«Градация священных писаний»
«Градация священных писаний» | Лекция Б.Р. Шридхара Свами от 1 апреля 1983 года
- Типы служения (00:00)
- Махапурана – «Шримад Бхагаватам» (04:33)
- «Курма-пурана» (20:16)
- Намабхаса — нечистое воспевание Святого Имени (22:16)
- Все связано с Кришной (24:01)
- Негативная сторона Намабхасы (26:37)
- Апракрита – высочайшая концепция (30:45)
Градация священных писаний
# 00:00
Типы служения
Шридхар Махарадж: Антаранга означает «сокровенный» или «внутренний», удовлетворение наиболее сокровенных чаяний, утоление, служение друг другу. Это настроение неизбежно. К реалиям можно подходить в духе эксплуатации или в противоположном настроении – подходить ко всему в духе отречения, равнодушия, а третья позиция, третья форма жизни будет: сообщаться со всем в духе служения. Это служение в целом бывает двух типов: вначале почтительное, а в высшем измерении очень дружественное, фамильярное и продиктованное сокровенными, очень личными чувствами в мадхурья-расе. В других расах также. В ватсалья-расе Яшода наказывает своего сына. Если кто-то хочет сделать это, имитировать Яшоду, то будет большая дерзость и пренебрежение целым. Когда человек находится на уровне Яшоды, испытывает нежность к Кришне, интенсивное нежное чувство, любовь, он может это делать. Но если человек, находящийся на обычном уровне, имитирует Яшоду, то это будет самоубийственно и приведет к краху и самообману. Это всё будет выдумкой, порождением ума. «Я искал так долго, но не нашел ничего особо экстатичного», оскорбление приведет к падению. Ученые заняты поиском истины. Если человек не совершает свое движение последовательно, шаг за шагом, его путешествие заканчивается ничем, он говорит: «Я ничего не нашел» и возвращается обратно.
Аранья Махарадж, который час? Девять? Я должен совершить функцию дикши, на этом я остановлюсь.
# 04:33
Махапурана – «Шримад Бхагаватам»
«Шримад Бхагаватам» считается Махапураной: в «Бхагаватам» присутствуют все десять признаков Пураны.
Преданный: То есть Махапурана – это только «Бхагаватам»?
Шридхар Махарадж: Да, поскольку существует 12 критериев, которым отвечает только это произведение. Вначале четыре главных симптома, затем, если проанализировать, получается 12 критериев. А шрути, Веда, истина откровения, не подкрепляет утверждения, содержащиеся в ней, какими-то аргументами. Темперамент ведических наставлений таков. Веда просто говорит: так-то и так, нет необходимости в этом измерении жизни в аргументации, нет сомнений, нет подозрений и нет тьмы. Только искренняя нежность отца к сыну, поэтому не возникает вопроса о таком темпераменте. Шрути – это указание: делай то или так-то и так, императив. Смрити – это примерно как сестра, подобна сестре. Смрити переводит истины Вед на язык нашей повседневной, практической жизни и такое настроение, доброжелательные советы. В нашей повседневной жизни, направляемой… Подобно тому как отец говорит дочери: «Дай моему сыну такую-то пищу», она дает, и он принимает.
Пураны подобны друзьям, которые рассказывают поучительные истории: такой-то человек совершил то-то и получил соответствующий результат. Таким образом, подобно друзьям, Пураны помогают нам, иллюстрируя различные истины всевозможными историями. Так Пураны влияют на нас, как друзья, в дружеском духе. Существует также этика, они подобны тому, как жена что-то сладостно объясняет мужу, подсказывает. Она говорит: «Вот это лучше не делать». И еще один стих. Шрути, смрити, Пураны, и еще есть тантры. Тантры совершают какую-то практику таким образом, чтобы скоро этой практике пришел конец. Совершая определенный процесс, ты получишь избавление от этого явления. Например, пациент не всегда может принимать лекарства в чистом виде, тогда лекарство смешивают со сладостью и дают ему, в итоге он избавляется от болезни. Тантры подобны этому. Мы к чему-то склонны, и объект привязанности окрашен в такие божественные тона, и нам рекомендуют это явление с тем, чтобы очень быстро мы избавились от этой привязанности, такова тантра.
Но Веда именуется буквально «три точки ухода», они подобны отцу, который говорит своему сыну: «Делай это». Различные разделы подобны друзьям, отцу, сестре. Пураны, еще существует ньяя, веданта. В «Шримад Бхагаватам» мы находим все это. Подобно Веде, «Бхагаватам» иногда указывает не объясняя, иногда присутствует тарка или юкти, логика. Шесть школ философии, которые мы находим в Индии, ньяя, логика, Веданта Вьясадевы также, все представлены. Это ньяя, логическим образом. В «Бхагаватам» присутствует ньяя, шрути, Пураны, дружеский совет и также тантрический: делай что-то таким образом, чтобы ты избавился от привязанности к этому явлению, тантра также присутствует в «Бхагаватам». Таким образом, все возможные свидетельства даны в «Шримад Бхагаватам», поэтому «Бхагаватам» есть Махапурана.
Ни одна другая Пурана, ни одна другая шастра не является столь же аутентичной, как «Шримад Бхагаватам», поэтому Джива Госвами выбрал «Бхагаватам» в качестве единственной праманы, свидетельства, которое способно помочь нам. И почему именно «Бхагаватам»? Он объяснил это, назвал десять видов свидетельства, и один за другим он показал в них изъяны. В конечном счете он принял шрути – то, что было явлено с начала мира от Кришны к Брахме. Через творца мира это знание передалось сюда – это шрути. И после махаджаны, которые низошли из высшего мира, чтобы помочь обитателям этого мира, также являются источником свидетельства, а все подтверждения Истины или свидетельства об Истине дефектны. Так Джива Госвами пишет в первой части своей «Бхагавата-сандарбхи», где он затрагивает тему эпистемологии. Он перечисляет десять видов свидетельств, отвергает их один за другим, показывая их дефекты, и оставляет шрути и махаджан – два главных свидетельства.
Мы совершаем что-то, затем упускаем, неспособные распознавать что-то, – это тоже дефект. Инструменты, посредством которых мы исследуем Истину, также несовершенны, могут привести к нашему вечному заключению, инструменты несовершенны. Мы имеем предрассудки, которые не позволяют видеть Истину, мы не можем быть беспристрастны, поэтому мы не распознаем факты, нам мешает предубежденность. Эти четыре явления – враги правильных заключений, и, если эти критерии применить к другим праманам, все они оказываются ущербными. Только два источника остаются надежными – шрути и махаджаны. Так он пишет в первой части своей «Бхагавата-сандарбхи», посвященной эпистемологии, онтологический поиск, анализ. В этом трактате он показывает, что почти все иные свидетельства ущербны и только «Бхагаватам» отвечает критериям подлинного и высшего свидетельства. Ответы, данные Верховным, Существом, Высшим Началом. Он великий пандит, он сказал: «В «Бхагаватам» присутствует 12 отличительных черт, а в других Пуранах есть только шесть. Шесть особых, дополнительных характеристик, говорят в пользу «Шримад Бхагаватам». И если мы примем истинные утверждения «Бхагаватам», то будет высший стандарт Истины.
Шрути, смрити, ньяя, тантра. И «Шримад Бхагаватам» признана в качестве шрути. Брахман, Параматма, Бхагаван, шесть частей «Бхагавата-сандарбхи» Дживы Госвами. В первой части он проанализировал природу видов возможных свидетельств, что следует считать подлинным свидетельством, логическим доказательством. Далее – вторая часть – три концепции Высшего Существа. Во-первых, он рассматривает Бхагавана. «Бхагавата-сандарбха» названа так потому, что в ней описывается Бхагаван. Второе – Параматма, связанная с дживатмой, в этом разделе описана природа дживы, об этом речь идет в третьей части. В четвертой части он описывает природу Кришны, высшую стадию теизма, высшее проявление Абсолюта. А в пятой части он описывает средства достижения цели. Он описывает йогу и отвергает всё. Только преданность принимается в качестве средства, ведущего к цели. В четвертой части описана цель жизни – любовь к Кришне. Не освобождение, не любые иные достижения, но только любовь к Кришне – высшая цель нашей жизни. Если человек обладает знанием этой книги, он способен во всем мире видеть Кришну, преданность и утвердить истину, согласно которой Реальность существует сама по себе, и истину, согласно которой необходимо «умереть, чтобы жить». Немецкий ученый Гегель: «Следствие не способно контролировать причину, но причина способна контролировать следствие».
# 20:16
«Курма-пурана»
Преданный: А каково значение «Курма-пураны»?
Шридхар Махарадж: Значение – знание, которое исходит из инкарнации Курмы, – это и есть «Курма-пурана». десять аватар вы знаете: Матсья, Курма, Вараха, Нрисимха, таким образом. Они пришли и дали особые советы, и главным образом эти советы заключены в этих Пуранах. Эта Пурана известна как «Курма-пурана», есть «Нрисимха-пурана», «Вараха-пурана», «Матсья-пурана». В этих образах Господь дал подобные наставления, они были записаны до известной степени и образовали собой эти книги. «Нрисимха-пурана» – это советы Нрисимхадева, основные положения представлены в этой книге.
Преданный: «Курма-пурана» считается саттвичной?
Шридхар Махарадж: Саттвика-пурана, я покажу тебе, есть книга под названием «Гаудия-кантахара». Там упомянута классификация Пуран: саттвика, раджасика, тамасика.
# 22:16
Намабхаса – нечистое воспевание Святого Имени
Преданный: Гуру Махарадж, когда Шри Чайтанья Махапрабху учил грамматике в связи с Кришной – это лила, а когда Джива Госвами написал «Хари-намамрита-вьякарана», это экспансия той же самой лилы?
Шридхар Махарадж: Намабхас объясняется там. Есть некоторые различия. Если эти различия убрать, то это прямое на основании намабхаса. Намабхас – это… На высочайшей стадии видно, что всё связано с Кришной. На низшей стадии даже особые реалии, которые рекомендуются в качестве помощи в развитии Сознания Кришны, являются неясными. Но когда человек достигает высшей стадии реализации, тогда все и вся пробуждает у него памятование о Сознании Кришны.
Преданный: То есть намабхас – это более отдаленное, туманное.
Шридхар Махарадж: «Дхату-сутра», все и вся напоминает о Кришне, можно проследить Его присутствие, и это явление не повсюду, это намабхас, приближение.
Преданный: Но подход Махапрабху, то, что Он дал в Кришна-самбандхе, в связи с Кришной…
Шридхар Махарадж: Это прямое, все имеет связь с Кришной, без Его поддержки, связи с Ним ничего не может быть. Никакая иная реалия не может существовать какой-бы она ни была. Любая реалия должна иметь некую связь с Кришной, и мы должны проследить эту связь, и если есть какой-то… «Я готов бросить вызов любому ученому в Навадвипе, пусть они приходят ко Мне. Я утверждаю, что всё связано с Кришной. Пусть все они приходят ко Мне, и Я покажу им, что без Кришны эти реалии не могут существовать. Любое связующее звено в конечном счете приводит нас к Первопричине, поскольку Он связан со всем в бытии, таково Мое мнение. Я бросаю вызов всем ученым», таким было Его..
Преданный: А в случае Дживы? «Намамрита-вьякаран» – это несколько иная концепция.
Шридхар Махарадж: «Намамрита-вьякаран», намабхас – это большее приближение, если вы обретете намабхас так или иначе. Это не факт, что все совершают намабхас, нет гарантии, что это намабхас, не обязательно. Но он может прийти, в противном случае каждый, кто призывает Имя, должен был бы быть освобожденным, мукта, но они не обретают освобождения. Поэтому тот, кто совершает намабхас, иногда мы видим, намабхас может помочь нам достичь освобождения, но это Его воля. Вовсе не так, что любой, кто призывает Имя, к нему является намабхас, не так.
Преданный: Гуру Махарадж, намабхас, как Шрила Прабхупада описывал, это нечистое воспевание Святого Имени. А каково негативное качество намабхаса?
Шридхар Махарадж: Негативное – человек пытается получить паспорт, но не визу. Благодаря паспорту он может приехать на границу, но, только получив визу, он может получить позволение выехать в другую страну. Благодаря намабхасу человек может получить паспорт, по которому он может ездить повсюду, и это право не дается всем и каждому. Предположим, граница, если у человека есть особое разрешение от правительства, он может приехать на границу, посетить приграничную зону. Потому что там есть некие военные объекты, далеко не всем гражданам страны позволено их наблюдать. Скажем, вы живете в Восточной Германии, и она не позволяет всем своим гражданам совершать инспекцию границы. Западная Германия не позволяет всем своим подданным приезжать на границу с Восточной Германией, потому что там есть некие секретные объекты. Но если кому-то дается особое правительственное разрешение, если это надежный человек, тогда он может побывать на границе. Не всем, но кому-то позволяют отправиться и совершить инспекцию границы, военных объектов, далеко не всем, нечто в этом роде.
Благодаря намабхасу вы можете достичь пределов материального мира, границы, но вы не сможете пересечь ее. Пересечь – означает достичь другой земли, Вайкунтхи. Только благодаря служению, визе, мы можем ступить на ту землю. Каков смысл визы? Виза – это сертификат, который будет дан вам в том случае, когда вы не только не представляете угрозы, но представляете интерес для этой другой страны, тогда вам будет дана виза. Когда мы хотим совершать служение, давать что-то чужой стране, тогда нам позволяют въехать, – это бхакти, преданность, жертвенность, служение. Существует главным образом нама-апарадха и изредка намабхас. А шуддха-нам означает, что мы должны иметь тенденцию жертвовать собой, чистую тенденцию жертвовать собой, севон-мукхата.
# 30:45
Апракрита – высочайшая концепция
Когда севон-мукхата присутствует, тогда нам могут позволить достичь окончательной земли, где все ее обитатели служат, а не наслаждаются. Они призваны служить, а не наслаждаться. Чем бы они ни занимались, как бы внешне это ни выглядело. С нашей точки зрения мы можем подумать, что они тоже наслаждаются подобно нам, но это не так, это не факт. Они встречаются только в рамках игры, жертвенности, с целью служить. Даже соединение мужа и жены также не в духе наслаждения, а в духе служения. Если мы способны помыслить реалии подобного явления, тогда мы можем понять природу Вриндавана, что есть Вриндаван. Все пребывают в настроении служения, без этого настроения никто не может ступить на ту землю. В целом мы видим: муж наслаждается женой, но жена тоже наслаждается посредством этого. Может быть, меньше, агрессивно и пассивно, но в полной мере без духа наслаждения. Скажем, жена может не иметь агрессивного настроения, но она разделяет наслаждение и, возможно, чувствует удовлетворение от пассивной и покорной позиции, от отношения служения и пассивности. Но дух служения должен оставаться, в противном случае доступ невозможен. Схожим образом, похоже, но не то же самое, апракрита. Пракрита значит «бренное, мирское», но это явление не мирское. Апракрита – это высочайшая концепция, Вриндаван. Подобно бренному миру, но не мирское, прямо противоположное – в духе служения, это возможно. То же самое – соединение мужчины и женщины. Совокупление с проституткой осуждается, но соединение в рамках семейной жизни…
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.