«Новости этого мира» 1982.11.25.B82.11.26.A
Новости этого мира
Шридхар Махарадж: Посетить и постараться обрести садху-сангу, источник, обрести связь с посредником Божественного. Слушая об этих Божественных реалиях, я постараюсь поддерживать связь с личностями, к которым испытываю наибольшее влечение, постараюсь вручить себя этому источнику и обрести благо, таким образом. Поиск, столь многие жизни, многие рождения и смерти остались позади, мы приходим в этот мир и уходим из него. Теперь же мы получили шанс, перспективу светлого будущего, мы должны постараться воспользоваться этой возможностью. Блуждая повсюду, пытаться найти, где источник этих лучей; и к какому явлению я испытываю наибольшее влечение, я постараюсь обрести связь с ним и утвердиться в этом положении, совершить прогресс в направлении этой обители. Если в двух словах, то продолжать поиск, анусангам, где я обрету насыщение, где я сумею утолить мои внутренние, сокровенные чаяния. Отвергая желания поверхностного наслаждения, мы должны заниматься поиском внутренней полноты жизни, насыщения, поиск, поиск, джигьяса, анусангам. Где это нечто, кто способен удовлетворить мою внутреннюю жажду, ответить на мои вопросы? Чего я хочу? Я блуждаю в различных измерениях жизни, но какова моя истинная нужда, что способно удовлетворить меня, жизненная полнота? Есть те, кто говорит: «Мы ищем силу, власть, могущество, они способны удовлетворить нас», но преданные Кришны утверждают, что нет, ты ищешь Любовь, Красоту, не силу. Сила не способна удовлетворить тебя, но Красота, Гармония, Любовь, они способны утолить твою жажду. Красота контролирует целое, не сила, нас привлекает такого рода образ мысли, концепция понимания, эти люди стремятся к концепции Кришны. Кришна контролирует всё и вся сладостным звуком своей флейты, он настолько сладостен, что никто не может не ответить на зов этой флейты. Она извлекает из сердца самую суть: «Я здесь, Я здесь». Я хочу этого явления, уже множество жизней я ищу это сладостное измерение и внутреннее подтверждение придет.
Преданный: Махарадж, Пураны содержат исторические повествования…
Шридхар Махарадж: Пураны содержат исторические повествования различных типов. Существуют тамасика-пураны, они описывают историю определенного типа, чтобы призвать тебя к достижению цели этой пураны. То же самое справедливо в отношении раджасика и саттвика-пуран, но «Бхагаватам» есть ниргуна-пурана. Она призывает нас к достижению Высшей Обители, находящейся выше этого феноменального мира: саттвика, раджасика, тамасика, – измерение ниргуна.
Преданный: В таком случае какое место занимают Упанишады, куда они ведут?
Шридхар Махарадж: Смысл термина пураны имеет два значения. Пураны носят вспомогательный характер по отношению к Ведам и Упанишадам. Пурана означает «то, что помогает постигать смысл Вед», вспомогательный характер. С другой стороны пурана означает «древний», это также смысл термина пурана. То, что мы находим в Ведах, то, что Истина, описание которой пришло в момент творения этой брахманды. Но до этой брахманды существовали многие другие вселенные, они были сотворены и уничтожены в своё время. Но в Пуранах риши рассказывают нам о многочисленных исторических эпизодах, которые имели место быть до сотворения этой брахманды. В Пуранах описаны многочисленные эпизоды, которые не упомянуты в Ведах, предыдущие творения. Некоторые риши собрали эти истории, относящиеся к различным брахмандам, ты понимаешь?
Преданный: Да, а как эти Пураны пришли к нам?
Шридхар Махарадж: Они пришли из различных источников. Риши, которые жили в тех брахмандах, их опыт был таков, риши, которые были жителями прошлых брахманд и сейчас также находятся здесь, они рассказывают нам об этих событиях. В Ведах мы находим… В Пуранах рассказывается о явлении Вамана-аватара, как Он тремя шагами пересек вселенную, историю Вамана-аватара и Бали Махараджа, но в Ведах эти события лишь вскользь упоминаются в двух словах. Но полная история представлена в Пуранах, и это опыт риши, живших в прошлых брахмандах, многочисленных брахмандах прошлой эпохи, и живущих в этой брахманде также. Прямое откровение на основании опыта.
Преданный: То есть одна и та же история дается в «Бхагаватам» и других Пуранах, да?
Шридхар Махарадж: Да, она цитируется Дживой Госвами. Если ты хочешь понять природу этих вещей, ты должен изучить сандарбхи Дживы Госвами. Его произведения, сандарбхи, предназначены для ученых, тех, кого не интересует знание, учёность. Те, у кого есть вкус, те люди, следуя своему вкусу, могут развивать его, им не обязательно изучать эти книги, сандарбхи, в которых природа Истины объясняется с помощью логики и рассудка, это то, что сделал Джива Госвами. Я написал поэму о Бхактивиноде Тхакуре, 11 стансов, и наш Гуру Махарадж давал высокую оценку этой поэме. В ней я написал следующее: «Высочайшее достижение нашей жизни есть Радха-каинкарьям». Как мы приходим к этому явлению, описано в данной поэме. Явление, которое было санкционировано Шри Гаурангой, сварупа-видитам, и было по достоинству оценено Сварупой Дамодаром. Квинтэссенция этого явления была известна. Санатана Госвами наслаждался его вкусом, Рупа Госвами непосредственно распространял это явление, оно было раздаваемо Рупой и его последователями. А Рагхунатх и его последователи переживали вкус этого явления к своему вящему удовлетворению и также усиливали этот вкус, добавляли к нему нечто. Джива, Баладев и другие защищали это явление с помощью цитат из шастр и здравого смысла, защищали эти нектарные советы от предателей, аула, баула, картабхаджа, которые утверждают: «Это то, что дали Махапрабху и Рупа Госвами». Нет, мы стражники, хранители врат, мы не позволим вашим низменным мыслям смешиваться с этими чистыми реалиями. Мы защищаем его, это явление должно быть такого-то и такого качества. Ваши низменные качества – имитация, а это реальное явление. Таким образом защита была дана Дживой Госвами, Баладевом, его комментариями к Веданте, столь многими ссылками на шастру. Таким образом он защищал то, что было дано Рупой Госвами по указанию Махапрабху. Всесторонняя защита этой высшей расы, чтобы низменные мысли не могли проникнуть туда и осквернить это явление.
Затем Шука, Шива, Брахма, Уддхава выражают почтение этому явлению на почтительном расстоянии. И каково это явление? Служение Шри Радхике, Высочайшей Служанке Шри Кришны. «Ты, Бхактивинод Тхакур, способен привести нас к этой сокровенной субстанции, ты способен дать ее нам», таково положение высшего прекрасного служения, санкционированного Махапрабху. Его подлинная ценность была известна Сварупа Дамодару. Рамананада Рай высоко ценил его, а Рупа был назначен раздавать это явление массам. Его последователь, Рагхунатх, наслаждался вкусом этого явления и что-то добавлял к нему. Его последователи, Джива, Баладева, пришли, чтобы охранять это явление, оно трансцендентно, бренным реалиям, имитации не следует позволять проникать и осквернять это явление. Это Джива Госвами, автор «Бхакти-сандарбхи», он написал «Сат-сандарбхи». Ты должен прочитать ее, тогда твой интеллектуальный аппетит будет утолен.
Преданный: Профессор Саньял написал хорошие книги, он написал буклет, который, как я слышал, высоко ценил Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Маленькая брошюра, критикующая попытки ученых обоснования 10-й песни «Бхагаватам», Кришна-лилы.
Шридхар Махарадж: Кто? Профессор Саньял критиковал?
Преданный: Да, критиковал попытки ученых по-своему интерпретировать Кришна-лилу, различные объяснения…
Шридхар Махарадж: Да, если ты изучишь книги профессора Саньяла, это будет хорошо.
Преданный: Но мой вопрос таков: он написал такую маленькую брошюру, которая сравнима с идеями Дживы Госвами, с представлением, согласно которым он защищал…
Шридхар Махарадж: Я могу рекомендовать тебе, стандарт его книг не то же самое, что стандарт книг Дживы Госвами. В целом я могу одобрить изучение книг профессора Саньяла, но если любые сомнения возникают, то ты можешь делиться со мной.
Преданный: А что это была за книга, что добавили Рагхунатх и его последователи?
Шридхар Махарадж: Они прояснили положения Радха-дасьям, служение Шри Радхике, лучшей служанке Кришны, сфокусировать наше внимание на этом явлении. Саньял, прославляя Гурудева, однажды сказал: «Я не знаю Кришну, поскольку вы говорите, поклоняться Кришне, я поклоняюсь Ему», – он говорил своему Гурудеву. – «Поскольку вы говорите, что я должен искать Кришну, поэтому я ищу Его. В противном случае ты всё и вся для меня», ты, Гурудев (имеется в виду, Гурудев есть Радхарани). Однажды на Радха-кунде, мы слышали, один джентльмен, влиятельный человек в той местности, совершал обход. И один близкий ученик Прабхупады пришел к нему и сказал: «Прабху, эти люди тоже верят в Радхарани, они обходят Радха-кунду». Прабхупад заметил: «Они имеют веру в Кришну, и поскольку Радхарани – Его близкая подруга, они оказывают Ей почтение. Но наша позиция прямо противоположна, мы главным образом связаны с Радхарани, и поскольку Она хочет служить Кришне, именно поэтому мы тоже служим Кришне», понимаешь? Мы непосредственно связаны с Ней, мы частицы измерения служения, прямая связь, а полнота служения, негативная энергия, занята служением позитивному началу. Мы частицы этой негативной энергии, поскольку негативное служит позитивному, то с Кришной таким образом косвенная связь. Прямая связь со стороной служения, негативной половиной, понимаешь? Поэтому Радха-дасьям.
Мы вышли в поход с Именем Кришны, но когда мы приходим туда, оказывается, что мой непосредственный руководитель – Она, способная в высшей степени удовлетворить Кришну. Следуя Ее указаниям, мы сумеем служить Кришне в максимальной степени, но если мы попытаемся обойти Ее и служить Кришне непосредственно, мы окажемся в проигравших, понимаешь? Это явление было ясно дано Рагхунатхом Дасом. Он обращается к Радхарани: «Ты моя Госпожа, Ты всё и вся для меня, я хочу Кришну только рядом с Тобой, но если Тебя нет, то я не хочу Кришну, не хочу Вриндаван, Ямуну и всё остальное. Мне даже не нужен Кришна, если нет Тебя». Так частица негативной стороны, негативная энергия, даёт оценку всей полноте негативной энергии. Только полнота негативной энергии обладает связью с позитивным началом. Мы потенция, шакти, частицы энергии. Мы непосредственно связаны с потенцией в целом, совокупностью, а совокупность потенции непосредственно связана с позитивным началом. Поэтому наши усилия должны быть такого рода: служение Той, Которая служит. Почему и существуют две половины: подчиненная и господствующая, пассивная и активная. Сегодня я закончу на этом.
Логика, тарка, аргументы, о чём идет речь, в этом измерении, всё следует проверять, подозрение. Аргументы, подтверждения означают, что присутствует подозрение, поэтому следует использовать логику, но это очень низкая, нецивилизованная жизнь. Мы постоянно испытываем подозрения: «Меня обманут, меня обманут». Низкие люди могут жить в такой атмосфере. Но в высшей атмосфере никто не способен обмануть. Тарка, аргументы, здравый смысл, логика, проверка – всё это качества низшего измерения жизни. Если твоя мать дает тебе сладости и говорит: «Съешь конфету, мальчик», и ты должен проверить, нет ли там яда, то это очень печальная жизнь, в высшей степени нежелательная. Мне приходится использовать логику, не отравит ли меня моя родная мать. Что это такое? Какая прискорбная жизнь, варварская, в высшей степени дикарская. Мать дает ребенку сладость, а ребенок думает: «Вдруг эта конфета ядовита». Это нестерпимая жизнь. Однажды один джентльмен во время моей лекции в аудитории. Мир подозрений в высшей степени нежелателен, нестерпим, тарка, оценка: это хорошее, это плохое. Всё это низменные вещи, они отсутствуют в мире, о котором идет речь. Мир таков, что не имеет ничего общего с попытками проверить.
Преданный: Махарадж, не могли бы вы объяснить смысл этих строк…
Шридхар Махарадж: Кто ты?
Преданный: Партха Митра Дас. В «Махабхарате» есть стих (цитирует санскрит).
Шридхар Махарадж: Я не могу понять. Аранья Махарадж здесь? Что это за стих?
Преданный: Он спрашивает про стих из «Махабхараты».
Шридхар Махарадж: Какой стих?
Преданный: (цитирует санскрит)
Шридхар Махарадж: Говорится, когда братья Юдхиштхиры Махараджа и Драупади, жена, жили в джунглях, по условию они должны были несколько лет сохранять инкогнито. Если бы их узнали в этот период, им пришлось бы опять какое-то время жить в лесу и т. д. Такое условие, соглашение, которое было достигнуто в результате игры в кости. Они проиграли и были вынуждены отправиться в лес. Однажды они отдыхали под деревом. Юдхиштхир и все они почувствовали жажду, и он сказал: «Нужно найти воду, я чувствую жажду». Тогда первая Драупади пошла на поиски воды, но долго не возвращалась. Тогда младший брат [Сахадева], потом Накул, Арджун, Бхим – все отправились на поиски воды и никто не вернулся, и сам Юдхиштхир отправился на поиски воды и родных. Он увидел, там была тропинка в джунглях, которая вела к озеру. Он подошел к озеру и увидел, к своему изумлению, что его жена и братья плавали мертвые на воде. В чем дело? В это время там появилась птица, гигантская ворона, и она декламировала шлоку (цитирует санскрит). «Каковы новости, какое чудо в мире самое удивительное, каков путь, позволяющий спастись и кто действительно счастлив? Если ты ответишь на эти четыре вопроса, тогда я верну к жизни твоих друзей», – сказала птица. Юдхиштхир попытался ответить на эти вопросы:
1) Какова главная новость этого мира?
Юдхиштхира ответил: «Главная новость этого мира такова: безграничное время пленило эти души, схватило и варит их в огромном котле невежества. Все дживы плавают в котле невежества. Месяцы и времена года подобны плите, солнце представляет огонь, невежество подобно котлу, джива – содержимое котла, а вечное время управляет всем процессом, таким образом. Главная новость этого мира такова: все живые существа варятся в котле и испытывают тройственные страдания. Страдания, проистекающие изнутри, извне, от окружающего мира, наводнения, засухи, природные катаклизмы, – это одна разновидность страданий. Телесные страдания и страдания, причиняемые другими живыми существами. Дживы испытывают нестерпимые страдания, как будто они варятся в котле, кипящем на огне, такова главная новость этого мира».
2) Какое чудо в этом мире самое удивительное?
Юдхиштхира ответил: «Я вижу самым удивительным в мире то, что хотя люди видят, что все вокруг умирают и наши предки умерли, но мы не готовимся к неизбежной смерти. Мы идем в прямо противоположном направлении, пытаемся сохранить наше нынешнее положение и приумножить наши достояния». Смерть гарантирована, но мы не готовим себя к этому, мы идем в прямо противоположном направлении, пытаемся утвердиться в нашем нынешнем ненормальном положении. Птица заявила: «Да, я принимаю ответ, я довольна. А каков путь, ведущий к спасению?» – «По моему мнению, путь, ведущий к спасению, таков. Если мы обратимся к писаниям, мы увидим, что они содержат различные интерпретации. Под именем богооткровенной истины многочисленные явление даны нам. Также существуют многочисленные ученые, указывающие эти направления, по-разному интерпретирующие эту истину откровения применительно к нашей повседневной жизни, и существует градация. У каждого муни свое мнение, различные праманы, свидетельства, поэтому мы в растерянности, мы сбиты с толку, не можем понять, каков же путь, ведущий к спасению. Какова подлинная концепция нашего долга, мы не знаем». Я думаю, что здесь говорится: когда Господь нисходит сюда в качестве воплощения, тогда мы можем принять путь, рекомендованный Им, и то будет путь, ведущий к спасению, таков смысл этой шлоки. Птица была удовлетворена. Четыре брата и Драупади были возвращены к жизни, и они смогли напиться.
Преданный: Господь Брахма говорит (цитирует санскрит).
Шридхар Махарадж: «Пусть те, кто думает: «Мы всё знаем», пусть они ведут эти бредовые речи. Могу ли я сказать Тебе что-то большее, мой Господь? Нашим телом, умом и словами мы не можем измерить, оценить Твою безграничную природу ни в малейшей степени. Ты неведом и непостижим, Твои пути таинственны, неоценимы. Эти глупцы, которые провозглашают, что им все известно, пусть они бредят таким образом: «Я знаю, мы знаем». Но мое открытие таково: я не способен познать ни толики Твоего существа, пути Безграничного непостижимы, всё непостижимо, каждая точка, каждый атом. Таково моё открытие, безграничные характеристики». Но пусть глупые люди с барабанным боем провозглашают: «Мы знаем всё и вся», они глупцы. Таков смысл этой шлоки.
Преданный: Прабходхананда Сарасвати выражает этот идеал. (цитирует санскрит) Он говорит в одном стихе, что пытается понять в логике, изучающей ведическую литературу. Они комментируют писания по-разному.
Шридхар Махарадж: Я не могу понять стих, который он цитирует, но думаю, что это та же самая линия мысли, как и Сарвабхаума говорит: «Пусть они говорят в соответствии с их уровнем знаний: «Я обрел, я почувствовал, я пережил, я знаю»».
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.