«А когда нужно будет, Кришна вам напомнит»
А когда нужно будет, Кришна вам напомнит
Б. Ч. Бхарати Свами: Я уже не говорю о том, что нельзя говорить «потаенное сокровище», потому что сокровище уже потаенное. Дальше. Эта форма проявляется из вечных игр Кришны, что философски совершенно противоречит идее Махапрабху. Потому что у любого предмета есть скрытое свойство и поверхностное. У Кришны тоже есть скрытое свойство и поверхностное. Скрытое – это черты Его внешности, а поверхностное – это Его действия. Каждый предмет можно по двум характеристикам определить: по его движению и по присущему ему размеру, цвету. Вот размер, цвет – это…
Слушатель: А в чем ошибка?
Б. Ч. Бхарати Свами: Здесь наоборот. Ошибка в том, что, когда внутреннее…
Слушатель: Не то скрыто что ли?
Б. Ч. Бхарати Свами: «Когда Мои внутренние свойства приходят в соприкосновение с внешним миром, то в результате этого соприкосновения появляются Мои внешние свойства.» То есть, когда знаки на теле Кришны, Его цвет, Его украшения приходят…
Слушатель: Это внутренние?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. То, что присуще Ему Самому, приходит в соприкосновение с внешней действительностью, появляются такие Его свойства, как действия. Да, действия, являются следствием того, что мой нрав, характер, соприкоснулся с внешним миром. Из этого соприкосновения появляется такая вещь, как действие. Движение, точнее. А здесь наоборот: Его форма появляется из игр Кришны. Все наоборот. То есть тут даже такие… Если заморачиваться уж совсем, в философии есть довольно грубые ошибки. Или, например, «о Санатана, сладостный, привлекательный, трансцендентный…»
Слушатель: Это еще нужно искать подтверждения, что Его форма первичнее игр.
Б. Ч. Бхарати Свами: А подтверждения, например, где?
Слушатель: В писаниях.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну каких, например?
Слушатель: У Шридхара Махараджа где-то.
Б. Ч. Бхарати Свами: А слова Махапрабху являются подтверждением?
Слушатель: Да, тоже.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну вот об этом Махапрабху и говорит Санатане Госвами.
Слушатель: Ну а что он говорит?
Б. Ч. Бхарати Свами: Прямо то, что я вам сказал.
Слушатель: В Бенгалии есть писания.
Б. Ч. Бхарати Свами: Санатана такой царедворец, он говорит: «Как узнать Кришну? И правда ли, что в Кали-югу узнать Кришну можно по Его цвету и по тому, что Он поя раздает любовь всем без разбора?» Махапрабху ему говорит: «Ты свои намеки оставь. Я знаю, к чему ты клонишь. Лучше послушай, что я тебе скажу. Каждую вещь можно узнать по двум принципиальным признакам: скрытым и внешним. Скрытый – это то, что ему присуще, а внешний – это то, что появляется в результате контакта с внешним миром». Это Махапрабху Санатане.
Слушатель: Нет. Подождите. Мы сейчас говорим о Самом Бхагаване, так у Него нет ничего внешнего. Никаких контактов с внешним.
Б. Ч. Бхарати Свами: Махапрабху, говорит что есть. Ну с «внешним» – это не в смысле с материальным, а с внешним. Вот Баларама является…
Слушатель: Но у Него же нет ничего внешнего, потому что всё в Нем.
Б. Ч. Бхарати Свами: Смотря что считать внешним. Баларама – это Его внешнее проявление в среде преданности. То есть есть Кришна, а есть среда преданности, которой является Шримати Радхарани.
Слушатель: Йогамайа. То есть все, что относится к Йогамайе, это внешнее…
Б. Ч. Бхарати Свами: Не Йогамайа, а майа. Ну да.
Слушатель: Йогамайа.
Б. Ч. Бхарати Свами: Майа. Там нет такого понятия йога. Просто майа.
Слушатель: Ну неважно.
Б. Ч. Бхарати Свами: Баларама является результатом взаимодействия Кришны с внешней средой. Иначе Кришна…
Слушатель: То есть с майей?
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да. С чем-то внешним. Потому что иначе Он не мог бы влюбиться в Себя.
Слушатель: Ну я имею в виду, что кроме майи ничего же нет вокруг Кришны?
Б. Ч. Бхарати Свами: Просто, Она многолика, и с разными аспектами Ее высекается новый Баларама что ли. Некая сущность деятельная. Вот эта сущность, она вторична, она внешняя, потому что она соприкасается с внешней средой. Если убрать всю внешнюю среду и оставить одного Кришну, то то, как Он будет выглядеть…
Слушатель: Кришна без майи.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Это Его внутреннее…
Слушатель: Свойство.
Б. Ч. Бхарати Свами: Глубинное… Да, это Его нрав, Его какие-то там, эмоции. Но этот нрав нужно проявить. И проявляется он от соприкосновения с чем-то. От соприкосновения с любящей средой. И Она на Него действует, и Он на Нее действует. Вот это Его действующая на Йогамайю сущность и есть Баларама. При этом Сам Кришна всегда остается со Своими желаниями и нравом где-то в глубине, а снаружи выплескивается Баларама. Баларама является Его внешним свойством.
Слушатель: Тогда откуда взялись игры Кришны с Радхарани, если Он должен по идее стать Баларамой?
Б. Ч. Бхарати Свами: Баларама – муж Йогамайи. Он Ее законный супруг. Это открытие сделал Шридхар Махарадж, первый в нашей сампрадае.
Слушатель: Да, но тогда Он должен стоять между…
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну вот это такое, да. Это тот самый…
Слушатель: Кришна не мог бы оставаться Кришной вместе с Радхарани по этой логике. Он бы становился сразу Баларамой.
Б. Ч. Бхарати Свами: Он исчезает, когда Кришна с Радхарани.
Слушатель: Вот. Почему? Он должен, наоборот, появляться по этой логике. Как только Он вступает в взаимодействие, появляется Баларама.
Б. Ч. Бхарати Свами: Потому что у Радхарани есть тоже внутренняя сущность. Когда Ее внутренняя соприкасается с внутренней Кришны, тогда Баларамы нет.
Слушатель: Внутренняя сущность Йогамайи, это вообще непонятно.
Б. Ч. Бхарати Свами: Это и есть Шримати Радхарани. Между Ней и Кришной ничего нет. А когда появляются какие-то аспекты Ее, будь то Махамайя или какие-то…, то появляется Баларама, но Баларама есть муж, легальный муж Йогамайи. Как в том фильме: «Нет такого женатого, который на час не хотел бы стать холостяком». То есть внутренняя сущность Баларамы – это Кришна. Она там, потаенная.
Слушатель: Получается, они всегда вечные ?
Б. Ч. Бхарати Свами: Кто?
Слушатель: Ну тот мир, Баларама всегда есть. Кришна и Радхарани всегда есть. И все-таки даже там Он впервые…
Б. Ч. Бхарати Свами: Как Шридхар Махарадж говорит: «Там непонятно, кто первичнее. В этом замкнутом кольце непонятно, кто идет первый». Нет, конечно, Баларама вторичен Кришне всегда. Если Нитьянанда, Он поет славу Чайтанье. Если Он змей, то Он держит на Себе Вишну. Если Он Баларама, Баладева, то Он всегда опекает Кришну как старший брат. Хотя Он по возрасту старше Кришны, но Он производное от Него. В ISKCONе называется экспансия, по нашему, по-русски, – производная. Он производная от Кришны. Все равно непонятно, что раньше? Тот, кто хочет возлежать… Вот есть тот, кто хочет возлежать, и ложе. Что раньше? Желающий возлежать или ложе?
Слушатель: Желающий возлежать.
Б. Ч. Бхарати Свами: Но если бы ложа не было, то как бы он захотел возлежать?
Слушатель: От Его желания все происходит.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну вот там непонятно, там такое… кто первичней. Но, конечно, Баларама – производное от Кришны.
Слушатель: Наверное, нам лучше этого не знать.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, вы спросили, я вам ответил. Можно знать, но забыть. Постарайтесь забыть. А когда нужно будет, Кришна вам напомнит.
Транскрипция: Егор
Корректор: Вишнуприя Д. Д.