«Душа, идущая наперекор всему миру»
«Душа, идущая наперекор всему миру» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 26 мая 2015 года, Вайшнавский Фестиваль, Запорожье
- Сомнение и доверие (00:00)
- Видеть Господа — правильное стремление? (01:49)
- Что такое очарование? (04:26)
- Гуру — это идея служения (06:33)
- Садху-санга, дикша и шикша-гуру (15:55)
- Сценарий (карма) написан с самого сотворения, изменить ничего нельзя, но … (20:21)
- Мы можем влиять на свою природу? (27:42)
- Преданность противоестественна этому миру (31:02)
- Наша задача говорить, а не оценивать (34:45)
- Господь может прийти в любом облике (39:53)
- Ганга смывает с души все грехи постепенно, но служение вайшнаву смывает грехи мгновенно (45:18)
- Вайшнав — это тот, кто поклоняется Вишну (50:53)
- Само по себе убийство не есть грех (55:10)
https://www.youtube.com/watch?v=uZwpAqMRy_g#t=27
Сомнение и доверие
Б.Ч. Бхарати Свами: Отец дольше меня жил. У него, наверно, больше опыта.
Слушатель: А то, что он любит, это не аргумент?
Б.Ч. Бхарати Свами: Мы доверяем немножко уже. Потом мы видим, что чувства у отца несовершенны, он тоже может ошибаться. Мы ищем того, у кого, возможно, больше опыта. Мы открываем священные книги, которые есть откровения людей, которых мы называем праведниками. Которые, скажем, посвятили жизнь поискам Бога. Вот он там ушел в Печоры где-нибудь в Лавре и он там всю жизнь провел в молитве, может быть, ему я больше доверюсь, чем отцу. Потому что отец…
Слушатель: Не идеальный.
Б.Ч. Бхарати Свами: Да, он не идеальный. И потом, доверяя тому опыту, мы можем открыть в себе ощущение Всевышнего. Так же как и он, пройти некий путь и что-то в себе открыть. Это уже будет опыт не физический, не умственный, а опыт сердца, и уже двигаться сердцем. Но везде есть сомнения, кроме когда Господь явился пред тобой. Моисею Он явился и дал скрижали, и у Моисея не было сомнений.
# 01:49
Видеть Господа — правильное стремление?
Слушатель: Цель увидеть Господа — это правильная цель? Вообще стремление к этому?
Б.Ч. Бхарати Свами: Мы не можем искоренить в себе это стремление.
Слушатель: Оно считается как ложное или правильное?
Б.Ч. Бхарати Свами: Здесь отсутствует понятие ложное и правильное. Мы просто не можем по-другому. Это как железные крошки, которые естественно стремятся к магниту. Правильно они делают? Это в их природе. Есть такое понятие джайва-дхарма.
Дхарма – это неотъемлемое свойство чего-то. Например, у огня дхарма — жар, у воды дхарма — влажность. Если мы отбираем это главное свойство, это уже не оно становится. У души свойство — это искать счастье, ананду. Вайшнавы под анандой понимают некую личность — Кришну. Это свойство души искать Кришну, искать ананду – блаженство. Хорошо это или плохо, мы не знаем, просто так заложено, что мы не можем ничего с этим поделать. Проблемы возникают, когда мы ананду ищем в краю, где стяжается. Ищем в стяжательстве и попадаем в некий край, где все стяжают. И тогда мы, ища ананду, на самом деле находим страх, страдания и смерть. Ровно то, от чего уходим.
Святые, которые прошли путь или пришли из той обители, говорят о том, что счастье можно найти в мире отдавания, самоотдачи, самопожертвования.
Слушатель: Отдаем, страдаем.
Слушатель: Нет, наоборот.
Б.Ч. Бхарати Свами: Нет, отдаем.
Слушатель: Получается, ищем счастье, а получаем страдания. Отдавать-то больно всегда.
Слушатель: Нужно отдавать, чтоб не было больно, потом будет счастье.
Б.Ч. Бхарати Свами: Это поначалу больно.
Слушатель: Потом понравится.
Б.Ч. Бхарати Свами: Когда тянешься, растяжку делаешь, сначала больно, а потом нормально. Потом привык, и уже даже приятно.
#04:26
Что такое очарование?
Слушатель: Вы говорили: «Не очаровывайтесь — не будете разочарованы». Вы имели в виду этот мир стяжательства?
Б.Ч. Бхарати Свами: Этот мир. Да-да.
Слушатель: Потому что невозможно быть не очарованным. Вы говорили: «Такая природа души, все равно она требует очарования».
Б.Ч. Бхарати Свами: Что такое очарование? Это попытка найти убежище. Если разложить это сложное слово «очарование», это, значит, я нашел что-то или кого-то, подле которого я наконец смогу расслабиться, наконец я найду душевный покой. Какая-нибудь хорошая машина или семья, или хорошая работа, кто-то или что-то. Вот когда я это найду, когда это будет в моем распоряжении — ну вот, наконец-то! Этап стремления к этому и есть очарование. Попытка найти убежище в чем-то есть очарование.
Поэтому само по себе очарование не плохо. То есть важно чем мы очаровываемся. Если ты пытаешься найти убежище у лотосных стоп Кришны, то это хорошее очарование, а если ты пытаешься найти убежище в сточной канаве материального мира, то за этим очарованием придет большое разочарование. Потому что ты ищешь душевный покой, а находишь беспокойство. Ты что-то приобрел, а теперь за этим нужно следить, чтобы не отобрали. Чтобы крыша не упала, чтобы не пришли из судебных служб… Как вчера там кто-то в Харькове стрелял. Он взял долг и купил дом, к нему пришли отбирать, потому что долг не выплатил, он стал стрелять. Не отдам, мое.
# 06:33
Гуру — это идея служения
Слушатель: То есть все зависит от нашей мотивации, от нашего поиска, потому что лже-гуру как такового не бывает. Это бывает наша проекция, и поэтому лже-гуру может любой для нас стать. Потому что таков наш мотив.
Б.Ч. Бхарати Свами: Да.
Слушатель второй: Что ищем, то и находим…
Б.Ч. Бхарати Свами: Лишь транслирует, но подлинный Гуру – это идея служения. Но покуда мы живем в мире образов, мы не способны жить в мире идей. Скажем, идею оцифровали и приносят распечатку — идею бхакти, служения, а там цифры всякие и символы, и вы не понимаете. Вам говорят: «Это же идея любви!» А вы ничего не понимаете.
Слушатель: Видят, а прочесть не могут…
Б.Ч. Бхарати Свами: Вот как математики. Он напишет что-то такое в университете, и вся аудитория смеятся начинает. А мы смотрим: «А что здесь смешного?» А там закорючки. То есть он нарисовал символами некую идею, которую аудитория подготовленная может считывать, и эта идея вызывает смех, потому что там равенства быть не может, и все смеются над этим, а для нас это какая-то непонятная околесица.
Точно так же мы с вами не способны идею служения, запечатленную в мантрах святых (в Махамантре, других молитвах), считывать. Эта идея принимает образ некой говорящей головы или образ некой книги, символы которой нам понятны, русские, английские, бенгали, санскрит. Но это лишь форма — говорящий человек или книга, или звук. Это лишь форма идеи любви, идеи служения. Нужно понимать, что Гуру — это идея, а то, что мы с вами видим глазами, слышим ушами — это лишь форма, и мы должны быть готовы пожертвовать формой. К формам вообще нельзя привязываться. Поэтому говорится: нельзя очаровываться образами, в том числе и образом Гуру, какой бы благовидный он ни был, какими бы духовными признаками он ни светился, мы не должны очаровываться, потому что это всего лишь навсего транслирующая коробка. А очаровываться мы должны идеей.
Другими словами, если вот этот самый, который что-то вам говорит, вдруг сменил трек, сменил пластинку и с тем же самым духовным видом начинает проповедовать антислужение, вы должны от него отказаться.
Это как слушать любимую музыку через магнитофон, и вдруг тот же самый магнитофон, те же самые колонки, тот же цвет начинает играть шансон. Вы же выключите? Только потому что это звучит из этой коробки я буду верен своему гуру. В данном случае все просто — вам эта музыка просто не нравится. А ложные гуру могут теми же терминами пользоваться, но через них просачивается яд стяжательства, яд самоутверждения. Они будут говорить о самоутверждении: станьте старшим преданным или еще какие-то идеи они будут говорить. Вот в этом смысле от Гуру как образа нужно отказаться, как только он начинает транслировать антибхакти, не преданное служение. Это не всегда легко понять, но как только ты понял, нужно отказываться, но при этом не отказываться от самой идеи служения. Если мы верны идее служения, то образ гуру появится подлинный, но если потом окажется, что он не подлинный, тоже отказывайтесь. Главное — быть верным идее служения, через что бы она ни приходила.
В «Бхагаватам» есть притча, когда один царь спросил блаженного юродивого: «Как тебе удается в этом мире существовать?» Он говорит: «У меня 24 гуру: земля, огонь, солнце, луна, воздух, оса, пчела, сборщик меда, удав…» Я всех не помню. И он начинает приводить качества этих объектов и говорит: «Я у них учусь, они мои гуру». Сборщик меда самое лучшее берет. Земля — к ней относятся дерево и гора — это все элементы земли. Гора добра к другим, с нее реки текут. Она конденсирует облака и превращает их в реки и дает драгоценности. Дерево укрывает всех остальных, оно терпеливо. Вот это мои гуру.
Если мы преданные и если мы верны идее служения, то в любом событии, в любом явлении мы увидим элемент преданности, нас это будет чему-то учить. Но когда мы встречаем вайшнава, который в концентрированном виде идею преданности преподносит… То есть нам не нужно у осы одному учиться, у пчелы другому, у воды третьему. А гуру в концентрированном виде говорит о любви и служении, вот тогда он гуру, но до поры до времени, пока он вдруг не начинает вещать на других волнах.
И вот если мы верны этой идее служения, то как по электрическому проводу мы придем к тому, кто передает сигнал, а это Шримати Радхарани. Она там где-то в невидимом нам мире, по ту сторону осязаемого мира, его еще кришнаиты называют трансцендентным. Она там сидит и говорит о любви и о служении, о самопожертвовании, о терпении, о чувстве такта, о мягкости. Она нам говорит, и это все кодируется в идею бхакти, в идею служения, а потом кто-то это, как магнитофон, транслирует. Но это уже там далеко мы увидим ее, и тогда нам уже не нужно быть привязанным к идее служения, а только к личности, к ней самой. А уже что она там говорит вообще не важно. Даже если она начнет говорить что-то другое, мы ей преданны. А пока нужно на нашем этапе быть преданными образу. Здесь идея воплощена как некий образ, как некий индийский дедушка с палочкой.
Поэтому говорится, есть два типа вайшнавов: это вайшнав личность-человек и вайшнав как «Бхагаватам» — некая книга или некий звуковой образ. То есть есть книга «Бхагаватам», а есть преданный — бхагавата.
Слушатель: Еще прасад, да?
Б.Ч. Бхарати Свами: Кому как: прасад, благовония, фитилек — это все элементы. Потом полотенчик, который мы предлагаем.
# 15:55
Садху-санга, дикша и шикша-гуру
Слушатель: Махарадж, а садху-санга имеется ввиду, что недостаточно только гуру и шастры, а важно еще получать общение более широкое?
Б.Ч. Бхарати Свами: Садху — это тоже Гуру.
Слушатель: Да, но не только Гуру, а шикша-гуру? Не только у кого принял прибежище, а можешь получать наставление и у других…
Б.Ч. Бхарати Свами: Шикша-гуру — это такое широкое понятие. Дикша-гуру — это тот у кого ты принял наставление это часть шикша-гуру. Шикша-гуру — это общее понятие, а дикша-гуру — это лишь частица, это не полностью Гуру. Шикша-гуру выполняет функцию присоединения тебя к некому сообществу, но в идеале, и нам повезло, что шикша-гуру и дикша-гуру — это одно лицо, такое возможно. Но это не всегда, то есть не нужно думать, что шикша-гуру и дикша-гуру всегда одно лицо. Шикша-гуру может быть оса, вода, земля. Шикша-гуру может быть какой-то вайшнав, может быть несколько вайшнавов. А дикша-гуру выполняет функцию какую-то, он принимает в некое сообщество, в некий клан служения.
Шридхар Махарадж говорит, по-моему в Слове Хранителя Преданности: «Наша сампрадая — это сампрадая шикша, а не дикша». То есть для нас принятие идеи служения важнее, чем принятие формальности. То есть наша сампрадая — это шикша-сампрадая, а не дикша-сампрадая. Он приводит пример, что у Бхактивинода Тхакура дикша-гуру был Бамши Дас Брахмачарья, а шикша-гуру для него был Джаганатх Дас Бабаджи Махарадж. И мы на алтаре держим Джаганатха Даса, а не дикша-гуру. Мы даже не знаем, как он выглядел. Мы его почитаем как преданного, но он не является гуру в парампаре. Вот он об этом говорил, что шикша-гуру — это общее понятие, а дикша — это лишь фрагмент этого. Но бывает что они совпадают, что тот, у кого ты принимаешь посвящение, он же и твой гуру-наставник.
Слушатель: Шикша-гуру приоритетней.
Б.Ч. Бхарати Свами: В нашей сампрадае шикша-гуру важнее.
Слушатель: Дикша получается формальный.
Б.Ч. Бхарати Свами: Дикша переводится как дик – это направление, сторона. То есть он направляет на какую-то сторону.
Слушатель: Диг-бала — есть такое понятие.
Б.Ч. Бхарати Свами: Да. Направляющая сила.
Слушатель: Говорят, что дикша-гуру берет на себя часть твоих грехов.
Б.Ч. Бхарати Свами: Нет, нет, такого не бывает. Это на той стороне берега. Ну по крайней мере я об этом не знаю. Шрила Гурудев Говинда Махарадж, когда ему сказали: «Ну как же вы столько учеников принимаете, это же столько кармы?», он говорит: «А мне карма и не нужна». Ну как же, вы карму берете? Не беру, чего это я должен чужую карму брать. Он как-то так сказал, в переводе на русский: «Как с гуся вода».
(Смех)
Слушатель: В шастрах нет такого, что руководитель берет одну шестую часть своего подчиненного, карму. Нет, надумано?
Б.Ч. Бхарати Свами: Это вам святые отцы расскажут, я в этом не особо разбираюсь. Святые отцы много знают.
# 20:21
Сценарий (карма) написан с самого сотворения, изменить ничего нельзя, но…
Слушатель: Жил человек просто, а потом встал на путь преданности, и я слышал, что тогда карма отрабатывается на 20 жизней, было расписано как.
Б.Ч. Бхарати Свами: И это вам святые отцы расскажут, я в этом не особо разбираюсь. Я могу, сказать, что карма у всех определена. То есть сценарий, или книга, написана с самого сотворения, изменить ничего нельзя, все роли определены, они исполняются и даже в сторону нельзя отодвинуться, а вот попадем ли мы в эту роль или в ту, это уже зависит от нас. Роли прописаны, а вот кто сыграет эту роль, это зависит от нас с вами.
Слушатель: Разве нет возможности пойти вправо или влево?
Б.Ч. Бхарати Свами: Фильм уже написан, а вот какую роль вы сыграете — Штирлица или Мюллера, это уже зависит от нас с вами, здесь у нас свобода. Но мы мигрируем из этих ролей. Как только мы в какой-то эпизод попали, мы уже должны сыграть. Попали в эпизод, что в этой жизни мы в 8 лет станем калекой, нас собьет автомобиль, все. Мы, естественно, этого не знаем, это все было прописано, к сожалению, при сотворении мира Брахмой, и его сын, который входит в когорту первосвященников Бхригу, написал так называемую «Книгу жизни», и вот астрологи как раз этим пользуются.
Помните, была история, когда Бхригу решил проверить, кто из трех богов троицы самый главный? Он решил их вывести из себя. Он зашел к Брахме и не поклонился, и Брахма разгневался, и Бхригу убежал. Потом он пришел к Шиве и не захотел обнять. Шива весь в грязи, в пепле этом. Парвати разгневалась, и Шива тоже пришел в гнев, и Бхригу сбежал. И тогда он пришел к Вишну и Вишну он ударил ногой. Вишну проснулся и спросил: «Ты не ударил себе ногу?» Но Лакшми разгневалась и прокляла этого Бхригу, и сказала: «Вы теперь будете все брахманы (а он родоначальник брахманского сословия) нищие и будете неприкаянные, и за ваше ремесло вам не будут давать деньги». И тогда Бхригу попросил прощения и она говорит: «Хорошо, вы можете зарабатывать себе, но я вам даю два ремесла: это астрология и врачевание (ле́карство)». Бхригу написал весь спектакль до скончания века, все, что будет. Теперь вопрос: можно ли что-то изменить? Можно, роли все прописаны, но мы можем прыгнуть в эту роль или другую.
Слушатель: То, что циферки называют это нелепость?
Б.Ч. Бхарати Свами: Естественно. Коль скоро мы совершили поступок, карму изменить нельзя, но бхакти вне гун, вне кармы. Как только мы начинаем заниматься преданным служением и взывать к Святому Имени, то Махапрабху говорит, мы даже меняем свою прошлую карму. Вы понимаете? То есть в прошлом нам положено в восьмилетнем возрасте быть сбитым машиной, а мы в двадцатилетнем возрасте читаем мантру, и нас машина в восемь лет не сбила, оказывается. То есть вытирается все. Вот так вот Святое Имя действует.
В Ведах говорится, что есть 5 видов кармы, которые не видно. Вы совершили поступок, а плоды кармы должны созреть. Они могут зреть несколько жизней, несколько лет, десятилетий. Вот вы только совершили, и уже в этой «Книге жизни», тот кто умеет читать через страницы, он уже знает что с тобой произойдет. Он скажет: «С тобой будет вот это». И он знает, что ты совершил.
Ты ему просто говоришь: «Я родился тогда-то». И он знает, ты родился тогда-то под такими-то звездами, значит, в прошлой жизни… (это настоящий астролог, не шарлатан Кали-юги). Он по тому, как ты родился, как ты ходишь, как ты выглядишь, как ты говоришь, что ты говоришь, как ты реагируешь на раздражители, он скажет: «Ты был преступником тогда-то и тогда-то, и тебя ждет то-то и то-то».
Есть пять видов кармы: в зачатке, чуть-чуть проросло, плоды наметились, уже плоды созрели и уже ты их вкушаешь. То есть она уже прошла эта карма. Но благодаря служению Кришне, вайшнавам и повторению Святого Имени можно изменить не то что карму зарождающуюся, но и ту, которая уже прошла. Все зерна сжечь. Так говорит Махабрабху, и у нас нет оснований Ему не верить.
Слушатель: В «Махабхарате» Кришна говорил Пандавам, наверное: «Почему ты поехал мириться с Дурьодханой, если ты знаешь заранее, какой исход будет? — Я знаю, что так будет, потому что я знаю его природу, что все равно ничто не повлияет на решение Дурьодханы. Все равно он войну устроит. Но тем не менее я должен сделать, исполнять свой долг». Узнают человека по его природе, по его качеству, как бы он отреагировал на то или иное.
Б.Ч. Бхарати Свами: Да природа все равно вылезет.
Слушатель: Как характер и запах не спрячешь.