Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1983 / «Истинная жизнь возможна только в том измерении»
В духовном мире служение является пищей для души. Без служения душа умирает. Служение – источник её жизни. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж

«Истинная жизнь возможна только в том измерении»

Истинная жизнь возможна только в том измерении

Истинная жизнь

Шридхар Махарадж: То, что редко достижимо даже для Брахмы, творца этой вселенной, Нитьянанда пришёл, чтобы дать это явление. Он ходил от двери к двери, распространяя его. То, к чему стремится великий творец этой вселенной, то, что недостижимо для него, это явление было принесено в наш мир. И от двери к двери Господь Нитьянанда ходил, прося людей принять это. Прежде такое явление не было известно этому миру, Божественная Любовь, насколько великодушна она, милосердна. Речь не идёт о том, чтобы жить за счёт других, за счёт окружения. Вам повезло, вы удачливые люди, поскольку вам присуща подобная концепция жизни. Учёные, обитатели этого мира пытаются эксплуатировать окружающий мир и не только одушевленную, но и неодушевленную природу также. Они будут вынуждены заплатить долг, они берут заём у природы, таков закон. Они очень горды своими достижениями, лидеры общества, учёные, но речь идёт о прямо противоположном явлении. Не о том, чтобы брать взаймы у природы, но быть использованными. Быть использованными кем? Неким распутником, низким человеком? Нет, высочайшим Центром абсолютного блага, такая удача. Существует подлинная жизнь, реальная жизнь только там, в этом измерении преданности, там отсутствуют реакции. Тот, кто поддерживает целое, всё существование, Центр, поддерживающий всё сущее, – это вселенская волна. Речь идёт о жертве ради этого измерения, ради этой волны, высочайшее причинное измерение бытия, такого рода жертвенность. Насколько прекрасна, сладостна она, самопожертвование такого рода. Не эксплуатировать, но давать, быть использованным высшей областью, в наиболее тонком измерении, такого рода самоотдание не ради дела каких-то преступников, эксплуататоров и т. д., но отдавать себя высочайшей волне, которая поддерживает всё сущее, вносить свой вклад, отдавать свою энергию этому измерению.

# 06:07

Деньги не являются критерием преданности

Преданный: Махарадж, а роскошь, деньги, являются ли они указанием на то, что Кришна удовлетворен или в храме служат должным образом, когда храм богато украшен и т. д.?

Шридхар Махарадж: Деньги не являются критерием. Если по воле Кришны деньги используются в служении, это хорошо, но это не единственный критерий. Даже Санатана Госвами, поклоняясь Радха Мадан Мохану, брал малое количество масла, помещал в огонь, а затем предлагал Божеству. Бхава-грахи джанардана, Кришна не принимает ничего материального, но то, что преданный предлагает Ему искренне, это искреннее чувство принимается Кришной, бхава-грахи. Он четан, духовен по своей природе и принимает духовный элемент в поклоняющемся, внутреннюю тенденцию, не внешнее. Существует история, был один преданный в Пури, Мадхава Дас, он был преданным в сакхья-расе. Однажды Джаганнатх сказал ему:

– Мадхава, Я хочу украсть джекфруты из сада одного панды, иди со Мной.

– Хорошо, мой Господь, я должен выполнять Твою волю.

И той ночью вместе с Мадхавой Джаганнатх вошёл в сад джекфрутов и залез на дерево, начал трясти его, и джекфруты начали падать на землю. Панда вышел на шум и спроисил: «Кто ворует мои джекфруты?» Джаганнатх, когда спрыгивал с ветки дерева, то часть Его одежды зацепилась за ветку и осталась на дереве, и там владелец сада увидел Мадхаву:

– А, это ты тот самый злодей. Днём ты ходишь по дороге и просишь подаяние, изображая из себя великого садху, а ночью ты пришёл с целью обворовать мой сад.

– Нет-нет. Кришна, Джаганнатх воровал эти джекфруты, Он привёл меня с собой.

– Ты пытаешься убедить меня в том, что это Джаганнатх воровал джекфруты? Кроме того, ты ещё и похитил одежду Джаганнатха, вот она висит. И ты хочешь одурачить меня?

И он отвёл Мадхава Даса к царю, и его побили. Джаганнатх явился во сне к царю и к главному священнику и сообщил им: «Я был в обществе Мадхавы в том саду, мы воровали джекфруты. Мадхаву избили, и Я принял все эти побои на Себя. Пожалуйста, вы должны позаботиться о нём, дайте Мадхаве лекарства». И тогда люди поняли, что, оказывается, Мадхава такой великий преданный. Джаганнатх лично явился царю и главному панде во сне, и Мадхава ушёл оттуда во Вриндаван. Он подумал, что люди будут говорить обо мне как о великом преданном, я не хочу этой славы. Так написано в «Бхакта-мале».

Этот Мадхава стал поклоняться Банке-Бихари во Вриндаване. Слуга Банке-Бихари мог чувствовать, удовлетворен ли Банке-Бихари предложенной бхогой. И он почувствовал, что Банке-Бихари не удовлетворён. Он вновь приготовил пищу и поднес её, но он увидел, что Божество недовольно. Он стал плакать. «Моё подношение не принято моим Господом. Что мне делать? Я не могу есть, когда чувствую, что Банке-Бихари не коснулся этого подношения», – подумал он. Пуджари уснул. Банке-Бихари явился ему во сне и сказал: «Это не твоя вина, но Я чувствую себя больным. Мадхава, Мой преданный, пришёл из Пури и предложил Мне чанну. Я принял эту чанну, съел её такое количество, что больше ничего не могу есть, Мой желудок полон. Я чувствую себя больным». Таким образом, внешняя роскошь и пышность не являются критерием. Простая чанна настолько понравилась Божеству, что Он объелся этого блюда.

# 15:03

Самозабвение

Концепция высочайшего Абсолюта присутствует в Кришна-концепции Бога, красота, гармония, экстаз, сладость, очарование, влечение. Речь идёт о том, что все остальные явления предаются красоте, очарованию, экстазу, жертвуют собой ради этого явления, поклонение красоте. Сатьям, шивам, сундарам. Сундар, гармония и красота, гармония подразумевает занятие правильной позиции, и это красота, когда всё стоит на своих местах. Отсутствие конфликта, все стремятся к этим реалиям, самозабвение мы находим в красоте, такую характеристику. Самопожертвование и самозабвение – это высочайшая концепция, самозабвение считается более высоким явлением, нежели самопожертвование.

Преданный: В чём различие?

Шридхар Махарадж: В жертвенности человек сознаёт себя, он сознательно даёт что-то кому-то, но самозабвение – это спонтанное движение. Тот, кто самозабвенен, полностью пленён, поглощен интересом Целого. Гопи говорят: «У нас нет отдельного интереса, мы не заботимся о себе. Нас интересует удовлетворение Кришны, мы не сознаём наше собственное существование». Тот, у кого нет концепции своего тела, страдания материального мира, ад – все эти явления не заботят его, он полон Сознания Кришны, самозабвение. Радость, удовольствия и боль, сознание этих реалий может присутствовать на более низкой стадии, но не в состоянии самозабвения. Существо полностью «кришнаизируется». Гопи были готовы отдать пыль своих стоп Нараде. Кришна хотел показать благородство гопи, природу их любви и заявил: «У Меня болит голова, Мне нужна пыль со стоп Моих преданных». Нарада пошёл по Двараке, стал рассказывать людям:

– Кришна сильно страдает от головной боли, дайте мне пыль своих стоп.

– Нарада, о чём ты говоришь, ты хочешь, чтобы мы отправились в ад? Он наш Владыка, наш Господь. И мы дадим Ему пыль с наших стоп? Это невозможно.

Тогда Нарада вернулся разочарованный.

– Что, ты получил пыль, Нарада? – спросил Кришна.

– Нет, никто не захотел пойти на это.

– Тогда ступай во Вриндаван к гопи.

Нарада пришёл к гопи и сказал:

– Я явился из Двараки. Кришна мучается головной болью, и только пыль со стоп преданных может помочь Ему.

– Да, мы не знаем, преданные мы или нет, но, пожалуйста, возьми эту пыль.

Нарада был впечатлен их столь искренней преданностью, он сказал:

– Вы знаете, какой будет расплата, вечный ад.

– Да, мы знаем, мы готовы ради мгновения Его удовлетворения отправиться в вечный ад.

Они готовы пожертвовать всем своим будущим, такая степень жертвенности, самозабвение ради Центра. Осознание блага интересов Центра, их не интересует ни мнение членов общества, ни вердикты священных писаний, ни любая религиозная концепция, Кришна – всё и вся для них, отряд смертников. Высокие беседы, насколько мы готовы к этому.

Посредством книг, с помощью брихад-мриданги. Существует мриданга, глиняный инструмент. На Западе он отсутствует, да? Такого рода барабан.

Сагар Махарадж: Мриданга появилась на Западе, когда Свами Махарадж приехал.

Шридхар Махарадж: Мриданга означает «сделанная из земли», мрид означает «земля», анга часть тела, что создаётся из земли. Глиняный барабан, мриданга, простая игра. Есть ли вопросы?

# 26:38

От Чайтаньи к Сарасвати

Преданный: Махарадж, каков смысл Чайтанья Сарасвата? Вы назвали свой Матх «Чайтанья Сарасват Матх».

Шридхар Махарадж: Чайтанья Матх. Сарасвати – наш Гурудев, от Чайтаньи к Сарасвати, знание, которое низошло от Чайтаньядева к Сарасвати, Гуру Махараджу. Проповедь такого рода в этой линии. Мы почитаем, принимаем и проповедуем это знание Чайтанья Сарасвата, от Чайтаньи к Сарасвати, и угол видения нашего Гуру Махараджа, Сарасвати, его восприятие Чайтаньядева. Божественное зрение доступно здесь, оно интересует нас, от Чайтаньи к Сарасвати, Гуру-парампара. Явление, которое культивируется, проповедуется, распространяется и обдумывается нами. Чайтанья Сарасвати, Чайтаньянуга Сарасвати, другой смысл. Сарасвати означает вани, слова, выражения Чайтаньи, Чайтанья-вани, подлинная проповедь, наставления Шри Чайтаньядева, Его слова, возможно, таков смысл здесь. Чайтанья-вани, то, что пришло от Чайтаньи к Сарасвати, культура «Бхагаватам» в восприятии Чайтаньядева и Его последователей вплоть до Сарасвати, такова цель, лейтмотив нашей жизни, наш паричар, отождествление здесь. Кто мы? Мы такие-то и такие, а они наши владыки. Мы слуги этой группы. Мы хотим почитать их, хотим просить людей принимать их, наши интересы сосредоточены здесь, в этом измерении исключительным образом, Чайтанья Сарасват, Сарасвата Чайтанья.

Существует категория брахманов, Сарасвата-брахманы, Чайтаньянуга Сарасвата – это группа брахманов в Махараштре. Они говорят, что они Гаура-брахманы, Сарасвата-брахманы, они Сарасвата, особая группа. Здесь речь идёт о таких Сарасватах, последователях Чайтаньядева. Это нечто отличное от брахманов из Махараштры, возможно. Арийская цивилизация, арии спустились с гор между двумя реками. Вьясадев жил в той области, Бадарикашрам. Амбариш Махарадж жил в той стороне, упоминается, река Сарасвати, которая впадает в Гангу возле Бадарикашрама, он находится на берегу Сарасвати. Вьясадев жил там, Нарада пришёл к нему, чтобы рассказать принципы «Бхагаватам» в Бадарикашраме на берегу Сарасвати. Вьясадева рассказывал принципы «Бхагаватам» своим последователям на берегу Сарасвати, Амбариш Махарадж жил в той стороне, это упоминается в «Бхагаватам». Сотни жертвоприношений были совершены им на берегах реки Сарасвати, это было в глубокой древности. В то время Гималаи были самыми молодыми горами, самыми высокими, но не слишком древними, последняя формация. Из все гор Гималаи самые высокие, но в то же время самые юные. Гималаи росли, там стало очень холодно, и люди, жившие в горах, спустились на равнину. Индийская территория была маленькой, с ростом Гималаев равнина поднималась из моря, расширялась. В Гималаях стало очень холодно, поэтому люди спустились на равнину, таким образом, колыбель древней цивилизации находилась там. Гималаи росли, и они спустились на равнину, представители арийской, ведической цивилизации. Постепенно они заселили эти равнины. На берегах Сарасвати место, где начиналась ведическая цивилизация и постепенно распространилась повсюду, Восточная Бенгалия, Ганга, эти места и также Южная Индия частично.

Сарасвата-брахманы – особая группа брахманов, носителей ведической культуры. Прежде они были обитателями гималайских вершин и постепенно спустились на равнины. Но это Чайтанья Сарасвата, это не Сарасвата-брахманы. В линии «Бхагаватам» Чайтаньядев распространил среди всех ачарьев, единственный, кто проповедовал Божественную Любовь научным, развитым образом. Он показал пятую цель жизни – обретение любви и нежности к Господу Кришне. Кришна является Владыкой любви, наиболее сокровенная ипостась Бога, Его высочайшая концепция, взаимоотношения с Ним – это взаимоотношения любви и это высочайшее достижение для всех душ. Такое учение низошло в мир, Чайтанья Сарасваты, не иные Сарасваты, но Чайтаньянуга Сарасваты, последователи Чайтаньядева, Сарасваты, принадлежащие к школе Шри Чайтаньядева, Чайтанья Сарасваты. Сарасваты – последователи Шри Кришна Чайтаньядева, те, кто утверждены в Сознании Кришны и Его наставлениях. Сарасвата, их направление – звук. Сарасвати означает вани, слова, сокровище слов, те, кто передают слова, работают с ними, со звуком. Звук означает нам, шабда, они имеют дело с Божественными звуками, их долг – передача Божественного звука. О какого рода Божественности идет речь? Кришна Чайтанья, Сознание Кришны, передача звука – это их миссия. Сознание Кришны, ISKCON, я спросил Свами Махараджа: «Вам очень нравится это название, ISKCON, но почему вы назвали так свою миссию?» Сознание Кришны, Кришна Чайтанья, Сознание Кришны – это философское, онтологическое выражение.

# 40:40

Стадии санньясы

В санньясе также присутствуют четыре стадии: кутичак, первая стадия, она означает, что человек находится в уединении, скажем, в хижине, и он накапливает, утверждается в своём положении, затем уже начинает прачар. Бахудак вторая стадия, когда он изучает различные концепции. Он не должен оставаться в одном месте в целом, он всё время путешествует и встречается с разными людьми и разговаривает с ними о Кришне, о своей вере в качестве проповедника и окончательно утверждает свои позиции. Если какая-то оппозиция возникает, он имеет с ней дело и видит, что нет явления, которые превосходили бы то, что даёт ему его Гурудев, и его позиция становится прочной. Затем хамса третья стадия, где бы он ни находился, место не имеет значения, он извлекает из всего суть, служение Кришне. Он в полной мере осознаёт, что всё связано с Кришной, принимает подлинный стандарт чистоты. И парамахамса, он уже утвержден. Он не может не видеть, что всё связано с Кришной, что бы ни приходило к нему, он связывает это с Сознанием Кришны. Он не может быть обеспокоен каким-либо внешним влиянием, парамахамса. Следуя указанию Гуру, ниргуна, такая позиция.

Мы получаем мантрам, их смысл. «Я предназначен для чего?» Формула, моё будущее, какой должна быть моя цель, моё стремление – всё это заключено в мантре. Обычно мы начинаем с Гуру Пуджи, связь с посредником, мы обретаем счастливые взаимоотношения с ним, сначала Гуру, затем Гауранга, Абсолют в форме Гуру, Вайшнава Гуру, Бхагават Гуру. Сваям Бхагаван нисходит величественным образом, чтобы выполнять функцию Гуру, Гауранга вселенский Гуру, Сам Абсолют нисходит в форме Гуру. То есть вначале наши отношения с Гуру и Гаурангой устанавливаются. И далее куда они нас ведут? Все это заключено в формуле, мы видим, что они направляют нас к Кришна-концепции Вриндавана. Не к Нараяна-концепции, но видение Вриндавана исключительным образом, Вриндаван Кришна, каишора Кришна, играющий с гопи. Не Дварака, Матхура, Курукшетра, Кришна «Гиты». Мы должны переступить этого Кришну и прийти к Кришне «Бхагаватам». Но даже Кришна «Бхагаватам», Дварака, мы оставляем Двараку в стороне и приходим прямо во Вриндаван. Как улучшить своё положение? Если обратиться к крупному капиталисту, заключить с ним соглашение, тогда ваш бизнес может процветать, развиваться. У вас меньший капитал, вложив эти скромные средства в более крупный бизнес, вы можете надеяться на успех с помощью этого крупного капиталиста.

# 48:25

Руководство великих Вайшнавов

Садху и шастра, два явления, садху – живой посредник, активное начало, шастра – пассивное начало, садху-шастра-крипа. Первоисточником Кришна-бхакти является садху-санга, Кришна-бхакти возрастает благодаря помощи садху. Этот принцип садху-санги остаётся неизменным на всех стадиях с самого начала возникновения преданности Кришне вплоть до стадии окончательного достижения. Мы всегда нуждаемся в помощи некой высшей личности, только с её помощью мы можем продолжать совершать наше служение, поэтому общество садху – ключевой фактор. Даже на стадии окончательного достижения прямая связь с Кришной отсутствует, служение осуществляется через садху, Его слуг. Мы служим Кришне под их руководством, садху-санга всегда имеет первостепенное значение. Почему столь подчеркивается Вайшнава-сева? Можно подумать, что мы хотим самого Господа. Зачем нужно посредничество, зачем кто-то должен вставать между мной и Господом? Я привожу пример телескопа, множество линз. Даса, даса, ану даса это своего рода телескопическая система. Столь многие доброжелатели пекутся о моём благе, они всегда пытаются способствовать моей удаче. В этом мире люди стремятся иметь множество слуг, ожидающих их приказаний. Человек занимает высокое положение, если имеет множество слуг, но в том мире у нас есть множество доброжелателей, которые пекутся о моём благе, множество Гуру, и это удача – иметь множество доброжелателей, которые беспокоятся о моём интересе. Гуру-парампара, руководство великих Вайшнавов.

Вначале нам кажется, что нам не нужны Вайшнавы, мы хотим непосредственно к Бхагавану. Но крипа, благословения Вайшнавов. Нам кажется, что это что-то странное: почему эта милость Вайшнавов столь важна, как нам говорят? Нама-апарадха, первое оскорбление Святого Имени, принижение положения садху, первое предостережение такого рода нам даётся. Эти Вайшнавы являются нашими доброжелателями в высочайшей степени, не следует оскорблять или пренебрегать ими, преуменьшать их значение. Их доброта превосходит наше воображение. Они рассматривают нас как собственность их Владыки, с этой точки зрения они любят нас. Мы всегда должны быть осторожны, не вести себя недолжным образом по отношению к ним. Если мы совершаем преступление против них, тогда всему явлению, всей нашей жизни в преданности приходит конец. Он даёт нам это богатство, а мы оскорбляем его. Как такое возможно? Это немыслимо, поэтому мы должны быть осторожны в этом отношении, первое оскорбление – садху-нинда.

# 55:08

Милость Шри Нитьянанды Прабху

Нитьянанда Прабху обладает специфической природой: тех, кого Махапрабху отвергает, Нитьянанда Прабху оставляет при себе. Кала Кришнадас совершил нечто предосудительное, и ради нашего наставления… Это было на Юге Индии, в Канади. Жители тех мест очень красивы, мужчины, женщины, цвет их кожи, лица, тела очень привлекательны. С Кала Кришнадасом случилось прискорбное происшествие там, когда он путешествовал в обществе Махапрабху. Махапрабху сказал: «Я спас его из рук этих батахари, представителей этой секты, и он может ступать куда хочет, он совершил проступок». Но Нитьянанда Прабху дал Кала Кришнадасу служение. Он сказал: «Иди к Шачи Деви и сообщи ей, что Махапрабху благополучно вернулся после двухлетнего путешествия по Южной Индии». Он направил его к Шачимате. Подобный эпизод случился в наши дни с одним брахмачари, он был изгнан из Матха. После этого происшествия он жил за пределами Матха, после того как Тиртха Махарадж уехал из Мадраса, он пришёл ко мне и Хаягриве Брахмачари и попросил прощения. Мы сказали, что Гуру Махарадж скоро приедет, приходи к нему. Когда Гуру Махарадж приехал дать лекцию, брахмачари пришёл к Гуру Махараджу, Шриле Сарасвати Тхакуру. Мы сказали:

– Этот юноша хочет остаться здесь, в Матхе.

– Махапрабху отверг Кала Кришнадаса. Я не могу принять его после того, что случилось. Но Нитьянанда Прабху оставил его, не лишил его милости, даже дал ему служение, поэтому вы должны оставить его при себе, – ответил Гуру Махарадж.

– Вы наш лидер, вы не можете принять его. Как же мы можем его принять?

– Я не могу принять, но вы должны оставить его.

Это особое положение, линия великодушия, беспричинной милости. Нужно обратиться в ведомство милости. Есть обычное ведомство. Если в обычном департаменте пациенту отказывают: «Нет, мы не можем заняться этим случаем», тогда он должен отправиться в другой департамент, в котором его могут принять, – департамент милости. Нечто непостижимое: слуги более великодушны, чем господин.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1983-01-25

«Высшее благо»

1983-01-26

«Божественная Любовь и Красота»

1983-01-30

«Природа Души»

1983-01-31

«Передача духовного знания»

1983-02-01

«Святые места»

1983-02-06

«Онтология Любви»

1983-02-07

«Любовь иррациональна»

1983-02-11

«Разлука»

1983-02-12

«Путешествие в Мир преданности»

1983-02-13

«Поиск самого себя»

1983-02-14

«Отречение»

1983-02-18

«Вера выше знания»

1983-02-19

«Гуру»

1983-02-20

«Триданда Махапрабху»

1983-02-21

«Истории жизни Мадхва Ачарьи, Ямуна Ачарьи и Рамануджа Ачарьи»

1983-02-26

«Сознание»

1983-03-02

«Взаимоотношения наставника и ученика»

1983-03-04

«О низменности употребления наркотических веществ»

1983-03-08

«Красота Господа»

1983-03-16

«Жизнь Рупы и Санатаны»

1983-03-17

«Истинная жизнь возможна только в том измерении»

1983-03-20

«Вишну-таттва»

1983-03-28

«Госвами Махарадж представляет Шридхару Махараджу новую книгу»

1983-03-29

«Умереть чтобы жить»

1983-03-30

«Концепция Махапрабху»

1983-03-31

«Высшее устремление»

1983-04-01

«Градация священных писаний»

1983-04-02

«Культура проповеди»

1983-04-15

«Влечение – это суть всего»

1983-04-16

«Непредсказуемый Господь приходит, чтобы спасти нас»

1983-04-17

«Безопасное положение – связь с Высшей Личностью»

1983-04-23

«Дух служения»

1983-04-25

«Освобождение Души»

1983-04-29

«Мы не можем обмануть Бога»

1983-04-30

«Природа религии»

1983-05-04

«Рабство Абсолюту — высшее положение свободы»

1983-05-05

«Душа – частица Вечной потенции Господа»

1983-05-06

«Смирение – квалификация преданного»

1983-05-08

«Абсолютная и относительная точка зрения»

1983-05-09

«Самое ценное явление»