«Абсолютная и относительная точка зрения»
«Абсолютная и относительная точка зрения» | Лекция Б.Р. Шридхара Свами от 8 мая 1983 года
- Наследие из прошлой жизни (00:00)
- Бешеный слон оскорблений (01:17)
- Абсолютная и относительная точка зрения (05:52)
- Узкий и широкий круг проповеди (14:32)
- Переоценка интересов (17:40)
Абсолютная и относительная точка зрения
#00:00
Наследие из прошлой жизни
Шридхар Махарадж: Харе Кришна.
Преданный: В «Бхагаватам»?
Шридхар Махарадж: В «Гите».
татра там̇ буддхи-сам̇йогам̇
лабхате паурва-даихикам
йатате ча тато бхӯйаx
сам̇сиддхау куру-нандана
Это светлая сторона.
неха̄бхикрама-на̄ш́ о ’сти
пратйава̄йо на видйате
св-алпам апй асйа дхармасйа
тра̄йате махато бхайа̄т
Арджуна спросил:
– Если человек не достигает сиддхи, полноты реализации, если в процессе он умирает, тогда то, что он обрел, теряется?
– Нет, то, что ты обрел, в следующем рождении придет к тебе на помощь, – сказал Господь.
#01:17
Бешеный слон оскорблений
Преданный: Что происходит в случае вайшнава-апарадхи?
Шридхар Махарадж: Вайшнавизм скрывается на какое-то время.
ваиш̣н̣ава-апара̄дха ут̣хе ха̄тӣ ма̄та̄
упа̄д̣е ва̄ чхин̣д̣е, та̄ра ш́укхи’ йа̄йа па̄та̄
Иногда последствия могут быть очень тяжкими. Говорится, что всё растение преданности может быть вырвано с корнем, растение может высохнуть, и тогда человек должен будет вновь принять посвящение, быть посвященным в это явление. То, что приходит по милости Вайшнава, оскорбления могут полностью лишить человека этой милости. Харе Кришна.
упа̄д̣е ва̄чхин̣д̣е, та̄ра ш́укхи’ йа̄йа па̄та̄
та̄те ма̄лӣ йатна кари’ каре а̄варан̣а
Рекомендуется избавление от оскорблений, поскольку в их результате теряется абсолютно всё. Нам советуют быть очень сдержанными, собранными, тогда безумный слон не сможет ступить на нашу территорию. Вайшнава-апарадху сравнивают с безумным слоном, хати мата, может вырвать всё растение.
та̄те ма̄лӣ йатна кари’ каре а̄варан̣а
Мы должны иметь хорошую ограду, чтобы бешеный слон вайшнава-апарадхи не мог проникнуть. Если некто приходит ко мне, чтобы спасти меня, а я бью этого джентльмена, он пришел, чтобы помочь мне, сказать мне: «Добро пожаловать», чтобы отвести меня к Господу, а я начинаю с ним драться, нападаю на него, – это самоубийственно. Совершать вайшнава-апарадху означает совершать самоубийство, избивать хранителя. Я ребенок, он мой доброжелатель, опекун; я оскорбляю, бью его. Он более ценен, нежели моя собственная душа. Что есть моя душа? Какая ценность моей души без преданности? Я могу быть куклой в руках Сатаны, но мой спаситель пришел, чтобы спасти меня из рук Сатаны навеки. Моя свобода воли, если я злоупотребляю ей, нападая на него, – это нечто более тяжкое, чем самоубийство. Моя душа не обладает такой ценностью, но его милость бесценна. Он больше, чем царь. Он пришел, чтобы спасти меня.
#05:52
Абсолютная и относительная точка зрения
Преданный: Но вайшнава-апарадха, скажем, мое положение сейчас, мои духовные братья, Хридаянанда Махарадж думают, что я совершаю вайшнава-апарадху, поскольку я отверг его.
Шридхар Махарадж: Это относительное положение. Существует относительное положение и абсолютное, окончательная истина. Абсолютное и относительное суждение, абсолютное суждение обладает большей ценностью. Обязательства, долг по отношению к отцу, матери, но, когда зов Абсолюта раздается, мы должны оставить эти обязательства общего характера и ответить на зов Абсолюта. Так в случае абсолютного зова и Вайшнава. Существуют различные решения в этом случае, если в силу предыдущей удачи я принял Вайшнава низшего уровня соответственно своей удаче, а затем я встретился с Вайшнавом, носителем более высокой концепции, я чувствую в глубине сердца, что существует большая разница между личностью, в которую я поверил изначально и тем явлением, с которым столкнулся сейчас. Если мы искренни и сознательны, тогда моя совесть побудит меня оставить первого Вайшнава и принять второго, это возможно. Бхактивинод Тхакур принял посвящение от Бипина Госвами. В «Чайтанья-чаритамрите» и других комментариях мы находим его имя. До тех пор, пока Бхактивинод оказывал почтение этому джентльмену, но наш Гуру Махарадж считал, что Бипина Госвами неуважительно отозвался о Дасе Госвами. Поскольку он заявил, что «мы можем благословить Даса Госвами, поскольку он был из семьи шудр, а мы из семьи брахманов». Когда эти слова дошли до слуха Сарасвати Тхакура, то он обратился с жалобой к Бхактивиноду Тхакуру и сказал: «Твой формальный гурудев говорит подобные вещи». Бхактивинод Тхакур выразил некоторую скорбь, таким было его положение.
Затем случился еще один эпизод, был один Бхарати Махарадж, человек физически очень крепкий, и он давал очень увлекательные лекции, привлекательные для людей. Этот Бхарати Махарадж принял посвящение от Бипина Госвами. У Бхарати Махараджа были определенные расхождения с основной группой Прабхупады Сарасвати Тхакура. Он думал: «Если я приму посвящение от Бипина Госвами, гуру Бхактивиноды Тхакура, тогда я сумею успешно противостоять им, поскольку мое положение будет очень достойным». Он принял посвящение от Бипина Госвами, гуру Бхактивинода. Прабхупада никак не отреагировал. Он сказал: «Он сахаджия, ты принял своим гуру сахаджия-вайшнава». И тогда Бхарати Махарадж увидел, что у него нет места, он не добился своей цели. Он оставил Бипина Госвами и вновь принял посвящение от Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Прабхупад дал ему санньясу, и Бхарати Махарадж стал проповедовать. Градация, вера…
Преданный: Бхакти Вивек Бхарати?
Шридхар Махарадж: Да, так его звали, вначале принял посвящение от Бипина Госвами, гуру Бхактивиноды Тхакура, но затем ему пришлось оставить этого гуру и вновь вернуться к нашему Гуру Махараджу, чтобы принять от него посвящение. Формальное и абсолютное суждение; абсолютное суждение также может быть различным, насколько интенсивна преданность, об этом идет речь. Формальное посвящение, внешняя практика – это еще не всё, насколько интенсивна реализация. Есть потенция в гомеопатическом шарике. Иногда лекарство может не действовать, и необходимо более мощное лекарство, чтобы достичь желанного результата. Ты вначале пришел ко мне и получил некоторое облегчение, но это не постоянная позиция, и может прийти гуру более высокого порядка. После ухода нашего Гуру Махараджа были открыты несколько Матхов, и Сиддханти присоединился к ним под таким условием: до тех пор, пока Бхарати Махарадж будет жив, он будет старшим санньяси, а Сиддханти был брахмачари; если он переживет меня, он получит весь Матх. Бхарати Махарадж ушел, и Сиддханти стал контролировать его Матхи в Пури, Калькутте и здесь. Он купил дом во Вриндаване, основал Матх, но не смог поддерживать его и передал его Бхакти Виласу Тиртхе Махараджу, который контролировал Майапур. Гоур Харибол. Гоур Харибол. Гоур Харибол.
#14:32
Узкий и широкий круг проповеди
Преданный: Я слышал ваши беседы, каково ваше желание: чтобы ваша проповедь доходила до широких масс или она посвящена узкому кругу? Поскольку широкие массы могут не оценить по достоинству. Чтение этих книг будет уместным для тех, кто будет способен по достоинству оценить и понять.
Шридхар Махарадж: Соответственно степени оценки, тому, насколько она должная, эти книги будут распространяться. Энергия не будет потеряна, но должна быть использована в максимальной степени. Люди не могут понять.
Преданный: Метать бисер перед свиньями, такое выражение существует.
Преданный: Поскольку Чайтанья Махапрабху никогда не делал различия между достойным и недостойным кандидатом, Он давал всем и каждому.
Шридхар Махарадж: Речь идет о том, чтобы выполнять этот наказ соответственно своим способностям. В целом есть две группы: дружеский круг, круг людей, которые обладают более высокой реализацией, в этом кругу можно говорить о раса-катхе, о внутренних явлениях во Вриндаване; и есть Харинам-санкиртан – общий, более широкий круг. Имя можно призывать даже на улицах, каждый может принять Имя, Вайкунтха-нам, духовное Имя эффективно действует для всех и каждого. Но внутренняя жизнь, игры Кришны и Радхи, Вриндаван – все эти явления необходимо оценивать по способности того, с кем ты потенциально можешь говорить на эти темы.
#17:40
Переоценка интересов
Преданный: Махарадж, некоторые люди не готовы принять воспевание святого Имени, они склонны к гьяне.
Шридхар Махарадж: Следует объяснять им, каково положение Имени. Мы должны объяснить, но если Имя неприемлемо для них, тогда что приемлемо, идол? Опыт глаз, зрения, любой опыт любого чувства может быть использован для духовной реализации. Опыт слуха, звук, самый широкий, дешевый опыт глаз, зрения в форме Божества. Необходима трансформация, принятие нового, усвоение, согласно более высокому уровню понимания, изменение интересов к более высокому интересу, переоценка. В настоящее время мы находимся в этом мире в определенной форме, позиции, но трансформация необходима. Мы все сепарационисты, нам присущ отдельный интерес, но этот интерес должен быть трансформирован в абсолютный, вселенский интерес – вот что необходимо. Делать все что угодно ради Абсолюта, рассматривать все с Его точки зрения и оставить все виды локальных интересов, либо грубый эгоистический интерес, либо тонкий, твоего клана, твоей страны, – это расширенный, утонченный эгоизм. Никакое количество ограниченных начал не может породить Безграничное, поэтому твой интерес, интерес твоей страны, твоего клана, всего человечества, комбинация всех этих интересов не может породить Безграничное. Никакое количество ограниченных начал или реалий не способно породить Безграничное. Оно обладает иной природой. Поэтому мы должны получить ее с той стороны, из Центра, такого рода интерес присутствует там, в Центре, мы должны понять это.
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.