«Лалита Деви — Хранительница Лилы Радхи и Кришны» 1982.08.24.A82.08.27.A
Лалита Деви — хранительница лилы Радхи и Кришны
Шридхар Махарадж: Если вы предоставите мне хорошего певца, то я могу отправиться проповедовать, в противном случае… Такого рода проповедь. Душа — это все и вся, тело — это ничто, ум — это ничто, душа — это все и вся, Кришна — все и вся. Все эти технические термины лишены всякого смысла, никто их не поймет. Поэтому для публики какая необходимость проповедовать? Гуру Махарадж сказал: «Идите, разговаривайте со стенами и слушайте звук собственных голосов. Идите и разговаривайте, проповедуйте». Таким было его измерение, направленность мысли. Он пришел для того, чтобы распространять, давать миру Божественную весть с чувством подобной безотлагательной необходимости. «Ступайте и обращайтесь к стенам, слушайте самих себя». Чувство подобной безотлагательной необходимости. Не только проповедуя, но и любым другим способом распространять Сознание Кришны: посредством экспозиции, посредством объяснений, посредством лекций, даже посредством конфликтов, судебных разбирательств. Всеми возможными средствами, все методы должны быть задействованы. Любые средства в деле распространения Сознания Кришны, даже судебная тяжба. Даже суд, адвокаты, судьи должны быть задействованы в Сознании Кришны, в разговорах о Сознании Кришны. Обратиться ко всем и каждому, ко всему миру. Донести до всех и вся Сознание Кришны, положить конец мирской деятельности во всех отношениях. Говорить о Кришне тем или иным образом — такой была его идея в его последние дни в Пури. Я сказал ему, когда мы были наедине:
— Прабхупад, то, что вы сделали для проповеди Махапрабху и Кришна-киртана, до нашего времени никто из ачарий прошлого не сделал ничего подобного.
—Ты так думаешь? — спросил он.
— Да, я вижу, — ответил я. — Экспозиции, выставки, воспевание, чтение священных писаний, лекции, судебные разбирательства, любым способом во всех отношениях вы пытались распространять Сознание Кришны.
Целостная, тотальная оппозиция майическому движению, течению майи. Поток майи должен быть остановлен и поток Сознания Кришны должен достичь всех уголков. Парализовать деятельность майи и ввести Сознание Кришны. Это — жизнь, а это — смерть. Культивировать ложные представления — значит культивировать смерть. Временное — это смерть, а жизнь означает культивировать Сознание Кришны. Источник всей жизненной силы. Никакой необходимости в майическом мире нет, даже если вы скажете: «В моем доме пожар, я потушу пожар, а затем я присоединюсь к Кришна-киртану». Нет нет, если весь мир сгорит дотла, вы ничего не потеряете. Скорее, если вы будете избавлены от концепции этого материального мира, вы окажетесь в выигрыше. Весь мир может быть сожжен дотла, но вы никоим образом не будете затронуты. Все ваши потребности связаны со святыми стопами Кришны. Подлинное революционное учение он пришел распространять. Не тратьте время зря. «В моем доме горит пожар, я должен потушить пожар, а затем я присоединюсь к Кришна-киртану». Нет-нет, этот мир — твой враг. Материальная концепция — твой враг. Ты душа, и ты должен установить здоровую связь со Сверхдушой. Майа — твой враг, который стаскивает тебя до материальной концепции рождения, старости и болезней. Таким был его дух. Идите и совершайте Кришна-киртан. Всех пожирает майа и смерть. Заблуждение означает смерть, ложное представление означает смерть.
Они отделяют, изолируют меня от Свами Махараджа, и тем самым они совершают самоубийство. Общий интерес. Я не есть нечто отдельное от Свами Махараджа. Люди, которые считают, что это не так и изолируют меня от Свами Махараджа, совершают самоубийство. Дашаратха-сута прибыл. Вы способны такое представить или это черезчур? Это «черезчур», проглотить подобное блюдо, согласиться с тем, что они совершают самоубийство, делают нечто абсурдное.
Преданный: Они совершают самоубийство, и мы пришли сюда «умереть, чтобы жить», и это тоже самоубийство.
Шридхар Махарадж: В каком смысле самоубийство? «Умереть, чтобы жить» не означает самоубийство. Да, это означает оставить все нежелательное, телесные покрытия, оболочки. Это тело не есть душа. «Умереть, чтобы жить». Умереть означает оставить эго, и золотое внутреннее «я» проявится. «Умереть, чтобы жить» означает умереть таким, каким ты являешься в настоящее время. Вся концепция твоего «я», твоей природы ложна. Новое рождение пережить, и ты увидишь, что твое истинное «я» пребывает в мире бессмертия. Умереть, но с другой стороны жить, мы не можем отвергать эту часть. Умереть означает самоубийство, а жить — мы не можем исключить это положение. В высшей степени революционная идея, особенно второй момент.
Все сомнения будут устранены. Возможно ли это? Я думал, что это невозможно. Когда вначале я встретил последователей Гаудия Матха, я стал слушать их речи. Они утверждали, что их наставления абсолютны, они игнорировали все советы, источником которых являются многочисленные миссии, личности. Они говорили о необходимости отвергнуть все сарва дхарма паритйаджа. То, что мы утверждаем, они заявляли: «Прими это». Это гордость! Они утверждали, что все заблуждаются, лишь то, что мы говорим есть правда. Возможно. Конечно, я уже был знаком с этой шлокой «Бхагаватам». Эту шлоку я вспомнил. И в «Упанишадах» также. Есть нечто, обретая которое, мы обретаем все. «Если ты знаешь это «нечто», ты знаешь все» — сказано в «Упанишадах» и «Шримад Бхагаватам». Они утверждают то же самое. И если для меня возможно достичь подобного универсального измерения знания, то это нечто чудесное. Вначале у меня были какие-то возражения, но затем постепенно я понял: да, это нечто реальное, это возможно.
Все узлы в нас будут развязаны и чаянье моей жизни будет утолено. Внутренняя тенденция, склонность нашего сердца, запечатана, и печать будет разрушена, будет снята, и подлинное «я» восстанет. Истинная природа будет познана, все сомнения устранены, все потребности в том, чтобы использовать энергию с целью приобретения тех или иных вещей, эти тенденции также улетучатся, поскольку все есть в этом самом высочайшем явлении и нет необходимости искать что-то еще. Подобное измерение будет открыто мне, и я осознаю, что являюсь членом этого измерения, измерения бесконечных ресурсов. В высшей степени революционное явление. Макс Мюллер сказал: «То, что содержится в сокровищнице индийских Упанишад, если содержимое этой сокровищницы будет дано миру, то весь мир обогатится, но сокровищница индийской мысли останется по-прежнему полной». Мир станет сказочно богат, но кладовая Индии по-прежнему останется полной. Бог таков, достижение цели таково. Поиск Его означает полноту удовлетворения. Насколько велико это удовлетворение, какова его степень… Наши способности дать оценку очень ограничены. Гуру Махарадж приводил следующий пример. Некий мальчик родился в темнице и никогда не видел солнце. И вот с воли пришел некий джентльмен и попросил его:
— Пойдем со мной, я покажу тебе солнце.
— Хорошо, я возьму с собой свечу.
— Нет необходимости в этой свече, чтобы видеть солнце, глупец.
— Невозможно увидеть что-либо без помощи свечи.
Тогда этот джентльмен вытаскивает мальчика на улицу и показывает:
— Посмотри, вот солнце.
— О, с помощью солнечного света можно увидеть все.
Подобное чудо придет к порабощенной душе, когда она установит связь с Брахмой, с концепцией Бога. Абсолютное чудо, самолучезарное явление, оно не зависит ни от каких иных источников знания, когда речь идет о познании этого явления. Однако всегда существует категория людей, которые не принимают существование этого явления, и это изъян. Солнце самоочевидно, но существуют многие животные, которые не способны видеть свет. Их слепоту можно устранить. Только для них солнце лишено существования, потому что нет глаз.
Для определенной категории людей актуален этот вопрос: Бог есть или Бога нет. Определенная категория людей не принимает Его существование. Эта дискуссия будет продолжаться вечно. Потому что подобная категория лишенных веры всегда сохранится, но если кто-то не видит солнца, это не значит, что солнца нет. Самолучезарный, Его можно увидеть благодаря Его собственному свету. Долг Гуру заключается в том, чтобы устранить катаракту, катаракту невежества. Когда катаракта будет устранена они станут способны увидеть. На этом все сегодня. Я хотел бы отдохнуть. Врачу преподнесли хороший урок.
Преданная: Этот доктор не любит меня.
Шридхар Махарадж: Потому что вы обвинили его в том, что он делает?
Преданная: Потому что он сказал мне однажды вечером. Я сказала:
— Зачем вы вырезали мой аппендикс? Вы думаете, что вы лучше, чем Кришна? Вы думаете, что Он просто так создал аппендикс?
Он ответил:
— У вас есть ваша философия, а у нас есть наша медицина, которой мы лечим людей.
Я ответила:
— Не преуменьшайте моего Бога.
И он разозлился на меня из-за того, что я задала ему этот вопрос об аппендиксе, сказал:
— Вы мой пациент, а не мой профессор.
Я ответила:
— Вы можете иметь материальное образование, ученые степени, но медицина — это лишь одна из ветвей знания, данного Кришной. Существуют различные области знания, но корень — Кришна.
Шридхар Махарадж: Вы пришли сюда, чтобы лечиться, а не учить меня…
Преданная: «Да, у вас большой рот», — он заявил. — «Вы пациент, но вы не ведете себя как пациент».
Шридхар Махарадж: Но я не обычный пациент.
Преданная: Я сказала:
— Я должна бросить вам вызов в связи с моим аппендиксом, потому что Кришна создал этот аппендикс, а у вас ограниченное знание.
Этот доктор сказал мне:
— Кришна сделал эту операцию для вас. Вы больше не доктор.
В прошлый раз, когда мы там были, он не взял деньги.
Шридхар Махарадж: Это день публикации «Прапана-дживанамриты», в этот день она была опубликована. [цитирует стих описывающий Лалиту] Кого бы она ни встретила во Врадже, она просит всех присоединиться к ее группе, и когда они приходят и просят: «Примите меня», им сразу же дается положение. Присоединяйтесь к служению Радхарани, к этой группе. Заботиться об интересах Радхарани, служить интересам Радхарани, столь интенсивное внимание к этим интересам невозможно найти нигде, кроме как в ней. Даже иногда она (Лалита Деви) ругает Кришну открыто, дерзко, заступаясь за Радхарани. Она идет на риск, обвиняя Кришну: «Ты не знаешь достоинства и благородства моей Госпожи, Ты принижаешь Ее». Ее темперамент таков: интересы Радхарани стоят для нее на первом месте, какими бы запредельными они ни были. Подобное положение возможно. Сама Радхарани чувствует стыд, Она пристыжена слушая эти речи. Что она говорит обо Мне? Она чувствует дискомфорт из-за речей Лалиты. «Нет, ты посиди и помолчи, — заявляет ей Лалита, — Ты не знаешь, каковы Твои интересы. Я буду представлять твои интересы, защищать их. Я знаю каковы они». Лалита заявляет: «Я не в силах терпеть, чтобы Твое достоинство каким-либо образом принижалось». Таков дух Лалиты Деви.
Сваруп Дамодар есть Лалита в Навадвипа-лиле, неизменный спутник Махапрабху в Пури, ученый высокого уровня и также хороший певец. Лалита Деви и Радхарани. Один стих, написанный Рупой Госвами Лалите Деви… Лалита Деви — первая спутница Радхарани. Она несколько агрессивна по своей природе. Она вмешивается во все детали взаимоотношений Радхарани и Кришны. Она считает, что это ее ответственность, когда речь идет об Их связи. Она вмешивается, о чем бы ни шла речь, если это нечто связано с Радхарани и Кришной. Несколько агрессивна по своей природе, нетерпима. Но Рупа Госвами оправдывает ее поведение. Каков стандарт ее любви и жертвенности в связи с Радхой и Кришной. Он говорит: «Если каплю испарины она видит на стопах Радхарани либо Кришны, словно в миллионе тел, она с таким рвением бросается, чтобы вытереть эту каплю». Столь велика любовь, которую она питает к Ним обоим. За этой ее агрессией, вмешательством во все Их дела, стоит глубокая любовь, и она оправдывает все ее поступки.
Она лидер, которую принимают все спутники Радхи и Кришны. Она лидер, и стандарт ее любви, любви, которую она питает к этой паре, подобный стандарт любви. Она не в силах терпеть даже каплю испарины на стопах Божественной Четы. На этом уровне она действует, словно желая иметь миллионы тел. Она хочет создать миллионы тел чтобы вытереть эту каплю, она не в силах терпеть малейшее беспокойство. Но она очень агрессивна и разговорчива, вмешивается во все так, словно она безумно стремится быть главной, лидером, но за этим стоит великая забота, — и это сложно понять. Иногда она упрекает саму Радхарани, говоря: «Ты не знаешь, как вести себя с Кришной, я научу тебя. Не уступай Кришне, Ты должна заботится о своем достоинстве». Она относится к Радхарани как к младшей. Она несколько моложе Радхарани, но тем не менее она заботится о Радхарани и всегда стремится позаботится о ее взаимоотношениях с Кришной. Она считает себя ответственной за Их взаимоотношения. Иногда она ругает и упрекает Кришну также: «Ты не знаешь, насколько благородно положение, насколько велика любовь, которую моя подруга питает к Тебе. Ты принижаешь ее, я не в силах это позволить».
В том измерении, где мы находимся, эти вещи не могут быть поняты нами, поскольку реалии этого мира и реалии того мира очень похожи, но в то же время их разделяет пропасть. Изначальное явление и искаженное отражение, противоположности. С одной стороны — Према, вершина жертвы, а с другой стороны — вожделение, грубое удовлетворение чувств. Южный полюс и Северный полюс — такого рода противоположности. Нас сводит с ума вожделение в этом мире. Подобное безумие также присутствует там, это искаженное следствие, но первопричина находится в оригинале. Явление этого мира — это искаженное следствие, но причина находится в оригинале. То явление чисто и благородно, поскольку жертва лежит в его основе, самозабвение, безрассудная жертва ради удовлетворения Первопричины, Самодержца. Интенсивность никогда не может быть оценена. Интенсивность жертвы не может быть оценена. Таково измерение высочайшей жертвы. Отречение есть нечто бледное по сравнению с тем служением, с той жертвой. Отречение, освобождение, спасение, они проистекают исключительно из негативного аспекта жизни, но позитивная жизнь, жизнь жертвы, зенит мы находим там. Лалита Деви, ее положение таково. Она рассматривает себя в качестве хранительницы Радхарани: «Я ее хранительница, я не могу позволить принижать Ее великую любовь и жертвенность. Я стою гарантом, даже в адрес Кришны, не говоря уже об обычных людях».
Для Кришны это нечто настолько ценное и редкое, подобная жертвенность Радхарани. Жертвенность Любви, интенсивность и благородство этого явления — нечто немыслимое, неведомое и непостижимое. Мы можем иметь туманное представление об этом, но если мы думаем, что достигли этого явления, нам конец. Это явление никогда невозможно уловить, поймать с помощью какой бы то ни было силы нашего измерения: с помощью ума, разума. Это явление существует за пределами наших ментальных спекуляций, наших суждений, но тем не менее это явление реально. Лалита Деви обладает подобной уникально-важной ролью в Кришна-лиле, она хранительница лилы. Есть другие подруги Радхарани: одни равно относятся к Кришне и Радхарани, другие предпочитают Кришну, но Лалита Деви 100% пристрастна к Радхарани, предпочитает Ее Кришне. День ее явления был позавчера, а вчера был день явления самой Радхарани. Нам говорят, что Ее нашли плывущей на лотосе. Ее отец не имел детей, Вришабхану-радж, глава гопа, владельцев коров. Неожиданно он нашел на озере лотос. Лотос рос на воде, в лотосе была прекрасная девочка, но глаза Ее были закрыты. Он забрал ее. Девочка была безупречно красива, но глаза Ее были закрыты. Вришабхану Раджа дружил с Нандой Махараджем. Нанда Махарадж также был главой пастухов.
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.