешь. А в йоге у тебе проходит боль мышечная, наступает боль сухожильная. Потому что жилы начинаешь растягивать. Когда у тебя жилы достаточно растянуты, начинается суставная боль. Например, я не могу согнуться, не потому что мне жилы не позволяют, а ещё и таз не позволяет. Но когда я жилы растяну, у меня иллюзия, что сейчас я нормально согнусь, но таз-то не работает. И тогда начинается работа не на жилы, потому что они уже достаточно растянуты, а на таз. То есть ты себе ломаешь, деформируешь тазобедренный сустав. Говорили про ладони? Что ладони болят, да?
# 14:30
Слушатель: Да, травмы.
Б.Ч. Бхарати Свами: Или локти.
Слушатель: Нет, локтей у меня не было. Колени.
Б.Ч. Бхарати Свами: Колени, таз и ладони.
Слушатель: Ещё поясницы и грудной.
Б.Ч. Бхарати Свами: До грудного я ещё не дошёл. Но когда-нибудь будет.
Слушатель: То есть в аштанга-йоге не выделяется ключевого звена работы с телом?
Б.Ч. Бхарати Свами: Нет. Главное — дыхание. Там философия какая: ты ровно дышишь, когда у тебя дыхание ровное, у тебя успокаивается ум. Это принцип. И в «Бхагаватам» в нескольких местах говорится: ты уравновешиваешь дыхание, и у тебя ум приходит в равновесие. Каким-то образом ум зависит от равномерности дыхания.
Слушатель: Вы говорите, что в анштанге нужно, чтобы тело болело, да?
Б.Ч. Бхарати Свами: Я не говорю, что это нужно.
Слушатель: Но это неизбежно. Как ты можешь практиковать спокойствие ума, если болит тело? Есть такие люди, которые могут это делать.
Б.Ч. Бхарати Свами: Объясняю. Значит, когда ты ровно дышишь, а в анштанге каждое движение — это или вдох, или выдох, движение на увеличение объёма, то есть когда ты поднимаешься — это вдох, или когда ты прогибаешься — это вдох; когда ты нагибаешься — это выдох. Всё, что связано со сжатием, — это выдох. Всё, что связано с увеличением, — это вдох. У тебя происходит успокоение, баланс дыхания, а соответственно, баланс ума. Когда у тебя ум уравновешивается, приходит в спокойствие, что происходит? Происходит снятие напряжения в мышцах. Мышцы все напряжены из-за ума. Если у тебя ум спокоен, то расслабляются и мышцы. Это такая физиология. Так вот, когда ты расслабляешь ум, сначала ты делаешь дыхание ровным, каждое движение вдох или выдох, ум приходит в спокойствие, от спокойствия ума у тебя расслабляются мышцы, а когда у тебя расслаблены мышцы, у тебя получается поза. Если у тебя есть какое-то напряжение, то у тебя будет болеть.
Слушатель: А если мы говорим о повседневной жизни, не о практике на коврике. По-моему, в йога-сутре Патанджали написал, что йога — это читта-вритти-ниродха, то есть в уме порождение изменения сознания. То есть когда у тебя какие-то волнения, вритти, связанные с твоим физическим телом, ты же не можешь быть спокоен в течение жизни, тебя это волнует, гложет. И как быть?
Б.Ч. Бхарати Свами: Если ты делаешь практику правильно, у тебя боли не будет. Если ты не смещаешь акцент на физику, чтобы у тебя получилась поза, то ты будешь постепенно входить. Просто мы хотим, чтобы поза получилась, а не чтобы её делать каждый день. Все эти боли, которые мы перечисляли, они избегаются, если правильно делать позу. Вернее, предохраняться в этих позах от чрезмерной нагрузки. Например, поясница в основном на сгибах. Нашего инструктора заменял человек, он мне поясницу сорвал.
# 18:30
Слушатель: Что он сделал?
Б.Ч. Бхарати Свами: Это было в курмасане, когда руки под коленями. Он меня коленочкой по спине раз, и я опустился и сорвал. И вот в Тайланд я приехал. Боль была. Но каждый день я делал без перерыва. Каждый день с этой спиной. Боль была, особенно в начале, в маричасане, меня так заклинило, такая боль дикая была. Но через боль, через боль потом прошло. Где-то через две недели я уже не чувствовал боль вне практики, только в практике при нагибаниях ещё чувствовал. Сейчас вообще прошло. Месяц, и все, боль прошла совершенно. Вначале, когда я только начал, мне в Тайланде один Мистер Биг такой есть, китаец, он мне так свернул. Он меня положил, коленкой упёрся в поясницу, взял за плечи сзади и вот так меня, и я так и остался. Когда я уже в Москву приехал, твёрдо решил йогой заниматься. И меня несколько дней Саша поднимал за ноги, когда я хотел берёзку сделать, у меня такая боль была. Про собаку мордой вниз вообще речи быть не могло, я на карачках стоял. Он меня поднимал. И прошло. Прошло от слова «совсем». То есть в анштанге болит через болит. Единственное исключение — это коленка. Коленка не пройдёт.
Слушатель: Почему?
Б.Ч. Бхарати Свами: Я не знаю. Такая физиология коленной связки, что коленочная боль не пройдёт никогда.
Слушатель: Если так болит, то и останется?
Б.Ч. Бхарати Свами: Нет, нет. Я говорю, что не пройдёт совсем. Боль уйдёт. Я так скажу, левая у меня прошла вообще, правая даёт иногда о себе знать. Сворачивают коленки в лотосах или полулотосах. Почему? В лотосе важно развернуть берцовую кость в тазу по её оси. И тогда у тебя лотос сложится. Если берцовая кость там в тазу, внутри, не развёрнута, то вся нагрузка идёт на колено. Вот эта кость не поворачивается, а вот эту ты тащишь, и у тебя вот здесь сворачивается.
Слушатель: А как Саша раскрывает лотос?
Б.Ч. Бхарати Свами: У меня лотос получился через три дня.
Слушатель: У всех тела разные.
# 22:13
Б.Ч. Бхарати Свами: У всех разные. Враджендра уже скоро два года. Я знал людей, которые уже семь лет занимаются, и у них не выходит. Он даёт на раскрытие. То есть если ты чувствуешь, что близко к боли или уже болит, ты сколько надо — год, два, три — делаешь на раскрытие. Вместо полулотоса ты грудью касаешься пятки. Уходишь вот так. И делаешь, делаешь, делаешь, пока у тебя вот здесь не провернётся.
Слушатель: Вы реагируете по боли, когда уже не можешь?
Б.Ч. Бхарати Свами: По боли, но боль проходит коленочная. Если ты не делаешь лотосы, то боль проходит через несколько дней.
Слушатель: Я имею в виду, тянешься и ты чувствуешь боль, при этом чувствуешь, что можешь ещё…
Б.Ч. Бхарати Свами: Да. Ты просто знаешь, где должно болеть. Это значит, там происходит сдвижение. Вот таз должен болеть.
Слушатель: Оно должно резко свернуться на раскрытиях или постепенно?
Б.Ч. Бхарати Свами: Постепенно. У тела есть ресурс. Ты можешь несколько месяцев делать лотос, а у тела здесь есть ресурс.
Слушатель: Я имею в виду, когда на раскрытие делаешь. Провернуться берцовая кость должна резко или постепенно?
Б.Ч. Бхарати Свами: Не знаю. Вот у Враджа провернулась быстро. Недавно, говорит, провернулась.
Слушатель: Он ходить не мог потом.
Б.Ч. Бхарати Свами: Терпеть надо и делать каждый день.
Слушатель: Но это не женский путь, да?
Б.Ч. Бхарати Свами: Это точно не женский. Тут больше на плечевой. Потому что 68 раз за практику ты делаешь планку. Это ещё круче, чем отжатие. Планка сложнее.
Слушатель: А про планку что Саша говорит? Как её делать?
Б.Ч. Бхарати Свами: Чтобы не свернуть себе здесь и здесь. Вы про чатурангу говорите?
Слушатель: Да.
Б.Ч. Бхарати Свами: Нужно прижимать логти обязательно. Если вот так, то вы себе свернёте локти, здесь начнёт болеть. То есть во всех критических болях, которые приходят от той или иной позы, есть свои тонкости. Если их соблюдать, то боль не придёт. Первое — это не считать, что анштанга-виньяса-йога — это физическая практика. То есть получается у тебя поза или не получается — это вообще не важно. Главное, чтобы она у тебя не получалась в нужном дыхательном ритме.
Слушатель: А что в Бхагаватам написано про анштангу?
Б.Ч. Бхарати Свами: Анштанга — это восьмиступенчатый путь. Первые две ступени — это этические принципы, запреты и предписания. Потом яма, нияма, асана. Потом к ним добавляется пранаяма. А после идёт дхарана, дхьяна, пратьяхара и самадхи. Если я не путаю последовательность. Когда ты практикуешь этические нормы, а это карма-йога. Асана — это статические позы. Но они нужны, только чтобы уравновесить энергетические потоки. Пранические потоки в теле. В «Бхагаватам» или других Писаниях про эти позы вообще не говорится. Там говорится про одну: сесть не слишком высоко и не слишком низко, прямой позвоночник. Это Кришна в 11-й Книге говорит. Вдох и выдох должны быть равны. Пурака, кумбхака и речака. Это в «Бхагаватам» есть в 11-й Книге. Благодаря этому пранические потоки, или воздушные токи, в теле уравновешиваются. Там Он объясняет: прямой позвоночник, бандхи, и тогда ты входишь в пранаяму. А когда ты входишь в пранаяму, ты осознаёшь, что тело — это просто кусок мяса, который вообще не имеет никакой ценности. Ты практически получаешь разрыв с телом, отрешённость. А следующий этап — это отрешённость возрастает до уровня самадхи. Йог вылетает из тела. Он может выходить, входить, когда ему заблагорассудится. Он уже общается с высшими мирами, и он сам решает, когда ему покинуть это тело. Он договаривается о стрелке: «Ребята, я сегодня у вас буду». Там описано, это какой-то период, когда солнце куда-то идёт, именно этот период он выбирает и вместе с каким-то потоком отправляется в высшие миры. На самих позах не акцентируются. Это Патанджали дал эти разные. А так асана — это одна асана по сути дела. Садишься и уходишь в дыхание, но чтобы вот эту позу сделать, это называется падмасана, поза лотоса, или симхасана, оказывается, нужно пройти всю аштанга-виньясу, всю практику йоги. Потому что поза лотоса — это не просто закинуть ноги, а это если ты закинул ноги, при этом у тебя обе коленки свободно касаются коврика, и можешь восемь часов сидеть, чтобы тебя ничего не беспокоило. Какие там критерии? Чтобы обе коленки были на коврике без напряжения. Вот сейчас я без напряжения. Если наклониться чуть-чуть, то я спокойно сижу.
# 30:17
Слушатель: То есть в анштанге только лотос?
Б.Ч. Бхарати Свами: Аштанга — это поза лотоса. Всё. Но чтобы позу лотоса сделать, а критерии, я продолжаю, ты йога-мудру делаешь, если ты спокойно касаешься, у тебя коленки на полу, и ты можешь восемь часов спокойно сидеть, без этого. Это, значит, поза лотоса. После этого аштангу можно прекращать. Вернее, этап, который называется асана, уже не так важен. Дальше идёт чистая пранаяма, но там уже ты через пару дней улетаешь. И Саша как-то сказал, что по сути дела, вся практика анштанга-виньясы для того, чтобы ты спокойно принял позу лотоса.
Слушатель: А почему Вы не признаёте хатха—йогу, Махарадж?
Б.Ч. Бхарати Свами: Мне кажется, это какой-то суррогат, какая-то фигня.
Слушатель: Но ведь хатха появилась первой, и анштанга—йога была составляющей.
Б.Ч. Бхарти Свами: Просто те практики хатхи, которые я видел, у меня лично не вызывают доверия.
Слушатель: Я не про сейчас, потому что те, что сейчас, я считаю извращением.
Б.Ч. Бхарати Свами: Да. Это всё недостойно. Хотя название осталось — хатха—йога, но это какая-то статическая гимнастика.
Слушатель: Но мы не берём во внимание то, что происходит сейчас. Йоги эти все.
Б.Ч. Бхарати Свами: Ну, да. А где взять гуру подлинной хатха—йоги? Их нет. Но гуру анштанга-виньясы найти можно.
# 32:26
Слушатель: Но ведь гуру — это тот, кто преподаёт йогу в соотвествии с Писаниями, да?
Б.Ч. Бхарати Свами: Да. Но есть такие группы, или общины, или школы, где именно хатха—йогу традиционную, ведическую, преподают.
Слушатель: Ведическую?
Б.Ч. Бхарати Свами: Согласно трактату.
Слушатель: Ну вот у нас.
Б.Ч. Бхарати Свами: У вас? Да? То есть вы хатха—йогу прямо классическую преподаёте?
Слушатель: Понимаете, Махарадж, там основные принципы хатха—йоги. Ведь изначально, когда появилось направление хатха—йоги, там было очень мало асан. Самые древние трактаты Шантильи-Упанишады. Их было, по-моему, пять. Потом следующий трактат, их там девять. Потом следующий — пятнадцать. Киранья самбхита, их там тридцать две, по-моему. То есть чем ближе к нашему времени, тем больше появляется асан. И практически все асаны в этих трактатах с ровной спиной. Там написано, что асана — это удобное положение тела. То есть, это получается, любое положение тела.
Б.Ч. Бхарати Свами: Асана — это поза лотоса.
Слушатель: А остальное не асана?
Б.Ч. Бхарати Свами: Классически, асана означает сидячее положение.
Слушатель: Но неудобно.
Б.Ч. Бхарати Свами: Нет. Сидячее положение. Удобно или неудобно — непонятно. Потому что для одного это удобно, для другого неудобно.
Слушатель: Так можно же поменять.
Б.Ч. Бхарати Свами: Вот, например, говорят: садись на асану. Асана ещё означает сиденье. Подстилка, на которой ты сидишь, тоже означает асана. Асана — это сидячее положение. Но со временем под асаной стали понимать неподвижное положение. А то, что они там увеличиваются…То, что не было скруток, не значит, что их не должно быть. Просто скрутки делают позвоночник гибким.
Слушатель: А зачем?
Б.Ч. Бхарати Свами: Он становится здоровым. Когда у тебя здоровый позвоночник… У нас в старости позвонки срастаются. У детей гибкие позвонки, как резиновые. А с возрастом, если позвоночник не развивать, косточки, как корни, связываются, и у человека неподвижный позвоночник. Гибкие, вернее, скрученные позы возвращают гибкость позвоночнику. А гибкость — это здоровье. Ты со здоровым позвоночником. Ты не сможешь сидеть восемь часов в асане, в позе лотоса, если у тебя нездоровый позвоночник.
# 35:32
Слушатель: Я наблюдала за инструкторами на собраниях, как они сидят. Вот так сидеть ровно не может никто. Они сидят вот так. Им нужно повернуться.
Б.Ч. Бхарати Свами: Инструктора какие? Аштанга—виньясы?
Слушатель: И аштангисты, и хатхисты. Они все сидят, им нужно что-то сделать, им нужно повернуться. У меня возникает вопрос: «А зачем вам это нужно?» Если они преподают йогу, которая, по сути, должна привести к тому, чтобы сидеть неподвижно, а они…
Б.Ч. Бхарати Свами: Нет, аштангисты преподают. Давайте хатхистов вообще выведем за скобки. Я их не считаю вообще йогами. Кроме аштанга-виньясистов я никого йогами не считаю. Потому что всё это современный спортзал какой-то. Только аштангисты. Но большинство из них — это инструктора йоги, они просто преподаватели йоги. Поэтому для них йога — это способ заработка, а не способ духовной практики. И мне повезло, что наш инструктор, Саша, не инструктор йоги, а он сам йог. То есть он йогу не преподаёт как средство заработка или средство самоутверждения в этом мире. А он сам практикует ну и иногда говорит: «Это моя дхарма». То есть у него получается, и он делится. И он исполняет свой долг. Например, ему при мне предлагали индивидуальные занятия, которые оплачиваются в десять раз больше. Один человек предлагал его в личный спортзал отвозить, привозить обратно и ещё за это деньги платить. Он говорит: «У меня есть дхарма. Приходи, у нас есть зал, в восемь вечера или в шесть тридцать утра». А другие, я знаю, продаются. У каждого есть точка продажи. И они ходят на индивидуальную практику или по дорогим клубам. А Саша у нас там и живёт, в зале этом. У него алтарь Патанджали, алтарь Кришна Намачарьи, Паттабхи Джойса. Вы сказали, пока я не забыл, что Паттабхи Джойс приладил, он изменил анштанга—йогу. Это действительно так. Но история вся эта началась с Кришна Намачарьи. Когда Индия обрела независимость, Кришна Намачарья уже преподавал йогу, а Паттабхи Джойс был одним из его учеников. И возросла мода на всё индийское, был такой патриотический подъём. И все сразу у себя оселедец сделали, в шароварах стали ходить, вышиванки. Только на индийский манер. А йога — это индийская традиция. И высшие чины — полицейские, армейские, политические — стали своих детей отдавать в школу йоги. И местная вся знать, аристократия, отдали в школу йоги и своих отпрысков.
# 39:40
Слушатель: В Майсоре?
Б.Ч. Бхарати Свами: В Майсоре.
Слушатель: Он преподавал принцам в Майсоре.
Б.Ч. Бхарати Свами: Всей знати. Я не знаю, были ли принцы. Я точно знаю, там была полицейская верхушка, армейская и политическая верхушка, ну и принцы всякие. И что происходит. Он преподавал классическую йогу.
Слушатель: Медитацию?
Б.Ч. Бхарати Свами: И медитацию. Это целый комплекс. И асаны. И через пару лет все отпрыски майсорской знати, которым светило великое политическое будущее, вдруг приняли отречение. То есть если ты правильно практикуешь, то отрешённость от мира, улёт, приходит сам собой. И они все на него ополчились, детей всех забрали, новых не стали ему давать. Но Паттабхи Джойс, Айенгара и кто-то из бедных остались. Кришна Намачарья продолжал преподавать. Паттабхи Джойс какой-то ключик не передал. До нас не дошёл ключик, который он получил от Кришна Намачарьи. То есть он что-то изъял, что не позволяет человеку пересечь эту границу. Потому что результатом практики йоги является отрешённость. Ты практикуешь и незаметно для себя вдруг осознаёшь, что в этом мире нет ничего, ради чего стоит жить. А тебя ждёт светлое политическое будущее оказывается. От тебя ждут, что ты будешь принцем в Майсоре. Как в случае с Нарадой Муни, которому Дакша послал детей на обучение. Он их пообучал, а они все приняли санньясу и ушли. Он им вторую серию послал, в десять раз больше. Сначала было десять человек, потом сто, а потом тысяча. И все они в результате общения с Нарадой… Точно так же все эти принцы и знать майсорская, пообщавшись с Кришна Намачарьей, он, кстати, вайшнав был, судя по тилаке, у него была вайшнавская тилака, оставляли свои карьеры. Я вот не знаю, либо по согласованию с Кришна Намачарьей, Паттабхи Джойс, чтобы адаптировать к современному миру, какой-то стерженёк убрал, и мы практикуем эту йогу. У нас спокойствие ума, приходит хороший сон, пищеварение, рак нервных окончаний исчезает, иммунодефицит коры головного мозга проходит. Всё проходит, но вот этого рывка не наступает. Какой-то секретик, который какой-нибудь будующий ачарья в аштанга—йоге снова должен будет найти, потому что это всё равно знание от состояния, знание от положения. Если ты достигаешь какого-то уровня, то то, что знал Кришна Намачарья и его предшественники, тебе откроется обязательно. Ты продолжишь и скажешь: «В этой позе сделайте наклон на полградуса сюда, или в пранаяме устремите взор не на кончик носа, а на ноздрю». Что-то, я чувствую, надо подвинуть, и тогда это будет практика, которая приводит к отрешённости. Это, действительно, он изменил.
# 43:53
Слушатель: Значит, Кришна Намачарья Паттабхи Джойсу не передал.
Б.Ч. Бхарати Свами: Я не знаю, может и передал, а Паттабхи Джойс…
Слушатель: Зажал.
Б.Ч. Бхарати Свами: Зажал, да.
Слушатель: Решил, что не надо нам.
Б.Ч. Бхарати Свами: А может, он сказал: «Ты не говори. Я тебе передал, а ты не говори». Я не знаю, но в этом передаточном звене что-то произошло. И люди, практикуя аштанга-виньясу-йогу, не приходят к этому рывку, к этому отрыву от реальности.
# 44:27
Слушатель: Это так быстро произошло. Два года и они…
Б.Ч. Бхарати Свами: Да, они занимались, не знаю, два, три года, после 47-го года все стали сдавать своих детей. У всех учителей всё нормально: дети крепли, умнели, потому что приходит и концентрация, они могут хорошо заниматься. Перевернутые позы и шавасана очень способствуют концентрации при занятиях. Для студентов очень хорошие эти позы. У всех учителей всё нормально: дети идут в гору в карьере, а у этого Кришна Намачарьи первый отказался, второй отказался, третьему ничего не надо, четвёртый в точку смотрит, слюни пускает и на луну смотрит всё время. Как-то вот так. И они с претензией пришли к Кришна Намачарье, и он сказал: «Хорошо, хорошо.» Есть, кстати, на ютубе видео с Кришна Намачарьей.
Слушатель: Полностью?
Б.Ч. Бхарати Свами: Нет, нет. Просто кто-то его заснял. То ли он сидит в позе лотоса. Там же есть Паттабхи Джойс юный, где-то среди растительности в лесу показывает йогу. Ещё такая чёрно-белая, чуть ускоренная съёмка. Так что все эти боли надо пережить, перетерпеть.
# 46:16
Слушатель: Я занималась хатхой до этого.
Б.Ч. Бхарати Свами: А аштанга-виньясу никогда не делали? Даже не пробовали?
Слушатель: У меня просто спина болела после хатхи, после скруток, прогибов.
Б.Ч. Бхарати Свами: Значит, смотрите, про прогибы. Это чисто прикладная ремарка в сторону. Совет, чтобы в скрутках спина не болела. Аштанга-виньяса — это не статическое, и не динамическое, а что-то среднее. Когда ты делаешь скрутку, спина должна быть прямая, и ты делаешь пять вдохов и пять выдохов. На вдохе ты удлиняешь позвоночник, а на выдохе ты его скручиваешь.
Слушатель: В пояснице?
Б.Ч. Бхарати Свами: Ну там, где получится. В пояснице, конечно. Удлиняешь, скручиваешь, удлиняешь, скручиваешь, удлиняешь, скручиваешь. Что происходит? У тебя позвонки на вдохе разъединяются, на выдохе чуть-чуть скрутились. И тогда у тебя боли не будет. Если ты вот в этом положении раз, завернул, у тебя позвонки вмести, и они начинают…
# 47:40
Слушатель: Махарадж, но ведь позвоночник — это очень сложное строение. Там минимум шесть точек крепления. Вот смотрите, одна точка крутится, две — с трудом, три — нет, а их там шесть.
Б.Ч. Бхарати Свами: Прекрасно. Вот ты на вдохе раздвигаешь позвоночник, сколько там точек, я не знаю. Позвонки — это вот костяшечки, ты на вдохе их раздвинул, и на выдохе скрутил, раздвинул, скрутил.
Слушатель: А если на каждом вдохе подворачиваешь, то потом, по логике, их точно также и возвращать надо?
Б.Ч. Бхарати Свами: Нет, по логике, ты голову поворачиваешь, вход, расплетаемся, выдох. Ты же возвращаешь. Но интересный момент. Вы обратили внимание, что все позы на выдохе и вдохе. Когда у тебя наклон, ты не сразу выгибаешься, не сразу встаёшь. Вот ты ушёл в наклон. У меня тут просто потянуто, порвано. Ты ушёл в наклон. У меня проходит, уже полгода, почти прошло. Это в прасарите у всех 99% рвут себе грушевидную. Я могу сказать, у меня здесь было порвано, и она прошла от слова «совсем». Левая у меня проходит, практически прошла. Я чувствую в динамике, как было в начале, когда я себе свернул, и как сейчас. Вот ты согнулся. Ты не просто выгибаешься. В хатхе ты просто встаёшь. А в аштанга-виньясе ты сначала вытягиваешься, вдох, потом ты выдохнул, и потом пять дыханий ты держишь, потом вдох, ты тянешь позвоночник и выдох.
# 50:01
Слушатель: Так не все же могут его вытянуть.
Б.Ч. Бхарати Свами: Как получается. Конечно, не все. Но как получается. Не все могут, как надо. То есть из всех поз ты выходишь не сразу, а ты подготавливаешь, а потом выходишь. Значит, это касается поясницы, боли в позвоночнике. Вдохнул, растянул, выдохнул, скрутил и так далее. Это поясничная, она очень легко проходит. Коленка — вот это проблема. Что ещё?
Слушатель: А про поясницу ещё.
Б.Ч. Бхарати Свами: Да, поясница. Прогибы, да? Там что важно, я ребятам говорил, натянуть передние мышцы бедра. Если они натянуты, то нагрузка происходит не на поясницу. Вот если ты расслабился и прогнулся, у тебя всё сюда уходит. То есть ты себе…Как говорится, там где тонко, там и рвётся. А если ты натянул ноги, как струны…
Слушатель: В этой асане, да? Конечно.
Б.Ч. Бхарати Свами: А других нет.
Слушатель: А в мостике?
Б.Ч. Бхарати Свами: Мостик, да. Сету бандхасана?
Слушатель: Самастхити это у вас называется?
Б.Ч. Бхарати Свами: Нет, самастхити — это у нас ты стоишь лёжа. А есть сету бандхасана — это когда ты ноги Чарли Чаплином, ты выкатываешься по гребешку, и ты стоишь на ногах и на темечке. У тебя всё напряжено, ты себе ничего не сломаешь.
Слушатель: А шейный отдел?
Б.Ч. Бхарати Свами: У тебя всё напряжено. У тебя просто позвонковые мышцы спины превращаются в медь, в саблю, в натянутую струну. А что касается мостиков, то, конечно, желательно начинать с полумостов, за голени себя брать. И в этой позе полумоста у тебя укрепляются вот здесь мышцы, потому что они более всего напряжены. И когда они сильные у тебя, ты встаёшь в мост, и вся нагрузка на ноги идёт, а не на поясницу. Во всех так называемых травмоопасных позах есть ньюанс, если его соблюдать, то ты избежишь травмы. Но если следовать принципу, что самое главное — дыхание, то позы со временем сами встанут. Есть в аштанге такое понятие «продышать позу». То есть если ты позу продышал, она сама встала. Если ты правильно дышишь, это называется продышаться. Раз — и она у тебя правильно встаёт. И поэтому Саша не помогает, он ничего не делает, он тебя не наклоняет, делай, как делаешь. Когда у тебя поза уже почти получается, например, в супта курмасане, он может просто соединить пальцы.
# 53:56
Слушатель: Я когда его доставал, чтобы он мне поставил позы, он мне рассказал только про точки внимания. И всё. В каждой асане написал, куда точка внимания, дришти, и всё.
Б.Ч. Бхарати Свами: Значит, так и должно.
Слушатель: Тебе, говорит, больше ничего не надо, только это.
Б.Ч. Бхарати Свами: Более того, когда клуб только открылся, Саша пришёл через два месяца. И одновременно со мной ещё несколько человек пришли: Юра, Лариса. Пришли заниматься. Вот нам он вообще ничего не объяснял. Вам хотя бы хоть что-то, а нам просто ноль. Делали всё. И очень важный момент, почему в названии этой практики включено слово виньяса. Это ключевой момент. Виньяса снимает напряжение. Виньяса — это динамическая связка между позами. Ты какую-то одну позу сделал, ты из неё правильно вышел, не просто вышел, тогда будет травма. Ты вытянулся, и только потом вышел. Вдох — выдох. И дальше идёт виньяса. Но даже если ты правильно вышел из позы, остаточное напряжение остаётся. Допустим, ты скрутился и вышел, всё равно до конца ты не восстановил, у тебя напряжение. Если скрутка, отсидел свои пять дыханий, ты возвратился, а мышцы и кости где-то остались. И вот виньяса, эта динамическая связка, снимает все остаточные напряжения предыдущей позы, и ты к следующей позе, в другую сторону, как бы обнулённый. Нет никакого напряжения, ты нормально делаешь. Возвращаешься и опять делаешь связку. То есть после каждой позы, делая виньясу, ты обнуляешь напряжение. Поэтому она настолько важна. То есть две вещи: дыхание и виньяса.
# 56:40
Слушатель: Скажите, пожалуйста, в обычной, повседневной жизни какие позы, или упражнения, или действия могут быть неблагоприятны для позвоночника. Например, я слышал, что…
Б.Ч. Бхарати Свами: Я в этом не разбираюсь. Я правда не знаю. Это у Мадхави Деви спросите.
Слушатель: Например, мне сказали, что катание на мотоцикле убийственно для поясницы.
Б.Ч. Бхарати Свами: Ну, наверное. Я не особенно разбираюсь. Я расскажу такую вещь. Вы, наверное, знаете Таню?
Слушатель: Конечно.
Б.Ч. Бхарати Свами: Мы дружили, она на лекцию приходила. Я как-то был у неё дома, и она мне показала пачку рентгеновских снимков. Она занимается коррекцией, исправлением травм у йогов, полученных в результате занятия йогой. Она мне показала такую пачку. И она как-то сказала: «Ты думаешь, это йоги что ли? Это все фотографии позвоночников инструкторов». Она инструкторов корректировала. Основная масса — московская федерация йоги. Она говорит: «Ты думаешь, это больные? Нет, это всё инструктора».
Слушатель: Они все правда переломанные.
Б.Ч. Бхарати Свами: Она рассказывает вообще жуткие вещи. Там доходило до того, что человек, чтобы показать в группе, что он нормально делает, у него уже есть практика, он много лет занимается, но он болен, он перед занятием себе вкалывает обезболивающее шприцом.
Слушатель: Инструктор?
Б.Ч. Бхарати Свами: Нет, она говорила про обычных людей.
Слушатель: Я слышала, что инструктора колют.
Б.Ч. Бхарати Свами: Ну тем более, даже инструктора. Человек колет, чтобы в группе другие видели, что он нормально занимается, потому что там тётки в лосинах спереди, сзади, а ты будешь как дед. Он себе берёт в спину фигак новокаин или что там? Раз, и шурует. Потом, когда практика закончилась, ну как после обезболивающего зубная боль. Нормально. И на следующий день опять. Йог такой. Ну это же безумство, да? Такие вещи рассказывает.
# 59:37
Слушатель: Слушать страшно.
Б.Ч. Бхарати Свами: Поэтому я говорю, что аштанга-виньяса особняком стоит. Всё это мусор: московская федерация йоги или российская федерация йоги, йога 23, айенгара и так далее. Есть у нас, значит, парная йога, аккробатическая йога, потом есть такой персонаж — Катя Спиридонова, она ведёт секси-йогу.
Слушатель: Что это такое?
Б.Ч. Бхарати Свами: Это вам понравится. И прочие кундалини и так далее. Это всё мусор. Подделки, фэйк. В аштанге никто в себя не впрыскивает шприцом. Больно, значит, не иди дальше. Это тело тебе говорит, дальше не надо. Есть, понимаете, в ведическом трактате четыре вида боли, в йога-прадипике. Есть боль от травмы. А есть боль всем знакомая, когда что-то заживает. У тебя что-то болит, но это боль со знаком плюс, боль восстановления. И в аштанге ты не доводишь до боли травматической, а до боли, когда ты можешь терпеть, но эта боль не разрушает тебя. Есть осязаемый признак боли хорошей и боли плохой. Если ты можешь какую-то боль терпеть, не меняя мимики лица, то есть тебе больно, но лицо у тебя расслаблено. Вот ты согнулся, у меня натяжение, болит, но такая хорошая боль, но я могу расслабиться, у меня лицо при этом может быть расслаблено. Но если я сейчас коленку заверну сюда, я не смогу держать расслабленное лицо, меня перекосит от боли. Вот это должно быть критерием: если у тебя боль, не приводящая к изменению мимики лица, то делаем, доводи эту позу. Потому что совсем без боли не получится.
Значит, что я сказал, два принципа: дыхание и виньяса, и третий принцип — регулярность. Если ты делаешь йогу не регулярно, а надо делать шесть раз в неделю. Самый лучший эффект. Если ты делаешь шесть раз в неделю, то у тебя тело адаптируется к этому, к занятиям. Если ты делаешь, давайте возьмём, один раз в неделю, ты сделал, причинил себе боль, а без боли не обойтись, за шесть дней у тебя прошла эта боль, тело восстановилось, а через шесть дней ты опять себя разрушаешь. У тебя получается каждое занятие — это болевые ощущения, ты себя мучаешь. Чем ближе практика к шестидневной практике, тем ближе к тому, что ты делаешь без боли. Потому что у тебя тело находится в постоянном режиме работы, ты каждый день делаешь и у тебя нет такого: зажило, сломалось, зажило, сломалось. Ты всё время в одинаковом режиме, ты делаешь на него нагрузку. У тебя всё время, всё время, пока не заживёт окончательно. Это третий принцип — регулярность, второй принцип — виньяса, и первый — дыхание. Если ты это соблюдаешь…
# 1:04:38
Слушатель: А есть же ещё дришти и бандхи.
Б.Ч. Бхарати Свами: Это важно, но они потом приходят. Ты не можешь бандхи и взгляд держать, если у тебя болит. Или забываешь. Вот эти бандхи, если соблюдать три принципа, приходят потом. Что касается бандх, есть позы, в которых бандхи естественным образом происходит, например, когда ты делаешь утплутхи или когда ты делаешь урдхва падмасану, перевёрнутый лотос, бандха сама получается, когда ты перевёрнутый. И это держание бандхи становится у тебя естественным. И потом это естественное удержание бандхи увеличивается во времени, уже следующая поза для тебя естественная с бандхой, и ещё, и ещё. И наступает такой момент через несколько лет, когда прочёл мантру, зажал бандху и забыл про неё, а этот замок у тебя держится. Бандха очень важна, но она приходит сама.
Слушатель: Дришти, Саша говорит, очень важно. Он говорит, что если ты держишь в голове дыхание, асану, дришти, то ты со временем не отвлекаешься на зеркала, на лосины спереди, ты как в коконе занимаешься, по нему видно.
Б.Ч. Бхарати Свами: Да. Саша говорил, для него было чрезвычайно тяжело дришти держать, и он не осозновал значимость этого. Дришти — это взгляд. В каждой позе есть точка, на которую надо направлять взгляд. Я это делаю с закрытыми глазами, но это неправильно. Есть хаста-дришти, то есть на руку, наса-дришти, бхрайа-дришти, межбровье, и пада-дришти, на пальцы. И Саша говорит, что не осознавал важность этого. У них был небольшой зал, и там набивалось так, что человек помещался только на коврике, то есть выйти за рамки коврика означало кого-то ударить. И он пришёл на очередное занятие, и перед ним девушка такой красоты, что оторваться просто невозможно. И он, чтобы не отвлекаться, впервые осознал важность дришти: стал смотреть на кончик носа. И как-то у него это само сработало, с тех пор он делал дришти. Он рассказывал, когда ты смотришь на какую-то точку, то это точка есть точка притяжения, она помогает. То есть не так наклонился, а ты смотришь, то у тебя наклон лучше идёт. И ещё важно, когда ты с открытыми глазами устремлён на кончик носа, ты не проваливаешься в ум. Если ты ум не контролируешь, и ты закрыл глаза, то мысли поехали, ты уже не в практике йоги, а где-то там, в своих проблемах. Поэтому это важно.
# 1:08:57
Слушатель: Почему шаткарма не включена в аштанга-виньясу?
Б.Ч. Бхарати Свами: Я спрашивал Сашу, он сказал, что практикующий аштанга—виньясу сжигает все эти, ему не нужны дополнительные аскезы, дополнительные очищения. Всё это присутствует. Хотя он сказал как-то, однажды он попробовал очищение печени касторкой. Пьёшь касторку каждый день в течении недели, потом в последний день ты берёшь горячую грелку, кладёшь под печень, пьёшь касторку и ложишься. Он говорит, у него из печени пошли камни. И после этого у него такая гибкость открылась! Вся грязь в печени, он говорит, не даёт нам гибкость, оказывается. Не рассказывал он? Я просто голодал после занятий. Он говорит: «Да, голодание очень полезно». У него дежурная фраза: «Это помогает». Например: «Саша, а если я вот этот чай буду пить с мёдом, или вот это делать?» — «Это помогает». Я про голодовку спросил. Он говорит: «Это помогает. Но я сделал очищение касторкой и горячей грелкой, и после этогу гибкость у меня такая стала, о которой я даже не подозревал». Вы спросите у Враджендры, потому что Саша объяснял ему прямо от и до.
# 1:10:53
Слушатель: Очистка печени?
Б.Ч. Бхарати Свами: Да, очистка печени. У него там камни и какая-то грязь из печени вышла.
Слушатель: Теперь переходим к практике?
Б.Ч. Бхарати Свами: Да, переходим к практике. Но это всё теория. Когда человек начинает регулярно заниматься аштангой, он уже не бросает. Там же какие-то внутренние механизмы, он понимает, что это круче любых практик.
Слушатель: Было пару раз: встаешь с такой усталостью, понимаешь, что я не могу. Сделаю сурью и остановлюсь.
Б.Ч. Бхарати Свами: И она очень выгодна из чисто экономических соображений. Доктора и лекарства дороже стоят.
Слушатель: Казалось бы, два часа много.
Б.Ч. Бхарати Свами: А ты эти два часа на диване проведёшь.
Слушатель: Просидишь их в очереди в поликлинику.
Б.Ч. Бхарати Свами: В очереди в поликлинику, в приёмную, за компьютером и в фэйсбуке. И не только в очереди в поликлинику, а и лёжа на диване больным пролежишь от недомогания. Поэтому это экономит время и деньги. Это самое главное. Это очень выгодное финансовое занятие. Правда, очень много денег экономит, которые ты бы отдал аптекарям и врачам. А врачи дорогие.
Слушатель: Говорят, даже в Индии у них зарплата 7000$. В Дели.
Б.Ч. Бхарати Свами: Это какой-нибудь главный врач, разные есть. Но вообще, лекарства и врачи — вещь дорогая…
Слушатель: Он хирург, оперирует печень…
Б.Ч. Бхарти Свами: В смысле? Как её оперирует?
Слушатель: Я так понимаю, он занимается пересадкой органов. И он маленький помощник, а главный врач получает 7000$, а он 2000$.
Б.Ч. Бхарати Свами: Разве печень пересаживаемая? Это почки пересаживают.
Слушатель: Да. Пересаживается.
Б.Ч. Бхарати Свами: От другого человека? Ждут, когда будет автокатастрофа?
Слушатель: Ну или заказывают. Или ради своих родственников себя приносят в жертву.
Б.Ч. Бхарати Свами: Сердце пересаживают. Рокфеллеру семь раз пересаживали. У Девида Рокфеллера было семь сердец, глава дома Рокфеллеров.
Слушатель: А сколько ему сейчас лет?
Б.Ч. Бхарати Свами: 94. Какие-то есть сомнения?
# 1:15:10
Слушатель: Конечно, у нас по-другому, чем у вас.
Б.Ч. Бхарати Свами: Да, мы не договорили. Это, конечно, мужская практика. Женщины, которые правильно занимаются аштанга-виньясой — это солдат Джейн. Смотрели? Солдат Джейн, или Маша Смирнова. У нас в клубе есть. Она аштангистка.
Слушатель: От неё такая прям мужская энергетика.
Б.Ч. Бхарати Свами: Да, она ледокол перекусит.
Слушатель: Вы мне тоже дали такие благословения, Махарадж.
Б.Ч. Бхарати Свами: Но она оставила аштангу и сейчас хатху преподаёт. Она говорит, что это слишком мужская. Вообще, аштанга-виньясой занимаются «морские котики» американской морской пехоты. Элитные подразделения. Они практикуют аштанга-виньясу.
Слушатель: Усы, главное, не вырастут, скажите?
Б.Ч. Бхарати Свами: Усы? Нет.
Слушатель: Ну и ладно тогда. Главное, чтобы усы не выросли.
Б.Ч. Бхарати Свами: Кто у нас аштангист? Анечка, две близняшки, одна Аня. Вот, кстати, Джахнави, она женственная? Она занимается каждый день.
Слушатель: Я с ней уже очень давно не разговаривала. И не видела даже.
Б.Ч. Бхарати Свами: Она по утрам приходит каждый день. В шесть утра приходит.
Слушатель: В интернете я видела ролики, где женщины практикуют. Они отлично выглядят.
Б.Ч. Бхарати Свами: Вот этот ролик с Паттабхи Джойсом, где шесть человек, на первом плане там две девушки. Они нормальные. Там плечи у них шире среднего, но гибкие какие.
Слушатель: Где работает плечевой пояс, когда виньясу делаешь?
Б.Ч. Бхарати Свами: Там есть один ньюанс. Нужно держать не как мы привыкли, а у тебя предплечья должны быть перпендикулярны полу. Тогда это правильно.
Слушатель: Когда ты вытягиваешься?
Б.Ч. Бхарати Свами: Вот у тебя чатуранга перпендикулярно, это очень сложно, а потом ты вытягиваешься, ты напрягаешь ноги.
Слушатель: А потом, когда ты уходишь в собаку мордой вниз? Тут же можно как-то отжаться.
Б.Ч. Бхарати Свами: Тут халтурить нельзя. Тут надо опускаться и руками толкать. Вот ты прогнулся, а дальше как мы делаем? Мы вот так делаем, и толкаешься. Теперь попробуйте.
Слушатель: Как они выпрыгивают на руках?
Б.Ч. Бхарати Свами: Там силы никакой, чистый баланс. Это как раз легко. А вот здесь отталкиваешься, вот вы сегодня позанимаетесь, у вас завтра всё будет болеть. А так, что такого? Прогнулся, откат.
Слушатель: Плечевой пояс для девушек важен. Иначе, они плывут потом.
Б.Ч. Бхарати Свами: Да?
Слушатель: Ну что, переодеваемся?
Б.Ч. Бхарати Свами: В неспешном режиме, у нас ещё времени много.
Транскрипция: Калинди Д. Д.
Корректор: Вишнуприя Д. Д.